В этой небольшой статье мы разберем что такое обработка фотографий и что входит в это понятие.

Обработка фотографий - изменение оригинального изображения. В термин обработки входит несколько основных понятий:

  1. преобразование RAW-файла в файл JPEG или иной;
  2. коррекция параметров кадра;
  3. художественные эффекты;
  4. ретушь фотографии.

В большинстве случаев коммерческой съемки, говоря об обработанных кадрах подразумевают преобразование RAW-файла и коррекцию параметров снимка.

Если с преобразованием RAW-файла обычно все понятно, то остальные понятия вызывают вопросы. И так:

Коррекция параметров кадра – минимальные изменения, направленные на обеспечение максимальной правдоподобности и достоверности снимка, а именно изменение таких параметров как:

  • Баланс белого
  • Экспокоррекция
  • Шумоподавление
  • Коррекция объектива
  • Детальность
  • Контраст
  • Композиция
  • Размер
  • Резкость
  • Насыщенность

Художественные эффекты – это такие способы обработки изображения, которые изменяют его яркость, цветовую гамму, резкость и другие параметры.

Примерами таких эффектов могут служить:

  • Колорирование
  • Виньетирование
  • Преобразование в сепию или в черно-белое изображение
  • HDR-эффект
  • Сплит-тонирование
  • Кросспроцессинг

Отдельно от всего в обработке фотографий выделяют ретушь.

Ретушь – процесс редактирования снимка, при котором устраняются различные дефекты снимка.

Ретушь бывает простой и глубокой (художественной, журнальной).

При простой ретуши обычно устраняются такие дефекты как:

  1. временные дефекты поверхности кожи (раны, сыпь, царапины и т.п.);
  2. лишние объекты на одежде (нитки, мусор и т.п.);
  3. мелкие объекты, отвлекающие внимание (окурки, банки, сигаретные пачки и т.п.);
  4. эффект "красных глаз".

При простой ретуши не подлежат изменению:

  1. постоянные дефекты кожи, являющиеся отличительной особенностью (шрамы, родимые пятна, морщины и иные складки кожи, и т.п.);
  2. отклонения внешности от стандартов красоты (худоба, лишний вес, размеры отдельных частей лица: носа, ушей, губ и т.п.);
  3. объекты окружающего пространства, в котором производится съемка.

При простой ретуши чаще всего применяются стандартные инструменты редакторов, а так же могут применяться различные дополнительные плагины, упрощающие и ускоряющие процесс обработки. Недостаток использования подобных плагинов в том, что они могут привести к потере качества изображения и чаще всего сказывается это на текстуризации кожи (эффект замыливания, пластикого лица).

При глубокой ретуши используются более трудоемкие процессы редактирования фотографии, которые позволяют избавиться от дефектов, сохранив качество исходного изображения.

Основной упор при глубокой ретуши идет на:

  1. Обработку при помощи частотного разложения;
  2. Обработку методом Dodge&Burn.

Эти два метода позволяют получить красивую картинку, сохранив все важные детали изображения, например структуру кожи:

Отдельно в понятии ретуши выделяют реставрацию или восстановление фотографий.

Реставрация фотографий это наиболее трудоемкий процесс во всей обработки и, зачастую связан не только с удалением дефектов фотографии, но и восстановлением разрушенных частей фотографии.

Стоимость работ по обработке фотографий зависит от множества факторов:

  • Формат материала
  • Разрешение исходного файла
  • Качество снимка
  • Количество дефектов
  • и т.д.

Каждая фотография индивидуальна и, поэтому сложно определить единую цену редактирования фотографий. Ценник на работы начинается от 10 р. за кадр и заканчивается несколькими тысячами рублей, исходя из трудоемкости каждого обрабатываемого кадра.

Часто, публикуя свои фотографии, люди не знают всех принадлежащих им прав. Разобраться в вопросе защиты авторских прав мы сейчас и попробуем.

