Цветопроба

Качественно
и профессионально

Цветопроба – это контрольное изображение, предназначенное для оценки результата цвета и качества дизайнером и заказчиком, а также в качестве "паспорта" для печатника при тиражировании. В «Студии Колор Бокс» применяют передовые технологии для изготовления цветопробы. От качества выполнения цветопробы зависит качество будущего продукта. Цифровая цветопроба – самая популярная на данный момент. Для ее изготовления мы используем профессиональный принтер Epson Stylus Pro 4800 формата А2+ с современным программным обеспечением. Среди его достоинств – возможность печати на рулонных и листовых носителях, высокое разрешение (до 2880х1440 dpi), восьмицветная печать, оптимизированное качество печати цветных и монохромных изображений пигментными чернилами Epson UltraChrome K3.

Цветопроба

С помощью цветопробы можно прогнозировать результат печати уже на ранних стадиях допечатной подготовки. Это контрольное изображение, предназначенное для оценки цвета и качества полиграфии дизайнером и заказчиком. После согласования цветопроба служит эталоном для печатника при тиражировании. Поэтому от качества выполнения цветопробы зависит качество будущей полиграфической продукции.

Существует несколько видов цветопроб: аналоговая, цифровая, экранная и полученная в процессе пробной печати.

В случае с экранной цветопробой изображением служит «картинка» на экране компьютерного монитора Главное преимущество – оперативность и невысокая цена за каждое использование. Недостаток состоит с том, что психологически изображение на отпечатке (в отраженном свете) и самосветящееся изображение на мониторе воспринимаются человеком по-разному. Поэтому экранная цветопроба не обладает высокой надежностью.

Пробная печать – теоретически, лучший способ получить контрольное изображение для последующей печати. Здесь используются настоящие печатные формы, настоящая бумага и краска. Можно проконтролировать появление муара, так как воспроизводится растровая структура изображения. Однако этот метод может не учитывать особенности работы различных печатных машин, температуру и влажность в типографии. Кроме того, это – самый дорогой способ и оправдан только для изданий с очень большими тиражами. Аналоговая цветопроба выполняется на специальном и весьма дорогом оборудовании. Исходные материалы – цветоделённые плёнки. При этом на специальный носитель поочерёдно наносятся краски цветов CMYK. Этот способ также позволяет выявить проблемы с муаром, так как воспроизводит растровую структуру. Аналоговая цветопроба кардинальным образом зависит от умений настраивающего её человека, правильности его действий и точности приборов. Основной недостаток – высокая себестоимость оттиска.

Цифровая цветопроба – самая оптимальная и популярная на данный момент. Ее получают на бумаге непосредственно на базе информации об изображении, содержащейся в компьютере. Для изготовления цифровых цветопроб в «Студии Колор Бокс» применяют передовые технологии: профессиональный принтер Epson Stylus Pro 4800 формата А2+ с современным программным обеспечением. Среди его достоинств – возможность печати на рулонных и листовых носителях, высокое разрешение (до 2880х1440 dpi), восьмицветная печать, оптимизированное качество печати цветных и монохромных изображений пигментными чернилами Epson UltraChrome K3.

Если исходить из того, что цветопроба должна быть не просто красивой, яркой, высокоглянцевой картинкой, а должна максимально имитировать реальный процесс офсетной печати, то следует признать, что в настоящее время только прямая цифровая цветопроба может претендовать на роль контрактной.

Современная цифровая цветопроба -- это не просто отпечаток на принтере той или иной конструкции. Для ее изготовления необходим целый комплекс, включающий печатное устройство, измерительное оборудование, серьезное программное обеспечение и, что немаловажно -- высококвалифицированных специалистов.

Наиболее открытыми и доступными на сегодняшний день являются цветопробные комплексы для получения полутоновой пробы, базирующиеся на многоцветных струйных принтерах, а также программном обеспечении, включающем специальный RIP и профилировщик, и, конечно, приборах для измерения цвета -- спектрофотометрах. Уменьшенный размер капли, повышенное разрешение, улучшенные чернила с широким цветовым охватом и средства управления цветом существенно повысили качество изображений, полученных на самых распространенных принтерах для цветопробы -- устройствах Epson.

Но всё же чаще сегодня ставка делается не на специальное цветопробное «железо», а на программное обеспечение. И тут безусловными лидерами являются решения от CGS, GMG и ColorGate.

