В современном мире особо ценны две вещи: время и информация!

Библиотека - самое открытое и доступное учреждением культуры для граждан. Обладая огромным количеством книг, документов, периодических изданий, в том числе электронных, она способна удовлетворить право каждого на получение информации. Мы ценим ваше время и потребность в приобретении новых знаний и готовы помочь разобраться в огромном перечне услуг, которые оказывает Челябинская областная универсальная научная библиотека.

Мы начинаем новый проект «», который доступно расскажет читателям о наших услугах и возможностях. Специалисты библиотеки станут надежными навигаторами в поиске необходимой информации. Подскажут, как найти нужную информацию и не тратить на поиски много времени.

Первым в нашем проекте будет представлен «Зал периодических изданий» (зал № 4).

Участником первого «Открытого диалога» стала

Справка:

Челябинская областная универсальная научная библиотека (ЧОУНБ) с момента своего появления формирует фонд отечественных и зарубежных периодических изданий. Зал периодики готов принять до 50 читателей одновременно. Фонд составляет более 11 тысяч изданий - это более трехсот названий центральных и местных газет и журналов. Большинство из них находится в открытом доступе. С 2015 года спектр подписных периодических изданий существенно расширился.

«В зале периодики каждый найдет себе газету или журнал по душе. Представители старшего поколения помнят время, когда приобретение книг для домашних библиотек было массовым. А выписать популярный журнал считалось большой удачей. Огромным спросом у населения пользовались : «Огонек», «Юность», «Вокруг света», «Крестьянка», «За рулем», «Крокодил» и множество других. Для большинства граждан день начинался с прочтения «Правда», «Известия», «Комсомольская правда». За успехами наших спортсменов следили в «Советском спорте».

Сегодня читальный зал «Периодика» предлагает своим читателям не только журналы с биографией, но и современные. Например, «Профиль», «Курс дела», «Ключевые люди», «Земляки». У нас представлена периодика за последние 5 лет», - рассказывает в своем интервью Любовь Аверина.


- В ЧОУНБ функционирует специализированный зал периодики. Какие периодические издания собраны в этом зале?

Большинство изданий - это центральные и местные газеты. Широко представлены журналы по экономике, философии, истории, политологии, экологии, языкознанию и литературоведению, большой выбор литературно-художественных журналов и региональные издания.

Особенно обращу внимание юристов, для них мы можем предложить более 50 названий по вопросам права: «Государство и право», «Российский судья», «Российский следователь» и многое другое. Для педагогов и врачей у нас представлен большой выбор журналов по педагогике и медицине.

- На какую аудиторию ориентирована работа зала периодики? Есть постоянные читатели?

Наши постоянные посетители - это преподаватели, юристы, врачи, ученые, студенты и пенсионеры. Читатели привыкли к ежедневному поступлению свежей прессы, поэтому многие из них приходят почти каждый день на протяжении несколько десятилетий. Потому что привычка читать и быть в курсе событий остается с человеком навсегда.


- Какие подсказки существуют для новичков зала периодики?

Фонд периодики отражен в системе каталогов и картотек библиотеки. Электронный каталог ЧОУНБ содержит перечень всех имеющихся периодических изданий. В нем читатель сможет получить доступно информацию о том, что выписывает библиотека, за какие годы, и в каком зале искать интересующее издание. Ведь периодика также поступает в зал краеведения, литературы по искусству, отдел книгохранения. Электронный каталог представлен также на портале библиотеки. Это дает возможность поиска необходимых документов прямо из дома или офиса.


- Кроме чтения периодики, что может заинтересовать молодых продвинутых читателей

Посетители зала получают консультации библиотекаря по поиску и подбору источников информации. Даже если у нас нет необходимого издания или статьи, которую просит читатель, мы поможем подобрать другой материал по запрошенной теме. Такая услуга называется - тематическая справка . Она предоставляется бесплатно.

По запросу предприятия для проведения какого-то тематического мероприятия мы можем организовать и привезти выездную тематическую выставку прямо в учреждение, провести обзор последних статей по нужной теме - эта услуга платная ,но очень востребованная.

Для работы с электронными версиями периодических изданий читатели могут воспользоваться компьютерами, размещенными в зале периодики. Все они имеют доступ к интернету, также в библиотеке работает бесплатный wi- fi . Это позволяет читателям использовать и собственные технические устройства на автономном питании (ноутбуки, диктофоны, аудиоплееры). Ведь помимо традиционного чтения газет и журналов мы предлагаем своим читателям возможность свободного доступа к полнотекстовым электронным вариантам. Доступ к ним осуществляется также с компьютеров отдела электронных ресурсов (зал № 5).

На сайте библиотеки в разделе Ресурсы / Электронные / Путеводители расположен , насчитывающий свыше 80 ссылок на сайты общероссийских и местных газет и журналов. Они сгруппированы по отраслям знания: экономике, политике, праву, педагогике и др.

Вы можете воспользоваться услугой удаленного доступа к периодическим изданиям, представленных в базах данных и электронных библиотеках Виртуального абонемента ЧОУНБ : ЛитРес, IPRbooks, Руконт, Издательство «Лань», Polpred.com и КнигаФонд.


- Какие дополнительные услуги оказывают специалисты зала периодики?

Мы составляем тематические списки по запросу читателей. Форма предоставления информации может быть разная: по телефону, по электронной почте, традиционный список литературы. Воспользоваться подобной услугой может индивидуальный и коллективный абонент. Для специалистов ведется групповое информирование (оказываем информационную поддержку по новинкам отрасли, которые публикуются в специализированных журналах). Любая организация может стать коллективным абонентом. На протяжении уже нескольких лет кафедра математического и функционального анализа ЮУрГУ и АНО Учебно-инжиниринговый центр являются нашими постоянными абонентами.

