Невербальные способы общения в педагогическом процессе
Выполнила: Болдырева Н.И.
Невербальное общение - это «язык жестов», такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы. При невербальном общении средством передачи информации являются несловесные знаки (позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, пространственное расположение и т.д.). Невербальное общение ценно особенно тем, что оно спонтанно и проявляется бессознательно. Поэтому, несмотря на то, что люди взвешивают свои слова и контролируют мимику, часто возможна утечка скрываемых чувств через жесты, интонацию и окраску голоса. Т.е., невербальные каналы общения редко поставляют недостоверную информацию, так как они поддаются контролю в меньшей степени, чем словесное общение.
Невербальная коммуникация осуществляется в процессе речевого общения параллельно с вербальной и является важнейшим средством общения и взаимопонимания людей (И.Н. Горелов, Г.В. Колшанский, В.П. Морозов, К.Ф. Седов, В.А. Лабунская и др.). Человек говорит всем своим существом. Психологи установили, что в процессе общения с помощью вербальных средств передается и получается лишь 20-40% информации. Остальная коммуникация осуществляется за счет невербальных средств.
Невербальные средства общения облегчают взаимное приспособление друг к другу и создают возможность координировать совместные действия. Способность выражения невербальными средствами своих намерений, чувств и состояний зависит от культуры человека. Н.И. Шевандрин выделяет следующие виды невербальных средств общения:
1. Визуальные: а) кинесика: движения рук, головы, ног, туловища, походка; выражение лица, глаз; позы, осанка, положение головы; направление взгляда, визуальные контакты; кожные реакции (покраснение, побледнение, вспотение и др.); б) проксемика (пространственная и временная организация общения): расстояние до собеседника, угол поворота к нему, пространство общения; в) вспомогательные средства общения: подчеркивание или сокрытие особенностей телосложения (признаки пола, возраста, расы); г) средства преобразования природного телосложения: одежда, прическа, косметика, очки, украшения, усы, борода, мелкие предметы в руках.
2. Акустические: а) паралингвистические (качество голоса, его диапазон, тональность): громкость, тембр, ритм, высота звука; б) экстралингвистические: речевые паузы, смех, плач, вздохи, хлопанье.
3 . Тактильные (такесика): прикосновения, объятие, поцелуй.
4 . Ольфакторные: приятные и неприятные запахи окружающей среды; естественный и искусственный запахи человека.
Основными задачами невербального общения являются следующие: создание и поддержка психологического контакта, регуляция процесса общения; придание новых смысловых оттенков словесному тексту, правильное толкование слов; выражение эмоций, оценок, ролей, смысла ситуации .
Невербальные движения, как отмечает В.А. Лабунская, по-разному соотносятся с речью: 1) выражают то же самое, что и речь; 2) предвосхищают значения, переданные речью; 3) выражают значения, противоречащие содержанию речи; 4) могут заполнять или объяснять периоды молчания, указывая на намерения говорящего продолжить свою реплику, на поиски подходящего слова; 5) могут заменять отдельные слова или фразу; 6) могут регулировать поток речи, акцентировать ту или иную часть вербального общения
Жесты – это воспроизводимые значимые движения рук и головы, позы, рассчитанные на восприятие реципиентов, предназначенные для передачи эмоциональной и интеллектуальной информации, имеющие социально-фиксированную форму. В «языке» жестов, употребляемом в повседневном общении людей, можно выделить два типа жестовых систем. Первую систему образуют жесты-знаки, т.е. преднамеренно воспроизводимые движения или позы рук и головы, рассчитанные на чье-либо восприятие и предназначенные для передачи информации. Вторая система включает жесты-сигналы, которые непроизвольны, неосознанны и не рассчитаны на чье-либо восприятие (хотя и имеют значение для опытного наблюдателя). Выбор жеста обусловлен личностными особенностями, отношениями между партнерами по общению, ситуацией общения.
Пантомимика – совокупность выразительных движений тела, сопровождающих речь и эмоции (осанка и поза, движения тела, которые играют важную роль в облике человека). Люди с бедной пантомимикой не в состоянии четко выразить свое эмоциональное состояние, воспринять невербальную информацию собеседника, что затрудняет процесс коммуникации.