Согласно действующему законодательству, авторские права на фотографии принадлежат фотографу, он априори является автором и имеет все соответствующие права. Авторские права на фотографию подразделяются на две группы – имущественные и личные права. К личным авторским правам фотографа относят следующие: право авторства, право на имя, право на обнародование и на защиту репутации. Право авторства распространяется не только на саму фотографию, но и на ее отдельные детали. Присвоение права авторства считается гражданским правонарушением, а в некоторых ситуациях – даже уголовным преступлением, и преследуется законом. Право подписать фотографию своим именем или псевдонимом, либо анонимно выпускать ее в свет входит в понятие права на имя.

Авторским правом охраняются как негативы (черно-белые и цветные), слайды, цифровые имиджи, так и отпечатки с них. Если негатив или слайд утрачены, а отпечатки с них сохранились, то они охраняются «на правах оригинала». Это значительно повышает ценность таких фотоотпечатков. На Западе есть фотографы, уничтожающие негативы после создания первых пяти-десяти отпечатков. Их стоимость, из-за невозможности создания дополнительных копий, становится очень высокой.

В понятие права на обнародование фотографии входит право фотографа разрешить или отказаться довести фотографию до общественности. Этим правом можно воспользоваться один раз. Если, по каким либо причинам, фотограф решил отозвать свою фотографию после обнародования – он может воспользоваться правом на отзыв. После отзыва, эта фотография не должна использоваться и упоминаться как работа фотографа. Право на защиту репутации автора включает защиту фотографии от изменения: кадрирования, добавление или урезку отдельных деталей, изменения цветового решения фотографии и т.д. Такие изменения проводятся только с согласия самого автора.

К имущественным авторским правам фотографа относится право фотографа на запрет или разрешение использования фотографии через воспроизведение и распространение, а также публичный показ, тиражирование, продажа или бесплатная раздача экземпляров фотографии, ввоз фотографии на территорию страны. К имущественным также относится право на изменение фотографии, т.е. на ее переработку. Из этих имущественных прав существует отрегулированные законом изъятия, в которых указанны те случаи, когда фотографию могут использоваться свободно, без согласия автора.

Любая часть оригинальной фотографии охраняется авторским правом. Причем неважно, сколь малой эта часть является. Для использования части оригинальной фотографии, например, в фотоколлаже, с автором должен быть заключен договор. Если использование части снимка осуществляется без авторского договора, чем нарушается закон, то фотограф или иной владелец исключительных имущественных прав может требовать запрета незаконного использования и взыскания своих убытков или выплаты денежной компенсации.

Скажем, пожилой фотограф на склоне лет решил передать свою фототеку городскому архиву за определенное вознаграждение. В этом случае, после заключения договора между частным и юридическим лицом, происходит передача имущественных прав архиву. Теперь архив вправе распоряжаться полученной фототекой, используя снимки, скажем, для выставок и публикаций. Однако, при этом личные права фотографа должны соблюдаться: под снимками воспроизводится фамилия автора. Имущественные права закрепляют за фотографом (или иным владельцем исключительных авторских прав) право разрешать или запрещать использование фотографии. При этом использованием считается воспроизведение и распространение экземпляров фотографий, их публичный показ, в том числе по телевидению. Разрешение на использование фотографии дается в устной или письменной форме. Такое разрешение есть авторский договор, в соответствии с которым пользователь получает часть имущественных и авторских прав.

Авторские права фотографа возникают с момент создания фотографии и продолжают действовать на протяжении всей жизни автора, а также в течении 50 лет после его смерти. Однако, фотографии созданные до 1968 года или ранее, уже не подлежат охране авторским правом, так как изменилось действующее законодательство.

Если фотограф выполняет фотографию по служебному поручению, данному организацией работодателем, то такая фотография попадает в особый правовой режим и считается «служебной». Личные авторские права фотографа на эту фотографию полностью распространяются, но имущественные права переходят работодателям, на весь срок действия авторского права самого фотографа. Дополнительная плата за такую фотографию, кроме заработной платы, не предусматривается.

К «служебным» относятся только те фотографии, которые были сделаны по служебному поручению. Если работодателем установлены «нормы отработки», то фотографии, сделанные сверх этой нормы, «служебными» не считаются. В законодательстве предусматривается заключение договора между работодателем и фотографом. В договоре оговариваются авторские права фотографа на «служебные» фотографии. Содержание такого договора регулируется самим фотографом и работодателем. Подобный договор может заключаться не только с одним, отдельно взятым, фотографом, но и с коллективом фотографов. Если такого договора не заключали, то фотограф не имеет права использовать «служебные» фотографии в личных целях.

