Экслибрис (от лат. ex libris – из книг) — небольшая художественно оформленная этикетка, указывающая на принадлежность книги определенному лицу или библиотеке. Обычно экслибрис наклеивался на внутреннюю сторону верхней крышки переплета.

Все экслибрисы являются памятниками своего времени, и их изучение очень важно. Оно позволяет проследить судьбу частных библиотек, выяснить их состав и место в культуре России.

Первый русский экслибрис, рисованный от руки, принадлежит игумену соловецкой библиотеки Досифею. Он незамысловат: большая буква С, внутри которой размещена надпись: «Священноинок Досифей». В то время бибиотек было мало, и для развития экслибриса не было предпосылок.

Печатный книжный знак появился в России только в начале XVIII века. Сначала он тоже был гербовым, но вскоре появились и сюжетные экслибрисы. Рисунок и короткий девиз характеризовали интересы владельца билиотеки.

Бурный рост книгоиздательской деятельности, книжная торговля с европейскими странами привели к созданию большого числа личных библиотек. Очень крупные по тому времени, хорошо подобранные книжные собрания имели сподвижники Петра I: Д.М. Голицын, Я.В. Брюс, А.А. Матвеев. Это были просвещенные деятели Петровской эпохи. Именно на их книгах появились первые в России печатные экслибрисы – миниатюрные гравюры по дереву.

Библиотека князя Дмитрия Михайловича Голицына (1665-1737) – действительного члена Верховного тайного совета – была в то время самой крупной и насчитывала около 6000 томов. Хранилась она в его родовой усадьбе – знаменитом подмосковном селе Архангельское. На книгах его собрания шрифтовой экслибрис на латинском языке: «Ex Bibliotheca Archangellina» – «Из библиотеки Архангельского». Этот знак выполнен в начале XVIII века.

Граф Яков Вилимович Брюс (1670-1735) - генерал-фельдмаршал, сенатор, Берг и мануфактур-коллегии президент, участник походов, устроитель Навигацкой школы в Москве, один из создателей российской артиллерии – был сыном выходца из Шотландии, родился в Москве, получил прекрасное образование, состоял ученым секретарем у Петра Великого. В Полтавском сражении командовал артиллерией и был удостоен ордена Андрея Первозванного. За выдающиеся заслуги ему был пожалован графский титул, и на гравированном книжном знаке изображен герб, окруженный цепью ордена Андрея Первозванного, на которой читаем слова; «За веру и верность».

Библиотека Я. Брюса состояла из 1500 томов и имела энциклопедический характер. В ее составе книги по естественным наукам, военному искусству, философии, истории, медицине. По завещанию вся библиотека в 1785 году поступила в Академию наук в Петербурге, и на книгах был наклеен первый в России гравированный книжный знак, представляющий сложную геральдическую композицию, свойственную большинству гербовых экслибрисов XVIII века.

Именно в это время наступил расцвет книгособирательства в России. Всей Европе известны превосходные книжные коллекции российских библиофилов - А.К. Разумовского, Ф.Г. Голицына, Н.П. Бутурлина, Н.П. Румянцева и др. Собирательство книг считали важнейшим патриотическим делом. Граф Румянцев, например, завещал свою огромную библиотеку (около 300000 томов и более 700 рукописей) народу «на пользу Отечества и благое просвещение». Она составила основу книжного фонда знаменитой Румянцевской Публичной библиотеки.

В XIX веке на смену гербовым книжным знакам приходят вензеля, шрифтовые ярлыки и штемпели.

Вензелевый экслибрис (от польск. «Wezel» — «узел») представляет собой переплетенные начальные буквы имени и фамилии владельца. Таков, например, знак князя Виктора Николаевича Гагарина (1844-1912), в котором инициалы владельца переплетены в довольно сложный орнамент, увенчанный княжеский короной.

Изменение социального состава владельцев библиотек способствовало появлению большого количества шрифтовых книжных знаков. На них указывалось лишь имя, отчество и фамилия владельца, иногда даже без слов «Ex libris». Такими экслибрисами помечены книги в библиотеках писателей Н.С. Лескова, А.П. Чехова, графа А.К. Толстого и др. Лев Николаевич Толстой имел скромный знак в виде кольца с текстом «Библиотека Ясной Поляны». На книгах из собрания В.Я. Брюсова — оттиск штемпеля «Валерий Брюсовъ».

