Чем различаются нравственность и человеческое сочувствие, могут ли добро и зло быть объективными без Бога.

Нравственность и сочувствие — не одно и то же

Как-то я прочитал атеистический демотиватор: «Разве для того, чтобы отличать добро от зла, нужна религия? Разве не хватит обычной человеческой эмпатии?» В той или иной форме я вижу этот довод довольно часто, и его стоит рассмотреть.

Эмпатия — это в данном случае просто наукообразное название сочувствия. Нормальные люди склонны сопереживать бедам ближних, приходить к ним на помощь или хотя бы воздерживаться от нанесения вреда, в общем, говоря религиозным языком, проявлять любовь к ближнему. Разве этого простого человеческого переживания недостаточно?

Что же, тут есть, по крайней мере, три проблемы. Относительно меньшая состоит в том, что сочувствие и нравственность — не одно и то же. Сочувствие — это про то, что вы переживаете (или не переживаете). Нравственность — это про то, что вы должны, совершенно независимо от ваших переживаний.

Я, например, обязан воздерживаться от кражи, совершенно независимо от того, вызывает у меня собственник сочувствие или нет. Может быть, он — распущенный барчук, который привык швыряться деньгами, и вообще в высшей степени отвратный тип, который не вызывает у меня ничего, кроме неприязни и раздражения. Но мне нельзя вытащить у него бумажник — вот нельзя, и все, совершенно независимо от того, какие чувства он у меня вызывает.

Государство, как огромный безличный механизм, вообще неспособно вызывать эмпатию — но и у государства красть нельзя.

Хуже того, наша эмпатия носит высоко избирательный характер. Это неизбежно — мы не можем реагировать на горести всех людей одинаково, особенно когда интернет и социальные сети обрушивают на нас потоки людских бедствий.

Мы охотно сочувствуем людям, на место которых мы легко можем себя поставить, тем, в ком мы видим «одних из нас», но несчастья чужаков трогают нас гораздо меньше. Во время сетевых споров о политике можно видеть, как жертвы преступлений противной стороны вызывают самую бурную эмпатию — в то время как жертвы преступлений друзей и союзников остаются незамеченными. Более того, эмпатия активно используется для разогрева ненависти и агрессии, которая превращается из чего-то неодобряемого в хорошее и даже священное — ведь убивать врагов надо из глубокого и искреннего сочувствия к их жертвам.

Эмпатия к «своим» вообще один из мощных катализаторов ненависти к чужакам. «В бой, в бой за народ свой!» — как кричали балканские националисты во время последней резни в этом регионе. Эмпатия может, напротив, полностью отключить вашу способность отличать добро от зла.

Надо отметить и то, что эмпатия вторична по отношению к нашим действиям. У Льва Толстого в рассказе «После бала» есть такая фраза: «Николай I очень много зла сделал полякам, поэтому ему надо было быть уверенным, что все поляки — негодяи». Когда мы поступаем с кем-то несправедливо, мы склонны испытывать к нему злобные чувства — ведь нам надо быть уверенными, что мы правы. Когда, напротив, мы поступаем с другими справедливо и человеколюбиво, мы склонны испытывать к ним сочувствие. Не воля следует за эмоциями, а наоборот, эмоции за волей.

Это, конечно, не значит, что эмпатия — это плохо. Эмпатия может помогать нам поступать нравственно, давать эмоциональную подпитку морально правильным решениям. Но ее недостаточно. Она может укрепить вас в желании соблюсти заповедь «не укради», потому что вы можете поставить себя на место жертвы кражи. Но перед этим у вас должно быть достаточно доброй воли по отношению к этому человеку — и по отношению к заповеди.

Люди думают очень по-разному

Вторая — и более существенная — проблема с этим тезисом состоит в предположении, которое он делает по умолчанию. Он исходит из того, что, во-первых, добро и зло существуют и, во-вторых, человек может и должен их различать.

Но во вселенной без Бога никакого объективного добра и зла, как и никакой объективной обязанности их различать, не существует. Как сказал известный атеист Ричард Докинз, «во вселенной нет ни добра, ни зла, ни цели, ни замысла, ничего, кроме слепого и безжалостного безразличия». В мире без Бога все наши моральные убеждения — просто результат социобиологической эволюции.

В этой картине мира совесть — это, как метко заметил великий немецкий мыслитель Фридрих Ницше, «голос стада», это не моральный компас, указывающий, хотя бы и несовершенно, на истинный моральный полюс, а просто вбитые нам в голову социумом требования. Никакого «истинного морального полюса» в мире без Бога не существует.

Да, вас мама и папа учили не воровать. А индусу с детства вбили в голову, что нельзя есть говядину. А еще кому-то внушили, что если на девушку пало подозрение в блуде, ее родственники-мужчины должны ее убить, чтобы снять позор с семьи.

Если вам кажутся дурацкими или возмутительными требования других социумов, то какие у вас основания всерьез принимать требования вашего?

