На рисунке приведена ЛС промышленной фирмы, имеющей производственные мощности в Москве технику, закупая комплектующие и материалы в США и Европе.

В структуру ЛС фирмы входят поставщики МР в США и Европе; логистические посредники: перевозчики, экспедитор, консолидирующий поставки МР из США на своем терминале, экспедитор, консолидирующий МР из Европы на терминале в Финляндии; структурные подразделения: производство №1 в Москве, производство №2 в Санкт-Петербурге, собственные транспортные подразделения и склад ГП в Москве; потребители. Вышеперечисленные звенья составляют логистическую сеть фирмы, объединенную единым управлением с помощью отдела логистики. В целом структура сети и надстройка - отдел логистики - образуют ЛС промышленной фирмы.

В качестве примера Логистической Системы торговой компании на следующем рисунке приведена ЛС дистрибьютора фармацевтической продукции, условно названного «ФАРМ».

По аналогии с промышленной фирмой ЛС торговой компании состоит из поставщиков (производителей и крупных дистрибьюторов фармацевтических препаратов), логистических посредников (транспортных и экспедиторских компаний), собственных структурных подразделений (отдела закупок, отдела продаж и реализации, оптового и розничного склада, сети собственных аптек), потребителей (аптек Москвы и Московской области), объединенных службой логистики.

Логистическая система предприятия зао «Фармацевт»

Рассмотрим логистическую систему на конкретном примере.

Группа компаний «Фармацевт» существует на российском рынке длительный срок. «Фармацевт» - один из крупных дистрибьюторов фармацевтической продукции в России.

С целью увеличения спектра предлагаемых услуг была создана аптечная сеть ООО «Фармацевт Плюс» по Ростову-на-Дону и области. Сеть включает более 30 аптек и 3 аптечных пунктов в Ростове-на-Дону, Батайске, Каменск-Шахтинском, Таганроге, Волгодонске, Белой Калитве, Семикаракорске, Гуково и Сальске.

С 2001 года предприятие занимается производством лекарственных средств.

Предприятие является интегрированной составной частью в логистической цепи обращения лекарственных средств. В то же время само предприятие является производителем лекарственных средств и представляет собой сложнейшую логистическую цепь с множеством функциональных звеньев.

Логистическую систему данного предприятия можно представить в виде схемы, которая отражает главные звенья, связанные с реализацией материальных (товарных) потоков и сопутствующих им информационных потоков.

Потребитель

На территории предприятия товары (материалы) от поставщиков поступают на склад входящих сырья и материалов.

Чтобы исключить возможность поступления на склад и отправки потребителям не соответствующих установленным критериям материалов и препаратов, в компании разработана и успешно действует многосторонняя система управления качеством.

    Организация контроля качества (ОКК ) имеет прямое отношение к материальным потокам посредством отбора проб и регулирования направления этих потоков, а также путем создания многосторонних информационных потоков.

    Отдел Обеспечения Качества (ООК) оперирует только информационными потоками, сопровождающими материальные потоки производственного характера. В функции ООК, являющегося над производственной структурой, входит реализация и контроль за реализацией системы обеспечения качества предприятия, в том числе и в складской зоне.

Поэтому продукция сначала поступает в организацию контроля качества, где проводится контроль.

При одобрении продукция (материалы) поступают на производство. Производство потребляет эти материальные потоки, превращая, их в готовую продукцию, которая также в виде материальных потоков поступает на склад готовой продукции. Откуда при положительном решении ОКК о возможности ее реализации поступает к потребителю. В обязательном порядке контролируется соответствие собранной партии накладной, правильность организации доставки в зависимости от температурного режима.

География поставок ЗАО «Фармацевт» очень обширна. Кроме Ростова-на-Дону, Ростовской области, субъектов ЮФО она включает в себя Санкт-Петербург и Москву, регионы Центрального и Северо-западного федеральных округов, Саратов, Волгоград, Уфу, Казань, все не перечислить.

В зависимости от расстояния и объема груза используются и соответствующие виды автотранспорта.

    Для Ростова и близлежащих районов - это «малая авиация», или, попросту говоря, легковые автомобили.

    Для больших партий и отдаленных поставок - полуторо- и четырех тонные грузовики. В том числе и спецтранспорт для доставки сахаропонижающих и иммунобиологических препаратов.

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Калининградский государственный технический университет

Кафедра управления производством

Курсовая работа

Логистическая оптимизация деятельности предприятия на примере ООО "Совлит"

Работу выполнила

студентка группы 06-МО

Байоринайте Р.В.

Руководитель

к.э.н., доцент Паршина Л. П.

Калининград, 2010


Введение

1. Технико-экономическая характеристика ООО «Совлит»»

1.1 Общие сведения (историческая справка)

1.2 Динамика основных показателей деятельности предприятия

1.4 Оценка целесообразности реорганизации организационной структуры и возможности выделения единой логистической службы

1.5 Состав основных функций логистической службы

2. «Разработка логистической системы на базе ООО «Совлит»

2.1 Разработка логистической системы

2.2 Характеристика материальных, финансовых и информационных потоков

2.3 Характеристика логистических операций (активностей)

3. «Логистическая оптимизация деятельности ООО «Совлит»

3.1 Заготовительная (закупочная) логистика

3.2 Логистика запасов

3.3 Распределительная логистика

3.4 Транспортная логистика

3.5 Экономическая оценка эффективности предложенных мероприятий

Заключение

Список литературы

В период становления рыночных отношений в России появилось и стало активно развиваться новое научно-практическое направление - логистика. Интерес к ней обусловлен потребностями развития экономики и бизнеса, возросшими объёмами грузовых перевозок. Первоначально усилия фирм были направлены в основном на снижение производственной себестоимости продукции. В настоящее время, когда предложение повсеместно стало превышать спрос, предприниматели начали признавать также важность обеспечения сбыта за счет снижения транспортных и складских издержек. Новые принципы организации и управления, основанные на концептуальных подходах и методе мышления, объединяемых общим понятием "логистика", все в большей степени и с успехом применяются на практике наиболее эффективно функционирующими предприятиями, транспортными компаниями, фирмами и объединениями.

В настоящее время насчитывается множество видов логистики. Вот некоторые из них:

Транспортная логистика (и автотранспортная логистика в частности)

Складская логистика (логистика складирования)

Коммерческая логистика

Информационная логистика

Маркетинговая логистика

Закупочная логистика

Производственная логистика

Промышленная логистика

Логистика распределения (распределительная или сбытовая логистика).

