Для 6класса предлагаем контрольные диктанты с грамматическими заданиями, составленные на весь учебный год для тех учителей, кто работает по учебникам С.И. Львовой, Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой и других авторов.

Тексты универсальные. Они подойдут ко всем изучаемым тематическим блокам. К ним можно составить другие грамматические задания.

Контрольный диктант по итогам I четверти

Сокровища пирамид

На западе Ливийской пустыни в Египте есть удивительные горы. Они словно вырастают из песков и поражают своими размерами и строгостью очертаний. 4 Эти горы из камня — гробницы царей Египта. Трудно представить, что их сложили люди своими руками.

Самая большая гробница — пирамида Хеопса. Её строили больше двадцати лет.

Раскопки говорят о неслыханной ценности сокровищ, которые таились в царских могилах. Они хранились в особом помещении. Египтяне верили, что они сопровождают царя в его загробной жизни.

В пирамиде возводились ложные галереи, переходы, чтобы грабители не могли найти сокровищ. Человек мог бродить по галерее часами, но так и не достигал зала с саркофагом владыки. 4 Ещё в древности почти все пирамиды разграбили.

(Из книги А. Нейхардт, И. Шишовой «Семь чудес света».)

Грамматическое задание

1. Произведите : Человек мог бродить по галерее часами, но так и не достигал зала с саркофагом владыки. 4 (1 вариант);

Они словно вырастают из песков и поражают своими размерами и строгостью очертаний. 4 (2 вариант).

2. Выполните морфемный разбор слов: царских, разграбили, переходы (1 вариант); загробной, хранились, ценности (2 вариант).

3. Выполните морфологический разбор слова: строили (1вариант), возводились (2 вариант).

Лотос

Лотос — символ чистоты и благородства. Он произрастает в иле и мутной воде, но не загрязняется ими. 4 С лотосом можно сравнить людей, которые себя не запятнали, не покорились злу и тяжёлой судьбе.

Зацветает лотос в июле, в августе в тихих прудах. Толпы удивлённых, восхищающихся людей с утра до вечера не покидают берега водоёмов. Изящными очертаниями белых или нежно-розовых лепестков, характерным шелестом листьев лотос производит неизгладимое впечатление.

«Лотос — друг солнца», — писали в священных книгах Индии. К сожалению, чудесный цветок чарует зрителей только три дня. 4 Но уже на четвёртый день прекрасные цветки вянут. И только листья его, как зонтики, продолжают стоять на воде. (102 слова.)

Грамматическое задание

1. Произведите синтаксический разбор предложения:

Он произрастает в иле и мутной воде, но не загрязняется ими. 4 (1 вариант);

К сожалению, чудесный цветок чарует зрителей только три дня. 4 (2 вариант).

2. Выполните морфемный разбор слов: чудесный, произрастает, зонтики (1 вариант); священных, загрязняется, чистоты (2 вариант).

3. Выполните морфологический разбор слова: зацветает (1вариант), производит (2 вариант).

Контрольный диктант с грамматическим заданием по итогам II четверти

Синички и снежинки

Сидел я за столом в горнице. Взглянул в окно и вижу, что на проводе сидит синичка. Сидит и вертит головку по сторонам. При этом её маленький клювик медленно открывается и закрывается. 4 Что это она делает?

Я подошёл ближе к окну. Сверху плавно летели белые снежинки. Я пригляделся и увидел, что синичка ловит ртом снежинки.

Вот лентяйка! Ей не хотелось лететь на речку. Она принимала снежинки за мошкару и утоляла ими жажду. 4 Не зря ведь люди говорят: "Полетели белые мухи".

Лето кончилось. Пришло время уезжать из деревни. Эта синичка была последней из всей деревенской живности, с которой я познакомился в это лето. (По В. Белову.)

(102 слова.)

Грамматическое задание

1. Произведите синтаксический разбор предложения: При этом её маленький клювик медленно открывается и закрывается. 4 (1 вариант); Она принимала снежинки за мошкару и утоляла ими жажду. 4 (2 вариант).

2. Выполните морфемный разбор слов: пригляделся, головку, маленький (1 вариант); познакомился, клювик, деревенской (2 вариант).

3. Выполните морфологический разбор слова: деревенской (1вариант), маленький (2 вариант).

Памятник

Над зданием центральной телефонной станции засветилось голубовато-серое небо. Наступил туманный день поздней парижской осени. На круглой, чистенькой площади велосипедист ради отдыха от езды по скользким мостовым слез с велосипеда и пошёл пешком.

В круглой крышечке велосипедного звонка блеснуло серебряной звездой солнце над Парижем. Велосипедист прошёл мимо памятника Людовику Четырнадцатому. Лошадь подняла передние ноги, поджала задние и всей своей тяжестью оперлась на могучий хвост. Это делало монумент похожим на памятник Петру в Петербурге. Но конная статуя французского короля стояла на обыкновенном, традиционном прямоугольном цоколе. А его царственный брат - русский император - вместе со своим конем стоял на финляндской скале естественной формы. (По В. Катаеву.)

Грамматическое задание

1 вариант

2 вариант сложнее

Найдите в тексте

Морфологический разбор слова

серебряной

чистенькой

Морфемный разбор слов

велосипедного, телефонной

прямоугольном, традиционном

Синтаксический разбор предложения

Но конная статуя французского короля стояла на обыкновенном, традиционном прямоугольном цоколе.

Лошадь подняла передние ноги, поджала задние и всей своей тяжестью оперлась на могучий хвост.

Зимой в тайге

Полна тайн сумрачно-хмурая тишина зимнего леса. Мягко-сереб-ристый свет луны проникает сквозь черно-изумрудную крону хвойных деревьев и тихо освещает бело-синие сугробы тайги.

Под сугробом в своей берлоге дремлет в ночной тиши темно-бурый медведь. Его не беспокоят холодный луч луны и разнообразные шорохи леса. Ещё в сентябре медведь объелся желудей, ягод брусники, а сейчас спит сладко-нежным сном.

Вот зазвенел сушняк, захрустел снег. Это через сугробы по лунной дорожке пробираются дымчато-серые лоси. В поисках пищи шагают они по глубокому снегу в юго-восточном направлении. Трудно искать пищу зимой!

Скоро весна, но золотисто-красное солнышко придёт в тайгу только в апреле. (94 слова.)

Грамматическое задание

1 вариант

2 вариант сложнее

Найдите в тексте

Выпишите 2 качественных прилагательных

Выпишите 2 относительных прилагательных

Морфологический разбор слова

глубокому

Словообразовательный анализ слов

черно-изумрудную, зимнего

Холодный, юго-восточном

Синтаксический разбор предложения

Ещё в сентябре медведь объелся желудей, ягод брусники, а сейчас спит сладко-нежным сном.

Мягко-сереб-ристый свет луны проникает сквозь черно-изумрудную крону хвойных деревьев и тихо освещает бело-синие сугробы тайги.

Контрольный диктант по итогам III четверти

Конец зимы

У нас стоял апрель, но за окном лежали сугробы. Вчера по дороге пробежала позёмка и скоро стала настоящей метелью.

К утру всё изменилось. Языки метели не били уже по стёклам домов. Ветер поменял направление, свернул с севера на юг. 4 С юга пришло тепло, и снег стал мягким и липким.

Когда солнце поднялось над деревней, оно уже не застало ночной бури. Вокруг лежал чистый снег. Он слегка подтаял, осел и казался даже тёплым. И тут на раскидистых ветвях нашей седой ветлы увидел я первых грачей.

Грачи были очень чёрными среди белого снега и казались большими и тяжёлыми. 4 Так к нам прилетели вестники весны. (103 слова.)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор слова: всё (1 вариант); к нам (2 вариант).

2. Выполните морфемный разбор слов: раскидистых, прилетели, вестники (1 вариант); тяжёлыми, поднялось, направление (2 вариант).