Отдел обслуживания, и зал периодики в том числе, планирует и проводит много мероприятий в помощь учебному процессу. Педагогическим коллективам образовательных учреждений, которые являются нашими партнерами, предоставляются площадки для проведения педсоветов, семинаров, других мероприятий. Библиотекари организуют информационное сопровождение: выставки, просмотры, обзоры по теме. Для учащихся проводятся занятия в литературной гостиной, встречи с писателями, интересными людьми.

Если вам необходимо сделать копию необходимого документа - в зале предусмотрен ксерокс. Наш сотрудник поможет сделать нужное количество копий формата А4.Хотя в других залах библиотеки возможно копирование документов и большего формата, а также сканирование и распечатка электронных версий. Эти услуги являются платными.


- Как стать читателем зала периодики?

Чтобы читать периодику, надо стать читателем Публичной библиотеки. У нас стандартные требования - с паспортом, студенческим билетом (для учащихся) и фотографией ждем всех желающих по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, д. 60, 3-й этаж, зал № 4.

Если вы еще не являетесь нашим читателем, то можете пройти Удаленную регистрацию в ЧОУНБ и получить цифровой код читательского билета, в отделе регистрации библиотеки можно получить читательский билет при первом посещении.

Вы можете задать вопрос профессионалу на нашем портале в Виртуальной справочной службе (ВСС) .

Интервью подготовлено пресс-службой ЧОУНБ


4.12. Работа с периодическими изданиями
Сегодня выпускается огромное количество печатной продукции, и для читателя-ребенка очень важно суметь сориентироваться в потоке информации . Задача библиотекаря – постараться познакомить читателя с возможно большим числом периодических изданий, адресованным детям, научить пользоваться ими, обратить внимание на лучшие публикации. Очень важно, чтобы уже с детства ребенок относился к периодике с интересом. Периодические издания предоставляют детям обширную информацию по различным отраслям знаний, оказывают помощь в изучении школьной программы, расширяют их знания об окружающем мире.

Научить юных читателей пользоваться справочным аппаратом издания, находить материал по интересующей теме помогают различные формы и методы работы с периодическими изданиями, как традиционные, так и инновационные. Библиотеки, получающие периодические издания, активно используют их в своей работе. В детских библиотеках области успешно применяют такие формы работы с периодикой, как познавательно-игровые часы, презентации журналов, обзоры содержания журналов, библиотечные уроки и др.

Одной из характерных особенностей формирования фонда детских библиотек стало расширение круга периодических изданий. Часто с помощью периодических изданий выполняются справки, проводятся массовые мероприятия, статьи из периодики расписывают в различные БД и картотеки.

Проводя социологическое исследование о чтении детей, библиотекари непременно выясняют вопрос о чтении периодических изданий. Как видно из анализа формуляров, анкет, устных опросов, юные читатели охотно обращаются к газетно-журнальной продукции.

Но не только в стенах библиотеки идет знакомство с журналами и газетами. В детской библиотеке им. В. К. Петонова Осинского района библиотекари активно сотрудничают с социально-реабилитационным центром, проводят обзоры интересных детских журналов; библиотекарь Лахинской сельской библиотеки приносит журналы на дом детям-инвалидам.

Сотрудники ДБ Зиминской городской ЦБС продолжили работу с детьми инвалидами по проекту «Соучастие в судьбе». В течение года служба «Периодика на дом» позволяла получать основные библиотечные услуги тем, кто не имеет возможности по состоянию здоровья посещать библиотеку лично. Библиотекари пос. Луговский Мамско-Чуйского района сотрудничают с реабилитационным центром для несовершеннолетних, знакомят детей с журналами, читают интересные статьи.

С целью формирования информационной и читательской культуры детей в библиотеках области проводятся библиотечные уроки по пропаганде периодических изданий: «По страницам газет и журналов», «Сколько б книг ни прочитал, нет новее, чем журнал» (библиотека № 21 ЦБС г. Иркутска); «Новинки журнального мира», «Почемучкины журналы» (библиотека № 37, детское отделение); «Путешествие по периодическим изданиям» (ДБ Слюдянского района); «Путешествие в страну Журналию», «Журнальный калейдоскоп» (ЦДБ), «Что приносит почтальон?» (библиотеки с. Ук, Атагай, Костино); «Планета Периодика», «Журнальная карусель» (г. Алзамай Нижнеудинского района); «Шутки, были, небылицы: все журнальные страницы» (Тыретская сельская библиотека); «Путешествие в страну Журналию» (Семеновская сельская библиотека ЦБС Заларинского района).

Из-за отсутствия новых периодических изданий в Большезаимской сельской библиотеке провели библиотечный урок «По страницам журналов прошлых лет».

В День российской печати в Верхне-Мартыновской библиотеке Казачинско-Ленского района на хорошем организационном уровне прошло мероприятие «Империя журналов», на котором ребята познакомились с журналами «Клепа», «Домовенок», «Мурзилка», «Сибирячок» и другими изданиями. В Катангской ЦБС для детей из коррекционной школы проводят библиотечные уроки с игровыми элементами «Журнальный калейдоскоп».

Интересно проходят обзоры детских журналов «Филя», «Непоседа», «Веселые уроки», «Миша», «Тошка и компания», «Том и Джерри» в детской библиотеке Слюдянского района. В ЦДБ г. Усолье-Сибирское обзор «Журнальный калейдоскоп» помогает детям сориентироваться в разнообразии журналов, поступивших в библиотеку. «Журнальные закоулки» – под таким названием прошел обзор журналов «Юный следопыт», «Эрудит», «Чудеса и приключения», «Свирель», «Мне 15», «Джульетта», «Маруся» в ЦБС Нижнеудинского района. После обзора было выдано 32 экз. журналов. В ЦБС г. Черемхово библиотекари успешно проводят обзоры, беседы, викторины, ответы на вопросы которой дети находили в журналах. Подобная форма работы пробуждает у детей интерес познанию, способствует расширению кругозора.