Ведь во вселенной без Бога вообще невозможно поставить вопрос «кто прав», потому что в ней нет никаких моральных судей, кроме людей, а люди думают очень по-разному.

А эмпатия в такой картине мира никакого добра и зла не различает — потому что и различать нечего.

Что желают сказать американские атеисты

Третья проблема связана с тем переживанием, которое, не для всех очевидно, но стоит за этим демотиватором. Дело в том, что он переводной — наши атеисты охотно переводят с английского, а американские атеисты сталкиваются с одной специфической проблемой. Им не доверяют и подозревают в личной аморальности.

Как правило, безосновательно — типичный американский атеист — это богатый, образованный, прекрасно социально адаптированный белый мужчина — на что уже обратили внимание адепты политкорректности, потребовав продвигать на лидирующие позиции в атеистическом движении больше представителей меньшинств.

Но, так или иначе, это обычно благополучный законопослушный гражданин, который кошельков не ворует.

Американские атеисты желают подчеркнуть, что они и без веры в Бога могут быть добрыми гражданами и хорошими соседями. И это правда — и у нас в стране это не нужно и подчеркивать.

Конечно, атеист может быть нравственным, одобряемым человеком по меркам своего социума. Но это возвращает нас к вопросу — есть ли еще какая-то правота, кроме правоты общества?

Кто тут прав?

Советский чекист, ради светлого будущего расстреливающий контру и шпионов, или японский камикадзе, отправляющийся в самоубийственный вылет ради Японии и императора, могут вызывать у своих товарищей искреннее одобрение и восхищение. Но из-за пределов их сообществ их вряд ли одобрят.

Или возьмем современный пример — известный мыслитель Питер Сингер считает, что младенцев (в том числе здоровых) можно убивать, потому что у них еще отсутствует автономность, рациональность и самосознание. При этом сторонники Сингера считают его человеком чрезвычайно большой эмпатии — он строгий вегетарианец и борец за права животных, глубоко удрученный жестокими условиями содержания на свинофермах.

Многие другие (включая атеистов) не разделяют его мнения. Кто тут прав? Это не только вопрос, на который в атеистической вселенной нельзя ответить — его нельзя даже поставить.

Осмысленный разговор о добре и зле, и о том, как мы опознаем добро и зло — при помощи эмпатии или как-то иначе, эмпатии в сочетании с чем-то еще — возможен только после того, как мы признаем, что во вселенной есть и добро, и зло, и цель, и замысел, что она каким-то образом небезразлична к нашему поведению.

А это будет означать недвусмысленно религиозную точку зрения — и нам останется только задуматься над тем, как надмирное добро проявило Себя в нашем мире.

Уважаемый Олег,

Мудрецы в трактате Бава Мециа (83) так толкуют стих в книге Тэилим (104, 20): «Ты простираешь тьму — и наступает ночь» — «это наш мир, который подобен ночи».

Рамхаль (рабби Моше-Хаим Луцатто) в своей знаменитой книге Мэсилат Йешарим (часть 3) пишет: «И осознай, насколько чудесно это высказывание для того, кто поймёт его глубоко. Ведь ночная тьма обманывает человеческий глаз двумя способами: или затмевает его так, что он совсем не видит, что перед ним, или обманывает его так, что столб кажется ему человеком, а человек — столбом. Так же материальность и вещественность этого мира — ночная тьма для взора разума, которая обманывает его двумя путями: во-первых, не даёт ему видеть препятствий на путях этого мира, и находятся глупцы, которые ступают уверенно, и падают, и погибают, не успев испугаться… А во-вторых — и второй обман страшнее первого — искажает зрение так, что зло представляется добром, а добро злом, и из-за этого люди укрепляются в своих дурных делах и не оставляют их. [В первом случае] они просто не видят зла, [во втором же] “видят” веские доказательства “верности” своих ложных воззрений и выводов, и это великое зло, которое окутывает их и приводит к смерти».

Поскольку йецер а-ра («дурное стремление») ослепляет человека, размышления о том, где верный путь, а где — неверный, с одной стороны, очень важная работа, а с другой, — очень трудная. Человеку практически невозможно в момент совершения действия понять, хорошо это действие или дурно — ведь в этот момент у него нет ни времени, ни спокойствия ума, необходимых для таких размышлений.

Тому же, кто хочет уберечься от ошибок, следует последовать совету Рамхаля (там же), который пишет: «Человеку необходимо — в любое время и в специально отведённое время уединения — вдумываться, какой путь является истинным по Закону Торы, каким путём ему нужно идти. А затем размышлять о своих действиях — соответствуют они этому пути или нет. Поступая так, он сможет легко очиститься от всякого зла и выпрямить свои пути».

Конечно, следовать этому совету непросто. Но это единственный способ для того, кто хочет идти прямым путём, здесь нет, и не может быть какого-то простого алгоритма.

Хотя простой формулы, с помощью которой можно было бы точно оценить свои действия, не существует, Виленский Гаон всё же даёт нам некую «индикацию».

