Чиновники в очередной раз разработали план по выводу из тени малого бизнеса. Минфин обещает налоговые каникулы, патент на многие виды деятельности и амнистию прошлых грехов.

Минфин России анонсировал комплекс налоговых мер, направленных на вывод из тени российского малого бизнеса. В пакет вошли законопроекты, которые уже находятся на рассмотрении Госдумы и которые только разрабатываются чиновниками.

О шагах Минфина по легализации малого бизнеса в ходе Владимирского экономического форума рассказал глава министерства Антон Силуанов. Министр перечислил меры, которые по его мнению, могут повлиять на решение теневых бизнесменов работать легально:

  • повышение лимита доходов для использования упрощенной системы налогообложения;
  • налоговые каникулы для самозанятых граждан и индивидуальных предпринимателей;
  • расширение перечня видов деятельности, при которых возможна покупка патента.

Антон Силуанов сообщил, что чиновники знают о большом количестве граждан, которые занимаются собственным небольшим бизнесом не нелегальной основе. И готовы идти на встречу для вывода таких предпринимателей из тени. Власть готова простить им занятие неузаконенной предпринимательской деятельности и освободить от налогов на несколько лет. Зато потом чиновники ожидают от такого малого бизнеса работы по всем правилам.

Одной из самых привлекательных систем налогообложения для такого малого бизнеса Минфин считает возможность покупки патента. При такой форме уплаты налога бизнесмену не нужно вести бухгалтерию и отчитываться о полученных доходах. Он платит фиксированную сумму стоимости патента на определенный период работы и может не переживать о том, что ему предъявят еще какие-то претензии по налогам. Единственное ограничение в патентной системе налогообложения - ограниченное число видов деятельности, на которые она распространяется. Поэтому чиновники планируют расширить перечень видов деятельности на которые можно будет покупать патент.

Аналогичные меры предлагают и сами бизнесмены. В частности, уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов, который уже давно работает над проблемой самозанятых граждан, представил Президенту России Владимиру Путину программу «Экономика роста», разработанную в Столыпинском клубе. В этой программе уделено большое внимание проблемам малого бизнеса и необходимости его вывода из тени путем создания условий для развития и роста. В концепции, в частности, предусмотрено увеличение доли рабочих мест малого и среднего бизнеса до 60% от всего рынка труда в стране, а также программа льготного кредитования и субсидирования малых предприятий и индивидуальных предпринимателей.

Штрафы за предпринимательскую деятельность без образования юрлица или регистрации в качестве индивидуального предпринимателя предлагают ужесточить. Если нелегальный бизнесмен не желает выходить из тени, за это должен полагаться штраф в размере до 30 тыс. рублей. Такую инициативу подготовила группа депутатов-единороссов во главе с Владимиром Афонским (проект есть у «Известий»). Предложение уже поддержали в Минюсте и в думской фракции ЕР, при этом парламентарии рекомендовали коллегам всё же подумать о возможном снижении размера взыскания. Эксперты отмечают, что кнут без пряника работать не будет - необходимо создать условия, стимулирующие добровольный переход предпринимателей «на светлую сторону».

Поправки в Кодекс об административных правонарушениях подготовили единороссы Владимир Афонский, Виктор Дзюба, Николай Петрунин и Наталия Пилюс. Они предлагают повысить существующие штрафы за ведение бизнеса без госрегистрации в качестве индивидуального предпринимателя или в качестве юрлица - например, в форме ООО. Сейчас за это полагается взыскание от 500 рублей до 2 тыс. рублей (ч. 1 ст. 14.1). Согласно проекту, штраф на первый раз должен составлять от 5 тыс. до 10 тыс. рублей, а в случае повторного и последующего выявления нарушения - от 20 тыс. до 30 тыс. рублей.

Нововведение призвано поставить барьер для недобросовестных предпринимателей, пояснил «Известиям» глава экспертно-консультативного совета (ЭКС) фракции «Единая Россия» по взаимодействию с бизнес-сообществом Дмитрий Сазонов. ЭКС поддержал инициативу, после чего она получила одобрение координационного совета фракции. Вместе с тем оба совета рекомендовали авторам законопроекта подумать о том, чтобы снизить предлагаемый размер санкций.