Ветер поменял направление, свернул с севера на юг. 4 (1 вариант); Грачи были очень чёрными среди белого снега и казались большими и тяжёлыми. 4 (2 вариант).

Стихийные бедствия

Человечество всегда преследовали стихийные бедствия. Сегодня мы напомним об отдельных стихийных бедствиях.

В тысяча четыреста пятьдесят пятом году в Неаполе при землетрясении погибло шестьдесят тысяч человек. Через сто лет в Китае число жертв достигло вось-мисот тридцати тысяч. В тысяча семьсот пятьдесят пятом году подзем-ная буря разрушила Лиссабон и унесла семьдесят тысяч. 4

В ты-сяча девятьсот двадцатом году страшные толчки сотрясли Токио и унесли сто тысяч человеческих жизней. 4 В тысяча девятьсот сорок восьмом году город Ашхабад за семь секунд превратился в руины. По-гибло восемьдесят тысяч человек. В Армении в тысяча девятьсот восемьдесят восьмом году подземная буря поглотила сто девятнадцать тысяч человек.

Огромный урон нанесли людям стихийные бедствия. (100 слов.)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор числительного: в тысяча четыреста пятьдесят пятом (году) (1 вариант); восемьдесят тысяч (человек)(2 вариант).

2. Выпишите из текста 3 разных числительных (простое, сложное и составное): из 2 абзаца (1 вариант); из 3 абзаца (2 вариант).

3. Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:

В тысяча семьсот пятьдесят пятом году подзем-ная буря разрушила Лиссабон и унесла семьдесят тысяч. (1 вариант);

В ты-сяча девятьсот двадцатом году страшные толчки сотрясли Токио и унесли сто тысяч человеческих жизней. (2 вариант).

Подвиг Сталинграда

Последние выстрелы великого Сталинградского сражения отгремели 2 февраля 1943 года. Это сражение продолжалось 200 дней и ночей. На отдельных этапах его боях участвовало одновременно более двух миллионов человек. 4

Позднее было точно подсчитано количество огня и металла, который фашисты обрушили на город. На каждом квадратном метре Мамаева кургана, например, находили 1200 осколков. Немецко-фашистские захватчики сожгли и взорвали в городе 41 685 домов (85, 5 процентов жилого фонда)...

В битве за Сталинград враг потерял до полутора миллионов человек убитыми и ранеными... 4

Победа Красной Армии в Сталинградской битве положила начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны в целом. (100 слов.)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор: второго (февраля) (1 вариант); до полутора миллионов (человек)(2 вариант).

2. Выпишите из текста 3 разных числительных (целое, дробное, и порядковое): из 1 и 3 абзаца (1 вариант); из 2 и 4 абзаца (2 вариант).

3. Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:

В битве за Сталинград враг потерял до полутора миллионов человек убитыми и ранеными... (1 вариант);

На отдельных этапах его боях участвовало одновременно более двух миллионов человек. (2 вариант).

Весна

Ещё хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость.

По утрам лёгкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись жёлтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь листики и жёлтые корзинки её цветка. 4

Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.

Из кустов доносится чьё-то пение, словно звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом. 4 Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы. Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но никакие препятствия не остановят их. (100 слов.)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор причастия: некоторое (1 вариант); никакие(2 вариант).

2. Выпишите из текста 3 местоимения разных разрядов: из 1-2 абзаца (1 вариант); из 3-4 абзаца (2 вариант).

3. Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:

Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом. (1 вариант); Ни с чем не спутаешь листики и жёлтые корзинки её цветка. (2 вариант).

Тигрёнок

Мы играли в саду за домом, когда вернулись охотники. С террасы закричали: «Бегите скорей, посмотрите, кого привезли!».

По двору, описывая круг перед крыльцом, проезжали одна за другой нагруженные 3 телеги. На них были звериные шкуры, рога диких козлов и кабаньи туши. Отец шагал у последней телеги, а на ней сидел, сгорбившись и озираясь по сторонам, тигрёнок. Да-да, самый настоящий тигрёнок, покрытый пылью. Когда лошадь остановилась перед крыльцом, он испугался, попятился и оглянулся на отца.

Пока отец отпрягал уставших 3 лошадей, разбирал вещи и умывался после дальней дороги, мы взяли тигрёнка на руки, понесли его в гостиную, положили на самое почётное место и стали вокруг.

Мы старались заметить в нём что-нибудь особенное и внимательно к нему приглядывались.

Тигрёнка накормили из чашки теплым кипячёным молоком. Он, налакавшись, растянулся опять на диване и прищурился на свет большой лампы. (110 слов.)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор причастия: нагруженные 3 (1 вариант); уставших 3 (2 вариант).

2. Морфемный разбор слов: сгорбившись, закричали, покрытый (1 вариант); описывая, разбирал, уставших (2 вариант).

3. Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:

По двору, описывая круг перед крыльцом, проезжали одна за другой нагруженные телеги. (1 вариант);

Он, налакавшись, растянулся опять на диване и прищурился на свет большой лампы. (2 вариант).

Сердитые чайники

Поляна была похожа на круглый стол, покрытый травотканой золотой скатертью. Чёрные чайники, пыхтевшие и булькавшие от нетерпения, были расставлены 3 посредине. Тут затевалось грандиозное чаепитие!

Как хорошо, что в это раннее утро я не нежился в тёплой постели. В награду я увидел такое, что с тех пор всегда встаю на рассвете.

Чайники булькали и клокотали. Из чёрных носиков с шипением вырывался пар. Их так изнутри распирало, что они даже подскакивали! И дребезжали...

До чего же и в самом деле косачи на току похожи на шипящие чайники! На шипящие, булькающие, закопчённые до блеска охотничьи чайники. Шейки-носики задраны вверх, и косицы хвоста изогнуты ручкой. Вспыхивают раскалённые угли красных бровей. И из носика вырывается пар! И так друг на друга накидываются, что только брызги летят!

Вы, любящие 3 поспать, когда станете утром разливать чай, присмотритесь к своим чёрным чайникам. Они напомнят вам турнир косачей, который вы так беспечно проспали. (109 слов.)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор причастия: любящие (1 вариант); расставлены (2 вариант).

2. Морфемный разбор слов: нежился, раскалённые, раннее (1 вариант); подскакивали, пыхтевшие, травотканой (2 вариант).

Поляна была похожа на круглый стол, покрытый травотканой золотой скатертью. (1 вариант);

Чёрные чайники, пыхтевшие и булькавшие от нетерпения, были расставлены посредине. (2 вариант).

Контрольный диктант по итогам учебного года

Замысел художника

Однажды утром я встал чуть раньше. Смотрю — у завешенного окна они сидят вдвоем за столом — внешне суровый рыбак и старающийся ему во всем подражать мальчишка. Молчат, погружены в свои мысли. Настолько сердечными, теплыми, ни в чем внешне не проявляющимися были их отношения, что это не могло не запасть в душу.

Мягкий, не видимый простым глазом свет окутывал их фигуры. На лицах теплый, любящий взгляд. В чем-то еле уловимом я почувствовал, что это не отец и сын.

Дмитрий Федорович — человек очень добрый, но выглядел суровым, сдержанным. Вовка — полная ему противоположность. У этого мальчика необычайно одухотворенное, светящееся изнутри в рассветном полумраке лицо. И прежде всего мне захотелось передать ту излучающуюся изнутри теплоту, которая раскрылась в них для меня в это раннее утро. (По В. Гаврилову.)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор причастия: сдержанный (1 вариант); завешенного (2 вариант).

2. Морфемный разбор слов: старающийся, сердечными, раскрылась (1 вариант); светящееся, рассветном, захотелось(2 вариант).

