Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Презентацию на тему "Писатели XX-XXI века" (11 класс) можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Литература. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 21 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Слайд 2

Литература рубежа XX –XXI веков

С 1990 года – это литература переходного периода. Переход от советской литературы подцензурной к существованию литературы в совершенно иных условиях свободы слова. Современный литературный процесс XXI века сопоставляют с литературным процессом начала XX века – с серебряным веком и литературой двадцатых годов.

Слайд 3

Слайд 4

Первая – половина 90-х годов

В 1-й – половине 90-х годов, в перестроечную эпоху, Россия испытывает литературный бум. Гласность, полная отмена политической цензуры привели к обилию переводной зарубежной литературы, мы все стали зачитываться детективами Чейза, Агаты Кристи. К нам вернулась запрещенная в советских условиях русская литература. «Возвращенная литература» - роман Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», Борис Пастернак «Доктор Живаго», Михаил Булгаков «Собачье сердце», «Дети Арбата А. Рыбакова, проза И.Бабеля, А. Платонова и многих других.

Слайд 5

4 «поколения» современных писателей

1 поколение современных писателей Писатели-шестидесятники, которые ворвались в литературу во время оттепели 1960- х годов, символы своего времени – В.Аксенов, В.Войнович, Ф.Искандер, В. Распутин. Сегодня – это признанные классики современной литературы, отличающиеся иронической ностальгией и приверженностью к мемуарному жанру

Слайд 7

2 поколение - авторы поколения 1970-х, дети победителей войны, советское поколение. Уже писали в условиях творческой несвободы. Это – В.Ерофеев, А.Битов, В.Маканин, Л.Петрушевская, В.Токарева. Для них актуальным и близким стала фраза «Человек хорош, обстоятельства плохи».

Слайд 9

3 поколение писателей

3 поколение писателей С перестройкой в литературу пришло новое поколение писателей – В.Пелевин, Т.Толстая, Л.Улицкая, О.Славникова, В.Сорокин. Начали работать без цензуры, свободно осваивая литературные эксперименты, затрагивали запретные ранее темы.

Слайд 11

4 поколение молодых писателей

4 поколение молодых писателей В конце 1990-х годов появляется другое поколение совсем молодых писателей. Русская литература открывает новые литературные имена таких ярких прозаиков, как – Д. Гуцко, А. Геласимов, И. Стогоff, С. Шаргунов, И. Кочергин, Р. Сенчин, З. Прилепин.

Слайд 12

Слайд 13

Особое явление - феномен литературных премий

Литературные премии ставят своей целью воздействовать на литературный процесс, открывать новые имена. В настоящее время в России существует несколько сот литературных премий. Самые значимые литературные премии. В 1991 году по британскому образцу был основан Русский Букер – первая негосударственная премия в России после 1917 года. Цель премии – «привлечь внимание читающей публики к серьезной прозе, обеспечить коммерческий успех книг. Премия «Букер», вручается за лучший отечественный роман года, написанный на русском языке, независимо от места его издания. Отличительная особенность: акцент на диссидентской литературе. За 20 лет существования премии ее победителями стали такие известные писатели, как В.Аксенов, Г.Владимов, В.Маканин, Б.Окуджава, Л.Улицкая и другие.

Слайд 14

Самая молодая литературная премия

Самая молодая литературная премия, основанная в 2005 году, - «Большая книга» Самая значимая и главная литературная премия страны по величине вознаграждения. 1 премия – 3 млн. рублей, 2 премия – 1,5 млн. руб., 3 премия – 1 млн. руб. Денежную составляющую в основном обеспечивает «Газпром». Премирование не только художественных произведений, но и литературы в жанре нон-фикшн (беллетризованные биографии великих людей). Вторая в мире после Нобелевской. У «Большой книги» самый высокий рейтинг. Она «раскручивает» писательские имена. Она делает скромных писателей «медийными» персонами, приковывает к ним внимание.

Слайд 16

Эксперименты в литературе

Пережив «переходный период», литература стала развиваться интересней, в ней начался откровенный эксперимент, пришли новые темы и направления. Сегодня литературный процесс включает в себя множество направлений: светский реализм, массовая литература, литература для клерков, блоггеровская литература, роман - антиутопия, постмодернизм.

Слайд 18

Разновидностью массовой литературы является бестселлер. Рейтинговые списки продажи книги, большие тиражи. Бестселлеры являются той литературой массового спроса, что востребуется в первую очередь. Бестселлер отнюдь не только дешёвое чтиво, в списках наиболее ходовых книг числятся и истинно замечательные образцы массовой литературы. Среди наиболее интересных, читаемых книг числятся такие авторы – Татьяна Устинова, Полина Дашкова, Сергей Лукьяненко, Евгений Гришковец, Дарья Донцова, Борис Акунин, Александра Маринина.

Слайд 19

Современный литературный процесс рубежа XX - XXI веков

Современный литературный процесс рубежа XX - XXI веков заслуживает особого внимания: 1) литература конца века подводит итог художественным и эстетическим исканиям всего столетия; 2) новейшая литература помогает понять всю сложность и дискуссионность нашей действительности; 3) своими экспериментами и художественными открытиями она намечает перспективу развития литературы XXI века.

Слайд 20

Неповторимые личности

Утонченная Людмила Улицкая, возведенный почитателями в ранг провидца и гуру Виктор Пелевин, гранд-мастер отечественного интеллектуального детектива Борис Акунин, молодой писатель Дмитрий Глуховский. Это авторы, которые делают настоящую русскую литературу. Неповторимые личности творят неповторимую литературу, что было всегда характерно для живой и свободной русской литературы.

  • Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.
  • Русские классики в 21 веке ПАНИБРАТОВА Светлана николаевна мбоу «Михайловская рв(с)ош» с. Михайловка учитель русского языка и литературы

    Почему великих русских писателей 19 века принято называть классиками?

    Их произведения считаются образцовыми. Эти авторы служат общим достоянием; их постоянно цитируют, им подражают, их разрезают на сентенции, их изучают в учебных заведениях.

    Русская классическая литература 19 века – это литература «вечных тем». Русские писатели стремились ответить на сложные вопросы бытия: о смысле жизни, о счастье, о Родине, о природе человека, о законах жизни и Вселенной, о Боге.

    19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе.

    Проверим, так ли это.

