Подводные лодки ВМФ России

Про деятельность организации Naval Analyses слышали уже многие, кому небезразличны вопросы, связанные с флотом. Ее специалисты анализируют как вопросы современных военно-морских сил, так и все, что касается кораблей прошлого. Пожалуй, одним из самых интересных графиков, созданных Naval Analyses, стала инфографика, демонстрирующая состав подводных сил современного ВМФ РФ. Речь идет как об атомных, так и о дизель-электрических подлодках (как известно, в отличие от США, Россия совмещает два типа энергетических установок на подводном флоте). На графике можно видеть ракетные подводные крейсера стратегического назначения (РПКСН), атомные подводные лодки с крылатыми ракетами (ПЛАРК), многоцелевые атомные подводные лодки, а также субмарины специального назначения.

Специалистам Naval Analyses можно простить некоторые спорные моменты и неточности. Например, то, что в число представленных стратегических подводных лодок проекта 955 «Борей» они внесли атомную субмарину «Князь Владимир», которая в действительности войдет в состав флота не ранее 2019-го. По имеющимся данным, сейчас лодка проходит заводские и государственные испытания. Аналогичное можно сказать в отношении новейшей многоцелевой лодки К-561 «Казань» проекта 885 «Ясень». Субмарина может быть включена в состав флота в 2019 году. В целом график наглядно показывает, что российский подводный флот занимает по общему потенциалу второе место в мире. Сразу после подводных сил США.

Подводные лодки ВМС США

Сам собой, обойти стороной ВМС США в Naval Analyses не могли, и одна из работ показывает все субмарины, которые имеются в распоряжении американского флота. На графике можно видеть основу ядерной триады США - стратегические субмарины типа «Огайо». В варианте ПЛАРБ каждая из них несет на борту 24 баллистические ракеты Trident II D5. АПЛ типа «Огайо» даже сейчас можно назвать самым разрушительным кораблем в . Стоит, впрочем, отметить, что часть этих субмарин была переоборудована под носители крылатых ракет, перейдя таким образом в разряд ПЛАРК.

Однако фанатам ВМС США, вероятно, интереснее численный состав новейших многоцелевых субмарин четвертого поколения. Речь идет про «Вирджинию» и «Сивулф». И если последних американцы построили лишь три штуки, то «Вирджинии» США намерены произвести большой партией в 30 кораблей. Таким образом, общий потенциал подводного флота США будет находиться на очень высоком уровне даже после окончательного вывода из состава флота заслуженных многоцелевых субмарин типа «Лос-Анджелес». Последних, к слову, за все время произвели 62 единицы.

Подводные лодки ВМС Китая

Многим, наверное, самой интересной работой серии покажется график, демонстрирующий состав подводного флота КНР. Это неудивительно, если учесть, как редко в русскоязычных СМИ представляется информация о китайских подводных лодках. Поднебесная в обозримом будущем нацелилась на то, чтобы иметь военно-морские силы, которые будут занимать как минимум второе место в мире по совокупному потенциалу. Нужно полагать, это касается также и атомных подводных лодок с баллистическими ракетами.

При этом конкретно сейчас подводные силы Китая выглядят скорее странно, нежели угрожающе. Это вызвано в том числе слишком сильно заметными заимствованиями у Советского Союза/России. Например, ПЛАРБ проекта 094 «Цзинь» сложно визуально отличить от привычного советского ракетоносца проекта 667БДРМ «Дельфин». По имеющимся данным, субмарины типа 094 несут по 12 баллистических ракет типа Цзюйлан-2 (JL-2) с дальностью действия до 12 тыс. км. Данные ракеты считают подводным вариантом китайских стратегических ракет наземного базирования DF-31.

Стратегические субмарины проекта 092 «Ся», также представленные на графике, очень сильно устарели, однако Китай продолжает их эксплуатировать. Отметим, что усилить морскую составляющую ядерной триады КНР призваны перспективные стратегические субмарины проекта 096 «Тэнг». Каждая из них, по имеющимся данным, будет нести 24 баллистические ракеты, что можно сравнить разве что с уже упомянутыми американскими АПЛ типа «Огайо». Хотя вряд ли у Китая будут ракеты с характеристиками Trident II D5.

Подводные лодки Евросоюза

Еще более сложно все обстоит с составом подводных флотов стран Евросоюза. Достаточно сказать, что сейчас он формально включает в себя подводные лодки Великобритании, но это пока. Ожидается, что страна покинет Европейский союз 29 марта 2019 года. В целом британский флот часто преследуют серьезные трудности. В 2017 году сообщалось, что из строя вышли все новейшие британские многоцелевые АПЛ типа «Астьют». Источник также рассказал о проблемах с «предшественницами» данных лодок - «Трафальгардами».

Не считая Великобританию, мощнейшими подводными силами в Европе располагает Франция. Напомним, последняя имеет в своем составе четыре ракетных подводных крейсера стратегического назначения «Триумфан». Что касается многоцелевых лодок, то здесь Пятая республика может похвастаться шестью атомными подводными лодками «Рюби», построенными в 1976-1993 годах. Стоит отметить, что АПЛ класса «Рюби» являются самыми маленькими стоящими на вооружении атомными подводными лодками в мире. Каждая из них имеет подводное водоизмещение в 2607 тонн.

Немецкий подводный флот на фоне британского и французского выглядит бледно, хотя в годы Второй мировой действия немецких подводников вселяли ужас в сердца бывалых американских и британских моряков. Современная Германия вообще не имеет атомных субмарин, а дизель-электрических подлодок, которые есть в распоряжении Deutseche Marine, всего шесть. Впрочем, это весьма современные субмарины проекта 212А, которые заинтересовали ряд иностранных заказчиков.

Достаточно мощным флотом, состоящим из дизель-электрических субмарин, также может похвастаться Италия.

Весьма многочисленным подводным флотом, как следует из графика, обладают греческие ВМС.

Стоит отметить, что представленные нами графики - далеко не единственные из числа созданных Naval Analyses. Посетив сайт организации, вы сможете, в частности, ознакомиться с численным составом флотов стран Латинской Америки, надводным потенциалом стран ЕС и многими другими интересными фактами, касающимися современных (и не только) флотов мира.

Представители военно-морских сил США не любят говорить о своих субмаринах. Из примерно 70 американских подводных кораблей субмарина Seawolf, а также ее еще две лодки того же класса Connecticut и Jimmy Carter являются самыми секретными. Эти стороны являются хуже всего понимаемыми аспектами американского военно-морского могущества.

Официальный сайт лодок этого класса блокирован. Последний раз изображение внешнего вида подлодки Seawolf появилось среди фотографий военно-морского ведомства в 2009 году.

Все потому, что субмарина Seawolf и другие подводные корабли этого класса представляют собой нечто особенное. Они самые новые, самые большие, самые быстроходные и имеют на своем борту более мощное вооружение, чем стандартные ударные подлодки. Каждая субмарина класса Seawolf стоит 3 миллиарда долларов, они оснащены уникальным оборудованием на сотни миллионов долларов.

