Что такое "шпангоут"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

шпангоут Шпангоут (голл. spanthout, от spant - балка, ребро и hout - дерево) - основной поперечный элемент силового набора ЛА; обеспечивает форму и жёсткость сечения и передаёт местные сосредоточенные нагрузки на оболочку или др. силовые элементы. Обычно устанавливается перпендикулярно к оси агрегата ЛА или под углом действия сосредоточенной нагрузки, имеет, как правило, форму, соответствующую форме оболочки. Различают Ш. типовые (обеспечивают жёсткость контура) и силовые (служат для передачи сосредоточенных нагрузок). Типовые Ш. подразделяются на подкрепляющие (обшивка крепится только к стрингеру) и распределяющие (обшивка крепится к шпангоуту и стрингеру); выполняются в виде гнутого обода, соответствующего контуру оболочки. Силовые Ш. бывают стеночные, форменные, рамные, в виде подковообразных балок и т. д.; размещаются по краям вырезов в обшивке (под двери, люки и т. д.), в местах крепления крыла, шасси, силовой установки, оперения, по торцам грузоотсеков и т. п. Сдвоенные Ш., используемые по разъёмам агрегатов, называются стыковыми; Ш., устанавливаемые на части длины контура оболочки, называются полушпангоутами. Шаг Ш. выбирается на основе расчёта общей жёсткости оболочки. В местах пристыковки основных агрегатов силовой установки, крыла, шасси и оперения шаг Ш. может нарушаться (в этом случае он определяется расстояниями между узлами крепления стыкуемых агрегатов). Силовая схема Ш. выбирается из условий его нагружения и общей компоновки агрегата. При действии больших сосредоточенных нагрузок в плоскости Ш. предпочтительна схема стеночного Ш. При наличии во внутреннем объёме фюзеляжа силовой установки, грузовой или пассажирской кабины высота Ш. ограничена их размерами, и Ш. может быть выполнен в виде кольца или подковы, работающих, как правило, на изгиб. В гермокабинах высокоресурсных пассажирских самолётов Ш. обеспечивает сохранение формы оболочки и воспринимает часть растягивающей нагрузки от внутреннего избыточного давления.

шпангоут - ШПАНГОУТ, Ца, м., также собир. (спец.). Ребро корпуса судна, дирижабля или фюзеляжа самолёта, служащ... Толковый словарь Ожегова

шпангоут - ребра судового остова (см. Судостроение); на деревянных судах делаются из деревьев, преимущественно... Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

шпангоут - (голл. spanthout, от spant - балка, ребро и hout - дерево) прямая или криволинейная балка н... Большая Советская энциклопедия

шпангоут - ШПАНГОУТ, шпангоута, м. (гол. spanhout) (мор., авиац.). Поперечный брус в остове судна или дирижабля...

spanthout , от spant - «балка» и hout - «древесина») - поперечное ребро корпуса судна; деревянный или металлический поперечный элемент жёсткости обшивки корпуса корабля или летательного аппарата. В кораблестроении и судостроении это также элемент теоретического чертежа - сечение корпуса вертикальной поперечной плоскостью.

Шпангоут в судостроении

Обычно шпангоуты делают двухслойными, при этом слои совмещают так, чтобы половина высоты одного слоя накладывалась на середину другого. Оба слоя скрепляют нагелями . Реже оба слоя устанавливают с зазором при помощи деревянных вставок и соединительных шипов, но и в этом случае в нижней части шпангоута слои всегда подгоняют вплотную друг к другу. На малых судах шпангоуты тоже могут быть наборными. На небольших шлюпках шпангоуты часто изготовляют из одного искусственно выгнутого куска дерева. Шпангоуты могут состоять из нескольких склеенных друг с другом пластин. Такие клеёные шпангоуты часто выполняют как одно целое с бимсом.

Последний задний шпангоут в наборе деревянного судна называется фашенписом.