Самый распространенный вид книжных знаков - сюжетный экслибрис. На нем изображаются бытовые и жанровые сценки, элементы архитектурных сооружений, внутренний вид библиотек, отдельные книги и предметы.

Первым русским сюжетным экслибрисом стал книжный знак, созданный более 200 лет назад известным художником-гравером того времени Г.И. Скородумовым (1755-1792) для библиотеки государственного канцлера России Александра Андреевича Безбородко (1747-1799). На нем изображено дерево, перевитое гирляндой цветов, а в центре композиции гравирован красивым шрифтом текст с титулом и фамилией владельца.

Более ста лет назад сюжетному экслибрису художники уделяли мало внимания. Но на рубеже XIX-XX веков над ним стали работать художники, объединившиеся вокруг журнала «Мир искусства» - А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, И.Я. Билибин, М.В. Добужинский, Б.М. Кустодиев, Е.Е. Лансере, Д.И. Митрохин, Г.И. Нарбут, К.А. Сомов, СВ. Чехонин и другие. Они создали множество высокохудожественных сюжетных экслибрисов.

В 20-е годы были созданы изумительные экслибрисы в гравюрах на дереве В.А. Фаворского, А.И. Кравченко, Н.И. Пискарева, Н.П. Дмитровского. В конце 50-х – начале 60-х гг. появились экслибрисы известнейших ксилографов современности: Н. Калиты, А. Калашникова, Д. Бисти.

Но сколько же всего создано экслибрисов за всю историю их развития? В мире известно около миллиона книжных знаков. Более ста тысяч из них создано в России.

Любая книга – ценность, но эксклюзивное издание – ценность вдвойне. А ценности принято защищать, как минимум обозначая как свою собственность. Именно ради этой цели несколько столетий назад и был придуман экслибрис, который за время существования превратился из чисто технического в полноценный декоративный элемент уникальных книг. Каким бывает экслибрис, как его изготавливают и зачем собирают в коллекции?

Как появился и развивался экслибрис?

Само слово «экслибрис» происходит от латинского выражения ex libris, «из книг». И именно так и писали на первых экслибрисах в XV-XVI веках: из книг «такого-то монастыря», «такой-то библиотеки», «коллекции такого-то человека». Изначально экслибрис выступал как функциональная деталь, призванная, как тавро животных, обозначить владельца книги. Поэтому о внешнем виде подобной метки сильно не задумывались: на форзац издания приклеивали простой бумажный ярлычок либо делали фирменный печатный оттиск с базовой информацией о собственнике.

Но со временем, когда в дворянских кругах пошла мода на личные библиотеки, экслибрису начали уделять куда больше внимания. В XVII-XIX веках дизайн такой отметки усложнился, получил изысканные и оригинальные формы. И создавать экслибрисы считалось не зазорно даже известным художникам и графикам – эта книжная деталь превратилась в полноценное художественное произведение. К тому же «тавро» уже не просто печатали на бумаге, но и делали в виде гравюр на металле или дереве, тисненых оттисков на коже, вручную написанных миниатюр и т.п.

Какие бывают экслибрисы?

Если не учитывать простейшие штампы, которыми отмечают книги в публичных библиотеках или учреждениях и организациях, все экслибрисы художественного характера можно разделить на три большие группы:

  • Гербовые. Именно с отметок, повторяющих фамильные гербы в целом или частично, с семейным девизом, в свое время и началась мода на такие декоративные элементы. Сегодня в связи с популярностью генеалогических древ такие экслибрисы переживают «второе рождение».
  • Вензелевые. Подобные экслибрисы представляют оригинальный орнамент в виде монограммы из сплетенных особым образом инициалов владельца книги. Эти метки возникли как реакция на чрезмерно сложные и порядком устаревшие гербы – они выглядели легче и воздушнее.
  • Сюжетные. Самые необычные экслибрисы, в которых не просто указывают имя собственника, но и с помощью рисунка со своим сюжетом, композицией и стилем обозначают профессию этого человека, его интересы и увлечения, дворянский титул, его портрет и т.п. – фантазия ничем не ограничена.
  • Также стоит отметить, что экслибрис бывает не только внутренним, наносимым с «изнаночной» стороны обложки, но еще и внешним – на переплетную крышку или книжный корешок (например, в виде тиснения фольгой или инкрустации). В таком случае эта метка называется уже суперэкслибрис.

    Как коллекционируют экслибрисы?