В комментарии к книге Рут он пишет (1, 18): «Тот, кому представилась возможность совершить мицву, и он хочет распознать, не исходит ли это от дурного стремления, пусть проверит, как во время совершения мицвы ведут себя органы его тела. Если они в это время движутся проворно и играючи, по-видимому, дело происходит по совету дурного стремления. Потому что как может быть, чтобы органы тела — тяжёлые, созданные из праха, природа которых — идти за своими телесными вожделениями, опускаться как можно ниже, как положено праху — начали действовать с охотой? Это не что иное, как совет дурного стремления, желающего позже взять над ними власть. А если внутреннее стремление человека — приблизиться к своему Создателю, совершая мицвот, органы его тела будут тяжелы и ленивы. Тогда видно, что это соответствует природе: дурное стремление влияет на органы тела, желая удержать их от совершения мицвы».

Пара видов нравственности. Восстановление целостности законов

В этой статье хочу осветить тему различения Добра и зла, а также нравственности, какая она бывает, как она влияет на все сферы жизни, в том числе на качество наших юридических законов. Для начала мысли известных людей на эту тему:

«Вообще, нет ничего более важного в обществе, чем морально-нравственные принципы, на которых оно основано. Ничего. Всё остальное вторично». Президент России В. Путин. Селигер-2012

«Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от одного улучшения нравов, без насильственных потрясений политических, страшных длячеловечества…« Пушкин А.С. «Русская изба»

«Нравственное чувство, как и талант, дается не всякому. Мысли, как и действия, разделяются на преступные и на неподлежащие никакой ответственности… Требовать от всех произведений словесности изящества или нравственной цели было бы...

0 0

Добро и зло в отношениях. Как отличить доброту от зла?

Добро и зло не разделимы

В отношениях людей, добро и зло, как стороны одного листочка, как две ипостаси отношений: живут ТОЛЬКО вместе.

Разделить их - это значит потерять их или породить монстра: добро в чистом виде, про которое говорят, что им (благими намерениями) выстлана дорога в ад. Или абсолютное зло - когда бал правит уже не человек, а зверь, которому чуждо всё человеческое.

Почему добро и зло не разделимы? А, закон един: не бывает в этом мире НИЧЕГО, чтобы существовало в чистом виде, как некий абсолют самого себя: ибо, только наличие изменений, развитие, перемещение в пространстве-времени обеспечивает существование.

А оно невозможно без наличия в самой вещи или явлении двух своих антагонизмов, которые, постоянно сталкиваясь друг с другом (борясь, воюя), и проявляют их в том или ином облике (свойствах).

К тому же,...

0 0

Добро и зло – категории не только философские, но и жизненные. Ежедневно, мы оперируем выражениями «добрый человек», «злой умысел», «добрый поступок» или «злой характер».

Добро и зло – это диаметрально противоположные понятия, антонимы. Но вместе с тем они не могут существовать друг без друга, как день и ночь.

Добро – это нечто созидательное, светлое, искреннее, дарящее радость и успокоение. Добрые поступки и мысли приносят счастье не только другим людям, но и самому источнику добра. Добрый человек излучает позитивную энергетику, которая буквально притягивает окружающих. Добро несовместимо с ложью, предательством и хитростью. Оно не имеет двойных стандартов, не стремится к уверткам. Добрый поступок или мысль идет из глубины души, не просчитывая заранее какие-то выгоды и последствия.

Зло – это всегда разрушение, крах, негатив. Человек не всегда это осознает это, но зло разрушает прежде всего самого носителя, его душу. Злые люди тоже могут иметь сильную энергетику, но...

0 0

…Сейчас уже и не вспомню, где я первый раз прочел фразу «Если уж бороться, то за добро, а не против зла» . По-моему, у Лууле Виилмы… «А в чем разница?» , - подумал я в том момент. И зацепило…

…Энергия дана человеку для созидания, иначе бы он не был «по образу и подобию» . Чем больше человек творит, тем больше энергии ему дается. Как только человек начинает разрушать – энергия начинает отниматься… С этой точки зрения призыв коммунистов «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем… » был изначально не верен. Энергия для того, что бы «новый мир построить» вся была потрачена на разрушение старого…

Любая причина вызывающая наше недовольство – это великолепный призыв к действию. Вам не нравится работа дворника, потому что грязный двор? Замечательно, выйдите на улицу, возьмите метлу и начните мести. Этим поступком вы шокируете ЖЭК, пристыдите дворника, поработаете над чувством собственной важности, а главное, сделаете двор чище. Если вы не хотите мести двор сами – наймите...

0 0

Уважаемый Олег,

Мудрецы в трактате Бава Мециа (83) так толкуют стих в книге Тэилим (104, 20): «Ты простираешь тьму - и наступает ночь» - «это наш мир, который подобен ночи».