В библиотеке № 4 Зиминской городской ЦБС творчески прошло мероприятие «Замечательный журнал как-то в руки мне попал», в детской библиотеке – «Узнавай и удивляйся».

Целью дня периодики «Открываем богатства журнального царства», проведенного в ЦДБ г. Нижнеудинска, стало познакомить читателей с кругом журналов, выписываемых библиотекой, воспитать культуру чтения периодики. Программу дня составили игра-беседа « Чтобы дети больше знали, есть газеты и журналы» (3 кл.), игра-путешествие «По стране Журналии» (5кл.), библиотечное занятие «Журнальный столик» (7кл.). Рассказ о лучших детских журналах был подготовлен в театрали-зованной форме. С периодическими изданиями ребят познакомил почтальон Печкин.

«Мир интересных журналов, он твой!» – так назывался день периодики для ребят 5–8 кл., который прошел в детском отделении библиотеки «Родник». Целью мероприятия было сформировать у детей представление о журналах, их структуре, периодичности выхода, тиражах и др. Чтобы развить у читателей-пятиклассников потребность в системати-ческом чтении периодики и подготовить к ее восприятию в ЦДБ провели библиотечное занятие «Журнальная карусель». Цель библиотечного занятия «По страницам газет и журналов» – познакомить учащихся 8-х классов с разнообразием периодических изданий, научить использовать материалы периодики в учебном процессе.

Библиотека № 3 Зиминской городской ЦБС провела день периодики «Периодика – твой друг, поможет скоротать досуг!», библиотека № 2 – час периодики «Герои газетных страниц».

Как привлечь детей в библиотеку? Этот вопрос библиотекари успешно решают с помощью журналов и газет, организовывая различные массовые мероприятия. Для привлечения пятиклассников к чтению журналов в ЦДБ г. Нижнеудинска им предложили совершить «Путешествие в страну Журналию». В качестве художественного оформления организовали книжную выставку детских журналов «Весь журнальный хоровод» с разделами «Нас в любое время года учит мудрая природа», «Что угодно для души», «Читай и улыбайся».

Также хотелось бы отметить игру-путешествие «В гостях у Карандаша», посвященную 55-летию журнала «Веселые картинки» (ЦДБ, г. Усолье-Сибирское).

Важная роль в работе с периодикой отводится выставочной деятельности. В библиотеках г. Иркутска оформлялись выставки «Что принес нам почтальон?», «Журнальная радуга» (библиотека № 22). Детский отдел библиотеки «Спутник» организовал для своих читателей выставку-рекомендацию «Что принес нам почтальон?», в Большезаимской сельской библиотеке были оформлены выставки-просмотры «40 минут с новыми журналами» (ЦБС Нижнеудинского района). В Бажирской сельской библиотеке с новыми поступлениями ребята познакомились на выставке «Что принес нам почтальон?», а в Тыретской сельской библиотеке Заларинского района прошли выставки «Есть такая страна – Журналия», «Об интересном на планете, прочти в журнале и газете».

В ЦДБ г. Шелехова в течение года были организованы выставка-реклама «Юный эрудит – журнал для любознательных», электронная выставка-презентация и викторина по журналу «Сказки «Сибирячка», информационная выставка «Журнальная империя». На абонементах в ЦДБ г. Черемхово постоянно обновляются выставки «Журнальная карусель», «Сколько книг не прочитал, нет новее, чем журнал».

В дни школьных летних каникул в ЦБС г. Иркутска состоялась акция «Лето – пора читать!», в рамках которой прошли обзоры периодики «Солнце на страницах» . В акции приняли участие более 130 маленьких читателей.

В летние каникулы в лагере дневного пребывания и в профилактории «Истоки» были проведены обзоры «В гости к Сибирячку» (Нижнеудинский район). В рамках проекта «Библиотека под солнцем» библиотекари г. Свирска создали благоприятные условия для чтения и просмотра книг и журналов на свежем воздухе.

В Покосинской сельской библиотеке Братского района во время летних каникул для ребят были организованы конкурсы и выставки по материалам журнала «Чудеса и приключения детям». Программа мероприятий получилась интересной, насыщенной. В № 10 журнала за 2011 г. была опубликована статья об этом мероприятии.

2011 г. был юбилейным для журнала «Сибирячок». В детской библиотеке № 6 г. Усолье-Сибирское проведено литературное путешествие по страницам журнала «Сибирячок». Ведущие рассказали ребятам о том, что в 1992 г. начал издаваться единственный на всю Сибирь и Дальний Восток детский журнал – «Сибирячок», предлагающий вниманию своих читателей сказки, рассказы, весёлые загадки, комиксы и неожиданные сюрпризы. Интересный и познавательный литературно-музыкальный праздник «Вместе с «Сибирячком» в мир природы мы войдем» прошел в ДБ Слюдянского района. Неделя детской книги в ЦДБ г. Нижнеудинска была посвящена журналу «Сибирячок». В Заларинской ДБ большой интерес у читателей вызвала игра-викторина « А знаешь ли ты журнал «Сибирячок»?». Большой литературный праздник к юбилею журнала состоялся в ЦДБ Казачинско-Ленского района. «Сибирячку» посвятили оформление комнаты творчества Библиотеки семейного чтения Нижнеилимского района, там же проводился конкурс скульптур из снега, посвященный любимому журналу. В библиотеках Братска, Свирска, Саянска, в ДБ им. В. К. Петонова Осинского района проходили творческие встречи юных читателей с редколлегией журнала «Сибирячок». В течение года проходил цикл презентаций журнала «”Сибирячок” для сибирячков», «Мой дружок Сибирячок», «С днем рождения, Сибирячок!».