    Статус, которого достиг данный элемент в наше время, лучше всего подчеркивает тот факт, что экслибрис превратился в объект коллекционирования. Причем здесь распространено минимум три варианта собирания книжных отметок:

  • поиск авторских экслибрисов: коллекция включает метки, созданные одним и тем же известным графиком, – это похоже на коллекционирование картин любимого живописца;
  • поиск экслибрисов владельца: собрание книг, принадлежавших известному человеку, который мог быть писателем, политиком, научным деятелем или, к примеру, известным коллекционером книг;
  • поиск разных экслибрисов: самое простое коллекционирование, в котором собирают любые книжные метки – издаются даже сборники с описанием известных экслибрисов (их, по разным оценкам, создано более миллиона).
  • Доходит до того, что иногда некий экслибрис может цениться больше в прямом и переносном смысле, чем сама книга, на которую он нанесен!

    Слово «ex libris» в переводе с латинского означает «из книг». Экслибрис - это бумажный ярлык, наклеиваемый на книгу, преимущественно на внутреннюю сторону переплета, на котором значится, кто владелец книги, и, как правило, есть сюжетная картинка,

    отражающая профессию, круг интересов, увлечений, литературных привязанностей книголюба, тематику или характер библиотеки. Знаки эти выполняются художниками в технике гравюры на дереве, линолеуме, пластике, металле, оргстекле; есть также рисунки пером, тушью (с последующим цинкографированием).

    Художественные экслибрисы представляют собой произведения печатной графики. Книжный знак, хорошо исполненный, хорошо напечатанный, аккуратно вклеенный в книгу, украшает ее, является ее своеобразным паспортом. Наличие библиотечного экслибриса превращает простое книжное собрание в полноценную библиотеку.


    Экслибрис адмирала И.Ф.Крузенштерна

    Экслибрис императора Александра III

    Экслибрис Аркадия Стругацкого

    Среди художественных экслибрисов различают:

    • гербовые, которые воспроизводят герб владельца и характерны главным образом для XVI-XVIII веков;
    • вензелевые с орнаментально разработанными инициалами владельца;
    • сюжетные, которые стали наиболее популярными в XX веке и представляют собой изображения пейзажей, архитектурных мотивов, различных эмблем, образно отражающих вкусы, интересы и пристрастия, профессию владельца библиотеки.

    Возник экслибрис - в том виде, как он существует сейчас - вскоре после изобретения книгопечатания в 16 веке в Германии. Из тех времен до нас дошли графические миниатюры таких великих мастеров, как Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах, Ханс Хольбейн М. падший.

    В России гравированные экслибрисы появились при Петре1. Однако в 60-х годах прошлого века на некоторых рукописных книгах Соловецкого монастыря были обнаружины рисованные знаки основателя здешней библиотеки Досифея; знаки эти датируется началом 90-х годов XV столетия.

    На протяжении многих веков экслибрис выполнял утилитарную функцию. Он в первую очередь оповещал о владельце книги. Так, до 19 века большая часть личных библиотек принадлежала привилегированным сословиям, поэтому большинство экслибрисов были геральдическими с изображением родового герба владельца. Популярными были также вензелевые книжные знаки. Но еще более эффектным способом обозначить владельца был суперэкслибрис: тот же герб, но вытисненный золотом на верхней крышке книжного переплета.

    В 19 веке владельцами библиотек все больше становились писатели, ученые, художники, просвещенная буржуазия и сюжетный (художественный) экслибрис вытесняет гербовый. Конец XIX - начало XX века - время возрождения в России искусства книжного знака, как отрасли графики. Именно в это время была окончательно найдена новая форма экслибриса. В противовес геральдической каждому экслибрису художники - члены "Мира искусства" - А.Бенуа, Е.Лансере, К.Сомов, Г.Нарбут, М.Добужинский, И.Билибин, Е.Митрохин, С.Чехонин и др. - придавали все черты качественного графического произведения. Это и стройность композиции, филигранная точность деталей, индивидуальность, тонкий сюжет. В каждый знак художник вкладывал частицу своей души, в каждом угадывается графический почерк мастера. Среди русских художников, внесших вклад, в искусство экслибриса, такие крупные мастера живописи и графики, как М. Врубель, В. Васнецов, Б. Кустодиев.

    В 1920-1930-х гг. к созданию экслибриса приобщились ведущие мастера графики - В.Фаворский, А.Кравченко, Н.Купреянов, Н.Пискарев, П.Шиллинговский, Н.Бриммер и др. В послевоенные годы над экслибрисом трудятся известные художники Е.Голяховский, Г.Кравцов, В.Фролов, А.Калашников, Н.Калита, Г.Ратнер, М.Верхоланцев, В.Картович и многие другие.