Металлические корабли

На металлических (клёпаных и сварных) судах шпангоуты подразделяются на основные, холостые (промежуточные) и рамные. Основной шпангоут - это поперечное ребро жесткости бортовой обшивки, установленное на каждой поперечной шпации, и соединённое с флорами и бимсами в шпангоутную раму. Рамный шпангоут - усиленный шпангоут, предназначенный для местного усиления корпуса, а также может служить опорой для несущих продольных связей. Рамные шпангоуты обычно устанавливаются через 3-4 шпации, однако в некоторых районах судна (машинное отделение, форпик) их могут устанавливать на каждой шпации. Холостые или промежуточные шпангоуты используются в качестве ледовых, швартовных или других усилений, и ставятся между основными шпангоутами. Холостые шпангоуты не соединяются с флорами и бимсами в раму, обрываясь на обшивке. Шпангоуты являются основными балками бортового перекрытия при поперечной системе набора и устанавливаются на каждой практической шпации, являясь опорами для продольных связей. При продольной системе набора корпуса, как правило, устанавливаются только рамные шпангоуты, через 3-4 шпации.

Для основных и промежуточных шпангоутов применяют профильный прокат - полособульб , уголок, рамные же имеют как правило тавровый профиль.

Проектирование судов

Теоретическими шпангоутами называют поперечные сечения теоретической поверхности судового корпуса (теоретический чертёж). Как правило, на чертеже выполняют 21 сечение (0-20 шп.) на равных расстояниях (теоретическая шпация), при этом нулевой шпангоут совпадает с носовым перпендикуляром, а двадцатый - с кормовым. Для уточнения обводов также могут строиться дополнительные сечения.

Авиастроение

Шпангоут выполняется из различных профилей (как правило, в виде кольца или овала) и прикрепляется к балкам продольного набора.

Нормальные шпангоуты обеспечивают сохранение поперечного сечения

Каждый уважающий себя эрудит запросто может расправиться с десятком-другим сканвордов. Но даже профи иногда встречаются с вопросами, на которые затрудняются ответить. В таких ситуациях не всегда помогает даже знаменитый «математический» метод подбора букв. И наверняка не один из вас сталкивался с вопросами, которые затрагивают термин «шпангоут». Это достаточно трудные задания, и чтобы ответить на них, придется окунуться в историю кораблестроения.

Что такое шпангоут?

Термин «шпангоут» пришел в русский язык из Нидерландов и дословно означает «деревянное ребро». В действительности же он представляет собой поперечный компонент силового набора корпуса кораблей, где выступает в качестве ребра жесткости.

С развитием машиностроения термин стал применяться и в сфере самолетостроения, где обозначает для фюзеляжа летательного средства. Как уже стало ясно, главная роль, которую выполняет шпангоут, - это придание необходимой жесткости судну, будь оно воздушным или морским.

Также этот элемент силового набора используется для закрепления продольных компонентов, что необходимо для обшивки корпуса. Эрудированным людям будет полезно знать, что расстояние между соседними шпангоутами называется шпацией.

Виды шпангоута

Существуют две большие группы, на которые инженеры делят все шпангоуты: деревянные и металлические. Каждый тип имеет разветвленную классификацию. Так, деревянные поперечные брусья делятся на:

  1. Гнутые, которые состоят из цельного древесного массива. Для их изготовления используют стволы с естественной кривизной.
  2. Футоксовые, которые собираются из нескольких составных частей. Этот тип деревянных поперечин получил наибольшее распространение.

Из двух частей состоит футоксовый шпангоут: это флортимберс и непосредственно футокс. Флортимберс представляет собой ту часть, которая крепится к килю корабля - продольному брусу, проходящему через всю длину судна. К нему с обеих сторон крепятся футоксы.

