В 1937 году работы над эсминцем проекта 45 полностью остановились. После ареста курировавшего проект заместителя наркома оборонной промышленности Муклевича, а за ним и инженера Бжезинского никто не знал, что делать с недостроенным кораблем, а постоянно сменявшемуся руководству флота было не до сомнительного проекта. Достройка эсминца возобновилась лишь весной 1938 года.

Корабль начинает испытания

15 марта 1938 года командиром эсминца «Орджоникидзе» был назначен капитан 3-го ранга Д.П. Шаников. В июле того же года корабль сняли с консервации, на нем начались монтаж и испытания турбин и прочих механизмов. В марте 1939 года стартовали швартовные испытания механизмов, которые завершились 30 августа 1940 года.

Параллельно с этим к октябрю 1939 года закончились пробные наладочные испытания главных котлов. Выяснилось, что купленные в Германии регуляторы узла синхронизации подачи к котлам топлива, воздуха и питательной воды фирмы «Термотехник» не справляются со своей задачей. А ведь эффективность работы прямоточных котлов обеспечивалась, в первую очередь, точной и четкой регулировкой режима их работы! Немецкие регуляторы решили заменить на отечественные приборы авторегулировки «Аскания» производства завода №230. При этом на совещании заинтересованных учреждений (заводы №230, 190 и 379, Бюро прямоточного кораблестроения, кораблестроительное ЦКБ-17 и НИИ-45) 4–5 апреля 1939 года было решено, что для ускорения работ по проектированию системы автоматического регулирования котлов объекта С-500 завод №230 начнет разрабатывать их,

«не дожидаясь полных характеристик, которые должны быть получены после установки надежного дистанционного управления».

9 апреля 1940 года на корабль, наконец, «вселился» экипаж, а в октябре приказом наркома ВМФ эсминец был переименован в «Опытный». 30 сентября на корабле подняли государственный флаг, и в 11 часов этого дня он на буксире вышел с территории завода для прохождения предварительных заводских испытаний.

Основные заводские испытания проводились с 27 ноября по 11 декабря. Корабль совершил пять выходов в море (в общей сложности 40 ходовых часов), на машинах была достигнута скорость в 370 оборотов винта в минуту. Увы, документы не уточняют, какой скорости хода это соответствовало. Д.Ю. Литинский пишет о том, что в итоге корабль показал скорость в 25 узлов при мощности машин 40 000 л.с., но по утверждению «Истории отечественного судостроения» (со ссылкой на статью Н.Н. Афонина 1985 года) при ручном управлении котлами удалось достигнуть скорости в 35 узлов. Ниже мы увидим, что расчетная мощность машин после всех ухищрений составила порядка 60 000 л.с.

В любом случае надежной работы автоматики управления котлами добиться не удалось – особенно сильно она сбоила при малых нагрузках. Однако это была не единственная проблема. Вскрытие вспомогательных механизмов после испытаний показало, что часть из них (питательный насос №4, котельные турбовентиляторы, лопатки конденсатного насоса первой ступени №2) требует капитального ремонта.

Война на пороге

18 декабря 1940 года на корабле, стоявшем у стенки завода, возобновилась наладка автоматики котлов в первом котельном отделении. К концу года монтаж основного штатного оборудования завершился, но с регуляторами возникли проблемы. Специалистам завода №230 только в августе-сентябре удалось наладить ручное дистанционное управление котлами, регулирующую арматуру с сервомоторами, регуляторы давления служебного пара и подачи масла. Сдачу всех четырех комплектов автоматического регулирования котлов перенесли на 1941 год. При этом главный конструктор завода №230 в феврале 1941 года указывал, что:

«Установленные заводом 190 перепускные клапана… не обеспечивают необходимой для наших регуляторов точности поддержания давления мазута в напорном патрубке насоса…. Кроме того, завод 190 не обеспечил до сего времени регулирование температуры мазута за нефтеподогревателями. Колебания температуры мазута понижают точность работы узла синхронизации».

Но завод №190, загруженный работами по сдаче серийных эсминцев проекта 7-у, не мог выделить достаточное количество специалистов нужной квалификации для достройки корабля, явно ставшего второстепенным.

