.
В результате изучения данной темы студент должен знать понятие конфликтной ситуации и конфликта, виды конфликтов, их классификацию, признаки конфликтной ситуации, причины конфликта. Иметь представление о структурных и межличностных способах управления конфликтами. Знать рекомендации по разрешению конфликтных ситуаций и управлению конфликтами

Студент должен знать, что различие людей во взглядах, несовпадение восприятия и оценок тех или иных событий достаточно часто приводят к спорной ситуации. Если к тому же создавшаяся ситуация представляет собой угрозу для достижения поставленной цели хотя бы одному из участников взаимодействия, то возникает конфликтная ситуация .

Таким образом, конфликтная ситуация – это противоречивые позиции сторон по какому – либо поводу, стремление к противоположным целям, использование различных средств по их достижению, несовпадение интересов, желаний и т.д.

В конфликтной ситуации есть участники будущего конфликт а: субъекты или оппоненты , а также предмет спора или объект конфликта.

Итак, определим, что конфликтная ситуация – это условие возникновения конфликта. Для перерастания такой ситуации в конфликт, в динамику необходимо внешнее воздействие, толчок или инцидент.

Таким образом, можно сформулировать признаки конфликта :


  • наличие ситуации, воспринимаемой участниками как конфликтной;

  • неделимость объекта конфликта, т.е. предмет конфликта не может быть поделен справедливо между участниками конфликтного взаимодействия;

  • желание участников продолжить конфликтное взаимодействие для достижения своих целей.
Следует знать, что укрупненно конфликты выделяют в зависимости от:

  1. способа разрешения : антагонистические и компромиссные ;

  2. природы возникновения : социальные , организационные , эмоциональные или личностные .

  3. направленности воздействия : вертикальные и горизонтальные

  4. степени выраженности : открытые , скрытые .

  5. количества участников : внутриличностные , межличностные и межгрупповые .
Далее необходимо сказать о причинах, вызывающих конфликты:

  • ограниченность ресурсов, подлежащих распределению;

  • различия в целях;

  • взаимозависимость заданий;

  • плохие коммуникации;

  • различия в представлениях и ценностях;

  • различия в манерах поведения и жизненном опыте ;

  • различия в уровне образования;

  • низкое качество документов, работ или продукции;

  • отсутствие или неконкретность должностных инструкций;

  • некомпетентность;

  • низкая культура поведения.
Последствия конфликтов становятся функциональными или дисфункциональными в зависимости от управления ими.

Управление конфликтами – это целенаправленное воздействие по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта.

Решение конфликта – устранение полностью или частично причин, породивших конфликт, либо изменение целей участников конфликта.

Существует достаточно много методов управления конфликтами . Укрупненно их можно представить в виде нескольких групп, каждая из которых имеет свою область применения:

- Внутриличностные ;

- Структурные ;

-Межличностные.
Вопросы для обсуждения к изучению темы 3.4:

1. Дайте определение следующим понятиям: конфликтная ситуация, конфликт, объект и субъект конфликта.

2. Назовите основные причины конфликтов.

3. Перечислите этапы развития конфликта.

4.Что относится к элементам конфликтной ситуации?

5. Какие методы разрешения конфликтов существуют?

6. Назовите возможные последствия конфликтов в организации.
Основные категории и понятия темы:

конфликт конфликтная ситуация

участники конфликта оппонент

предмет спора компромисс

конкуренция агрессия
Практическое занятие по теме 3.4.

1. Ответы на вопросы для обсуждения

2. Выполнение практических заданий.

Задание 1. Сказкотерапия конфликтного поведения

Цель: Мотивационный анализ и альтернативное разрешение конфликтных ситуаций русской народной сказки «По щучьему веленью»; совершенствование владения техникой психодрамы.

Процедура: Участники группы (один продолжая другого) припоминают сюжет известной сказки, определяют предмет (что?) и стороны (кто?) каждого конфликта (их минимум 12), анализируют наиболее типичные по схеме:

Почему? (причины конфликта).

Как? (стратегия и тактика конфликтного поведения сторон).

Зачем? (цели, интересы, выгода («исходы») сторон).

Затем участники предлагают и инсценируют наиболее остроумные альтернативные способы разрешения этих конфликтов.

Задание 2. "Анализ конфликтной ситуации"

Прочитайте представленную ниже ситуацию "Случай в компании". Проанализируйте согласно предложенной в таблице схеме конфликтную ситуацию . Результаты анализа представьте в таблице.

Анализ компонентов конфликтной ситуации




Критерий

Конкретный пример из с итуации

1

Участники конфликтного взаимодействия

2

Причина конфликта

3

Объект конфликта

4

Направленность конфликта

5

Степень длительности конфликта

6

Кульминация конфликта

7

Вероятностные действия участников конфликта

Ситуация для анализа "Случай в компании".

В одной финансово-кредитной организации начальником юридического отдела был назначен молодой человек (25 лет) с незаконченным на тот момент финансово-экономическим образованием. В его подчинении оказались трое специалистов высочайшей юридической квалификации с высоким статусом и большим опытом работы. Приняли его спокойно и нейтрально.

В первый же день поступил заказ на юридическое обслуживание от очень крупного клиента. Финансово-кредитная организация очень любила своих клиентов, поэтому молодой начальник отдела принял заказ в устной форме, пообещал выполнить его в кратчайшие сроки - к 16.00 этого же дня и официальным тоном поручил работу ведущему специалисту отдела, женщине 36 лет. Она кивнула головой и погрузилась в работу.

В 16.00 работа не была готова.

Прошел час. Клиент непрерывно звонил по телефону.

Но на раздраженный вопрос руководителя: «Сколько же можно?!», - Мария Ивановна спо­койно ответила: «Мне на эту работу по инструкции положено 12 часов. Конечно, если вы не хотите получить халтуру. Поэтому завтра в 10.00 она будет у Вас на столе».

Попытки поручить работу двум другим сотрудникам вообще не увенчались успехом, т.к. один из них сослался на более низкую квалификацию, а второй заявил, что кроме Марии Ивановны никто из персонала не сможет сделать работу столь крупного клиента на должном уровне.

Начальник отдела сорвался, позволив себе гневные высказывания в их адрес , а затем покинул помещение.

На коллектив отдела его вспышка не оказала никакого воздействия, только вызвала улыбки и едва слышное замечание: «Вот так-то, босс!».

Задание 3. «Управление конфликтами»

Дилемма для Ирины .

Перед Ириной стояла дилемма, как ей поступить? Недавно она нача­ла работать в одной консультационной бухгалтерской фирме и уже столкнулась с проблемой, которая могла повлиять на ее будущие отношения в фирме. В ходе аудита одной компании она обнаружила, что большая сумма денег, в действительности выплаченная работни­кам этой компании, не была проведена, как положено, через фонд заработной платы. Такая практика являлась достаточно распростра­ненной во многих коммерческих и государственных структурах и помогала скрыть существенную часть наличности от налогов.