Изделия из металла делятся на большее количество классов. Но чаще всего выделяют шпангоуты по выполняемым функциям:

  • рамные, задача которых состоит в повышении прочности корабля и соединении продольных несущих элементов;
  • основные, составляющие большую часть от всего числа поперечных брусьев, служат для обшивки судна.

Количество поперечных силовых брусьев зависит от водоизмещения корабля, его осадки. Таким образом, шпангоут - это не просто несущий элемент судна, который придает корпусу жесткость. Он также придает кораблю определенную устойчивость на водной глади.

Особый тип

В судостроении особое место занимает мидель-шпангоут, несмотря на то что конструктивно он ничем не отличается от других типов поперечных силовых брусьев. Данный термин используют во время расчетов, ведь он располагается строго посередине перпендикуляра, пересекающего судно вдоль.

Опираясь на расположение мидель-шпангоута, вычисляют лобовое сопротивление корабля во время движения, а также коэффициент полноты корпуса, который характеризует грузоподъемность и скорость судна. Поможет понять, что собой представляет мидель-шпангоут, фото.

«Они тесно связаны»

Одним из основных элементов набора корпуса судна является стрингер, который выполняет несколько функций:

  1. Воспринимает напряжение от общего изгибающего момента в продольном направлении.
  2. Перераспределяет нагрузку между соседними поперечными силовыми брусьями.
  3. Является промежуточной опорой для шпангоутов.

Кроме того, стрингеры являются основными из элементов, участвующих в обшивке корпуса или фюзеляжа самолета. В сканвордах часто попадаются вопросы касательно него, но теперь вы знаете, что стрингеры - это опора для шпангоутов.

См. также `Шпангоут` в других словарях

(гол. spangout ). Брусья, ребра, составляющие корпус всякого корабля.

(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)

кол spangout . Брусья, составляющие кузов корабля.

(Источник: "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)

название поперечных брусьев, из которых составляется остов судна.

(Источник: "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 1907)

шпангоута, м. (гол. spanhout) (мор., авиац.). Поперечный брус в остове судна или дирижабля, являющийся основой для обшивки или оболочки. || собир. Совокупность таких брусьев.

Шпангоут шпанго́ ут

Русское словесное ударение. - М.: ЭНАС . М.В. Зарва . 2001 .

Шпангоут

1) элемент поперечного набора корпуса (ребро жёсткости наружной обшивки) корабля, дирижабля, фюзеляжа самолёта;

2) изображение поперечного сечеиня корпуса корабля на чертеже. Сечение в середине длины корабля называется ми-дель-Ш.

Словарь военных терминов. - М.: Воениздат Сост. А. М. Плехов, С. Г. Шапкин. 1988

м. морск. ребро судна, опруга.

1. Поперечный кривой брус в корпусе самолета.
2. Ребро корпуса судна, к которому крепится обшивка акватория водный участок.

А, м., также собир. (спец.). Ребро корпуса судна, дирижабля или фюзеляжа самолёта, служащее основой для обшивки.

шпангоут

мидель-шпангоут, фашенпис, ребро, основа

Словарь русских синонимов

Шпангоут (голл. spanthout, от spant - балка, ребро и hout - дерево)

прямая или криволинейная балка набора корпуса судна (См. Набор корпуса судна) (или фюзеляжа самолёта).

Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия 1969-1978

(от голл. spanthout) - 1) ребро жесткости бортовой обшивки, располагающееся в поперечной плоскости судна между днищем и палубой. Шпангоуты вместе с бимсами и флорами образуют рамы, обеспечивающие поперечную жесткость корпуса судна. 2) Изображение поперечного сечения судна на конструктивном или теоретическом чертеже. Сечение на середине длины судна называется мидель-шпангоутом.