3. Сделайте полный синтаксический разбор предложения:

Мягкий, не видимый простым глазом свет окутывал их фигуры. (1 вариант);

У этого мальчика необычайно одухотворенное, светящееся изнутри в рассветном полумраке лицо. (2 вариант).

На небе разгорается заря. Я пробираюсь узкой дорожкой через густую рожь. Тяжелые колосья касаются лица и будто собираются удержать меня. Из придорожных зарослей выпорхнула перепелка и скрылась во ржи.

Поднимается солнце, и его лучи освещают далекие поля, прибрежные кусты возле речки. Она ярко блестит на солнце.
Вот и лес. Я предполагал собрать здесь много ягод и отыскать грибы. Мои предположения оправдались. Ягоды буквально устилали лесные поляны. Стоило присесть — видишь, как прячутся в траве головки спелой земляники, подберезовики.
Долго бродил по лесу. С трудом дотащил я до дома полную корзину пресладких ягод. За день мое лицо и руки загорели. После такой прогулки хорошо выкупаться и прилечь отдохнуть на свежем сене. (109 слов)

Поздней осенью выпадает первый снег. Он преображает все вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых прибрежных зарослей.
Как прекрасна белоствольная березовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревца, что ты их не узнаешь. Елочка становится похожей на причудливую снежную бабу. Всюду виднеются следы лесных зверюшек. По шелухе шишек можно отыскать белку.
В предзимние дни дома не сидится. Люди всех возрастов выходят на пешеходные маршруты. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки.
«Здравствуй, зима!» — радостно говорят люди. (107 слов)

С вечера разыгралась метель. Прошумела она, и волшебно преобразился лес.
Слепят глаза блестящие на солнце сугробы. Заколдовала зима молчаливого богатыря в хвойной кольчуге. Грузные ветки елей под тяжестью снега почти касаются земли. Синичка сядет, а ветка не дрогнет.
Под березками приютились крохотные елочки. В причудливый наряд одела метель молодую поросль. От холодных лучей солнца загорается на них снежное покрывало. Как хороши они теперь!
Вьюга посеребрила пышные прически преогромных сосен. На их макушках примостились пышные снежные шапки. Под соснами змеится след лукавой лисицы.
Вечером в чащобе хмурятся хвойные потемки. Таинственный сумрак окутывает даль. Во мраке безлунных ночей только и видишь одни березы в темном лесу. Трудно отыскать здесь тропинку или даже дорогу. (111 слов)

(На основе книги Д. Зуева «Времена года» )

Имя существительное



Все больше оживляются ульи, и вот уже кружатся бесконечными клубами воздушной пряжи сборщики нектара. У края дороги растет подсолнух. Он привлекает к себе пчел, но больше всего любят они цветы липы. В ясную погоду семья этих трудолюбивых непосед собирает до пяти килограммов меда. (119 слов)

(На основе книги Д. Зуева «Времена года» )

II
Русская зима


Вот прилетела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнем в сугробе. (112 слов)

(По И. Соколову-Микитову )

Имя прилагательное.

Усталое летнее солнце уходит на покой за горизонт. На западе пропадает узкая полоска света. Над гладкой поверхностью неширокой речонки ложится туман и окутывает неглубокий овражек, песчаный берег, невысокие прибрежные кусты и светло-зеленый лужок. Сгущается туман, и на землю опускается ночная сырость.
На небе загораются первые звездочки. Замолкают птицы. В последний раз свистнул предвестник ночи соловей. Сонная тишина не нарушается даже шорохом листьев. Только иногда увидишь в темноте, как пронесется летучая мышь.
Тяжелые от росы цветы съежились и приклонились к земле. Сложил свои парашютики полевой плющ. Непроглядная тьма расстилается по окрестности. От земли распространяется резкий аромат цветущих растений. Ночью их запах всегда сильнее. Все в природе объято сном. Как прекрасна летняя ночь! (111 слов)



Солнце начинает припекать, но оно не обжигает уже успевшие загореть за лето лицо и плечи. Все вокруг преображается под его лучами. Ярко заблестела река. Легкий ветерок коснулся прибрежных камышей, и они тихо качнулись и слегка пригнулись к воде. (119 слов)

Июль — макушка лета

Ненастье — редкое явление этой чудесной летней поры. Появятся на ясной лазури неба синеватые облачка, и вдруг прольется недолгий дождь. Пузырями покроются лужи, засверкают серебряные капли на листьях и сразу просохнут. Последние небольшие облачка сползают за горизонт, и опять над головой простирается необъятная синева величественного небосвода. Только ярче блестит листва, жарче воздух.
Июльское солнце на вершине своего престола. В безветренный день не ступишь босой ногой на песчаный берег речонки. В тени высоких деревьев прячутся неподвижные камышовые заросли. Не слышишь птичьих голосов. Все примолкло. Только горлинка стонет, да весь день преследует вас пчелиное жужжание.
В лесу из-под нежно-зеленой травы смотрят на вас черные грибы, в хвойной тени желтеют лисички. (111 слов

Входная диагностика

Осенью

Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, но тихие, без ветра, настоящие дни поздней осени.

В такой тусклый день идешь по лесной тропинке среди молодых березок, дубов, осинок, среди кустов орешника. Не слышишь пения птиц, шороха листьев. Только иногда упадет на землю тяжелый созревший желудь. На голых листьях повисли капли росы от ночного тумана.

Далеко видно кругом. Легко дышит осенней свежестью грудь, хочется идти все дальше и дальше по желтой от листвы тропинке.

Вдруг среди листвы видишь пестрый комочек. Это птица обо что-то сильно ударилась во время полета.

«Надо взять ее домой, а то в лесу птицу мигом разыщет и съест лисица», - решаю я.

(По И.Соколову-Микитову.)

Задания.

1 вариант - На голых листьях …;

2 вариант - Вдруг среди листвы…

2) Выпишите три слова с разными орфограммами, обозначьте условия выбора орфограмм.

3) Выполните разбор любых двух словосочетаний.

Контрольный диктант по теме "Повторение изученного в 5 классе"

Девочка спрыгнула с постели. Домик не двигался. Солнце ярко светило в окно. Элли подбежала к двери, распахнула ее и вскрикнула от удивления.

Ураган занес домик в страну необычайной красоты. Вокруг расстилался зеленый лес, по краям росли деревья со спелыми плодами. На полях виднелись клумбы розовых, белых, голубых цветов. В воздухе порхали крошечные птички, разноцветные бабочки.

(А.Волков.)

1) Выполните синтаксический разбор предложений:

1 вариант - Девочка спрыгнула с постели.

2 вариант - Солнце ярко светило в окно.

3) Выполните морфемный анализ слов:

1 вариант - спрыгнула;

2 вариант - расстилался.

4) Объясните постановку знаков препинания в 7 (1 вариант) и в 8 (2 вариант) предложениях.

Контрольный диктант по теме "Словообразование"

Ночлег в лесу

Ребята расположились на опушке леса. Одни побежали собирать хворост, другие рубили ветви для шалаша. Остальные разбирали вещи, вынимали съестное, котелки, кружки, ложки.

Между тем заря угасла. Смеркалось. Вот из лесу раздаются веселые голоса. В ответ послышались радостные крики ожидающих. Большие вязанки хвороста сгружаются на полянке.

Сколько охотников разводить костер! Ребята с увлечением раздувают первые искры огоньков. Дым от костра расстилается густой завесой, и скоро он разгорается. Весело забулькала в котелке вода.

Вскоре все отужинали и стали готовиться ко сну. Но не забывают они потолкаться, побороться, поспорить. А подниматься нужно с рассветом! Раздается команда: "Всем спать!" Лагерь быстро затихает.

(102 слова)

(По А.Зуеву.)

1) Выполните синтаксический разбор предложений:

1 вариант - Дым от костра расстилается густой завесой, и скоро он разгорается.