Повышенный интерес к этой науке как в мировой, так и в российской экономике обусловлен рядом факторов: быстрым ростом затрат на транспортировку, фундаментальными изменениями в философии запасов, созданием продуктовых каналов, бурным развитием компьютерных технологий, переходом от концепции рынка продавца к концепции рынка покупателя.

Иностранный опыт показывает, что логистике принадлежит стратегически важная роль в современном бизнесе. С позиции бизнеса под логистикой понимают эффективное управление материальными и сопутствующими (информационными, финансовыми, сервисными) потоками для достижения корпоративных целей с оптимальными затратами всех ресурсов. Внедрение методов логистического менеджмента в практику бизнеса позволяет фирмам значительно сократить все виды запасов продукции в производстве, снабжении и конечно же сбыте, ускорить оборачиваемость оборотного капитала, снизить себестоимость производства и затраты в дистрибуции, обеспечить наиболее полное удовлетворение потребителей в качестве товаров и сервиса.

Целью курсовой работы является анализ управления на предприятии с помощью современных логистических методов, логистическая оптимизация деятельности предприятия, вследствие чего разработка мероприятий по усовершенствованию работы компании.Актуальность данной темы заключается в том, что эффективное управление в современных условиях рынка - необходимое условие повышения эффективности бизнеса, создания, развития и реализации конкурентных преимуществ предприятия.Предмет исследования - организация управления на предприятии.Объект исследования – ООО «Совлит». Основным видом деятельности рассматриваемого предприятия является производство безалкогольных газированных напитков, сокосодержащих напитков, питьевой воды и минеральной газированной воды.
1. «Технико-экономическая характеристика ООО «Совлит»

1.1Общие сведения (историческая справка)

Общество с ограниченной ответственностью «Совлит» образовано в июне 1997г. Генеральный директор предприятия – Сапожников Андрей Вячеславович. Компания имеет отличную деловую репутацию и обширный список клиентов и осуществленных проектов. Успешному развитию сотрудничества ООО «Совлит» с постоянными клиентами способствуют гибкая ценовая политика и индивидуальный подход к каждому партнеру. Основными критериями при выборе поставляемой компанией продукции являются ее надежность. Такой подход в сочетании с высокой квалификацией специалистов позволяют решать задачи любой категории сложности. ООО «Совлит» использует профессиональный опыт, накопленный ведущими специалистами, а также опирается на проверенные и перспективные технологии.

Деятельность предприятия характеризуется не только постоянно растущими объемами реализации, увеличением рентабельности и чистой прибыли, пополнением и модернизацией основных фондов, но и грамотной целенаправленной кадровой политикой, ориентированной на подбор квалифицированного персонала. Практически все сотрудники административно-управленческого аппарата и более половины производственного персонала ООО «Совлит» работают с момента его создания, имеют соответствующие занимаемым должностям квалификации и практический опыт работы в сфере высоких технологий

Основной вид деятельности - производство и реализация безалкогольных газированных напитков, сокосодержащих напитков, питьевой воды и минеральной газированной воды. Производственное оборудование размещено на собственных площадях. Имеются оборудованные склады для исходных материалов и для запаса готовой продукции.

Местонахождение ООО «Совлит»: 238750, г.Советск, ул.Некрасова, д.4. ООО «Совлит» использует профессиональный опыт, накопленный ведущими специалистами, а также опирается на проверенные и перспективные технологии, разрабатывает новые нестандартные решения.

ООО «Совлит» – динамично развивающаяся компания, нацеленная на увеличение объемов реализации товаров, работ и услуг.

Предприятие самостоятельно планирует свою производственно-хозяйственную, финансовую и иную деятельность на основании договоров или других форм обязательств, и свободно в выборе их предмета, порядка хозяйственных взаимоотношений и определения ответственности договаривающихся сторон по взятым обязательствам.

Предприятие действует, исходя из принципа полного хозрасчета, самофинансирования и самоокупаемости, осуществляет самостоятельный учет результатов работы, ведет оперативный бухгалтерский и статистический учет, контроль в порядке, установленном законодательством РФ.

Деятельность предприятия характеризуется грамотной целенаправленной кадровой политикой, ориентированной на подбор квалифицированного персонала. Практически все сотрудники административно-управленческого аппарата и более половины производственного персонала ООО «Совлит» работают с момента его создания, имеют соответствующие занимаемым должностям квалификации и практический опыт работы.


Таблица 1. - Основные экономические показатели ООО “Совлит” в 2008-2009 гг.

Показатели 2008 тыс.руб 2009 тыс.руб Абс. откл.тыс.руб Относит. откл.,%
1.Выручка, т.р. 18710 19566 +856 104,6
2.Прибыль от реализации товаров, т.р. 6885 7885 +1000 114,5
3.Среднегодовая стоимость имущества, т.р. 283 226 -57 79,9
4.Фондоотдача, т.р./т.р. 24,40 48,58 +24,18 199,1
5.Рентабельность реализации, % 61,6 71,8 10,2 116,6
6.Объем реализуемых товаров, т.р. 11174 10980 -194 98,3

Таким образом, из данной таблицы можно сделать вывод, что состояние фирмы улучшилось и об этом говорит динамика следующих показателей:

· выручка увеличилась на 856 тыс. руб.;

· фондоотдача увеличилась на 199%;

· значительно возросла рентабельность реализации на 16,6%;

1.3 Характеристика организационной структуры ООО «Совлит»

На предприятии существует линейно-функциональная структура управления, когда руководство фирмой осуществляется не только из центра, но и непосредственно на рабочих местах: в каждом хозяйственном подразделении предприятия действует тщательно подобранный персонал, координирующий работу конкретного субъекта в соответствии с генеральной стратегией фирмы.

Общее руководство деятельностью фирмы осуществляет генеральный директор. В его непосредственном подчинении находятся главный технолог, коммерческий директор, главный бухгалтер, главный экономист, заместитель директора по общим вопросам. Организационная структура управления ООО «Совлит» представлена в схеме на рис. 1.

Введение

В настоящее время российская экономика функционирует по законам рынка. Каждое предприятие в таких условиях ведет абсолютно самостоятельную политику и только на нем лежит ответственность за результаты его деятельности.

