- (Torpedo) стальной сигарообразный снаряд длиною от 5,5 до 8,6 м и диаметром от 45 до 60 см, снабженный для движения в воде соответствующим двигателем. Торпеда. Т. являются основным оружием подводных лодок, миноносцев и торпедных катеров и… … Морской словарь

ТОРПЕДА - металлический взрывчатый снаряд для действия под водою; им взрывают неприятельские корабли, разные подводные сооружения и проч. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. торпеда (лат. torpedo… … Словарь иностранных слов русского языка

торпеда - ампула, снаряд, мина, кайтен Словарь русских синонимов. торпеда сущ., кол во синонимов: 9 авиаторпеда (1) … Словарь синонимов

ТОРПЕДА - самодвижущийся самоуправляемый и самонаводящийся на цель подводный снаряд сигарообразной формы, несущий в головной части боевой заряд (обычный млн. ядерный) для поражения кораблей, разрушения причалов, доков и др. объектов. Торпедами вооружены… … Большая политехническая энциклопедия

ТОРПЕДА - (от лат. torpedo электрический скат) самодвижущийся и самоуправляемый подводный снаряд сигарообразной формы, несущий в головной части боевой заряд (обычный или ядерный) для поражения кораблей, разрушения причалов, доков и других объектов.… … Большой Энциклопедический словарь

ТОРПЕДА - ТОРПЕДА, самодвижущийся подводный СНАРЯД, снабженный движителем, применяемый подводными лодками, малыми военными кораблями и самолетами для выведения из строя вражеских судов. Современные торпеды могут запускаться с ракетоносителей, и часто имеют … Научно-технический энциклопедический словарь

ТОРПЕДА - ТОРПЕДА, торпеды, жен. (от лат. torpedo оцепенение). 1. Самодвижущаяся подводная мина сигарообразной формы (воен. мор.). 2. Автомобиль сигарообразной формы с открытым кузовом (спец.). 3. Рыба из группы скатов, с округлым телом, способная… … Толковый словарь Ушакова

ТОРПЕДА - ТОРПЕДА, ы, жен. Самодвижущийся и самоуправляемый подводный взрывной снаряд. Противолодочная т. Реактивная т. Авиационная т. (сбрасываемая в воду с самолёта). | прил. торпедный, ая, ое. Торпедная батарея. Т. аппарат (для выбрасывания торпед). Т.… … Толковый словарь Ожегова

ТОРПЕДА, ы, ж. 1. Стремительный, резкий, активный человек. 2. Ампула, вшиваемая против алкоголизма. Махровый алкофан с торпедой в жопе … Словарь русского арго

торпеда - — Тематики нефтегазовая промышленность EN double ended chargejack squibline squibtaw … Справочник технического переводчика

Торпеда - У этого термина существуют и другие значения, см. Торпеда (значения). Пуск торпеды с борта подводной лодки типа «Вирджиния» (рисунок художника) … Википедия

Книги

  • Торпеда для "Авроры" , Н. А. Черкашин. Книга писателя-мариниста Н. А. Черкашина рассказывает о неизвестных и драматических страницах истории российского военно-морского флота, о том, как складывались судьбы кораблей и моряков в… Купить за 280 руб
  • Торпеда-оборотень , Максим Шахов. Во время боевых учений потеряна сверхсекретная российская ракетоторпеда. Она попала в руки американских спецслужб. Прекрасная провокационная бомба, способная сорвать переговоры России и…

"Торпедный катер", "торпедный аппарат", "торпедная атака" - такие словосочетания не редкость в книгах по истории военных действий на море. Но что "самодвижущееся подводное оружие" делает на борту автомобиля, который вовсе не собирается идти в атаку на линкор. АвтоВести пытаются разобраться.

Казалось бы, "передняя панель" - простое и всем понятное сочетание двух хорошо известных слов. Почему бы им не ограничиться? Но от владельцев самых разных автомобилей то и дело слышишь - "торпедо", "торпеда"... Причем происхождение этого неофициального термина непрозрачное: что общего может быть у передней панели автомобиля с той торпедой, которую подводная лодка выпускает в сторону вражеского корабля?

Стоит сказать, что французский термин torpille и производные от него слова в других языках (включая нашу "торпеду") автомобилисты в разные времена использовали по-разному. К примеру, в начале двадцатого века так называли обтекаемые сигарообразные кузова. Этот факт особых объяснений не требует - очевидно, что кузова напоминали своей формой те самые военно-морские торпеды, - но и прояснить вопрос с приборной панелью не помогает.