Шпангоут

шпанго́ут,

шпанго́уты,

шпанго́ута,

шпанго́утов,

шпанго́уту,

шпанго́утам,

шпанго́ут,

шпанго́уты,

шпанго́утом,

шпанго́утами,

шпанго́уте,

шпанго́утах

(Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»)


шпангоут шпанго́ут начиная с Петра I; см. Смирнов 332. Из голл. spanthout – то же; см. Мёлен 189. Этимологический словарь русского языка. - М.: Прогресс М. Р. Фасмер 1964-1973

м. Поперечный кривой брус в корпусе судна или самолета, обеспечивающий прочность и устойчивость бортов и днища.

шпангоут

ШПАНГО́УТ -а; м. [голл. spanthout] также собир. Мор., авиа. Поперечный кривой брус в корпусе судна, дирижабля или самолёта, служащий основой для обшивки.

Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998

ШПАНГОУТ (нидерл. spanthout) -..1) поперечное ребро жесткости бортовой обшивки судна (между днищем и палубой) или фюзеляжа летательного аппарата. См. также Набор корпуса судна 2)] Изображение поперечного сечения судна на чертеже.

Шпангоут

ребра судового остова (см. Судостроение); на деревянных судах делаются из деревьев, преимущественно имеющих уже естественную кривизну; на металлических - из угольников, приклепанных к обшивке; для увеличения жесткости Ш. к одному угольнику приклеивается другой (обратный угольник), так что получается профиль в виде Z; для получения еще большего момента сопротивления между обоими угольниками вставляется лист (флор). Часто вместо составного Ш. из угольников берут прямо Z-образный или коробчатый профиль полосы, что дает экономию в весе и работе.

Р. Л-н.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон 1890-1907

шпангоут

, м. мор., авиа.

Поперечный кривой брус в корпусе судна или самолета, обеспечивающий прочность и устойчивость бортов и днища.

|| собир.

Совокупность таких брусьев.

[голл. spanthout]

Малый академический словарь. - М.: Институт русского языка Академии наук СССР Евгеньева А. П. 1957-1984

ШПАНГОУТ

(от голл. spanthout) - 1) поперечный элемент конструкции корпуса (каркаса) судна (или фюзеляжа самолёта), располагающийся между днищем и палубой. Ш. вместе с бимсами и флорами образуют рамы, обеспечивающие поперечную жёсткость корпуса судна.

2) Изображение поперечного сечения судна на конструктивном или теоретич. чертеже. Сечение на середине длины судна наз. мидель-Ш.

Продольными элементами (балками) судна являются:

  • киль - продольная балка днищевого набора, проходящая по средине ширины судна;
  • стрингеры - продольные балки днищевого и бортового набора. В зависимости от места расположения они бывают: бортовые, днищевые и скуловые.
  • Карлингсы - продольные подпалубные балки;

​Продольные ребра жесткости - продольные балки меньшего профиля, чем у стрингеров и карлингсов. По месту расположения они называются подпалубными, бортовыми или днищевыми и обеспечивают жесткость наружной обшивки и настила палубы при продольном изгибе.

Поперечные элементы судна

Поперечные элементы (балки) судна:

  • Флоры - поперечные балки днищевого набора, протянувшиеся от борта до борта. Они бывают водонепроницаемые, сплошные и бракетные;
  • Шпангоуты - вертикальные балки бортового набора, которые соединяются внизу с флорами при помощи книц. Кница - это деталь из листовой стали треугольной формы, используемая для соединения различных деталей корпуса. На малых судах (лодках) флоры могут отсутствовать и шпангоуты являются цельными балками бортового и днищевого набора.
  • Бимсы - поперечные балки подлалубного набора, проходящие от борта до борта. При наличии вырезов в палубе бимсы разрезаются и называются полубимсами. Они одним концом соединяются со шпангоутом, а другим крепятся к массивному комингсу, который окаймляет вырез в палубе, с целью компенсации ослабления палубного перекрытия вырезами.

На рис. 1 изображено простейшее устройство корпуса маломерного судна с указанием основных элементов набора, а на рис. 2 представлен более полный набор корпуса деревянной моторной лодки.