В современных условиях рынок предъявляет к каждому субъекту финансово-хозяйственной деятельности достаточно жесткие требования, а проблемы в экономику России лишь усугубляют и без того тяжелое положение многих российских предприятий. Чтобы выжить и функционировать в таких условиях, предприятию уже недостаточно просто производить продукцию в максимально возможном объеме, выполняя свои внутренние планы, важно затем еще и реализовать эту продукцию. А ведь в условиях жесткой конкурентной борьбы выживает только то предприятие, которое сможет предложить рынку качественную продукцию по более низкой цене, чем у конкурентов.

Если рассмотреть в совокупности круг проблем, которые рассматривает логистика, то общим для них будут вопросы управления материальными и соответствующими им информационными потоками.

В отечественной и зарубежной литературе можно встретить широкую трактовку понятия логистики, в которой субъект логистики не ограничивается материальным потоком. Сегодня к логистике относят управление людскими, энергетическими, информационными и иными потоками, имеющими место в экономических системах. Появились такие термины, как банковская логистика, информационная логистика и ряд других. Термин логистика начинает использоваться в ситуациях, связанных с четким планированием согласованной последовательности действий.

Расширение сферы применения логистики, которое наблюдалось в 80-е и 90-е, а особенно сейчас объясняется, в первую очередь, развитием методов управления материальными потоками. Естественно, что при этом идея и метод логистики начинают выходить за рамки управления материальными потоками и применяться в более широком плане. Однако основной потенциал логистики заложен в рационализации управления именно материальными потоками.

1.1 Логистика. Понятие, цели, функции. Логистический менеджмент .

Определение логистики обычно дается в широком и узком смысле.

В широком смысле логистика – это наука об управлении и оптимизации материальных потоков, потоков услуг и связанных с ними информационных и финансовых потоков в определенной микро-, мезо- или макроэкономической системе для достижения поставленных перед ней целей.

В узком смысле (с позиций бизнеса) логистика – интегральный инструмент менеджмента, способствующий достижению стратегических, тактических или оперативных целей организации за счет эффективного (с точки зрения снижения общих затрат и удовлетворения требований конечных потребителей к качеству продуктов и услуг) управление материальными и сервисными потоками, а также сопутствующими им потоками информации и финансовых средств.

Среди логистических функций на уровне организации бизнеса выделяют базисные, ключевые и поддерживающие функции. К базисным логистическим функциям относятся: снабжение, производство и сбыт. Три указанные логистические функции осуществляются практически любым товаропроизводителем.

В качестве ключевых логистических функций можно выделить следующие:

 Поддержка стандартов обслуживания потребителей

 Управление закупками

 Транспортировка

 Управление запасами

 Управление процедурами заказов

 Управление производственными процедурами

 Ценообразование

 Физическое распределение

Поддерживание стандартов обслуживания потребителя, обеспечение заданного уровня качества продукции, дистрибьюции товаров и послепродажного сервиса является первоочередной задачей логистического менеджмента любой фирмы. Широко распространилась за рубежом идеология всеобщего управления качеством, принята обязательная сертификация товаров и услуг с помощью серии стандартов ISO 9000. Логистические решения играют определяющую роль в операциях по доставке товара требуемого качества в указанное время и место, а также по доведению услуг до потребителя. Большое внимание в логистическом менеджменте уделяется процедурам закупок материальных ресурсов для обеспечения производственных целей. Организация и управление закупками на фирме включает в себя комплекс таких задач, как выбор поставщиков материальных ресурсов, планирование потребности в ресурсах, определение рациональных объемов и сроков их поставок, организация договорной работы, выбор форм поставок и типов транспорта для доставки материальных ресурсов производственным подразделениям фирмы и т.п. Важность процедур закупок объясняется еще и тем, что факторы времени и размещения поставщиков, качество материальных ресурсов оказывают большое влияние на величину логистических издержек.

Одной из ключевых комплексных логистических функций является транспортировка. Это объясняется, прежде всего, тем, что без транспортировки практически не существует материального потока. При этом сам процесс транспортировки рассматривается в более широком плане, чем собственно перевозка грузов, а именно как совокупность процесса перевозки, погрузки-разгрузки, экспедирования и других соответствующих логистических операций. Важность транспортировки не последнюю очередь объясняется еще и тем, что затраты на нее в некоторых отраслях экономики достигают 2/3 суммарных логистических издержек. Управление транспортировкой обычно предполагает решение таких задач, как выбор перевозчика и экспедитора, выбор вида транспорта, определение рациональных маршрутов, подбор транспортного средства под определенный вид груза и т.п.

Управление запасами материальных ресурсов и готовой продукции представляет собой процесс создания контроля и регулирования уровня запасов в снабжении, производстве и сбыте продукции. Если при транспортировке решающее значение имеет фактор места, то при управлении запасами – фактор времени. Обычно всегда имеется определенная потребность в запасах материальных ресурсов и производством с одной стороны и между производством и потребителем готовой продукции – с другой. Снижая риски возникновения дефицита материальных ресурсов в процессе производства продукции или неудовлетворенного спроса потребителей на готовую продукцию, запасы в то же время играют негативную роль в экономике, замораживая финансовые ресурсы организаций в больших объемах товарно-материальных ценностей. Поэтому важнейшей задачей логистического менеджмента является оптимизация уровня запасов в логистических цепях и системах при обеспечении требуемого уровня обслуживания потребителей. Высокие затраты на создание и поддержание уровня запасов от 20% до 60% общих логистических издержек, еще более подчеркивает значение этой ключевой логистической функции. Функция управления процедурами заказов определяет получения и обработки запасов, моменты времени получения готовой продукции или оказания услуг потребителю, а также инициирует работу фирменной распределительной сети или логистических посредников по доставке и продаже готовой продукции потребителям. Хотя затраты на эту ключевую логистическую функцию не столь велики, как на транспортировку или управление запасами, однако значение ее в современном бизнесе весьма велико, так как напрямую определяет качество обслуживания потребителей.

Управление производственными процедурами или операционный менеджмент, представляет собой ключевую логистическую функцию в производстве продукции. С позиций логистики важность операционного менеджмента заключается в наиболее эффективном (с точки зрения снижения затрат и повышение качества продукции) управлении потоками материальных ресурсов и незавершенного производства в технологических процессах выпуска готовой продукции. При этом большое значение имеют логистические задачи объемно-календарного планирования, минимизации уровня запасов материальных ресурсов и незавершенного производства, прогнозирования потребности в материальных ресурсах, сокращения длительности производственного цикла и т.п. Эти и другие задачи операционного менеджмента решаются, например, микрологистическими внутрипроизводственными системами типа «планирование потребностей/ресурсов», «оптимальных производственных технологий», KANBAN и др.