В двадцатые, тридцатые и сороковые годы слово Torpedo встречалось в названиях автомобилей многих марок. Пожалуй, самым ярким из них был американский Tucker Torpedo, выпуск которого начался в 1947 году. Внимание к нему привлекал не только динамичных очертаний кузов, но и передняя панель. Точнее, ее отсутствие: все приборы и переключатели были сгруппированы вокруг рулевого колеса, и все пространство между передними сиденьями и моторным щитом было отдано в распоряжение пассажиров. Впрочем, и эта информация не вносит ясности в интересующий нас вопрос. Как моду на слово, обозначающее переднюю панель, мог ввести автомобиль, у которого эта панель выглядела не так, как у абсолютного большинства других машин - как выпускавшихся в те годы, так и выпускающихся сейчас?

На автомобилях Tucker Torpedo передней панели в нынешнем понимании этого слова не было вовсе.

Поэтому истоки появления термина "торпедо" надо искать не в названиях автомобилях, а в названиях компаний. Точнее, одной компании, работавшей в Германии в середине двадцатого века и специализировавшейся на производстве автомобильных приборов. Как нетрудно догадаться, компания носила название Torpedo. Ее приборы часто встречались на автомобилях самых разных марок, поэтому сначала слово "торпедо" стали использовать для обозначения приборной панели, а потом - и всей передней панели.

Новая рубрика АвтоВестей ищет ответы на вопросы, над которыми не раз задумывался почти каждый неравнодушный к автомобилям человек - задумывался, но не находил нужным тратить время на поиски ответов. Ведь ответы эти скорее удовлетворяют любопытство, чем приносят практическую пользу. Но ведь порой любопытство оказывается не менее сильным инстинктом, чем забота о собственном благополучии и комфорте. Поэтому на этой неделе АвтоВести ежедневно публикуют ответ на один из таких вопросов. Кстати, это будет далеко не первая "неделя простых вопросов": мы собираемся искать ответы и дальше - в том числе ответы на вопросы, которые вы зададите в комментариях.

В этом разделе собрана информация о торпедном вооружении как отечественного производства, так и зарубежного. Вы сможете получить информацию о торпедах, которые сейчас стоят на вооружении, а также об образцах этого оружия, что использовались ранее.

Торпеда – это самодвижущийся подводный снаряд, содержащий взрывчатое вещество, который используется для уничтожения вражеских кораблей. Боевая торпеда – весьма сложный механизм, состоящий из двигателя, гребных винтов или реактивного сопла, приборов управления и боевой части.

Морские торпеды сегодня — одно из основных видов оружия надводных кораблей и подводных лодок. Особенно важны они для вооружения субмарин.

Отечественная историография считает, что первую торпеду изобрел российский конструктор Александров в 1865 году, но этот проект не был реализован в России. Первый действующий экземпляр этого оружия был разработан англичанином Уайтхедом в 1866 году, впервые в бою торпеды применили в 1877 году.

Морские торпеды получили широкое распространение уже в XX столетии. Появились специальные корабли – миноносцы, они имели торпедное вооружение, высокую скорость и слабое бронирование.

Японцы активно использовали торпедное оружие в русско-японской войне 1905 года. «Звездным часом» торпед стала Первая мировая война и появление первых подводных лодок. Торпеды стали основным оружием этих боевых кораблей. Первые торпеды работали благодаря парогазовым установкам или сжатому воздуху, поэтому оставляли за собой хорошо видимый след. Это демаскировало торпеду и позволяло кораблям противника уклоняться от них.

Электрическую торпеду создали немцы перед началом Второй мировой войны. В этом конфликте также активно использовались подводные лодки и торпедное вооружение.

Современные торпеды представляют смертельную угрозу для любого корабля. Они гораздо опаснее, чем противокорабельные ракеты. Дело в том, что если при взрыве ракеты часть энергии рассеивается, то вся энергия взрыва торпеды идет на разрушение корпуса корабля. Торпеды менее заметны, чем ракеты, они несут больше взрывчатого вещества, их очень трудно уничтожить во время движения.

Современные торпеды могут направляться с помощью гидролокатора или же управляться дистанционно с борта корабля через специальный кабель. Именно так устроены многие зарубежные образцы торпедного оружия, среди которых торпеды США, Германии, Великобритании. Мы подобрали для вас информацию о последних тенденциях развития торпедного оружия в разных странах.