2 вариант - Но не забывают они потолкаться, побороться, поспорить.

2) В любом сложном предложении обозначьте грамматические основы.

1 вариант - побежали, съестное;

2 вариант - отужинали, рассвет.

4) Объясните постановку знаков препинания в предпоследнем предложении.

Контрольный диктант по теме "Лексика. Фразеология"

Лобное место

Лобное место - древнейший архитектурный памятник Москвы. Первоначально это был округлый кирпичный помост с деревянной оградой под шатровым навесом на резных столбах. Расположен он в центре Троицкой площади, с середины 17 века она стала называться Красной площадью.

Лобное место играло важнейшую роль в духовной жизни народа и державы. С этого места объявлялись государственные указы. Здесь народ узнавал о восшествии на престол царей, об объявлении войны и заключении мира.

На Лобное место бояре выносили на плечах наследника, когда ему исполнялось шестнадцать лет. И народ видел будущего царя, чтобы уметь отличить его от самозванца.

С Лобного места патриархи произносили молитвы. С него в Вербное воскресенье патриарх раздавал царю, архиереям, боярам, окольничим и думным дьякам освященную вербу и читал народу Евангелие.

Лобное место не было местом казни. Казни совершались рядом на деревянных помостах.

(В.Бутромеев.)

1) Найдите в тексте устаревшие слова. Объясните значение 2-3 устаревших слов.

2) В любом сложном предложении обозначьте грамматические основы.

3) Выполните фонетический анализ слов:

1 вариант - бояре;

2 вариант - ему.

Итоговый диктант за 1 четверть

Во все времена года хорош русский лес: зимой, летом, осенью и весной.

В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься. Под деревьями расстилаются белые сугробы, а над лесными тропинками кружевными арками согнулись под тяжестью инея молодые березки.

Хорош лес ранней и поздней весной, когда пробуждается в нем бурная жизнь. Тает снег. Все больше слышатся в лесу голоса птиц. На лесных полянках появляются проталины, ковром разрастаются подснежники. На кочках видишь крепкие листочки брусники.

Многое услышишь в весеннем лесу. На вершине высокой ели распевает дрозд. Тонко пищат рябчики, на болоте возятся журавли. Над желтыми пуховками ивы жужжат пчелы. (101 слово)

(По И. Соколову-Микитову. )

1) Озаглавьте текст.

2) Выполните синтаксический разбор предложений:

1 вариант - Во все времена года хорош русский лес: зимой, летом, осенью и весной.

2 вариант - В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься.

3) Выполните морфемный и словообразовательный анализ слов:

1 вариант - весенний;

2 вариант - лесных.

Контрольный диктант по теме "Словообразование. Орфография"

В зрелом возрасте много раз наблюдал я восход солнца. Я встречал его в лесу, когда перед рассветом проходит над макушками ветер, когда четко обозначаются на фоне неба черные вершины деревьев. На траве лежит роса. Множеством блесток сверкает растянутая в лесу паутина. Пахнет смолою росистым утром. Сквозь лесную чащобу стараешься проложить тропинку к реке.

Видел я восход солнца над родными полями, над густыми зарослями кустов возле речки. В прозрачном зеркале воды отражаются побледневшие звезды, тонкий серп месяца. Под пение бесчисленных птиц и шепот камышей поднимается солнце. Прохладная роса на лугах сияет алмазной россыпью. Располагаешься на берегу и ждешь рождения нового дня.

(По И. Соколову-Микитову. )

1) Озаглавьте текст.

2) Выполните морфемный и словообразовательный анализ слов:

1 вариант - росистый, прохладная;

2 вариант - алмазная, бесчисленный.

3) Выпишите слова с орфограммой "Безударная гласная, проверяемая ударением". Обозначьте орфограмму. Подберите проверочное слово.

Диктант по теме "Имя существительное"

Русская зима

Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.

Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрый бельчонок.

(По И. Соколову-Микитову .)

1) Произведите морфологический анализ слов:

1 вариант - непогоду, на сучок;

2 вариант - жизнью, на ветках.

2) Произведите морфемный анализ слов:

1 вариант - речонка;

2 вариант - бельчонок.

3) Произведите синтаксический разбор 3 (1 вариант) и 5 (2 вариант) предложений.

Контрольный диктант по теме "Имя существительное"

Лучик солнца блеснул из-за леса, коснулся верхушек деревьев, отыскал в листве шарики зеленых яблочек. Дрожь света пробежала по саду, и заискрились алмазами росинки на придорожной траве.

Разгорелось солнце, и словно пламенем вспыхнули густые ветки деревьев.
Первая пчелка зазвенела в теплом воздухе притихшего утра. За ней метнулась другая, третья. Синяя стрекоза присела на улей, но пчелы равнодушны к беззаботной попрыгунье. У них нет времени. Они делают круги над пасекой, выбирают направление и улетают в леса, в луга.

Все больше оживляются ульи, и вот уже кружатся бесконечными клубами воздушной пряжи сборщики нектара. У края дороги растет подсолнух. Он привлекает к себе пчел, но больше всего любят они цветы липы. В ясную погоду семья этих трудолюбивых непосед собирает до пяти килограммов меда.

(На основе книги Д. Зуева «Времена года» )

1) Озаглавьте текст.

1 вариант - на улей, подсолнух;

2 вариант - сборщики, (к) попрыгунье.

1 вариант - лучик;

2 вариант - пчелка.

4) Произведите синтаксический разбор 1 (1 вариант) и 2 (2 вариант) предложений.

Итоговый диктант за 2 четверть по теме "Имя прилагательное"

Прошлой осенью ходил я к дальнему лесному озеру. Тихо и светло бывает в лесу ясным осенним днем. Листья осыпались и не затеняют землю. Ветер не шумит кроной, и птиц не слышно. Они уже улетели на юг. Стволы деревьев подпирают небо. Между ними расстилается мягкий ковер из сухих листьев. Редко попадаются молодые дубки.

В таком лесу далеко слышен каждый звук. Скачет ли заяц, хрустнет ветка, зашуршат опавшие листья.

Я присел и смотрю. Вдруг прямо на меня катится возок с листьями. "Ежик! - догадался я. - Тащит сухие листья в нору на подстилку."

Ежу очень удобно собирать листья. Найдет местечко, где их много, растопырит иголки и катится, с боку на бок переваливается. Встанет на лапки еж, а его под листьями не видно. Так и бежит он в золотой одежде в свою нору.

(По Е.Носову.)

1) Озаглавьте текст.

2) Произведите морфологический анализ слов:

1 вариант - (к) лесному (озеру);

2 вариант - мягкий (ковер).

3) Произведите фонетический анализ слов:

1 вариант - озеру;

2 вариант - возок.

4) Произведите пунктуационный разбор 10 (1 вариант) и 13 (2 вариант) предложений.

Контрольный диктант по теме "Имя прилагательное"

Ранним летним утром мы отправляемся на рыбалку. Заря едва разгорается, и природа еще преспокойно дремлет. В низине расстилается молочно-белый туман. По узкой тропинке среди темно-зеленых зарослей орешника пробираемся к небольшой речонке. Покрытая росой трава касается наших ног. Серебряные росинки переливаются в лучах солнца.
Речка неширокая, но достаточно глубокая. Берега ее с каждым годом все больше зарастают тростником, кустами. На песчаном берегу лежат прибитые водой водоросли. Волна тихо плещется о борта рыбачьей лодки.

Забираемся в камышовые заросли и располагаемся там с удочками.

Солнце начинает припекать, но оно не обжигает уже успевшие загореть за лето лицо и плечи. Все вокруг преображается под его лучами. Ярко заблестела река. Легкий ветерок коснулся прибрежных камышей, и они тихо качнулись и слегка пригнулись к воде.

(По И.Соколову-Микитову.)