Создание Seawolf:

Замысел проекта многоцелевых АПЛ типа "Seawolf" связан с стратегией “Maritime strategy” ВМС США, разработанной в начале 80-х годов. В соответствии с этой стратегией многоцелевые АПЛ должны были проникать в советские бастионы, а не выполнять функции сдерживания противника на рубежах противолодочной обороны.

По мнению западных стратегов, эти акватории, лежащие вблизи советских военно-морских баз, служат местом развертывания стратегических ракетоносцев, охраняемых всеми силами флота и, в частности, многоцелевыми подводными лодками. К числу таких "бастионов" относят моря Северного Ледовитого океана и Охотское море.

Официально работа над проектом АПЛ типа "Seawolf" была начата в 1983 году с образования рабочей группы "Tango", сформулировавшей 6 главных качеств, которые нужно было реализовать в новом проекте:

-высокая скорость хода;
-низкий уровень шумности;
-большая глубина погружения;
-большой боезапас;
-большое количество торпедных аппаратов;
-способность действовать в Арктике.

В качестве наиболее вероятного противника многоцелевых АПЛ ВМС США в этот период рассматривались АПЛ ВМФ СССР.

Собственно, "Seawolf" разрабатывались как ответ на новую советскую АПЛ пр. 971 "Щука-Б". Поэтому основным назначением АПЛ типа "Seawolf" было противолодочное, потребовавшее существенного снижения уровня шумности подлодки и в то же время повышения возможностей по выявлению подлодок противника.

Кроме существенного снижения уровня шумности АПЛ на малошумном ходу, было необходимо значительно повысить поисковую скорость хода. Единственным решением в этом направлении было применение нового движителя-водомета, который был впервые применен на британской АПЛ "Turbulent" (вторая АПЛ серии "Trafalgar").

В данной АПЛ количество торпедных аппаратов было увеличено до 8 штук, а полная численность боезапаса доведена до 50 единиц.
В боезапас подлодки были включены ракеты - "Tomahawk" и "Harpoon".

Ракеты "Tomahawk" в противокорабельном варианте обладают дальностью до 450 км, в варианте против берега – до 2500 км. Ракеты идут к цели с дозвуковой скоростью на высоте 20-100 м от воды. Возможно также снаряжение ракет "Tomahawk" ядерными боеголовками.

Противокорабельные ракеты "Harpoon" обладают скоростью, близкой к звуковой, и способны атаковать цель на дальности до 130 км. Торпеды "Gould Mk-48", входящие в боезапас АПЛ "Seawolf", могут применяться как против надводных целей, так и быстроходных подводных лодок. Они несут боеголовку весом 267 кг. Данные торпеды способны действовать в режиме активного или пассивного самонаведения. Дальность пуска торпеды в активном режиме составляет 50 км, в пассивном – 38 км.

Увеличение количества торпедных аппаратов до 8 единиц позволяло существенно увеличить мощность залпа, что повышало вероятность уверенного поражения малошумной цели. Кроме того, залп из 8 крылатых ракет обеспечивал высокие шансы поражения надводного корабля и обеспечивал накрытие нескольких береговых целей. Изменилась также и конструкция торпедных аппаратов, что было вызвано увеличением их калибра с 533 (21 дюйм) до 660 мм (26 дюймов). Это решение дает возможность вести стрельбу торпедами калибра 533 мм по методу "самовыхода", что потенциально позволяет повысить скрытность АПЛ при использовании . В перспективе, при появлении боезапаса калибром более 533 мм, их можно будет использовать без изменения конструкции торпедных аппаратов, а также выпускать через ТА боевые необитаемые подводные аппараты.

Средства РЭБ АПЛ "Seawolf" включают ложные цели для торпед WLY-1 и WLQ-4 и систему борьбы с радиоразведкой и радиоэлектронным противодействием противника (ECM). Система управления огнем "Lockheed Martin BSY-2" включает около 70 процессоров фирмы "Motorola". Наведение вооружения АПЛ осуществляется системой "Raytheon Mk 2".

В целом компоновка АПЛ типа "Seawolf" осталась близка к компоновке АПЛ предыдущего типа "Los Angeles". В носовой части подлодки находятся сферическая антенна ГАК, вооружение, обитаемые и складские помещения, носовые балластные цистерны; в центральной – реакторный отсек; в кормовой – энергетический отсек и кормовые балластные цистерны. Наибольшая длина корпуса составляет 107,6 м, ширина – 12,2 м. Экипаж подлодки составляет 126 человек, в том числе 15 офицеров.

Силовая установка состоит из одного ядерного реактора типа S6W компании «Вестинхгауз», двух турбозубчатых агрегатов с двумя паровыми установками и водометного движителя. Мощность силовой установки составляет 45000 л.с. Она позволяет подлодке развивать максимальную скорость в надводном положении 18 узлов, в подводном – 35 узлов.

Надводное водоизмещение АПЛ типа "Seawolf" составляет 7460 тонн, подводное – 9137 т, что примерно на 25% больше водоизмещения подлодок предыдущего типа "LosAngeles". Средняя осадка – 11 м. Увеличение водоизмещения АПЛ типа "Seawolf" определялось необходимостью не только существенно повысить их боевые возможности (скорость хода, глубина погружения, количество боезапаса, автономность, скрытность по физическим полям), но и необходимостью обеспечить значительные модернизационные запасы, которые позволили бы гарантировать превосходство лодок этой серии по отношению к перспективным АПЛ ВМФ СССР. Рабочая глубина погружения "Seawolf" составляет 480 м, максимальная – 600 м. Необходимость увеличения глубины погружения АПЛ типа "Seawolf" по отношению к кораблям предыдущих серий потребовала внедрения в проект новой высокопрочной стали (марки HY-100 с гарантированным пределом текучести 70 кг/мм2).

Все миссии выполняемые субмаринами Seawolf являются абсолютно секретными, но прекрасно выполненную работу мы можем оценить по наградам, которые получил экипаж этих подлодок.

В 2007 году 140 членов команды Seawolf были награждены медалью вооруженных сил "Похвальная благодарность" (Meritorious Unit Commendation)- она примерно соответствует "Бронзовой звезде" (Bronze Star), которую вручают за боевые заслуги, - а в 2009 году еще и «Похвальную благодарность» военно-морского флота (Navy Unit Commendation), сравнимую с "Серебряной звездой" (Silver Star).

В марте 2011 года подлодке этого же класса Connecticut выпала редкая честь - провести испытания под арктическими льдами.

Подлодка Connecticut, а также совершенно новая субмарина New Hampshire класса Virginia находились в водах севернее от Прадхо-Бей на Аляске, где они участвовали в редко проводимых учениях под названием "ICEX".

Подлодка Connecticut работала вместе с Арктической лабораторией Военно-морских сил США по подводным лодкам (U. S. Navy Arctic Submarine Laboratory), а также с Лабораторией прикладной физики Вашингтонского университета (University of Washington Applied Physics Laboratory) во время испытаний нового оборудования и проведения учебного подледного плавания в арктических условиях.