Старайтесь не передавать (даже заказчику) свои фотографии в формате RAW , а также иные исходные и рабочие файлы. Например, файл в формате Photoshopa (psd) может быть хорошим доказательством Вашей работы над фотографией.

Заносите в настройках фото-камеры данные о себе (поле owner / владелец, authour / автор и т.п.). Укажите данные таким образом, чтобы не составляло проблем установить Вашу личность. Как минимум: имя, фамилия и иная информация (например, адрес Вашего сайта или номер паспорта или др.).

На фотографиях, размещаемых в Интернете, а при возможности на всех иных своих фотографиях и при любых иных способах использования (в том числе при печати фотографий в журналах) размещайте на самой фотографии информацию об авторе . Принятый формат: © Имя-Фамилия Автора, Год первого опубликования (например, © Иван Иванов, 2008). Не лишним будет дать ссылку на свой сайт, особенно если Вы публикуете фотографии под псевдонимом. Обратите внимание, что ст. 1271 Гражданского кодекса оповещает об исключительном праве (это имущественные права авторов), поэтому в случае, если Вы создаете фотографию по заказу и передаете все права заказчику (передаваться могут только имущественные права), то заказчик может обоснованно возражать против указания Вас в копирайте (в качестве правообладателя), а указать себя. Вы же можете настаивать на указании Вас в качестве автора (по закону у Вас есть такое право – ст. 1265 Гражданского кодекса), тогда вместо значка копирайта (©) Вы можете указать «Автор:». Ст.1300 Гражданского кодекса предусматривает конкретный размер компенсации за нарушение неимущественных прав (удаление информации об авторстве или правообладателе), а ведь нарушители почти всегда удаляют или обрезают информацию об авторе и/или знак копирайта.

Здесь же применимы и такие общие способы защиты авторских прав, как: распечатка фотографий в большом формате – экспертиза может определить примерное время печати, а соответственно – установить Ваш временной приоритет – приоритет обладания фотографией в определенный период времени; нотариальное удостоверение; запись файлов на одноразовый финализированный диск; «регистрация» авторских прав в организациях по коллективному управлению авторскими правами; публикация фотографий в периодических и/или иных изданиях и др.

Имущественные права автора могут быть переданы только на основании договора о передаче прав. Использование фотографий третьими лицами без договора является незаконным и подлежит ответственности. Так, статья 1301 Гражданского кодекса РФ предусматривает возможность правообладателю (изначально фотографу, если права на использование фотографий не переданы им другим лицам) требовать компенсации в случае нарушения его исключительного права в размере от 10 тысяч рублей до 5 миллионов рублей. При этом согласно статье 1252 Гражданского кодекса РФ фотограф вправе требовать от нарушителя компенсацию за каждый случай неправомерного использования результата интеллектуального деятельности (за каждое отдельное применение фотографии), либо за допущенное правонарушение в целом. Большое преимущество указания себя в качестве автора на фотографии заключается в том, что если кто-то использовал Вашу фотографию без Вашего разрешения, то по закону минимальная компенсация за такое нарушение авторских прав составит не 10 000, а 20 000 р. за одну (каждую) фотографию (хотя суд и не всегда рассматривает в качестве отдельного «случая» каждую фотографию)! Это значит, что фотограф может потребовать денежную компенсацию, как за каждое использование его фотографии, так и за совокупное использование фото.

Судебная практика

При обращении в суд за защитой авторских прав фотографа, последний должен доказать, что является автором фотографий, а также что именно ему принадлежат имущественные авторские права на фотографии, которые были незаконно использованы ответчиком.

Отмечаю, что в соответствии с законодательством, автором произведения считается гражданин, чье имя указано на оригинале или экземпляре произведения. То есть при подаче искового заявления фотографу необходимо представить распечатанные фотографии, на которых будет отмечено его имя.

И только если другая сторона оспаривает авторство, то должны быть представлены другие доказательства, подтверждающие, что фотографии сделаны именно истцом. Например, предоставление суду файлов с фотографиями в формате.RAW, который в основном используют профессиональные фотографы.

