В связи с проблемами профессионального самоопределения важную роль приобретает психологический аспект, связанный с уст.ановлением границ профессиональной пригодности.

Пригодность человека к конкретному виду трудовой деятель- ности определяется методами профессиональной ориентации и профессионального отбора.

зумном выборе профессий, наиболее соответствующих его ин- дивидуальным Основными структурными компонентами пригодности чело- века к работе

Гражданские качества (моральный облик, отношение к об- ществу). В некоторых профессиях недостаточное развитие именно этих качеств делает человека профессионально непри- годными (учитель, воспитатель, судья, руководитель);

- единичные, частные, специальные способности, каче- ства, необходимые в определенных видах деятельности: па- мять на ароматы для кулинара, звуковысотный слух для му- зыканта, для конструктора - пространственное мышление и т.п. Сами по себе они не делают из человека аса, но необхо- димы в общей структуре профпригодности;

Знания, навыки, опыт, выучка в данной профессиональной области.

Из сказанного следует, что творцом профпригодности являет- ся сам субъект при условии его высокой активности.

В профотборе профессиональная пригодность может оцени- ваться по нескольким критериям: по медицинским показате- лям - внимание обращается на ряд противопоказаний, кото- рые могут предопределить снижение надежности в работе и спо- собствовать развитию заболеваний, связанных с профессиональной деятельностью. К ним относятся: противопоказания в отноше- нии психического здоровья, в отношении состояния нервной си- стемы, слуха, зрения, сердечно-сосудистой и дыхательной сис- тем и т.д. (например, к водителям предъявляются требования в отношении нервно-психического здоровья, остроты зрения, цве- тоощущения); отбор по данным образовательного ценза, по конкурсным экзаменам направлен на выделение тех лиц, зна- ния которых обеспечивают успешное овладение или выполнение данных профессиональных обязанностей; психологический от- бор предназначен для выявления лиц, которые по своим спо- собностям и индивидуальным психофизиологическим возмож- ностям соответствуют требованиям, предъявляемым специфи- кой обучения и деятельности по конкретной специальности.



В процессе отбора можно выделить несколько этапов. Пер- вый этап включает психологическое изучение профессии с це- лью выявления требований к человеку. При этом должна быть раскрыта внутренняя структура деятельности и дан не просто перечень психических процессов, которые необходимы для вы- полнения данной деятельности, а показана целостная картина их взаимосвязи. Информация о профессиональной деятельнос- ти может быть получена из разных источников: изучение инст- рукций, документов, в которых регламентируется деятельность; наблюдение за деятельностью соответствующих специалистов; беседа со специалистами об особенностях профессии, фотогра- фирование, киносъемка, хронометраж профессиональной дея- тельности. Информация профессии обобщается в профес- сиограмме, в которой указываются особенности данной профес- сиональной деятельности, основные действия, операции, их

последовательность, необходимая специальная подготовка, тре- бующиеся знания и умения, режим труда и отдыха, санитарно- гигиенические условия, характерные психофизиологические со- стояния (монотонность, утомление, эмоциональная напряжен- ность), объем и характер перерабатываемой информации, физическая и интеллектуальная тяжесть труда, используемое оборудование, алгоритмы и психологическая структура выпол- няемых человеком действий. Затем оценивают степень значи- мости различных психических свойств и качеств личности дл я эффективного выполнения данной деятельности. Для этого в соответствии с проведенным описанием профессиональ- ных действий определяются свойства личности, которые обес- печивают реализацию каждого такого действия и определяют степень важности различных психических функций для дости жения конечного эффекта трудового процесса; продолжитель- ность загрузки психической функции в течение всего трудово- го процесса. Такой анализ позволяет получить среднюю оценку значимости каждой психической функции в обеспечении от- дельных рабочих операций и трудового процесса в целом, необ- ходимую для ранжирования функций по степени их важности для изучаемой деятельности, и сформулировать требования к профессионально важным качествам, функциям личности. Дру- гой подход к оценке личностных качеств состоит в определении одного или нескольких интегральных показателей, характери- зующих способности человека по выполнению наиболее ответ- ственных сторон профессиональной деятельности. Например, для машиниста тепловоза - способность человека сохранять в условиях длительного монотонного воздействия высокий уровень готовности к экстренным действиям, сохранять бдительность, а для водителя - психофизиологические качества, наиболее силь- но влияющие на безопасность движения: внимательность, быст- рота ориентировки и предвидения.



Второй этап отбора включает выбор психодиагностических методов исследования, в том числе тестов, в наибольшей степе- ни характеризующих те психические процессы и профессио- нальные действия, в отношении которых надлежит оценивать профессиональную пригодность. К психодиагностическим ме- тодикам и тестам предъявляются следующие требования: 1) про- гностическая ценность методики - характеризует возможность методики, теста выявлять различия в психофизиологических функциях у лиц с разным уровнем профессиональной ленности; 2) надежность методики - характеризует стабиль- ность результатов, получаемых с ее помощью при повторных ис- следованиях одного и того же человека; 3) дифференцирован-

ность методики - означает, что каждая методика должна оце- нивать строго определенную функцию психики человека.

Существуют самые различные тесты, например, тесты для вы- явления интересов, склонностей, предпочитаемых форм деятель- ности, тесты для установления принадлежности человека к тому или иному психологическому типу или типу нервной системы, темперамента; тесты для выявления уровня развития определен- ных способностей памяти, мышления, внимания, восприятия человека, для выявления одаренности. Примером теста для изу- чения способностей может служить американский комплекс те- ГАТБ - это батарея тестов для определения общих ностей человека. Он состоит из 12 тестов, измеряющих 9 личных способностей: уровень интеллекта - умение понимать указания: способность воспринимать абстрактные прин- ципы, умение рассуждать и оценивать; владение словом - спо- собность быстро понимать значение слов и эффективно пользо- ваться ими; владение числом - умение быстро и точно произво- дить арифметические действия; пространственная ориентация.- мысленное восприятие геометрических фигур в двухмерном трехмерном пространстве, представление движений объектов в пространстве; восприятие формы; восприятие и выделение су- щественных деталей в речи и табличных материалах; моторная координация глаз, рук, пальцев - подвижность пальцев, лов- кость рук. Французский психолог Бонардел, применяя различные пси- хологические тесты и методики (практический интеллект, вре- мя реакции, ловкость, управление сложными механизмами и т.п.), пришел к выводу, что средние показатели группы рабочих с трав- мами во всех заданных тестах ниже, чем средние показатели контрольной группы, т. е. группа травмированных рабочих от- личается выраженной по всем методикам эк-

Анализ зарубежной практики показывает, что профотбор, осу- ществляемый на современной научной основе, позволяет обеспе- чить надежность и безопасность работы людей различных про- фессий.


