Слайд 2

История создания

  • К работе над рассказом “Гранатовый браслет" А.И. Куприн приступил осенью 1910 года в Одессе, куда он переехал с женой и дочерью. Замысел возник намного раньше, когда А. Куприну была рассказана анекдотическая история, произошедшая с родовитой семьёй князя Дмитрия Николаевича Любимова.
  • Слайд 3

    • В Людмилу Ивановну Любимову был безнадежно влюблен телеграфный чиновник Желтиков, который однажды послал подарок любимой женщине - простенькую позолоченную цепочку с кулоном в виде пасхального яйца. По словам ее сына, это был «курьезный случай, скорее всего, анекдотического характера». Однако под пером Куприна этот «курьезный случай» превращается в трагическую историю любви.
  • Слайд 4

    • Задуманный небольшой, в печатный лист (двадцать одна страница), рассказ неожиданно для автора давался с трудом, разрастался до размеров повести. Работа продолжалась более трёх месяцев. Первая публикация состоялась в альманахе “Земля", зимой 1911 года.
  • Слайд 5

    • Тема: любовь.
    • Идея: Изображение судьбы «маленького» человека, история его любви.
    • Композиция: 13 частей, вставные новеллы, полемичность образных рядов.
    • Стиль: безличной болтовне противопоставляется «книжный характер» речи.
  • Слайд 6

    Символы

    «Это камень любви, гнева и крови. На руке человека, томящегося в лихорадке или опьяненного желанием, он становится теплее и горит красным пламенем… Если растолочь его а порошок и принимать с водой, он дает румянец лицу, успокаивает желудок и веселит душу. Носящий его приобретает власть над людьми. Он врачует сердце, мозг и память» - так в рассказе «Суламифъ» царь Соломон, даря своей возлюбленной драгоценности, говорит о «внутренней природе камней, об их волшебных свойствах и таинственных значениях».

    Слайд 7

    • Обращает на себя внимание разительное несоответствие «низкопробного, очень толстого» браслета и украшающих его камней. Этот контраст проецируется на изображение социально униженного «маленького человека» Желткова, который, однако, таит в себе чувство прекрасного.
  • Слайд 8

    Жемчужные серьги

    Жемчужные серьги

    Героиня получает и другую драгоценность – серьги из грушевидных жемчужин от мужа. Жемчуг же издавна являлся символом, с одной стороны, духовной чистоты, с другой – недоброго предзнаменования.

    Слайд 1

    «Гранатовый браслет» - гимн торжествующей любви.
    Выполнила: Гайсина Т.С.учитель русского языка и литературы

    Слайд 2

    В душе померк бы день, И тьма настала вновь, Когда бы на земле изгнали мы любовь, Лишь тот блаженство знал, Кто страстно сердце нежил, А кто не знал любви, тот все равно Что не жил… Жан Батист Мольер

    Слайд 3

    Любовь - единственная страсть, не признающая ни прошлого, ни будущего. О. Бальзак

    Слайд 4

    Я пришел к мудрецу и спросил у него: "Что такое любовь? Он сказал "Ничего" Но, я знаю, написано множество книг: Вечность пишут одни, а другие – что миг... То опалит огнем, то расплавит как снег, Что такое любовь? "Это все человек!" И тогда я взглянул ему прямо в лицо, Как тебя мне понять? "Ничего или все?" Он сказал улыбнувшись: "Ты сам дал ответ!: "Ничего или все!",- середины здесь нет!" Омар Хайям

    Слайд 5

    Мы можем избавиться от болезни с помощью лекарств, но единственное лекарство от одиночества, отчаяния и безнадежности - это любовь. В мире много людей, которые умирают от голода, но еще больше тех, кто умирает от того, что им не хватает любви. Мать Тереза Любовь как ртуть: можно удержать ее в открытой ладони, но не в сжатой руке. Дороти Паркер

    Слайд 6

    Любовь – это:
    ЛЮБОВЬ - это интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. (Большой энциклопедический словарь) ЛЮБОВЬ – это 1) глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство; 2) чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности; 3) постоянная, сильная склонность, увлечённость чем-нибудь; 4) предмет любви (тот или та, кого кто-нибудь любит, к кому испытывает влечение, расположение). (Толковый словарь С.И. Ожегова) ЛЮБОВЬ – 1) чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу; 2) Склонность, расположение или влечение к чему-нибудь. (Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова)

    Слайд 7

    Какое из высказываний о любви, услышанных в самом начале занятия, вы бы использовали в качестве эпиграфа к уроку? Обоснуйте свой выбор.