Главное преимущество цифровой цветопробы -- она не требует изготовления фотоформ, значительно быстрее в изготовлении и дешевле аналоговой, а по цене сопоставима с выводом самих фотоформ. За счет широкого цветового охвата она имеет возможность имитировать практически любой процесс офсетной печати разными красками и на любых материалах, эмулируемых с помощью профилей. Кроме того, у цифровой цветопробы есть еще один важный плюс -- в ней можно менять все установки, так что процесс моделирования ограничивается только фантазией пользователя. При необходимости возможно даже имитировать пробопечатные оттиски аналоговых систем.

При линеаризации пробопечатного комплекса возможна настройка как на классический офсетный печатный процесс, так и на имитацию печати пантонами или многоканального растрового изображения. Последнее достигается за счет получения наиболее широкого цветового охвата, в частности, за счет максимальной подачи чернил при соответствующей адаптации RIP.

Цветопробные комплексы последнего поколения дают возможность получать среднее цветовое различие Е менее 1,5. Помимо колориметрического, очень высокие результаты дает и визуальный тест. Это говорит о том, что на сегодняшний день существует возможность почти идеально имитировать средствами цифровой струйной печати печать офсетную. То есть напечатанная на офсетной машине тестовая карта почти безупречно может быть воспроизведена на цифровом отпечатке.

К сожалению, и более прогрессивная цифровая цветопроба не в состоянии учесть всю специфику офсетной печати. Одной из таких непреодолимых на сегодняшний день трудностей является влияние сюжета на плотность краски в раз-ных местах печатного листа. Следует констатировать, что в классической офсетной печати существует взаимовлияние цветопередачи различных точек изображения по площади печатного листа друг на друга. Практически любая из выпускаемых печатных машин, работающих по технологии традиционного офсета, не в состоянии обеспечить одинаковые условия печати по всей площади оттиска. Она также не может сохранить линейность передачи тона в случае резкого изменения краскоподачи при воспроизведении красочных полей разной площади. В настоящее время даже не существует каких-либо нормативов на возможные цветовые отличия в начале и конце печатного листа.

Важным свойством любой современной цветопробы является необходимость ее воспроизводимой сертификации. Даже если использованы качественные расходные материалы, программное и аппаратное обеспечение, не исключено отклонение цвета из-за множества причин. Более того, даже изначально точная проба может выцвести от неправильного хранения или с течением времени. Для решения проблемы компания FOGRA (и не только) разработала специальные шкалы, сопровождаемые таблицами максимально допустимых отклонений каждого элемента от номинала. Такая шкала является обязательным элементом цветопробы. Промер шкалы с помощью спектрофотометра (вручную или автоматически специальной программой) позволяет однозначно отличить цветопробу и просто цветной отпечаток. Очевидно, что это может разрешить и предотвратить много конфликтных ситуаций.

Итак, возможности цифровой цветопробы обширны. Благодаря этому сегодня получение точной и объективно контролируемой цветопробы доступно практически любой типографии. Но следует помнить, что перед цветопробой не ставится задача отображать каждую растровую точку -- она должна корректно воспроизводить общее визуальное и цветовое восприятие печатного оттиска.

Типография "Парадиз" предлагает вам услугу цифровой цветопробы .

Мы печатаем изображение на струйном плоттере Epson SureColor P5000 с высоким разрешением, на специальной бумаге, с использованием профиля печатного устройства и профиля печатного процесса, обеспечивающих максимальное соответствие цветопробы имитируемым условиям печати.

По умолчанию мы используем профиль печатного процесса ISO Coated v2 (FOGRA39) - это листовая офсетная печать на бумагах 1 или 2 типа, т.е. глянцевая или матовая мелованная бумага плотностью 250 г/м2, с использованием позитивных пластин, с регулярным растрированием 150 dpi, с плотностями и растискиванием в соответствии с ISO 12647-2:2004.

Возможно использование профилей других печатных процессов, как стандартных ISO, так и любых нестандартных профилей заказчика.

Контрольные измерения шкал, помещаемых на пробу, производятся с помощью спектрофотометра GretagMacbeth i1 Pro (Eye-One Pro). Затем вычисляются отклонения измеренных на пробе значений цвета. После этого делается заключение о соответствии цветопробы стандарту ISO 12647-7.

Стоимость цифровой цветопробы (руб.)