Следующий этап отбора предполагает психологический про- гноз успешности обучения и последующей деятельности на ос- нове сопоставления сведений о требованиях профессии к челове- ку и полученных психодиагностических данных, с акцентом на оценку личностных характеристик; о возможности целенаправ- ленного совершенствования и компенсации профессионально значимых качеств (с учетом времени, отводимого на обучение); вероятность адаптации к профессии, возможности появления экстремальных ситуаций и воздействий.

Выделяют два типа профессиональной пригодности: абсо- лютную (к профессиям такого типа, где требуются специаль- ные способности) и относительную (к профессиям, овладение которыми доступно практически для любого здорового челове- ка). Оценивая профпригодность, в профотборе иногда ориенти- руются прежде всего на поиск лиц с высоким уровнем развития психологических качеств, наиболее важных для достижения успеха в обучении и выполнении профессиональной деятельнос- ти (подход по максимуму). Порой более эффективным является иной подход, когда стараются главным образом выявить и уст- ранить лиц с низкими показателями по профессионально важ- ным качествам (подход по минимуму). Выявление лиц с пока- зателями «ниже среднего» уровня позволяет вероятностно про- гнозировать их неудачи в обучении и деятельности и рекомен- довать им специальную психофизиологическую тренировку или выбор другой профессии. При реализации подхода по миниму- му минимально допустимые показатели тестов могут быть чет- ко определены требованиями профессии (например, лучше не добрать абитуриентов при обучении летчиков, чем принимать лиц с показателями, на основании которых можно вероятностно прогнозировать их низкую успешность и надежность в работе). Важно, чтобы результаты отбора не вызывали ложного толкова- ния о неполноценности лиц, получивших невысокие оценки. Не- высокие показанные кандидатами при отборе для
одной группы специальностей, не исключают, а порой и предпо- лагают успешное прохождение ими для других специ- альностей, где требуются иные психологические качества.

Применение тестов с целью прогнозирования профессиональ- ной пригодности может осуществляться только на основании ана- литического, синтетического и комплексного подходов. Анали- тический подход предусматривает изучение и оценку отдель- ных психологических показателей (например, внимания, памяти, двигательной координации и т. п.), важных для успешности обу- чения и деятельности в избранной профессии. Синтетический подход предусматривает изучение целостной деятельности или


важных ее элементов, и поэтому в рамках этого метода приме- няются различные аппараты, с помощью которых моделируют- ся такие элементы и целые профессиональные операции. Комп- лексный подход заключается в объединении аналитического и синтетического методов и в изучении некоторых психических процессов как в раздельном их проявлении, так и в условиях целостной деятельности, где они могут выступать с иными ка- чественными и количественными показателями.

В ряде случаев проводить двухэтапный вначале проводят отбор по тестам (первый этап), который, ка к правило, не требует больших затрат времени, а затем кандида- ты, успешно прошедшие отбор по тестам, проходят отбор на ра- бочих местах (второй этап), где в течение нескольких часов

дней выполняют профессиональные обязанности и ведется конт- роль изменения показателей качества деятельности человека че- рез каждые 2 часа. Полученные для каждого кандидата показа- тели качества деятельности аппроксимируются экспоненциаль- ными функциями:

гаемой специальности; - его способности к усвоению этой специальности; t - текущее время подготовки. Необходимое вре- мя подготовки кандидата определяется по формуле: Отечественный и зарубежный опыт профессионально-психо- логического отбора продемонстрировал его высокую производ- ственную и экономическую целесообразность: использование от- бора позволяет снизить отсев обучающихся в учебных заведени- ях из-за профессиональной неспособности на 30-50%, увеличить надежность работы систем управления на 10-25% , сократить на 40-70%, уменьшить стоимость подготовки спе-

циалистов на 30-40% .

Следует учитывать, что профпригодность - интегральное ка- чество, которое необходимо выявлять, развивать. В этой связи встает проблема психологического сопровождения, связанного с


- социальную - усвоение определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих осуществлять социально-професси- ональную деятельность в качестве и полноцен-

ного члена общества;

медико-физиологическую - учет требований к здоровью и отдельным физиологическим качествам, необходимым для вы- полнения той или иной профессиональной деятельности. Основными направлениями профессионального сопровождения
в связи с выбором профессии
- профессиональное просвещение, построенное на популяри- зации совокупности знаний, о социально-психологических и других аспектах выбираемой профессии. Этой деятельностью охватывается весь контингент выбирающих профессию, по- этому качество работы этой системы уровень ин- формированности, а также способность выбирающих профес- сию оперировать информацией о мире профессий, учитывая условия правильного выбора, и осознавать ситуации выбора;

Профконеультирование, выполняющее следующие цели:

Климовым описаны наиболее часто встречающиеся си- туации профконсультационной практики:

1) выбирающий профессию хорошо ориентируется в мире про- фессий, выбрал свою профессию в соответствии со своими ин- тересами., склонностями, способностями, имеет представле- ние о путях получения профессии, но обращается в профкон- сультацию для подтверждения правильности своего выбора;

2) выбирающий профессию имеет сразу несколько вариантов профессионального плана и не знает, какое учебное заведение выбрать;

вает разногласия либо внутренние (недооценка себя, завышен- ный уровень либо внешние (конфликт с лями, учителями);

4) выбирающий профессию не имеет профессионального плана, не уверен в себе, однако проявляет выраженные склонности к определенному виду деятельности;

5) выпускник не имеет ни четко выраженного профессионально- го плана, ни склонностей к какому-то виду деятельности («ну- левая» ситуация).

этом диагностируется как изначально присущее человеку каче- ство. оно подкрепляется интересами, способностями субъек-

та, его профессиональными намерениями.

Наиболее распространенными психодиагностическими мето- диками, направленными на выявление общей профессиональ- ной направленности, являются: «Карта интересов»; методика «Цен- ностные ориентации» Рокича; методика ДДО (дифференциаль- но-диагностический опросник); опросник Холланда.