1) Озаглавьте текст.

2) Произведите морфологический анализ слов:

1 вариант - ранним (утром), (на) песчаном (берегу);

2 вариант - рыбачьей (лодки), легкий (ветерок).

3) Произведите морфемный анализ слов:

1 вариант - преспокойно;

2 вариант - серебряные.

Контрольный диктант по теме "Имя числительное"

Глубина озера Байкал - 1640 метров. Оно самое глубокое на планете. В нем содержится пятая часть мирового запаса пресной воды. В Байкал впадает 336 рек, а вытекает одна - Ангара.

Совсем недавно жители прибрежных селений преспокойно пили воду прямо из озера. Сейчас оно страдает от промышленных отходов.

Окрестности Байкала одеваются в зимний наряд раньше самого озера. Уже в октябре зима заковывает скалистые берега в сверкающие белоснежные доспехи и превращает ели и гигантские сибирские кедры в блестящие ледяные фигуры.

Январские морозы покрывают озеро толстым льдом. Местами его толщина достигает двух метров. Он похож на неровное одеяло.

Летом даже в безветренный день может вдруг налететь шквалистый ветер, и тогда озеро становится неласковым морем.

(По материалам книги «Энциклопедия чудес природы» )

1) Озаглавьте текст.

2) Произведите морфологический анализ слов:

1 вариант - одна тысяча шестьсот сорок;

2 вариант - пятая часть.

3) Произведите морфемный анализ слов:

1 вариант - преспокойно;

2 вариант - безветренный.

4) Произведите синтаксический разбор последнего предложения.

Итоговый диктант за 3 четверть по теме "Местоимение"

Еще хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость.

По утрам легкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись желтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь желтые корзинки ее цветка.

Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.

Из кустов доносится чье-то пение, словно звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом. Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы. Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но никакие препятствия не остановят их.

(По материалам книги «Энциклопедия чудес природы» )

1) Озаглавьте текст.

2) Выпишите местоимения, определите их разряд.

3) Произведите морфемный анализ слов:

1 вариант - преспокойно;

2 вариант - безветренный.

4) Произведите синтаксический разбор 2 (1 вариант) и 5 (2 вариант) предложения последнего абзаца.

Диктант по теме "Глагол"

Бросьте неотложные дела, выйдите поздним вечером на песчаный берег речонки. Если вы будете долго прислушиваться, то услышите в камышовых зарослях непонятные шорохи, неумолчные звуки.

Однажды ночью сидел я за письменным столом. Ночь была тихая, безветренная, только с реки доносились какие-то далекие звуки. Вдруг из-под пола раздались чьи-то негромкие голоса. Они походили на шепот птенцов, которые пробудились в гнезде. Мною овладело желание понять, кто разговаривает под полом. Потом я догадался, что слышал возню ежей.

Ежи - полезные зверюшки. Они никому не причиняют вреда, никого не боятся, уничтожают вредных насекомых, борются с мышами. На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги прикрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят в них всю зиму.

(По И. Соколову-Микитову .)

1) Озаглавьте текст.

2) Графически объясните написания -тся (-ться) в глагол, которые встречаются в данном тексте..

3) Произведите морфологический анализ слов:

1 вариант - услышите;

2 вариант - доносились.

4) Составьте схему 1 предложения последнего абзаца.

Контрольный диктант по теме "Глагол"

Зимой зайцы кормятся корой деревьев. За ночь они протаптывают глубокий след в снегу. Если бы заяц ходил прямо, то его сразу поймали бы. Трусость спасает косого. Он бесстрашно ходит ночью по полям и лесам и прокладывает прямые следы. Когда же приходит утро, он от страха мечется из стороны в сторону. Проскачет вперед, испугается чего-то и отбежит назад по своему следу. Услышит какой-нибудь шорох - со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет дальше от прежнего следа. Стукнет что-нибудь - косой опять повернется назад и направится в сторону. Когда светлеет, он ложится в снег.
Утром охотники разбирают заячьи следы, путаются в них и удивляются хитрости косого. А он и не думает хитрить. Он просто всего боится.

(По Л. Толстому )

1) Озаглавьте текст.

2) Произведите морфологический анализ слов:

1 вариант - поймали бы, светлеет;

2 вариант - ходил бы, боится.

4) Составьте схему 3 предложения первого абзаца.

Итоговый диктант за курс 6 класса

В отсветах вечерней зари виднеется зубчатый частокол елей. Сгущаются сумерки, и все исчезает во мраке ночи.

Но вот выглядывает месяц и мягким светом загоняет потемки в лесную чащу, серебряным сиянием заливает небольшую поляну. Ничто не нарушает тишины.

Вдруг хрустнул снег под чьими-то тяжелыми ногами. Это вышагивает дымчато-серый лось. Преспокойно пробирается к осинке и белогубой пастью хватает пахучую хвою, отфыркивается.

Прискакал беляк, пристроился под невысокой, но ветвистой елкой. Осинка помешала лосю, он махнул головой, и с треском обломилась ветка. Зайчик оживился, грациозно приподнялся на задних лапках. Аппетитная веточка притягивает его. Зайцы всегда подбирают за лосями побеги осин.

Лось стоит среди блестящих от лунного света снегов, жует хвою, а рядом зайчонок грызет лосиный подарок. Горечь осинки косому слаще сахара.

(По Д. Зуеву .)

1) Озаглавьте текст.

2) Произведите фонетический анализ слов:

1 вариант - елей;

2 вариант - осинке.

3) Произведите морфологический анализ

1 вариант - любого существительного;

2 вариант - любого прилагательного.

4) Произведите синтаксический разбор

1 вариант - любого сложносочиненного предложения;

2 вариант - любого осложненного предложения.

Потрескивает костер, и колышутся над огнем лохматые еловые ветви. А у огня на смолистой постели беззаботно похрапывает охотник. (105 слов.)

(По И. Соколову-Микитову)

6 класс

Русский средневековый город

Русский средневековый город во многом отличался от западноевропейского. Он всегда строился свободно и просторно. Иностранцев поражала Москва. Они считали, что она по размерам превосходит крупнейшие города Европы.

Обширные дворы, бескрайние огороды, необъятные пустыри делали ее похожей на большую деревню. В западноевропейских городах небольшие каменные дома лепились друг к другу и создавали непрерывную стенку. Из-за тесноты они вырастали в два-три этажа. Любой средневековый русский город можно назвать деревянным. Богатейшие запасы лесов на Руси давали прекрасный строительный материал. Но главная угроза деревянных построек - пожары. Долгое время даже главная площадь Москвы в память о страшном пожаре тысяча четыреста девяносто третьего года называлась Пожар.

Первый каменный жилой дом появился в Москве в середине пятнадцатого века. (114 слов)

(По книге Ю. Рябцева "Путешествие в Древнюю Русь")

Приход весны

Еще хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость.

По утрам легкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись желтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь желтые корзинки его цветка.

Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.

Из кустов доносится чье-то пение, словно звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом. Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы. Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но никакие препятствия не остановят их. (99 слов)

7 класс

Красавица ива

Зеленую иву увидишь повсюду: в огородах, в садах, у проезжих дорог. Немало растет ее по берегам лесных речонок, вдоль ручьев. Люди по-разному называют иву.

Еще не зазеленел по-весеннему лес, а уж цветет, отражаясь в талой воде желтыми пуховками, нежная ива. Чуть-чуть пригреет солнышко - вьются над цветущими ивами, собирая золотую пыльцу, вылетевшие из ульев пчелы.

Ива - неприхотливое дерево. Можно срубить или срезать ее тонкий ствол и воткнуть даже неглубоко в землю - примется, пустит корни, начнет расти.