    Слайд 8

    Слайд 9

    Одно из самых благоуханных и печальных произведений о любви – повесть А.Куприна «Гранатовый браслет». Романтик Куприн обожествляет любовь. Каждое слово здесь светится, переливается, сверкая драгоценной огранкой. Любовь до самоуничтожения, готовность погибнуть во имя любимой женщины – тема повести.

    Слайд 10

    История создания повести «Гранатовый браслет»
    Куприну была рассказана анекдотическая история, произошедшая с родовитой семьей князя Дмитрия Николаевича Любимова. «… В течение нескольких лет к моей матери, Людмиле Ивановне, почти каждый день приходили письма от неизвестного адресата, который в своих посланиях открывал свои чувства к ней. Понимая, что их неравенства в социальном положении не составляет ему никакой надежды на ответное чувство, он писал, что не в его силах прекратить напоминать о себе. Письма долго сохранялись в семье. Все уже и забыли о них…

    Слайд 11

    Так длилось до тех пор, пока от влюбленного телеграфиста не был получен в подарок гранатовый браслет. Наша семья признала это за оскорбление. Как и было описано в повести, князь Любимов и брат Людмилы Ивановны – Николай – разыскали служащего со «странной» фамилией Желтый. Отец потом рассказывал мне, что визит к Желтому потряс его. Телеграфист жил в убогой мансарде на шестом этаже. Там пахло мышами, кошками, керосином и стиркой. Во время объяснений Желтого, отец больше молчал, а дядя, который молод, горяч и высокомерен, был без нужды резким. Желтый обещал не писать больше мой матери. Этим все и кончалось.. Во всяком случае о дальнейшей судьбе его нам ничего не известно.»

    Слайд 12

    Слайд 13

    О чем произведение Куприна? Почему рассказ называется «Гранатовый браслет»? Что он символизирует?

    Слайд 14

    БРАСЛЕТ СИМВОЛИЗИРУЕТ
    ЛЮБОВЬ
    БЕЗЫСХОДНОСТЬ
    СМЕРТЬ
    ВЕЧНОСТЬ

    Слайд 15

    Как вы понимаете смысл эпиграфа к рассказу» ?
    L. van Bethoven 2 Son. (op. 2, № 2). Largo Appassionato

    Слайд 16

    Музыка Бетховена передает чувства героев рассказа

    Слайд 17

    Кто является главной героиней повести?

    Слайд 18

    Главной героиней повести является княгиня Вера Николаевна Шеина. Действие повести разворачивается 17 сентября – в день именин Веры Николаевны. Мужем Веры Николаевны был князь Василий Львович Шеин. Прежняя страстная любовь к мужу у Веры Николаевны перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы.

    Слайд 19

    Какое настроение создает пейзаж? Что объединяет эти описания: чувств Веры и сада? Какую цель преследовал автор?

    Слайд 20

    Прочитайте описание подарка. Сравните его с подарками князя и Анны.

    Слайд 21

    «Посередине, между большими камнями, Вы увидите один зеленый. Это весьма редкий сорт граната – зеленый гранат. …он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам…»
    Что мы узнали о браслете из письма Желткова? Почему Желтков подарил Вере именно браслет, семейную ценность, самую дорогую вещь, которая переходила от поколения к поколению женщинам в семье Желткова?

    Слайд 22

    В записке рассказывается о браслете, о том, что это фамильная драгоценность, и что это самая дорогая вещь, которая есть у дарителя. В конце письма стояли инициалы Г. С. Ж., и Вера поняла, что это тот тайный воздыхатель, который пишет ей уже в течение семи лет. Этот браслет становится символом его безнадежной, восторженной, бескорыстной, благоговейной любви.