Таким образом, профессиональное самоопределение, охваты- вающее такие психологические проблемы, ка к выбор профес- сии, профессиональная ориентация, в воп-

росах профессиональной подготовки, обеспечивает благоприят-

ные условия для получения профессионального образования. Важно подчеркнуть, что вопросы выбора профессии, профессио- нального самоопределения нельзя отнести к компетентности школы. Часто, поступив в учебное заведение, подросток или юноша сталкивается с ситуацией несоответствия своих ожида- ний и той системы профессиональной подготовки, которая реа-


лизуется в учебном заведении. Поэтому необходимо психологи- ческое обеспечение выбора профессии и адаптации к условиям организации обучения в системе профессионального образова- ния, а затем адаптации к условиям профессионального труда и выработки индивидуального профессионального стиля трудовой деятельности с учетом своих психологических особенностей, в частности типа темперамента.

Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике че-

ловека и ее динамическим особенностям определенные требова- ния, то нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности. Можно образно описать, что люди холерического темперамента более пригодны для активной рискованной Дея- тельности («воины»), сангвиники - для организаторской дея- тельности («политики»), меланхолики - для творческой дея- тельности в науке и искусстве («мыслители»), флегматики - для планомерной и плодотворной деятельности («созидатели»). Для некоторых видов деятельностей, профессий противопоказа- ны определенные свойства человека. Например, для деятельнос- ти летчика-истребителя противопоказаны медлительность, инер- тность, слабость системы, следовательно, и меланхолики психологически мало пригодны для подобной деятельности.
Роль темперамента в труде и учебе заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоциогенны- ми факторами, педагогическими воздействиями. От темпера- мента зависит влияние различных определяющих уро-

вень нервно-психического напряжения (например, оценка дея-

тельности, ожидание контроля деятельности, ускорение темпа работы, дисциплинарные воздействия и т.п.).

Существует четыре пути приспособления темперамента к тре- бованиям деятельности.

Первый путь - профессиональный отбор, одна из задач ко-

торого - не допустить к данной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента. Данный путь реализуют только лишь при отборе на профессии, предъявляю- щие повышенные требования к свойствам личности.

Второй путь приспособления темперамента к деятельности зак- лючается в индивидуализации предъявляемых к человеку тре- бований, условий и способов работы (индивидуальный подход).

Третий путь заключается в преодолении отрицательного вли-

яния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов.


Продуктивность работы человека тесно связана с особен- ностями его темперамента. Так, особая подвижность сангви- ника может принести дополнительный эффект, если работа тре- бует от него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии а однообразие, регламен- тированность деятельности, напротив, приводит его к быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях строгой регламентации и монотонного труда обнаруживают боль- шую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холе- рики и сангвиники.
шей нервной деятельности (ВНД): мыслительный, художе- ственный, средний. Представители мыслительного типа (пре- обладает активность второй сигнальной системы мозга полушария) весьма рассудительны, склонны к детальному ана- лизу жизненных явлений, к отвлеченному абстрактно-логичес- кому мышлению. Чувства их отличаются умеренностью, сдер- жанностью и обычно прорываются наружу, лишь пройдя фильтр разума. Люди этого типа обычно интересуются матема- философией, им нравится научная деятельность.

У людей художественного типа (преобладает активность пер- вой сигнальной системы мозга правого полушария) мышление образное, на него накладывают отпечаток большая эмоциональ- ность, яркость воображения, непосредственность и живость вос- приятия действительности. Их интересует прежде всего искус- ство, театр, поэзия, музыка, писательское и художественное твор- чество. Они стремятся к широкому кругу общения, это типичные лирики, а людей мыслительного типа они скептически расце- нивают как «сухарей».

Современные исследования подтвердили, что правое и левое полушария имеют специфические функции и преобладание ак- тивности того или иного полушария оказывает вли-

яние на индивидуальные особенности личности человека, на его

профессиональные склонности и индивидуальный стиль профес- сиональной деятельности.

Психопрофилактика - аутогенная психомышечная тренировка. Среди методов, которые дают возможность защитить психику человека от вредных действий и настроить ее на преодоление трудности, стрессовых состояний, на первом месте стоит психическая саморегуляция.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВОССТАНОВЛЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ

К психологическим средствам восстановления работоспособности принадлежат психотерапия, психопрофилактика и психогигиена.

Различные воздействия на организм через психическую сферу с уче­том терапии, профилактики, гигиены носят информативный характер, сигналы - носители информации, продуцируются психикой непосред­ственно или косвенно. Этим и отличаются данные воздействия от других средств, например, фармакологических. Психотерапия включает мышечную релаксацию, специальные дыхательные упражнения, а также гипнотерапию.

Психическая саморегуляция - это действие человека на самого себя с помощью слов и соответствующих им воображаемых образов. Следова­тельно, слова, речь, воображаемые обиды условно-рефлекторным путем влияют на функциональное состояние различных органов и систем положительно или отрицательно,

В конце XIX - в начале XX ст. в Европе и в Северной Америке усиливается интерес к индийской культуре, в частности - йоги. Возникло мнение перенести на европейскую почву учение йоги, применяя его к меди­цинским потребностям. Первым, кто смог это сделать, был Йоган Генрих Шульц(1886-1970 г. г.), который, начиная в 1909 г., опубликовал много трудов, посвященных аутогенной тренировке, в частности своеобразной модификации приемов йоги.

Аутогенная тренировка построена на учении йоги, самовнушении и в фракционном гипнозе. Это деление искусственное, потому что приемы взаимно переплетаются. При помощи аутогенной тренировки мы сознательно раскрываем в себе резервы, которые преимущественно не используются.

Аутогенная тренировка, за Щульцом, состоит с двух степеней: низшей и высшей. На низшей степени усваивают формулы, при помощи которых можно научиться руководить своими внутренними органами, сосудами, отдельными функциями печени, сердца и т. д. После этого переходят ко второй степени, в результате чего можно научиться руководить своими чувствами, мыслями, вызывая в себе те или иные ощущения.