«За декабрь, январь и начало февраля завод запускал вспомогательные механизмы только 7 раз на 3–4 часа. Ни один запуск не обходился без неполадок со вспомогательными системами и аварийных остановок котла»,

– жаловался директор завода №230 в Наркомат судостроительной промышленности в марте 1941 года.

В ответ директор завода №190 И.Г. Миляшкин апеллировал к Наркомату Госконтроля – к всесильному Л.З. Мехлису. Директор указывал на то, что во всем виноват завод №230: он некачественно провел монтаж импульсных трубопроводов в котельном отделении №1, с опозданием представил чертежи и детали по нагрузочным вентилям воды и мазута. По мнению Миляшкина, сама система регулирования вызывала сомнения, так как завод №230 не имел достаточно опыта в создании подобных устройств и не хотел использовать опыт тех, кто уже разрабатывал аналогичные системы регулировки для прямоточных котлов.

В числе последних Миляшкин называл завод №379 Наркомата авиапромышленности (Завод авиационного приборостроения), с 1935 года участвовавший в работе над силовой установкой «универсального турбинного катера» (проект 234) с компактными прямоточными котлами. Директор умалчивал, что проект этого катера принадлежал все тому же инженеру Бжезинскому, строился он с 1937 года, и силовая установка для него все еще не была готова. Сам Бжезинский, арестованный в 1937 году, на тот момент трудился в ОКБ НКВД над проектами «ныряющих катеров» «Блоха» и «М-400» – к слову, они также оказались тупиковыми. Более того, явно по опыту мучений с котлами проекта 45 в первом варианте тактико-технических требований к эсминцу проекта 30, выданном Управлением кораблестроения УМС РККА в ноябре 1937 года, указывалось:

«температура пара выше 380° не допускается».

В свою очередь, главный инженер завода № 379 уверенно сообщал, что завод имеет опыт создания устройств для автоматического управлениями прямоточными котлами тепловых электростанций – в частности, ТЭЦ им. Коминтерна в городе Грозном:

«Обе системы организованы сходно, в обеих есть узел синхронизации «вода/топливо». Конструкции приборов завода 230 для объекта 500 значительно усложнены введением для одной и той же цели – различных – нетипизированных элементов, зачастую весьма сложных и непродуманных. Все это чрезвычайно затруднило наладку системы. Узел синхронизации, основной узел всей системы, заводом 379 был налажен в Грозном в течение 10–12 дней, тогда как завод 230 возится с ним два года… система автоматики на ТЭЦ им. Коминтерна непрерывно работает уже в течение года без остановки даже для плановой ревизии».

Увы, самодовольство руководства завода № 379 не имело под собой оснований. Прямоточный котел, смонтированный на Грозненской ТЭЦ в 1938 году, действительно был оснащен системой автоматической регуляции – но совсем другого уровня точности. Стационарный котел тепловой электростанции имеет высокую мощность (чем мощнее, тем экономичнее), то есть, большую инерционность. Таким образом, ему нет необходимости часто менять режимы работы. Напротив, судовой прямоточный котел обладает малой инерционностью, и при этом ему приходится часто и резко менять режимы при изменении скорости хода корабля. Для эффективной синхронизации сразу нескольких быстро сменяющихся параметров требуется регулирующее устройство с максимально чуткими датчиками и быстрой реакцией регулирующих устройств на изменения их показателей. Задача создания таких устройств оказалась гораздо более сложной, чем мнилось Бжезинскому и инженерам завода №379. В конечном итоге с ней не справились даже немцы: высоконапорные котлы их эсминцев в течение всей войны были сущим бедствием для моряков.

Однако проблема прямоточных котлов заключалась не только в регулировке. В апреле 1941 года при проверке готового к работе 1-го котла была обнаружена неожиданно сильная коррозия трубок в некоторых секциях пароперегревателя. Их пришлось срочно заменить, но аналогичный процесс начался и в остальных котлах. Высокие параметры пара способствовали усилению коррозионных процессов, вода для прямоточных котлов требовала специальной подготовки и повышенной степени дистилляции. Все это стало неприятной неожиданностью для кораблестроителей, никогда не сталкивавшихся с такими проблемами. В конце концов, борьбу с коррозий трубок было решено поручить Л.К. Рамзину и его Бюро прямоточного котлостроения. «Стоимость работ отнесите на стоимость корабля» , – говорилось в решении заместителя наркома судостроения.