Новое оборудование включало в себя «высокочастотный эхолокатор для безопасного проведения операций, а также акустическую коммуникационную систему Deep Siren, разработанную компанией Raytheon», - сообщило военно-морское ведомство.

Мы знаем, что подлодка Seawolf провела почти три года в сухом доке - с сентября 2009 года. Подрядчики выполнили работы на 280 миллионов долларов. А когда субмарина Seawolf в апреле 2012 года вернулась в холодные воды Тихого океана, «ее возможности и ее эффективность были выше, чем в любой другой момент ее 15-летней службы», подчеркнул капитан Дэн Пэкер (Dan Packer), бывший в то время ее командиром.

"У нас имеются весьма фундаментальные интересы в Арктике - интересы в области безопасности", - сказал в 2009 году адмирал Гэри Рогхед (Gary Roughead), который в то время был самым высокопоставленным офицером в военно-морских силах.


Американская атомная подлодка ВМС США "Хартфорд" всплывает из-под толщи арктического льда (Толщина льда составила около 50-ти см.)

Российские АПЛ:

Атомные подводные лодки проекта 955 "Борей".

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения 955 "Борей", на данный момент на страже наших берегов состоят три таких подлодки: головной корабль "Юрий Долгорукий", "Александр Невский" и "Владимир Мономах".

Лодка примечательна своим прочным стальным корпусом толщиной до 48 миллиметров, который покрыт противогидроакустическим покрытием. Этот слой вкупе с малошумными двигателями сделает "Борей" практически невидимым для вражеских систем слежения и обнаружения.

Но даже если подлодку обнаружили и повредили, жизни людей на подлодке ничего не угрожает. Весь экипаж в составе 107 человек может спастись, эвакуируясь в 5-этажную всплывающую спасательную камеру, действующую по принципу поплавка. Военные будут дрейфовать до прибытия помощи. Данная капсула имеет обязательный запас из таких важных вещей как: теплая одежда, вода и сухпаек.

Теоретически, лодка может находиться под водой десятилетия без подъема на поверхность, системы очистки воды, преобразования и подачи воздуха будут работать бесперебойно.

На "Борей" установлена ядерная энергетическая установка четвертого поколения КТМ-6.

Проект 955 "Борей" вмещает в себе 16 твердотопливных баллистических ракет "Булава-30", радиус поражения которых составляет не менее 8 тысяч километров. Ракета состоит из 10 ядерных блоков против 6 обычных. Существует система индивидуального наведения, также на "Булаве" применили принцип "виноградной грозди", который позволяет бить боеголовками одновременно по нескольким огневым целям.

Подводные лодки проекта 885 "Ясень"

Как рассказывает журналист Дейв Маджумдар, контр-адмирал США Дейв Джонсон приказал своим подчиненным поставить макет головного корабля проекта 885 "Ясень" у входа в свой офис. Восхищенный офицер пояснил, сделано это было для того, чтобы каждый из его сослуживцев представлял, с чем им придется столкнуться в случае возможного конфликта. Теперь уменьшенная копия подлодки, действует как мотиватор для американских военных, которые пытаются создать что-то подобное.

ПЛАРК (подводная атомная лодка, оснащенная крылатыми ракетами) проекта 885 "Ясень", как и "Борей", относится к четвертому поколению подводных лодок. Она крайне универсальна в применении, поэтому зарубежные специалисты долгое время не могли найти ей конкурента для сравнительного анализа. Например, американские подлодки "Seawolf" и "Вирджиния" более или менее схожи с "Ясенем", но имеют куда более узкое возможное применение, к тому же по своей бесшумности и малозаметности аналогов у проекта 885 все еще нет. А если верить генеральному директору морского бюро машиностроения "Малахит", чьим детищем и стал "Ясень", Владимиру Дорофееву, российская лодка еще и экономически выгоднее своих зарубежных коллег.

Корпус "Ясеня" сделан из маломагнитной стали со специальным резиновым покрытием, которое снижает заметность подлодки в инфракрасном и радиочастотном диапазонах. Вместе с тем, сам "Ясень" имеет самые чуткие "уши" среди подлодок и способен обнаружить подводные и надводные цели на расстоянии более чем 230 км.

Это первый корабль, в котором удалось разместить крылатые ракеты с вертикальным взлетом. На вооружении есть десять торпедных аппаратов, которые выпускают самонаводящиеся и телеуправляемые торпеды УСЭТ-80, боезапас состоит из 30 торпед. Потенциальными жертвами этого арсенала могут стать любые надводные корабли, субмарины, морские базы и даже наземные объекты.

"Ясень" оборудован уникальной системой контроля уровня радиоактивного излучения. В случае повреждения реактора система моментально предпримет первые шаги по спасению экипажа и ликвидации аварии.

Подводные лодки диктуют правила в морской войне и заставляют всех безропотно соблюдать заведенный порядок.

Тех упрямцев, что рискнут пренебречь правилами игры, ожидает скорая и мучительная смерть в стылой воде, посреди плавающих обломков и пятен нефти. Лодки, вне зависимости от флага, остаются опаснейшими боевыми машинами, способными сокрушить любого противника.

Предлагаю вашему вниманию небольшой рассказ о семи наиболее удачных проектах субмарин военных лет.

Лодки типа Т (Triton-class), Великобритания
Количество построенных субмарин - 53.
Водоизмещение надводное - 1290 тонн; подводное - 1560 тонн.
Экипаж - 59…61 чел.
Рабочая глубина погружения - 90 м (клепаный корпус), 106 м (сварной корпус).
Скорость полная в надводном положении - 15,5 узлов; в подводном - 9 узлов.
Запаса топлива 131 тонн обеспечивал дальность плавания в надводном положении 8000 миль.
Вооружение:
- 11 торпедных аппаратов калибра 533 мм (на лодках подсерий II и III), боекомплект - 17 торпед;
- 1 х 102 мм универсальное орудие, 1 х 20 мм зенитный «Эрликон».


HMS Traveller


Британский подводный Терминатор, способный «выбить дурь» из головы любого врага с помощью носового 8-торпедного залпа. Лодкам типа «Т» не было равных по разрушительной мощи среди всех субмарин периода ВМВ - этим объясняется их свирепый облик с причудливой носовой надстройкой, где разместились дополнительные торпедные аппараты.

Пресловутый британский консерватизм остался в прошлом - британцы одними из первых оснастили свои лодки гидролокаторами ASDIC. Увы, несмотря на свое мощное вооружение и современные средства обнаружения, лодки открытого моря типа «Т» не стали самыми эффективным среди британских субмарин Второй мировой. Тем не менее, они прошли захватывающий боевой путь и добились ряда замечательных побед. «Тритоны» активно использовались в Атлантике, в Средиземном море, громили японские коммуникации на Тихом океане, несколько раз отметились в стылых водах Арктики.