В ивовых зарослях с начала весны поселяются соловьи и без устали распевают свои песни. Корни ив защищают от размыва вешней водой устроенные людьми плотины. Изредка вздрагивая от набежавшего ветра, негромко шепчется ива, обнажая серебристую изнанку своих листьев.

Как хороша ива, свесившаяся вниз над водой, в которой отражаются небо и облака, плывущие вдаль.

(128 слов) (По И. Соколову-Микитову)

В горах

Ребята поднимались по крутому склону горы, сплошь усеянному камнями. Справа и слева отвесно вздымались черные стены. Вверху виднелась далекая полоска синеющего неба. В ущелье было свежо, но скоро мальчикам стало жарко. Они, тяжело дыша, упорно шли вперед, торопясь засветло добраться до лагеря.

"Берегитесь, ребята!" - неожиданно крикнул Никита. Толстая змея с блестящей чешуей скользила навстречу мальчикам. В нескольких шагах от них она замерла, потом чуть-чуть пошевелила хвостом, вскинула голову и, разинув розовую пасть, зашипела, раскачивая головой. Раздвоенный язычок ее беззвучно метался в пасти.

Никита швырнул в змею камень. Она стрелой метнулась в его сторону. Он едва-едва успел отбежать. Ребята, спотыкаясь и падая, бросились врассыпную, но бежать по камням было нелегко. А змея и не собиралась их преследовать.

Отдышавшись, друзья снова стали карабкаться вверх. (123 слова.) (По В. Губареву)

8 класс

О счастье

Много я слышал разных споров о счастье. Вот, говорили некоторые, счастье - это богатство, деньги. Конечно, богатым всегда жилось лучше, чем бедным. Но ведь настоящего счастья, например верной дружбы, за деньги не купишь. Если, скажем, человек знает, что добыл деньги нечестно, отнял у других, а людям вокруг живется плохо и они его клянут, то как ни богат человек, а нему немножко не по себе. Совесть точит. А от совести никакими деньгами не откупишься.

Мы за счастье с честью!

По-нашему, счастлив тот, кто ладит счастье не только для себя, а для всех. Ведь счастье - это не только иметь, брать, получать. Разве ты, например, не радуешься, когда можешь что-нибудь подарить отцу с матерью, товарищу, как-то помочь им? Значит, счастье и в том, чтобы отдавать, помогать другим, делиться с ними. Тот только и счастлив по-настоящему, кто может сказать людям: "Мое счастье - частичка вашего большого общего счастья! (142 слова)

Дорога домой

Вечером заря догорала, и сумерки, все больше сгущаясь, опускались на землю. Надо было скорее добраться до опушки леса и отыскать дорогу к дому.

В течение получаса бродил я по лесу и наконец-то добрался до опушки, однако знакомой мне тропинки не обнаружил.

Между тем серо-белые клочья тумана, расширяясь и цепляясь за кусты, медленно расползались по земле. Впадинки с водой, кучи хвороста, ствол дерева, лежащий поперек ручья, - все мешало продвигаться вперед. Вскоре не стало видно ничего: ни тропинки, ни зарослей кустов.

Внезапно из-за туч выглянул серебряный серп месяца и по-хозяйски осветил окрестность. Стали различаться предметы. Вскоре небо очистилось от туч. Яркие фонарики-звездочки словно направили сувои лучики на землю. Скоро я добрался до дома. (112 слов) (По И. Бунину)

9 класс

Е.А. Баратынский

Евгений Абрамович Баратынский происходил из просвещенной дворянской семьи. Учась в Пажеском корпусе, он совершил проступок, за который был наказан. Ему запрещена была любая служба, кроме военной.

А.К. Толстой утверждал, что в русской поэзии только он сам да Пушкин мажорны, в то время как другие поэты - минорны. Но мало кто из русских поэтов столь минорен, столь меланхоличен, как Баратынский. Жизнь для него - "недуг бытия", свой внутренний мир он сравнивает с "диким адом". При всем том поэзия Баратынского очень высокой пробы. Поэтическая судьба Баратынского складывалась неровно. Если первые его стихотворные опыты заслужили одобрение Пушкина, Дельвига, Жуковского, то более зрелые его произведения встречали все меньше внимания. Последний сборник "Сумерки" остался почти незамеченным.

Баратынскому свойственна была неуверенность в себе, в своем таланте. Отсутствие поддержки, ободрения усугубляло его природную меланхолию, охлаждало творческий пыл. Дослужившись до офицерского чина, Баратынский вышел в отставку, женился и много времени уделял домашним заботам.

Поэтическое наследие поэта невелико, однако в нем есть подлинные шедевры. Баратынский был поэтом-мыслителем. Он не просто изливал в стихах свою грусть, он рассуждал о ее причинах, он, по словам Белинского, "мыслил стихами". (179 слов)

Дорога на Кижи

В природе все прекрасно: и плывущие по небу облака, и березка, шепчущаяся с травой, и суровая северная ель, и лишайник, который карабкается вверх по склону каменистого откоса. Но что может по прелести и очарованию сравниться с водой? Волнуемые ветром волны, отражающие зеленое и голубое, - живая жизнь. Так думал я, когда плыл на простом деревянном паруснике по просторам Онежского озера. Оно манило прозрачностью и глубиной.

Я вспомнил, что в старину воду считали целебной, очистительной силой. Когда при гадании девушки смотрелись в воду перед зеркалом, надеясь увидеть там суженого, то это был обычай испрашивать будущее у воды.

Озеро меняло краски. Сначала, когда едва вспыхнул рассвет, вода была холодной и неприветливой. Потом цвет озера стал оловянным. Когда же лучи солнца заиграли на парусе, вода повеяла свежестью, заколебалась, как будто в танце, стала теплой и манящей.

Я плыл в мир русской сказки - в древние Кижи. Те, кто не бывал там, думают, что Кижи - островок, который затерялся среди водных просторов. Однако знающие люди рассказывают, что на озере почти две тысячи островов. (166 слов) (По Е. Осетрову)

10, 11 классы

Предназначение гения

Нельзя согласиться с предположением, что Лермонтов не совпал со своим временем. Личность Лермонтова, его перо решительно восстают против желания представить его страдательной угнетенной фигурой.

Пленный гений? Нет уж, никак нет. Пленной была его земная судьба, и был он, пожалуй, по-человечески более уязвим, чем Пушкин: ни имени поначалу литературного за спиной, ни друзей вельмож-заступников, ни красавицы жены, которая хоть и вечное терзание, беспокойство, но и опора душе.

Лермонтов, напротив, одинок, некрасив, неприятен в общении, лишен пушкинского обаяния. Разве в одном благополучен - богат.

Пушкин жил на волне, пусть даже на спаде ее. А Лермонтов уже под волной. Приоткрой губы - одна соленая вода. А он дышал! Вбирал свой глоток воздуха там, где душа, более приспособленная к свежему току, давно бы задохнулась. Отчаяние стало его твердостью, его шагом ввысь, а не книзу.

Как другим для полного дыхания нужна несжатая грудь. Так Лермонтов в его мрачную эпоху больше кислорода поглощал во время предельной стиснутости.

Гений всегда приходит вовремя и говорит "во весь голос" то, что именно ему предназначено сказать миру. Он избран для этого.(170 слов) (По Л. Обуховой)

Контрольные диктанты за 2 полугодие

5 класс

ДЕРЕВЬЯ В ПЛЕНУ

Полагаю, что вы не были снежной зимой в холодном лесу. Там лежат согнутые деревья и так низко, что только зайцу под ними проскакать. Березка вершиной, как ладонью, забирала падающий снег. От этого вырос ком и вершина стала сгибаться. Вершина клонилась, наконец погрузилась в снег и примерзла до весны. Под этой аркой проходили звери, пробирались люди на лыжах.