Библиотеки г. Иркутска на сайте «Журнальные юбилеи» представили виртуальные выставки к юбилеям журналов «Костер», «Мурзилка», «Сибирячок». В ЦДБ разработали акцию оконной рекламы «Читаем журналы». В ЦДБ г. Нижнеудинска на постоянно действующем стенде в фойе вывешиваются рекламные списки «Это интересно» о самых интересных статьях из периодических изданий.

Библиотекари осознают, что без изучения передового опыта коллег, без повышения своего профессионального уровня посредством изучения таких периодических изданий, как «Библиотека», «Библиополе», «Библиотечная газета», «Школьная библиотека», «Библиотечное дело» и др., невозможно полноценно оказывать библиотечно-информационные услуги. К сожалению не все библиотеки имеют возможность выписывать прессу, поэтому на районных семинарах регулярно проводятся информационно-аналитические обзоры периодики (Слюдянский, Иркутского, Чунский районы, Черемхово, Нижнеудинск).

В условиях финансовых ограничений на комплектование наличие в фондах периодических изданий приобретает особое значение. В этой связи интересен опыт детских библиотек Саянска, которые журнал «Родина» и «Земля Иркутская» выделили как «Памятники регионального уровня», подлежащие длительному хранению.

Работа с периодикой имеет очень большое значение, так как детские периодические издания пробуждают у детей интерес к познанию , способствую расширению кругозора. Анализ работы детских библиотек области с периодикой выявил творческий подход библиотекарей к своей деятельности, постоянный поиск наиболее эффективных форм и методов работы, что является обязательным условием для активного привлечения детей и подростков в библиотеки и расширения их читательского кругозора. Важен и тот факт, что библиотекари не остаются в стороне от читательских интересов, постоянно изучают мотивы обращения к периодике и своевременно корректируют свою деятельность.


  1. Муниципальные библиотеки
Иркутской области в цифрах за 2011 г.

Материально-техническая база муниципальных библиотек


Город/район



Кол-во библиотек


Обеспеченность муниципальных библиотек техническими средствами

Доступ в Интернет

Число ПК

Число множит.
техники


Число транспорт.
средств


Число телефонизир.
библиотек


2010

2011

2010

2011

2010

2011

2010

2011

2010

2011

2010

2011

Братск

13

11

4

8

49

66

53

41

17

15

Зима

6

6

2

2

9

10

12

12

2

4

Иркутск

28

28

14

16

129

163

68

78

28

37

Саянск

5

5

2

2

14

15

4

4

5

6

Свирск

2

2

1

1

3

3

3

2

1

1

Тулун

6

6

1

3

10

14

7

10

6

6

Усолье-Сибирское

9

9

9

9

32

32

18

19

1

9

10

Усть-Илимск

6

6

6

6

56

51

14

24

1

1

6

10

Черемхово

9

9

2

2

24

18

20

20

2

2

3

3

Итого по городам

84

82

41

49

326

372

199

210

4

3

74

92

Аларский

29

29

2

2

14

16

9

9

2

2

Ангарский

19

19

17

17

95

97

76

79

1

1

27

25

Балаганский

12

12

2

2

8

9

3

3

2

2

Баяндаевский

17

17

1

2

6

9

2

6

1

1

Бодайбинский

10

10

5

5

34

44

36

36

3

9

Боханский

26

26

1

1

2

5

2

1

1

1

Братский

44

43

1

2

12

13

8

10

2

3

Жигаловский

16

16

1

1

10

10

6

6

2

Заларинский

31

31

1

4

12

13

5

6

2

2

Зиминский

22

22

1

1

10

13

8

11

2

2

Иркутский

28

28

5

5

26

25

19

23

1

8

8

Казачинско-Ленский

16

16

3

4

13

13

10

10

5

5

Катангский

12

12

1

1

5

5

3

3

1

1

Качугский

25

25

1

1

9

8

4

4

3

3

Киренский

23

23

2

2

21

15

18

18

5

3

Куйтунский

30

31

2

2

12

15

7

13

1

2

Мамско-Чуйский

9

9

2

2

9

10

3

3

4

2

Нижнеилимский

23

22

4

4

32

33

29

30

4

4

Нижнеудинский

36

36

5

6

23

25

26

28

9

11

Нукутский

20

20

1

1

4

4

2

4

1

1

Ольхонский

16

16

3

3

17

19

10

14

2

2

Осинский

19

19

1

1

7

7

2

2

1

1

Слюдянский

12

12

2

3

16

16

9

9

3

4

Тайшетский

35

34

4

4

13

19

11

11

1

9

9

Тулунский

26

26

2

3

24

31

36

38

1

1

1

1

Усольский

24

22

3

4

11

12

9

9

2

2

Усть-Илимский

11

11

2

1

10

12

6

6

1

6

7

Усть-Кутский

21

21

2

2

12

15

8

8

1

2

9

11

Усть-Удинский

21

21

1

1

13

4

14

4

3

3

Черемховский

24

24

2

7

12

18

12

27

2

2

Чунский

19

15

4

4

19

23

5

4

3

4

Шелеховский

11

11

8

8

43

46

30

30

10

10

Эхирит-Булагатский

24

24

1

1

3

3

2

3

1

1

Итого по районам

711

703

93

107

561

607

433

468

5

5

127

144

Итого по муницип. библиотекам

795

785

134

156

887

979

632

678

9

8

201

236

Вот полки, книги, переплеты…
Знакомцы давние мои,
Предмет вниманья и заботы
И возрастающей любви.
И переплет за переплетом,
Где по-соседству с прозой – стих,
Как поворот за поворотом
На карте судеб мировых.
Как разговор тысячелетий,
Ушедших поколений зов…
И вы, и я – мы просто дети
Пред этой мудростью веков.