В августе 1941 года в Мурманск прибыли субмарины «Тайгрис» и «Трайдент». Британские подводники продемонстрировали мастер-класс своим советским коллегам: за два похода было потоплено 4 вражеских парохода, в т.ч. «Байя Лаура» и «Донау II» с тысячами солдат 6-ой горнострелковой дивизии. Тем самым моряки предотвратили третье немецкое наступление на Мурманск.

Среди других знаменитых трофеев лодок типа «Т» числятся немецкий легкий крейсер «Карлсруэ» и японский тяжелый крейсер «Асигара». Самураям «посчастливилось» познакомиться с полным 8-торпедным залпом подлодки «Тренчент» - получив 4 торпеды в борт (+ еще одну из кормового ТА), крейсер быстро опрокинулся и затонул.

После войны мощные и совершенные «Тритоны» еще четверть века стояли на вооружении Королевских ВМС.
Примечательно, что три лодки этого типа в конце 1960-х приобрел Израиль - одна из них, INS Dakar (бывш. HMS Totem) погибла в 1968 году в Средиземном море при невыясненных обстоятельствах.

Лодки типа «Крейсерская» серии XIV, Советский Союз
Количество построенных субмарин - 11.
Водоизмещение надводное - 1500 тонн; подводное - 2100 тонн.
Экипаж - 62…65 чел.

Скорость полная в надводном положении - 22,5 уз.; в подводном - 10 уз.
Дальность плавания в надводном положении 16500 миль (9 уз.)
Дальность плавания в подводном положении - 175 миль (3 уз.)
Вооружение:

- 2 х 100 мм универсальных орудий, 2 х 45 мм зенитных полуавтоматов;
- до 20 мин заграждения.

…3 декабря 1941 года немецкие охотники UJ-1708, UJ-1416 и UJ-1403 забросали бомбами советскую лодку, попытавшуюся атаковать конвой у Бустад-сунд.

Ганс, ты слышишь эту тварь?
- Найн. После серии взрывов русские залегли на дно - я засек три удара о грунт…
- Сможешь определить, где они сейчас?
- Доннерветтер! Они продуваются. Наверняка решили всплыть и сдаться в плен.

Немецкие моряки ошиблись. Из морских глубин на поверхность поднялся МОНСТР - крейсерская субмарина К-3 серии XIV, обрушившая на противникашквал артиллерийского огня. С пятого залпа советским морякам удалось потопить U-1708. Второй охотник, получив два прямых попадания, задымил и отвернул в сторону - его 20 мм зенитки не могли конкурировать с «сотками» светского подводного крейсера. Раскидав немцев, как щенков, К-3 быстро скрылась за горизонтом на 20-узловом ходу.

Советская «Катюша» была феноменальной лодкой для своего времени. Сварной корпус, могучее артиллерийское и минно-торпедное вооружение, мощные дизели (2 х 4200 л.с.!), высокая надводная скорость 22-23 узла. Огромная автономность по запасам топлива. Дистанционное управление клапанами балластных цистерн. Радиостанция, способная передавать сигналы с Балтики на Дальний восток. Исключительный уровень комфорта: душевые кабины, рефрижераторные цистерны, два опреснителя забортной воды, электрокамбуз… Две лодки (К-3 и К-22) были оснащены ленд-лизовскими гидролокаторами ASDIC.

Но, как ни странно, ни высокие характеристики, ни мощнейшее вооружение не сделали «Катюши» эффективным - помимо тёмной с атакой К-21 на «Тирпиц», за годы войны на лодки XIV серии приходится всего 5 успешных торпедных атак и 27 тысяч бр. рег. тонн потопленного тоннажа. Большая часть побед была одержана с помощью выставленных мин. Притом, собственные потери составили пять крейсерских лодок.


К-21, Североморск, наши дни


Причины неудач лежат в тактике применения «Катюш» - могучим подводным крейсерам, созданным для просторов Тихого океана, пришлось «топтаться» в мелководной Балтийской «луже». При действиях на глубинах 30-40 метров огромная 97-метровая лодка могла удариться носом о грунт, в то время как её корма все еще торчала на поверхности. Немногим легче приходилось морякам-североморцам - как показала практика, эффективность боевого применения «Катюш» осложнялась слабой подготовкой личного состава и безынициативностью командования.

А жаль. Эти лодки рассчитывались на большее.

«Малютки», Советский Союз
Серия VI и VI-бис - построено 50.
Серия XII - построено 46.
Серия XV - построено 57 (в боевых действиях приняли участие 4).

ТТХ лодки типа М серии XII:
Водоизмещение надводное - 206 тонн; подводное - 258 тонн.
Автономность - 10 суток.
Рабочая глубина погружения - 50 м, предельная - 60 м.
Скорость полная в надводном положении - 14 уз.; в подводном - 8 уз.
Дальность плавания в надводном положении - 3380 миль (8,6 узлов).
Дальность плавания в подводном положении - 108 миль (3 узла).
Вооружение:
- 2 торпедных аппарата калибра 533 мм, боекомплект - 2 торпеды;
- 1 х 45 мм зенитный полуавтомат.


Малютка!


Проект мини-субмарин для быстрого усиления Тихоокеанского флота - главной особенностью лодок типа М стала возможность транспортировки по ж/д в полностью собранном виде.

В погоне за компактностью пришлось пожертвовать многим - служба на «Малютке» превратилась изнурительное и опасное мероприятие. Тяжелые бытовые условия, сильная «болтанка» - волны безжалостно швыряли 200-тонный «поплавок», рискуя разломать его на части. Малая глубина погружения и слабое оружие. Но главной заботой моряков была надежность подлодки - один вал, один дизель, один электродвигатель - крохотная «Малютка» не оставляла шансов беспечному экипажу, малейшая неисправность на борту грозила гибелью для субмарины.

Малыши быстро эволюционировали - ТТХ каждой новой серии в разы отличались от предыдущего проекта: улучшались обводы, обновлялось электрооборудование и средства обнаружения, уменьшалось время погружения, росла автономность. «Малютки» серии XV уже ничем не напоминали своих предшественников VI и XII серии: полуторакорпусная конструкция - цистерны балласта были вынесены за пределы прочного корпуса; ГЭУ получила стандартную двухвальную компоновку с двумя дизелями и электромоторами подводного хода. Количество торпедных аппаратов увеличилось до четырех. Увы, серия XV появилась слишком поздно - основную тяжесть войны вынесли на себе «Малютки» VI и XII серий.

Несмотря на свои скромные размеры и всего 2 торпеды на борту, крохотные рыбки отличались просто ужасающей «прожорливостью»: всего за годы Второй мировой советские субмарины типа М потопили 61 судно противника суммарным тоннажем 135,5 тысяч брт, уничтожили 10 военных кораблей, а также повредили 8 транспортов.

Малышки, изначально предназначенные только для действий в прибрежной зоне, научились эффективно воевать в открытых морских районах. Они наравне с более крупными лодками резали вражеские коммуникации, патрулировали у выходов из вражеских баз и фьордов, ловко преодолевали противолодочные заграждения и подрывали транспорты прямо у пирсов внутри защищенных вражеских гаваней. Просто удивительно, как краснофлотцы смогли воевать на этих хлипких корабликах! Но они воевали. И победили!