Я знаю волшебное средство, чтобы идти по такой дорожке, не наклонясь. Беру хорошую палочку и стучу по склоненному дереву. Снег валится вниз. Дерево прыгает вверх и уступает мне дорогу. Медленно иду разгорающимся утром и волшебным ударом с наслаждением освобождаю дерево. (100 слов. По М. Пришвину)

Средний уровень сложности.

ОТ ВЕСНЫ ДО ВЕСНЫ

Радостно светит в весенний день солнышко, касается нас теплыми лучами. Быстро тает на полях снег. Побежали по дорогам веселые, говорливые ручейки. Лед на реке посинел. Надулись на деревьях пахучие клейкие почки. Уже прилетели из теплых краев грачи. Важные, черные, ходят они по дорогам. Поставили ребята на деревьях скворешни. Спешат из школы посмотреть на весенних гостей - скворцов.

Широко разлилась наша река. Затопила луга, залила по берегам кусты и деревья. Только кое-где виднеются на разливе заросли кустарников на островках.

Длинной вереницей летят над рекой дикие утки. А в высоком безоблачном небе собираются в стаи и тянут на родину журавли.

(101 слово. По И. Соколову-Микитову)

Уровень функциональной грамотности

НА ЛЕСНОЙ ПОЛЯНКЕ

Зима. Лесная полянка покрыта белым пушистым снегом. Теперь на ней тихо и пусто. Кажется, что зимой на полянке никто и не живет. Но это только так кажется.

Возле куста из-под снега торчит старый пень. Это настоящий терем-теремок. Много в нем уютных зимних квартир для разных лесных жителей. Если коснуться его, то можно разбудить жильцов.

Под корой спрятались от холода мелкие букашки. Тут же устроился зимовать усатый жук. А в норе между корнями свернулся в тугое колечко проворный уж. Все они собирались в старый пень, чтобы занять в нем крохотную спаленку и заснуть в ней на всю долгую зиму.

(102 слова. По Г. Скребицкому)

6 класс
Повышенный уровень сложности.

ЛЕКАРСТВЕННЫЙ ЦВЕТОК

Ранней весной земля одевается в пышный зеленый наряд. Одним из первых пробивается к свету невысокое растеньице. Увидишь его и не обратишь внимания. Но пройдет несколько дней, прикоснется солнечный луч к зеленой травке, и на конце стебля начнет распускаться цветок.

Растение преображается. Теперь от него трудно отвести взгляд. Крупный ярко-желтый цветок словно горит в траве золотым огоньком. Вот и прозвали его горицветом.

Есть у него и другое имя. Древние греки называли его адонисом в честь прекрасного златокудрого юноши, который погиб от раны дикого кабана.

Адонис - полезное растение. С давних времен сельские знахари из листьев и стеблей горицвета готовили лекарство от сердечных болезней.

Теперь огненный цветок выращивают на лекарственном поле. (111 слов. По Н. Осипову.)

Средний уровень сложности.

ВОРОБЬИ В ГОРОДЕ

Я люблю весеннее чириканье воробьев. Когда солнышко теплее пригревает землю, на крышах домов, на деревьях, возле луж начинают громко чирикать воробьи. Они радостно встречают приход весны.

Под крышей каменного или деревянного дома, в дупле старого дерева устраивают свои нехитрые гнезда. Иногда птицы забираются в уютные гнезда ласточек, в скворечники. Птенцов своих воробьи старательно кормят и храбро защищают от опасностей.

Воробьи благополучно живут в большом городе. Человека они не боятся, бесстрашно пролетают под ногами прохожих. Они смело скачут по улицам, по которым проезжают машины. Поймать воробья - дело нелегкое. Приметливые и осторожные воробьи редко попадают в лапы кошек, потому что быстро замечают опасность . (104 слова. По И. Соколову-Микитову)

ВЕСЕННИЙ СНЕГОПАД

Весна пришла с мартовскими грозами. Но вдруг на четвертой неделе начался могучий снегопад. Все в природе изменилось.

Пары грачей сидели рядом с гнездами, сбрасывали со спины и крыльев хлопья снега. Тихо звучала песня скворцов.

Птицам стало голодно. Пришлось им летать к зимним кормушкам. Но разбухшие от сырости крошки не привлекали даже воробьев. Скворцы обычно не знают кормушек, но тут прилетели сами и других птиц привели. Сели они на край деревянных кормушек и осторожно склевали старые крошки.

Некоторые птицы стали искать спасения в бегстве. Пролетели на юго-запад зяблики, певчие дрозды, жаворонки.

В апреле многих птиц пришлось встречать дважды. (100 слов. По Л. Семаго,)

7 класс
Повышенный уровень сложности.

ЦВЕТНИК

Цветник был очень запущен: сорные травы густо разрослись по старым, вросшим в землю клумбам и по дорожкам, которых уже давно никто не чистил и не посыпал песком. Деревянная решетка с колышками, обделанными в виде четырехгранных пик, когда-то выкрашенная зеленой масляной краской, теперь совсем уже облезла, рассохлась и развалилась.

А цветник от этого разрушения стал нисколько не хуже. Остатки решетки заплели хмель, повилика с крупными белыми цветами и мышиный горошек, висевший целыми бледно-зелеными кучками с разбросанными кое-где бледно-лиловыми кисточками цветов. Желтые коровьяки подыми свои усаженные цветами стрелки еще выше их.

Крапива занимала целый угол цветника. Она жглась, но можно было и издали любоваться ее темной зеленью, особенно когда эта зелень служила фоном для нежного и роскошного бледного цветка розы. (117 слов. По В. Гаршину)

Средний уровень сложности.

ЛАСТОЧКИ В ДОМЕ ПУШКИНА

В 1951 году в Михайловском рядом с основным домом восстанавливали сожженный фашистами домик, в котором когда-то была кухня.

Закончив работу, строители увидели, как на крыльцо влетела ласточка, покружилась и стала лепить гнездо на низеньком косяке входной двери.

В отстроенном доме открылся музей, стали приходить люди, чтобы поклониться земле, которую так горячо любил Пушкин.

Сначала никто не замечал птички и ее гнезда. Заметили лишь тогда, когда появились птенцы, не прекращавшие пищать в течение дня.

Многие посетители думали, что гнездо и ласточка не настоящие, а музейный экспонат. Они пытались потрогать их пальцем.

Какой-то заботливый человек, защищая птичек, повесил объявление: "Граждане, входите осторожнее. Здесь живут ласточки, которых любил Пушкин"

С тех пор экскурсанты не трогали птичек. (117 сло. По С. Гейченко.)

Уровень функциональной грамотности.

СБОР КЛЮКВЫ

Болото оказалось почти круглым. По самому краю его можно было обойти за минут двадцать.

Высокие пышные кочки, устеленные светло-зеленым мхом, напоминают груду только что взбитых пуховых подушек, которые заботливая хозяйка вынесла просушить на ветерке.

Новичок долго топчется в недоумении, потому что его подводят глаза. Они сначала не видят ягод, так как привыкли к яркой окраске летних плодов. Нужно вглядеться хорошенько в ближайшую кочку. И тогда обнаружишь вдруг, что при слабом солнце вся она посверкивает тяжелыми, западающими в мох алыми каплями клюквы. Вся кочка словно переливается самоцветами. Их точно просыпали в мох.

Собираешь ягоду и забываешь о времени, о других делах. Хочется запомнить на всю жизнь кислоту прохладной твердой ягоды, пение птиц в лесу, мох, пружинистую почву болота. (120 слов. По Ю. Лощицу)

8 класс
Повышенный уровень сложности.

ЧУВСТВО РОДИНЫ

Чувство Родины прорастает, как все большое, из малого зернышка. Этим зернышком в детстве могла быть речка, текущая в ивняках по степи, зеленый косогор с березами и пешеходной тропинкой. Это могла быть лесная опушка с выступающей в поле грушей.