Помимо прочего, стало ясно, что арматуру, запорные и регулирующие устройства для котлов, работающих при высоком давлении и температуре пара, нужно изготавливать из более прочных материалов, чем это было принято для обычных котлов.

Не слишком удачной оказалась и схема силовой установки эсминца. Согласно протоколу совещания 6 апреля 1941 года, из-за перерасхода пара вследствие высокого противодавления за вспомогательными турбомеханизмами максимальная мощность полного хода составляла лишь 78% от спецификационной, так как на главные турбины оставалось лишь 162 тонны в час (вместо 208 тонн в час по проекту). В турбине низкого давления использовать отработанный пар на полном ходу оказалось невозможно, поскольку за счет большого сопротивления в трубопроводе давление отработавшего пара в машинном отделении было ниже, чем в ресивере турбины низкого давления (ТНД). На малых же ходах расход пара на вспомогательные механизмы оказался вдвое больше расхода на главные турбины. Не была обеспечена возможность работы носового котельного отделения на кормовое машинное отделение – таким образом, эшелонирование силовой установки теряло смысл. ЦКБ-17 предлагало переделки, которые позволяли достичь относительно высокой мощности полного хода (85,5% от заданной) даже без использования отработанного пара в ресивере ТНД. Экономичность установки на малых и средних ходах после этих переделок оценивалась следующим образом:

«16 узлов – ок. 0,8 кг угля на л. с. в час

20 узлов – ок. 0,55 кг угля на л. с. в час

крейсерский ход – ок. 0,40 кг угля на л. с. в час».

Если вспомнить о том, что проектная мощность машин эсминца составляла 70 000 л.с., то выходит, что на заводских испытаниях они дали 54 600 л.с. а ЦКБ-17 предлагало улучшения, позволявшие (по расчетам) поднять ее до 60 000 л.с. С другой стороны, согласно февральскому докладу помощника военпреда на заводе №190, мощность машин на полном ходу составляла 61 500 л.с.

В итоге в строительство корабля вмешалось правительство. Постановлением Совнаркома и ЦК ВКП(б) от 9 апреля 1941 года срок сдачи корабля устанавливался на 15 октября 1941 года. В постановлении отмечалось, что на эсминце будет отработан ряд проблем кораблестроения, прежде всего по силовым установкам – теперь в этом виделся основной смысл его достройки. В мае Комитет Обороны при СНК назначил ходовые испытания корабля на период с 20 июля по 15 августа, а государственные – на период с 15 августа по 15 сентября 1941 года.

Однако 21 мая уполномоченный Управления кораблестроения в Ленинграде инженер-капитан 1-го ранга Якимов сообщил начальнику Управления, что срок окончания наладки и сдачи автоматики управления котлами срывается:

Помимо этого, в мае того же года Научно-технический комитет ВМФ выразил обеспокоенность слабостью корпуса эсминца в верхних связях и потребовал подкрепления палубы – в конце концов было решено сделать это после испытаний, а пока ограничить условия выхода эсминца в море волнением 6–7 баллов.

На этот момент, согласно сообщению Управления кораблестроения в Совнарком, тактико-технические характеристики эсминца (по итогам кренования 13 июля 1940 года и с учетом нагрузки по рабочим чертежам от 1 апреля 1941 года) определялись так:

«Длина наибольшая – 113,5 м

Длина по конструктивной ватерлинии – 110 м

Ширина наибольшая (по КВЛ) – 10,2 м

Водоизмещение стандартное – 1621 т

Водоизмещение при испытании (с 6-часовым запасом топлива) – 1787 т

Водоизмещение нормальное (с 50% запасом топлива) – 1822 т

Среднее углубление для водоизмещения при испытании – 3,3 м

Начальная метацентрическая высота для водоизмещения на испытании – 0,72 м

Наименьшая метацентрическая высота (с минами на верхней палубе) – 0,37 м».

В итоге заводские ходовые испытания корабля начались с опозданием (31 июля) с так и не отрегулированной автоматикой управления котлами. Испытания проводились по сокращенной программе в районе Кронштадта. Согласно программе, каждый котел по отдельности проверялся под полной нагрузкой в течение 4 часов, затем проверялась работа машин в течение 6 часов при двух работающих котлах в первом эшелоне и по 3 часа при работе одного котла в каждом эшелоне, а также реверс с переднего хода на задний. На полях программы испытаний, подписанной директором завода им. Жданова И.Г. Миляшкиным имеются рукописные пометки:

«4 часа – 20 узлов, не менее 3 ч. – 32 узла, 3 ч. – 42 узла… Замеряется скорость … 16 узл., 25 узл., 37 узл. на 3-х галсах».