    Перед вами список первого десятка из 100 лучших книг, составленный по результатам голосования посетителей одного из сайтов. В голосовании участвовали произведения художественной литературы любой длины, любого жанра, написанные на любом языке в любой период времени.

    Лев Толстой – «Война и мир»

    Фёдор Достоевский – «Преступление и наказание»

    Фёдор Достоевский – «Идиот»

    Александр Пушкин – «Евгений Онегин»

    Михаил Булгаков – «Собачье сердце»

    Фёдор Достоевский – «Братья Карамазовы»

    Артур Конан Дойль – «Приключения Шерлока Холмса»

    Лев Толстой – «Анна Каренина»

    Николай Гоголь – «Мёртвые души»

    По результатам международного опроса многих критиков (в 2009 году), наиболее ценные для мировой литературы первая тройка авторов:

    1. Сервантес,

    2. Шекспир,

    3.Достоевский.

    Вот так, по версии Index Translationum, полностью выглядит список русских писателей, которых чаще всего переводят на другие языки:

    Федор Михайлович Достоевский

    Лев Николаевич Толстой

    Антон Павлович Чехов

    Александр Сергеевич Пушкин

    Максим Горький

    Николай Васильевич Гоголь

    Иван Сергеевич Тургенев

    Какие личности чаще всего фигурировали на страницах «Литературной Росии» «за истёкший период».

    В итоге – 45 упоминаний у Пушкина.

    Следующее место закономерно делят два великих писателя, составляющих честь и славу классической русской литературы – Фёдор Михайлович Достоевский и Лев Николаевич Толстой – по 31 упоминанию.

    Федор Михайлович Достоевский - самый известный за рубежом русский писатель; его творчество является достоянием мировой литературы

    Достоевский - русский писатель №1 в мире, самый влиятельный и цитируемый автор.

    Самый известный русский поэт в мире

    Александр Сергеевич Пушкин

    Вот что писали о нем величайшие писатели и критики:

    • "Пушкин - явление чрезвычайное, единственное явление русского духа..." (Гоголь);
    • "Это первый поэт-художник России" (Белинский);
    • "В «Онегине» Пушкин явился великим писателем, как до него никогда и никто" (Достоевский).
    • Уже тогда можно было предвидеть, что это будет самый известный в мире поэт из всех, писавших на русском.

    Самый загадочный русский писатель

    Николай Васильевич Гоголь - самый загадочный русский писатель, обладатель не только самой таинственной судьбы, полной загадок, но и создатель самых мистических произведений. Жизнь Гоголя окружена самыми фантастическими слухами, легендами, домыслами и мифами. До сих пор историки и литературоведы пытаются выяснить некоторые особо загадочные страницы в судьбе этого великого русского классика.

    Самые популярные киноклассики

    ЛевТолстой «Анна Каренина»

    «Война и мир»

    Антон Чехов «Дядя Ваня»

    Фёдор Достоевский «Братья Карамазовы»

    Самими заметными писателями 19 века были: Грибоедов Александр Сергеевич, Рылеев Кондратий Федорович, Пушкин Александр Сергеевич, Лермонтов Михаил Юрьевич, Гоголь Николай Васильевич, Тургенев Иван Сергеевич, Некрасов Николай Алексеевич, Фет Афанасий Афанасьевич, Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович, Чернышевский Николай Гаврилович, Толстой Лев Николаевич, Достоевский Федор Михайлович, Чехов Антон Павлович.

    А кто из них самый, самый - выбирайте сами!

    телеведущая Наиболее известен роман писательницы - «Кысь», получивший премию «Триумф». Произведения Татьяны Толстой, в том числе сборники рассказов «Любишь - не любишь», «Река Оккервиль», «День», «Ночь», «Изюм», «Круг», «Белые стены», переведены на многие языки мира.

    РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА начала ХХI века

    Постапокалиптическую антиутопию «Кысь» Татьяна Толстая писала 14 лет. Пока это единственный роман в ее творчестве, большей частью которого являются рассказы. Спустя двести лет после ядерного взрыва, поселение Федор-Кульмичск, некогда Москва, пытается жить в новом мутировавшем мире. Мутировали не только природа, человек, животные и растения, мутировали и сознание людей, и общество, и сам русский язык. Город населен уродами с различными «последствиями», которые в качестве скотины держат «Перерожденцев», едят мышей, «червырей», «грибыши», «огнецы», пьют и курят «ржавь». В душах людей царит мрак, лишь проблески света вносят «Прежние», уцелевшие после взрыва, но переставшие стариться. Кысь – незримое существо, когтем вырывающее душу, после чего человек вроде как живой и неживой, так и не появляется на страницах романа, но каждую секунду смотрит в спину, заставляя сердца и героя и читателя биться чаще…

    КОНЕЦ 20-НАЧАЛО 21
    ВЕКА

    Литературные премии

    Большая книга
    Национальный бестселлер
    Ясная Поляна
    Русский Букер
    Премия им. А. Солженицына
    Патриаршая литературная премия
    Премия Дельвига
    Книга года

    Литературные премии

    Нос
    Дебют
    Бунинская премия
    Платоновская премия
    Новая Пушкинская премия
    Премия Андрея Белого

    Валентин Григорьевич Распутин (1937-2015)

    Произведения В.Г. Распутина конца 20-начала 21 века

    Рассказы:
    «В ту же землю»
    «Нежданно-негаданно»
    «Видение»
    «Изба»
    Повесть «Дочь Ивана, мать Ивана» (2003)

    «Распутин вообще не умеет, не
    любит описывать лад, гармонию,
    совпадение, его как художника
    влечет к человеческой
    неустроенности, к горю, к беде,
    катастрофе, одиночеству, к
    смерти, наконец, и в этой точке
    он необыкновенно близок к
    самому гениальному русскому
    писателю ХХ столетия Андрею
    Платонову. Их объединяет
    проникновенное, философское
    отношение к жизни и смерти, и
    это родство Распутин и сам
    почувствовал, дав Платонову
    одно из наиболее точных
    определений - "смотритель
    изначальной русской души"».
    А. Варламов.