Ирина считала, что эта практика является неправильной и неза­конной и должна получить соответствующее отражение в аудитор­ском отчете. Она подняла этот вопрос в разговоре с Николаем, стар­шим в ее аудиторской группе. Он признал, что такая проблема в целом существует, но ничего не сделал, чтобы продвинуться в ее разрешении дальше. Николай предложил Ирине поговорить с руко­водителем фирмы, если ее что-то в этом деле не удовлетворяет.

Прежде чем идти к руководителю, Ирина долго думала об этой проблеме. На занятиях по аудиту, которые она продолжала посещать и которые периодически проводились фирмой, упор делался на этику профессионального аудита и на приверженность ее фирмы высоким этическим стандартам.

Это ее окончательно убедило в необходимости встречи с руково­дителем фирмы. Однако визит к руководству оказался неудачным. Алексей Петрович, директор фирмы, согласился с тем, что обнару­женная Ириной практика вообще-то не является правильной. Вместе с тем он отметил, что и другие клиенты, с которыми им приходилось иметь дело, поступали подобным образом. Алексей Петрович пошел даже на то, что сказал Ирине о возможности потери клиента в том случае, если обнаруженный ею факт найдет отражение в аудиторском отчете . Он дал понять, что его такой исход дела мало устраивает. От этой встречи у Ирины осталось ощущение, что, если она пойдет в разрешении проблемы дальше, то непременно приобретет себе врага. Состояние неудовлетворенности и беспокойства у нее не проходило, и она решила обсудить эту проблему с кем-нибудь из коллег.

Ирина обратилась к Борису и Михаилу, работавшим в фирме уже около двух лет. Оказалось, что они и раньше сталкивались с подоб­ными случаями в своей аудиторской работе. Они были удивлены, что Ирина обратилась к директору фирмы, минуя своего непосредственного руководителя - начальника отдела аудита. Борис и Михаил обратили ее внимание на то, что если она настоит на своем, то им не избежать неприятностей. Они признали, что в сущности действия клиентов были неверными, но они не решались отражать это в ауди­торских отчетах. К этому их подталкивало знание факта, что руко­водство фирмы смотрит на это «сквозь пальцы». Поэтому они не хотели создавать проблемы. Борис и Михаил призвали Ирину быть членом «команды» и снять этот вопрос.

Перед Ириной встал выбор. В принципе, она могла бы настоять на своем через голову своего непосредственного начальника. Она пони­мала, что если даже она будет прощена, ей сразу придется сменить работу. И что совершенно точно, ее действия будут не по душе ее коллегам. Конечно, можно было бы просто забыть о случившемся и ничего не делать. При таком исходе, как она считала, сотрудники фирмы остались бы довольны и это, может быть, помогло ей сделать карьеру в фирме. Единственной проблемой, с которой ей по-прежне­му пришлось бы иметь дело, оставалась совесть. Времени для реше­ния было совсем мало.

Вопросы к конкретной ситуации


  1. Какого типы конфликты имеют место в ситуа­ции? Объясните и подтвердите фактами. Имеется ли в описанном в ситуации конфликте конструктивная сторона? Если да, то в чем она выражается?

  1. Имеются ли в конфликтные ситуации других уровней ? Какие? Объясните и подтвердите фактами.

  2. Какой стиль разрешения межличностного конфликта был ис­пользован каждым из участников событий? Подтвердите фактами.

  3. Как вы предложили бы поступить Ирине в данной ситуации?

3. Выполнение тестов.


Тесты для самоконтроля по теме 3.4.

К каждому заданию дано несколько ответов, из которых только один

верный. Выберите верный, по вашему мнению, ответ.

1. Конфликт в организации - это

а) конфликты между субъектами социального взаимодействия, возникающие внутри организации

б) конфликты между субъектами социального взаимодействия, возникающие внутри организации и за ее пределами

в) конфликты между руководством организации и ее сотрудни­ками

г) конфликты между различными структурными элементами организации

д) конфликты по поводу организационной структуры коллектива


2. Структурные конфликты в организации - это

а) конфликты между структурными подразделениями

б) конфликты, связанные с изменением организационной струк­туры

в) конфликты, возникающие на основе вопроса о значимости тех или иных субъектов социального взаимодействия внутри организации

г) конфликты, в основе которых лежат причины, отражающие ста­новление и этапы развития коллективов внутри организации

д) конфликты, возникающие на основе нарушения принципа справедливости или целесообразности в распределении огра­ниченных ресурсов


3. Стратегия поведения в конфликте, в которой совместная выработка решения, удовлетворяющего интересы всех сторон: пусть длительная и состоящая из нескольких этапов , но идущая на пользу делу

а) компромисс

б) сотрудничество

в) консенсус

г) противостояние
4. Найдите соответствие


Тип конфликта

Содержание конфликта

1. Горизонтальные

2. Вертикальные

3. Межгрупповые

4. Межличностные



А) предполагает взаимодействие субъектов вертикального подчинения: руководитель - подчиненный, предприятие - вышестоящая организация, малое предприятие - учредитель;

Б) предполагает конфликтное взаимодействие равных (по иерархическому уровню, располагаемой власти) субъектов: руководителей одного уровня, предприятий и специалистов между собой;

В) конфликты, в которых сторонами выступают социальные группы, преследующие несовместимые цели;

Г) конфликты, в которых личности преследуют несовместимые цели



1) 1Б2А3В4Г 2)1Б2В4А4Г 3)1Б2А3В4Г 4)1В2А3Г4Б

5. Особый вид взаимодействия между людьми, выражающийся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей - это

а) конфликт

б) конфликтная ситуация

в) инцидент

г) эскалация

д) причина конфликта
6. Конкретная ценность, к обладанию которой стремятся проти­воборствующие стороны - это

а) предмет конфликта

б) причина конфликта

в) объект конфликта

г) повод конфликта
7. Реальная или воображаемая проблема, которая подлежит реше­нию и становится причиной конфликтной ситуации - это

а) предмет конфликта

б) объект конфликта

в) повод конфликта

г) инцидент

д) постконфликный синдром


8. По направленности конфликты подразделяются на

а) субъективные и объективные;

б) горизонтальные, вертикальные, смешанные;

в) материальные, статусно-ролевые и духовные;

г) кратковременные, быстротечные и длительные;

д) конструктивные и деструктивные


9. Этап, на котором участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования

а) начало открытого конфликтного взаимодействия

б) развитие открытого конфликта

в) разрешение конфликта
10. Стиль поведения в конфликтах, который характеризуется явным отсутствием у вовлеченного в конфликтную ситуацию желания сотрудничать с кем-либо и прилагать активные усилия для осуществления собственных интересов, равно как и пойти навстречу оппонентам

а) приспособление (уступка)

б) уклонение (уход)

в) конфронтация (принуждение, борьба, соперничество)

(доступен в электронно-библиотечной системе «Znanium.com»)


Рекомендуемая дополнительная литература:

1. Управленческая психология: Учебник / Д.М. Рамендик. - 2-e изд., испр. и доп. - М.: Форум, 2010. - 256 с. (доступен в электронно-библиотечной системе «Znanium.com»)

2. Управленческая психология: Учебник / О.Д. Волкогонова, А.Т. Зуб. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. - 352 с доступен в электронно-библиотечной системе «Znanium.com»)

3. Психология менеджмента: Учебное пособие / Э.В. Островский; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 240 с. (доступен в электронно-библиотечной системе «Znanium.com»)
б) дополнительная литература:

1. Психология управления персоналом: теория и практика / О.В. Евтихов. - СПб: Речь, 2010. - 319 с (доступен в электронно-библиотечной системе «Znanium.com»)

2. Организационная психология: Учебник / Под общ. ред. А.Б. Леоновой. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 429 с.: (доступен в электронно-библиотечной системе «Znanium.com»)
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

1.Информационный бизнес портал

http://obiznese.com/load/obiznese.com/load

2.Психология управления персоналом. http://psihologiya-upravleniya.ru/ psihologiya-upravleniya.ru

3.Социология, психология, управление. http://soc.lib.ru/soc.lib

4.Статьи по психологии. http://www.psyarticles.ru/psyarticles.ru

5.Управления персоналом. Библиотека статей psyfactor.org

Приложение 1
Примерные вопросы для оценки качества освоения дисциплины

(экзамен)

1.Дайте определение понятия психология. В сущность науки психологии.

2.Что является предметом психологии. Изобразите схематически основные виды психических состояний, свойств и образований, процессов.

3. Раскройте сущность психических образований

4.Какую роль в становлении личности играют психические процессы, раскройте их сущность

5.Раскройте особенности влияния на поведение человека психических свойств и состояний.

6.Какие вопросы и проблемы решает управленческая психология, раскройте определение понятия

7.Назовите и раскройте объекты управленческой психологии

8.Назовите и приведите примеры проблем решаемых предметом управленческой психологии.

9. Что такое трудовой потенциал личности, дайте характеристику ключевых качеств трудового потенциала

10.Что следует понимать под качественными характеристиками персонала

11.Что понимается под личностными ресурсами, раскройте особенности психических свойств личности применительно к управленческой психологии.

12.Какие черты характера являются основополагающими для сотрудников.

13.Что понимают под мотивацией поведения? Как соотносятся потребности и мотивы?

14.Расскажите о пирамиде потребностей А. Маслоу. Какие слабые стороны этой концепции вы можете отметить?

15.Каковы основные положения двухфакторной теории Ф. Герцберга?

16.Чем теория ERG отличается от концепции А. Маслоу?

17.Какие типы потребностей выделяются в теории Д. Макклеланда? Как вы думаете, какие потребности должны превалировать в личности руководителя компании?

18.Назовите требования, которым должны удовлетворять цели производственной деятельности согласно теории постановки целей.

19.Расскажите о теории ожидания. Какие практические рекомендации из нее следуют ?

20.Дайте определение организации и группы, в чем состоит отличие.

21..Раскройте классификацию групп, приведите примеры, дайте краткую характеристику.

22.Раскройте на примерах причины вхождения людей в группы

23.Раскройте основные типы организаций, дайте им характеристику.

24.Назовите факторы, влияющие на развитие рабочих групп и организаций

25.Что такое команда? Каковы отличительные черты команды от группы.

26.Какие стадии проходит команда в период своего создания. Изобразите схематически сущность каждой стадии.

27.В каких случаях использование команды наиболее эффективно.

28.При каких условиях командная работа может оказаться неэффективной.

29.Какие факторы определяют предпочтения работы в команде ли группе

30.Какое влияние оказывает численность членов команды на эффективность ее работы

31.Что такое «лица команды», какова их сущность

32.Изобразите схематически условия, необходимые для успешной работы руководителей.

33.Что такое функциональные и командные роли.

34.Дайте характеристику различных типов лидеров

35.Дайте определение понятия управление.

36.В чем заключается отличие в понятиях «Руководство» и «Лидерство»

37.Изобразите схематически отличительные особенности руководителя и лидера. Определите ключевое отличие.

38.Каковы различия в правах и обязанностях руководителя и лидера.

39.Назовите общие черты руководства и лидерства, изобразите их схематически.

40.Какие типы лидерства определяются в зависимости от масштабов деятельности

41.На какие группы делятся руководители в зависимости от предпочитаемого характера действий.

42.Какие группы личностно-деловых качеств руководителя можно выделить. Обоснуйте такое деление

43.Какую роль играют личностные качества руководителя, раскройте их сущность.

ДЗ: Трудоустройство на предприятие.(вакантная должность – финансист).

Проблема такова: уволился финансовый работник с предприятия проблема структурированная), решение – программированное.

Решение принималось следующим образом, эту проблему рассматривали в ряду других проблем:

1. при долгом отсутствии работника будет страдать финансовая сторона предприятия, т.е. анализ денежных средств, эффективность их использования;

2. при этом, приняв как можно быстрее работника, все финансовые решения будут приниматься вовремя;

3. срочность принятия решения – требуется разработать бизнес-план на следующий финансовый год;

4. работник должен соответствовать определенным критериям, высшее экономическое образование, стаж работы, квалификация;

5. был сделан вывод, что проблема не имеет жизненного цикла.

Тема 15: Управление конфликтом.

КС – Дилемма для Ирины.

1. Я считаю, что тип конфликта – конфликт целей. Аудиторская фирма (бухгалтерская) – ее цель, выявить нарушения в ведении бухгалтерии, на предприятии.

Участвующие стороны в конфликте, видят по разному состояние объекта в будущем. (Ирина – старший в группе Николай).Еще имеет место конфликт во взглядах, идеях, мыслях по решаемой проблеме.

Руководитель фирмы – Ирина

Борис, Михаил – Ирина

2. Конструктивная сторона этого конфликта, полностью отсутствует, т.к. руководитель фирмы и старший в аудиторской группе, склоняются к одному мнению, что такая проблема почти у всех организаций, и если обращать на это внимание, их клиентура резко пойдет на «спад».

3. Да, имеются. Внутриличностный конфликт. Ирина долго думала о проблеме. На занятиях по аудиту, фирма делала упор на этике профессионального аудита, но Ирина понимала, если она доведет это дело до конца, она лишится не только работы, но и возможности карьерного роста. Она все это понимала, но внутри ее срабатывала совесть.