17 августа заводские испытания были закончены, а 20 августа уполномоченный Управления кораблестроения в Ленинграде капитан 1-го ранга Якимов подписал подтверждение о готовности корабля к государственным испытаниям по сокращенной программе. Общее заключение после заводских испытаний было таково:

«Надежность действий механической установки по условиям военной обстановки проверена на заводских испытаниях в пределах 220 об./мин и признана удовлетворительной.

На указанных ходах миноносец может быть использован для несения дозорной службы и для всех боевых операций, которые могут быть заданы для одиночного корабля. К плаванию в составе соединения без дальнейшей доводки автоматики ММ допущен быть не может.

Для окончательной проверки мех. установки корабля считаю возможным допустить ММ «Опытный» к сдаточным испытаниям Комиссии согласно сокращенной по условиям военного времени программе».

Серия лидеров эсминцев типа «Проект 1» состояла из 3 единиц — «Ленинград», «Москва» и «Харьков». «Ленинград» был построен на Ленинградском судостроительном заводе №190 и принят в строй Балтийского флота в 1936 г. «Москва» и «Харьков» были построены на Николаевском заводе №198 и в 1938 г. включены в состав Черноморского флота. Эсминцы «Москва» и «Харьков» погибли в 1941 и 1943 гг. соответственно. «Ленинград» был затоплен в 1958 г. после расстрела в качестве мишени. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 2 тыс. т., полное – 2,6 тыс. т.; длина – 122 м, ширина – 11,7 м; осадка – 4,2 м; скорость – 40 узл.; энергетические установки — 2 паротурбинные установки и 3 паровых котла; мощность – 66 тыс. л.с.; запас топлива – 613 т. нефти; дальность плавания – 2,1 тыс. миль; экипаж – 250 человек. Вооружение: 5×1 — 130-мм орудий; 2х1 – 76-мм зенитных орудия; 6х1 – 37-мм зенитных автоматов; 4-6х1 – 12,7-мм пулеметов; 2х4 – 533-мм торпедных аппарата; 2 бортовых бомбомета; 76 мин; 12 глубинных бомб.

Серия лидеров эсминцев типа «Проект 38» состояла из 3 единиц — «Минск», «Баку» и «Тбилиси». Эсминец «Минск» был построен на Ленинградском судостроительном заводе №190 и принят в строй Балтийского флота в 1938 г. Эсминец «Баку» был заложен на заводе №199 Комсомольска-на-Амуре как «Киев». В 1938 г. переименован в «Серго Орджоникидзе» и принят в строй Тихоокеанского флота, а в 1940 г. получил наименование «Баку». Эсминец «Тбилиси» (Тифлис) был построен на заводе №199 и принят в строй Тихоокеанского флота в 1940 г. «Минск» потоплен в 1958 г. как мишень, «Баку» списан в 1963 г., а «Тбилиси» — в 1964 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 1,9 тыс. т., полное – 2,5 — 2,7 тыс. т.; длина – 122 м, ширина – 11,7 м; осадка – 4,1 м; скорость – 40 узл.; энергетические установки — 2 паротурбинные установки и 3 паровых котла; мощность – 66 тыс. л.с.; запас топлива – 621 т. нефти; дальность плавания – 2,1 тыс. миль; экипаж – 250 — 310 человек. Вооружение: 5×1 — 130-мм орудий; 3х1 – 76-мм зенитных орудия; 4-8х1 – 37-мм зенитных автомата; 4-6х1 – 12,7-мм пулеметов; 2х4 – 533-мм торпедных аппарата; 2 бортовых бомбомета; 76 мин; 36 глубинных бомб.