Формат А4 (210х297) А3 (297х420) А2 (420х596)
Стоимость 500 1000 1500

Как заказать цветопробу

  1. Предоставляете технические требования типографии (Профиль icc), по умолчанию идет ISO Coated v2 (FOGRA39) с регулярным растрированием 150 dpi.
  2. Связываетесь с нами через сайт или по телефону, делаете заказ и оплачиваете счет.
  3. Присылаете ссылку на файл или присылаете его по электронной почте.
  4. Получаете готовую цветопробу с помощью курьера или самовывозом.
  5. При получении цветопробы, не забудьте предоставить доверенность, если оплата производилась по безналичному расчету.

Важной составляющей при работе с цветопробой является наличие правильного освещения.

Очень часто два одинаковых образца цвета могут восприниматься по разномув различных условиях. Такое явление называется - метамеризм состояния. Метамеризм, термин обозначающий изменение цвета в зависимости от условий наблюдения (освещения и т.д.). Различают 4 основных вида метамеризма:

  • метамеризм излучения – изменение цвета в зависимости от источника освещения;
  • метамеризм наблюдателя – естественное явление и давно известный факт, что все люди индивидуально воспринимают цвет, поэтому для разных людей один и тот же цвет будет выглядеть по разному;
  • метамеризм размера измеряемого поля – изменение восприятия цвета в зависимости от его площади, многие цвета становятся более «агрессивными» при большей занимаемой площади;
  • метамеризм геометрии или угла обзора – изменение цвета в зависимости от угла обзора наблюдателя. Особенно этот эффект заметен на металлизированных или покрытых специальными красками поверхностях.

Обобщить их можно примерно так: при теплом свете теплые цвета становятся мягче и нежнее, а холодные цвета тускнеют и сереют. При холодном свете наоборот, холодные цвета становятся ярче и лучистее, а теплые цвета приобретают сероватый оттенок. Рассмотрим подробнее на примере разных источников света.

Источники света в полиграфии.

При измерениях цвета, при необходимости точной оценки цвета, при воспроизведении того или иного цвета используют стандартные источники излучения.

Наиболее часто используют источники со следующими стандартными цветовыми температурами:

  • 2800К - газонаполненные (газополные) лампы накаливания с вольфрамовой спиралью (лампы тёплого белого света ЛТБ 100W). В свете ламп накаливания почти отсутствуют синяя и фиолетовая части спектра, поэтому красные, оранжевые, желтые и зеленые цвета воспринимаются лишь с незначительными отклонениями по сравнению с этими же цветами при дневном свете, в то время как синие и фиолетовые поверхности значительно темнеют и краснеют.
  • 4800К - ксеноновая дуговая лампа (нейтральный белый). Свет люминесцентных белых ламп дневного света по своему спектральному составу близок к естественному дневному свету. При освещении этими лампами, восприятие цвета будет относительно правильным, совпадающим с восприятием при дневном освещении.
  • 5000К - утреннее Солнце
  • 6500К - близок к полуденному солнечному свету(характеристики данного освещенияпозволяют применять его в условиях с высокими требованиями к цветоразличению)
  • 7500К - дневной свет, с большой долей рассеянного от чистого голубого неба (холодный белый,содержит большую долю синей части спектра, т.е. подчеркивают синие цвета, делая серее теплые оттенки).

Для получения максимально правильного цветного изображения на всех стадиях производства часто рекомендуется поддерживать стандартную цветовую температуру освещения 6500К: от приёмки заказа через оценку оригиналов, сканирование, ретушь, экранную цветопробу, цифровую цветопробу, цветоделение, аналоговую цветопробу, печать пробных оттисков к печати тиража и окончательной сдаче полиграфической продукции.

Источник цветовой температурой 6500К имеет в своём спектре определенную стандартом ультрафиолетовую составляющую. Хотя человеческий глаз не воспринимает ультрафиолетовых лучей, многие объекты (в т. ч. красители) способны светиться под их действием. Например, без УФ-компоненты бумага будет не такой белой (в неё вводят оптические отбеливатели), а реклама - не такой яркой (в ней часто используют люминесцирующие красители).

Также дело обстоит и с различными по химическому составу красками. Из-за отличающихся характеристик спектрального поглощения пигментов красок возникает изменение цвета(метамеризм) печатного оттиска. То есть, когда для сравнения берутся два образца напечатанные одним видом краски, то неважно, при каком освещении мы это будем делать, так как спектральные характеристики бумаг и красок примерно одинаковы. Восприятие же образцов напечатанных различным способом (цифровая цветопроба и офсетный оттиск) из-за значительного различия в характеристиках спектрального характера, будет значительно зависеть от выбранного освещения. Это же применимо к сравнению офсетных оттисков и веерных образцов Pantone.