    Слайд 23

    «Гранатовый браслет» – рассказ о любви. А сколько историй любви в рассказе?

    Слайд 24

    Истории любви в рассказе
    Вера Николаевна и Василий Львович; Анна Николаевна и Густав Иванович; Генерал Аносов и его жена; Вера Николаевна и Желтков
    Генерал Аносов и болгарочка; «Полковая Мессалина» и прапорщик; Леночка, капитан и поручик

    Слайд 25

    Что говорят о любви герои повести?

    Слайд 26

    Герои о любви:
    Аносов: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты, и компромиссы не должны ее касаться». Вера Николаевна: «И что это: любовь или сумасшествие?» Желтков: «…это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которой Богу было угодно за что-то меня вознаградить «Да светится Имя Твоё…» Шеин: «…разве можно управлять таким чувством, как любовь, - чувством, которое до сих пор не нашло себе истолкование»

    Слайд 27

    Работа в группах ВОПРОСЫ
    Первая группа: «Какова роль образа генерала Аносова в рассказе?» Вторая группа: «Как и почему отношение князя Шеина к Желткову изменилось?»
    Третья группа: «Каков смысл упоминания в рассказе «великих страдальцев Пушкина и Наполеона»»? Четвертая группа: «Судьба Желткова – история «маленького человека» или «громадная трагедия души»?

    Слайд 28

    Генерал Аносов
    «По нынешним нравам этот обломок старины представлялся исполинской и необыкновенно живописной фигурой»

    Слайд 30

    «Великие страдальцы»
    «Она вспомнила, что то же самое умиротворенное выражение она видела на масках великих страдальцев – Пушкина и Наполеона»

    Слайд 31

    НАПОЛЕОН: «невольник власти»
    ПУШКИН: «невольник чести»
    ЖЕЛТКОВ: «невольник любви»

    Слайд 32

    Что узнал генерал Аносов о Желткове от Веры? Каую характеристику Желткова мы находим в рассказе Веры и в выводах Аносова?(гл. 8, стр. 174) Можно ли назвать чувство Желткова к Вере сумасшествием? « Что это любовь или сумасшествие?» (гл.10,с.181, гл.11, с.187-188)

    Слайд 33

    Почему Желтков « заставил» Веру слушать именно это бетховенское произведение?

    Слайд 34

    «Да святится имя Твое» - рефреном звучит в последней части «Гранатового браслета». Ушел из жизни человек, но не ушла любовь. Она словно рассеялась в окружающем мире, слилась с бетховенской сонатой №2 Largo Appassionato. На этой трагической ноте заканчивается повесть.

    Слайд 35

    «Вот сейчас я вам покажу в нежных звуках жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть. Ни жалобы, ни упрека, ни боли самолюбия я не знал. Я перед тобою – одна молитва: «Да святится имя Твое». Да я предвижу страдание, кровь и смерть. И думаю, что трудно расстаться телу с душой, но, Прекрасная, хвала тебе, страстная хвала и тихая любовь: «Да святится имя Твое».

    Слайд 2

    Любовь… одна дороже богатства, славы и мудрости… дороже самой жизни, потому что даже жизнью она не дорожит и не боится смерти.

    А.И. Куприн

    Слайд 3

    130 сонет Вильяма Шекспира:

    Ее глаза на звезды не похожи, Нельзя уста кораллами назвать, Не белоснежна плеч открытых кожа, И черной проволокой вьется прядь. С дамасской розой, алой или белой, Нельзя сравнить оттенок этих щек. А тело пахнет так, как пахнет тело, Не как фиалки нежный лепесток. Ты не найдешь в ней совершенных линий, Особенного света на челе. Не знаю я, как шествуют богини, Но милая ступает по земле. И все ж она уступит тем едва ли, Кого в сравненьях пышных оболгали.

    Слайд 4

    «Безумная любовь или сумасшествие?»