    Вновь большая мода на экслибрис пришла в 1960–1970-е годы. Это было вызвано не столько расцветом графики, сколько подъемом книжного коллекционирования, массовым библиофильским движением в стране.

    В начале XXI века, интерес к экслибрису возвращается. И возвращается, как всегда, в немного новой ипостаси. В первую очередь, возрождается интерес к экслибрису, как к личному книжному знаку, как хранителю фамильной истории.

    Изменения претерпели и технологии изготовления.Теперь наибольшее распространение в современном книжном мире получили экслибрисы, выполненные виде оттиска клише, изготовленного из резины. Современное оборудование позволяет отгравировать клише экслибриса настолько высокого качества, что становятся видны мельчайшие детали рисунка. Такая техника изготовления открывает богатейшие возможности для владельца книжного знака, так как позволяет реализовать самый сложный художественный замысел.

    С давних пор по всему миру распространено коллекционирование экслибрисов. Благодаря этому увлечению, ученые могут исследовать этапы книгопечатания, особенности издания рукописных книг, отслеживать пути миграции книг. Известны многотысячные собрания этих графических миниатюр.

    Существуют два музея экслибриса, один из них находится в Москве. Существует мнение, что растущая популярность книжных знаков будет способствовать поддержанию имиджа России как самой читающей страны мира.

    Источники:
    Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/Ex_libris
    Сайт экслибрисов из собрания Юрия Сергеевича Бородаева , известного московского потомственного коллекционера
    Наука о рекламе http://www.advertology.ru/article23253.html
    Сайт художника-графика Леонида Щетнева http://www.booksite.ru/fulltext/she/tne/shetnev_l/index.htm

    Эксли́брис (от лат. ex libris - «из книг») - книжный знак, удостоверяющий владельца книги. Экслибрис наклеивается или проставляется печатью чаще всего на левый форзац . Экслибрис, обозначенный на внешней стороне книги (обложке или корешке), называется суперэкслибрисом .

    Обычно на экслибрисе обозначены имя и фамилия владельца и рисунок, лаконично и образно говорящий о профессии, интересах или о составе библиотеки владельца. Родиной экслибриса считают Германию , где он появился вскоре после изобретения книгопечатания.

    Простейший экслибрис представляет собой бумажный ярлык с именем владельца книги (иногда в сочетании с девизом или эмблемой). Художественные экслибрисы представляют собой произведения печатной графики . Они создаются различными техниками гравюры - гравируются на меди, дереве или линолеуме, выполняются цинкографским или литографским способом. Среди авторов художественных экслибрисов можно назвать таких выдающихся художников, как Альбрехт Дюрер , В. А. Фаворский и многих других.

    Среди художественных экслибрисов различают:

    • гербовые , которые воспроизводят герб владельца и характерны главным образом для XVI -XVIII веков . В СССР особый интерес к гербовым экслибрисам наблюдался в 1920-х годах в среде неэмигрировавшего дворянства. Позднейшим проявлением такого интереса стал Сборник гербовых экслибрисов ;
    • вензелевые с орнаментально разработанными инициалами владельца;
    • сюжетные , которые стали наиболее популярными в XIX веке и представляют собой изображения пейзажей, архитектурных мотивов, различных эмблем, образно отражающих вкусы, интересы и пристрастия, профессию владельца библиотеки.

    Древнейший русский экслибрис - это рисованный от руки книжный знак игумена Досифея , обнаруженный в книгах Соловецкого монастыря за 1493-1494 годы.

    Экслибрисы представляют собой как отдельное направление собирательства, так и признак, увеличивающий стоимость антикварной книги, зачастую многократно. Принадлежность книги известному владельцу существенно влияет на спрос.