4. Николай – Ирина – это стиль ухода из конфликта. Да, проблема есть, но ничего не предпринято со стороны Николая.

Руководитель фирмы – Ирина - это стиль разрешения конфликта силой. Потеря клиента – руководителя такой поворот событий не устраивает.

Борис, Михаил – Ирина – это стиль сотрудничества, т.к. руководитель смотрит на проблему, закрывая глаза, то предложили Ирине делать то, что и все, чтобы избежать неприятностей.

5. Поступать так, как требует руководство. Руководитель несет полную ответственность за действия фирмы.

ДЗ – Конфликт с преподавателем.

термины

ответы

пояснения

Источник конфликта

Не справедливо поставлена оценка за знания

Студент уверен в том, что он дал полный и существенный ответ на вопрос

Конструктивные начала конфликта

Конфликт очень силен

Студент желает оценку, а преподаватель не идет ему на уступки. Снижение морали, разрушение коммуникационных сетей

Тип конфликта

Конфликт целей

Преподаватель своей не справедливой оценкой заставляет студента лучше выучить предмет, перед экзаменом. Студент уверен, что этой оценкой он испортит его зачетную книжку

Уровень конфликта

Между личностями

Преподаватель и студент воспринимает себя как находящиеся в оппозиции друг к другу с позиций целей, ценностей или поведения

Наиболее эффективный стиль разрешения конфликта

Студент: стиль компромисса

Преподаватель: стиль разрешения конфликта силой

Студент имеет шанс продолжить беседу на экзамене, в ходе продолжения беседы оценка станет выше;

Преподаватель дает понять студенту, что его уровень знаний не соответствует учебной программе, и что дальнейшая беседа бессмысленна

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ:

    Понятие конфликта. Классификация конфликтов, их характеристики.

    Характеристика побудительных сил возникновения конфликтов.

    Причина и повод конфликта. Конфликты взаимодействия.

    Управление конфликтной ситуацией.

    Стили разрешения конфликтов.

    Алгоритм выхода из конфликтной ситуации.

Ответьте на вопросы:

    Назовите этапы конфликта как процесса.

    Можно ли навсегда исключить из жизни организации конфликты и стрессы?

    Какие причины возникновения конфликтов в организации вы знаете?

    Сопротивление нововведениям в организации как конфликт и методы его преодоления.

    Каковы позитивные и негативные последствия конфликтов?

Задание:

Конкретная ситуация.

Дилемма для Ирины

Перед Ириной стояла дилемма, как ей поступить? Недавно она начала работать в одной консультационной бухгалтерской фирме и уже столкнулась с проблемой, которая могла повлиять на ее будущие отношения в фирме. В ходе аудита одной компании она обнаружила, что большая сумма денег, в действительности выплаченная работникам этой компании, не была проведена, как положено, через фонд заработной платы. Такая практика являлась достаточно распространенной во многих коммерческих и государственных структурах и помогала скрыть существенную часть наличности от налогов.

Ирина считала, что эта практика является неправильной и незаконной и должна получить соответствующее отражение в аудитор¬ском отчете. Она подняла этот вопрос в разговоре с Николаем, старшим в ее аудиторской группе. Он признал, что такая проблема в целом существует, но ничего не сделал, чтобы продвинуться в ее разрешении дальше. Николай предложил Ирине поговорить с руководителем фирмы, если ее что-то в этом деле не удовлетворяет.

Прежде чем идти к руководителю, Ирина долго думала об этой проблеме. На занятиях по аудиту, которые она продолжала посещать и которые периодически проводились фирмой, упор делался на этику профессионального аудита и на приверженность ее фирмы высоким этическим стандартам.

Это ее окончательно убедило в необходимости встречи с руководителем фирмы. Однако визит к руководству оказался неудачным, Алексей Петрович, директор фирмы, согласился с тем, что обнаруженная Ириной практика вообще-то не является правильной. Вместе с тем он отметил, что и другие клиенты, с которыми им приходилось иметь дело, поступали подобным образом. Алексей Петрович пошел даже на то, что сказал Ирине о возможности потери клиента в том случае, если обнаруженный ею факт найдет отражение в аудиторском отчете. Он дал понять, что его такой исход дела мало устраивает. От этой встречи у Ирины осталось ощущение, что, если она пойдет в разрешении проблемы дальше, то непременно приобретет себе врага. Состояние неудовлетворенности и беспокойства у нее не проходило, и она решила обсудить эту проблему с кем-нибудь из коллег.

Ирина обратилась к Борису и Михаилу, работавшим в фирме уже около двух лет. Оказалось, что они и раньше сталкивались с подобными случаями в своей аудиторской работе. Они были удивлены, что Ирина обратилась к директору фирмы, минуя своего непосредственного руководителя - начальника отдела аудита. Борис и Михаил обратили ее внимание на то, что если она настоит на своем, то им не избежать неприятностей. Они признали, что в сущности действия клиентов были неверными, но они не решались отражать это в аудиторских отчетах. К этому их подталкивало знание факта, что руководство фирмы смотрит на это "сквозь пальцы". Поэтому они не хотели создавать проблемы. Борис и Михаил призвали Ирину быть членом «команды» и снять этот вопрос.

Перед Ириной встал выбор. В принципе она могла бы настоять на своем через голову своего непосредственного начальника. Она понимала, что если даже она будет прощена, ей сразу придется сменить работу. И что совершенно точно, ее действия будут не по душе ее коллегам. Конечно, можно было бы просто забыть о случившемся и ничего не делать. При таком исходе, как она считала, сотрудники фирмы остались бы довольны и это может быть, помогло ей сделать карьеру в фирме. Единственной проблемой, с которой ей по-прежнему пришлось бы иметь дело, оставалась совесть. Времени для решения было совсем мало.

Вопросы к конкретной ситуации:

1. Какого типа межличностные конфликты имеют место в ситуации? Объясните и подтвердите фактами.

2. Имеется ли в описанном в ситуации конфликте конструктивная сторона? Если да, то в чем она выражается?

3. Имеются ли в ситуации конфликты других уровней, кроме межличностного? Какие? Объясните и подтвердите фактами.

4. Какой стиль разрешения межличностного конфликта был использован каждым из участников событий? Подтвердите фактами.

5. Как вы предложили бы поступить Ирине в данной ситуации?

- 238.50 Кб

Перед Ириной стояла дилемма, как ей поступить? Недавно она начала работать в одной консультационной бухгалтерской фирме и уже столкнулась с проблемой, которая могла повлиять на ее будущие отношения в фирме. В ходе аудита одной компании она обнаружила, что большая сумма денег, в действительности выплаченная работникам этой компании, не была проведена, как положено, через фонд заработной платы. Такая практика являлась достаточно распространенной во многих коммерческих и государственных структурах и помогала скрыть существенную часть наличности от налогов.