Авторы законопроекта полагают, что для пресечения возможных нарушений действующих штрафов уже недостаточно. Размер этих взысканий меньше госпошлины, которая берется за регистрацию ИП и юрлица (800 рублей и 4 тыс. рублей соответственно), и штрафов для легальных бизнесменов - например, за несвоевременное предоставление данных о налогоплательщике (10 тыс. рублей). Кроме того, штрафы не повышались уже более 10 лет и за это время успели «обесцениться», говорится в пояснительной записке к документу. В этих условиях у нелегальных бизнесменов отсутствует стимул для выхода из тени, поскольку заплатить небольшой штраф - более выгодно. А потому число подобных нарушений растет. Например, в Тульской области в 2016 году было выявлено 98 случаев ведения бизнеса без госрегистрации, а за девять месяцев 2017-го - уже 128. По данным судебного департамента при Верховном суде РФ, в 2015 году суды рассмотрели более 140 тыс. дел по ст. 14.1 КоАП, а в 2017-м их было более 154 тыс. (в статистику входят также случаи предпринимательской деятельности без лицензии либо с грубым нарушением ее условий). По мнению депутатов, новшество будет способствовать росту сбора налогов и поддержит добросовестных бизнесменов, а также защитит граждан от товаров и услуг, предоставляемых «теневыми» предпринимателями.

При действующих сегодня штрафах «теневик» заплатит меньше, чем зарегистрированный предприниматель, даже если его будут привлекать к ответственности каждый месяц, отметила адвокат юргруппы «Яковлев и партнеры» Анна Бойцова. Вместе с тем регистрация ИП или юрлица добавляет обязанностей и ответственности. Однако для легализации бизнеса требуются всё же не репрессивные меры, а создание условий для добровольного перехода предпринимателей «на светлую сторону», считает она. Например, отдельный учет самозанятого населения с упрощенным порядком отчетности и пониженными платежами в бюджет или увеличение размера годового дохода, при котором предприниматель обязан платить дополнительные взносы в обязательные фонды.

Штрафы принесут желаемый результат только в случае разработки механизма идентификации самозанятых граждан, считает и член Ассоциации юристов России, адвокат Екатерина Мельник. Пока же велика вероятность введения необоснованных санкций для тех, кто иногда подрабатывает, но предпринимательской деятельности не ведет. Такое встречается довольно часто, подчеркнула она.

Для борьбы с теневым бизнесом нужно не ужесточать санкции, а создавать стимулы для развития, согласен председатель подкомитета по экономической безопасности ТПП РФ Валентин Игнатьев. По его словам, вести бизнес сегодня непросто, а нововведение лишь даст дополнительный кнут проверяющим.

Низкие штрафы играют на руку теневому бизнесу и приводят к тому, что проблема становится системной, признает сопредседатель «Деловой России» Андрей Назаров. Добросовестные предприниматели проигрывают конкуренцию, потому что вынуждены закладывать в стоимость своей продукции и услуг бюрократические и налоговые издержки. Но, с другой стороны, даже при штрафах в размере 30 тыс. рублей всё равно будет прибыльнее вести бизнес подпольно, считает он. Больший эффект, по мнению эксперта, дали бы такие меры, как упрощенная система налогообложения, устранение бюрократических препон и снижение контрольно-надзорного давления.

Современные методы выявления и пресечения незаконной предпринимательской деятельности неэффективны в контексте решения задачи «обеления» хозяйствующих субъектов, поэтому предлагаемое ужесточение значительным образом не повлияет на выход предпринимателей «из тени», считает первый вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин. При этом увеличатся риски окончательно отбить у населения желание пробовать себя в каком-то деле. Единственными инструментами, которые позволят эффективно сократить теневой сектор, являются специальные меры поощрения, считает он. Целесообразно установить специальные меры, которые будут стимулировать предпринимателей к регистрации отношений с государством. Такими мерами, отметил эксперт, могут стать освобождение от налогов на определенный период и в пределах определенного уровня заработка, создание условий для льготного кредитования, а также помощь в маркетинге и поиске клиентов.

Около трети российских малых и средних предпринимателей работают в сфере теневой экономики, не регистрируя свои предприятия или не платя налоги. Такие данные озвучил на форуме в Сочи президент Сбербанка Герман Греф. Вопрос о том, как вывести предприятия из "тени", обсуждался во время дискуссии на площадке форума "Легко ли быть предпринимателем? Взгляд бизнеса и власти".

В начале панельной сессии Герман Греф назвал ТОП-5 проблем, которые, по мнению российских предпринимателей, являются главными при открытии бизнеса. Ими оказались высокие налоги и разные не налоговые отчисления, нехватка квалифицированных кадров, необходимость сотрудничать с предприятиями теневого сектора и проверки фискальных органов.

Во время дискуссии организаторы постарались предоставить слово действующим предпринимателям, которые рассказали о тех проблемах, с которыми они сталкиваются, а затем дали ответное выступление представителям властных органов. Главной целью было создать возможность обеим сторонам услышать друг другу.