Рамхаль (рабби Моше-Хаим Луцатто) в своей знаменитой книге Мэсилат Йешарим (часть 3) пишет: «И осознай, насколько чудесно это высказывание для того, кто поймёт его глубоко. Ведь ночная тьма обманывает человеческий глаз двумя способами: или затмевает его так, что он совсем не видит, что перед ним, или обманывает его так, что столб кажется ему человеком, а человек - столбом. Так же материальность и вещественность этого мира - ночная тьма для взора разума, которая обманывает его двумя путями: во-первых, не даёт ему видеть препятствий на путях этого мира, и находятся глупцы, которые ступают уверенно, и падают, и погибают, не успев испугаться… А во-вторых - и второй обман страшнее первого - искажает зрение так, что зло представляется добром, а добро злом, и из-за этого люди укрепляются в своих дурных...

0 0

КАК ОТЛИЧИТЬ ДОБРО ОТ ЗЛА?

Одна исключительно человеческая особенность заключается в способности человека задумываться над тем, что нам следует делать, а что нет. Если голодный пес заметит на столе кусок мяса, он вряд ли станет размышлять над тем, съесть его или нет. Однако человек в отличии от животных может оценить свое какое – то решение с точки зрения нравственности. Как поступит в том или ином случае каждый конкретный человек будет зависеть от того, по каким этическим принципам он живет.

Долгое время этические принципы, по которым жили люди, как правило, диктовались религией. Слово Бога, Библия, пользовалось авторитетом во многих странах. Однако все больше людей во всем мире считают религиозные нормы непрактичными, а библейскую мораль устаревшей. Что определяет жизнь людей сегодня? Влияние, которым изначально обладала религия, сегодня принадлежит нерелигиозной мудрости. Вместо того чтобы обращаться за руководством к религиозным источникам, многие ищут его у светских...

0 0

"Свинья под дубом". Крылов.

Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.

"Ведь это дереву вредит, -
Ей с Дубу Ворон говорит, -
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может".
"Пусть сохнет, - говорит Свинья, -
Ничуть меня то не тревожит,
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею".

"Неблагодарная! - примолвил Дуб ей тут, -
Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут".
Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Думаю, не дойдёт до кое-кого......

0 0

Данные размышления возникли после прочтения работ участников конкурса Твори добро другим во благо, в котором я решила принять участие. Особенно меня задела одна работа под названием Твори добро на всей земле...а надо ли?, где автор рассказывает о своем, по все видимости, довольно непростом детстве. Если я правильно поняла, автор до сих пор переживает из-за всего того "добра", которое она делала на протяжении своей жизни людям, получив в ответ полную неблагодарность. Статья выглядит как крик души, и упрек к людям. Но мой вопрос к автору может звучать неожиданно: "А с чего Вы взяли, что Вы творили Добро?"

Есть очень неплохой фильм с Кевином Спейси "Планета Ка Пэкс" (очень рекомендую посмотреть всем, кто еще не видел!), где главный герой - инопланетянин, прибывший на Землю с целью узнать о ней больше, рассказывает психиатру психиатрической клиники, куда он естественно попал:) о том, что на его планете нет ни суда, ни наказания за преступления. И удивленный психотерапевт спрашивает:...

0 0

Проповедь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в неделю 4-ю Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника в Богородице-Рождественском монастыре в Москве.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Всечестная матушка Викторина! Дорогие отцы, братия и сестры!

Всех вас сердечно приветствую и поздравляю с четвертым воскресеньем Великого поста, посвященным памяти святого преподобного Иоанна Лествичника. Радуюсь, что в этот день мы совершили Божественную литургию в Богородице-Рождественском ставропигиальном монастыре города Москвы, и во время этой Литургии две хиротонии - во епископа и во иерея.

Евангельское чтение, которое надлежит прочитывать за Литургией в четвертое воскресенье Великого поста, содержит в себе повествование об исцелении бесноватого (Мк. 9:17-31). С одной стороны, повествование радостное, потому что все заканчивается исцелением. Но, с другой стороны, повествование драматическое - о том, как отец, несчастный отец, убитый горем, ибо...

0 0

10

Есть два критерия добра и зла.

1) Закон греха в плоти видит во зле ближнему добро себе, и в воздаянии за оное - зло себе.

2) Закон Божий видит в добре ближнему добро себе, и в воздяянии за грех - научение себя мирному плоду праведности.

Плоть же, бывает, понимает и то и это, но приоритетом имеет первое. Почему? Первое - энергетически более выйгрышное, несмотря проблемы с совестью. Не потому ли по Божьему закону укравший должен своим трудом вернуть в четыре раза больше, а испортивший за "один разик" девушку должен жениться на ней, то есть понести бремя её ежедневного содержания и долготерпения всю жизнь. И

Чис.14:34 по числу сорока дней, в которые вы осматривали землю, вы понесете наказание за грехи ваши сорок лет, год за день, дабы вы познали, [что значит] быть оставленным Мною.

Волю Божью, согласитесь, легче не исполнить, даже когда Бог являет перед очами блага Своего благословения; потому и наказание много больше. Чтоб не повадно было и чтобы плоть не...

0 0

11

Сколько у тебя имен?
- Не больше, чем нужно, чтобы жить свободно.