Лодки типа «Средняя» серии IX-бис, Советский Союз
Количество построенных субмарин - 41.
Водоизмещение надводное - 840 тонн; подводное - 1070 тонн.
Экипаж - 36…46 чел.
Рабочая глубина погружения - 80 м, предельная - 100 м.
Скорость полная в надводном положении - 19,5 узлов; в подводном положении - 8,8 узлов.
Дальность плавания в надводном положении 8000 миль (10 узлов).
Дальность плавания в подводном положении 148 миль (3 узла).

«Шесть торпедных аппаратов и столько же запасных торпед на удобных для перезарядки стеллажах. Две пушки с большим боекомплектом, пулеметы, подрывное имущество… Одним словом, драться есть чем. А 20-узловая надводная скорость! Она позволяет обогнать практически любой конвой и атаковать его повторно. Техника хороша...»
- мнение командира С-56, Героя Советского Союза Г.И. Щедрина



«Эски» отличались рациональной компоновкой и сбалансированной конструкцией, мощным вооружением, отличными ходовыми и мореходными качествами. Изначально немецкий проект фирмы «Дешимаг», доработанный под советские требования. Но не спешите хлопать в ладоши и вспоминать «Мистраль». После начала серийного строительства серии IX на советских верфях, немецкий проект был пересмотрен с целью полного перехода на советское оборудование: дизели 1Д, оружие, радиостанции, шумопеленгатор, гирокомпас… - в лодках, получивших обозначение «серия IX-бис», не было ни одного болта зарубежного производства!

Проблемы боевого применения лодок типа «Средняя», в целом, были аналогичны крейсерским лодкам типа К - запертые на кишащем минами мелководье, они так и не смогли реализовать свои высокие боевые качества. Гораздо лучше обстояли дела на Северном флоте - в годы войны лодка С-56 под командованием Г.И. Щедрина совершила переход через Тихий и Атлантический океаны, перейдя из Владивостока в Полярный, став впоследствии самой результативной лодкой ВМФ СССР.

Не менее фантастическая история связана с «бомбоулавливателем» С-101 - за годы войны на лодку немцами и союзниками было сброшено свыше 1000 глубинных бомб, но всякий раз С-101 благополучно возвращалась в Полярный.

Наконец, именно на С-13 добился своих знаменитых побед Александр Маринеско.


Торпедный отсек С-56


«Жестокие переделки, в которые попадал корабль, бомбежки и взрывы, глубины, далеко превышающие официальный предел. От всего защитила нас лодка…»


- из воспоминаний Г.И. Щедрина

Лодки типа Gato, США
Количество построенных субмарин - 77.
Водоизмещение надводное - 1525 тонн; подводное - 2420 тонн.
Экипаж - 60 чел.
Рабочая глубина погружения - 90 м.
Скорость полная в надводном положении - 21 уз.; в подводном положении - 9 уз.
Дальность плавания в надводном положении 11 000 миль (10 уз.).
Дальность плавания в подводном положении 96 миль (2 уз.).
Вооружение:
- 10 торпедных аппаратов калибра 533 мм, боекомплект - 24 торпеды;
- 1 х 76 мм универсальное орудие, 1 х 40 мм зенитный автомат «Бофорс», 1 х 20 мм «Эрликон»;
- одна из лодок - USS Barb была оснащена реактивной системой залпового огня для обстрела побережья.

Океанские подводные крейсеры типа «Гэтоу» появились в самый разгар войны на Тихом океане и стали одним из наиболее действенных инструментов ВМС США. Они намертво перекрыли все стратегические проливы и подходы к атоллам, перерезали все линии снабжения, оставив японские гарнизоны без подкреплений, а японскую промышленность - без сырья и нефти. В схватках с «Гэтоу» Императорский флот лишился двух тяжелых авианосцев, потерял четыре крейсера и чертову дюжину эсминцев.

Высокая скорость хода, убойное торпедное оружие, самые современные радиотехнические средства обнаружения противника - радар, пеленгатор, гидролокатор. Дальность плавания, обеспечивающая боевое патрулирование у берегов Японии при действии с базы на Гавайях. Повышенный комфорт на борту. Но главное - отличная подготовка экипажей и слабость японских противолодочных средств. В результате «Гэтоу» безжалостно крушили все подряд - именно они принесли из синих морских глубин победу на Тихом океане.

…Одним из главных достижений лодок «Гэтоу», изменившим весь мир, считается событие 2 сентября 1944 г. В тот день субмарина «Финбэк» засекла сигнал бедствия с падающего самолета и, после многочасовых поисков, обнаружила в океане испуганного, и уже было отчаявшегося пилота. Спасенным оказался некто Джордж Герберт Буш.


Рубка подлодки «Флэшер», мемориал в г. Гротон.


Список трофеев «Флэшер» звучит, как флотский анекдот: 9 танкеров, 10 транспортов, 2 сторожевых корабля суммарным тоннажем 100 231 брт! А на закуску лодка прихватила японский крейсер и эсминец. Удачливая, чертовка!

Электроботы типа XXI, Германия

К апрелю 1945 г. немцы успели спустить на воду 118 субмарин серии XXI. Однако, лишь две из них смогли достигнуть оперативной готовности и выйти в море в последние дни войны.

Водоизмещение надводное - 1620 тонн; подводное - 1820 тонн.
Экипаж - 57 чел.
Рабочая глубина погружения - 135 м, предельная - 200+ метров.
Скорость полная в надводном положении - 15,6 уз., в подводном положении - 17 уз.
Дальность плавания в надводном положении 15 500 миль (10 уз.).
Дальность плавания в подводном положении 340 миль (5 уз.).
Вооружение:
- 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм, боекомплект - 17 торпед;
- 2 зенитных автомата «Флак» калибра 20 мм.


U-2540 "Вильгельм Бауэр" на вечной стоянке в Бремерхафене, наши дни


Нашим союзникам крепко повезло, что все силы Германии были брошены на Восточный фронт - фрицам не хватило ресурсов, чтобы выпустить в море стаю фантастических «Электролодок». Появись они на год раньше - и все, капут! Очередной перелом в битве за Атлантику.

Немцы догадались первыми: все, чем гордятся кораблестроители других стран - большой боекомплект, мощная артиллерия, высокая надводная скорость 20+ узлов - имеет мало значения. Ключевые параметры, определяющие боевую эффективность субмарины, - её скорость и запас хода в подводном положении.

В отличие от своих сверстников, «Элетробот» был ориентирован на постоянное нахождение под водой: максимально обтекаемый корпус без тяжелой артиллерии, ограждений и платформ - все, ради минимизации подводного сопротивления. Шноркель, шесть групп аккумуляторных батарей (в 3 раза больше, чем на обычных лодках!), мощные эл. двигатели полного хода, тихие и экономичные эл. двигатели «подкрадывания».