    Слайд 5

    телеграфист подписывался Г. С. Ж. маленький чиновник Восемь лет большие эмоции, скромные желания и огромное искреннее чувство. к Вере Николаевне князья Шеины и Булат-Тугановские

    Слайд 6

    Генерал Аносов

    Может быть, это просто ненормальный малый… «А – почем знать? Может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше неспособны мужчины».

    Слайд 7

    «совершить подвиг, отдать жизнь, пойти на мучения – вовсе не труд, а одна радость». «любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться».

    Слайд 8

    Муж Василий Львович и брат Николай Николаевич в квартире на восьмом этаже

    “очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти” семь лет безнадежной и вежливой любви

    Слайд 9

    ЖЕЛТКОВ - ВЕРА

    на свете нет ничего похожего на нее, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни человека прекраснее и нежнее самоубийстве чиновника контрольной палаты Г. С. Желткова. В Вас как будто бы воплотилась вся красота земли... Дай Бог Вам счастья, и пусть ничто временное и житейское не тревожит Вашу прекрасную душу

    Слайд 10

    “Вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки. Сладкой грустью, тихой, прекрасной грустью обвеяны мои последние воспоминания... Я ухожу один, молча, так угодно было Богу и судьбе. "Да святится имя твое".

    Слайд 11

    ВЕРА ЖЕЛТКОВ

    “Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам... для меня вся жизнь заключается только в Вас... Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя - это не болезнь, не маниакальная идея - это любовь, которою Богу было угодно за что-то меня вознаградить... Уходя, я в восторге говорю: “Да святится имя твое”.

    Слайд 12

    Вера

    любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее... Целый день она ходила по цветнику и по фруктовому саду и думала о человеке, которого она никогда не видела. Может быть, это и была та настоящая, самоотверженная, истинная любовь, о которой говорил дедушка

    Слайд 13

    ВЕРА

    Княгиня Вера обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала... И в это время удивительная музыка, будто бы подчиняясь ее горю, продолжала: “Успокойся, дорогая, успокойся, успокойся. Ты обо мне помнишь? Помнишь? Ты ведь моя единая и последняя любовь. Успокойся, я с тобой. Подумай обо мне, и я буду с тобой, потому что мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки. Ты обо мне помнишь? Помнишь?.. Вот я чувствую твои слезы. Успокойся. Мне спать так сладко...” Вера, вся в слезах, говорила: “Нет, нет, он меня простил теперь. Все хорошо”.

    Слайд 14

    «Большая любовь, которая повторяется раз в тысячу лет»

    История создания повести «Гранатовый браслет»«… В течение нескольких лет к
    моей матери, Людмиле
    Ивановне, почти каждый день
    приходили письма от
    неизвестного адресата, который
    в своих посланиях открывал свои
    чувства к ней. Понимая, что их
    неравенства в социальном
    положении не составляет ему
    никакой надежды на ответное
    чувство, он писал, что не в его
    силах прекратить напоминать о
    себе. Письма долго сохранялись
    в семье. Все уже и забыли о
    них…

    Так длилось до тех пор, пока от
    влюбленного телеграфиста не был
    получен в подарок гранатовый браслет.
    Наша семья признала это за
    оскорбление. Как и было описано в
    повести, князь Любимов и брат
    Людмилы Ивановны – Николай –
    разыскали служащего со «странной»
    фамилией Желтый. Отец потом
    рассказывал мне, что визит к Желтому
    потряс его. Телеграфист жил в убогой
    мансарде на шестом этаже. Там пахло
    мышами, кошками, керосином и
    стиркой. Во время объяснений Желтого,
    отец больше молчал, а дядя, который
    молод, горяч и высокомерен, был без
    нужды резким. Желтый обещал не
    писать больше мой матери. Этим все и
    кончалось.. Во всяком случае о
    дальнейшей судьбе его нам ничего не
    известно.»

    Задуманный небольшой, в
    печатный лист (двадцать одна
    страница), рассказ
    неожиданно для автора
    давался с трудом, разрастался
    до размеров повести. Работа
    продолжалась более трёх
    месяцев. Первая публикация
    состоялась в альманахе
    “Земля”, зимой 1911 года.