В то же время, обращаясь в суд необходимо доказать, что ответчик незаконно осуществил использование чужих фотографий. Например, если он разместил их на своем сайте в сети Интернет, то самым предпочтительным доказательством нарушения будет заверение нотариусом страниц сайта, на которых используются фотографии.

Несмотря на то, что обращаясь в суд, фотограф может самостоятельно определить размер компенсации, который он хотел бы взыскать с нарушителя, суд определяет такой размер на свое усмотрение, рассмотрев все доказательства, имеющиеся в деле и заслушав объяснения сторон.

При этом размер подлежащей взысканию компенсации должен быть судом обоснован. Определяя размер компенсации, суд учитывает, в частности, характер допущенного нарушения, срок незаконного использования фотографии, степень вины нарушителя, наличие ранее совершенных лицом нарушений авторских прав именно данного автора, вероятные убытки фотографа, соразмерность компенсации последствиям нарушения и т.д.

Необходимо отметить, что в случае удовлетворения требований фотографа, суд должен взыскать с ответчика понесенные фотографом расходы, связанные с рассмотрением дела в суде. Сюда входит: оплаченная за обращение в суд госпошлина, оплата услуг нотариуса по заверению Интернет-сайта, оплата услуг юриста и другие расходы.

Часто задаваемые вопросы:

Нет, это не так. Авторское право на фотографию возникает автоматически — с момента создания фотографии и выражения ее в объективной форме, доступной для окружающих. При этом неопубликованные фотографии охраняются также, как и опубликованные.Авторское право охраняет фотографию независимо от ее художественных достоинств. Конечно, слабая в художественном отношении фотография вряд ли станет использоваться. Однако, если она используется, то это может производиться только с соблюдением авторских прав.

Для обозначения своих авторских прав владелец исключительных авторских прав может поместить на фотографии знак охраны авторских прав. Знак состоит из следующих частей: буквы С, обрамленной окружностью, имени владельца исключительных авторских прав, времени первого выхода фотграфии в свет. Конечно, отсутствие этого знака не лишает фотографа авторских прав ни целиком, ни частично.

В каких случаях фотография может использоваться свободно, то есть без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения?

Фотография может использоваться свободно, то есть без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения исключительно в следующих случаях: — в изданиях, телепередачах и видеозаписях учебного характера может быть использована опубликованная фотография; — фотография может быть воспроизведена в обзоре текущих событий по телевидению; — фотография, опубликованная в прессе, может быть репродуцирована библиотекой или архивом по запросам отдельных граждан или в исследовательских целях; — фотография, помещенная в сборнике или периодике, может быть репродуцирована образовательным учреждением с целью показа во время проведения аудиторных занятий. Во всех остальных случаях использование фотографии допускается только с согласия фотографа и с выплатой вознаграждения.

Фотограф занимается репродукционной съемкой живописи и графики. Являются ли слайды — репродукции объектом охраны авторских прав?

Авторское право охраняет любые оригинальные, творческие фотографические произведения и произведения, полученные способом, аналогичным фотографии. Задача фотографа, производящего фотосъемку произведения живописи и графики — добиться правильной цветопередачи, свойственной объекту съемки. Не более того. Для этого подбираются соответствующие свет и фотопленка, используются специальные приборы, определяющие цветовую температуру. Другими словами, задача фотографа, занимающегося репродукционной съемкой, не создать оригинальное авторское произведение, а добиться максимального соответствия снимаемому оригиналу. Поэтому не могут считаться оригинальными и не охраняются авторским правом так называемые «технические» фотографии: репродукции картин, графики, рисунков, гобеленов, мозаик, панно, витражей.

Для начала хочу уточнить, что речь пойдет именно о моей работе над снимками и моем субъективном мнении.

Хорошие фотографии - это какие?

С каждой съемки, если не оговорено иное, я отдаю все хорошие фотографии. Думаю, что на этом понятии останавливаться не стоит. Уточню лишь, что это кадры без технического брака , без абсолютно идентичных дублей , без закрытых глаз . Т.е. удачные снимки со всей фотосессии.

Фото в ретуши.

Более подробно хочется рассказать о фото в ретуши. Я выбираю самые лучшие снимки с нашей съемки. Далее опишу более подробно что именно входит в обработку и ретушь фотографий.