Кормовая часть U-2511, затопленной на глубине 68 метров


Немцы просчитали все - весь поход «Электробот» двигался на перископной глубине под РДП, оставаясь труднообнаружимым для противолодочных средств противника. На большой глубине его преимущество становились еще более шокирующим: в 2-3 раза больший запас хода, при вдвое большей скорости, чем у любой из субмарин военных лет! Высокая скрытность и впечатляющие подводные навыки, самонаводящиеся торпеды, комплекс самых совершенных средств обнаружения… «Электроботы» открыли новую веху в истории подводного флота, определив вектор развития субмарин в послевоенные годы.

Союзники не были готовы к встрече с подобной угрозой - как показали послевоенные испытания, «Электроботы» в несколько раз превосходили по дальности взаимного гидроакустического обнаружения американские и британские эсминцы, охранявшие конвои.

Лодки типа VII, Германия
Количество построенных субмарин - 703.
Водоизмещение надводное - 769 тонн; подводное - 871 тонна.
Экипаж - 45 чел.
Рабочая глубина погружения - 100 м, предельная - 220 метров
Скорость полная в надводном положении - 17,7 уз.; в подводном положении - 7,6 уз.
Дальность плавания в надводном положении 8 500 миль (10 уз.).
Дальность плавания в подводном положении 80 миль (4 уз.).
Вооружение:
- 5 торпедных аппаратов калибра 533 мм, боекомплект - 14 торпед;
- 1 х 88 мм универсальное орудие (до 1942 года), восемь вариантов надстроек с 20 и 37 мм зенитными установками.

* приведенные ТТХ соответствуют лодкам подсерии VIIC

Самые эффективные боевые корабли из всех, когда-либо бороздивших Мировой океан.
Относительно простое, дешевое, массовое, но при этом отлично вооруженное и смертоносное средство для тотального подводного террора.

703 подводные лодки. 10 МИЛЛИОНОВ тонн потопленного тоннажа! Линкоры, крейсеры, авианосцы, эсминцы, корветы и субмарины противника, нефтеналивные танкеры, транспорты с самолетами, танками, автомобилями, каучуком, рудой, станками, боеприпасами, обмундированием и продовольствием... Ущерб от действий немецких подводников превышал все разумные пределы - если бы не неисчерпаемый промышленный потенциал США, способный компенсировать любые потери союзников, немецкие U-боты имели все шансы «задушить» Великобританию и изменить ход мировой истории.


U-995. Грациозный подводный убийца


Зачастую успехи «семерок» связывают с «зажиточным временем» 1939-41 гг. - якобы при появлении у союзников конвойной системы и гидролокаторов Асдик, успехи немецких подводников закончились. Совершенно популистское утверждение, основанное на неверной интерпретации «зажиточных времен».

Расклад был прост: вначале войны, когда на каждую немецкую лодку приходилось по одному противолодочному кораблю союзников, «семерки» чувствовали себя неуязвимыми хозяевами Атлантики. Именно тогда появились легендарные асы, потопившие по 40 судов противника. Немцы уже держали победу в руках, когда союзники внезапно выставили по 10 противолодочных кораблей и 10 самолетов из расчета на каждую действующую лодку Кригсмарине!

Начиная с весны 1943 г., янки и британцы начали методично заваливать Кригсмарине противолодочной техникой и вскоре добились великолепного соотношения потерь - 1:1. Так и воевали до конца войны. У немцев корабли закончились быстрее, чем у их противников.

Вся история немецких «семерок» - грозное предупреждение из прошлого: какую угрозу представляет субмарина и насколько велики затраты на создание эффективной системы противодействия подводной угрозе.


Стёбный американский плакат тех лет. "Бейте по болевым точкам! Приходите служить на подводный флот - на нашем счету 77% потопленного тоннажа!" Комментарии, как говорится, излишни

В статье использованы материалы из книги "Советское подводное кораблестроение", В. И. Дмитриев, Воениздат, 1990 год.

Пять лучших подводных лодок, построенных в XX веке, выбрали эксперты американского военно-аналитического (NI). Для составления своего рейтинга издание задавало специалистам следующие вопросы: была ли та или иная субмарина для своего времени наилучшей по критерию «эффективность-стоимость» и насколько инновационной была конструкция.

Немецкие хищники в Атлантике

На первое место NI ставит германские субмарины типа U-31 времен Первой мировой войны. Строительство этих лодок велось на судоверфи «Германия» в Киле (всего 11 штук). Субмарины заложены в 1912-1913 годах, спущены на воду в 1914 году.

Лодки этого типа активно участвовали в боевых действиях. За время службы из 11 построенных лодок восемь были потеряны. При этом сами субмарины типа U-31 повредили или отправили на дно 856 судов общим тоннажем более 2 млн тонн. Эти лодки изменили представление о значении подводного флота и стали грозным оружием, способным парализовать судоходство одним известием о том, что они вышли в очередной поход.

Среди этой серии подводных лодок наиболее известны три субмарины — U-35 под командованием Лотара фон Арно де ла Перьера, самого результативного подводника всех времен, U-39 Вальтера Форстмана и U-38 Макса Валентинера.

Безусловный лидер — подводная лодка U-35, уничтожившая 224 торговых судна общим водоизмещением более полумиллиона тонн.

Однако подлодки типа U-31 были скорее эволюционным, а не революционным этапом подводного судостроения. Они кардинально не отличались от своих предшественников и преемников. Тем не менее лодки U-31 поставили Великобританию на грань выхода из Первой мировой войны. Только вступление в конфликт Соединенных Штатов в сочетании с развитием инновационной тактики конвоев для флота Соединенного Королевства создало трудности в германской подводной войне. Три выживших лодки типа U-31 были захвачены союзниками после окончания Первой мировой войны.

Живучие американцы в Тихом океане

На второе место среди выдающихся субмарин эксперты ставят американские подводные лодки типа Balao. Эти субмарины были построены в 1942-1947 годах. Всего верфи США передали для ВМФ страны 122 такие подлодки. Они воевали в годы Второй мировой войны на Тихом океане против японской империи.

В то время японская промышленность очень сильно зависела от доступа к природным ресурсам Юго-Восточной Азии. Прекратить доставку этих материальных средств на японские острова означало фактически выиграть войну на Тихом океане. И хотя военный подводный флот США был относительно невелик, управлялся без ясного понимания большого будущего субмарин на этом театре военных действий, имел на вооружении плохие торпеды, в конечном счете подлодки, построенные уже во время войны, уничтожили практически весь японский торговый флот.

Война на Тихом океане требовала от субмарин большой дальности действия и, соответственно, лучших условий для обитания экипажа, чем в относительно небольшой по размеру Северной Атлантике. Как и их предшественники класса Gato, субмарины Balao были менее маневренными, чем германские подлодки VII серии, но они компенсировали этот недостаток прочностью корпуса и в целом очень высоким качеством конструкции. Но главное, по сравнению с германской подводной лодкой VII серии субмарины типа Balao имели больший радиус действия, артиллерию более крупного калибра, большее количество торпедных аппаратов и более высокую скорость надводного и подводного хода. С другой стороны, лодки Balao действовали в гораздо более выгодных условиях, чем германские субмарины. Противолодочная оборона японцев была слабее.