Корабль был построен на итальянской верфи «OTO» по заказу СССР и зачислен в состав Черноморского флота в 1939 г. Эсминец погиб в 1942 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное –2,8 тыс. т., полное – 4,2 тыс. т.; длина – 133 м, ширина – 13,7 м; осадка – 4,2 м; скорость – 42,7 узл.; энергетические установки — 2 паротурбинные установки и 4 паровых котла; мощность – 110 тыс. л.с.; запас топлива – 1,1 тыс. т. нефти; дальность плавания – 5 тыс. миль; экипаж – 250 человек. Вооружение: 3×2 — 130-мм орудия; 1х2 – 76-мм зенитное орудие; 6х1 – 37-мм зенитных автоматов; 6х1 – 12,7-мм пулеметов; 3х3 – 533-мм торпедных аппарата; 2 бортовых бомбомета; 110 мин.

Эсминец «Новик» был построен на Путиловском заводе Петербурга и введен в строй Балтийского флота в 1913 г. В 1926 г. корабль переименован в «Яков Свердлов». В 1929 г. эсминец прошел перевооружение. Корабль погиб в 1941 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное –1,7 тыс. т., полное – 1,9 тыс. т.; длина – 100,2 м, ширина – 9,5 м; осадка – 3,5 м; скорость – 32 узл.; энергетические установки — 3 паротурбинные установки и 6 паровых котлов; мощность – 36 тыс. л.с.; запас топлива – 410 т. нефти; дальность плавания – 1,8 тыс. миль; экипаж – 170 человек. Вооружение: 4×1 — 102-мм орудия; 1х1 – 76-мм зенитное орудие; 1х1 – 45-мм зенитный автомат; 4х1 – 12,7-мм пулемета; 3х3 – 450-мм торпедных аппарата; 2 бомбосбрасывателя; 58 мин; 8 глубинных бомб.

Из первой серии эсминцев типа «Новик» в войне принимали участие 6 единиц («Фрунзе» (Быстрый), «Володарский» (Победитель), «Урицкий» (Забияка), «Энгельс» (Десна), «Артем» (Азард), «Сталин» (Самсон). Эсминец «Фрунзе» был построен на Херсонском заводе А. Ваддона и принят в состав Черноморского флота в 1915 г. Остальные корабли строились на Петербургском металлическом заводе и были введены в состав Балтийского флота в 1915-1916 гг. Первую модернизацию корабли прошли в 1923-1927 гг., вторую в 1938-1941 гг. Эсминцы «Фрунзе», «Володарский», «Энгельс» и «Артем» погибли в 1941 г. «Урицкий» списан в 1951 г., а «Сталин» затоплен при испытании ядерного вооружения в 1956 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 1,2 тыс. т., полное – 1,7 тыс. т.; длина – 98 м, ширина – 9,8 м; осадка – 3 — 3,4 м; скорость – 31 — 35 узл.; энергетические установки — 2 паротурбинные установки и 4 — 5 паровых котла; мощность – 23 – 30 тыс. л.с.; запас топлива – 350 — 390 т. нефти; дальность плавания – 1,6 – 1,8 тыс. миль; экипаж – 150 — 180 человек. Вооружение: 4×1 — 102-мм орудия; 1-2х1 – 76-мм зенитное орудие; 2х1 – 45-мм или 2х1 – 37-мм или 2х1 20-мм зенитных автомата; 2-4х1 – 12,7-мм пулемета; 3х3 – 457-мм торпедных аппарата; 2 бомбосбрасывателя; 10 — 12 глубинных бомб; 80 мин.

Из второй серии эсминцев типа «Новик» в войне принимали участие 6 единиц «Ленин» (Капитан Изыльметьев), «Войков» (Лейтенант Ильин), «Карл Либкнехт» (Капитан Белли), «Валериан Куйбышев» (Капитан Керн), «Карл Маркс» (Изяслав), «Калинин» (Прямислав). Все корабли служили на Балтийском флоте. Эсминец «Карл Маркс» был построен на заводе «Беккер и К» и принят в строй в 1917 г. Остальные корабли построены на Путиловском заводе. «Ленин» и «Войков» в эксплуатации с 1916 г., а «Валериан Куйбышев», «Калинин» и «Карл Либкнехт» с 1927-1928 гг. Эсминцы «Ленин», «Калинин» и «Карл Маркс» погибли в 1941 г., остальные списаны в 1955-1956 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 1,4 тыс. т., полное – 1,6 тыс. т.; длина – 98 — 107 м, ширина – 9,3 – 9,5 м; осадка – 3,2 — 4,1 м; скорость – 31 — 35 узл.; энергетические установки — 2 паротурбинные установки и 4 паровых котла; мощность – 30,5 – 32,7 тыс. л.с.; запас топлива – 350 — 390 т. нефти; дальность плавания – 1,7 – 1,8 тыс. миль; экипаж – 150 — 180 человек. Вооружение: 4×1 — 102-мм орудия; 1х1 — 76,2-мм зенитное орудие или 4х1 – 37-мм зенитных автомата или 2х1 – 45-мм и 2х1–мм зенитных автомата; 2-4х1 – 12,7-мм пулемета; 3х3 – 457-мм торпедных аппарата; 2 бомбосбрасывателя; 46 глубинных бомб; 80 — 100 мин.