    «Валентин Григорьевич
    всегда умел приковывать
    внимание общества к
    самым важным темам:
    разрушению русской
    деревни («Прощание с
    Матёрой»), экологическому
    безумию самонадеянного
    человечества (поворот
    северных рек и загрязнение
    Байкала), нравственному и
    этническому насилию над
    русской жизнью («Дочь
    Ивана, мать Ивана»).
    А. Шорохов

    «Что касается «знакового»
    художественного образа
    для выражения нынешнего
    состояния России – его
    литература предложить не
    смогла. Я думаю, потому,
    что реальность оказалась за
    гранью возможностей
    литературы. Больше того –
    наступила эпоха за гранью
    жизни. Для нее есть
    единственный образ –
    Апокалипсис в Откровении
    Иоанна Богослова».
    В. Распутин.

    «Дали еще полежать Аксинье
    Егоровне под небом, с которого,
    набираясь, спадал снег. До чего
    кстати этот снег - словно всем им
    даровалось прощение за
    беззаконные действия. Словно
    высшая сила сникала над
    человеческой слабостью и
    своевольством. Ветер затихал,
    прохаживаясь остывающими
    порывами, небо белело, и
    лиственницы-близнецы,
    возвышающиеся над соснами,
    стояли в нем красиво и грозно».
    В. Распутин. В ту же землю.

    Леонид Бородин 1938-2011

    «Деревенскую прозу я
    предпочитал всей
    современной русской
    литературе как
    наиболее
    традиционную.
    Духовно мне близки
    люди, которые любят
    Россию. С теми же, кто
    считает ее
    историческим
    недоразумением, у
    меня не может быть
    ничего общего».
    Л. Бородин.

    «Леонид Бородин – один из
    самых выдающихся русских
    прозаиков второй половины века
    минувшего и начала века
    нынешнего. Один из последних
    русских романтиков и вместе с
    тем мастеров социальнопсихологической прозы, то есть
    той прозы, в которой именно
    русское Слово достигло
    высочайших вершин Искусства.
    Бородин написал не много, но
    при этом сумел охватить самые
    разные пласты российской
    жизни, и современной, и
    исторической. Кто он? Городской
    писатель, «деревенщик», певец
    природы или историк? И то, и
    другое, и третье». П. Басинский.

    Повесть странного времени
    Год чуда и печали (1981, Мюнхен;
    1994, Россия)
    Третья правда
    Расставание
    Ловушка для Адама
    Без выбора. Автобиографическое
    повествование. - 2003.
    Царица смуты (Повесть о Марине
    Мнишек) – 1997.
    Собрание сочинений в 7 т. – М.: Издво журнала «Москва», 2013.

    «Не все необычное есть чудо.
    Чудо - понятие нравственное. …
    Чудо, что откроется вам, если вы
    сядете в иркутскую электричку у
    окна по ходу поезда, зовется
    Байкалом, и он будет одним из
    главных героев повести, которую
    я начинаю наконец, заверяя
    читателя в абсолютной
    правдивости каждого и впредь
    сказанного мною слова!» Л.
    Бородин. Год чуда и печали.

    Владимир Маканин

    Романы
    Андеграунд, или Герой
    нашего времени (1998)
    Испуг (2006)
    Асан (2008)
    Две сестры и
    Кандинский (2011)

    «Асан» - ну да, очередная
    книга на «чеченскую» тему
    - на самом деле очень
    странный роман; в нем не
    просто очень подробно, в
    деталях, показана
    оборотная,
    нелицеприятная сторона
    войны - здесь произошел
    фундаментальный взлом
    матрицы военного романа».
    Л. Данилкин о романе
    «Асан»

    Повести и рассказы:
    Безотцовщина (1971)
    Старые книги (1976)
    Ключарёв и Алимушкин
    (1977)
    Отдушина (1979)
    Река с быстрым течением
    (1979)
    Погоня (1979)
    Антилидер (1980)
    Голоса (1982)
    Голубое и красное (1982)
    Предтеча (1982)
    Человек свиты (1982)
    Где сходилось небо с
    холмами (1984)
    Утрата (1987)

    Один и одна (1987)
    Отставший (1987)
    Лаз (1991)
    Долог наш путь (1991)
    Сюжет усреднения (1992)
    Стол, покрытый сукном и с
    графином посередине (1993)
    Гражданин убегающий
    (1978)
    Сюр в Пролетарском
    районе
    Кавказский пленный (1994)

    "И что здесь такого особенного? Горы?.."
    проговорил он вслух, с озленностью не на кого-то,
    а на себя. Что интересного в стылой солдатской
    казарме да и что интересного в самих горах? думал
    он с досадой. Он хотел добавить: мол, уже который
    год! Но вместо этого сказал: "Уже который век!.."
    он словно бы проговорился; слова выпрыгнули из
    тени, и удивленный солдат додумывал теперь эту
    тихую, залежавшуюся в глубине сознания мысль.
    Серые замшелые ущелья. Бедные и грязноватые
    домишки горцев, слепившиеся, как птичьи
    гнезда.
    Но все-таки горы?!. Там и тут теснятся их
    желтые от солнца вершины. Горы. Горы. Горы.
    Который год бередит ему сердце их величавость,
    немая торжественность, но что, собственно,
    красота их хотела ему сказать? зачем окликала?»
    В. Маканин. Кавказский пленный.

    «В колышущейся свечной
    полутьме Батя снова обращается
    - теперь к Инне:
    - Я, дочка, прощенный. Я как
    только вышел на пенсию - сразу
    этим заболел… озаботился. У
    меня камень на сердце. Я, Инна,
    написал им… Реабилитации были
    полагерно. Либо уже по
    поселениям. По выселкам… Я
    ведь знал по бумагам - кто где…
    Перед пенсией меня как раз
    повысили - заставили сидеть на
    бумагах. На этих, как говорили
    начальники, белых бумагах…
    Переписал адреса. Поехал. Я
    ездил и ездил. И меня простили».
    В. Маканин. Две сестры и
    Кандинский

    Алексей Варламов

    Здравствуй, князь!: Сентиментальная история // Знамя.
    - 1992. - № 9.
    Рождение: Повесть // Новый мир. - 1995. - № 7.
    Затонувший ковчег: роман // Октябрь. - 1997. - № 3.
    Затонувший ковчег: роман // Октябрь. - 1997. - № 4.
    Дом в деревне: Повесть сердца // Новый мир. - 1997. -
    № 9.
    Купол: роман // Октябрь. - 1999. - № 3.
    Купол: роман // Октябрь. - 1999. - № 4.
    Ночь славянских фильмов: рассказы // Новый мир. -
    1999. - № 10. - С. 75-93.