Ирина считала, что эта практика является не правильной и незаконной и должна получить соответствующее отражение в аудиторском отчете. Она подняла этот вопрос в разговоре с Николаем, старшим в ее аудиторской группе. Он признал, что такая проблема в целом существует, но ничего не сделал, чтобы продвинуться в ее разрешении дальше. Николай предложил Ирине поговорить с руководителем фирмы, если ее что-то в этом деле не удовлетворяет.

Прежде, чем идти к руководителю, Ирина долго думала об этой проблеме. На занятиях по аудиту, которые она продолжала посещать и которые периодически проводились фирмой, упор делался на этику профессионального аудита и на приверженность ее фирмы высоким этическим стандартам.

Это ее окончательно убедило в необходимости встречи с руководителем фирмы. Однако визит к руководству оказался неудачным. Алексей Петрович, директор фирмы, согласился с тем, что обнаруженная Ириной практика вообще-то не является правильной. Вместе с тем он отметил, что и другие клиенты, с которыми им приходилось иметь дело, поступали подобным образом. Алексей Петрович пошел даже на то, что сказал Ирине о возможности потери клиента в том случае, если обнаруженный ею факт найдет отражение в аудиторском отчете. Он дал понять, что его такой исход дела мало устраивает. От этой встречи у Ирины осталось ощущение, что, если она пойдет в разрешении проблемы дальше, то непременно приобретет себе врага. Состояние неудовлетворенности и беспокойства у нее не проходило, и она решила обсудить эту проблему с кем-нибудь из коллег.

Ирина обратилась к Борису и Михаилу, работавшим в фирме уже около двух лет. Оказалось, что они и раньше сталкивались с подобными случаями в своей аудиторской работе. Они были удивлены, что Ирина обратилась к директору фирмы, минуя своего непосредственного руководителя – начальника отдела аудита. Борис и Михаил обратили ее внимание на то, что если она настоит на своем, то и не избежать неприятностей. Они признали, что в сущности действия клиентов были неверными, но они не решались отражать это в аудиторских отчетах. К этому их подталкивало знание факта, что руководство фирмы смотрит на это «сквозь пальцы». Поэтому они не хотели создавать проблемы. Борис и Михаил призвали Ирину быть членом «команды» и снять этот вопрос. Перед Ириной встал выбор. В принципе она могла бы настоять на своем через голову своего непосредственного начальника. Она понимала, что если даже она будет прощена, ей сразу придется сменить работу. И что совершенно точно, ее действия будут не по душе ее коллегам. Конечно, можно было бы просто забыть о случившемся и ничего не делать. При таком исходе, как она считала, сотрудники фирмы остались бы довольны и это, может быть, помогло ей сделать карьеру в фирме. Единственной проблемой, с которой ей по-прежнему пришлось бы иметь дело, оставалась совесть. Времени для решения было совсем мало.

Какого типа межличностные конфликты (стратегии поведения) имеют место в ситуации? Объясните и подтвердите фактами.

Ответ

В данной ситуации имеют место следующие стратегии поведения в межличностных конфликтах:

- сглаживание , сотрудники фирмы, Борис и Михаил сталкивались с подобными случаями в своей аудиторской работе. Они признали, что в сущности действия клиентов были неверными, но они не решались это отражать в своих аудиторских отчетах, т.к. знали, что руководство фирмы смотрит на это «сквозь пальцы», поэтому они не хотели создавать проблемы;

- уклонение , Николай признал существование проблемы, но ничего не сделал, чтобы продвинуться в ее разрешении дальше, предложил Ирине поговорить с руководителем фирмы, если ее что-то не устраивает, т.е. снял с себя ответственность.

Задание 31

Прочитайте и письменно ответьте на вопрос.

Ирина считала, что эта практика является не правильной и незаконной и должна получить соответствующее отражение в аудиторском отчете. Она подняла этот вопрос в разговоре с Николаем, старшим в ее аудиторской группе. Он признал, что такая проблема в целом существует, но ничего не сделал, чтобы продвинуться в ее разрешении дальше. Николай предложил Ирине поговорить с руководителем фирмы, если ее что-то в этом деле не удовлетворяет.

Это ее окончательно убедило в необходимости встречи с руководителем фирмы. Однако визит к руководству оказался неудачным. Алексей Петрович, директор фирмы, согласился с тем, что обнаруженная Ириной практика вообще-то не является правильной. Вместе с тем он отметил, что и другие клиенты, с которыми им приходилось иметь дело, поступали подобным образом. Алексей Петрович пошел даже на то, что сказал Ирине о возможности потери клиента в том случае, если обнаруженный ею факт найдет отражение в аудиторском отчете. Он дал понять, что его такой исход дела мало устраивает. От этой встречи у Ирины осталось ощущение, что, если она пойдет в разрешении проблемы дальше, то непременно приобретет себе врага. Состояние неудовлетворенности и беспокойства у нее не проходило, и она решила обсудить эту проблему с кем-нибудь из коллег.

Ирина обратилась к Борису и Михаилу, работавшим в фирме уже около двух лет. Оказалось, что они и раньше сталкивались с подобными случаями в своей аудиторской работе. Они были удивлены, что Ирина обратилась к директору фирмы, минуя своего непосредственного руководителя – начальника отдела аудита. Борис и Михаил обратили ее внимание на то, что если она настоит на своем, то и не избежать неприятностей. Они признали, что в сущности действия клиентов были неверными, но они не решались отражать это в аудиторских отчетах. К этому их подталкивало знание факта, что руководство фирмы смотрит на это «сквозь пальцы». Поэтому они не хотели создавать проблемы. Борис и Михаил призвали Ирину быть членом «команды» и снять этот вопрос. Перед Ириной встал выбор. В принципе она могла бы настоять на своем через голову своего непосредственного начальника. Она понимала, что если даже она будет прощена, ей сразу придется сменить работу. И что совершенно точно, ее действия будут не по душе ее коллегам. Конечно, можно было бы просто забыть о случившемся и ничего не делать. При таком исходе, как она считала, сотрудники фирмы остались бы довольны и это, может быть, помогло ей сделать карьеру в фирме. Единственной проблемой, с которой ей по-прежнему пришлось бы иметь дело, оставалась совесть. Времени для решения было совсем мало.

Имеется ли в описанном в ситуации конфликте конструктивная сторона?

Если да, то в чем она выражается?

Ответ.

Конструктивная сторона разрешения конфликта может быть, если забыть о случившемся и ничего не делать. Все сотрудники фирмы остались бы довольны, и это, может быть, помогло бы Ирине сделать карьеру. Если, конечно, идти вразрез со своей совестью и с этикой профессионального аудита.