Из третьей серии эсминцев типа «Новик» в войне принимали участие 4 единицы: «Дзержинский» (Калиакрия), «Незаможник» (Занте), «Железняков» (Корфу), «Шаумян» (Левкас). Корабли были построены для Черноморского флота на Николаевских заводах «Руссуд» и «Наваль». Эсминец «Дзержинский» вступил в строй в 1917 г., «Незаможник» — в 1923 г, а «Железняков» и «Шаумян» в 1925 г. Эсминцы «Дзержинский» и «Шаумян» погибли в 1942 г., «Незаможник» списан в 1949 г., а «Железняков» — в 1953 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 1,5 тыс. т., полное – 1,8 тыс. т.; длина – 93 м, ширина – 9 м; осадка – 3,2 м; скорость – 27,5 — 33 узл.; энергетические установки — 2 паротурбинные установки и 5 паровых котла; мощность – 22,5 — 29 тыс. л.с.; запас топлива – 410 т. нефти; дальность плавания – 1,5 — 2 тыс. миль; экипаж – 140 — 170 человек. Вооружение: 4×1 — 102-мм орудия; 2х1 — 76,2-мм зенитных орудия или 2х1 — 45-мм и 5х1 — 37-мм зенитных автомата; 4х1 – 12,7-мм пулемета; 4х3 – 457-мм торпедных аппарата; 2 бомбосбрасывателя; 8 глубинных бомб; 60 — 80 мин.

Серия эсминцев типа «Гневный» (Проект 7) состояла из 28 единиц и была распределена по флотам следующим образом: Северный флот – 5 единиц («Грозный», «Громкий», «Гремящий», «Стремительный», «Сокрушительный»), Балтийский – 5 единиц («Гневный», «Грозящий», «Гордый», «Стерегущий», «Сметливый»), Черноморский – 6 единиц («Бодрый», «Быстрый», «Бойкий», «Беспощадный», «Безупречный», «Бдительный»), Тихоокеанский – 12 единиц («Резвый», «Расторопный», «Разящий», «Рьяный», «Резкий», «Ретивый», «Решительный», «Ревностный», «Разъярённый», «Рекордный», «Редкий», «Разумный»). Эсминцы были построены на судостроительных заводах № 35, № 189, № 190, № 198, № 199, № 200 и № 202 и ведены в строй в 1938-1942 гг. В 1941-1943 гг. девять кораблей погибло. Эсминцы «Резкий», «Рекордный», «Ретивый» и «Решительный» переданы Китаю в 1955 г. Остальные корабли были списаны в 1953-1965 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 1,7 тыс. т., полное – 2 тыс. т.; длина – 112,5 м, ширина – 10,2 м; осадка – 4 м; скорость – 38 узл.; энергетические установки — 2 паротурбинные установки и 3 паровых котла; мощность – 54 тыс. л.с.; запас топлива – 535 т. нефти; дальность плавания – 2,7 тыс. миль; экипаж – 200 человек. Вооружение: 4×1 — 130-мм орудия; 2х1 — 76,2-мм зенитных орудия или 2х1 — 45-мм зенитных автомата; или 4х1 – 37-мм зенитных автомата; 2х1 – 12,7-мм пулемета; 2х3 – 533-мм торпедных аппарата; 2 бомбомета; 10 глубинных бомб; 56 — 95 мин.