В продолжении читайте материал в женском интернет журнале про цветок женское счастье

Здравствуйте, милые, дорогие, верные друзья нашей библиотеки! Вы, действительно, наши верные друзья, вам не страшен холод, зной, снег, ветер или дождь. В любую погоду вы смело шагаете в библиотеку. Она ждет вас всегда и встречает радостно, теплом и радушием сотрудников, новыми поступлениями литературы, интересными массовыми мероприятиями.

Сегодня библиотека должна выбрать своего самого верного друга. Им станет тот, кто больше других знает о самой библиотеке, о периодических изданиях, в общем, тот, кто ответит на большее количество вопросов и получит больше жетонов в течение всей нашей встречи.

Итак, начнем наш разговор. В Армизонском районе создана ЦБС. Кто знает, что это такое?
(Ответ: Централизованная библиотечная система)
А кто скажет, в каком году произошло это знаменательное событие?
(Ответ: В 1977 году)

ЦБС объединяет 12 библиотек: 11 сельских и одну центральную районную библиотеку с детским отделом. Думаю, вам будет интересно узнать некоторые результаты деятельности за 2011 год. Конечно, год был трудным, но плодотворным. Все показатели нашей работы (за исключением платных услуг) выше, чем в 2010 году. Даже число читателей на 10 человек больше, несмотря на то, что много читающих семей уезжают за пределы района и, кроме того, в районе большая смертность. Читателей у нас 5,5 тысяч. Книжный фонд составляет более 97 тысяч экземпляров и более 750 экземпляров периодической печати. За прошлый год было выдано читателям свыше 235 тысяч книг, газет и журналов. Для сравнения – в 2010 году – только 207 тысяч. То есть каждый читатель за год взял 42 экземпляра литературы, или 3 издания в месяц. Это — хороший показатель.

В прошлом году немного изменились функционирующие в библиотеке отделы, к нам пришли новые работники. Вот как это выглядит в данный момент: в библиотеке 4 отдела. Отдел обслуживания взрослых читателей (Г. А. Угрюмова, О. Н. Грудева, А. С. Печерина); детский отдел (В. А. Лукащук, Н. Ф. Печерина); отдел комплектования (Г. П. Горбунова, В. В. Марков); информационно-правовой отдел (Н. О. Жирякова, Е. В. Мауль).
Наверное, вам интересно будет узнать, что у нашей системы есть в интернете свой сайт armbibl.ucoz.ru. На нем мы помещаем свои планы работы, информации о проведенных мероприятиях, фотографии и другую полезную информацию.
В библиотеке открыт пункт коллективного доступа в Интернет, которым вы можете воспользоваться бесплатно в часы работы библиотеки.

Библиотеки нашей системы (в том числе и районная) расширяют свои функции и диапазон оказываемых услуг, как платных, так и бесплатных. Информацию об услугах библиотеки вы можете найти в Уголке читателя.
Главное направление работы библиотеки – предоставление населению информационных услуг через имеющиеся библиотечные документы, в том числе через периодические издания.
Поток информации, постоянно поступающий и потребляемый всеми нами, стал для человека цивилизованного не просто важен, но и жизненно необходим.

Давайте вспомним, что входит в этот разнообразный мир, называемый СМИ?
(Ответы)
Да, это пресса – периодические издания газетно-журнального типа и аудиовизуальные СМИ – радио и телевидение.

Сегодня мы поговорим о первой составляющей и мне, как библиотекарю, кажущейся самой важной, — периодической печати.
Очень сложно, почти невозможно, представить себе все эти периодические издания. Потому что современная пресса – это тысячи изданий, различных по тематике, целевому назначению, программе, периодичности, тиражу, региону распространения.

На какие два отряда мы можем разделить всю прессу?
(Ответ: Газеты и журналы)
Правильно. А чем отличается газета от журнала?
Газета обладает большей оперативностью, большей универсальностью, она более информативна и представляет собой листовое издание.
Журнал более аналитичен (т.е. анализирует события) и публицистичен. Журналы, согласно Госстандарту, должны быть сброшюрованы», т.е. печатные листы скреплены в корешке.

Давайте совершим мысленно экскурсию в историю прессы…

Газета – это история мира за одни сутки. Сложно придумать лучшее определение для этого вида периодики.
Само слово «газета» по традиции связывают с названием итальянской монеты – gazzeta.
В середине XVI века она служила платой за листки, сообщавшие венецианским купцам торговые новости. История газетного дела ведет начало с 1609 года, именно тогда в Германии раз в неделю выходили газеты.
Первая русская газета «Куранты» появилась в 1621 году. Правда, она была рукописной, и читали ее только царь и бояре.
Журнал почти на полвека младше газеты. Это было в 1665 году в Париже, когда вышел первый номер издания. С тех пор прошло немало времени.
По региону распространения прессу можно разделать на три большие группы: общенациональная, региональная, местная.
Пресса может быть рассчитана либо на большинство потенциальных читателей, либо на конкретную группу.
По тематическому направлению прессу можно разделить на следующие темы, посвященные проблемам: здоровья, спорта, техники, науки.
У газет и журналов разная периодичность. Строгая периодичность – одна из важнейших характеристик СМИ. Некоторые издания выходят каждый день, другие – раз в неделю, некоторые — раз в месяц.
На первой полосе размещаются самые важные материалы, сенсационные фотоснимки. Что привлекает ваше внимание? Ну конечно, заголовок. Его главная задача – задержать наше внимание, заинтриговать. Иногда заголовок сопровождается кратким текстом, выделенный курсивом, который предваряет материал. Это и есть врез. Обычно это лозунг, цитата или комментарий, иногда краткое содержание материала, от которого зависит, будет ли читатель читать этот материал.
Ведь читая периодические издания, мы выбираем только то, что нам интересно, поэтому заголовок и врез стараются нас заинтересовать. Под шапкой «Сегодня в номере» располагают самые важные темы номера. Иногда в газеты и журналы вложены листы, которые называются вкладка. Вкладка – это издание в издании, ее можно вынуть из газеты, не нарушив при этом целостности издания (программа ТВ).
Сплошной текст на широкой газетной или журнальной полосе читать было бы неудобно. Поэтому в издательской практике принято разбивать его на несколько колонок — вертикальных столбцов.
В каждом издании печатаются выходные данные, содержащие информацию об издателе, главном редакторе, периодичности выхода издания, тираже и т. д. В каждой газете и в каждом журнале есть свои постоянные рубрики – разделы. У рубрики свое место и оформление
Сейчас предлагаем вам познакомиться с периодическими изданиями, представленными на стеллажах.