    Пришвин. - 2003.
    Александр Грин. - 2005.
    Григорий Распутин-Новый. -2007.
    Михаил Булгаков. - 2008.
    Алексей Толстой. - 2008.
    Андрей Платонов. - 2011.
    Мысленный волк. - 2014.
    Варламов А. Шукшин. -2015.

    «Я сумел полюбить своего героя несмотря на все его заблуждения.
    Я не собираюсь выдавать черное
    за белое, но интонация моей
    книги - милосердная,
    сочувственная, я пытался
    оправдать Булгакова даже в тех
    случаях, когда он не прав. Мне не
    близко его мировоззрение, но
    ведь человек не сводится только к
    своему мировоззрению...
    Есть в биографии Булгакова две
    даты, в которых я вижу нечто
    сокровенное. Знаменитый его
    разговор со Сталиным состоялся
    в Страстную Пятницу, а умер он в
    Прощеное Воскресенье. И я
    надеюсь, что он – прощен».
    А. Варламов о своем романе
    «Михаил Булгаков»

    Алексей Иванов

    Романы
    1992 - Общага-на-Крови (опубл. 2006)
    1995 - Географ глобус пропил (опубл.
    2003)
    2003 - Сердце Пармы (в первом издании
    2000 года - «Чердынь - княгиня гор»)
    2005 - Золото бунта
    2009 - Летоисчисление от Иоанна
    2012 - Комьюнити
    2015 - Ненастье

    “Земля летела сквозь
    таинственные радиопояса
    вселенной, и холод мироздания
    лизал ее круглые бока. Тонкие
    копья вечной тишины
    хрустальными остриями глядели
    в далекое, узорчато заиндевевшее
    небо. Искры бежали по
    невидимым дугам меридианов
    над головой, а из-за горизонта
    тянулся неслышный звон
    качающихся полюсов. Дым от
    костра сливался с Млечным
    Путем, и казалось, что костер
    дымится звездами” (“Географ
    глобус пропил”, 1995).

    «Локальный мир Иванова
    населяют люди, духи и даже боги.
    Но места для христианского Бога
    там нет, потому что само
    понятие вселенского Бога
    несовместимо с художественным
    миром писателя. Боги здесь
    только свои, местные,
    этнические: “Наши боги
    рождены нашей судьбой, нашей
    землей. А их (христиан.- С.Б.) бог
    рожден <...> где-то на краю мира,
    где садится солнце и почва от его
    жара бесплодна, суха и горяча,
    как жаровня. Что делать этому
    богу у нас, среди снегов, пармы,
    холодных ветров?” С. Беляков о
    романе «Сердце Пармы».

    Документальная литература
    2004 - Вниз по реке теснин
    2005 - Железные караваны
    2007 - Message: Чусовая
    2008 - Уральская матрица
    2009 - Хребет России
    2009 - Дорога Единорога
    2012 - Увидеть русский бунт
    2013 - Горнозаводская цивилизация
    2014 - Ёбург

    Евгений Водолазкин

    Дмитрий Лихачев и его эпоха:
    Воспоминания. Эссе. Документы.
    Фотографии. - СПб.: Logos, 2002.
    Соловьёв и Ларионов - М.: Новое
    литературное обозрение, 2009.
    Лавр. - М.: АСТ: Редакция Елены
    Шубиной, 2012.
    Совсем другое время.
    Сборник рассказов. - М.: АСТ, 2013.
    Детский мир: Сборник рассказов /
    Сост. Д. Быков. - М.: Редакция
    Елены Шубиной, 2014.
    Пара пьес. - Иркутск: Издатель
    Сапронов, 2014.
    Авиатор. - М.: АСТ, Редакция Елены
    Шубиной, 2016.
    Все в саду: [рассказы, эссе] / Сост. С.
    Николаевич, Е. Шубина. - М.: АСТ:
    Редакция Елены Шубиной, 2016.

    …много раз я сожалел о словах,
    которые произносили уста мои,
    но о молчании я не жалел
    никогда.
    …Ангелы не устают, ответил
    Ангел, потому что они не
    экономят сил. Если ты не будешь
    думать о конечности своих сил,
    ты тоже не будешь уставать.
    Знай, Арсение, что по воде
    способен идти лишь тот, кто не
    боится утонуть.
    Е. Водолазкин. Лавр.

    Виктор Пелевин

    Романы
    1992 - Омон Ра
    1993 - Жизнь насекомых
    1996 - Чапаев и Пустота
    1999 - Generation «П»
    2004 - Священная книга оборотня
    2006 - Empire V
    2013 - Бэтман Аполло
    2014 - Любовь к трём цукербринам
    2015 - Смотритель
    2016 - Лампа Мафусаила, или
    Крайняя битва чекистов с масонами

    В наше время люди узнают о том,
    что они думают, по телевизору.
    «Generation "П"»
    Милосердие в том, что вместо
    крематориев у вас телевизоры и
    супермаркеты. А истина в том,
    что функция у них одна.
    «Generation "П"»
    Когда не думаешь, многое
    становится ясно.
    «Generation "П"»
    Телевизор – это просто
    маленькое прозрачное окошко в
    трубе духовного мусоропровода.
    «Чапаев и Пустота»

    - А голова твоя где?
    - На плечах.
    - А плечи где?
    - В комнате.
    - А где комната?
    - В доме.
    - А дом?
    - В России.
    - А Россия где?
    - В беде, Василий Иванович.
    «Чапаев и Пустота»

    Жила Россия своим умом тысячу
    лет, и неплохо выходило,
    достаточно на карту мира
    посмотреть.
    «Священная книга оборотня»
    Протяженность человеческой
    жизни была рассчитана таким
    образом, чтобы люди не успевали
    сделать серьезных выводов из
    происходящего.
    «Ампир "В"»
    ...и он с грустью подумал, что
    Россия, в сущности, тоже страна
    восходящего солнца - хотя бы
    потому, что оно над ней так ни
    разу по-настоящему и не взошло
    до конца.
    «Чапаев и Пустота»

    Была б душа, а мытарства
    найдутся.
    В. Пелевин «Чапаев и
    пустота»