Рис. 1 . Устройство корпуса маломерного судна.
1 - форштевень; 2 - киль; 3 - стрингер; 4 - бортовая обшивка; 5 - транец; 6 - шпангоут; 7 - бимс; 8 - палуба

Шпангоуты судна нумеруются от носа к корме. Расстояние между шпангоутами называется шпацией. Вертикальные, отдельно стоящие стойки круглого или иного сечения, называются пиллерсами.

Рис. 2 . Элементы набора деревянного корпуса моторной лодки.
1 - обшивка; 2 - палуба; 3 - бимс; 4 - шпангоут; 5 - сидения; 6 - транец; 7 - место крепления мотора;

8 - бортовой стрингер; 9 - привальный брус; 10 - скуловой стрингер; 11 - киль; 12 - днищевые стрингеры

Пиллерс служит для подкрепления палубы и в своей нижней части упирается в места пересечения флор (шпангоутов - на малых судах) с днищевыми продольными балками (киль, стрингер, кильсон), а в верхней части - бимсов с карлингсами. Установка пиллерса показана на рис. 3.

Рис. 3 . Установка пиллерса
1 - настил палубы; 2 - карлингс; 3 - бимс; 4 - поперечный комингс; 5 - пиллерс;

6 - настил второго дна; 7 - флор; 8 - киль; 9 - обшивка днища.

Вертикальные или наклонные балки, являющиеся продолжением киля называются штевнями (в носовой части - форштевень, в кормовой - ахтерштевень). Корпус судна может быть разделен на отдельные отсеки при помощи поперечных и продольных водонепроницаемых переборок. Носовая часть судна между форштевнем и первой переборкой называется форпик, а кормовой отсек - ахтерпик. У моторных лодок водонепроницаемая конструкция у транца, образующая нишу и предназначенная для размещения лодочного мотора, называется моторной нишей. Моторную нишу, расположенную выше уровня воды и снабженную шпигатами - отверстиями для слива воды, называют нишей-рецессом.
Для более полного представления об элементах набора корпуса на рис. 4 изображен поперечный разрез сухогрузного судна с комбинированной системой набора, а на рис. 5 набор корпуса металлического катера "Чибис".

Рис. 4. Комбинированная система набора.
1 - планширь; 2 - стойка фальшборта; 3 - фальшборт; 4, 10- бимс; 5 - настил палубы; 6 - карлингс; 7 - ребро жесткости; 8 - комингс люка;
9 - пиллерс; 11 - стойка переборки; 12 -переборка поперечная; 13 - настил второго дна; 14 - киль; 15 - киль горизонтальный; 16 -стрингер днищевой;
17 - обшивка днища; 18 - флор; 19 -лист крайний междудонный; 20 - киль скуловой; 21 - пояс скуловой; 22, 25 - шпангоут;
23 - полубимс; 24 - обшивка бортовая; 26 - кница; 27 - ширстрек.

Рис. 5 . Набор корпуса катера.
1 - рамный шпангоут; 2 - карлингс; 3 - комингс; 4 - настил палубы; 5 - привальный брус; 6 - шпангоут; 7 - бортовая обшивка;
8 - скуловой угольник; 9 - флор; 10 - стрингер; 11 - киль; 12 - бракета; 13 - днищевая обшивка; 14 - кница.

Наружная обшивка

Наружная обшивка судна обеспечивает водонепроницаемость корпуса и одновременно участвует в обеспечении продольной и местной прочности судна. На металлических судах обшивка состоит из стальных листов, располагаемых длинной стороной вдоль судна. Кроме стальных листов, особенно на металлических моторных катерах и лодках используются листы из алюминиевых сплавов. Соединение листов обшивки производится при помощи заклепок и сварки встык. Ряд листов обшивки, идущий вдоль судна, называется поясом. Верхний пояс бортовой обшивки называется ширстрвком, а ниже идут бортовые поясья и на скуле - скуловой пояс. Средний днищевой пояс называется горизонтальным килем. Линия соединения одного пояса с другим называется пазом, а место соединения листов друг с другом в одном поясе - стыком. Размеры листов и их толщина различные и зависят от конструкции судна, его размеров и назначения. Для обшивки катеров, моторных, парусных и гребных лодок очень часто используются древесные материалы, древеснослоистые пластики, стеклопластики, текстолиты и другие материалы, отвечающие по своим свойствам и прочности требованиям судостроения.