Как видно из вышеперечисленного, минимальным условием для работы с цветопробой (правильное восприятие цвета) необходим либо дневной свет, либо лампы освещения близкие к «правильной» цветовой температуре, так как прочие источники искажают восприятие. Оптимальное, но более специализированное решение – просмотровый стол с калиброванными лампами нормированного света CIE (колориметрический стандарт наблюдателя)для обеспечения правильной цветовой температуры и интенсивности освещения по ISO (стандарт, описывающий методы измерений и испытаний в полиграфии) для грамотного сравнения офсетного оттиска и цифровой цветопробы. Эти условия желательно соблюдать не только в процессе изготовления цветопробы, но и на территории заказчика.

Печатного материала. Является одним из важных инструментов для обеспечения качества цветовоспроизведения в полиграфии наряду с денситометрическим и колориметрическим контролем.

В более широком смысле цветопробой можно назвать любое изображение , которое заказчик печати считает образцом цвета: отпечаток на принтере или оригинал фотографии , даже образец товара для каталога, однако, печатник редко сможет «попасть» в предложенное изображение, если при его подготовке не были учтены реалии печатного процесса: используемая бумага и краска , особенности печатной машины и допечатной подготовки.

В узком смысле цветопроба - специально подготовленное изображение, полученное с использованием специализированного цветопробного оборудования. Это может быть пробопечатный станок, аналоговая цветопроба, цифровая цветопроба или экранная цветопроба. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки, но в большинстве случаев сегодня оптимальной признают цифровую цветопробу.

Пробопечатный станок

Теоретически, лучший способ получить контрольное изображение для последующей печати. При этом используются настоящие печатные формы, настоящая бумага и краска. Можно проконтролировать появление муара , так как воспроизводится растровая структура изображения. Однако, этот метод может не учитывать особенности работы различных печатных машин, температуру и влажность в типографии. Кроме того, это - самый дорогой способ и оправдан только для изданий с очень большими тиражами.

Аналоговая цветопроба

Выполняется на специальном (и весьма дорогом) оборудовании. Исходные материалы - цветоделённые плёнки. При этом на специальный носитель поочерёдно наносятся краски цветов CMYK . Этот способ также позволяет выявить проблемы с муаром, так как воспроизводит растровую структуру. Теоретически, аналоговая цветопроба является менее гибкой, нежели цифровая. Однако, на практике, это обеспечивает её большую надежность и устойчивость .

Аналоговая цветопроба кардинальным образом зависит от умения настраивающего её конкретного человека, правильности его действий и точности приборов.

Аналоговая цветопроба делится на «сухую» и «мокрую».

  • «Сухая» цветопроба:
    • оборудование: ламинатор, экспонирующая установка, колондрирующие (разогревающие) валики;
    • материалы: бумага - хромалит (основа), светочувствительная пленка, тонер (пигмент) 4-х цветов (CMYK).
  • «Мокрая» цветопроба:
    • оборудование: ламинатор, экспонирующая установка, проявляющая установка, сушка;
    • материалы: светочувствительная плёнка (основа) 4-х цветов (CMYK).

Цифровая цветопроба

Производится с использованием печатающих устройств как специально произведенных для этой цели в составе цветопробных комплексов, так и с использованием качественных струйных принтеров . На базе таких устройств, как принтеры серии Epson Stylus Pro, производят даже коммерческие цветопробные системы. Главное преимущество таких систем - относительно невысокая цена, хотя они и не обеспечивают качества печати, необходимого для воспроизведения растровой точки.

Изготовление цифровой цветопробы подразумевает построение профиля печатного процесса и профиля печатного устройства для изготовления цветопробы. Для расчета профилей применяется специальное программное обеспечение (например, GretagMacbeth или X-Rite), которое анализирует массив данных колориметрических измерений тестовых отпечатков, созданный спектрофотометрами (наиболее распространены спектрофотометры тех же фирм).

Цифровая цветопроба - наиболее гибкий инструмент, так как может учитывать любые особенности печати конкретного полиграфического производства. Главными условиями ее применения в таком случае становится высокая повторяемость результата на печатной машине и неизменность результата со временем.