Аутогенная психомышечная тренировка преследует цель научить человека сознательно корректировать некоторые автоматические процессы в организме. Ее можно применять с целью восстановления сил перед рабочим днем, в перерывах, а также после рабочего дня. Для снятия чувства тревоги, страха есть определенные формулы, тесты. Для более быстрого восстановления сил после усталости рекомендуется исполь­зовать внушенный сон. Человек должен научиться погружать себя на определенное время в сон и самостоятельно выходить из него бодрым. Длительность внушенного сна от 20 до 40 мин.



Психогигиена включает искусство взаимоотношений между людьми, духовную гармонию Человека и Природы, комфортные условия быта, различные виды отдыха. По Р. Хьюсману и Д. Хетфилду, во взаимо­отношениях между людьми доминирующим является фактор справедли­вости. Трудности, которые возникают в этой сфере можно свести до востребования: как нам удается или не удается сохранить справедливость? Авторы приводят основные причины разрушения взаимоотношений между людьми: 1. Неправильная психологическая «валюта». «Не полу­чить того, что ты хочешь, - почти то же самое, что не получить совсем ничего», - сказал Аристотель. Одной из причин, по которой нам трудно сберечь равновесие в отношениях, является именно то, что мы используем не понятную другим, и не соответствующую к условиям психическую установку.

Существуют определенные трудности в выборе правильной психоло­гической установки и в семейных отношениях. Наиболее высоко в семей­ных отношениях ценятся доверие, любовь, уважение, общение и умение выслушивать партнера.

Очень часто мы пользуемся неправильной психологической уста­новкой, ибо применяем «золотое» правило «Делай для других то, что ты бы хотел, чтобы другие делали для тебя». Но обычно у нас нет никаких доказательств того, что другие хотят того же, что и мы. Для сохранения справедливости во взаимоотношениях и достижения правильной психоло­гической установки желательно следовать несколько модифицированному правилу «Делай для других то, что они хотели бы, чтобы ты сделал для них ».

2. Крах доверия. Доверие является основой взаимоотношений - на работе, в семье, с друзьями и с детьми. К сожалению, доверие - это то, что мы ожидаем от других, но сами весьма неохотно вкладываем в отношения. Одной из причин, мешающей нам доверять другим, является наше предпо­ложение, что все остальные хотят иметь выгоду. Кроме того, доверие в отношениях приходит не сразу. Мы не слишком доверчивы, пока другая сторона не докажет, что ей можно доверять, и, наконец, мы с трудом доверяем другим потому, что доверие - очень хрупкое чувство. В то время как для установления доверительных отношений требуется значительное время, разрушить их ничего не стоит.

3. Скрытые, внутренние ожидания. Часто человек не делает чего-либо только потому, что мы не говорим ему, чего мы хотим. Наши ожидания относительно ее действий являются скрытыми. Весь наш опыт (на работе, дома и в других ситуациях) формирует ожидание, на основании которых мы пытаемся предсказать действия других людей.

Огромный вклад в формирование полноценных взаимоотношений между людьми сделал известный во многих странах мира труд Д. Карнеги «Как находить друзей и влиять на людей».

Духовная гармония Человека и Природы воплощена в учении Порфирия Иванова. Полстолетия своей жизни П.К. Иванов посвятил делу оздоровления, поиску путей к пониманию природы человеческого здоровья. Он оставил нам знание и мудрость, надежду страдающим, методы, которыми он щедро делился со всеми. Стержнем учения Порфирия Иванова является памятка - своеобразная «сердечная просьба» под названием «Детка», в основе ее 12 положений способов человеческой жизни.

1. Дважды на день купайся в холодной природной воде, чтобы тебе было хорошо. Купайся где можешь: в озере, реке, ванне, становись под душ или обливайся. Это твои условия. Горячее купание завершай холод­ным. Важна не длительность купания, а регулярность. Могущественная, но кратковременная доза холодного действия на организм усиливает обменные процессы, повышает защитные силы организма. Вылив на себя одно или два ведра воды, можно согреться. После купания лучше не вытираться, а обсохнуть на воздухе. Можно при этом выполнять физи­ческие упражнения.

2. Перед купанием или после него, а если можно, то и во время с ним выйди на природу, стань босиком на землю, а зимой на снег, хотя бы на 1-2 мин. Вдохни через рот несколько раз воздуха и мысленно пожелай себе и всем людям здоровья.

3. Не употребляй алкоголя и не кури.

4. Пытайся хотя бы раз в неделю обходиться без еды и воды, с пятницы (с 18-20 ч) к воскресению (12 ч). Если тебе тяжело, то держись хотя бы сутки,

Система не предусматривает обязательного голодания. Речь идет о сознательном воздержании от еды и воды после «сытых» дней. За 42 ч. воздержания организм полностью очищается от шлаков, и только - при активном движении, на лоне природы. Люди, которые живут по системе, худеют только тогда, когда имели избыточный вес, и наоборот, добирают веса, если были худыми. Нервная система сама начинает стремиться к гармонии.

5. В 12 ч. дня в воскресенье выйди на природу босиком, подыши и помысли, как написано выше. Это праздник твоего тела. После этого можешь кушать все, что тебе нравится. Относительно еды система не имеет ограничений. Важно только не загружать желудок, кушать без спешки, тщательно пережевывать пищу.

6. Люби окружающую природу. Не плюй кругом и не выплевывай с себя ничего. Привыкни к этому: это твое здоровье.

Не нужно избавляться от мокроты, слюны, ибо вместе с продуктами распада выведешь из организма вещества, необходимые для перева­ривания еды, и антитела - защитные силы в борьбе с болезнью. Целая фабрика иммунитета тратит энергию на образование мокроты. Выбрасы­вать эту энергию неумно.

7. Здоровайся со всеми вокруг и всегда особенно с пожилыми людьми. Хочешь иметь в себе здоровье - здоровайся со всеми. Бездуховный человек превращается в неполноценное создание.

8. Помогай людям чем можешь, особенно бедному, больному, обижен­ному, нищему. Делай это с радостью. Отзовись на его нужду душой и сердцем.

9. Преодолей в себе жадность, лень, самодовольство, корыстолюбие, страх, лицемерие, гордость. Верь людям и люби их. Не говори о них несправедливо и не бери близко к сердцу несправедливмх мыслей. Человеческие недостатки так или иначе влияют на здоровье, ибо физио­логия человека зависит от психики, а все, отрицательное, влияет на нервную систему, содействует заболеванию.