Сейчас часто приходится слышать о том, что давление контролирующих органов на предпринимателей стало немного меньше. На практике я мы не чувствуем этого, - рассказал генеральный директор "Логасофт" и учредитель еще 20-ти различных компаний, работающих в IT-сфере, Алексей Логанцов. - Приведу пример: с помощью контрольно-надзорных органов заказчик проверяет исполнителя, который является поставщиком продуктов питания. Контроллеры выясняют, что при промывке куриных яиц (перед приготовлением) с них исчезает штамп о годности санэпиднормам. И на основании этого - что смывается этот штамп - с поставщиком продуктов разрывают госконтракт. Или еще один пример: сотрудники ФНС не застают меня в офисе моей компании и на основании этого блокируют счета в банке. А мне надо зарплату платить сотрудникам именно в этот день.

Действительно, мы провели опрос среди 55 тысяч предпринимателей с целью выяснить проблемы, которые больше всего мешают им в ведении бизнеса, - сказал во время дискуссии министр "Открытого правительства" Михаил Абызов. - 65 процентов респондентов называли самыми большими проблемами часто меняющиеся правила игры со стороны проверяющих органов. 1/3 опрошенных наибольшей проблемой назвало коррупцию и еще 1/3 - коррупцию. Изменить сложившуюся ситуацию можно только при пересмотре всех устаревших норм и правил, которым обязуются следовать предприниматели. Мы хотим перейти на другую ментальность госконтролеров при проверках. Контролер - это не палач бизнеса, а помощник при создании безопасной системы работы.

Заместитель председателя ФНС Даниил Егоров, выступая на дискуссии, в свою очередь, поблагодарил предпринимателей и сказал, что фискальных служб информация о некорректной работе контроллеров - возможность исправить ошибки, возможность обновления. По его мнению, реальности российской экономики часто далеко опережают представления о грамотном и цивилизованном надзоре за предприятиями. Например, если один и тот же бизнесмен является учредителем 20-ти компаний, то его можно идентифицировать как группу, которая занимается "отмыванием денег". Должно пройти время, чтобы такие вещи перестали считаться аномалиями.

22 ноября в рамках X Всероссийской конференции Уполномоченных по защите прав предпринимателей эксперты обсудили как вывести российский бизнес из тени.

Борис Титов представил новую программу для стимулирования вывода малого и среднего бизнеса из тени – “Свет для гаражной экономики”. Он также заявил, что предложит использовать ее Президенту России в новом политическом сезоне. Среди главных решений программы – создание Предпринимательского кодекса, который объединит все нормативные правовые акты по мерам защиты и мерам поддержки предпринимателей.

«Несмотря на то, что нам удалось укрепить свои позиции в международных рейтингах инвестиционной привлекательности, доля теневой экономики по подсчетам Всемирного банка она остается на уровне 40% уже на протяжении 7 лет. Это обеспечивает нам недобор налогов на 3 трлн рублей в бюджет государства и стабильное четвертое место в рейтинге крупнейших теневых экономик мира после Украины, Нигерии и Азербайджана» – указал на сложившийся парадокс Общественный омбудсмен по защите предпринимателей от уголовного преследования Андрей Назаров.

Во многом сказывается противоречивая госполитика в сфере МСП, считает Борис Титов. «Государство само убивает позитивный эффект от предпринимаемых мер по улучшению инвестиционного и делового климата в стране», – заявил он.

Среди мер, которые усилили отток МСП в теневой сектор бизнес-омбудсмен назвал: повышение ставок социальных страховых платежей для ИП, массовое расторжение договоров аренды на размещение НТО, введение налога на недвижимость для предпринимателей на «упрощёнке», увеличение штрафных санкций и объема отчетности, рост числа неналоговых платежей и сборов и т.д.

Программа “Свет для гаражной экономики” в качестве мер по финансовому стимулированию малого и среднего бизнеса предлагает предоставлять возвратные ссуды на начало бизнеса в 1 млн рублей под личную гарантию предпринимателя, субсидирование до 5% годовых кредитов под проектное финансирование, отмену резервирования ЦБ по целевым кредитам и использование инструментов рефинансирования под секьюритизированные пакеты кредитов в рамках системы проектного и торгового финансирования.

По мнению Андрея Назарова, государству необходимо также пересмотреть свое отношение к предпринимателям, так как они берут на себя его функции по трудоустройству граждан, выплате зарплат, налогов и социальных пособий. «Смена вектора поможет поднять статус предпринимательства в обществе, простимулировать людей выводить свое дело из тени или открывать новый бизнес» – отметил он.

«В нашей истории уже имеются примеры, когда отношение государства к предпринимателям позволило им выступить драйвером экономического роста: в царской России купцы разных гильдий в зависимости от размера уплаченных налогов получали разные преференции в виде льгот и даже веса их голоса при принятии государственных решений», – аргументировал он.