    «…никакой Пелевин не
    постмодернист, а просто один из
    самых грустных и точных летописцев
    нашей эпохи, и вдобавок прямой
    наследник все той же русской
    традиции - кто-то называет ее
    «реалистической», кто-то -
    «высокодуховной»... Текст для
    Пелевина ни в коем случае не игра. И
    главный мотор большинства его
    сочинений - тоска и омерзение; а уж
    в этих ощущениях он идеально
    совпадает с читателем. Этими
    омерзением и тоской, загнанными,
    правда, глубоко в подтекст,
    достигается та великолепная
    точность, которая позволяет
    Пелевину не только смешно и
    лаконично описывать наше
    настоящее, но и почти всегда
    предугадывать будущее». Д. Быков

    Повести
    1990 - Затворник и Шестипалый
    1991 - Принц Госплана
    1993 - Жёлтая стрела
    Рассказы
    1989 - Колдун Игнат и люди
    (Сказочка)
    1991 - Вести из Непала
    1991 - Жизнь и приключения
    сарая Номер XII
    1991 - Луноход (отрывок из
    повести «Омон Ра»)
    1991 - Музыка со столба
    1991 - Онтология детства
    1991 - Синий фонарь
    1991 - Спи
    1991 - Ухряб
    1991 - Хрустальный мир
    1992 - Ника
    1993 - Бубен Верхнего мира

    Вот был такой случай, – заговорил
    Толстой после паузы. – Договорились
    несколько человек напугать своего
    приятеля. Переоделись они
    мертвецами, подходят к нему и
    говорят: «Мы мертвецы. Мы за тобой
    пришли». Он испугался и убежал. А
    они постояли, посмеялись, а потом
    один из них и говорит: «Слушайте,
    ребят, а чего это мы мертвецами
    переоделись?» Они все на него
    посмотрели и не могут понять, что
    он сказать хочет. А он опять: «А чего
    это от нас живые убегают?»
    – Ну и что? – спросил Костыль.
    – А то, – ответил Толстой. – Вот тут-то
    они все и поняли.
    – Что поняли?
    – А что надо, то и поняли.
    В. Пелевин. Синий фонарь.

    Захар Прилепин

    Романы:
    «Патологии» - 2004
    «Санькя» - 2006
    «Грех» - 2007
    «Чёрная обезьяна» - 2011
    «Обитель» - 2014

    «Дымящимся ледяным утром,
    когда танки начали бить по
    школе, она была уже пуста.
    Мы, очумевшие за ночь,
    потерявшие рассудок от холода,
    едва рассвело, побрели куда-то,
    не способные ни к чему, тупые…
    Стояли по пояс в воде, глядя на
    школу, кривили рты, издававшие
    сиплые звуки. А школа была
    пуста. Там уже убили почти всех,
    кто приехал сюда за тем, чтобы
    умереть. Мы, оставшиеся, стояли,
    с обожженными лицами, с
    обледеневшими ресницами, с
    больным мозгом, с пьяным
    зрением, с изуродованными
    лёгкими, испытавшими долгий
    шок…»
    З. Прилепин. Патологии.

    Сборники:
    «Ботинки, полные горячей водкой» (сборник
    рассказов) - 2008
    «Я пришёл из России» (сборник эссе) - 2008
    «Восьмёрка» (сборник повестей) - 2012
    «Летучие бурлаки» (сборник эссе) - 2015
    «Не чужая смута. Один день - один год»
    (сборник эссе) - 2015
    «Семь жизней» (сборник малой прозы) - 2016

    Биографии:
    «Леонид Леонов: Игра его была огромна» - 2010
    изд. «Молодая гвардия», серия Жизнь
    замечательных людей
    «Непохожие поэты. Трагедии и судьбы
    большевистской эпохи: Анатолий Мариенгоф.
    Борис Корнилов. Владимир Луговской» - 2015 изд.
    «Молодая гвардия», серия Жизнь замечательных
    людей

    Премии
    Лауреат премии газеты «Литературная Россия» (2004)
    Лауреат Всекитайской Международной Литературной
    премии «Лучшая иностранная книга 2006-го года» (2007)
    Лауреат ежегодной литературной премии «Ясная
    Поляна» имени Льва Толстого (номинация «XXI век») за
    роман «Санькя» (2007)
    Лауреат литературной премии «России верные сыны»
    имени Александра Невского за роман в рассказах «Грех»
    (2007)
    Лауреат всероссийской премии Института
    национальной стратегии «Солдат Империи» (2008)
    Лауреат премии «Национальный бестселлер» за роман в
    рассказах «Грех» (2008)

    Лауреат премии «Супер Нацбест», роман в рассказах «Грех»
    назван лучшей книгой десятилетия (2011)
    Лауреат премии «Книга года» в номинации «Проза года» за
    роман «Обитель» (2014)
    Лауреат «Книжной премии Рунета-2014» в номинации
    «Лучшая художественная книга» за роман «Обитель» (2014)
    Лауреат премии «Большая книга» за роман «Обитель» (2014)
    Лауреат премии Рязанской области имени Сергея Есенина
    в области литературы и искусства в номинации «Создание
    высокохудожественных, глубоко нравственных,
    патриотических произведений в русле реалистических
    традиций отечественной и мировой классической
    литературы» (2015)

    Роман Сенчин

    2001 - Афинские ночи: Повести и рассказы
    2002 - Минус: Повесть.
    2003 - Нубук: Роман.
    2008 - Вперёд и вверх на севших батарейках:
    Роман.
    2009 - На чёрной лестнице: Роман
    2009 - Ёлтышевы: Роман
    2010 - Изобилие: Рассказы.
    2011 - Информация: Роман.
    2013 - Чего вы хотите?: Повести.
    2015 - Зона затопления: Роман.