Палубный настил

Палубный настил обеспечивает водонепроницаемость корпуса сверху и участвует в обеспечении продольной и местной прочности судна. Наибольшая нагрузка при продольном изгибе приходится на настил в средней части судна, поэтому листы палубы в оконечности несколько тоньше, чем в районе мидельшпангоута. Листы настила располагаются длинной стороной вдоль судна, параллельно диаметральной плоскости, а крайние поясья левого и правого бортов - вдоль бортов, они называются палубными стрингерами и имеют большую толщину. Палубный стрингер соединяется с ширстреком при помощи клепки, сварки или склеивания в зависимости от материала листов настила.

Люки и горловины

Люки и горловины ослабляют прочность палубы, в их углах возникает концентрация напряжений, способствующая появлению трещин. В связи с этим углы всех вырезов в обшивке корпуса закругляют, а листы палубного настила по углам вырезов делают более прочными. Для подкрепления палубы, ослабленной вырезами, и предотвращения попадания воды в люк по краям выреза делают комингс, имеющий устройство для закрытия люка (горловины). Комингс окаймляет и вырезы в переборках, комингсом также называют часть переборки под дверной проем.

Фальшборт и леерное ограждение

На морских, речных и современных прогулочных судах для предохранения людей от падения за борт открытые палубы имеют фальшборт или леерное ограждение.

Фальшборт (рис. 6 ) представляет собой, как правило, металлический пояс бортовой обшивки. Он устанавливается на низко расположенных палубах, подверженных заливанию водой в штормовую погоду.

Рис. 6. Фальшборт.
1 - контрфорс; 2 - фальшборт; 3 - планширь; 4 - стойка жесткости.

С внутренней стороны фальшборт подкрепляется стойками, которые называются контрфорсами и устанавливаются через две - три шпации. Для увеличения прочности фальшборта между его стойками иногда привариваются ребра. По верхней кромке фальшборта укрепляется полоса, которая называется планширем. Для стока за борт воды, попадающей на палубу, в фальшборте делаются вырезы - штормовые портики. Учитывая, что полному удалению воды через штормовые портики препятствует угольник палубного стрингера, то для полного стока воды с палубы за борт делаются шпигаты - вырезы в выступающей над палубой кромке ширстрека и в угольнике палубного стрингера. Леерное ограждение (рис. 7 ) состоит из вертикальных стоек, соединенных между собой тугонатянутыми тросами (леерами) или цепями.


Рис. 7 . Леерное ограждение (съемное).

Стойки могут соединяться между собой двумя, тремя или четырьмя рядами горизонтальных круглых прутьев, чаще всего стальных. Эти горизонтальные прутья называются рейлингами.

Судостроительные материалы

Имеются основные материалы, используемые для изготовления корпусов, элементов набора, судовых устройств и деталей.

Сталь - обладает многими свойствами, необходимыми для постройки судна (плотность 7,8 г/см 3). Она прочна, хорошо поддается обработке. Наиболее часто используются судостроительные углеродистые и низколегированные стали.