Итак, наша библиотека выписывает 94 периодических издания. Из них 37 газет и 57 журналов.
Все вы – наши постоянные читатели и сами знаете, какие журналы и газеты мы выписываем. Конечно, этот список не постоянен. В зависимости от ваших интересов происходит корректировка.

Например, когда-то мы выписывали журнал «Караван историй». Он пользовался спросом у женщин среднего возраста. Потом вдруг перестал быть востребованным. Но когда новых номеров журнала не стало, вдруг возник спрос на него. И вот с этого полугодия на наших стеллажах – ваш старый знакомый журнал «Караван историй».

Обратите внимание на новые журналы: «Даша», «Все для женщины», «Охота и рыбалка: XXI век».

1. В газете следует представлять себе постоянное расположение материалов, внутренних и международных.

2. Просмотр газеты следует начинать с передовой статьи. Её место – слева или вверху первой полосы. Передовая – пульс сегодняшнего дня. Она расскажет вам о первоочередных задачах и проблемах страны, науке, технике, культурной жизни. Заголовок передовой статьи всегда четко обозначает её тему.

3. Далее – общий просмотр газеты. Его технология сродни просмотру книги, только оглавлением-путеводителем служат рубрики и заголовки. Сопоставив заголовок статьи с рубрикой, под которой она помещена, почти всегда можно сказать тему очерка, фельетона, репортажа, информации. Уточнить эту тему поможет подзаголовок.

4. Интересно вам? – читайте.

5. Прочитанное вами должно непременно сработать – помочь в профессиональной деятельности или просто в разговоре.

6. Нет ни одного номера журнала, в котором бы не рассказывалось о чем-то нужном, интересном. Надо уметь увидеть эти материалы, прочитать их. Систематическое чтение газет и журналов позволит вам быть знающими людьми, которые всегда могут рассказать о том, что происходит в мире, в нашей стране.

7. Как же приучить себя к чтению периодики? На первых порах заставляйте себя прочитать хотя бы все заголовки на всех полосах газеты. Наверняка один — два из них привлекут ваше внимание. Прочтите статьи под этими заголовками. Вот уже есть одна – две темы, с которыми вы знакомы. Если вы сумеете и в дальнейшем заставлять себя следить за ними, то не только познакомитесь с мнениями других по заинтересовавшему вас вопросу, но сможете сформировать и своё.

8. Есть одно – единственное, обязательное условие развития интереса к газете, журналу. Это последовательность, регулярность чтения.

Вопросы викторины:

1. Что такое ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ?
2. Что такое газета?
3. Чем журнал отличается от газеты?
4. Чем журнал отличается от книги?
5. Назовите региональные периодические издания.
6. Как называется наша районная газета? Когда она выходит к читателям?
7. Расскажите о своем любимом журнале или газете.
8. Какие отделы есть в нашей библиотеке?
9. А сколько библиотек в ЦБС?
10. Каков книжный фонд всех библиотек системы?
11. А сколько у нас читателей?
12. Ну, и сколько экземпляров литературы выдано за 2010 год?

Спасибо всем за ответы. А самым верным другом, знающем о библиотеке почти все оказался _______________________ !

Ну, что ж. Сейчас вы можете подойти к стеллажам, выбрать заинтересовавшие вас газеты и журналы, записать их в свой формуляр, придти домой, сесть в свое любимое кресло, включить настольную лампу и наслаждаться чтением!

А БИБЛИОТЕКА, СТАВШАЯ ВАШИМ ДРУГОМ НАВСЕГДА, БУДЕТ ВАС С НЕТЕРПЕНИЕМ ЖДАТЬ!

Н. О. Жирякова, заведующая информационно-правовым отделом Армизонской ЦРБ

Роль периодической печати в жизни общества велика. Газеты и журналы несут читателям оперативную информацию обо всем, что происходит вокруг, освещают наиболее интересные события, факты, сведения, отвечают на интересующие нас вопросы.

От времени написания книги до выхода ее в свет проходят годы. Между тем, в газетах этот промежуток времени исчисляется днями, а в журналах – несколькими месяцами. Поэтому именно в периодике так ощутимо дыхание времени.

В журналах содержатся оперативные сведения практически по любой теме. Надо только уметь их вылавливать, пропуская через решето своего интереса. С помощью периодических изданий можно работать над расширением познавательного интереса, воспитывать лучшие черты характера.

Периодические издания играют неоценимую роль в воспитании молодого поколения: как очень мобильный способ получения информации, они отражают многие современные проблемы молодежи и тем самым способствуют ее социализации. Детские газеты и журналы способствуют расширению познавательных интересов детей, стремятся формировать сознательное отношение к учению – главной трудовой деятельности учащихся.