Задание 32

Прочитайте и письменно ответьте на вопрос.

Перед Ириной стояла дилемма, как ей поступить? Недавно она начала работать в одной консультационной бухгалтерской фирме и уже столкнулась с проблемой, которая могла повлиять на ее будущие отношения в фирме. В ходе аудита одной компании она обнаружила, что большая сумма денег, в действительности выплаченная работникам этой компании, не была проведена, как положено, через фонд заработной платы. Такая практика являлась достаточно распространенной во многих коммерческих и государственных структурах и помогала скрыть существенную часть наличности от налогов.

Ирина считала, что эта практика является не правильной и незаконной и должна получить соответствующее отражение в аудиторском отчете. Она подняла этот вопрос в разговоре с Николаем, старшим в ее аудиторской группе. Он признал, что такая проблема в целом существует, но ничего не сделал, чтобы продвинуться в ее разрешении дальше. Николай предложил Ирине поговорить с руководителем фирмы, если ее что-то в этом деле не удовлетворяет.

Прежде, чем идти к руководителю, Ирина долго думала об этой проблеме. На занятиях по аудиту, которые она продолжала посещать и которые периодически проводились фирмой, упор делался на этику профессионального аудита и на приверженность ее фирмы высоким этическим стандартам.

Это ее окончательно убедило в необходимости встречи с руководителем фирмы. Однако визит к руководству оказался неудачным. Алексей Петрович, директор фирмы, согласился с тем, что обнаруженная Ириной практика вообще-то не является правильной. Вместе с тем он отметил, что и другие клиенты, с которыми им приходилось иметь дело, поступали подобным образом. Алексей Петрович пошел даже на то, что сказал Ирине о возможности потери клиента в том случае, если обнаруженный ею факт найдет отражение в аудиторском отчете. Он дал понять, что его такой исход дела мало устраивает. От этой встречи у Ирины осталось ощущение, что, если она пойдет в разрешении проблемы дальше, то непременно приобретет себе врага. Состояние неудовлетворенности у нее не проходило, и она решила обсудить эту проблему с кем-нибудь из коллег.

Ирина обратилась к Борису и Михаилу, работавшиму в фирме уже около двух лет. Оказалось, что они и раньше сталкивались с подобными случаями в своей аудиторской работе. Они были удивлены, что Ирина обратилась к директору фирмы, минуя своего непосредственного руководителя – начальника отдела аудита. Борис и Михаил обратили ее внимание на то, что если она настоит на своем, то и не избежать неприятностей. Они признали, что в сущности действия клиентов были неверными, но они не решались отражать это в аудиторских отчетах. К этому их подталкивало знание факта, что руководство фирмы смотрит на это «сквозь пальцы». Поэтому они не хотели создавать проблемы. Борис и Михаил призвали Ирину быть членом «команды» и снять этот вопрос. Перед Ириной встал выбор. В принципе она могла бы настоять на своем через голову своего непосредственного начальника. Она понимала, что если даже она будет прощена, ей сразу придется сменить работу. И что совершенно точно, ее действия будут не по душе ее коллегам. Конечно, можно было бы просто забыть о случившемся и ничего не делать. При таком исходе, как она считала, сотрудники фирмы остались бы довольны и это, может быть, помогло ей сделать карьеру в фирме. Единственной проблемой, с которой ей по-прежнему пришлось бы иметь дело, оставалась совесть. Времени для решения было совсем мало.

Имеются ли в ситуации конфликты других уровней, кроме межличностного? Какие?

Объясните и подтвердите фактами.

Ответ.

В ситуации есть конфликт структурного уровня: разъяснение, требуемое работнику. Ирина обращается к Николаю, старшему в ее аудиторской группе, к Борису и Михаилу, и, наконец, к Андрею Петровичу за разъяснениями по поводу разрешения проблемы, ответы которых Ирину в принципе не удовлетворяют, она считает их позицию неверной. Еще один момент, когда Ирина обратилась к директору фирмы, минуя своего непосредственного руководителя - начальника отдела аудита.

Задание 33

Прочитайте и письменно ответьте на вопрос.

Перед Ириной стояла дилемма, как ей поступить? Недавно она начала работать в одной консультационной бухгалтерской фирме и уже столкнулась с проблемой, которая могла повлиять на ее будущие отношения в фирме. В ходе аудита одной компании она обнаружила, что большая сумма денег, в действительности выплаченная работникам этой компании, не была проведена, как положено, через фонд заработной платы. Такая практика являлась достаточно распространенной во многих коммерческих и государственных структурах и помогала скрыть существенную часть наличности от налогов.

Ирина считала, что эта практика является не правильной и незаконной и должна получить соответствующее отражение в аудиторском отчете. Она подняла этот вопрос в разговоре с Николаем, старшим в ее аудиторской группе. Он признал, что такая проблема в целом существует, но ничего не сделал, чтобы продвинуться в ее разрешении дальше. Николай предложил Ирине поговорить с руководителем фирмы, если ее что-то в этом деле не удовлетворяет.

Прежде, чем идти к руководителю, Ирина долго думала об этой проблеме. На занятиях по аудиту, которые она продолжала посещать и которые периодически проводились фирмой, упор делался на этику профессионального аудита и на приверженность ее фирмы высоким этическим стандартам.

Это ее окончательно убедило в необходимости встречи с руководителем фирмы. Однако визит к руководству оказался неудачным. Алексей Петрович, директор фирмы, согласился с тем, что обнаруженная Ириной практика вообще-то не является правильной. Вместе с тем он отметил, что и другие клиенты, с которыми им приходилось иметь дело, поступали подобным образом. Алексей Петрович пошел даже на то, что сказал Ирине о возможности потери клиента в том случае, если обнаруженный ею факт найдет отражение в аудиторском отчете. Он дал понять, что его такой исход дела мало устраивает. От этой встречи у Ирины осталось ощущение, что, если она пойдет в разрешении проблемы дальше, то непременно приобретет себе врага. Состояние неудовлетворенности и беспокойства у нее не проходило, и она решила обсудить эту проблему с кем-нибудь из коллег.

Описание

Определите верную стратегию выхода из психологической игры и разрешения конфликтной ситуации. Помните о том, что вы находитесь в роли руководителя.

Перед Ириной стояла дилемма, как ей поступить? Недавно она начала работать в одной консультационной бухгалтерской фирме и уже столкнулась с проблемой, которая могла повлиять на ее будущие отношения в фирме. В ходе аудита одной компании она обнаружила, что большая сумма денег, в действительности выплаченная работникам этой компании, не была проведена, как положено, через фонд заработной платы. Такая практика являлась достаточно распространенной во многих коммерческих и государственных структурах и помогала скрыть существенную часть наличности от налогов.