К одной из ключевых логистических функций относится и ценообразование. Стратегия ценообразования тесно связана с маркетинговой и логистической стратегиями фирмы-производителя продукции. Логистическая стратегия задает уровень общих логистических издержек, составляющих базу цены готовой продукции, а от маркетинговой стратегии зависит планируемый уровень рентабельности и окончательная цена продажи готовой продукции потребителю, определяемая конъектурой рынка, уровнем цен конкурентов и прогнозами спроса.

1.2 Поддерживающие логистические функции.

К поддерживающим логистическим функциям обычно относят:

 складирование

 грузопереработку

 защитную упаковку

 обеспечение возврата товаров

 обеспечение запасными частями и сервисное обслуживание

 сбор возвратных отходов

 информационно-компьютерную поддержку

Складирование представляет собой логистическую функцию управления пространственным размещением запасов и предусматривает выполнение таких задач, как определение числа, типа и дислокации складов; объема хранения минеральных, готовой продукции; планирования размещения запасов; проектирование зон транспортировки, сортировки, погрузки-разгрузки; выбор погрузочно-разгрузочного и другого складского оборудования и т.п.

Грузопереработка обычно осуществляется параллельно со складированием и также обеспечивает функцию поддержания запасов. Элементарные логистические операции, из которых складывается процесс грузопереработки, представляет собой перемещение материальных ресурсов или готовой продукции на складе, размещения продукции на складских стеллажах и т.п. Данная комплексная логистическая функция обычно связана с выбором технологического оборудования для организации перемещения грузов по складу, погрузочно-разгрузочного оборудования, организации процедур сортировки, консолидации и комплектования грузов для выполнения заказов и транспортировки; поддержанием рационального объема грузооборота склада и т.д.

В процессах дистрибьюции готовой продукции производителей важная роль принадлежит защитной упаковке, обеспечивающей сохранность грузов, доставляемых потребителям различными видами транспорта. Кроме того упаковка имеет большое значение в маркетинге, так как от ее привлекательности в значительной степени зависит потребительский спрос. Применение в физическом распределении стандартных типоразмерных рядов тары и упаковки позволяет значительно снизить логистические издержки за счет согласования объемных модулей тары и упаковки грузовместимостью транспортных средств, а также технологическими параметрами складских помещений и грузоперерабатывающего оборудования.

К логистическим поддерживающим функциям относятся также различные процедуры возврата товаров, которые по каким-то причинам не удовлетворяют покупателей или не прошли гарантийного срока службы. Наряду с организацией сервисного обслуживания, ремонта оборудования и обеспечения потребителей запасными частями, процедуры возврата готовой продукции предприятиям-изготовителям образуют систему послепродажного сервиса, которую иногда относят к ключевым логистическим функциям.

В процессах производства и сбыта готовой продукции возникают так называемые вторичные материальные ресурсы, которые состоят из отходов производства (возвратных и невозвратных) и отходов производственного и личного потребления. Вторичные материальные ресурсы образуют специфические материальные потоки, управление которыми в настоящее время также относят к объекту исследования логистики.

Современные логистические системы не могут функционировать без информационно-компьютерной поддержки. Во многом именно электронная обработка информации о материальных и финансовых потоках, автоматизации документооборота при организации, товаропродвижения, планирования, организация, регулирование, учет и анализ и контроль материальных потоков на компьютерах в снабжении, производстве и сбыте сделали возможной реализацию современной интегральной концепции логистики. Информационно-компьютерная поддержка применяется в настоящее время практически для всех логистических действий, как на микро-, так и на макроэкономическом уровне.

Рассматриваемые логистические функции являются основными, но не исчерпывают всего их многообразия в плане возможных действий над материальными потоками, потоками услуг и связанных с ними информационными и финансовыми потоками в современном бизнесе. Логистические операции и функции задаются начальными условиями, параметрами внешней среды, альтернативами стратегии, характеристиками целевой функции. Для определения объема логистических операций и функций фирмы следует учитывать внешние, межцеховые, межучастковые, межоперационные, внутрискладские и прочие грузопотоки, которые зависят от целого ряда факторов, и в первую очередь от уровня организации производства.

Оглавление
Введение. 2
Раздел 1. 3
Глава 1. Информационные потоки в логистике 3
1.2. Характеристика информационных потоков 5
Глава 2. Информационные логистические системы 6
2.1. Общие сведения об информационных логистических системах 6
2.2. Виды информационных логистических систем 8
2.3. Принципы построения информационных логистических систем 10
2.4. Использование в логистике технологии автоматической идентификации штриховых кодов 13
Раздел 2 15
Глава 1. Логистические информационные системы на примере книжных предприятий. 15
1.1. Организация входных потоков информации о книгах 15
1.2. Организация внутренних потоков информации (информационное обслуживание сотрудников) 18
1.3. Организация выходных потоков информации 21
Заключение. 24
Библиографический список: 25

Введение

Информационная логистика - это часть логистики, которая организует поток данных (информации), сопровождающий материальный поток в процессе его перемещения. Информационная логистика является связующим звеном между снабжением, производством и сбытом на предприятии.
Информационная логистика управляет всеми процессами движения и складирования товаров на предприятии, тем самым обеспечивая своевременную доставку этих товаров в необходимом количестве, требуемой комплектации и нужного качества из мест их производства до места потребления с минимальными затратами и оптимальным сервисом.
Основная задача информационной логистики заключается в доставке информации к системе управления предприятием и от нее. Каждый уровень иерархической структуры предприятия должен получать только необходимую информацию в требуемые сроки.
Информационная логистика должна выполнять следующие функции:
    собирать возникающую информацию;
    анализировать информацию;
    перемещать информацию;
    накапливать и хранить информацию;
    фильтровать поток информации, то есть отбирать необходимые для того или иного уровня управления данные и документы;
    объединять и разъединять информационные потоки;
    выполнять элементарные информационные преобразования;
    управлять информационным потоком.
Информация (экономическая) - совокупность функционирующих в экономических объектах различных сведений (об общественных процессах производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг), которые можно фиксировать, передавать, преобразовывать и использовать для осуществления таких функций управления, как планирование, учет, экономический анализ, регулирование и др.