Экранная цветопроба

В данном случае образцом изображения служит «картинка» на экране компьютерного монитора. Это может быть обычный профессиональный

Управление цветом

Стандартизация и контроль процессов — главные составляющие эффективного управления цветом, которое без них не сможет выполнить поставленные задачи.

Стандартизированный техпроцесс с управлением цветом подразумевает индивидуальные цветовые характеристики и профили для всех источников данных на входе (камеры и сканер) и выходе (монитор, цветопробное устройство, печатная машина).

Все изображения сохраняют в оригинальном цветовом пространстве RGB с профилями и преобразуют в цветовое пространство CMYK печатного оборудования непосредственно перед печатью. В типографии ПСП в соответствии со стандартом ISO 12647-2 принято использование профиля ISO Coated v2 (FOGRA39).

Для печатного оборудования характерен наименьший цветовой охват и основная часть переменных по сравнению с другими участвующими в техпроцессе устройствами. Следовательно, печатная машина становится фиксированной точкой отсчёта, по которой настраивают остальное оборудование. Единый профиль устройства для разных техпроцессов гарантирует идентичное преобразование цветов.

Международный стандарт ISO 12647 гарантирует высокое качество печатной продукции.

Стандартизация процесса офсетной печати в соответствии с нормами ISO 12647 принята во всем мире. Методы печати, приложения и инструментарий, изложенные в стандарте ISO 12647-2, разработанного 10 лет назад, с успехом применяются заказчиками, агентствами и типографиями на всех этапах производства полиграфической продукции.

Основные принципы стандартизации процесса печати в соответствии с требованиями ISO 12647 преследуют одну цель — обеспечить КОРРЕКТНУЮ ПЕРЕДАЧУ ЦВЕТА от создания файла до выпуска готовой продукции.

Для достижения этой цели необходимо выполнение последовательности технологических операций в полном соответствии с изложенными в стандарте требованиями:

  • Оценка качества и подбор материалов (бумаги, печатной краски).
  • Корректное управление цветом и создание файлов данных (использование профиля FOGRA39, PDF/X).
  • Изготовление цветопробы, контроль ее качества и визуальная оценка в стандартных условиях просмотра (освещения).
  • Изготовление печатных форм и тиражных оттисков в полном соответствии с требованиями стандарта.

В 2014 году в типографии ПСП в соответствии со стандартом ISO 12647-2 было откалиброваны все технологические процессы, включая изготовление цветопробы, вывод форм СТП и собственно печать на офсетных полиграфических машинах, что позволяет при корректном выполнении предпечатной подготовки получить гарантированный результат.

Цветопроба

Заказчиков нередко интересует вопрос, как будет выглядеть его издание после печати, останутся ли столь же яркими и насыщенными изображения, насколько точно будут переданы фирменные цвета и т.п. На все эти вопросы можно получить ответ, осуществив изготовление цветопробы. Среди множества услуг типографии ПСП - изготовления цветопробы - одна из ключевых, от нее зависит качество конечного продукта.

В более широком смысле цветопроба - это изображение, служащее образцом для воспроизведения цвета при тиражировании печатного материала. В узком смысле цветопроба - специально подготовленное изображение, полученное с использованием специализированного цветопробного оборудования.

В типографии ПСП используется цифровая цветопроба, выполненная на современных струйных печатающих устройствах Epson с использованием калибровок, обеспечивающих соответствие отпечатка стандарту для цифровых проб ISO 12647.

Постскрипт-файл печатается с высоким разрешением на специальной бумаге с использованием профиля печатного устройства и профиля печатного процесса, обеспечивающих максимальное соответствие цветопробы имитируемым условиям печати.

С целью стандартизации мы используем профиль печатного процесса ISO Coated v2 (FOGRA39).

Цветопроба позволяет быстро и без особых затруднений внести необходимые изменения в текстовой и графический материал, провести корректировку цветов во время допечатной подготовки издания. Её главная цель - найти и устранить любые возможные ошибки, неточности и недостатки ещё до начала печати тиража.

Кроме этого Заказчик и типография, подписывая цветопробу, создают простой и понятный инструмент для рассмотрения возможных проблем, которые могут возникнуть в процессе печати. Потому что проверив и подписывав со своей стороны цветопробу, Заказчик тем самым соглашается с цветовой гаммой и содержанием изображения, которое воспроизведено в цветопробе, а типография обязуется отпечатать его в точном соответствии с цветопробой.