      Экслибрис Баварской государственной библиотеки (Королевская библиотека, XIX век)

      Экслибрис игумена Досифея

      Экслибрис Marco Fragonara (1998)

    См. также

    • Экслибрисы из России в Викимедиа

    Литература

    Энциклопедические статьи
    • Книжный знак // Краткая литературная энциклопедия . Т. 3. - М., 1966.
    • Минаев Е. Н. Экслибрис // Книговедение: Энциклопедический словарь / Редкол.: Н. М. Сикорский (гл. ред.), О. Д. Голубева, А. Д. Гончаров, И. М. Дьяконов, А. И. Маркушевич , Е. Л. Немировский , И. М. Терехов (зам. гл. ред.), И. И. Чхиквишвили. - М. : Советская энциклопедия , 1981. - С. 606-607. - 664 с. - 100 000 экз. (в пер.)
    • Экслибрис // Книга: Энциклопедия / Редкол.: И. Е. Баренбаум , А. А. Беловицкая , А. А. Говоров и др. - М. : Большая Российская энциклопедия , 1998. - С. 728. - 800 с. - ISBN 5-85270-312-5 . (в пер.)
    • Грибанов Э. Д. Медицина в необычном. - М.: Советская Россия, 1988.
    • Гриханов Ю. А. Экслибрис // Библиотечная энциклопедия / Гл. ред. Ю. А. Гриханов ; Российская государственная библиотека . - М. : Пашков дом , 2007. - С. 1184. - 1300 с. - 3 000 экз. - ISBN 5-7510-0290-3 . (в пер.)
    Русский и советский экслибрис
    • Адарюков В. Я. Редкие русские книжные знаки. Материалы по истории русского книжного знака. - М., 1923.
    • Адарюков В. Я. Русский книжный знак. - 2-е изд. - М., 1922.
    • Базыкин М. С. Наши книжные знаки / Сост. М. С. Базыкин; Русское общество друзей книги (РОДК). - М., 1925. - 35 с., 8 л. ил.
    • Богомолов С. И. Российский книжный знак. 1700-1918. - М. : Минувшее, 2010. - 960 с. - ISBN 978-5-902073-77-2 . (в пер.)
    • Верещагин В. А. Русский книжный знак. - СПб., 1902.
    • Выставка книжных знаков. Петербург, 1919: Каталог. - Пг., 1919. - 85 с.
    • Выставка русских книжных знаков. - Л., 1926.
    • Гетманский Э. Д. Поэтическое сердце России (есенинский экслибрис) . В двух томах. - Тула: Тульский полиграфист, 2016. - Т. 1: 646 с.; Т. 2: 624 с.
    • Гетманский Э. Д. Российский книжный знак (1917-1991) . В трёх томах. - Тула, 2004.
    • Гетманский Э. Д. Художественный экслибрис Российской империи (1900-1917) . В двух томах. - Тула, 2009.
    • Гетманский Э. Д. Энциклопедия советского экслибриса (1917-1991) . В шести томах. - Тула, 2008.
    • Гетманский Э. Д. Отпечаток человеческой души: Ккаталог коллекции книжных знаков. В десяти томах. - Тула: Тульский полиграфист, 2012-2014. (т. 1-10 по 600 с.)
    • Гетманский Э. Д. Экслибрис - документ эпохи. В трёх томах. - Тула: Тульский полиграфист, 2015. (т. 1: 588 с.; т. 2: 587 с.; т. 3: 636 с.)
    • Гетманский Э. Д. Экслибрисная мемориальная летопись (евреи - герои Великой Отечественной войны). В трёх томах. - Тула: ТППО, 2017. - Т. 1: 569 с.; Т. 2: 563 с.; Т. 3: 577 с. .
    • Гетманский Э. Д. Экслибрисы народа книги (еврейская тема в отечественном книжном знаке). В двух томах. - Тула: ТППО, 2018. - Т. 1: 562 с. ; Т. 2: 611 с. .
    • Голубенский Г. А. К вопросу о периодизации истории русского и советского экслибриса. - Воронеж : Изд-во Воронеж, ун-та, 1965.
    • Иваск У. Г. Литература о книжных знаках. - М., 1918. - 31 с.
    • Иваск У. Г. О библиотечных знаках, так называемых ex-libris’ах, по поводу 200-летия их применения в России. - М., 1902.
    • Иваск У. Г. Описание русских книжных знаков. Вып. 1-3. - М., 1905-1918.
    • Ивенский С. Г. Книжный знак: История, теория, практика художественного развития. - М., 1980.
    • Ивенский С. Г. Мастера русского экслибриса / С. Г. Ивенский; Оформление Л. Г. Епифанова . - Л. : Художник РСФСР , 1973. - 336 с. - 10 000 экз. (в пер.)
    • Известия Московского общества любителей книжных знаков. 1907. - Вып. 1.
    • Кашутина Е. С. , Сапрыкина Н. Г. Экслибрис в собрании Научной библиотеки Московского государственного университета: Альбом-каталог / Е. С. Кашутина, Н. Г. Сапрыкина. - М. : Изд-во МГУ, 1985. - 224 с. - 8800 экз. (в пер.)
    • Книжные знаки русских художников / Под ред. Д. И. Митрохина , П. И. Нерадовского , А. К. Соколовского . - Пг.: Петрополис, 1922. - 240 с.
    • Ласунский О. В мире экслибрисов // Власть книги: Рассказы о книгах и книжниках. - Воронеж, 1966. - С. 221-253.
    • Ласунский О. Г. Книжный знак: Некоторые проблемы изучения и использования. - Воронеж: Изд. Воронежского ун-та, 1967. - 168 с.
    • Ласунский О. Г. Власть книги: Рассказы о книгах и книжниках. - Изд. 4-е, перераб. - Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2010. - ISBN 5-98631-014-4 .
    • Литература о книжных знаках: Библиографический список. - Вологда : Сев.-Зап. кн. изд-во , 1971. - 128 с.
    • Лихачёва О. П. Собрание русских книжных знаков БАН СССР // Материалы и сообщения по фондам отдела рукописной и редкой книги Библиотеки Академии наук СССР. - М.-Л, 1966. - С. 90-102.
    • Лукомский В. К. Фальсификат в экслибрисе. - М., 1929.
    • Марцевич Ю. П. Новая литература о книжном знаке: Информационный библиографический указатель. - М., 1971. - 92 с.
    • Минаев Е. Н. Экслибрис: Книга-альбом. - М. : Советский художник , 1968. - 120 с. - 10 000 экз. (обл.)
    • Минаев Е. Н. Экслибрисы художников Российской Федерации: 500 экслибрисов (альбом) / Сост. Е. Н. Минаев. - М. : Советская Россия , 1971. - 320 с. - 40 000 экз. (в пер., суперобл.)
    • Минаев Е. Н. , Фортинский С. П. Экслибрис. - М. : Книга , 1970. - 240 с. - 20 000 экз. (в пер., суперобл.)
    • Малинин Б.А., Экслибрис Ex Libris Г. И. Игнатова № 8. 1987 г. Х3 91х12 (недоступная ссылка)