Нормами пространственной и временной организации общения занимается наука проксемика, которую ее автор Э. Холл назвал «пространственной психологией». Э. Холл предложил 4 категории пространственной коммуникации, четыре четких пространственных зоны, которые как концентрические круги на воде окружают друг друга. 1. Интимная зона (от 15 до 45 см). Из всех зон эта самая главная, поскольку именно ее человек охраняет так, будто это его собственность. Разрешается проникнуть в эту зону только тем лицам, кто находится в тесном эмоциональном контакте с ним. Это дети, родители, супруги, влюбленные, близкие друзья и родственники.
2 . Личная зона (от 45 до 120 см). Данное расстояние используется при обыденном общении со знакомыми людьми. Эта дистанция обычно разделяет нас, когда мы находимся на приемах, официальных вечерах и дружеских вечеринках.
3 . Социальная зона (от 120 до 400 см). На таком расстоянии мы общаемся при официальных встречах с посторонними людьми, то есть такое расстояние принято при общении с людьми, которых мы не очень хорошо знаем.
4. Общественная, или публичная, зона (более 4 м). При общении с большими группами людей и лектору, и слушателям будет удобнее передавать и воспринимать информацию на таком удалении друг от друга.
В процессе педагогического общения доминирует роль языка как полифункциональной знаковой системы по сравнению с невербальными системами. Семантика слова, значение грамматических категорий языка внеличностны, но в речи одни и те же языковые единицы могут быть восприняты слушающим по-разному – в зависимости от интонации говорящего, от доброй (или насмешливой) улыбки, от неожиданного жеста. Это обусловлено тем, что восприятие слова-знака (единицы языка) обогащается одновременным комплексным восприятием знаков другой системы – невербальной. Умение «декодировать» невербальную информацию – важное условие эффективности общения и особое умение, профессионально необходимое для учителя.
1 слайд
Тема 1. Вербальные средства коммуникации Заберите у меня все, чем я обладаю. Но оставьте мне мою речь. И скоро я обрету все, что имел. Даниэл Уэбстер
2 слайд
План Речь-основное средство вербальной коммуникации. Функции языка Типы приема и передачи информации. Человеческая речь как источник информации. Стили речи. Речевые средства общения. Сущность позитивного общения
3 слайд
Функции языка Коммуникативная. Язык выступает в роли основного средства общения Познавательная. Язык как выражение деятельности сознания. Аккумулятивная. Язык как средство накопления и хранения знаний Конструктивная. Язык как средство формирования мыслей. Эмоциональная. Язык как одно из средств выражения чувств и эмоций Контактоустанавливающая. Язык как средство установления контакта между людьми. Этническая. Язык как средство объединения народа.
4 слайд
Способы передачи и приема информации Естественный язык Образное мышление - восприятие мира в виде картинки. Художественное полотно или скульптура - это тоже текст (правда, особого свойства), несущий немалую информационную нагрузку. Мышление зрительными образами знакомо каждому человеку, например, когда он вспоминает эпизод из своей жизни не расчлененный словесно, а зафиксированный сознанием в виде фотографии. Сенсорика-понимается биоэнергетический способ обмена информацией, при котором человек ничего не говорит и ничего не демонстрирует (он, вообще, может быть ненаблюдаем), но при этом передает информацию, и она воспринимается коммуникантами.
5 слайд
Что необходимо учитывать при коммуникации У каждого человека от природы существуют все три типа мышления. У разных людей по отношению друг к другу эти типы распределены в процентном отношении неодинаково. Значительный приоритет одного мыслительного типа у человека приводит к редукции двух других.
6 слайд
Все типы мышления развиваемы, врожденное распределение их не является постоянным на протяжении жизни, возможна тенденция к смещению Не исключено, что соотношение трех мыслительных типов в известной мере связано с расовыми особенностями, не цивилизационными, а именно расовыми.
7 слайд
Существует несколько видов речевой деятельности: говорение - использование языка для того, чтобы что-то сообщить; слушание - восприятие содержания звучащей речи; письмо - фиксация содержания речи на бумаге; чтение - восприятие зафиксированной на бумаге информации. С точки зрения формы существования языка общение делится на устное и письменное, а с точки зрения количества участников - на межличностное и массовое.