20 ноября 2004 года увидело свет новое творение Хаяо Миядзаки, одного из самых известных и уважаемых режиссеров в истории анимации – полнометражный аниме-фильм «Howl"s Moving Castle», или в неофициальном переводе на русский язык «Шагающий замок Хаула».

В оригинале название аниме можно прочесть примерно так: «Хауро но угоку сиро» – дословный перевод японского письма «Движущийся замок Хаула». Первое слово названия записано катаканой (один из двух японских алфавитов). Очень интересен перевод – это английское слово «Howl», которое произносится как «Хаул» и переводится как «рев, крик, стон, свист». В фильме Хаул – имя хозяина замка.

В аниме Миядзаки все, начиная с названия и заканчивая заключительной песней, которая, кстати сказать, написана Сюнтаро Танигавой, очень символично, цельно и продуманно, нет ни одной лишней детали, ни одной реплики героев, которая не несла бы определенный...

0 0

Ежедневно в нашей голове проносятся тысячи мыслей, мы совершаем сотни действий, опираясь на свои представления о мире, счастье и любви, и часто остаемся разочарованными тем, куда приводит нас жизнь.

В чем причина наших разочарований?

Почему мы тратим так много сил, прилагая неимоверные усилия для своего счастья, но так часто достигаем совершенно противоположных результатов?

Одна из причин наших неудач лежит в том, что часто мы прилагаем усилия там, где не можем ничего изменить, и оставляем без внимания те сферы нашей жизни, которые требуют нашего скорейшего вмешательства.

Потому что опираемся не на знания.

Потому что наш разум слаб или спит.

Потому что склонны идти туда, где привычно, хотя и не очень комфортно, и боимся окунуться в те сферы, где мы еще ни разу не были, где чувствуем себя новичками, а поэтому боимся потерпеть неудачу.

Поэтому стоим с протянутой рукой у родительского дома, ожидая от них недополученной любви, злясь, что не получаем ее, но даже не делая попыток оглянуться вокруг и поискать тех, кто готов нам дать любовь просто так.

Поэтому остаемся в отношениях, которые давно изжили себя, предпочитая крепко держать измученную синицу в руках, чем рискнуть и пойти за журавлем в небе.

Поэтому…

Может, хватит?

Может, уже настало время остановиться и задуматься – а зачем это все? Куда я иду? Зачем я живу? И кто я вообще?

Это нелегко.

Это не быстро.

Но только очищая свое пространство от старого, избавляясь от ненужного, мы даем место новым всходам, способным привести нас к счастью.

Как же отделить зерна от плевел?

Как вместе с водой не вылить младенца, выбросив из своей головы не только то, что разрушает нас, но и то, что очень нам нужно?

Очень насущный вопрос, который волновал многих мудрецов издавна – где та грань, которая позволяет разделить хорошее от плохого, зерна от плевел, полезное от разрушительного, где проходит граница отделяющая схему, живущую в нашем уме и давно устаревшую, и живое участие в ситуации?

Чтобы ответить на этот вопрос, чтобы в каждой ситуации видеть ее суть, ее корни, мы не обойдемся без РАЗУМА.

Сильный разум способен отделить зерна от плевел.

Сильный разум способен определить, как грамотно действовать в каждой ситуации.

Сильный разум опирается на истинные знания, а не собственные домыслы о том, как устроен мир, и где находится счастье.

Есть прекрасная молитва, которая отражает важность развития разума в нашей жизни, мне она очень нравится – «Господи, дай мне терпение принять то, что я не в силах изменить, дай мне силы изменить то, что возможно, и дай мне разум научиться отличать первое от второго».

Если вы глубоко вдумаетесь в эти слова, вы поймете, что мы не получаем желаемого результата:

— если прилагаем множество усилий там, где нужно терпеть;

— если не обращаем внимания на ту сферу жизни, которую нам под силу изменить.

Я постоянно сталкиваюсь на расстановках с ситуацией, когда взрослый уже человек недоволен своими родителями, когда он ждет от них поддержки, любви, заботы – всего того, чего они ему не дали, с его точки зрения, и что было нужно ему для развития и ощущения себя счастливым.

Это нормально для ребенка – хотеть, ждать и даже требовать любви.

Потому что он не способен увидеть реальность.

Потому что он нуждается в любви.

Потому что его разум не развит.

Но это ненормально для взрослого, который просто остается в позиции ребенка по привычке, не видя очевидного — У РОДИТЕЛЕЙ НЕТ ТОГО, ЧЕГО МЫ ОТ НИХ ЖДЕМ МНОГО ЛЕТ.

Нет! Потому что им никто не дал любви.

Очень часто жены прикладывают невероятные усилия к тому, чтобы изменить мужа. Они читают книги об отношениях, чтобы понять, что им делать с мужем и его вредными привычками, дают ему советы, предъявляют претензии, ищут способы донести информацию о том, каким он должен быть, чтобы она была счастлива. Они настолько погружаются в жизнь мужа, желая навести там порядок, что совершенно забывают о том, что их женская сфера в это время остается без внимания.