    Главной героиней
    повести является княгиня
    Вера Николаевна Шеина.
    Действие повести
    разворачивается
    17
    сентября – в день именин
    Веры Николаевны. Мужем
    Веры Николаевны был
    князь Василий Львович
    Шеин. Прежняя страстная
    любовь к мужу у Веры
    Николаевны перешла в
    чувство прочной, верной,
    истинной дружбы.

    Всех действующих лиц, за исключением Желткова – главного
    героя влюбленного в княгиню Шеину, Куприн собирает на даче
    семейства Шеиных. Среди гостей Куприн выделяет старого
    генерала Аносова, боевого товарища отца Веры. Горничная
    вручила Вере сверток. Развернув его, Вера обнаруживает футляр,
    в котором лежал золотой браслет с камнями и записка.

    В записке рассказывается о
    браслете, о том, что это
    фамильная драгоценность, и
    что это самая дорогая вещь,
    которая есть у дарителя. В
    конце письма стояли
    инициалы
    Г. С. Ж., и Вера
    поняла, что это тот тайный
    воздыхатель, который пишет
    ей уже в течение семи лет.
    Этот браслет становится
    символом его безнадежной,
    восторженной, бескорыстной,
    благоговейной любви.

    Тема: любовь.
    Идея: Изображение
    судьбы «маленького»
    человека, история его
    любви.
    Композиция: 13 частей,
    вставные новеллы,
    полемичность образных
    рядов.
    Стиль: безличной
    болтовне
    противопоставляется
    «книжный характер»
    речи.

    Символы

    Гранатовый браслет
    «Это камень любви, гнева и крови. На
    руке человека, томящегося в
    лихорадке или опьяненного
    желанием, он становится теплее и
    горит красным пламенем… Если
    растолочь его а порошок и
    принимать с водой, он дает румянец
    лицу, успокаивает желудок и веселит
    душу. Носящий его приобретает
    власть над людьми. Он врачует
    сердце, мозг и память» - так в
    рассказе «Суламифъ» царь Соломон,
    даря своей возлюбленной
    драгоценности, говорит о
    «внутренней природе камней, об их
    волшебных свойствах и
    таинственных значениях».

    Обращает на себя
    внимание разительное
    несоответствие
    «низкопробного, очень
    толстого» браслета и
    украшающих его камней.
    Этот контраст
    проецируется на
    изображение социально
    униженного
    «маленького человека»
    Желткова, который,
    однако, таит в себе
    чувство прекрасного.

    Жемчужные серьги
    Героиня получает и
    другую драгоценность –
    серьги из грушевидных
    жемчужин от мужа.
    Жемчуг же издавна
    являлся символом, с
    одной стороны, духовной
    чистоты, с другой –
    недоброго
    предзнаменования.

    Также в
    изображении
    Желткова Куприн
    проводит аналогию
    с Башмачкиным
    Гоголя. Достигает
    этого автор с
    помощью
    характеристики
    каллиграфического
    почерка героя.

    Герои:
    княгиня Вера Николаевна
    Шеина
    Георгий Степанович Желтков
    князь Василий Львович Шеин
    Николай Николаевич МирзаБулат-Тугановский
    Анна Николаевна Фриессе,
    сестра Веры
    пани Заржицкая
    генерал Аносов
    Женни Рейтер

    Герои о любви:

    Аносов: «Любовь должна быть трагедией.
    Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные
    удобства, расчёты, и компромиссы не должны ее
    касаться».
    Вера Николаевна: «И что это: любовь или
    сумасшествие?»
    Желтков: «…это не болезнь, не маниакальная идея –
    это любовь, которой Богу было угодно за что-то меня
    вознаградить «Да светится Имя Твоё…»
    Шеин: «…разве можно управлять таким чувством, как
    любовь, - чувством, которое до сих пор не нашло себе
    истолкование»

    «Вот сейчас я вам покажу в
    нежных звуках жизнь, которая
    покорно и радостно обрекла
    себя на мучения, страдания и
    смерть. Ни жалобы, ни упрека,
    ни боли самолюбия я не знал. Я
    перед тобою – одна молитва:
    «Да святится имя Твое». Да я
    предвижу страдание, кровь и
    смерть. И думаю, что трудно
    расстаться телу с душой, но,
    Прекрасная, хвала тебе,
    страстная хвала и
    тихая любовь:
    «Да святится имя Твое».