    «Обезлюдевали деревеньки – эти
    несколько избушек, – и сырая
    темная тайга сразу наваливалась
    на отвоеванные у нее когда-то
    деляны; дикие травы засыпали
    огороды, дворы, улицы семенами,
    сосны и ели швыряли
    расщеперенные шишки; на
    срубах поселялся мох,
    расползался по плахам крыш
    лишайник. Снег и ветер валили
    заборы, дождь разъедал бревна,
    доски, слеги, по стайкам шастали
    лисы, напрасно вынюхивая кур,
    на чердаках и вышках строили
    гнезда белки, долбили городьбу
    дятлы… Природа забирала
    обратно свою территорию».
    Р. Сенчин. Зона затопления

    Юрий Поляков

    Сто дней до приказа (1980, публикация в 1987)
    ЧП районного масштаба (1981, публикация в
    1985)
    Работа над ошибками (1986)
    Апофегей (М., Литфонд РСФСР, 1990)
    Парижская любовь Кости Гуманкова (М.,
    Литфонд РСФСР, 1991)
    Демгородок (М.,1994)
    Козлёнок в молоке (1995)
    Небо падших (1997)
    Порнократия. М., 1999
    Замыслил я побег… (М., Молодая гвардия, 1999)
    Возвращение блудного мужа (2002)
    Грибной царь (2005)
    Гипсовый трубач (2013)
    Любовь в эпоху перемен (2015)

    Пьесы. «Одноклассники», АСТ,
    2009
    «Женщины без границ», АСТ, 2011
    «Как боги», АСТ, 2014
    «Чемоданчик», «У Никитских Пьесы Юрия Полякова – редкое
    ворот», 2015
    явление нынешней драматургии.
    Они очень современны, хотя
    написаны по классическим канонам
    без хаотичного новаторства,
    скрывающего беспомощность. Он
    мастер, кажется, это давно поняли
    все, кроме жюри «Золотой маски».
    Его герои говорят на живом,
    настоящем русском языке, но
    обходятся без мата, без которого
    почему-то двух слов связать не могут
    нынешние авторы. Видимо, они
    плохо владеют родным языком или
    полагают, будто Гоголь не знал
    неприличных слов и потому не
    использовал их в своих комедиях. С.
    Говорухин.

    Сергей Шаргунов

    Катаев. Погоня за вечной весной. - 2016.
    1993. Семейный портрет на фоне
    горящего дома. - 2013
    Книга без фотографий. -2011.
    Ура! -2003.
    Птичий грипп. -2008.

    ПОЧЕМУ КАТАЕВ?
    Почему первоклассный писатель
    забыт? Вопрос.
    Или подзабыт?.. Все равно -
    вопрос.
    Литература-то бесспорная.
    Во всей советской прозе, на мой
    взгляд, катаевская была самой
    яркой и зрелищной. А
    пребывание его имени в траве
    забвенья для меня очевидность и
    несправедливость.
    Первоклассный, быть может,
    лучший из лучших, вытеснен на
    обочину, в тень травы, которая
    все гуще и выше. С. Шаргунов.

    Премии
    2001 - Премия «Дебют» в номинации
    «Крупная проза»
    2011 - Премия «Arcobaleno» (Италия)
    2014 - Всероссийская литературная
    премия Антона Дельвига
    2014 - Международная
    литературная премия «МоскваПенне»
    2014 - Премия «Слово к народу» за
    «Донбасский дневник» - репортажи
    и беседы.
    2014 - Международная
    литературная премия «Белые
    журавли России» за роман «1993».
    2015 - Горьковская литературная
    премия в номинации
    «Художественная проза» за семейноисторический роман «1993».
    2016 - Всероссийская историколитературная премия «Александр
    Невский» за книгу «Катаев. Погоня за
    вечной весной».

    Женская проза

    Л. Петрушевская
    Т. Толстая
    Л. Улицкая
    Д. Рубина
    М. Кучерская
    К. Букша
    А. Козлова
    А. Матвеева
    М. Степнова
    И. Мамаева
    А. Старобинец

    М. Кучерская

    Nostalgia; Человек в картонной коробке: Рассказы //
    «Волга». 1996.
    Кукуша: Пасхальный рассказ // «Знамя». 2008. № 10.
    Тётя Мотя. М.: Астрель, 2012.
    Плач по уехавшей учительнице рисования. М.:
    Астрель, 2014.

    Анна Матвеева

    Матвеева Анна. Па-де-труа: Роман, повесть, рассказы.
    2001.
    Матвеева Анна. Небеса: Роман. - М.: АСТ, 2004.
    Матвеева Анна. Голев и Кастро. - М.: АСТ, 2005.
    Матвеева Анна. Перевал Дятлова. - М.: АСТ, 2005.
    Матвеева Анна. Найти Татьяну: Повесть и рассказы.
    - М.: АСТ, 2007.
    Матвеева Анна. Подожди, я умру - и приду. 2012.
    Матвеева Анна. Девять девяностых. -2014.
    Матвеева Анна. Завидное чувство Веры Стениной.
    2015.
    Матвеева Анна. Лолотта и другие парижские
    истории., 2016.

    Событие, о котором идет речь в
    этой книге, подлинное. Более сорока
    лет назад загадочная гибель
    девятерых туристов потрясла
    Свердловск, хотя за пределами
    города мало кто знал о ней. Военные
    ведомства и партийное руководство
    взяли все под свой контроль. Однако
    эта трагедия не переставала
    волновать людей. В этой книге мне
    хотелось показать историю 1959 года
    глазами человека, переживающего
    эту трагедию в году 2000. Передо
    мной не стояла цель раскрыть
    страшную тайну Горы Мертвецов эта цель стоит перед Вами, дорогой
    читатель, а я лишь старалась сделать
    все, чтобы облегчить решение этой
    задачи. А. Матвеева.

    «Издалека Джоконда укоризненно
    смотрела из рамы, поджав губы. Вера
    смерила картину ответным взглядом.
    Никогда её не любила – и вообще,
    любить то, что нравится каждому,
    это как жить в Свердловске начала
    девяностых: привезли на
    Центральный рынок партию
    румынских кофточек с чёрными
    «огурцами», и весь город в них ходит,
    как в спецодежде.
    Вот и с Джокондой так. Вера считала
    её славу преувеличенной. Она
    любила Дюрера, простодушного
    Конрада Витца, Венецию у
    Каналетто, любила Сарджента,
    Ренуара – и зрелого, и старого, с
    привязанной к руке кисточкой.
    Повесьте напротив Джоконды
    портрет Жанны Самари – ещё
    неизвестно, кто кого». Завидное
    чувство Веры Стениной.

    Анна Старобинец

    «Вспарываю кожу на запястье.
    Ощущения, оказывается, такие
    же, как если оцарапать руку
    листком бумаги: сначала холодок
    в позвоночнике и плечах, только
    потом, с большим опозданием, –
    больно. Совсем чуть-чуть больно.
    Крови нет. Кожа странно
    отслаивается от моей руки
    мокрым лоскутком, под ней я
    вижу маленькую, из тончайшей
    пластмассы, пластину с двумя
    аккуратными плоскими
    кнопками. На одной значится:
    ПЕРЕЗАГ, на другой – ВЫКЛ.
    Какие еще Живые? Их нет. Они
    проиграли.» А. Старобинец.
    Живые.