Репертуар детских и подростковых журналов сейчас достаточно интересен и разнообразен. Почти вся детская газетно-журнальная продукция прекрасно иллюстрирована, издается на хорошей бумаге. Молодое поколение часто предпочитает книге журнал, так как разнообразное жанровое содержание и хороший информационный материал удовлетворяют их вкусам и интересам. То же самое можно сказать о подростковой периодике.

К сожалению, из-за постоянного роста стоимости подписки периодические издания становятся доступными все более ограниченному кругу людей. Между тем библиотеки, в большей или меньшей степени, располагают подпиской на периодические издания. Придя к нам, ребенок встретит и квалифицированного библиотекаря, который поможет ему в определении приоритетов чтения.

Всю информацию, которую содержит периодическая печать, условно можно разделить на текущую (или событийную) и базисную. Текущая информация посвящена конкретным событиям, учит разбираться в нравственных конфликтах детей и подростков, оценивает их, анализирует сложные ситуации, требующие морального выбора.

Базисная информация помогает осмыслить те отдельные факты, явления, с которыми дети сталкивались сами, о которых прочли или услышали, и обобщить в мировоззренческие категории.

Если текущая информация, как правило, устаревает быстро, теряет свою актуальность, то базисная носит долговременный характер.

Собирая читателю информацию, детская пресса активно принимает участие в формировании политического опыта (интернационализма, толерантности), формировании здорового образа жизни.

Чтобы научить ребят правильно и регулярно читать журналы и газеты, следует использовать различные формы наглядной и массовой работы. Пропаганда периодических изданий должна быть оперативной, т.е. информация «на злобу дня» должна быть доведена до читателя в короткий срок. Оперативность достигается организацией открытого доступа и справочно-библиографического аппарата, позволяющих быстро удовлетворить запрос читателя.

Предлагаем названия выставок , так или иначе связанных с представлением периодики:

·«Наша пресса – на все интересы»,

·«Газета – окно в мир, где живет твой кумир»,

·«Что лист печатный нам готовит»,

·«Страна Журналия»,

·«Почтовый дилижанс»,

·«По страницам модных журналов»,

·«О чем рассказывают журналы» и др.

На стеллаже с периодикой можно поместить плакат или памятку с рекомендациями:

«Не читай все подряд. Прежде, чем читать, просмотри заголовки всех статей, это поможет тебе выбрать нужное и интересное. Объяснение непонятных слов найди в словаре; пользуйся картой, найди на ней те места, о которых прочитал».

Текст памятки, адресованной старшеклассникам, может быть таким:

2. В газете (журнале) следует представлять себе постоянное расположение материалов, внутренних и международных.

3. Просмотр газеты следует начинать с передовой статьи . Ее место – слева или вверху первой полосы. Передовая – пульс сегодняшнего дня. Она расскажет тебе о первоочередных задачах и проблемах страны, науке, технике, культурной жизни. Заголовок передовой статьи всегда четко обозначает ее тему.

4. Далее – обширный просмотр газеты (журнала). Его технология сродни просмотру книги, только оглавлением-путеводителем служат рубрики и заголовки. Сопоставив заголовок статьи с рубрикой, под которой она помещена, почти всегда можно сказать тему очерка, фельетона, репортажа, информации. Уточнить эту тему поможет подзаголовок.

5. Интересно тебе? – Читай! Останови свое внимание и на фамилии журналиста, на звании или должностном положении автора.

6. С особым вниманием читай материалы, которые могут тебе пригодиться – на уроке, в сочинении, в разговоре.

7. Нет ни одного номера журнала, в котором бы не рассказывалось о чем-то нужном, интересном. Надо уметь увидеть эти материалы , прочитать их. Систематическое чтение газет и журналов позволит тебе быть знающим человеком, который всегда может рассказать о том, что происходит в мире, в стране.

8. Как же приучить себя к чтению периодики? На первых порах заставляй себя прочитать хотя бы все заголовки на всех полосах газеты (журнала). Наверняка один-два из них привлекут твое внимание. Прочти статьи под этими заголовками. Вот уже есть одна-две темы, с которыми ты знаком. Если ты сумеешь и в дальнейшем заставлять себя следить за ними, то не только познакомишься с мнениями других по заинтересовавшему тебя вопросу, но сможешь сформировать и свое.

9. Есть одно-единственное, обязательное условие развития интереса к газете (журналу). Это последовательность, регулярность чтения .

Практически все формы работы с читателями: индивидуальные и групповые беседы, обзоры, выставки – должны включать рекомендацию статей из журналов и газет. Полезно вести папки газетных и журнальных вырезок, куда помещать важный, актуальный материал. Тематические папки часто становятся уникальными пособиями для читателей в изучении, например, истории родного края.

I.Нужно ответить на вопросы, касающиеся журналов и газет на выставке в библиотеке. Можно использовать вопросы, касающиеся периодики в целом. Например:

·Постоянный раздел в газете или журнале (рубрика).

·Кто отвечает за исправление грамматических ошибок? (корректор)

·Что означают цифры, написанные на обложке журнала? (номер журнала и год его издания)

·Он главный в издательстве. Приводит в порядок авторские материалы (редактор).

·С него начинается знакомство с текстом, расположен по центру, напечатан крупными буквами (заголовок).

II.Изготовить макет собственного журнала, придумать название и содержание. При выполнении этого задания ребята могут проявить свои творчество и фантазию.

Неделя журнальных открытий для молодежи «Планета периодика» может состоять из мероприятий:

·Пресс-час «Королевство красоты»,

·Круглый стол «Пресса нашего края»,

·Пресс-весы «Периодика: за и против».