10. Освободи свою голову от мыслей о болезнях, немощи, смерти. Это твоя победа. Постоянные мысли о недомогании развивают в человеке мнительность, ведут к усилению болезней как в физическом, так и в мо­ральном плане.

11. Мысли не отделяй от дела. Прочитал - хорошо, но самое главное - делай.

12. Рассказывай и передавай опыт этого дела, но не хвастайся и не возвеличивайся в этом. Будь скромным.

Нужно выполнять все правила: только комплексное соблюдение системы гарантирует полное выздоровление. Знаниями с людьми нужно делиться искренне. Став здоровым, помоги другому. Только взаимо­помощь способна возвратить здоровье людям.

Для безопасного труда важным является выбор человеком такой профессии, которая лучше всего отвечала бы его психофизиологическим возможностям. В различных отраслях производства люди часто не могут овладеть некоторыми профессиями, хотя успешно овладевают другими, технологически не менее сложными. Один работник в течение многих лет ни одного раза не был травмирован, а другой при этих же условиях несколько раз в течение года. Это объясняется антропологическими, физиологическими или психологическими особенностями или недостатка ми человека, которые в отдельных ситуациях могут приводить к возникно­вению опасности. Они являются постоянными или временными (ухудше­ние слуха и зрения, притупление реакции и ориентации, неумение сосредоточиться, плохая координация движений, плохая память и тому подобное). Для безопасного труда, повышения его эффективности и успешного подбора кадров необходимый профессиональный отбор, базирующийся на научно-обоснованных требованиях, которые предъяв­ляются к человеку различными профессиями.

Например, отбор и дальнейший контроль профессиональной пригод­ности для таких специальностей как монтажники и машинисты башенных кранов, желательно проводить с помощью медицинских тестов, таких как в авиации и на железнодорожном транспорте. Для этих профессий необходимо, чтобы зрительно-двигательные реакции были устойчивыми, вестибулярный аппарат был в норме. Работники, психофизиологические особенности которых не отвечают требованиям той или иной профессии, на практике постоянно будут сами подвергаться опасности и создавать опасные ситуации для других. Поэтому умение определить склонность людей к той или другой профессии является необходимым для обеспечения жизнедеятельности.

Каждый человек должен понять значение правильного выбора профессии, осознать необходимость согласования его с интересами обще­ства. В то же время каждый человек имеет право на выбор профессии, рода занятий и труда в соответствии с призванием, способностью, профес­сиональной подготовкой, образованием и с учетом потребностей общества. Отсюда вытекает, что выбор профессии должен быть не только свобод­ным, но и в полной мере осознанным, отвечать как интересам личности, так и интересам общества.

Если выбор профессии оказался случайным, то в дальнейшей трудо­вой деятельности реализуется, по обыкновению, нетипичные и несуще­ственные для данной личности возможности, в результате чего наступает неудовлетворенность или апатия к работе. Если в процессе труда человек может реализовать и активизировать наиболее четкие и характерные для нее черты, наступает духовная гармония. Последнее возможное только в том случае, если требования профессии, содержание труда совпадают с индивидуальными особенностями и возможностями личности.

Полное раскрытие задатков человека возможно, если он правильно подготовится к будущей деятельности, выберет профессию, оценит свои способности, определит свою пригодность, глубоко осознает возможности профессионального роста в определенной сфере, учитывая потребности общества и свои интересы.

Помочь людям выбрать жизненный путь, адаптироваться к профес­сии, повлиять на рациональное распределение трудовых ресурсов призва­на система профориентации.

Профессиональная ориентация - это целостная система, состоящая из взаимосвязанных компонентов, объединенных общностью цели и един­ством управления: профессиональное просвещение; профессиональная активизация, профессиональная психодиагностика, профессиональный отбор (подбор), профессиональная адаптация и профессиональное воспитание.

Профессиональное просвещение предусматривает вооружение совокупностью знаний об особенностях различных профессий, условиях правильного выбора одной из них; воспитание положительного отношения к различным видам профессиональной и общественной деятельности; формирования мотивированных профессиональных намерений, в основе которых лежит осознание социально-экономических потребностей общества и психофизиологических особенностей личности.

Профессиональное образование объединяет профессиональную информацию, профессиональную пропаганду и профессиональную агитацию. Цель их - сообщение человеку определенного круга сведений о наиболее массовых профессиях народного хозяйства, информирование о способах и условиях овладевания ими, пропаганда общественной значи­мости наиболее необходимых на данное время профессий.

Не менее значимым компонентом профориентации является развитие интересов и склонностей людей в различных видах профес­сиональной деятельности. Оно складывается из таких важных элементов, как формирование и воспитание профессиональных интересов, воспи­тание уважения к определенной профессии, любви к труду.

Целью профессиональной психодиагностики является изучение личности с целью профориентации. В процессе профдиагностики изучают характерные особенности личности: интересы, потребности, склонности, способности, профессиональные намерения, профессиональную напра­вленность, черты характера, темперамент, состояние здоровья.

Профессиональная консультация имеет целью установление соответ­ствия индивидуальных психологических и личностных особенностей специфическим требованиям той или иной профессии. Различают такие виды консультаций: справочные, в ходе которых выясняют пути трудо­устройства, требования к приему на работу, возможности овладения различных профессий, сроки подготовки, систему оплаты, перспективы профессионального роста; формирующие, цель которых осуществлять руководство, коррекцию выбора профессии; медицинские, имеющие целью выявление состояния здоровья человека, его психофизиоло­гических свойств в отношении к избираемой профессии, если необходимо, переориентацию в другую или близкую к избираемой сферу деятельности.

Профессиональный отбор осуществляется в специальных лабора­ториях и по преимуществу к тем профессиям, которые связаны с усло­виями труда максимальной трудности. Цель профессионального отбора - выявление пригодности человека к конкретному виду труда. Если у претендента обнаруживают отсутствие хотя бы одного профессионально важного качества, ему отказывают в трудоустройстве. Такой шаг нужен, чтобы оградить человека от нежелательных, возможно серьезных послед­ствий стихийного отбора. При осуществлении профотбора предпочтение оказывается тем претендентам, которые имеют более высокий уровень профессионально важных качеств, свойств и благоприятные перспективы их развития.

Следует отличать профотбор от профподбора. При проведении профотбора подбирают наиболее соответствующую данной профессии личность, т.е. идут от профессии к личности, а при профподборе подбирают соответствующую данной личности профессию, т.е. идут от личности к профессии.