> Выбранные кадры проходят настройку яркости, контрастности, цвета и конечно ретушь . Именно эти действия над фотографиями я могу смело называть авторская обработка. Это мой уникальный стиль, который я выработала за годы работы фотографом.

> Работая над детальной ретушью, я убираю временные недостатки кожи в пределах разумного, стараюсь максимально подчеркнуть красивую фактуру и ровный тон кожи.

> Особое внимание уделяю глазам, подчеркиваю выразительный взгляд и красоту .

> Обращаю внимание на зубы и тоже делаю небольшую коррекцию их цвета при необходимости.

> Резкость - добавляю там, где требуется.

> Работаю над фигурой модели , когда это действительно нужно.

Если вы хотите скорректировать важные для вас нюансы (родинки, родимые пятна, немного поправить фигуру и пр.), пожалуйста, обратите мое внимание на них до фотосессии. Некоторые из этих моментов мы сможем исправить уже на съемке!

Я никогда самостоятельно не удаляю родинки и родимые пятна., потому что убеждена, что без них человек становится менее узнаваем. Поэтому еще раз повторюсь, если важно их убрать, предупредите меня.

Кадрирование . Это не скромно, но, тем не менее, считаю себя опытным фотографом и снимаю готовые фотографии, от которых ничего не надо отсекать. Если все же есть такая необходимость, то безусловно, выстрою гармоничный кадр при обработке.

Пример фото до и после ретуши и обработки


Что не входит в ретушь.

Удаление и/или дорисовка каких-то объектов на фото, будь то мебель, декор, одежда, части тела.
- коррекция свето-теневого рисунка. Красивый свет - это одна из основных задач фотографа во время работы на фотосъемке.
- перекраска одежды, предметов интерьера и пр.
- разглаживание одежды на фото. Это лучше сделать заранее при сборах на фотосессию .
- глобальная коррекция макияжа и прически, ведь я работаю с лучшими мастерами, в работе которых уверена на все 100% .

Фотографии отдаю в формате.jpg в большом размере. При желании вы сможете напечатать их в фотолаборатории или на фотопринтере в домашних условиях. Кроме того, из серии снимков получится великолепная фотокнига , которую вы можете собрать самостоятельно или заказать у меня .

Можете быть уверены, что ваше фото по этическим соображениям никогда не появится в разделе ДО и ПОСЛЕ обработки. Я отдельно спрашиваю модель о возможности размещения фото в этой статье.

При использовании статьи целиком или частично ссылка на сайт обязательна.




Чем отличается ЛЁГКАЯ и ДЕТАЛЬНАЯ ретушь?

Ретушь (обработка фотографий) нужна нам для того, чтобы улучшить изображение.

В процессе общения с клиентами, я столкнулся с тем, что люди по-разному понимают сущность слова «ретушь». И это неудивительно, ведь ретушь бывает разная. Можно добавить фотографиям яркости, сочности, но при этом сохранить реалистичную картинку, а можно полностью изменить фотографию до неузнаваемости.

В авторской фотографии степень ретуши снимков зависит от индивидуального стиля и видения фотографа. Поэтому чтобы у нас с Вами не возникли недопонимания по этому поводу, я здесь поясню, что такое у меня лёгкая ретушь и чем она отличается от глубокой?

ЛЁГКАЯ РЕТУШЬ


В результате фотосессии получается порядка 100, 200, 300, 500, 1000 удачных фотографий (в зависимости от продолжительности съёмки), которые мы не удаляем, как некоторые фотографы, а обрабатываем ВСЕ кадры и отдаём Вам на диске. Ни одна фотография не остаётся в сыром, необработанном виде! Это так называемая ЛЕГКАЯ ОБРАБОТКА фото, т.е. базовая, первичная ретушь. После такой обработки фотографии пригодны для просмотра и печати: снимки будут сочными, яркими и красивыми.


Лёгкая ретушь фото предусматривает:


  • цвето- и тонокоррекцию фотографий,
  • кадрирование (если это необходимо),
  • а также добавление яркости, контраста и насыщенности фотографиям,
  • возможно виньетирование или тонировка.