Итак, они не желают терпеть то, что изменить нельзя. Они не желают знать закон Вселенной о том, что каждый человек – это священная земля, и ни у кого другого нет права вносить туда какие-нибудь изменения, и делать доработки.

Потому что, если они узнают этот закон, им придется обратить внимание на то, что они могут изменить – на СЕБЯ, свою способность быть женственной, дарить любовь, вдохновлять, доверять, открывать свое сердце.

Это больно – заглянуть внутрь себя и не увидеть там той уверенной особы, которая еще вчера зачитывала мужу его обязанности в полном знании, как ему нужно жить.

Это страшно – вдруг обнаружить свою полную несостоятельность в том, что является самым важным для каждой женщины, например, неспособность строить отношения с мужем.

И все же, только сделав это, мы обретаем шанс повернуть туда, где мы можем еще что-то изменить.

Еще один пример, который знаком многим мамочкам – мы не воспринимаем ребенка личностью, отдельной от нас, со своими привычками, вкусами, характером, со своим накопленным многовековым опытом.

И тогда мы начинаем прикладывать невероятные усилия, чтобы навязать, насадить любым способом то, что МЫ СЧИТАЕМ ПРАВИЛЬНЫМ ДЛЯ НЕГО.

Мы ломаем то, что в нем цвело.

И пытаемся посадить на эту почву то, что никогда там не приживется.

Потому что не должны абрикосы цвести за полярным кругом.

Потому что природа ребенка может очень сильно отличаться от природы его родителей, и не они здесь решают и определяют, по какой дороге ему двигаться.

Что мы видим здесь?

Родители не желают понять, признать, принять и терпеть природу ребенка, они желают наслаждаться им, взяв контроль над его жизнью полностью в свои руки.

Они делают из хорошего артиста плохого инженера, считая любые проявления творчества ребенка блажью, внушая ему мысль о том, что искусством не прокормишься.

Они делают из великолепной жены и матери плохую бизнес-леди, уделяя все внимание образованию девочки, и не давая ей никаких знаний о том, как создать и сохранить семью.

Они превращают творческую натуру в унылого пьющего грузчика, зацикливаясь на беспорядке в его комнате и стремлении привить ему аккуратность любой ценой.

Они ломают и строят живого человека по своему вкусу, но потом пожинают плоды своих издевательств и невежества, наблюдая, как летит в тартары жизнь их чада, как ребенок не достигает успеха там, где должен получить золотые горы по мнению родителей, и страшась пойти туда, куда его тянуло всю жизнь, но куда ему даже смотреть запрещали.

Это страшно – увидеть, как гибнет твой ребенок, как его счастье, построенное на твоих неверных представлениях, рассыпается на глазах.

Это больно – понять, что твои действия привели лишь к тому, что он возненавидел тебя, и поспешил покинуть при первой возможности.

Но только это понимание, понимание, что природа ребенка неизменна, и задача родителей – ИЗУЧАТЬ ЕЕ, чтобы знать, в чем нуждается ребенок, и давать ему необходимую ему поддержку. Это та сфера, которая подвластна родителям, но многие ли движутся именно в эту сферу? Ведь привычнее повторить с ребенком сценарий своих родителей или прямо противоположный ему вместо того, чтобы найти знаний о том, как действовать со своим ребенком.

Такие примеры можно приводить до бесконечности, и они наверняка есть в нашей жизни, потому что у наших родителей не было знаний о том, как быть счастливыми, нам приходится учиться этому с нуля самим у тех людей, которые посвятили свою жизнь развитию разума.

Теперь давайте посмотрим на другую сторону медали – когда мы терпим то, что в наших силах изменить, надеясь, что оно как-то изменится само и причиняя тем самым себе страдания.

Несколько примеров.

Вам наверняка известны случаи, когда женщина живет с мужем-алкоголиком, рожает от него детей и терпит унижения и издевательства от него иногда всю жизнь, когда мужчина и женщина сохраняют семью «ради ребенка», издеваясь не только друг над другом, но и мысленно предъявляя ему счет за свою жертву, требуя затем, чтобы он сложил свою жизнь на алтарь родительских желаний.

Почему мы терпим то, чем давно нужно положить конец?

Почему женщина остается с мужем, который поднимает на нее руку?

Ответы все те же – потому что страшно. Потому что здесь, в этом ужасе, ей привычнее и спокойнее (как ужасно это ни звучит), чем одной и с детьми.

Потому что ее самооценка настолько низка, что она не считает себя достойной счастья, потому что она не верит в то, что для нее возможны другие отношения, поэтому и остается в тех, которые ее разрушают.

В некоторых случаях именно развод является самым лучшим решением для всей семьи, потому что только так мужчина, женщина и дети получают шанс на счастье – мы должны убегать из разрушительного для нас общения, потому что каждый день, проведенный в нем, разрушает нашу женственность.