Завершающим компонентом профориентации является профессиональная адаптация, представляющая собой активный процесс приспо­собления человека к производству, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности. Успешность профессиональной адаптации - один из главных критериев правильного выбора профессии, оценкой эффективности всей профориентационной работы. Успешная профессиональная адаптация характеризуется сохра­нением и дальнейшим развитием склонностей к конкретной профес­сиональной деятельности, совпадением общественной и личной мотива­ции труда. Профессиональная адаптация осуществляется в единстве с социальной.


ТЕМА: ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА (ПРИРОДНЫЕ СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ)

План: 1.Классификация стихийных бедствий и этапы борьбы с ними.

2. Лучистая энергия Солнца и жизнедеятельность человека.

3. Сильные ветры.

4. Атмосферные разряды.

1. КЛАССИФИКАЦИЯ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ И ЭТАПЫ БОРЬБЫ С НИМИ

Согласно номенклатуре аварий и катастроф, предложенной ВОЗ, различают:

а) стихийные бедствия - метеорологические бури (ураганы, смерчи, циклоны, бураны), морозы, засуха и т. п.; топологические (наводнения, снежные обвалы, оползни и т. п.; теллурические и тектонические (земле­трясения, извержения вулканов).

б) аварии - выход из строя технических сооружений (плотин, туннелей, зданий, шахт), пожары, кораблекрушения, крушения поездов, отравление воды в системах водоснабжения и т. п.

Только аварии являются антропогенными катастрофами, а все осталь­ные - стихийными бедствиями. По определению ВОЗ, катастрофа - это ситуация, представляющая неожиданную, серьезную и непредвиденную угрозу для здоровья людей. Комитет ВОЗ по проблемам современного общества определяет катастрофы как явления природы или акции человека, представляющие и несущие угрозу для человеческой жизни в такой степени, что вынуждает их обратиться за помощью извне. Есть и другие, более краткие формулировки: «Катастрофа - это непредвиденная и неожиданная ситуация, с которой пострадавшее население не способно справиться самостоятельно».

В зависимости от характера действия стихийные бедствия подразде­ляются на мгновенно распространяющиеся (землетрясение) и постепенно распространяющиеся (ураганы, бури, наводнения, пожары). Если при последних имеется возможность провести достаточно широкий комплекс предупредительных работ не только в период до непосредственной угрозы возникновения стихийного бедствия, но и за время от предупреждения до воздействия сил стихии, то при первых речь может идти о восстанови­тельных работах или о постоянных работах профилактического порядка не в конкретном месте землетрясения, а в достаточно широкой сейсми­ческой зоне.

Существует градация стихийных бедствий и по возможности их локализации. К постепенно локализуемым стихийным бедствиям можно отнести, например, пожары, наводнения, солевые потоки, к нелокализуемым - ураганы, бури, цунами.

Как правило, борьба со стихийными бедствиями имеет три этапа:

Первый этап - проведение профилактических работ, главной целью которых является не допустить возникновения стихийного бедствия, если это возможно, или уменьшить его последствия, если беда неминуемая. Такие работы проводятся задолго до начала воздействия сил стихии и могут охватывать весьма продолжительный отрезок времени.

Второй этап - работы с локализации, а в ряде случаев и по ликви­дации стихийного бедствия в период его воздействия. Цель этих работ - максимально уменьшить зоны наиболее тяжелых последствий, свести их к минимуму, оказать своевременную помощь пострадавшим, срочно ликвидировать наиболее опасные аварии.

Третий этап - ликвидация последствий стихийного бедствия после того, как силы стихии успокоились. На этом этапе продолжают оказывать помощь пострадавшему населению и проводят обширный комплекс восстановительных работ. Продолжительность этапа зависит от объема возникших разрушений, и в большинстве случаев он длится значительное время, иногда несколько лет. Наиболее сложен и ответственен второй этап, так как приходится работать в условиях непосредственного воздействия разбушевавшихся сил. Наиболее трудоемок третий этап.

Опыт показывает, что наиболее тяжелая обстановка возникает там, где царят благодушие, неорганизованность, отсутствие необходимых знаний у людей, оказавшихся в зоне стихийного бедствия.

При определенных обстоятельствах разбушевавшаяся стихия становится неподвластна человеку, на продолжительное время своим разрушающим действием охватывает огромные пространства, опустошая все вокруг, неся людям горе и страдание. Стихийное бедствие - явление природы, носящее чрезвычайный характер и приводящее к резкому нару­шению нормального образа жизни больших групп людей, к повреждению, а иногда к уничтожению значительных материальных ценностей. В ряде случаев стихийные бедствия вызывают гибель людей или наносят суще­ственный ущерб их здоровью.

Так, за данными Международного общества Красного Креста, стихийные бедствия за 100 последних лет забрали более 11 млн. чело­веческих жизней, в том числе от наводнений - 9, от ураганов - 1, от землетрясений - 1. В последние годы наблюдается тенденция роста чи­сленности пострадавших от стихийных бедствий, определяемая в первую очередь общим ростом численности населения Земли и освоением ранее нежилых районов, наиболее часто подвергающихся воздействию сил стихии. Картины после некоторых стихийных бедствий может быть сра­внима лишь с последствиями современной войны, и для ликвидации их прилагаются усилия многих стран мира. И хотя человечество не может мириться с последствиями разбушевавшихся сил стихии, на сегодня оно вынужденно в большинстве случаев выполнять пассивную роль, проводя лишь комплекс работ по ликвидации таких последствий.

Профессиональная ориентация

Выбор профессии - многоактовый процесс, который про­должается на протяжении всей жизни человека. Сделав пер­воначальный выбор, индивид поступает в профессиональ­ное учебное заведение, затем определяет место будущей профессиональной деятельности, уточняет формы совер­шенствования квалификации, а иногда даже меняет специ­альность.

На стабильность, динамику, успешность профессиональ­ного самоопределения, профессиональное развитие лично­сти оказывают влияние следующие факторы :

1) социально-экономические (жизненная среда, социаль­но-экономическое положение родителей, заработок, научно-технический прогресс и др.);

2) воспитательные (целенаправленное развитие учащих­ся, уроки труда, факультативные занятия, деятельность учащихся в профилирующих кружках и т.д.);

3) психологические (профессиональная зрелость, интел­лект, специальные способности, потребности, интересы, ценности и др.).