Ирина считала, что эта практика является неправильной и незаконной и должна получить соответствующее отражение в аудиторском отчете. Она подняла этот вопрос в разговоре с Николаем - руководителем аудиторской группы. Он признал, что такая проблема в целом существует, но ничего не сделал, чтобы продвинуться в ее разрешении дальше. Николай предложил Ирине поговорить с руководителем фирмы, если ее что-то в этом деле не удовлетворяет.

Прежде чем идти к руководителю, Ирина долго думала об этой проблеме. На занятиях по аудиту, которые она продолжала посещать и которые периодически проводились фирмой, упор делался на этику профессионального аудита и на приверженность ее фирмы высоким этическим стандартам.

Это ее окончательно убедило в необходимости встречи с руководителем фирмы. Однако визит к руководству оказался неудачным. Алексей Петрович, директор фирмы, согласился с тем, что обнаруженная Ириной практика вообще-то не является правильной. Вместе с тем он отметил, что и другие клиенты, с которыми им приходилось иметь дело, поступали подобным образом. Алексей Петрович пошел даже на то, что сказал Ирине о возможности потери клиента в том случае, если обнаруженный ею факт найдет отражение в аудиторском отчете. Он дал понять, что его такой исход дела мало устраивает. От этой встречи у Ирины осталось ощущение, что, если она пойдет в разрешении проблемы дальше, то непременно приобретет себе врага. Состояние неудовлетворенности и беспокойства у нее не проходило, и она решила обсудить эту проблему с кем-нибудь из коллег.

Ирина обратилась к Борису и Михаилу, которые проработали в фирме уже около двух лет. Оказалось, что они и раньше сталкивались с подобными случаями в своей аудиторской работе. Они были удивлены, что Ирина обратилась к директору фирмы, минуя своего непосредственного руководителя - начальника отдела аудита. Борис и Михаил обратили ее внимание на то, что если она настоит на своем, то им не избежать неприятностей. Они признали, что в сущности действия клиентов были неверными, но они не решались отражать это в аудиторских отчетах. К этому их подталкивало знание факта, что руко­водство фирмы смотрит на это «сквозь пальцы». Поэтому они не хотели создавать проблемы. Борис и Михаил призвали Ирину быть членом «команды» и снять этот вопрос.

Перед Ириной встал выбор. В принципе, она могла бы настоять на своем через голову своего непосредственного начальника. Она пони­мала, что если даже она будет прощена, ей сразу придется сменить работу. И что совершенно точно, её действия будут не по душе её коллегам. Конечно, можно было бы просто забыть о случившемся и ничего не делать. При таком исходе, как она считала, сотрудники фирмы остались бы довольны и это, может быть, помогло ей сделать карьеру в фирме. Единственной проблемой, с которой ей по-прежне­му пришлось бы иметь дело, оставалась совесть. Времени для решения было совсем мало.

Ответьте на вопросы к конкретной ситуации:

1) Конфликт какого типа имеет место в ситуа­ции? Объясните и подтвердите фактами.

2) Имеется ли в описанном в ситуации конфликте конструктивная сторона? Если да, то в чем она выражается?

3) Каким методом Вы предложили бы воспользоваться Ирине в данной ситуации, для разрешения конфликта?

Задание 2

Для того, чтобы узнать насколько Вы подвержены конфликту, ответьте на ряд вопросов (см.методику).

3 Порядок выполнения:

Смотри методику выполнения практического занятия № 16

Смотри методику выполнения практического занятия № 16

5.Контрольные вопросы.

5.1. Понятие конфликта. Типы конфликтов.

5.2. В чём заключается управление конфликтов.

5.3. Источники конфликтов в организации.

5.4. Методы разрешения организационных конфликтов.

5.5. Пути выхода из конфликта.

Методика выполнения практического занятия № 16

2 Выполнить работу в соответствии с заданиями.

3 Ответить на контрольные вопросы, результат отразить в таблице.

4 Выслать работу преподавателю (либо сдать на проверку).

Форма отчёта

При заполнении формы отчёта заголовок «Методика выполнения практической работы» следует поменять на «Практическая работа».

2 Цель работы.

3 Результаты работы (отразить в таблицах).

Задание 1

Проанализируйте конкретную ситуацию, ответив на ряд вопросов. Результат занесите в итоговую таблицу.

Задание 2

За каждый ответ «а» поставьте 4 очка, за ответ «б» - 2, за ответ «в» - 0. Сделайте соответствующий вывод.

1. В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция:

а) не принимаю участия;

б) кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой;

в) активно вмешиваюсь, «вызывая огонь на себя».

2. Выступаете ли Вы на собраниях с критикой руководства?

б) только если имею для этого веские основания;

в) критикую по любому поводу не только начальство, но и тех, кто его защищает.

3. Часто ли Вы спорите с друзьями?

а) только если они необидчивы;

б) лишь по принципиальным вопросам;

в) споры – моя стихия.

4. Вы стоите в очереди. Как реагируете, если «лезут»без очереди?

а) возмущаюсь в душе, но молчу;

б) делаю замечание;

в) прохожу вперёд и начинаю наводить порядок.

5. Дома на обед подали недосоленое блюдо.

а) не замечаю такой пустяк;

б) молча беру солонку;

в) не удержусь от замечания и, может быть, демонстративно откажусь от еды.

6. На улице, в транспорте Вам наступили на ногу.

а) с возмущением посмотрю на обидчика;

б) сухо сделаю замечание;

в) выскажусь, не стесняясь в выражениях.

7. Кто-то из родственников купил вещь, которая Вам не понравилась. Ваше поведение:

а) промолчу;

б) ограничусь кратким тактичным комментарием;

в) устрою скандал из-за пустой траты денег.

8. Не повезло в лотерее. Как Вы это воспринимаете?

а) постараюсь быть равнодушным, но в душе дам себе слово никогда в ней не участвовать:

б) не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещаю взять реванш;

в) билет без выигрыша надолго испортит настроение.

Подведите итог.

Если у Вас от 22 до 32 очков:

Вы тактичны и миролюбивы, ловко уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Изречение «Платон мне друг, но истина дороже!» никогда не было Вашим девизом. Может быть, поэтому Вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости, если обстоятельства требуют, высказываться принципиально, невзирая на лица.

Если у Вас от 12 до 20 очков:

Вы слывёте человеком конфликтным. Но на самом деле конфликтуете лишь тогда, когда нет иного выхода и другие средства исчерпаны. Вы твёрдо отстаиваете своё мнение, не думая о том, как это отразится на вашем служебном положении или приятельских отношениях. При этом Вы не выходите за рамки корректности, не унижаетесь до оскорблений. Это вызывает уважение к Вам.