Еще одна ситуация – когда человек работает на нелюбимой работе, убедив себя в том, что работу по душе найти невозможно, что сейчас кризис, его специальность никому не нужна, и постепенно теряя смысл в жизни, особенно это касается мужчин. Когда мы идем по чужому пути, когда занимаем чужое место, даже если мы хорошо выполняем чужие обязанности, мы теряем возможность быть счастливыми, потому что счастье ждет нас только на нашем пути. Великолепные художник может быть средним инженером, но тогда он не создаст полотна, исцеляющие людей, он не выполнит свою миссию и не будет счастлив.

Мы делаем все это потому, что у нас нет знаний о мире, о жизни, о семье, о природе мужчины и женщины, о природе детей. И нам нужно серьезно заняться тем, чтобы восполнить пробелы нашего образования.

Как различить добро и зло?

Нам часто трудно признать, что мы шли не туда, увидеть, что большая часть нашей жизни потрачена на погоню за миражами, которая лишила нас сил, но не дала достичь желаемого.

Нам трудно не убить себя за то, что мы сделали со своей жизнью.

Нам очень досадно, что мы не знали многое раньше.

И все же, если мы хотим повернуть на дорогу к счастью, нам однажды нужно остановиться. И признать, что мы шли не туда много лет.

Что же делать, если вы обнаружили, что это про вас?

ПРИЗНАТЬ ФАКТЫ, сказав себе правду о себе, и пережить все негативные чувства, с этим связанные.

Очень важно ЧЕСТНО сказать себе о себе все то, что вы думаете, желательно, если вы напишете это на бумаге, и будете писать до тех пор, пока не почувствуете, что у вас больше нет желания убить себя, или меня, или Бога за то, что с вами не случилось счастья раньше, и что теперь придется хорошенько потрудиться, чтобы не только развернуться в правильную сторону, но и идти туда, преодолевая трудности.

Важно пережить все чувства, связанные с тем, что вы обнаружили внутри себя огромную дыру, которую заполняли не тем, что нужно было, и не тогда, когда нужно было – гнев – боль – страх – стыд, только тогда вы можете ощутить, что не все потеряно в вашей жизни, и продолжить письмо словами благодарности и поддержки.

«Дорогая моя девочка, я понимаю тебя, тебе сейчас нелегко, и я благодарна тебе за то, что ты старалась, и что сейчас ты набралась смелости изменить свою жизнь.

Ты не могла жить иначе, потому что у тебя не было знаний, не было перед глазами примера, у тебя не было ничего, чтобы начать жить иначе, и то, что ты жила, даже в этих условиях, то, что ты действовала, как умела, уже заслуживает уважения!

Я верю, что у тебя все получится, что ты встретишь людей, которые помогут тебе на твоем новом пути к счастью.

Я люблю тебя даже такую слабую и беспомощную!»

НАЙТИ НОВОЕ ОБЩЕНИЕ.

Наш разум не способен развиваться в вакууме. Наш разум не способен развиваться в среде неразумных людей. Так устроен человек.

Поэтому так важно перестать осуждать свое близкое окружение, ждать от него просветления, учить его жить, если оно вам не нравится.

Нужно развернуться и пойти туда, где есть РАЗУМ, где есть МУДРОСТЬ, где люди уже ЖИВУТ СЧАСТЛИВО!

Вы не можете научиться играть в волейбол, если никто не покажет вам, как это делается.

Вы не можете вырастить помидор, если не знаете, как выглядит семечко помидора.

Вы не можете придти к счастью, если не дышали его воздухом, если не общались с теми, кто в нем живет, если не заразились любовью от тех, у кого ее много.

Вам нужен человек, который возьмет вас за руку и поведет туда, где есть СЧАСТЬЕ, и вы пойдете за ним, и поверите ему потому, что увидите все своими глазами.

ЗАНИМАТЬСЯ ДУХОВНОЙ ПРАКТИКОЙ.

Вы хорошо знаете о том, что мы становимся теми и идем туда, о чем думаем. Если в нашей голове много светлых позитивных образов, мы будем счастливы.

Если же мы постоянно прокручиваем в голове проблемы, беспокоимся, боимся, не верим в себя и осуждаем других людей, наша жизнь будет превращаться в болото.

Не контролируя свои мысли, не направляя их в благостное русло, мы автоматически попадает во второй вариант развития событий.

Поэтому так важно давать нашему уму позитивный настрой. Настраиваясь на хорошее, думая о нем, мы начинаем перенимать лучшие качества, понимать мироустройство.

СЛУШАТЬ ЗНАНИЯ из уст реализованного человека.

Наш разум развивается, если мы слушаем наставления человека, реализованного в той сфере, где нам хотелось бы реализоваться.

Т.е., если вы хотите создать семью, вам нужно слушать знания от человека, реализованного в семье, у которого есть муж (жена) и дети, и от которого исходит энергия счастья и умиротворения.

Если вы хотите создать бизнес, нужно идти к тому, кто создал бизнес, а не к тому, кто все знает о нем в теории.

Если вы хотите воспитывать детей, нужно обращаться за знаниями к тому, чьи дети выросли, счастливы, любят своих родителей и родили своих детей.