    2005 - «Переходный возраст». Сборник мистических
    повестей и рассказов в жанре «лирического хоррора».
    2006 - «Убежище 3/9». Роман, мистический триллер.
    2008 - «Резкое похолодание». Сборник повестей и
    рассказов.
    2009 - «Страна хороших девочек». Книга для детей.
    2011 - «Живущий». Роман, антиутопия. Вошёл в шот-
    лист Национального бестселлера за 2012 год. Лауреат
    премии «Портал».

    Завершившийся XX век ушел в историю, постепенно открывая все более широкие возможности для осмысления новейших литературных стилей. Период литературного развития (1990-е годы), максимально приближенный к сегодняшнему дню, труднее всего поддается изучению. Сложность и уникальность литературной ситуации последних полутора десятилетий XX века заключается в многообразии эстетических исканий современных писателей.


    В основу творчества многих современных поэтов положены лучшие традиции русской литературы. Глушкова Татьяна Михайловна следовала главной и единственной, по её мнению, традиции пушкинской. Она была известна не только как поэт, но и как литературный критик. Ее критическое слово отличалось многомерностью, тонким проникновением в материю стиха.


    Глушкова Татьяна Михайловна Глушкова Татьяна Михайловна (), поэт, прозаик, критик. Родилась в Киеве. Великую Отечественную войну пережила в малороссийском селе. В 13- летнем возрасте осталась без родителей. В 1960 окончила Литературный институт. До 1964 работала экскурсоводом в Пушкинском заповеднике в Михайловском, затем радиожурналистом и библиотекарем в Киеве.


    Храм Киевская София Не случайно родители назвали её Татьяной - в честь любимой героини Пушкина. Её душа была истинно русской, как у пушкинской Татьяны. И язык её стихов и прозы - глубинно русский. "Все в моей семье были беспартийные, их идеологию я определила бы как страстный культ труда во имя Отечества, культ всякого нестяжания", - говорит Татьяна Глушкова о своих родителях. И эту родовую линию служения Родине она продолжила с отвагой и бескомпромиссностью. В 1960-м году в разгар хрущёвских гонений на церковь, она пишет цикл стихов о храме Киевской Софии. Руководитель её семинара в литинституте, классик советской литературы, отказал ей за такие стихи в защите диплома. Татьяна Глушкова - хранитель русского слова, носитель русского духа. То, что произошло с её Родиной, - произошло с ней самой. Это крик её души. Поэты, наверное, сказали бы - крик раненой птицы. Я имею в виду прежде всего стихи о 91-м годе, когда был разрушен многолетний союз советских республик.


    Час Боловежья Когда не стало Родины моей, я ничего об этом не слыхала: так, Богом бережённая, хворала! – чтоб не было мне горше и больней... Когда не стало Родины моей, я там была, где ни крупицы света: заслонена, отторгнута, отпета – иль сожжена до пепельных углей. Когда не стало Родины моей, я шла тропою к Неземной Отчизне. Но даже там, как на горючей тризне, не пел волоколамский соловей... Когда не стало Родины моей, в ворота ада я тогда стучала: возьми меня!.. А только бы восстала страна моя из немощи своей. Когда не стало Родины моей, воспряла смерть во всём подлунном мире, рукой костлявой на железной лире бряцая песнь раздора и цепей. Когда не стало Родины моей, Тот, кто явился к нам из Назарета, осиротел не менее поэта последних сроков Родины моей. 8 апреля 1992 Памятник Пушкину Как сумрачно, как страшно на Москве! Растаял снег - и прозелень густая на славной, непокорной голове вдруг проступила, взор живой пугая. Она струится по твоей груди, по раменам, по старенькой крылатке. О, Боже! То не Пушкин впереди, то смерть - и тленья злые отпечатки! Лютуют ч а д а п р а х а над тобой! Глумятся: мол, и ты подобен праху... О снегопад, отдай ему рубаху, укутай пышной шубой снеговой! Хитер он, твой бессмысленный палач! Он душит то забвеньем, то любовью. Он смрад клубит к святому изголовью, хохочет он, заслышав русский плач.


    В творчестве Э. Асадова также заметно влияние русской классики: гражданская лирика, романтические стихи о любви, цикл о природе, в котором слышна есенинская интонация, особенно в стихотворении о рыжей дворняге. На жизнь Асадова наложила печать война, оставив его инвалидом. Но несмотря на это, именно он автор самых искренних и нежных стихов о любви, которые интересны и современной молодежи.


    Эдуард Аркадьевич Асадов Родился 7 сентября 1923 г. в городе Мерв Туркестанской АССР в армянской семье. Учился в 38-й московской школе, которую закончил в 1941 году. Через неделю после выпускного вечера началась Великая Отечественная война. Асадов ушёл добровольцем на фронт, был наводчиком миномёта, потом командиром батареи «Катюш» на Северо- Кавказском и 4-м Украинском фронтах. В ночь с 3 на 4 мая 1944 года в боях за Севастополь под Бельбеком получил тяжелейшее ранение осколком мины в лицо. В 1946 году поступил в Литературный институт им. А. М. Горького, который с отличием окончил в 1951 году. В том же году опубликовал первый сборник стихов «Светлая дорога» и был принят в члены КПСС и в Союз писателей. Умер 21 апреля 2004 года в Одинцово. Своё сердце Эдуард Асадов завещал захоронить на Сапун-горе в Севастополе, однако, по свидетельствам работников музея на Сапун-горе, родственники были против, поэтому завещание


    Россия началась не с меча Россия начиналась не с меча, Она с косы и плуга начиналась. Не потому, что кровь не горяча, А потому, что русского плеча Ни разу в жизни злоба не касалась... И стрелами звеневшие бои Лишь прерывали труд ее всегдашний. Недаром конь могучего Ильи Оседлан был хозяином на пашне. В руках, веселых только от труда, По добродушью иногда не сразу Возмездие вздымалось. Это да. Но жажды крови не было ни разу. А коли верх одерживали орды, Прости, Россия, беды сыновей. Когда бы не усобицы князей, То как же ордам дали бы по мордам! Но только подлость радовалась зря. С богатырем недолговечны шутки: Да, можно обмануть богатыря, Но победить - вот это уже дудки! Ведь это было так же бы смешно, Как, скажем, биться с солнцем и луною. Тому порукой - озеро Чудское, Река Непрядва и Бородино. И если тьмы тевтонцев иль Батыя Нашли конец на родине моей, То нынешняя гордая Россия Стократ еще прекрасней и сильней! И в схватке с самой лютою войною Она и ад сумела превозмочь. Тому порукой - города-герои В огнях салюта в праздничную ночь! И вечно тем сильна моя страна, Что никого нигде не унижала. Ведь доброта сильнее, чем война, Как бескорыстье действеннее жала. Встает заря, светла и горяча. И будет так вовеки нерушимо. Россия начиналась не с меча, И потому она непобедима!