Я снимаю в RAW формате, это даёт возможность получать в результате более качественные фотографии. Но, к сожалению, яркие сочные изображения, которые Вы видите на мониторе моего фотоаппарата, видоизменяютя и теряют свои краски и сочность при конвертации этих фото на компьютер. Поэтому на монитор компьютера снимки выводятся не в виде красивой картинки, а в виде "сырых", необработанных файлов.... Выглядят они достаточно тускло и неинтересно. Это как базовый материал, с которым в дальнейшем фотограф может работать и создавать разные эффекты в соответствии со своим художетсвенным замыслом.

Для наглядного примера - слева "СЫРАЯ ФОТОГРАФИЯ" (ДО обработки) , а справа -фотография ПОСЛЕ ЛЁГКОЙ РЕТУШИ , т.е. примерно в том виде, котором клиенты получают все отщёлканные снимки - они яркие, сочные, красивые, но без детальной проработки кожи, без пластики тела и т.д....

Всё остальное (убирание прыщей, слюней, морщин, лишних киллограмов, стилизация фото и т.д.) в лёгкую обработку не входит. Это уже по части сложной (детальной) ретуши.

СЛОЖНАЯ (ДЕТАЛЬНАЯ) РЕТУШЬ


ДЕТАЛЬНАЯ (она же сложная, глубокая) РЕТУШЬ ФОТОГРАФИИ - благодаря ей фотография приобретает более дорогой и выразительный вид, своё оригинальное настроение, очарование и шарм. Название данной ретуши говорит само за себя: на фотографии тщательно прорабатываются детали , такая ретушь более сложная в исполнении. То, что Вы видите на сайте у меня в портфолио - это фотографии с детальной ретушью.

Качественная детальная ретушь фотографий - это процесс достаточно трудоёмкий. Такая обработка одного лишь снимка может занимать порой несколько часов.

Из всех отснятых мною фотографий Вы выбираете именно те кадры, которые Вам понравились больше всего и Вы планируете их увидеть в своей фотокниге, или же распечатать и повесить на стенку… Они идут в детальную ретушь. Каждым пакетом услуг указано , сколько детально ретушированных фотографий входит в Ваш заказ.

Что делается в процессе детальной ретуши?


  • вручную убираются все дефекты и неидеальности кожи (прыщики, ссадины и покраснения, синяки, морщинки, растяжки, шрамы, слюнки и т.д.)
  • делается пластика фигуры тела (убираются висячие бочка, улучшается форма талии, груди, ног и т.д.)
  • отбеливание зубов,
  • добавляется выразительность глазам и волосам,
  • при необходимости делается ретушь волос (убираются выбившиеся пряди и волоски, улучшается форма причёски, слегка добавляется объём волос)
  • удаляются «лишние» элементы на фотографии (пятна на фоне, мусор на заднем плане, нежелательные объекты в кадре и т.д.)
  • добавляется резкость,
  • делается стилизация фотографии (где это необходимо);
  • возможно виньетирование.

По желанию клиентов детальная ретушь может быть:


  • естественной (натуральной) - когда Вы себя узнаёте на фотографии, лицо выглядит естественным,
  • и гламурной (журнальной, глянцевой) - где делается яркая привлекательная картинка по типу тех что мы видим в глянцевых журналах, очень сильно приукрашивается внешность.

Пример фотографии без детальной ретуши и после тщательной обработки:

Ежё один фрагмент фотографии ДО и ПОСЛЕ:

Как видите, детальная ретушь предполагает СОЛИДНУЮ ПОРЦИЮ РУЧНОЙ РАБОТЫ! Это кропотливый труд. Поэтому физически ни один фотограф не может Вам делать детальную ретушь ВСЕХ удачных фотографий, которые получились в процессе фотосъёмки. Либо же такая фотосессия будет стоить в десятки раз дороже!

Так что если Вам обещают 50, 200-300 или миллион журнально-обработанных фотографий - сразу понимайте, что Вас вводят в заблуждение. Это самая что ни на есть обычная базовая ЛЁГКАЯ ретушь. Примерно то же самое можно сказать и в том случае, если Вам обещают так называемую «авторскую» или «художественную» обработку большого количества фотографий.