Раздел 1.

Глава 1. Информационные потоки в логистике

В основе процесса управления материальными потоками лежит обработка информации, циркулирующей в логистических системах. В связи с этим одним из ключевых понятий логистики является понятие информационного потока.
Информационный поток - это совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Информационный поток может существовать в виде бумажных и электронных документов.
В логистике выделяют следующие виды информационных потоков:
    в зависимости от вида связываемых потоком систем:
горизонтальный(поток сообщений между партнерами по хозяйственным связям одного уровня управления) и вертикальный (поток сообщений, поступающих от руководства в подведомственные ему звенья логистической системы;
    в зависимости от места прохождения:
внешний (поток протекающий во внешней, по отношению к логистической системе, среде) и внутренний (поток сообщений, циркулирующих внутри одной логистической системы);
    в зависимости от направления по отношению к логистической системе:
входной (поток сообщений, входящих в логистическую систему, либо в одну из подсистем) и выходной (поток сообщений, выходящих за пределю логистической системы, либо одной из подсистем);
    в зависимости от срочности:
обычные, срочные и очень срочные;
    в зависимости от степени секретности:
обычные, содержащие коммерческую тайну и содержащие государственную тайну;
    в зависимости от значимости почтовых сообщений:
простые, заказные, ценные;
    в зависимости от скорости передачи:
традиционные(почта), быстрые (факс, электронная почта, телеграф, телетайп, телефон);
    в зависимости от области охвата:
местные, иногородние, дальние, международные.
Информационный поток может опережать материальный, следовать одновременно с ним или после него. При этом информационный поток может быть направлен как в одну сторону с материальным, так и в противоположную:
    опережающий информационный поток во встречном направлении содержит, как правило, сведения о заказе;
    опережающий информационный поток в прямом направлении - это предварительные сообщения о предстоящем прибытии груза;
    одновременно с материальным потоком идет информация в прямом направлении о количественных и качественных параметрах материального потока;
    вслед за материальным потоком во встречном направлении может проходить информация о результатах приемки груза по количеству или по качеству, разнообразные претензии, подтверждения.
Информационные потоки в логистике формируются в соответствии с материальными.
Но иногда материальный поток может прибыть в заданное место, а документы на него могут быть еще не доставлены. Такой материальный поток считается неотфактурованной поставкой, и принимается получателем на хранение до прибытия документов. Может быть и наоборот: документы прибывают на место назначения раньше самого груза.
Опережение информационным потоком материального предпочтительней. Это дает возможность лучше подготовится к приему грузов.

1.2. Характеристика информационных потоков

Информационный поток характеризуется следующими показателями:
    источник возникновения;
    направление движения потока;
    скорость передачи и приема;
    интенсивность потока и др.
Формирование информационных систем невозможно без исследования потоков в разрезе определенных показателей. Например, решить задачу оснащения определенного рабочего места вычислительной техникой невозможно без знания объемов информации, проходящей через это рабочее место, а также без определения необходимой скорости ее обработки.
Информационные потоки характеризуются с помощью нескольких оценок:
    Источники возникновения сообщений могут быть различными: как от участников логистических цепей, так и от смежных с ними организаций;
    По направлению информационные потоки могут быть горизонтальными и вертикальными, прямыми и косвенными. Горизонтальные – это сообщения между участниками одного уровня. Вертикальные – это потоки между руководящим и подчиненным уровнем управления. Прямое направление – для исполнения требований, имеющихся в сообщении. Косвенное направление – отправка копий сообщения только для ознакомления с данным вопросом.
    Объем информационных потоков учитывают несколькими способами. Для больших информационных потоков размеры определяют по числу документов, листов в потоке, страниц. Для малых потоков объем определяют числом строк в документе или числом слов в сообщении. Третий способ – учет числа знаков в сообщении – оценивается в компьютерных системах в особых единицах измерения.
    Периодичность информационных потоков – характеризует частоту их формирования.
    Информационные потоки документального характера проходят процедуру согласования. Так, плановые сообщения на предприятиях согласуют с руководителями цехов и членами дирекции предприятия.
    Каждое документальное сообщение утверждается определенными лицами. Без соответствующей подписи документ силы не имеет.
    Документы имеют различные сроки действия и сроки хранения.
    Различен и порядок хранения информационных сообщений.

Глава 2. Информационные логистические системы

2.1. Общие сведения об информационных логистических системах

Значимым элементом любой логистической системы является подсистема, обеспечивающая прохождение и обработку информации, которая при ближайшем рассмотрении сама разворачивается в сложную информационную систему, состоящую из различных подсистем. Так же, как и любая другая система, информационная система должна состоять из упорядоченно взаимосвязанных элементов и обладать некоторой совокупностью интегративных качеств. Декомпозицию информационных систем на составляющие элементы можно осуществлять по-разному. Наиболее часто информационные системы подразделяют на две подсистемы: функциональную и обеспечивающую (рис. 1)

Рис.1.1. Разделение информационных систем
Функциональная подсистема состоит из совокупности решаемых задач, сгруппированных по признаку общности цели. Обеспечивающая подсистема, в свою очередь, включает в себя следующие элементы:

    техническое обеспечение, т. е. совокупность технических средств, обеспечивающих обработку и передачу информационных потоков;
    информационное обеспечение, которое включает себя различные справочники, классификаторы, кодификаторы, средства формализованного описания данных;
    математическое обеспечение, т. е. совокупность методов решения функциональных задач. Логистические информационные системы, как правило, представляют собой автоматизированные системы управления логистическими процессами. Поэтому математическое обеспечение в логистических информационных системах - это комплекс программ и совокупность средств программирования, обеспечивающих решение задач управления материальными потоками, обработку текстов, получение справочных данных и функционирование технических средств.
Организация связей между элементами в информационных системах логистики может существенно отличаться от организации традиционных информационных систем.
Это обусловлено тем, что в логистике информационные системы должны обеспечивать всестороннюю интеграцию всех элементов управления материальным потоком, их оперативное и надежное взаимодействие.