8 слайд
Современный русский литературный язык представляет собой систему стилей: Научный Официально-деловой Публицистический Разговорная речь
9 слайд
Позитивное, уверенное общение означает что вы выражаете свои мысли и чувства ясно и сознательно, самым прямым, честным и спонтанным образом. ваш язык соответствует тому, на котором говорит ваш собеседник. вы избегаете специальных терминов, словесных сокращений, иносказаний или жаргонизмов, которые незнакомы собеседнику. вами принято во внимание такие аспекты, как образование, социальное положение и официальный статус собеседника, используете язык, который понятен другому человеку, а не тот, который покажет, насколько вы умный и как «превосходите» слушателя.
10 слайд
Принципы прямого позитивного общения Высказывайтесь прямо. Говорите именно то, что вы думаете или чувствуете, не полагайтесь на свое умение рассказывать истории. Сражайтесь с проблемой, а не с человеком. Есть серьезная разница между фразами «почему ты не можешь убирать за собой?» и «пожалуйста, наведи порядок на рабочем столе». Будьте конкретны, не прибегайте к обобщениям. Сравните фразы «ты всегда опаздываешь» и «почему ты утром снова опоздала?».
11 слайд
Не перестарайтесь с извинениями! Как часто мы говорим: «Извините, но я не могу сегодня работать допоздна» - когда мы совсем не обязаны извиняться Не пускайтесь в пространные объяснения. Не бойтесь употреблять местоимение «я». Вместо того чтобы говорить: «Не думаете ли вы, что было бы неплохо продолжать исследования?» - примите на себя ответственность за авторство идеи: «Я думаю, следует продолжить исследования». Честность. Я имею в виду честность как готовность быть откровенным с самим собой и как позитивное, уверенное выражение своих чувств.
12 слайд
Переделайте следующие высказывания так, чтобы в них присутствовало слово «я». «Ты меня ужасно сердишь, когда не слушаешь меня». «Все согласны с тем, что добровольные увольнения являются решением проблемы». «В этом доме не курят за обедом». «Я сержусь, когда ты уходишь, не дослушав меня». «Я считаю, что добровольные увольнения могут быть решением проблемы». «Я прошу вас не курить за столом во время обеда».
Кинесика (поза тела, мимика, жесты, походка). Тактильное поведение (рукопожатие, похлопывание по спине или плечу, прикосновения, поцелуи). Взгляд (направление взгляда, его длительность, частота контакта). Проксемика (ориентация, дистанция, размещение за столом)
Закрытые жесты и позы Руки, скрещенные на груди, перекрещенные ноги в положениях стоя и сидя. Эмоциональный статус человека не позволяет чувствовать себя свободно и непринужденно. Руки ладонями вверх и широко раскинуты в стороны. Посадка головы прямая, плечи расправлены. Взгляд прямой. Мимика лица без напряжения и скованности. Открыты е жесты и позы тела
Указательные жесты направлены Указательные жесты направлены в сторону предметов или людей с целью обратить на них внимание. Подчеркивающие жесты служат для Подчеркивающие жесты служат для подкрепления высказываний. Решающее значение придается при этом положению кисти руки. Демонстративные жесты поясняют положение дел. Демонстративные жесты поясняют положение дел. Касательные жесты помогают установить Касательные жесты помогают установить социальный контакт или получить знак внимания со стороны партнера.
Скука: собеседник подпирает свою голову рукой. Чем больше голова опирается на руку, тем собеседнику скучнее. Неодобрение: стряхивание с себя несуществующих ворсинок, расправление складок одежды, одергивание юбки. Готовность уйти: опускание век (потеря интереса), почесывание уха (отгорожение от речи), потягивание мочки уха (не хочет высказываться), поворачивание всем корпусом тела или ногой к двери. Жест в виде снятия очков также дает сигнал для окончания беседы. Раздражение: потирание шеи, лишние движения руками, пощипывании сумочки у дамы, машинальное черчение на бумаге.
Различаются по способу их совершения, силе и длительности. Крепкое, энергичное потряхивание руки собеседника говорит об искренности партнера, его желании продолжить беседу. Обхват руки своими в виде «перчатки» также говорит о дружелюбии. Различаются по способу их совершения, силе и длительности. Крепкое, энергичное потряхивание руки собеседника говорит об искренности партнера, его желании продолжить беседу. Обхват руки своими в виде «перчатки» также говорит о дружелюбии. Рука, оказывающаяся ладонью вниз в пожатии, свидетельствует о желании доминировать над другим человеком. Если наоборот, повернута ладонью вверх – ее обладатель бессознательно признает себя подчиненным собеседнику. Рука, оказывающаяся ладонью вниз в пожатии, свидетельствует о желании доминировать над другим человеком. Если наоборот, повернута ладонью вверх – ее обладатель бессознательно признает себя подчиненным собеседнику.