Кроме нравственных и психологических издержек непро­думанный выбор специальности, профессиональная непри­годность влекут за собой и материальные потери. Американ­цы, например, считают, что лучше истратить 10 тысяч дол­ларов на поиск нужного человека, чем потерять 100 тысяч с человеком, который через год заявит, что дело ему не по плечу. Поэтому необходимы профессиональная ориентация и профессиональный отбор в высшую школу, профессио-графия основных должностей, на которые может быть опре­делен специалист по окончании вуза.

Воспроизводство знаний среди как можно более широких кругов населения - залог процветания общества во всех областях, основа его настоящего и будущего благосостояния. Странам, наиболее эффективно решающим эту задачу сегод­ня, обеспечено интеллектуальное, а следовательно, и эконо­мическое, социальное, политическое лидерство в XXI веке.

Профессиональная ориентация-это, во-первых, профес­сиональная информация, то есть распространение сведений о специализации высшей школы; во-вторых, формирование интереса к той или иной специальности. Она содействует профессиональному самоопределению личности в соответ­ствии с ее способностями и с учетом потребностей общества, а также формированию конкретных профессиональных ка­честв человека.

В настоящее время все большее внимание уделяется про­фессиональной ориентации молодежи. Выходят книги (на­пример, «Моя профессия. Краткий энциклопедический спра­вочник» и др.), в которых дается характеристика наиболее распространенных профессий.

Поскольку профессия-вид трудовой деятельности, для осуществления которой человек должен иметь специальные знания, навыки, умения и способности, профориентация и весь дальнейший комплекс действий по профессионально­му отбору в высшую школу должны основываться на профессиографии.

Анализ истории развития профессиональной ориентации показывает, что она преследует в основном две цели: помочь молодежи выбрать необходимую профессию, где каждый будет лучшим исполнителем порученной ему работы; ока­зать помощь молодому человеку в выборе такой профессии, которая принесет ему наибольшее творческое удовлетворе­ние и в которой он мог бы в наибольшей степени проявить себя.

Многие вузы проводят мероприятия по профессиональ­ной ориентации школьников. К таким мероприятиям отно­сятся шефская работа и организация кружков в школах, про­ведение дней открытых дверей, бесед и лекций о научных достижениях, встречи ведущих ученых со школьниками, проведение различных олимпиад. Сознательный выбор про­фессии каждым учащимся, определение им своего места в общественном производстве в значительной степени способствуют повышению качества учебного процесса в вузе и под­готовки специалистов высокой квалификации.

Одно из важных мест в проведении работы по професси­ональной ориентации отводится самой школе. Профориен­тация в средней школе включает изучение интересов и склонностей учащихся, профессиональное просвещение, предварительную теоретическую и практическую их подго­товку к работе в избранной области, профессиональную кон­сультацию и контроль.

Соответственно выделяют три этапа профессиональной ориентации: подготовительный, основной и уточняющий.

Подготовительный этап направлен на изучение контин­гента учащихся в целях их профориентации и профессио­нального просвещения. Здесь изучается все, что имеет от­ношение к профессиональным их устремлениям, начиная от социальных и семейных условий, в которых живет и раз­вивается школьник, и кончая его успехами на занятиях по различным предметам и увлечениями.

Существует определенная связь между учебными и про­фессиональными интересами школьников. Так, имеющие­ся данные по опросу школьников свидетельствуют о том, что более половины из них связывают свой выбор профессий с любимыми предметами, изучаемыми в школе.

Основная цель профпросвещения- ознакомление уча­щихся с различными профессиями и их спецификой. Его составная часть-пропаганда наиболее необходимых в дан­ном экономическом районе массовых профессий.

Теоретическая и практическая подготовка к работе в из­бранной области относится, как и профессиональная кон­сультация, к основному этапу профориентации.

На основном этапе учащиеся в соответствии со своими склонностями посещают различные кружки, факультатив­ные занятия по предметам, близким к профилю будущей их профессии, читают рекомендуемую литературу, в том числе и художественную, где освещаются интересующие их вош росы, и т.д.

Поскольку эффективность профессиональной подготов­ки специалистов в значительной мере обусловлена системой отбора молодежи в вузы, во многих из них проводится целенаправленная работа по выявлению старшеклассников, склонных к той или иной профессии, и ознакомлению с ней.

Профессиональная консультация помогает старшеклас­сникам определить свой дальнейший жизненный путь в со­ответствии с их целями, задатками и способностями.

Но здесь важны и другие моменты. Развивающее началь­ное обучение должно быть направлено прежде всего на решение важнейшей задачи современной школы-формиро­вание уже у младших школьников творческого отношения. к учебной деятельности.

Исследования, проведенные в вузах СССР, свидетельство­вали о том, что более 70 % студентов не обладали качества­ми творческой личности. Следовательно, школа выполняла свои функции в этом плане далеко не в полной мере. И если элементы творчества человеку не привить на начальной стадии, его обучения за 10-11 лет, то высшей школе навер­стать это очень трудно .

Воспитание гражданина- процесс непрерывный. Ком­пьютеризация обучения в век научно-технического прогрес­са объективная необходимость. И, конечно, хорошо, если школьники начнут приходить в вузы с необходимыми зна­ниями. Но если при этом наша молодежь не приобщается к гуманистическому культурному наследию, то данный про­бел восполнить в вузах весьма сложно.

Уточняющий этап связан с контролем, анализом работы выпускников школ и выработкой предложений, направленных на более качественную организацию профориентации.

Таким образом, формируемая замкнутая система проф­ориентации позволяет посредством необходимой коррекции на заключительном этапе гибко и оперативно учитывать потребности общества в квалифицированных кадрах.

В первом из шести томов энциклопедии «Мир профессий» рассказывается о профессиях, где основным предметом трут да являются природные явления, процессы, совершающие­ся во взаимодействии человека с природой («человек-при­рода»). Второй том посвящен профессиям, связанным с общеобразовательной и профессиональной школой, детски­ми, медицинскими, юридическими и культурно-просвети­тельными учреждениями и сферой обслуживания («чело-век-человек»). В других томах рассказывается о професси­ях художественного профиля («человек - художественный образ») и о тех, где человек взаимодействует со знаковыми системами - буквами, цифрами, формулами и изображени­ями, используемыми в проектах, картах, схемах и пультах управления («человек - знаковая система»). В томе «Чело­век -техника» представлены профессии, связанные с созда­нием, использованием, обслуживанием различных техни­ческих устройств, являющихся основным предметом труда профессионала.