    «Вспоминаю каждый
    твой шаг, улыбку,
    взгляд, звук твоей
    походки. Сладкой
    грустью, тихой,
    прекрасной грустью
    обвеяны мои последние
    воспоминания. Но я не
    причиню тебе горя. Я
    ухожу один, молча, так
    угодно было Богу и
    судьбе.

    Подумай обо мне,
    и я буду с тобой,
    потому, что мы с
    тобой любили друг
    друга только одно
    мгновение, но
    навеки… Для меня
    вся жизнь
    заключается
    только в Вас…

    Сам гранатовый браслет
    является деталью, еще
    более ярко
    подчеркивающей всю
    трагедию этого человека.
    Психологическая кульминация повести - прощание Веры
    с умершим Желтковым, их единственное «свидание». «В
    эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает
    каждая женщина, прошла мимо нее».
    Любовь высушила героя, забрала все лучшее, что было в
    его натуре. Но ничего не дала взамен. Эту любовь можно
    назвать явлением уникальным, чудесным, удивительно
    красивым.

    «Да святится имя Твое» - рефреном звучит в
    последней части «Гранатового браслета». Ушел из жизни
    человек, но не ушла любовь. Она словно рассеялась в
    окружающем мире, слилась с бетховенской сонатой №2
    Largo Appassionato. На этой трагической ноте
    заканчивается повесть.

    Первая тема для дискуссии:

    Желтков слабый, безвольный человек,
    поэтому покончил жизнь самоубийством, не смог
    пережить безответную любовь Желтков –
    великий человек, он имел талант любить, но по
    воле судьбы любовь не нашла взаимности. Его
    чувство вызывает гордость. Он ушел из жизни,
    чтобы не мешать жить любимой женщине, не
    быть преградой.
    Слабый или великий Желтков. В чем заключался
    талант любви Желткова?

    Вторая тема для дискуссии:

    Любовь, как у Желткова, бывает раз в тысячу
    лет. Сильная, страстная, вечная Любовь
    Желткова – это любовь на расстоянии, любовь –
    восхищение и преклонение любимой. Но, если
    бы он стал мужем, то любовь бы превратилась в
    быт и в скором времени стала привычкой.
    Существует ли настоящая любовь? Что же это
    такое.

    Третья тема для дискуссии

    Желтков покончил жизнь самоубийством, так как
    у него не было выхода Всегда есть выход, и
    кончать жизнь самоубийством - глупость
    Нужно ли было Желткову уходить из жизни?
    Мнения учащихся

    Финал рассказа.

    Какую роль в рассказе играет музыка?
    Вывод
    Любовь для Желткова выше всего земного, она
    божественного происхождения. Никакие
    «решительные меры» и «обращения к властям» не
    могут заставить Желткова разлюбить. Ни тени обиды
    или жалобы в словах героя, только благодарность за
    громадное счастье – любовь.
    Мертвый Желтков приобретает «глубокую важность,
    как будто он перед расставанием с жизнью узнал
    какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившую всю
    его человеческую жизнь.»

    Куприн показывает великий талант любви и
    приравнивает его к талантам признанных
    гениев.
    Умирает Желтков, но пробуждается к жизни
    княгиня Вера, ей открылось нечто
    недоступное ранее, та самая любовь, о
    которой «грезят все женщины и на которую
    больше не способны мужчины», та, «которая
    повторяется раз в тысячу лет».
    Герои «любили друг друга только одно
    мгновение, но навеки».
    Любовь, по Куприну, «всегда трагедия, всегда
    борьба и достижение, всегда радость и страх,
    всегда воскрешение и смерть».