Россия является производителем торпедного оружия. В советскую эпоху был создан огромный задел в этом направлении, сегодня торпеды ВМФ России в числе лучших в мире.

На вооружении российского флота есть особая торпеда, которая может поражать противника на огромной скорости – около 200 узлов. Это реактивная торпедо-ракета «Шквал».

Чтобы достичь такой небывалой скорости «Шквал» использует интересный физический принцип – суперкавитацию. То есть, во время движения вокруг «Шквала» создается газовый пузырь, который значительно снижает сопротивление водной среды. Но этого мало: чтобы добиться такой скорости, на торпеде вместо привычного гребного винта установлен реактивный двигатель.

Следует отметить, что развитие современных торпед движется несколько по иному пути: конструкторы стараются повысить дальность их стрельбы, уменьшить шумность и увеличить точность. Новейшие торпеды ВМФ России и западных стран имеют дальность десятки километров, они управляются по кабелю, их очень трудно обнаружить.

Современная торпеда — грозное оружие надводных кораблей, морской авиации и подводных лодок. Она позволяет быстро и точно наносить мощный удар по противнику в море. Это автономный, самодвижущийся и управляемый подводный снаряд, содержащий 0,5 тонны взрывчатого вещества или ядерную боевую часть.
Секреты разработки торпедного оружия является наиболее охраняемым, ведь число государств, владеющих этими технологиями даже меньше членов ядерного ракетного клуба.

В настоящее время отмечается серьёзный рост отставания России в проектировании и разработке торпедного вооружения . Долгое время ситуацию хоть как-то сглаживало наличие в России принятых на вооружении в 1977 году ракето-торпед «Швкал», однако с 2005 года подобное торпедное вооружение появилось и в Германии.

Имеется информация, что немецкие ракето-торпеды «Барракуда» способны развивать большую, чем «Шквал» скорость, но пока российские торпеды подобного типа распространены более широко. В целом же отставание обычных российских торпед от зарубежных аналогов достигает 20-30 лет .

Основным производителем торпед в России является ОАО Концерн «Морское подводное оружие – Гидроприбор». Данное предприятие в ходе проведения международного военно-морского салона в 2009 году («МВМС-2009») представило на суд публике свои разработки, в частности 533-мм универсальную телеуправляемую электрическую торпеду ТЭ-2 . Данная торпеда предназначена для поражения современных кораблей подводных лодок противника в любом районе Мирового океана.

Торпеда ТЭ-2 обладает следующими характеристиками :
— длина с катушкой (без катушки) телеуправления – 8300 (7900) мм;
— общая масса – 2450 кг;
— масса боевого заряда – 250 кг;
— торпеда способна развивать скорость от 32 до 45 узлов на дальности в 15 и 25 км соответственно;
— обладает сроком службы в 10 лет.

Торпеда ТЭ-2 оснащается акустической системой самонаведения (активная по надводной цели и активно-пассивная по подводной) и неконтактными электромагнитными взрывателями, а также достаточно мощным электродвигателем, обладающим устройством понижения уровня шума.

Торпеда ТЭ-2 может быть установлена на подводные лодки и корабли различных типов и по желанию заказчика выполнена в трёх различных вариантах :
— первый ТЭ-2-01 предполагает механический ввод данных по обнаруженной цели;
— второй ТЭ-2-02 электрический ввод данных по обнаруженной цели;
— третий вариант торпеды ТЭ-2 имеет меньшие массогабаритные показатели при длине в 6,5 метра и предназначен для использования на подводных лодках натовского образца, к примеру, на немецких подлодках проекта 209.

Торпеда ТЭ-2-02 специально разрабатывалась для вооружения атомных многоцелевых подводных лодок 971 проекта класса «Барс», которые несут ракетно-торпедное вооружение. Есть информация, что подобная АПЛ по контракту была закуплена военно-морским флотом Индии.

Самое печальное в том, что подобная торпеда ТЭ-2 уже сейчас не отвечает ряду требований предъявляемых к подобному оружию, а также уступает по своим техническим характеристикам иностранным аналогам . Все современные торпеды западного производства и даже новое торпедное оружие китайского производства имеет шланговое телеуправлении.

На отечественных же торпедах применяется буксируемая катушка – рудимент почти 50-летней давности. Что фактически ставит наши подводные лодки под расстрел противника с гораздо большими эффективными дистанциями по стрельбе.