2.2. Виды информационных логистических систем

Информационные системы в логистике могут создаваться с целью
управления материальными потоками на уровне отдельного предприятия, а могут способствовать организации логистических процессов на территории регионов, стран и даже группы стран.
Значит информационные логистические системы можно подразделить на две группы: макро- и микрологические.
Макрологические системы работают на уровне региона, страны или группы стран.
Микрологические системы работают на уровне отдельного предприятия. На уровне отдельного предприятия информационные системы, в свою очередь, подразделяют на три группы:
    плановые;
    диспозитивные (или диспетчерские);
    исполнительные (или оперативные).
Логистические информационные системы, входящие в разные группы, отличаются как своими функциональными, так и обеспечивающими подсистемами. Функциональные подсистемы отличаются составом решаемых задач. Обеспечивающие подсистемы могут отличаться всеми своими элементами, т.е. техническим, информационным и математическим обеспечением. Остановимся подробнее на специфике отдельных информационных систем.
Плановые информационные системы. Эти системы создаются на административном уровне управления и служат для принятия долгосрочных решений стратегического характера. Среди решаемых задач могут быть следующие:
    создание и оптимизация звеньев логистической цепи;
    управление условно-постоянными, т. е. малоизменяющимися, данными;
    планирование производства;
    общее управление запасами;
    управление резервами и другие задачи.
Диспозитивные информационные системы. Эти системы создаются на уровне управления складом или цехом и служат для обеспечения отлаженной работы логистических систем. Здесь могут решаться следующие задачи:
    детальное управление запасами (местами складирования);
    распоряжение внутрискладским или внутризаводским) транспортом;
    отбор грузов по заказам и их комплектование, учет отправляемых грузов и другие задачи.
Исполнительные информационные системы создаются на уровне административного или оперативного управления. Обработка информации в этих системах производится в темпе, определяемом скоростью ее поступления в ЭВМ. Это так называемый режим работы в реальном масштабе времени, который позволяет получать необходимую информацию о движении грузов в текущий момент времени и своевременно выдавать соответствующие административные и управляющие воздействия на объект управления. Этими системами могут решаться разнообразные задачи, связанные с контролем материальных потоков, оперативным управлением обслуживания производства, управлением перемещениями и т. п.
Выше рассмотрены особенности информационных систем различных видов в разрезе их функциональных подсистем. Но, как уже отмечалось, различия имеются и в обеспечивающих подсистемах. Остановимся подробнее на характерных особенностях программного обеспечения плановых, диспозитивных и исполнительных информационных систем. Создание многоуровневых автоматизированных систем управления материальными потоками связано со значительными затратами, в основном в области разработки программного обеспечения, которое, с одной стороны, должно обеспечит многофункциональность системы, а с другой - высокую степень ее интеграции. В связи с этим при создании автоматизированных систем управления в сфере логистики должна исследоваться возможность использования сравнительно недорогого стандартного программного обеспечения, с его адаптацией к местным условиям.
В настоящее время создаются достаточно совершенные пакеты программ. Однако применимы они не во всех видах информационных систем. Это зависит от уровня стандартизации решаемых при управлении материальными потоками задач.
Автоматизированные информационные системы имеют режим работы:
    информационно-спрвовчный;
    сортировки и группировки;
    аналитический;
    расчетный;
    советующий;
    обучающий;
    оптимизационный.

2.3. Принципы построения информационных логистических систем

В соответствии с принципами системного подхода любая система сначала должна исследоваться во взаимоотношении с внешней средой, а уже затем внутри своей структуры. Этот принцип - последовательного продвижения по тапам издания системы - должен соблюдаться и при проектировании логистических информационных систем.
При разработке информационных систем следует соблюдать такие рекомендации:
    внедрить методы измерения и сравнения логистических показателей;
    определить системы оценки результатов обслуживания потребителей;
    установить нормативы для каждого вида логистических процедур;
    создать хранилища данных, с целью облегчения доступа к данным всех менеджеров предприятия, потребителям и поставщикам;
    установить систему оценки и контроля, которая объединяется с системами обслуживания заказов и планирования логистических операций, управления заказами.
С позиций системного подхода в процессах логистики выделяют три уровня: Первый уровень - рабочее место, на котором осуществляется логистическая операция с материальным потоком, т. е. передвигается, разгружается, упаковывается грузовая единица, деталь или любой другой элемент материального потока.
Второй уровень - участок, цех, склад где происходят процессы транспортировки грузов, размещаются рабочие места.
Третий уровень - система транспортирования и перемещения в целом, охватывающая цепь событий, за начало которой можно принять момент отгрузки сырья поставщиком. Оканчивается эта цепь при поступлении готовых изделий в конечное потребление.
В плановых информационных системах решаются задачи, связывающие логистическую систему с совокупным материальным потоком. При этом осуществляется сквозное планирование в цепи "сбыт-производство-снабжение", что позволяет создать эффективную систему организации производства, построенную на требованиях рынка, с выдачей необходимых требований в систему материально- технического обеспечения предприятия. Этим плановые системы включают логистическую систему во внешнюю среду, в совокупный материальный поток.
Диспозитивные и исполнительные системы детализируют намеченные планы и обеспечивают их выполнение на отдельных производственных участках, в складах, а также на конкретных рабочих местах.
В соответствии с концепцией логистики информационные системы, относящиеся к различным группам, интегрируются в единую информационную систему. Различают вертикальную и горизонтальную интеграцию.
Вертикальной интеграцией считается связь между плановой, диспозитивной и исполнительной системами, осуществляемая посредством вертикальных информационных потоков. Принципиальная схема вертикальных информационных потоков, связывающих плановые, диспозитивные и исполнительные системы, приведена в Таблице 1.

Таблица 1.1. Схема вертикальных информационных потоков
Горизонтальной интеграцией считается связь между отдельными комплексами задач в диспозитивных и исполнительных системах посредством горизонтальных информационных потоков.
В целом преимущества интегрированных информационных систем заключаются в следующем:
    возрастает скорость обмена информацией;
    уменьшается количество ошибок в учете;
    уменьшается объем непроизводительной, "бумажной" работы;
    совмещаются ранее разрозненные информационные блоки.