Социальный взгляд – глаза направлены на зону лица человека в области рта, носа и глаз. Он характерен в ситуациях непринужденного общения с друзьями и знакомыми. Интимный взгляд – проходит через линию глаз собеседника и опускается на уровень ниже подбородка, шеи на другие части тела. Характерно расширение зрачков, как предвкушение удовольствия. Взгляд искоса используется для передачи интереса или враждебности. Если он сопровождается слегка поднятыми бровями или улыбкой, означает заинтересованность. Если он сопровождается опущенными вниз бровями, нахмуренным лбом или опущенными уголками рта, он означает подозрительное, враждебное или критическое отношение.
Представьте, что на лбу вашего собеседника находится треугольник. Направив свой взгляд на этот треугольник, вы создаете серьезную атмосферу, и другой человек чувствует, что вы настроены по-деловому. Никогда не опускайте свой взгляд ниже глаз другого человека. Иначе вы не сможете контролировать ход переговоров при помощи своего взгляда. Может оказать сильное воздействие на адресата и показать, что вы очень серьезно настроены.
План работы:
1.2.
3.
4.
5.
Понятие, функции и структура невербального
общения.
Изучение индивидуальности человека по позе,
жестам и мимике.
Изучение индивидуальности человека по другим
невербальным источникам.
Практические задания.
Список источников информации.
Понятие, функции и структура невербального общения
Невербальноеобщение
–
это
процесс
коммуникации посредством неречевых знаковых
систем.
Структура невербального общения
Визуальнаясистема
(мимика, жесты, позы)
Тактильная
система
(прикосновения и
рукопожатия)
Акустическая
система
(громкость, темп, тембр,
паузы)
Ольфакторная
система
(приятные и неприятные
запахи окружающей среды)
Соотношение вербальной и невербальной составляющих в процессе общения
10%Речь
30%
60%
Интонация
Поза, жесты, мимика
Наиболее значимыми составляющими невербального общения являются:
ЖЕСТЫПОЗА
МИМИКАМимические признаки
эмоционального
состоянияНадо принять
решение через
силу
Внутренний
конфликт и попытка
найти компромисс с
самим собой ярко
отражаются на лице
и поведении: лицо
напряжено,
руки
прикасаются ко лбу.
Призыв к
компромиссу
Доброжелательное
выражение лица и
корпус наклонен в
сторону собеседника.
Доволен
Довольное
лицо,
расслабленное
положение
тела.
Руки за голову, нога
на ногу.
Демонстрирую
уверенность
Высоко
поднятая
голова,
широкая
улыбка,
расправленные
плечи – все это
выдает уверенного в
себе человека.Доминирование
Взгляд
внимательный,
серьезный.
Лицо
спокойное.
Руки
скрещены, большие
пальцы
могут
указывать
вверх.
Этот
человек
чувствует
свое
превосходство.
Готовность
подстроиться
под
собеседника
Наклон корпуса и
внимательный
взгляд, говорят о
том, что человек
внимательно следит
за вашей речью.
Открытость
намерений
Приветливая
улыбка,
прямой
взгляд,
ладони
открыты.
Скорее
всего
данный
человек искренен и
настроен
дружелюбно.
Ложь
Рот
прикрытый
ладонью
и
испуганный взгляд.