Самая большая победа Balao на Тихом океане — потопление подводной лодкой Archerfish японского авианосца «Синано» водоизмещением 58 тыс. тонн.

Только 11 из 122 лодок Balao были потеряны в ходе войны на Тихом океане, две — уже в результате аварий и катастроф в послевоенное время. После Второй мировой войны подводные лодки этого класса были переданы нескольким дружественным Соединенным Штатам флотам и продолжали служить еще в течение многих десятилетий. Одна из них, бывшая американская Tusk, до сих пор частично используется Тайванем под именем Hai Pao.

Передовые подлодки Третьего рейха

На третье место американские специалисты поставили германские подводные лодки серии XXI. Это была субмарина с революционной для своего времени конструкцией, оказавшая значительное влияние на все послевоенное подводное судостроение.

В период с 1943 по 1945 год на верфях Blohm & Voss в Гамбурге, AGWeser в Бремене и F. Schichau в Данциге были спущены на воду 134 субмарины этого типа. Из них верфи сдали флоту 119, и еще 15 остались недостроенными.

Некоторые новшества этого проекта стали революционными.

Субмарины XXI первыми в мире получили электромеханическую систему заряжания торпедных аппаратов, гидроакустический комплекс, позволяющий атаковать без визуального контакта, увеличенные аккумуляторные батареи, каучуковое покрытие корпуса, затрудняющее работу гидролокаторов противника, а также устройство пузырьковой завесы.

Шпангоуты этих лодок впервые были вынесены наружу прочного корпуса, что позволило увеличить пространство внутри лодки и упростить проведение всевозможных коммуникаций и размещение оборудования. Впервые подлодки проектировались для подводного плавания в течение всего автономного похода.

Океанская подводная лодка XXI серии была первой подводной лодкой, способной развивать более высокую подводную скорость, чем надводную. На ней отказались от палубного орудия в обмен на скорость и скрытность. Лодки XXI серии развивали под водой скорость до 17,5 узла — почти вдвое больше, чем обычные субмарины. Планировалось, что они будут действовать почти исключительно в погруженном состоянии.

Лодка данного типа могла идти полным ходом под водой четыре часа подряд, преодолевая 65-70 миль (вместо 12 миль за 1,5 часа подводного хода на восьми узлах лодок серии IX). Этого вполне хватало для того, чтобы произвести атаку вражеского конвоя и надежно оторваться от преследования кораблей противолодочной обороны.

Союзники по антигитлеровской коалиции захватили уцелевшие германские лодки XXI серии, используя их как в качестве образцов для своих собственных проектов, так и в целях разработки более совершенных технологий и методов противолодочной борьбы.

Немецкая субмарина XXI серии стала основой для советской подводной лодки проекта 613.

Она же стала основой для большой флотилии китайских подводных лодок.

Атомные аргументы Вашингтона

На четвертое место среди выдающихся субмарин всех времен и народов эксперты поставили американские подводные лодки типа « ». Это первый в истории проект атомных субмарин, оснащенных баллистическими ракетами. Пять подводных лодок этого типа были переданы в боевой состав ВМС США с 1959 по 1961 год.

При создании лодок «Джордж Вашингтон» за основу взяли проект атомной торпедной лодки «Скипджек». Такой подход переоборудования субмарины из одного класса в другой, имевший место и в советском подводном флоте, позволил сократить сроки постройки и сэкономил финансовые средства. В корпус субмарины за рубкой был вставлен 40-метровый ракетный отсек, в котором были размещены 16 пусковых ракетных шахт.

Сегодня считается как само собой разумеющееся, что наиболее распространенная форма современного ядерного сдерживания — атомная подводная лодка с баллистическими ракетами, способными гипотетически уничтожить десяток городов любого из континентов. Эти ПЛАРБ составляют самую защищенную часть ядерной триады сдерживания, поскольку найти и уничтожить подводную лодку до того, как она запустит свои баллистические ракеты, очень трудно.

До 1967 года субмарины «Джордж Вашингтон» и однотипные с ней американские подводные лодки были единственными в своем классе. «Их неуклюжие советские коллеги несли только по три ракеты и вынуждены были всплывать, чтобы произвести ракетный пуск», — пишет The National Interest.

Общая компоновка лодок типа «Джордж Вашингтон» с вертикальными шахтами, размещенными позади рубки, оказалась чрезвычайно удачной и стала классической схемой для подводных стратегических ракетоносцев.

На основе этой схемы в СССР были построен проект 667А, который по аналогии с «прототипом» называли в советском флоте «Иван Вашингтон».

Головная субмарина проекта 667А вступила в строй в 1967 году. Первая британская субмарина аналогичного класса Resolution была передана флоту в 1968 году, а французская Redoutable — в 1971 году. Китай в конечном итоге последовал примеру остальных ядерных держав, хотя первые подлинно современные подводные ракетоносцы только недавно введены в боевой состав китайского флота. Первый подводный ракетоносец Индии Arihant, по плану, будет передан флоту в следующем году.

Голливудские лодки для специальных операций

На пятом месте эксперты поместили многоцелевую атомную подлодку ВМС США «Лос-Анджелес». Эти подводные атомоходы строились самой массовой серией. Всего американскому флоту были переданы 62 субмарины этого типа. Первая из своей серии вступила в строй 13 ноября 1976 года, последняя (USS «Cheyennе») — 13 сентября 1996 года. Корабли строились компаниями Newport News Shipbuilding и General Dynamics Electric Boat Division.

Сейчас в строю 41 подлодка типа «Лос-Анджелес». Они до сих пор составляют основу подводного флота США. Лодка «Лос-Анджелес» увековечена в романах «Охота за « » и одноименном фильме с Шоном Конерри.

Среди перечня задач этих многоцелевых подлодок — борьба с субмаринами и надводными кораблями противника, нанесение ударов, минирование, поисково-спасательные операции, разведка и специальные операции, в том числе переброска спецподразделений.

В 1991 году во время войны в Персидском заливе с двух лодок класса «Лос-Анджелес» впервые в истории был произведен залп крылатых ракет морского базирования по береговым объектам противника. Подводная лодка, запустив ракеты «Томагавк», продемонстрировала совершенно новые средства войны в распоряжении США.

Последние лодки класса «Лос-Анджелес», как ожидается, будут сняты с вооружения в 2020-х годах, хотя дата может быть отсрочена. К тому времени новые субмарины будут значительно превосходить по своим возможностям лодки типа «Лос-Анджелес». Тем не менее эти атомоходы составляли основу подводных сил самого мощного военно-морского флота в течение почти пяти десятилетий.

Утешительные призы для СССР

Помимо пяти призовых мест американские эксперты решили учредить и поощрительные премии. В число номинантов попали три советские подводные лодки, две американские, две британские, одна японская и одна германская.