2.4. Использование в логистике технологии автоматической идентификации штриховых кодов

Через каждое звено логистической цепи проходит большое количество единиц товаров. При этом внутри каждого звена товары неоднократно перемещаются по местам хранения и обработки. "Вся система движения товаров - это непрерывно пульсирующие дискретные потоки, скорость которых зависит как от потенциала (мощности) производства, ритмичности поставок, размеров имеющихся запасов, так и от скорости реализации и потребления"
Как свидетельствует зарубежный и отечественный опыт, данная проблема решается путем использования при осуществлении логистических операций с материальным потоком микропроцессорной техники, способной идентифицировать (распознавать) отдельную грузовую единицу. Речь идет об оборудовании, способном сканировать (считывать) разнообразные штриховые коды. Это оборудование позволяет получать информацию о логистической операции в момент и в месте ее совершения - на складах промышленных предприятий, оптовых баз, магазинов, на транспорте. Полученная информация обрабатывается в режиме реального времени, что позволяет управляющей системе реагировать на нее в оптимальные сроки.
Автоматический сбор информации основан на использовании штриховых кодов разных видов, каждый из которых имеет свои технологические преимущества. Например, код с прямоугольным контуром - код ITF-14 печатается намного легче остальных кодов, что позволяет применять его на гофрированных упаковках. Используется для кодирования товарных партий.
Для кодирования большого объема информации на ограниченной поверхности может применяться код 2 из 5 с чередованием".
В логистике дополнительно к другим кодам может применяться код 128. Этим кодом могут быть закодированы дополнительная информация, номер партии, дата изготовления, срок реализации и т. д.
В сфере обращения широкое применение получил код EAN, который час
и т.д.................

Производственное предприятие ООО «КИТ»

В КИТ выделяются три функциональные области логистики: закупочную, производственную, распределительную.

1. Закупочная логистика КИТ

В сфере закупочной логистики находятся материальные потоки, обеспечивающие предприятие материальными ресурсами. Управление материальными потоками на данном этапе имеет определенную специфику, что объясняет необходимость выделения закупочной логистики в отдельную деятельность. Отдел МТО - специально выделенное подразделение предприятия КИТ для решения данных задач.

Деятельность этой службы осуществляется на трех уровнях, так как служба снабжения одновременно решает три типа задач:

  • · Задачи по взаимодействию предприятия с внешней средой;
  • · Задачи, обеспечивающие цели предприятия в целом;
  • · Задачи, предписанные данному подразделению.

Прежде всего, данное подразделение отвечает за решение следующих задач:

  • · что закупить;
  • · сколько закупить;
  • · у кого закупить;
  • · на каких условиях закупить.

После решения перечисленных задач отдел выполняет задачи обеспечивающего уровня, к которым относятся:

  • · заключение договора;
  • · контроль исполнения договора;
  • · организация доставки материальных ресурсов;
  • · организация складирования материальных ресурсов;
  • · организация хранения материальных ресурсов.

Ниже дана характеристика подходов к решению задач закупочной логистики, принятых на предприятии КИТ.

Как осуществляется хранение комплектующих деталей и узлов?

Задача хранения комплектующих деталей и узлов осуществляется с помощью склада МТО, который подчиняется указанному отделу. В том случае, когда производству требуются материалы и комплектующие, оформляется документ о получении необходимого ресурса из запасов собственного склада. На складе подбираются нужные материалы и передаются в производство.

В случае если требуемый материал отсутствует на складе, отдел МТО делает заказ поставщику соответствующих материалов, с которыми предприятие КИТ имеет долгосрочный договор. На основе заказа и в соответствии с условиями долгосрочного договора поставщик обеспечивает отправку необходимого товара. Закупленные товары отправляются, как правило, посредством автомобильного, авиационного или железнодорожного транспорта. Заказанные товары по мере их поступления принимаются на складе МТО. Здесь проверяют качество материалов, их соответствие заявке по количеству и номенклатуре. После оформления соответствующих документов о поступлении товары хранятся на складе МТО.

Как делается выбор поставщика?

В настоящее время предприятие работает с постоянными поставщиками, предпринимая максимум усилий для сохранения своих связей. Первое время, стремясь получить комплектующие по минимальным ценам, КИТ пыталось работать напрямую с производителями комплектующих. Сегодня КИТ работает по другой системе. Подобная система хорошо себя зарекомендовала во многих предприятиях. Суть ее заключается в долгосрочном договоре с фирмой-посредником. Структура ее имеет меньшее количество звеньев, существенно упрощено прохождение запросов и вызванных ими материальных потоков. Система связывает поставщика и потребителя продукции гораздо более короткими связями, чем описанная выше. Закупочные органы компании и склады разгружаются от рутинной работы. Функции отбора и доставки грузов переходят к поставщику, которым является не производитель сырья и комплектующих, а оптовая торговая компания, выполняющая распределительные функции, имеющая свои торговые склады и являющаяся посредником между промышленными предприятиями. Структура и прохождение информационных и материальных потоков показаны на рисунке “Схема документооборота поставщик-предприятие (на основе генерального договора)”.

План-график поставок составляется предприятием КИТ по согласованию с поставщиком в форме заказа на поставку. Сформированный заказ одновременно является и заказом, и документом, регистрирующим поставку и получение товара.

Договорная документация с таким поставщиком включает в себя:

  • · Договор (включая соглашения по организации процесса подачи заявок (заказов) и выполнения поставок)
  • · Инструкции по ведению контроля и учета выполнения договорных условий.

Рис.

Как планируются закупки?

Планирование закупок и контроль за их выполнением также возложены на отдел МТО. В ходе планирования решаются следующие задачи по согласованию действий всех отделов и должностных лиц предприятия:

  • · анализ и определение потребности, расчет количества заказываемых материалов;
  • · определение метода закупок;
  • · согласование цены и заключение договора с поставщиками;
  • · установление наблюдения за количеством, качеством и сроками поставок;
  • · организация размещения товаров на складе.

В процессе определения потребности необходимо установить:

  • · какие материалы требуются
  • · количество материалов, необходимых для производства продукции;
  • · время, когда они понадобятся
  • · возможности поставщиков, у которых могут быть куплены товары
  • · требуемые площади ваших складских помещений
  • · издержки на закупки
  • · возможности организации производства некоторых деталей на своем предприятии.

На предприятии КИТ принята специальная технология по планированию и контролю закупок. В соответствии с принятой технологией задачичто закупать и сколько закупать решаются руководителем отдела МТО совместно с руководителями отделов производства и сбыта при разработке производственной программы. Задачи у кого и на каких условиях закупать решаются руководителем отдела МТО совместно с директором предприятия.

Силами отдела МТО выполняются все необходимые работы по снабжению, то есть заключаются договоры, контролируется их исполнение, организуется доставка закупленных материалов и комплектующих и их хранение.

В общем случае существует множество методик определения того, сколько необходимо закупать материалов для производства продукции и с какой периодичностью они должны поступать от поставщиков.