ФОТОМОНТАЖ и ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА

Фотомонтаж и художественная ретушь предполагают кардинальное изменение первоначальной фотографии практически до её неузнаваемости. Эти два пункта я выделил отдельно, потому как в детальную ретушь они не входят, их можно заказать по желанию (за дополнительную плату). Но зачастую Вам вовсе это не нужно. Разве что Вы планируете превратить фотографию в какую-нибудь оригинальную художественную картину.

У многих фотографов, да и у меня лично в прайсах часто мелькают такие фразы, как «исходники», «первичная обработка», «цветокоррекция», «глубокая ретушь», «художественная обработка» и тому подобные. Не все понимают что это значит, да и сами фотографы зачастую вкладывают в один и тот же термин разные значения. В результате, мне приходится очень часто разъяснять клиентам, что есть что. Поэтому я решил расставить все точки над «i» и написать подробную статью с наглядными примерами.

Итак, начнем с краткого ликбеза. Вы наверняка знаете, что профессиональные (да и многие любительские) камеры могут снимать фотографии в два формата файлов: RAW (расширения.cr2, .nef, .dng и другие) и JPG. Если коротко и без подробностей - формат RAW содержит значительно больше информации и гораздо лучше поддается последующей обработке в графических редакторах, чем JPG. Поэтому все профессионалы снимают только в RAW. Есть конечно отдельная категория фотографов, которые считают, что нужно сразу снимать хорошо и не подвергать фотографии обработке, но в реальной жизни съемки проходят в самых разных условиях освещения, поэтому RAW в любом случае предпочтительней. Недостатками RAW-формата является большой вес файлов, и ограниченное количество программ, которые могут его прочитать. Более того, у разных производителей камер форматы RAW отличаются между собой, а разные программы интерпретируют рав-изображения по-разному. Поэтому, для клиентов фотографы обычно сперва обрабатывают RAW-файлы в специализированных программах, а затем конвертируют в JPEG окончательный вариант.

Теперь о терминологии.

Исходники - файлы, только что скопированные с камеры. Это могут быть как равы, так и джипеги, или сразу оба формата. Лично я в 100% случаев снимаю в raw-формат. Jpeg-файлы из фотоаппарата часто называют камерный jpeg. Чаще исходниками все же называют равы, потому что обычно именно они подвергаются последующей обработке, т.е. являются исходным материалом для конечного продукта.

Фотографии без обработки - к этой фразе, да и ко всем последующим относится только формат jpg, потому что raw файлы безоговорочно являются только исходниками и никогда и нигде, кроме обработки, не используются. Итак, фотографиями без обработки называют либо тот же камерный jpeg, про который я писал выше, либо сконвертированные в jpeg raw-файлы без предварительной обработки в редакторе.

Первичная обработка - это именно тот формат, в котором я отдаю клиентам бОльшую часть фотографий. В моем случае первичная обработка - это jpeg-и, конвертированные из raw-ов, прошедших предварительную обработку в редакторе. К такой обработке относится: кадрирование, яркость\контрастность, баланс белого, иногда цветокоррекция. В эту обработку не входят никакие вмешательства в содержание фотографии. В результате мы получаем просто хорошую фотографию без всякого "фотошопа". Ее отличием от исходника являются правильные оттенки цветов, оптимальная яркость (она же экспозиция), более высокая резкость и наилучшее кадрирование.

Ретушь (она же художественная обработка, полная\глубокая обработка, обработанные фотографии и т.д.) - это финальная стадия цикла работ над снимком, именно здесь он становится (теоретически конечно) идеальным. На данном этапе берется фотография с первичной обработкой и приводится в порядок уже именно ее содержание: устраняются дефекты кожи, морщины и посторонние объекты в кадре (например, мусор на траве или розетки на стене). Часто моделям добавляется стройность, волосы делаются пышнее. В зависимости от стиля обработки, иногда проводится цветокоррекция, или изображение делается черно-белым. Накладываются художественные эффекты, например стилизация под пленку или под бумажный снимок. Иногда даже полностью заменяется фон фотографии - в общем, тут максимально работает творческая струнка ретушера. Именно по окончанию этого этапа довольный фотограф выкладывает получившийся снимок во все социальные сети и фото-сайты.