Примерная программа Дня молодежной периодики «Журнальное ассорти»:

Выставка периодических изданий «ЖурнаLAND »,

Блиц-опрос «Мой любимый журнал».

«Призовым фондом» в подобных мероприятиях могут стать постеры из тех же самых журналов.

Одним из заданий в любом посвященном периодике мероприятии может стать составление шутливого «Словаря новых журнальных терминов»:

* Журналята – юные корреспонденты;

* Журналюди – люди, работающие в журнале;

День периодики . На уроке информационной грамотности следует познакомить ребят с такими понятиями, как «периодические издания», «газета», «журнал», «рубрика», «корреспондент», «юнкор», обучить навыкам работы с газетами и журналами. Затем можно провести КВН с заданиями от героев журналов: решить кроссворды, отгадать загадки, ответить на вопросы викторины.

Работа с газетами и журналами – это своеобразная лаборатория творческих идей и креативных мыслей. Благодаря этому читатель сможет не только многое узнать, но и выразить, показать себя. На основе периодики для детей и подростков можно провести немало интересных мероприятий :

Пресс-тур по журналам о животных «Зоологический вернисаж»,

Библиотечно-библиографические занятия: «Мои друзья – журналы», «Калейдоскоп событий, историй и открытий», «Этот многоликий мир информации», и многие другие.

Сами библиотекари могут использовать газеты и журналы в качестве методического материала: многие публикации можно даже не перерабатывать и использовать в сценариях или для составления викторин. Но есть одно правило, которому нужно следовать: дети должны удивляться. Способность эта – одна из главных и необходимых для человека. И викторина – это не просто вопросы и ответы, это – открытие. И не так уж важно, знают дети ответ на трудный вопрос или нет. Они будут думать, предлагать варианты, искать ответы в книгах и энциклопедиях, а для нас, библиотекарей, это и есть самое главное: пробудить интерес ребят к чтению и творчеству.

В заключение хочется сказать, что, развертывая работу с периодическими изданиями, библиотекари оказывают помощь читателям в удовлетворении их запросов, формировании художественного вкуса и культуры чтения. Не менее важно повышение авторитета библиотеки, увеличение читательского спроса на периодику и, как следствие, возникновение интереса к другой печатной продукции, приток читателей в библиотеку.

Всю информацию, которую содержит периодическая печать, условно можно разделить на текущую (или событийную) и базисную.
Текущая информация посвящена конкретным событиям, учит разбираться в нравственных конфликтах детей и подростков, оценивает их, анализирует сложные ситуации, требующие морального выбора.
Базисная информация помогает осмыслить те отдельные факты, явления с которыми дети сталкивались сами, о которых прочли или услышали, и обобщить в мировоззренческих категориях.
Если текущая информация, как правило, быстро устаревает, теряет свою актуальность, то базисная носит долговременный характер.

Собирая читателю информацию, детская пресса активно принимает участие в формировании политического опыта (интернационализма, толерантности), формировании здорового образа жизни.
Газеты и журналы говорят о проблемах современности, вырабатывают постоянное желание быть в курсе событий, информируют о последних достижениях науки и техники, знакомят с новинками современной литературы.
Периодические издания для детей и подростков работают над расширением познавательных интересов детей, стремятся формировать сознательное отношение к учению - главной трудовой деятельности учащихся. Чтобы научить ребят правильно и регулярно читать журналы и газеты, используются различные формы наглядной и массовой работы.
Пропаганда периодических изданий должна быть оперативной, т.е. информация «на злобу дня» должна быть доведена до читателей в короткий срок. Оперативность достигается организацией открытого доступа и справочно-библиографического аппарата, позволяющих быстро удовлетворить запрос читателя.

Практически все формы работы с читателями: индивидуальные беседы, обзоры, индивидуальная информация, выставки - включают рекомендацию статей из журналов и газет.

На абонементе помещаются списки «Новое в журналах». Ведутся папки газетных вырезок, где выделяется наиболее актуальный материал, обращается внимание учащихся на важные для них публикации (например: «Мы выбираем жизнь! А ты?»- о проблемах наркомании).
Папки необходимо регулярно пополнять, тематические папки часто становятся уникальными пособиями для учащихся при изучении многих предметов.

Приступая к работе с периодикой, необходимо выяснить насколько интересует она читателей (учащихся и учителей). По следующим вопросам можно провести мини-опрос:

1. какие журналы выписывают в вашей семье?
2. какие журналы ты читаешь дома, какие в библиотеке?
3. Систематически ли ты читаешь периодику?
Да Нет
Почему__________________________________
4. Какие материалы в журналах и газетах тебя больше всего интересуют? Что из материалов (новости, рассказы, очерки) тебе больше всего запомнилось?
5. Какие журналы помогают тебе в усвоении учебного материала?

В практике работы библиотеки используются различные формы наглядной пропаганды периодических изданий. Вся периодика собрана на отдельных стеллажах в открытом доступе, на этом стеллаже и плакат с рекомендациями по самостоятельной работе с газетой:

Не читай все подряд. Прежде, чем читать просмотри заголовки всех статей, это поможет тебе выбрать нужное и интересное.
- Объяснение непонятных слов найди в словаре, пользуйся картой, найди на ней те места, о которых прочитал.

Журнальные публикации являются основой в организации и проведении дне информации для учителей школ, в организации индивидуальной информации администрации школы, руководителей методических объединений.
Комплексная, в тесном контакте с массовыми библиотеками, пропаганда периодических изданий совместно с книгой, четкая дифференциация их по целевому и читательскому назначению обучает культуре работы с журналами и газетами, обеспечивает интенсивное использование периодических изданий, повышает общий уровень библиотечно-библиографического обслуживания читателей.