На предприятии КИТ потребность в материалах рассчитывается на основе программы производства конечного продукта. Т.е. в основе потребности в материалах лежит планируемый объем изготавливаемой продукции, который определяется предсказуемым или известным спросом. Номенклатура конечной продукции закрепляется в производственной программе. Исходя из времени поставок конечного продукта потребителю и времени, к которому доставляемые материалы и комплектующие должны быть в наличии, определяется брутто-потребность в поставляемых материалах.

Брутто-потребность переводится затем в нетто-потребность, при этом учитываются:

  • · наличный запас
  • · уже заказанные материалы (или уже запланированное собственное производство)
  • · заказ, предназначенный для предыдущей серии продукции.

При известном времени поставок материалов и времени запуска их в производство определяют время подачи заказа.

Преимущество применения методики планирования потребности в материалах заключается в том, что закупки и производство планируются, исходя из потребностей в конечном продукте.

2. Производственная логистика КИТ

Материальный поток на своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит ряд производственных звеньев. Управление материальным потоком на этом этапе имеет свою специфику и носит название производственной логистики.

Задачи производственной логистики касаются управления материальными потоками внутри предприятий. Участников логистического процесса в рамках производственной логистики связывают внутрипроизводственные отношения (в отличие от участников закупочного и распределительного логистических процессов, связанных товарно-денежными отношениями).

Каковы принципы построения производственного процесса на предприятии КИТ?

В основу концепции организации производственной логистики на предприятии КИТ были положены следующие основные принципы:

  • · отказ от избыточных запасов;
  • · обязательное устранение брака;
  • · изготовление продукции как можно более крупными партиями;
  • · превращение поставщиков из противостоящей стороны в доброжелательных партнеров.

При формулировке концептуальных положений КИТ стремился обеспечить эффективность своей деятельности в условиях меняющегося спроса на рынке.

Когда на рынке спрос превышает предложение и можно с достаточной уверенностью полагать, что изготовленная с учетом конъюнктуры рынка партия изделий будет реализована, приоритет получает цель максимальной загрузки оборудования. Причем, чем крупнее будет изготовленная партия, тем ниже окажется себестоимость единицы изделия. Задача реализации на первом плане не стоит.

Ситуация меняется, если предложение превышает спрос. Задача реализации произведенного продукта в условиях конкуренции выходит на первое место. Непостоянство и непредсказуемость рыночного спроса делает нецелесообразным создание и содержание больших запасов. В то же время КИТ уже не имеет права упустить ни одного заказа. Отсюда необходимость в гибких производственных мощностях, способных быстро отреагировать производством на возникший спрос.

Как производство адаптируется к меняющемуся спросу?

Производство в условиях рынка может выжить лишь в том случае, если оно способно быстро менять ассортимент и количество выпускаемой продукции. До 70-х годов весь мир решал эту задачу за счет наличия на складах запасов готовой продукции. Сегодня, как и многие другие предприятия, КИТ предлагает адаптироваться к изменениям спроса за счет запаса производственной мощности.

Запас производственной мощности возникает при наличии качественной и количественной гибкости производственных систем.

  • · Качественная гибкость обеспечивается за счет наличия универсального обслуживающего персонала и гибкого производства.
  • · Количественная гибкость может обеспечиваться различными способами.

Как выглядит схема производственного процесса предприятия КИТ?

На рисунке приведена производственно-технологическая система предприятия КИТ. Весь производственный процесс разбит на 5 основных операций. Кроме этого предусматривается дополнительная операция, которая выполняется по мере необходимости для устранения брака. Материалы и комплектующие узлы, необходимые для производства продукции, берутся на складе МТО в соответствии с заявками. Заявки формируются в соответствии с потребностью производственного процесса на каждый рабочий день. Готовые изделия сдаются на склад ГП.

Рис.

Как организованы производственные участки?

С целью эффективного обеспечения производственного процесса трудовыми ресурсами операции разбиты по производственным участкам. Производственный участок специализируется на выполнении отдельных операций и отвечает за выполнение своих производственных заданий и организацию работы персонала внутри участка. На рисунке приведена схема разбиения производственного процесса на участки.

Рис.

3. Распределительная логистика КИТ

Распределительная логистика охватывает весь комплекс задач по управлению материальным потоком на пути от предприятия производителя до потребителя, начиная с момента постановки задачи реализации и кончая моментом выхода поставленного продукта из сферы внимания поставщика. Состав задач распределительной логистики делится на два уровня - внутренняя распределительная логистика и внешняя распределительная логистика.

Каковы задачи распределительной логистики на предприятии КИТ?

В КИТ на уровне предприятия логистика решает следующие задачи:

  • · организация получения и обработки заказа;
  • · планирование процесса реализации;
  • · выбор вида упаковки, принятие решения о комплектации, а также организация выполнения других операций, непосредственно предшествующих отгрузке;
  • · организация отгрузки продукции;
  • · организация доставки и контроль за транспортировкой;
  • · организация послереализационного обслуживания.

К задачам распределительной логистики на внешнем уровне в КИТ относят:

  • · выбор архитектуры канала распределения;
  • · организация работы с участниками канала распределения (торговыми посредниками);
  • · выбор стратегии в распределении готовой продукции;
  • · стратегия ценообразования;
  • · организация мероприятий по продвижению продукции предприятия на рынке
  • · контроль за состоянием рынка продукции предприятия КИТ и анализ позиций продукции КИТ на целевых сегментах;
  • · работа с клиентами и организация послепродажного обслуживания.

Решение всех задач распределительной логистики в предприятии КИТ возложено на отдел сбыта готовой продукции (СГП).

Какова архитектура канала распределения предприятия КИТ?

Канал распределения, по которому товары попадают в конечное потребление, может иметь самое разное строение. В предприятии КИТ с самого начала канал распределения не формировался. В основе плана производства лежали заключенные на момент начала планового периода договоры с клиентами и весь сбыт осуществлялся напрямую “предприятие КИТ - клиент”. И даже тогда, когда стало ясно, что имеющиеся неиспользованные мощности предприятия могут быть задействованы для выпуска сверхдоговорной продукции, прямой сбыт оставался основным методом реализации продукции. Для реализации сверхдоговорной продукции был открыт прием заказов от всех желающих купить мелкую партию (от одного и более) компьютеров по прейскурантным ценам. Задача продажи по индивидуальным заказам была возложена на отдел СГП.

Рис. Схема документооборота “предприятие-клиент” (разовый заказ)