Листовая сталь имеет толщину от 0,5 до 4 мм (тонколистовая) и 4 - 1400 мм. В судостроении наиболее распространены листы длиной 6-8 м и шириной 1,5-2 м. Из углеродистых сталей выпускают профили: угловой, швеллерный, двутавровый, полособульбовый и зетовый, а из низколегированных сталей те же профили, кроме зетового и двутаврового. Из листовой стали изготавливают обшивку корпуса, переборки, второе дно, палубы и т.п.; из профильной: бимсы, шпангоуты, стрингеры и др. элементы набора корпуса. Методом литья изготавливаются детали сложной формы: якорные клюзы, якоря, цепи, штевни, кронштейны гребных винтов и др.

Алюминиевые сплавы имеют меньшую, чем у стали, плотность (2.7 г/см 3) и достаточную прочность. Наибольшее распространение имеют сплавы алюминия с магнием и марганцем. Из этих сплавов изготавливают маломерные суда, надстройки, перегородки, трубопроводы, вентиляционные трубы, мачты, трапы и другие важные судовые детали.

Древесина и древесные материалы многие годы (до XIX в) были единственным материалом для постройки судов. Обладая многими преимуществами, древесина продолжает использоваться в судостроении и в настоящее время. Из древесины изготавливаются корпуса небольших морских и речных судов, катера, шлюпки, гребные лодки, спортивные и парусные суда, настилы палуб, отделка для судовых помещений и т.д. Чаще в судостроении применяется сосна. Она используется на изготовление набора и обшивки. Ель применяется для обшивки подводной части судна, т.к. она менее гигроскопична. Лиственница и тик используются для настила палуб и наружной обшивки, для отделки жилых и служебных помещений - дуб, бук, ясень, орех, береза и другие. Из бука и ясеня, кроме того, делают штевни деревянных судов, в т.ч. маломерных. Широко применяются в судостроении брусья, доски, рейки, фанера и плиты из древесины, используемые для изготовления наружной обшивки судов, отделки кают, салонов и т.д.

Пластики из-за малой плотности, хороших диэлектрических и теплоизоляционных свойств, высокой коррозийной стойкости, удобных методов переработки и достаточной прочности увеличивают срок службы отдельных деталей судов. ластики делятся на две основных группы: термопласты (оргстекло, капрон, полиэтилен и др. пластики, способные опять приобретать при нагревании пластичное состояние и затвердевать при охлаждении) и реактопласты - пластики, не поддающиеся при нагревании повторному размягчению, т.е. пластичности. аибольшее применение в судостроении имеют стеклопластики -различные синтетические смолы (эпоксидные, полиэфирные и др.) армированные стекловолокном в виде ткани, матов, жгутов. Из стеклопластиков изготавливают маломерные суда (шлюпки, катера, яхты, лодки), трубы и другие судовые конструкции и детали.

Основными недостатками пластиков являются: невысокая теплостойкость, низкая теплопроводность, склонность к пластической деформации под действием постоянной нагрузки при нормальной температуре (ползучесть).

Чугун применяется для изготовления литых изделий: кнехтов, киповых планок, дейдвудных труб, гребных винтов и других деталей.

Бронза - сплав меди с оловом или алюминием, марганцем, железом. Из нее изготовляются подшипники скольжения, облицовка гребных валов, корпусы кингстонов, червячные колеса и другие детали.

Латунь - сплав меди с цинком. Из нее изготовляются трубы для теплообменных аппаратов, детали иллюминаторов, электродетали, гребные винты и другие изделия.

Железобетон - материал, состоящий из бетона, армированного металлическим каркасом. Применяется в основном для постройки плавучих доков, кранов, дебаркадеров.

Надстройки и рубки

Надстройками называются все закрытые помещения, расположенные выше верхней палубы от борта до борта. Носовая надстройка называется баком, кормовая - ютом. Средняя надстройка специального названия не имеет. Надстройка, имеющая ширину меньше ширины судна, называется рубкой. Например, штурманская рубка. Конструкция палуб и бортов надстроек и рубок подобна конструкции остальных палуб и бортов на судах. Бортовая обшивка и переборки надстроек, как правило, имеют меньшую толщину и могут отличаться материалом от корпуса.