    Экслибрис возник в Германии в 16 веке, практически сразу после изобретения книгопечатания. В России же эти «книжные знаки» появились только при Петре 1. Однако в прошлом веке были обнаружены рукописи Соловецкого монастыря, датированные концом 15-го столетия. На них были изображены рисованные экслибрисы.

    Такие разные экслибрисы

    Экслибрис может как наклеиваться на внутреннюю сторону переплета , так и быть отпечатан при помощи специальной печати – они во множестве изготавливались по индивидуальным заказам. Были даже такие разновидности именных книжных меток, как суперэкслибрис, где оттиск делался на корешке книги.

    Экслибрис часто содержал имя владельца и нередко дополнялся его занятий и интересами. Если можно провести такую аналогию, то экслибрис был предшественником метки, какую ставят в виртуальной библиотеке, или водяного .

    Экслибрисы могли быть простые и незатейливые или же очень изысканные и сложные по составу. Иногда они представляли собой лишь ярлык с именем владельца, его подпись, нехитрый значок, придуманный хозяином издания. В ряде случаев он дополнялся личным девизом или маркировался эмблемой.

    Были и художественные искусные произведения экслибриса. Они создавались с применением высоких (для того времени) технологий и представляли собой небольшие печати-гравюры на меди или дереве. В их изготовлении применялся литографский или цинкографический способ. Среди авторов сложных экслибрисов стоит упомянуть Альбрехта Дюрера и Фаворского.

    Типы экслибрисов

    Специалисты разделяют все экслибрисы на:

    Гербовые – они изображают именной герб владельца, в России особый спрос на такие вещи существовал в начале двадцатого века среди дворянства, которое не успело или не захотело эмигрировать;
    - вензелевые – более простые, но в особом орнаменте, на них указывались инициалы владельца;
    - сюжетные – здесь преимущественно использовались пейзажные композиции, эмблемы, архитектура (были особенно популярны в двадцатом веке).

    В настоящее время, когда многие собирают не бумажные, а электронные библиотеки, роль экслибриса падает. Хотя, поскольку настоящие книги используются все реже, не исключено, что художественная метка может снова войти в моду, как своеобразная дань прошлому.

    Стоит заметить, что уже есть два музея экслибриса, один из которых - в Москве. И существуют многотысячные собрания этих книжных графических миниатюр.