Серия эсминцев типа «Сторожевой» (Проект 7У) состояла из 18 единиц и была распределена по флотам следующим образом: Балтийский – 13 единиц («Сторожевой», «Стойкий», «Страшный», «Сильный», «Смелый», «Строгий», «Скорый», «Свирепый», «Статный», «Стройный», «Славный», «Суровый», «Сердитый», Черноморский – 5 единиц («Совершенный», «Свободный», «Способный», «Смышлёный», «Сообразительный»). Эсминцы были построены на судостроительных заводах № 189, № 190, № 198, № 200 и введены в строй в 1940-1942 гг. В 1941-1943 гг. девять кораблей погибло. Остальные эсминцы были списаны в 1958-1966 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 2,3 тыс. т., полное – 2,5 тыс. т.; длина – 112,5 м, ширина – 10,2 м; осадка – 4 м; скорость – 38 узл.; энергетические установки — 2 паротурбинные установки и 4 паровых котла; мощность – 54 — 60 тыс. л.с.; запас топлива – 470 т. нефти; дальность плавания – 1,8 тыс. миль; экипаж – 270 человек. Вооружение: 4×1 — 130-мм орудия; 2-3х1 — 76,2-мм зенитных орудия, 3х1 — 45-мм зенитных автомата или 4-7х1 – 37-мм зенитных автоматов; 4х1 – 12,7-мм пулемета; 2х3 – 533-мм торпедных аппарата; 2 бомбомета; 10 глубинных бомб; 56 — 95 мин.

Эсминец был построен на Николаевском заводе №200 и принят в строй Черноморского флота в 1945 г. Корабль списан в 1958 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 2 тыс. т., полное – 2,8 тыс. т.; длина – 111 м, ширина – 11 м; осадка – 4,3 м; скорость – 37 узл.; энергетические установки — 2 паротурбинные установки и 4 паровых котла; мощность – 54 тыс. л.с.; запас топлива – 1,1 тыс. т. нефти; дальность плавания – 3 тыс. миль; экипаж – 276 человек. Вооружение: 2×2 — 130-мм орудия; 1х2 –76-мм зенитное орудие: 6х1 – 37-мм зенитных автоматов; 4х1 – 12,7-мм пулемета; 2х4 – 533-мм торпедных аппарата; 2 бомбосбрасывателя; 22 глубинные бомбы; 60 мин.

Эсминец был построен на Ленинградском заводе №190 и принят в строй Балтийского флота в 1941 г. С 1944 г. корабль был законсервирован, списан в 1953 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 1,6 тыс. т., полное – 2 тыс. т.; длина – 113,5 м, ширина – 10,2 м; осадка – 4 м; скорость – 42 узл.; энергетические установки — 2 паротурбинные установки и 4 паровых котла; мощность – 70 тыс. л.с.; запас топлива – 372 т. нефти; дальность плавания – 1,4 тыс. миль; экипаж – 260 человек. Вооружение: 3×1 — 130-мм орудия; 4х1 — 45-мм зенитных автомата; 1х2 и 2х1 – 12,7-мм пулемета; 2х4 – 533-мм торпедных аппарата; 2 бомбосбрасывателя; 10 глубинных бомб; 60 мин.

Глава 1. Эсминцы в советском флоте в довоенный период

Класс эскадренных миноносцев торпедно-артиллерийских кораблей, предназначенных для взаимодействия с оперативным соединением (эскадрой), сформировался накануне и в период Первой мировой войны. Первоначально он появился вследствие необходимости эффективной борьбы с вражескими ми­ноносцами. Противоминная артиллерия линейных кораблей, имеющая то же назначение, не всегда гарантировала эскадру от атак миноносных кораблей. Поэтому возникла идея включения в состав эскадр миноносцев, способных защитить ее на переходе и во время боя с главными силами противника. Плавание с эскадрой в открытом море обусловило необходимость повышения мореходности, которое достигалось «ав­томатически» - с увеличением размерений и водоизмещения, неизбежных при росте калибра и количества орудий. Последнее же было совершенно обяза­тельным для победы в артиллерийском бою с миноносцами противника. Об основном назначении новых кораблей свидетельствовало их наименование: контрминоносец или destroyer , то есть истребитель миноносцев. Таким обра­зом, «истребители» представляли собой, по существу, увеличенные миноносцы с более мощным артиллерийским (иног­да - и усиленным торпедным) воору­жением, большей скоростью хода и дальностью плавания, более пригодные к охранной службе при эскадре, но при этом способные действовать самостоя­тельно или группой. Обладая резервом скорости, необходимым для выполнения тактической разведки, контр-миноносцы смогли принять на себя большую часть работы, входившей ранее в обязанности многочисленных предшественников класса легких крейсеров. В ведущих флотах, реально располагавших эскад­рами мощных артиллерийских кораблей, накануне Первой мировой войны раз­вернулось серийное строительство «ис­требителей», заслуживших в ходе боевых действий репутацию незамени­мых и универсальных боевых кораблей, способных решать широкий круг задач.