    Да святится имя Твое…

    Заключение

    А.И. Куприн, "Гранатовый браслет".
    (Куприн развивает традиционную для русской литературы тему «маленького
    человека». Чиновник со смешной фамилией Желтков, тихий и незаметный, не
    только вырастает в трагического героя, он силой своей любви встает над
    мелочной суетой, жизненными удобствами, приличиями. Он оказывается
    человеком, ничуть не уступающим в благородстве аристократам. Любовь
    возвысила его. Любовь стала страданием, единственным смыслом жизни.
    «Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни
    философия, ни забота о будущем счастье людей - для меня вся жизнь заключается
    только в Вас», - пишет он в прощальном письме княгине Вере. Уходя из жизни,
    Желтков благословляет свою возлюбленную: «Да святится имя твое». В этом
    можно усмотреть кощунство. Любовь для героя^ выше всего земного, она
    божественного происхождения. Никакие «решительные меры» и «обращения к
    властям» не могут заставить разлюбить. Ни тени обиды или жалобы в словах
    героя, только благодарность за «громадное счастье» -любовь.
    Мертвый Желтков приобретает «глубокую важность, ... как будто бы он перед
    расставаньем с жизнью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившую
    всю человеческую его жизнь». Лицо умершего напоминает Вере посмертные маски
    «великих страдальцев - Пушкиной Наполеона». Так Куприн показывает великий
    талант любви, приравнивая его к талантам признанных_генцев."
    Умирает Желтков, но пробуждается к жизни княгиня Вера, ей открылось нечто
    недоступное ранее, та самая «большая любовь, которая повторяется раз в тысячу
    лет». Герои «любили друг друга только одно мгновение, но навеки».

    Несмотря на печальную
    развязку, герой Куприна
    счастлив. Он считает, что
    осветившая его жизнь любовь -
    это подлинно прекрасное
    чувство. Она красива, как луна,
    чиста, как небо, ярка, как солнце,
    постоянна, как природа. Такова
    рыцарская, романтическая
    любовь Желткова к княгине
    Вере Николаевне, поглотившая
    все его существо. Желтков
    уходит из жизни без жалоб, без
    упреков, произнося, как
    молитву: «Да святится имя
    Твое».

    8.Чей это портрет: «Она была наполовину
    ниже, несколько широкая в плечах, живая и
    легкомысленная, насмешница. Лицо ее
    монгольского типа с довольно заметными
    скулами, с узенькими глазами.... однако,
    пленяло какой-то неуловимой и непонятной
    прелестью...»?
    (Анна)

    9.Имя знаменитой пианистки, подруги
    Веры по Смольному институту?
    (Женни Рейтер)
    10.Имя мужа Веры?
    (Князь Василий Львович)

    11.Чей это портрет: «Тучный, высокий,
    серебряный старец, тяжело слезал с
    подножки....
    У него было большое, грубое, красное лицо с
    мясистым носом и с тем добродушновеличавым, чуть-чуть презрительным
    выражением в прищуренных глазах.... какое
    свойственно мужественным и простым
    людям...»?
    (Генерал Аносов)

    12.Фамилия Веры до замужества?
    (Мирза-Булат-Тугановская)
    13.Кто «...хохотал громко и восторженно, и
    худое, гладко обтянутое кожей лицо, с
    прилизанными жидкими, светлыми волосами, с
    ввалившимися глазными орбитами, походило на
    череп, обнаживший в смехе прескверные зубы»?
    (муж Анны- Густав Иванович)

    14.Имя Желткова?
    (Георгий)
    15.Чей это портрет: «очень бледный, с нежными
    девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым
    детским подбородком с ямочкой посередине; лет
    ему, должно быть, было около тридцати,
    тридцати пяти»?
    (Желтков)
    16.Кто эта женщина, которая «.... обняла ствол
    акации, прижалась к нему и плакала»?
    (Вера)

    17.Кому принадлежат эти слова: « А где же любовь-то?
    Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая
    награды? Та, про которую сказано- «сильна, как
    смерть»?
    Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой
    подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение - вовсе не
    труд, а одна радость. Постой, постой, Вера, ты мне
    сейчас опять хочешь про твоего Васю? Право же, я его
    люблю. Он хороший парень. Почем знать, может быть,
    будущее и покажет его любовь в свете большой
    красоты. Но ты пойми, о какой любви я говорю. Любовь
    должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!
    Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы
    не должны ее касаться»?
    (Генералу Аносову)

    ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ:
    1. «… что это было: любовь или
    сумасшествие?» (По рассказу А. И.
    Куприна «Гранатовый браслет»)
    2. « Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте,
    не в творчестве выражается
    индивидуальность.Но в любви!!!
    А.И.Куприн
    Напишите небольшое размышление о том, как вы
    понимаете эти слова.