«Что помешает использовать этот опыт сегодня, чтобы простимулировать предпринимателей выйти из тени? Данный тезис должен войти в напутствие бизнес-сообщества Президенту перед началом избирательной компании», – предложил Андрей Назаров.

По подсчетам бизнес-омбудсмена если вывести большинство малого бизнеса в легальное поле это увеличит ВВП страны на 2,5%, увеличит число создаваемых им рабочих мест с 26% до 45% (к 2025 году) и увеличит вклад МСП в ВВП страны с 20% до 30% (к 2025 году).

Теневая экономика и объем «серых» денег по-прежнему подрывают политическую и экономическую стабильность в России. Минфин оценивает теневой сектор экономики примерно в 15-20% от ВВП. «Большие суммы прячутся у нас в теневой экономике, - заявил министр финансов Антон Силуанов. - Если теневой сектор у нас где-то 15-20%, а ВВП где-то 60 трлн. рублей, то 15% - это 9 трлн.».

По его словам, совокупная налоговая нагрузка на экономику РФ составляет 35% - таким образом, из-за нелегального бизнеса российский бюджет переживает недостачу примерно в 3 трлн. рублей доходов. Министр отметил: «серые» зарплаты лишают региональные бюджеты 2 трлн. рублей, и борьба с ними включена в список задач федеральных и региональных властей, в том числе налоговиков.

При этом ранее глава Минэкономразвития РФ Андрей Белоусов отмечал: если малый бизнес выйдет из тени, его доля в ВВП составит 40-50% против нынешних 19% - бизнес идеи в нашей стране дефицитом не являются. Если же решить вопрос с нелегальным ведением бизнеса (в нем, по оценкам министра, работают 18 млн. человек), по доле малого бизнеса в экономике Россия встанет в один ряд с развитыми странами.

Между тем, эксперты исследовательского института Global Financial Integrity (GFI) считают, что размеры теневого сектора российской экономики значительно выше - он оценивается в 46% от ВВП ежегодно. По их подсчетам, с 1994 по 2011 годы из России были незаконно выведены $211,5 млрд. Это скрытые от налогов доходы, взятки, а также деньги, заработанные на торговле оружием, наркотиками и людьми.

По словам главы GFI Рэймонда Бэйкера, страна потеряла сотни миллиардов долларов, которые можно было бы инвестировать в систему здравоохранения, образования, инфраструктуру и прочие социальные сферы. Всемирный банк также отмечает: российская теневая экономика в 3,5 раза выше в сравнении с другими странами «большой семерки». При этом теневая экономика и потоки «серой» наличности уверенно растут на протяжении двух последних десятилетий из-за неэффективного политического управления и традиционного в России желания бизнесменов уйти от уплаты налогов.

Как заявил «Веку» аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ» Антон Сороко, вероятно, столь высокие показатели, полученные во время исследования GFI, объясняются несколькими факторами. «Во-первых, мне кажется, что большая часть упомянутого оттока пришлась на вторую половину 90-х - время высокой политической нестабильности, низкой прозрачности экономики и слабого потребительского доверия. Во-вторых, достаточно большим объемом теневой экономики, которая, собственно, и становится катализатором для данных потоков».

При оттоке капитала экономика теряет свободные средства, которые, при прочих равных, могли бы быть направлены на финансирование инфраструктуры государства, социальные проекты, могли стать основой для увеличения темпов роста реального располагаемого дохода населения, отмечает эксперт.

«Одно из основных условий, которое должно быть выполнено для снижения теневого оборота денежных средств, - это оптимизация налоговой системы с целью увеличения доступности для субъектов налогообложения и уменьшения физических затрат для адекватной оплаты отчислений, - говорит Сороко. - Надо продолжать работать над инвестиционным имиджем страны, улучшать микроклимат для компаний малого и среднего бизнеса».

По его словам, оценка министра финансов Силуанова, скорее всего, является слишком оптимистичной. «Думаю, что реальный объем теневого сектора экономики несколько выше - 20-25%, - полагает аналитик. - Но меры по снижению доли «тени» уже проводятся. Например, с 2014 года будут запрещены любые сделки наличными при условии, что объем сделки будет превосходить 600 тыс. рублей. С 2015 года ограничение станет еще жестче - с 300 тыс. рублей. Таким образом, увеличившаяся инвестиционная активность, скорее всего, сильно не повлияет на оборот наличности, так как практически все платежи должны быть проведены через банковские структуры. Думаю, что данные меры позитивно скажутся на наполняемости всех уровней бюджета. Возможностей для махинаций в такой ситуации становится намного меньше».