Мы обучаемся ПОДРАЖАЯ.

Поэтому у счастливых родителей естественным образом вырастают счастливые дети.

Поэтому у преподавателей ВУЗов выпускники работают не по своей специальности (потому что преподаватели часто не реализованы сами в том, что преподают).

Поэтому вы не можете ничему обучить другого человека, если услышанные знания не стали вашим опытом, ведь ему нечему подражать, ведь он видит перед собой человека, желающего дать то, чего не имеет сам, а это всегда раздражает.

Когда несчастная мама учит дочку, как быть счастливой и что в жизни главное, часто ли дочь слушает ее?

Когда жена учит мужа, какие мужем он должен быть, вместо того, чтобы показать ему, какая должна быть жена, и вдохновить своим примером на изменения, какое чувство она вызывает у мужа? Неужели бешеный энтузиазм бежать и выполнять сразу все свои обязанности?

Когда родители акцентируют все внимание на учебе ребенка, не понимая, что она не делает его счастливым и успешным, как не сделала их, вместо того, чтобы помочь ему проявить свои лучшие качества и найти наставников в том, что у него получается вместо того, чтобы тратить свою жизнь на все, что никогда не пригодится, начинает ли ребенок носить из школы одни пятерки?

Ищите наставников, ищите людей, которые протянут вам руку помощи и дадут вам знания о том, где на самом деле живет счастье.

Для меня такими людьми стали Олег Торсунов, Руслан Нарушевич, Марина Таргакова, Рами Блект, Валерий Синельников, Владимир Мегре.

Вы можете найти своих наставников, которые вдохновят вас пройти путем знаний к Счастью.

Я прошла этот путь от ощущения полного провала всей жизни, ощущения собственной ничтожности, от ощущения бесплодно прошедших лет, я прошла через горечь и обиду к родителям, которые не дали мне этих знаний, я несколько лет исцеляла свою душу от шрамов, которые оставили во мне усилия других, желающих поработать над мной людей, я продолжаю постигать знания, чтобы улучшать дальше свою жизнь, и я знаю, что никогда не остановлюсь, потому что мне знаком уже вкус счастья. Быть женой. Быть мамой. Быть реализованной в социуме женщиной.

Поэтому я знаю, что каждая из вас способна пройти этот путь. Если захочет. Если не побоится заглянуть в себя и признать, что идет не туда.

Это не преступление – не знать.

Это не преступление – не уметь.

Это не преступление – оказаться в первом классе школы жизни, если тебе сорок или шестьдесят лет.

Преступление – не дать себе этого шанса на счастье!

Татьяна Плотникова

Нет похожих записей

В 1999 г. из-под кисти русского художника Ильи Глазунова (родился в 1930 г.) вышла картина, на которой изображены лики Христа и Антихриста. Изображение на полотне символизирует добро и зло. О этом для - священник Андрей Ухтомский, кандидат богословия, преподаватель КДАиС.

И.Глазунов "Христос и Антихрист"

Два лика имеют небольшое отличие в выражении лица

Лик Христа - прямой, открытый и спокойный; лицо дьявола - напряженное и несколько озлобленное, его борода заостренная. Над ликом Спасителя изображен круглый нимб с вписанным в него крестом. Нимб, изображающийся над ликами Иисуса Христа, Богоматери и святых (в византийской традиции с нимбом изображали царствующую особу), символизирует святость, отрешенность от внешнего мира.

Над изображением дьявола виден ореол, подобие нимба, прикрытого нимбом Христа. В отличии от нимба Христа, в котором изображен Крест, изображение над дьяволом - перевернутая звезда, символ дьявола, на который более явно указывают расположенные в вершинах звезды три шестерки. «Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть» (Апок. 13, 18).

Символизм картины - в изображении художником добра и зла в современном ракурсе

Сегодня человек едва различает добро и зло, и только мелкие детали показывают разницу, кроме того, производность, вторичность зла. Добро же имеет ту автономию в самом себе, которое не имеет зло, да и не может иметь. Зло - противление добру, от которого оно черпает свои силы и «творчество». Не создав ничего нового, а только дав иное направление добру, зло разрушает человека, создавая высшие ценности из всех благих побуждений человека.

Вспомним пословицу «Благими намерениями выстлана дорога в ад»

Эта пословица восходит к выражению английского богослова XVII в. Джорджу Герберту «Hell is full of good meaning and wishings» - «Ад полон добрыми намерениями и желаниями». Выражение означает, что добрых намерений значительно больше, чем добрых дел. Потому, что «желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак, я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое» (Рим. 7, 18–21).

За тысячелетия зло убедило человека в своей правоте

«Будете как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3, 5) - искушает сатана Еву. История показывает, что за тысячелетия человек не усовершенствовался в различении добра и зла, о чем символически свидетельствует картина Ильи Глазунова. Глядя на нее, мы замечаем, что надо приложить усилие, чтобы найти различия. Картина - символ нашей эпохи, в которой утеряно понятие греха, добра и зла. Посмотрев на холст, задумаемся над этими словами.