Зачастую
это
признак того, что
собеседник от вас
что-то скрывает.СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ДИСТАНЦИЙ В ОБЩЕНИИ
ДИСТАНЦИЯ
ИНТИМНАЯ
ЛИЧНАЯ
РАССТОЯНИЕ
СОБЕСЕДНИКИ
СИТУАЦИЯ
МЕНЕЕ 40-50 СМ
РОДИТЕЛИ, ДЕТИ,
ВЛЮБЛЕННЫЕ
ДУХОВНАЯ
БЛИЗОСТЬ, ПОЛНОЕ
ДОВЕРИЕ
ОТ 0,4 М ДО 1,2 М
ДРУЗЬЯ,
ЕДИНОМЫШЛЕННИКИ
ДОВЕРИЕ,
ОБСУЖДЕНИЕ,
СОВМЕСТНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
СОЦИАЛЬНАЯ
ОТ 1,2 ДО 2 М
ПРИЯТЕЛИ, КОЛЛЕГИ
ПО РАБОТЕ
ОБМЕН
НОВОСТЯМИ,
ДЕЛОВОЕ
ОБЩЕНИЕ
ФОРМАЛЬНАЯ
ОТ 2 ДО 4 М
НАЧАЛЬНИК ПОДЧИНЕННЫЙ
ДЕЛОВЫЕ
ПЕРЕГОВОРЫ
Взаимная ориентация людей в пространстве
ВА
А
В
Позиция непринужденного общения
А
В
Позиция соперничества
А
В
Позиция сотрудничества
Независимая позиция
Задание 1. Определение эмоций по выражению лица
На основании анализа представленныхизображений на слайдах, определите, в
каком
эмоциональном
состоянии
находится человек.
???
Счастье
1Небольшие морщинки
в уголках глаз
2
Щеки приподняты
3
Уголки
губ
приподняты
???
Удивление
1Брови приподняты
2
Глаза
широко
раскрыты
3
Рот открытЗадание 2. Умение понимать реакцию
людей
Вам необходимо выбрать фотографию, которая
должна
соответствовать
утверждению.
предложенному
слева
схемах и таблицах: учебное пособие/ А.М. Руденко.Ростов н/Д: Феникс, 2015.
2. Интернет энциклопедия практической психологии
[Электронный
ресурс].
–
Режим доступа:
http://www.psychologos.ru/
3. Научная электронная библиотека [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://elibrary.ru.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Вербальное общение. Презентацию подготовила воспитатель 2 млад. группы №1 МДОУ комб. вида д/с №12 «Жемчужина» Алиева Э.Н
Средства общения делятся на вербальные и невербальные.
Вербальное общение – это речь. С его помощью человек может выражать свои мысли, оно является наиболее распространенным способом коммуникации. Переоценить значение устной речи сложно: информация не только передается, но и уточняется, стимулирует человека к развитию. Как известно, в споре рождается истина – это и есть одна из задач, которую решает вербальное общение.
Этот тип общения может нести в себе функцию сообщения либо побуждения. Если человек указывает на какой-либо предмет, то это указательная (индикативная) функция.
Выражая свои мысли, человек пользуется функцией высказывания (предикативной). Еще одна важная задача, которую выполняет словесное общение – стимулирования человека к действию, решению, желанию. Эта функция так и называется – функция побуждения.
Особенностью является то, что огромное значение имеет эмоциональная окраска речи. Одни и те же слова, произнесенные с разной интонацией, могут вызвать у собеседника разную реакцию: согласие либо агрессию, желание задуматься. Точно так же одну и ту же мысль можно донести, используя разные слова, тем самым оказывая различное воздействие на оппонента.
Вербальное общение Устная речь Письменная речь
Говорите доброжелательно. Говорите хорошее собеседнику. Соблюдайте речевой этикет, правила вежливости. Не перебивайте. Соблюдайте правила своей коммуникативной роли. Правила вербального поведения в диалоге:
Невербальное общение - это “язык тела”. И зачастую он дает более правдивую информацию о чувствах того, кто с вами говорит. Этот тип общения может быть выражен в нескольких формах. Невербальные средства общения нужны для того, чтобы регулировать процесс общения, создавать психологический контакт между партнерами; обогащать значения, передаваемые словами; помогать истолкованию словесного текста; выражать эмоции.
В настоящее время языку мимики и жестов придается все более важное значение. Этот способ передачи информации является естественным. Мы часто не обращаем внимания на наши телодвижения, между тем они не только несут в себе информацию, которую воспринимает наш разум, но и способны влиять на другого человека. Вывод
Невербальное общение значительно обогащает нашу речь, делает ее ярче, эмоциональнее. От 60 до 95 % информации передается с помощью невербального общения. Невербальные средства общения используются в художественной литературе (особенно в драматических произведениях), в криминалистике.
Сухомлинский «Слова могут убить - оживить, ранить – излечить, посеять смятение и безнадежность – и одухотворить»
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
дидактические игры на развитие не вербального общения
Проведение дидактических игр на развитие не вербального общения:Цель: раскованность, развитие чувства юмора, работа с мимикой.Игра «Веселые мартышки»Спящий котенок (для детей 3 - 4 лет)...