Прежде всего внимание заслужила советская атомная подлодка проекта 941 «Акула» — тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения. Это самые большие в мире подлодки.

Не обошли вниманием американские специалисты и советские подводные атомоходы проектов 705, 705К «Лира» — небольшие высокоскоростные лодки с титановым корпусом. Эти подводные суда не имели аналогов по скорости и маневренности и были предназначены для уничтожения субмарин противника.

Вспомнили и современные российские дизель-электрические подлодки проекта 636 «Варшавянка», одна из которых в прошлом году отметилась залпом ракетами «Калибр» из Средиземного моря, а также ее предшественников — лодки советского проекта 877 «Палтус».

Среди утешительных номинаций и американские ракетоносцы типа «Огайо» — серия из 18 американских стратегических подводных лодок третьего поколения, вступивших в строй с 1981 по 1997 год. С 2002 года это единственный тип ракетоносцев, находящихся на вооружении ВМС США. Каждая лодка вооружена 24 межконтинентальными баллистическими ракетами системы «Трайдент», оснащенными разделяющимися головными частями с индивидуальным наведением.

В конце списка японские подводные лодки типа I-201, также известные как «Сен Така», — серия быстроходных японских дизель-электрических подводных лодок периода Второй мировой войны. Спроектированные в 1943-1944 годах, они стали одними из самых быстроходных подводных лодок своего времени. Всего в серии планировалось построить 23 лодки, первая из которых была заложена в марте 1944 года, однако строительство большинства из них было отменено. Начата была постройка лишь восьми кораблей этого типа, из которых три были завершены до окончания войны. Из-за позднего появления ни одна из этих подводных лодок не участвовала в боевых действиях.

Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны типа VII стали самым крупносерийным типом подлодок в истории. Из заказанных 1050 субмарин в строй вошли 703 лодки семи модификаций.

Никто никогда не утверждал, что жизнь на борту судов ВМС является роскошной. Даже на самых современных военных кораблях планеты всё ещё может быть тесновато. И хотя на сегодняшний день сервис намного улучшился, моряки, патрулировавшие океаны во время Второй мировой войны, жили совсем другой жизнью, нежели их современные коллеги.

С одной стороны, подводные лодки времён Второй мировой войны было гораздо меньше. Будучи всего лишь на около 18 метров короче современной подводной лодки, субмарины классов Gato и Balao ВМС США имели водоизмещение только около одной трети современных подводных лодок класса Virginia.

В этом небольшом пространстве экипажу подводников — от 60 до 80 человек — приходилось размещаться самим, размещать свои вещи, а также находиться в течение 75 дней.

Каждый член экипажа имел на борту субмарины всего лишь около 0,03 куб. метра личного пространства. Койки подводников были разбросаны по многим отсекам лодки, включая торпедные помещения. Целых 14 человек ютились в переднем торпедном отсеке вместе с 16 торпедами.

Изображение: USS Cod Submarine Memorial via We Are The Mighty

Подводная лодка такого размера просто не могла вместить всё необходимое для длительного военного патрулирования в соответствующих пространствах. Поэтому экипажу приходилось прятать коробки с едой и другими вещами в любом подходящем месте — в душевых, моторном отсеке и даже на палубе, пока внутри не появлялось свободное пространство.

Хотя было и одно преимущество. Из-за опасного и изнурительного характера службы на подводных лодках командование делало всё возможное, чтобы подводники получали самую лучшую пищу, которую ВМС могли предложить. Там также находилось место для установки морозильной камеры для мороженого в качестве небольшой роскоши для экипажа.

К сожалению, у военных моряков не было ни достаточно времени, ни пространства, чтобы наслаждаться этой пищей. В основном людям выделялось на приём пищи около 10 минут, чтобы все три «смены» лодки смогли пройти через крошечный камбуз за короткий промежуток времени.

Приём пищи часто диктовался ограничениями на движение подводных лодок. Субмаринам строго приказывалось не подниматься на поверхность в течение дня, если они находились в пределах 500 миль от японского аэродрома, во избежание воздушного наблюдения и нападения. В первые дни войны такое правило действовало почти на всём пространстве Тихого океана, так как японцы контролировали обширные участки территории.

Это означало, что подводные лодки оставались под водой в течение дня и всплывали только в ночное время. Поэтому многие экипажи переносили графики своих обычных ежедневных процедур на ночное время. Экипажи называли это «переходить на реверса».

Это было важно, потому что при работе дизельных двигателей в течение нескольких часов лодка быстро нагревалась. В машинном отделении температура могла взлететь до более чем 38 градусов, распространяясь по всей субмарине. Добавьте к этому 80 работающих и дышущих мужчин и воздух внутри может быстро стать критически горячим.

Люди знали, что воздух становится плохим, когда у них были проблемы со свечением сигарет из-за недостатка кислорода.

С чем ещё было плохо, так это с купанием. Во время длительных походов большинство мужчин принимали душ примерно раз в десять дней, чтобы сэкономить воду. О прачечной не было и речи. Поэтому внутри подводных лодок был уникальный аромат — сочетание запахов дизельного топлива, пота, сигарет, гидравлической жидкости, пищи и сточных вод.

На старых подводных лодках времён Первой мировой войны S-boats, которые часто называют pigboats, условия были ещё хуже. Из-за отсутствия надлежащей вентиляции запахи были еще сильнее. Это также приводило к образованию плесени и грибка по всей лодке, а также к засилью довольно больших тараканов, которых экипажи никогда не могли полностью уничтожить.

Даже если сами условия были не очень плохи, экипажам всё равно предстояло плыть во враждебные воды, часто в одиночку, чтобы напасть на врага.

Субмарины часто действовали против грузовых судов, но иногда натыкались и на вражеские военные корабли. Обнаружив подводные лодки, вражеские корабли начинали бросать глубинные бомбы.


Изображение: US National Archives

Из 263 американских подводных лодок, которые несли боевое дежурство во время Второй мировой войны, 41 была потеряна из-за действий противника, а ещё 11 — из-за несчастных случаев или других причин. Это была почти каждая пятая подводная лодка, что делало службу подводника одной из самых опасных.

Еще одной опасностью, подстерегавшей американские подводные лодки, являлись атаки своих собственных торпед. Из-за проблем с ранней торпедой Mk. 14 она часто делала круг и возвращалась, чтобы поразить субмарину, выпустившую её. По крайней мере одна подводная лодка, USS Tang, была потоплена таким образом.

Несмотря на все перечисленные опасности, американские подводные лодки превосходно несли службу. В Тихом океане им удалось затопить почти 1400 японских кораблей различных типов общим водоизмещением более 5,5 млн. тонн. Они также спасли 504 сбитых летчиков, упавших в море.

Вдобавок к этому субмарины эвакуировали важных лиц из опасных районов, высаживали группы разведчиков на вражеские берега, а в некоторых случаях даже использовали свои 5-дюймовые палубные орудия для обстрела вражеских позиций.