В Императорском российском флоте в 1909 году официально утвердился термин «эскадренный миноносец». Первым «истинным» представителем этого класса следует считать вступивший в строй в 1913 году эсминец «Новик», качественно отличавшийся от предше­ственников. Турбинные механизмы и котлы на жидком топливе, уже завое­вавшие позиции в корабельной энерге­тике иностранных флотов, четырех­дюймовая артиллерия с системой цен­тральной наводки, спаренные торпедные аппараты делали этот корабль, при за­кладке классифицировавшийся как мин­ный крейсер, достойным прототипом для многочисленной серии эсминцев русского флота. Боевые возможности «Новика» настолько отличались от на­ходившихся в строю миноносцев, что командование Балтийского флота сочло необходимым включить его в состав бригады крейсеров. В ходе войны на Балтике «Новику» пришлось воевать самостоятельно или во взаимодействии с однотипными кораблями, проявляя свои способности, превосходящие по спектру разработанные военно-морски­ми тактиками оперативные «сценарии». Русские эсминцы неоднократно вступа­ли в артиллерийские дуэли даже с крейсерами Германии и Турции - ар­тиллерийский огонь 102-мм орудий счи­тался достаточно эффективным при стрельбе по крупным легкобронирован­ным кораблям (в германском же флоте калибр 105-мм признавался достаточ­ным для вооружения легких крейсеров практически всех типов вплоть до се­редины Первой мировой войны).

Серийные «новики» составили основу советского флота в двадцатые - трид­цатые годы. Однако уже в начале трид­цатых прогресс в мировом военном кораблестроении сделал эти эсминцы морально устаревшими. Поэтому вполне логичным предстает тот факт, что раз­рабатывавшееся с 1928 года Морским отделом штаба РККА оперативно-так­тическое задание на «новый эсминец для Балтийского и Черного морей» в конечном итоге сформировалось в до­кумент, положивший начало проекти­рованию лидеров типа «Ленинград*. Новые эсминцы, строительство которых, главным образом вследствие финансо­вых ограничений, планировалось в не­большом количестве, предполагалось использовать именно для лидирование «новиков» - в полном соответствии с господствовавшими в иностранных фло­тах воззрениями.

Класс лидеров эсминцев (flotilla leader ) зародился в годы Первой ми­ровой войны, продолжив основную тен­денцию эволюции миноносцев - увеличение водоизмещения и повыше­ние мощности вооружения. В некоторых случаях вооружение даже «опережало» сам корабль: примером могут служить построенные в конце Первой мировой войны в Германии эсминцы со 150-мм артиллерией. К середине тридцатых го­дов Великобритания, Франция и Италия ввели в состав своих флотов корабли водоизмещением более двух тысяч тонн, вооруженные 4-5 орудиями калибра 120-138 мм и 6-9 торпедами в залпе, способные развивать скорость полного хода до 40 узлов. В английском флоте лидерам отводилась классическая роль - вывод в атаку эсминцев, тогда как французы и итальянцы, по существу, соревновались между собой в строи­тельстве все более мощных и быстро­ходных кораблей, которые должны были противостоять друг другу в поединке. В СССР термин «лидер» официально утвердился в 1933 году, и с того времени «Ленинград» стал именоваться лидером эсминцев.

После закладки в 1932 году трех лидеров «проекта № 1» вновь началась работа над проектом серийного эсминца, предназначенного для замены «нови­ков», техническое состояние которых вследствие солидного возраста и интен­сивной эксплуатации определялось как «плачевное». Эсминцы, которые ВМС РККА рассчитывали получить в коли­честве более 50 единиц, по мнению тогдашней отечественной военно-мор­ской науки, следовало вооружить двумя трехтрубными торпедными аппаратами для торпед калибром 533-мм, четырьмя }