Если у Вас до 10 очков:

Споры и конфликты – это воздух, без которого Вы не можете жить. Любите критиковать других, но если услышите замечание в свой адрес, можете «съесть живым». Ваша критика – ради критики, а не для пользы дела. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами – на работе и дома. Ваша несдержанность и грубость отталкивает людей. Не потому ли у Вас не настоящих друзей? Постарайтесь перебороть свой характер и научиться управлять собой.


Практическое занятие № 17

Планирование и управление временем в самоменеджменте

1 Цель работы :

Закрепить понятия основных функций самоменеджмента, роль формирования личных целей планирования и управления временем.

2 Задание:

2.1. Составить личный, жизненный план.

2.2. Анализ использования рабочего времени и основных причин его потери.

Задание1

Личный жизненный план

Составьте план жизни и развития в различных сферах жизни.

1 Оценка жизненной ситуации.

1.1 Работа и учёба.

1.1.1 Имею ли я чёткую картину о совей учёбе и её целях?

1.1.2 Помогает ли моя учёба в достижении других жизненных целей?

1.1.3 Каковы цели развития и продвижения по отношению к учёбе и к работе?

1.1.4 Какую работу я хочу выполнять через 10 лет?

1.1.5 Есть ли у меня воодушевление и мотивация?

1.1.6 Что является для меня мотиватором сейчас? А через 5 лет?

1.1.7 Каковы сильные и слабые стороны моей мотивации?

1.1.8 К каким мероприятиям я могу прибегнуть, чтобы убедиться, что моя работа будет в ближайшие годы отвечать личным потребностям?

1.2 Хозяйство.

1.2.1 Каково моё экономическое положение?

1.2.2 Есть ли у меня личный бюджет – каков он и придерживаюсь ли я его рамок?

1.2.3 Сколько у меня долгов?

1.2.4 Получу ли я в случае необходимости кредит?

1.2.5 Каковы мои потребности в финансировании и размещении капитала в ближайшие годы?

1.2.6 Какие меры я могу применять для улучшения экономического положения(если необходимо)?

1.3 Физическое состояние.

1.3.1 Какова моя общая форма?

1.3.2 На чём основана моя оценка (собственное представление, тесты и так далее)?

1.3.3 Бываю ли регулярно на осмотрах у врача (на общих, специальных осмотрах)?

1.3.4 Занимаюсь ли регулярно оздоровительным спортом?

1.3.5 Достаточно ли я сплю?

1.3.6 Питаюсь ли правильно?

1.3.7 Каков мой вес?

1.3.8 В каких количествах я употребляю алкоголь?

1.3.9 Забочусь ли я о «строительстве» своего тела?

1.3.10 Какие меры я могу предпринять для улучшения своего физического состояния?

1.4 Социальное состояние – человеческие отношения.

1.4.1 Искренне ли я интересуюсь мнением и точкой зрения других? А как я их учитываю?

1.4.2 Интересуют ли меня чужие проблемы и заботы?

1.4.3 Интересует ли других моё мнение?

1.4.4 Называю другим свои мысли и мнения?

1.4.5 Умею ли я слушать?

1.4.6 Умею ли я ценить людей, с которыми общаюсь?

1.4.7 Стремлюсь ли я развивать людей, с которыми общаюсь?

1.4.8 Как я забочусь о дружеских отношениях?

1.4.9 Как я могу развивать свои отношения обратной связи?

1.5 Моральная готовность – психическое состояние.

1.5.1 Развиваю ли я себя постоянно тем или иным способом?

1.5.2 Читаю ли я регулярно газеты, ежедневные издания, специальные газеты, литературные произведения?

1.5.3 Слежу ли я за новостями дня: по газетам, радио, ТВ?

1.5.4 Посещаю ли я учебные мероприятия, собрания, конференции, специальные курсы, занимаюсь ли самообразованием?

1.5.6 Участвую ли я в совместной деятельности по развитию: в кружках, в объединениях?

1.5.7 Есть ли у меня личный план развития?

1.5.8 Как я могу развивать свою мотивацию и душевное состояние?

1.6 Семейная жизнь.

1.6.1 Понимаю ли я значение семьи?

1.6.2 Какова моя семейная ситуация на сегодняшний день?

1.6.3 Изменится ли она в ближайшие годы и как?

1.6.4 Уделяю ли я достаточно времени своей семье?

1.6.5 Есть ли в моей семье увлечения?

1.6.6 Знаю ли я членов своей семьи – их потребности и мнения?

1.6.7 Могу ли я создать своей семье открытую и душевную атмосферу?

1.6.8 Создаю ли я своей семье надёжные условия?

1.6.9 Как я могу развивать свою семейную жизнь?

2. Постановка личных конечных целей.

2.1 Цели моей жизни. Насколько они важны для меня и почему?

2.2 Моя жизненная цель (цели) должна осуществиться до 20__г., самое позднее 20__г.

2.3 Какие факторы способствуют достижению моих жизненных целей? А какие препятствуют?

2.4 Каковы наиболее критические пункты в достижении моих жизненных целей? Что я могу сделать в этом плане?

2.5 Что мне нужно задействовать для достижения моих целей – время, деньги, здоровье и так далее?

2.6 Готов(а) ли я задействовать эти факторы или мне нужно изменить свои цели?

3. Частные цели и планы деятельности, способствующие достижению моих жизненных целей.

Результат отразите в предложенной таблице «Частные цели и планы деятельности» (см.методику).

Задание 2

1. В предложенном перечне (см.методику) отмечаются рекомендации, наиболее заинтересовавшие. Для выявления их из общей массы, ставится в первой графе против каждой рекомендации оценка ее важности по пятибалыюй системе. Отдельные рекомендации могут показаться несущественными или даже неверными. Им ставится низкий балл и их не применяют немедленно. Но необходимо подумать над тем, в каких условиях и для какого типа руководителей они могут пригодиться. При повторном просмотре указаний вновь проставляются оценки - то, что казалось раньше неприемлемым может стать важным. После определения важности рекомендаций, приступают ко второй фазе работы.

2. Продумайте меры по устранению отмеченных недостатков.

На практике необходимо систематически просматривать методические указания, дополнять их и оценивать полученные результаты.

Напишите 10 самых главных, по вашему мнению, причин потери времени.

Сравните их с предложенным списком:

Кризисы;

Телефонные разговоры;

Плохое планирование;

Попытки сделать слишком много дел одновременно;

Плохие связи;

Личная неорганизованность;

Недостаток собственной дисциплины;

Неспособность сказать «нет»;

Откладывание дел со дня на день.

Отметьте, что не совпадает, и более тщательно проанализируйте эти причины.

3 Порядок выполнения:

Смотри методику выполнения практического занятия № 17