Пренебрежение обликом всего, что нас на земле окружает, встречаешь настолько часто, что нет возможности всего даже и перечислить, и как-то неловко уже после всего этого говорить о некоторых тонкостях восприятия человеком пейзажа.

Забота об облике нашей земли мне представляется очень важной. Истоки сыновнего чувства к Отчизне лежат там, где мы рождаемся и живем. Наш общий дом - Родина - должен оставаться прекрасным во всех его уголках. Это дело нашей совести, нашей культуры, нашего долга. (167 слов. По В. Пескову)

Средний уровень сложности.

РАДОСТНАЯ ОХОТА

Любите птиц и зверей, живущих вместе с нами на Земле. Ведь во всем огромном космическом мире нет больше таких птиц, таких зверей и таких растений. Другие, может, и есть, а таких нет. Потому-то, наверное, встречи с ними всегда приносят радость и новые впечатления.

Если ты художник, то увидишь новые сочетания красок. Если музыкант, услышишь новые звуки. Скульптора поразит совершенство и красота формы. Но особенно радостны и интересны должны быть такие встречи для вас, ребята. Сколько открытий они вам несут! И с каждой такой встречей горизонт будет раздвигаться все шире, будто вы поднимаетесь на высокую гору.

Чтобы такие встречи были приятны, дружите с лесом. Лес открывается только своим друзьям. Чужаков он встречает недружелюбно и старается насолить им. Все видят его зеленые глаза, до всего дотянутся цепкие зеленые руки.

Узнать лес просто. Надо только постараться увидеть, как улыбаются солнцу деревья. Услышать, как кусты и травы просят пить. Понять, о чем говорят звери и птицы.

Охота за такими тайнами - радостная охота. (161 слово. По Н. Сладкову)

Уровень функциональной грамотности.

ЕВРОПА - АЗИЯ

На лесной поляне Европа встречается с Азией. Две елки. Одна - в Европе, другая - в Азии. Люди на поляне замерзли, греются, бегая из Европы в Азию и обратно.

Два великих материка встречаются на Уральском хребте, глядят друг на друга через реку Урал. Есть что-то значительное в минуте, когда первый раз пересекаешь границу. Сзади тысячи километров, впереди - подернутые морозом гребни синих лесов, новые тысячи километров твоей земли.

Первым границу по Уральским горам провел русский географ петровских времен Василий Татищев. Он заметил, что реки с Урала текут в двух направлениях: одни в Печору и Каму, другие - в Обь. Замечено было, что растительность за горами тоже заметно меняется. Татищев же первым дал им название: "Уральские горы". Ученый назвал их местным именем: по-татарски "Урал" означает "каменный пояс".

Так и определилась граница. Теперь едущий или идущий пешком в разных местах заметит пограничные метки - столбы. В одном месте это литое сооружение, похожее на церквушку, в другом - пирамида, кованная из железа. (154 слова)

9 класс
Повышенный уровень сложности.

СПРОСИ У СОВЕСТИ СВОЕЙ

Спокоен и счастлив тот, кто живет в ладу со своей совестью. Незавидна участь того, кто разминулся со своей совестью: поступился совестью ради маленькой сиюминутной выгоды или, хуже того, отрекся от нее из личного эгоизма.

Совестливый человек не обманет, не украдет, не сподличает, не предаст, на производстве не схалтурит. В частной жизни не оставит без помощи и внимания старых родителей или собственного ребенка, не обидит слабого и не унизит себя лицемерием и лестью.

Совестливый - значит, порядочный, честный человек, наделенный чувством достоинства, справедливости и добротой. О совестливом можно сказать словами Н.А. Добролюбова: "Пусть его жизнь не озарилась блеском какого-нибудь необыкновенного деяния на пользу общества - все-таки его нравственное значение не потеряно".

Добавим, что нравственное значение каждой личности, живущей по неписаным законам совести, неоценимо, ибо всем окружающим оно дарит свет и теплоту человечности . (131 слово. По В. Ткаченко)

Средний уровень сложности.

АЛЬПИЙСКИЕ ЛУГА

Альпийские луга - это вечная весна посреди лета, которую природа припрятала для себя, чтобы не забывать, с чего она начинала. Это струение легкого меда цветущих трав, настоянное на льдах вершин. Это запах цветов в самом чистом виде, потому что здесь уже исключены всякие другие запахи. Кухня земных запахов осталась далеко внизу.

А этот запах хочется вдыхать, глотать, держать за щекой его свежесть, как в детстве прохладную свежесть леденца. Ты пьешь и пьешь его и удивляешься, что он не кончается, потому что там, внизу, мы привыкли, что все прекрасное недолговечно.

Альпийские луга! Это самый верхний запах земли, сливки земных запахов, потому что дальше только камни и небо. И небо нюхает этот запах, что дает ему силы: Не потому ли облака, как белые быки, медлительно пасутся на зеленых склонах? (128 слов. По Ф. Искандеру)

Уровень функциональной грамотности.

РЕПЕЙ

Я набрал большой букет разных цветов и шел домой, когда заметил в канаве чудный, малиновый, в полном цвету репей того сорта, который у нас называют "татарином" и который старательно окашивают, а когда он нечаянно скошен, выкидывают, чтобы не колоть об него рук. Мне вздумалось сорвать этот репей и положить его в середину букета. Я слез в канаву и, согнав впившегося в середину цветка и сладко заснувшего там мохнатого шмеля, принялся срывать цветок. Но это было очень трудно: мало того, что стебель кололся со всех сторон даже через платок, которым я завернул руку, - он был так странно крепок, что я бился с ним минут пять, по одному разрывая волокна. Когда оторвал цветок, стебель уже был весь в лохмотьях. Да и цветок уже не казался так свеж и красив. Кроме того, он по своей грубости не подходил к нежным цветам букета. Я пожалел, что напрасно погубил цветок, который был хорош в своем месте, и бросил его. (154 слова. По Л. Толстому)

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ

КОНТРОЛЬНОГО ДИКТАНТА ЗА 6 КЛАСС

Я проснулся ранним утром. Комната была залита ровным жёлтым светом. Свет шел из окна и ярче всего освещал потолок. Этот неяркий и неподвижный свет исходил от осенних листьев.

За долгую и ветреную ночь сад сбросил сухую листву. Она лежала разноцветными грудами на земле и распространяла тусклое сияние, и от этого сияния лица людей казались загорелыми.

Я видел разную сухую листву: золотую, пурпурную, фиолетовую, серую и почти серебряную. Мокрые леса загорались величественными багряными и золотыми пожарами.

Теперь конец сентября, и в небе сочетаются голубизна и тёмно-махровые тучи. Временами проглядывает ясное солнце, и тогда ещё голубее становятся чистые участки неба, ещё чернее неширокая дорога, ещё белее старинная колокольня.

Если забраться по деревянным лестницам на эту колокольню, то особенно хорошо будет видна серебряная речонка и далёкий лес.

Грамматические задания:

  1. Она лежала разноцветными грудами на земле и распространяла тусклое сияние, и от этого сияния лица людей казались загорелыми.
  2. : ярче освещал; свет исходил .
  3. Выполните морфемный разбор : неподвижный; загорались.

ГОДОВОЙ КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

ЗА 6 КЛАСС

Еще хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость.

По утрам легкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись желтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь желтые корзинки ее цветка.

Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.

Из кустов доносится чье-то пение, словно звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом. Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы. Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но никакие препятствия не остановят их.

Грамматические задания:

  1. Произведите синтаксический разбор предложения: 1 вариант - Еще хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца ; 2 вариант - По утрам легкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись желтые огоньки какого-то растения.
  2. Выполните морфологический разбор : 1 вариант – легкий холодок; 2 вариант - холодок держится .
  3. Выполните морфемный разбор : 1 вариант – свинцовое, загорелись; 2 вариант – неприметные, заговорили.