    Презентация составлена по материалам повести "Гранатовый браслет", проанализирована система образов,

    включены их ключевые выражения и слова, даны ответы на вопросы "Какой видит писатель истинную любовь?", "Каков идеал любви по Куприну?.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    А.И.Куприн ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ 1911г

    Любовь… одна дороже богатства, славы и мудрости… дороже самой жизни, потому что даже жизнью она не дорожит и не боится смерти. А.И. Куприн

    130 сонет Вильяма Шекспира: Ее глаза на звезды не похожи, Нельзя уста кораллами назвать, Не белоснежна плеч открытых кожа, И черной проволокой вьется прядь. С дамасской розой, алой или белой, Нельзя сравнить оттенок этих щек. А тело пахнет так, как пахнет тело, Не как фиалки нежный лепесток. Ты не найдешь в ней совершенных линий, Особенного света на челе. Не знаю я, как шествуют богини, Но милая ступает по земле. И все ж она уступит тем едва ли, Кого в сравненьях пышных оболгали.

    «Безумная любовь или сумасшествие?»

    телеграфист подписывался Г. С. Ж. маленький чиновник Восемь лет большие эмоции, скромные желания и огромное искреннее чувство. к Вере Николаевне князья Шеины и Булат-Тугановские

    Генерал Аносов - Может быть, это просто ненормальный малый… «А – почем знать? Может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше неспособны мужчины».

    «совершить подвиг, отдать жизнь, пойти на мучения – вовсе не труд, а одна радость». «любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться».

    Муж Василий Львович и брат Н иколай Николаевич в квартире на восьмом этаже “очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти” семь лет безнадежной и вежливой любви

    ЖЕЛТКОВ - ВЕРА на свете нет ничего похожего на нее, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни человека прекраснее и нежнее самоубийстве чиновника контрольной палаты Г. С. Желткова. В Вас как будто бы воплотилась вся красота земли... Дай Бог Вам счастья, и пусть ничто временное и житейское не тревожит Вашу прекрасную душу

    “Вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки. Сладкой грустью, тихой, прекрасной грустью обвеяны мои последние воспоминания... Я ухожу один, молча, так угодно было Богу и судьбе. " Да святится имя твое".

    ВЕРА ЖЕЛТКОВ “Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам... для меня вся жизнь заключается только в Вас... Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя - это не болезнь, не маниакальная идея - это любовь, которою Богу было угодно за что-то меня вознаградить... Уходя, я в восторге говорю: “Да святится имя твое ”.

    Вера любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее... Целый день она ходила по цветнику и по фруктовому саду и думала о человеке, которого она никогда не видела. Может быть, это и была та настоящая, самоотверженная, истинная любовь, о которой говорил дедушка

    ВЕРА Княгиня Вера обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала... И в это время удивительная музыка, будто бы подчиняясь ее горю, продолжала: “Успокойся, дорогая, успокойся, успокойся. Ты обо мне помнишь? Помнишь? Ты ведь моя единая и последняя любовь. Успокойся, я с тобой. Подумай обо мне, и я буду с тобой, потому что мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки. Ты обо мне помнишь? Помнишь?.. Вот я чувствую твои слезы. Успокойся. Мне спать так сладко...” Вера, вся в слезах, говорила: “Нет, нет, он меня простил теперь. Все хорошо”.

    «Большая любовь, которая повторяется раз в тысячу лет»

    Какой видит писатель истинную любовь?

    Истинная любовь – основа всего земного. Она не должна быть изолированной, неразделенной. Любовь должна основываться на высоких искренних чувствах, стремиться к идеалу