    В 1979 году было написано это стихотворение, размышление о судьбе родины, об истоках героизма русичей, о загадке русской души. Непобедимость русского народа основана на доброте, любви к мирному труду и готовности защищать свою родину. Защитникам родины помогает родная земля, их вдохновляет слава отцов и дедов. Стихотворение осталось актуальным и в 21 веке, именно поэтому оно было переиздано в 2003 году.


    Ахмадулина Белла Ахатовна Один из крупнейших русских лирических поэтов второй половины XX века. Родилась 10 апреля 1937 в Москве. Стихи писала с детства, занималась в литобъединении при ЗИЛе у поэта Е. Винокурова. Поэтический сборник «Озноб», в котором были собраны все стихи, написанные в течение 13 лет, вышел в эмигрантском издательстве «Посев» (1969, ФРГ). Несмотря на это «крамольное» событие, книги Беллы Ахмадулиной, хотя и подвергались строгой цензуре, продолжали издаваться в СССР. В 1977 она была избрана почетным членом Американской академии искусства и литературы. В 1988 вышла книга «Избранное», за ней последовали новые поэтические сборники.


    Ни слова о любви! Ни слова о любви! Но я о ней ни слова, не водятся давно в гортани соловьи. Там пламя посреди пустого небосклона, но даже в ночь луны ни слова о любви! Луну над головой держать я притерпелась для пущего труда, для возбужденья дум. Но в нынешней луне - бессмысленная прелесть, и стелется Арбат пустыней белых дюн. Лепечет о любви сестра-поэт- певунья - вполглаза покошусь и усмехнусь вполрта. Как зримо возведён из толщи полнолунья чертог для Божества, а дверь не заперта. Как бедный Гоголь худ там, во главе бульвара, и одинок вблизи вселенской полыньи. Столь длительной луны над миром не бывало, сейчас она пройдёт. Ни слова о любви! Так долго я жила, что сердце притупилось, но выжило в бою с невзгодой бытия, и вновь свежим- свежа в нём чья-то власть и милость. Те двое под луной - неужто ты и я?


    Это строки о вечной любви в постоянно меняющемся и обновляющемся мире. Казалось бы, всё в прошлом, душа притерпелась ко всему, но чудная лунная ночь пробуждает воспоминания. И в обликах юных влюбленных героиня узнаёт свои черты и черты своего возлюбленного. Значит любовь жива, она обновляется и продолжается.


    Надежда Михайловна Полякова (, Санкт- Петербург), поэт, писатель, переводчик. Писала также и для детей («Наша Нева», 1961; «Снежки», «Доброе лето», 1962; «Мы летим вокруг земли», 1963 и др.) Родилась в деревне Басутино Новгородской области. Закончила Ленинградский государственный университет. Участник Великой Отечественной войны. Член Союза писателей СССР. В «Новые времена» учительствовала и продолжала активную писательскую деятельность до самой своей кончины. Надежда Михайловна Полякова


    Снятся сны не по нашей воле, Как под чью-то диктовку стих. Выступаю все в той же роли В сериалах этих ночных. Все бегу от кого-то куда-то, Замираю в густой траве. Вижу снова шинель солдата В пятнах крови на рукаве. Вижу тех, кто давно убиты, Не уйдя от шального огня. И гудят надо мной мессершмитты И выискивают меня. Ох, как эти сны надоели! Только снятся все вновь и вновь. Просыпаюсь в своей постели И открещиваюсь от снов. В этой жизни была я нелишней, Приняла все, что было дано. Разве нет в киностудии высшей Для просмотра другого кино? Плач поэтов России Что слова бормотать пустые, Кулаками стучать о стол? Не стихами спасать Россию Возрожденьем безлюдных сел. Только кто из вас в глушь поедет, В лопуховый простор страны? Ни родни там, и ни соседей, И ни плуга, ни бороны. Золотым представляется детство, Что голодным было, босым. Сгнило дедовское наследство, Из трубы не струится дым. Не пройтись беспечной походкой, С трав душистых сбивая росу. И роняете в рюмки с водкой Ностальгическую слезу.


    Через всю свою долгую жизнь Надежда Полякова пронесла память о войне. Яркими эпизодами врывалась война в её ранние стихи, страшными снами приходит она в позднюю лирику. Это её тяжелый крест, незаживающая рана. Защищавшая свою родину в бою, поэтесса не может оставаться равнодушной к её дальнейшей судьбе. В стихотворении последних лет упрёк молодому поколению, прозябающему в бездействии. Предельно заострён риторический вопрос: " Только кто же из вас в глушь поедет, в лопуховый простор страны?" А ехать необходимо, потому что брошенные деревни и села, сгнившее дедовское наследство, представляют настолько ужасную картину, что воспоминания о голодном босоногом детстве, по сравнению с ними, представляются золотыми снами. С болью в сердце автор описывает пьяную ностальгию, захлестнувшую современников. Не нытьё и бездействие, а реальные поступки нужны, чтобы через "возрожденье безлюдных сёл" спасти Россию, прежде всего вернувшись к истокам, к природе, к исконной деревенской жизни.


    Современная поэзия продолжает развиваться в лучших традициях русской литературы. Незаживающей раной живет в лирике современных авторов память о Великой Отечественной войне. Распад Советского Союза, межнациональные конфликты, осложнения международной обстановки, экологические катастрофы – все проблемы конца 20 – начала 21 века находят отражение в творчестве поэтов. Сейчас поэзию определяют не группы и направления, а небольшой круг поэтических имен, принадлежащих разным поколениям и представляющих различные поэтические склонности. Кажется, не критики, а поэты ощущают сейчас неисчерпанность классических путей, возвращаются на них для того, чтобы пройти непройденное, тем самым возвращая в поэзию и в нашу жизнь достоинства – стиха, слова, личности.