Конкретным результатом профориентационной работы является профессиональное самоопределение личности, то есть принятие ею решения о будущей трудовой деятельно­сти -кем стать, к какой социальной группе принадлежать, где и кем работать. Профессиональное самоопределение - явление двустороннее: с одной стороны, есть тот, кто выби­рает (субъект выбора), с другой-то, что выбирают (объект выбора). И субъекту, и объекту присуще большое количество различных характеристик, чем и объясняется то, что выбор профессии не всегда однозначен.

Профессиональное самоопределение - важное событие в жизни человека. Оно не только связано с его прошлым опытом, но и определяет будущее, формирует образ его «Я», предопределяя в конечном счете многие стороны жизни. Наиболее изученным и существенным фактором профес­сионального самоопределения являются интересы субъек­та. Не менее важны здесь и его способности. Профессиональ­ное самоопределение отражает определённый уровень личных притязаний, основанный на оценке своих способно­стей и возможностей.

Немаловажной является также психологическая готов­ность старшеклассника к самоопределению, под которой понимают личностное новообразование, основывающееся на сформированности самосознания школьника, развитости его мотивов и потребностей, ценностных ориентации и времен­ных перспектив, осознании своих способностей и интересов.

Вхождение во взрослую жизнь и занятие в ней достойно­го места не предполагает завершения формирования психо­логической готовности старшеклассника к самоопределению уже в школе, где закладываются лишь такие личност­ные основы и механизмы, которые обеспечивают его непре­рывный всесторонний и профессиональный рост.

Решение о выборе профессии принимает активно действу­ющая личность, осознающая свою ответственность за успеш­ное выполнение той или иной работы и реализацию своих способностей. Ее профессиональное самоопределение детер­минировано в значительной мере содержанием, методами и формами профориентации.

Определенная система активизирующих профконсульта-ционных методов разработана Н.С. Пряжниковым .

Активизирующий потенциал несут в себе практически все существующие методы, но реализуется этот потенциал всегда по-разному. Например, казалось бы, такой явно неак­тивный метод, как лекция. Но ее можно провести настолько мастерски, что слушатели уйдут с нее достаточно активизи­рованными или по крайней мере озадаченными. И, наоборот, скучными и неинтересными могут оказаться даже такие «беспроигрьшшые» методы, как игра, если она проводится вяло и неумело. Причем многое здесь зависит не только от Мастерства психолога, но и от готовности занимать актив­ную, творческую позицию самих учащихся. И все-таки су­ществуют методы, активизирующий потенциал которых в большинстве случаев достаточно высок даже в работе с из­начально пассивными аудиториями и при использовании этих методов недостаточно подготовленным в плане их ак­тивизации психологом.

Значительное активизирующее воздействие оказывают итак называемые невербальные средства профессиональ­ного общения психолога-консультанта, его умение органи­зовать эмоционально-доверительный контакт с группой и даже с классом, а также создание особой атмосферы при проведении всей профориентационной работы.

В разработанных Н.С. Пряжниковым активизирующих црофконсультационных методах (по группам) сделана попыт­ка соединить различные формы работы с решением проблем профессионального и личностного самоопределения . В частности, профессиональные игры в школе предназначе­ны для работы с учащимися 7-11 классов. По своему содержанию и активизирующим возможностям эти методики ус­тупают деловым играм и психотерапевтическим процедурам, но они рассчитаны на реальные условия работы в школе (ог­раниченность времени урока, необходимость работы с целым классом и т.п.)- Подобные игры могут быть использованы В дополнение к диагностическим процедурам, дискуссиям, ин­дивидуальным консультациям и лекционным формам рабо­ты. Опыт показал, что если они занимают примерно 25-30 % учебного времени, то воспринимаются учащимися не как раз­влечение, а как естественная форма работы.

Важным условием проведения таких игр, по мнению Н.С. Пряжникова, является их высокий темп, что позволяет решать и проблемы, связанные с уровнем дисциплины уча­щихся на уроках, чего больше всего обычно боятся психоло­ги перед входом в школьный класс.

Игровые профориентационные упражнения и микроситу­ации обычно используются в работе с подгруппой (8-15 че­ловек) или с малой группой (6-8 человек). Многие игры ос­нованы на довольно эффективной процедурной модели, когда участники рассаживаются в круг, что внешне делает эти упражнения похожими на занятия психотерапевтиче­ских групп. И хотя называть их в полной мере психотера­певтическими все же нельзя это скорее профориентацион­ные группы), но некоторые соответствующие эффекты там имеют место. Поэтому для проведения подобных занятий профконсультант должен обладатьхотя бы минимальным уровнем психотерапевтической культуры (не навязывать собственного мнения, всячески демонстрировать свою под­держку и симпатию участникам, организовывать их реаль­ное взаимодействие, создавать условия для самовыражения всех участников группы и т.п.).

Можно назвать следующие профориентационные упраж­нения; «Профессия на букву...», «Подарок», «Маскарадный костюм», «Человек- профессия», «Автопортрет» (профо-риентационный вариант), «Кто есть кто?», «Звездный час», «День из жизни».

Хороший эффект дает создание в школе игровых микро-ситуаций (для 3-6 человек), где моделируются различные элементы профессионального общения, связанные обычно с конфликтностью отношений. Например, общение продав­ца и покупателя, инспектора ГАИ с нарушителями правил дорожного движения, зубного врача с пациентами, экскур­совода с иностранными туристами и т.п.

Карточные профконсультационные методики-это попыт­ка использовать интригующую форму работы (раскладывание пасьянсов из карт, карточные игры), высокоэффективные операциональные возможности карточных технологий, содер­жательные моменты профессионального самоопределения и планирования жизни. Следует сказать, что в содержательном плане данные методики лишены какой бы то ни было мисти­ки, хотя внешне чем-то и напоминают методы гадалок. Глав­ным достоинством карточных технологий являются предмет­ность поискового действия и возможность оперативного составления из карточек образов моделируемых объектов.

Все разработанные Н.С. Пряжниковым профконсульта­ционные карточные методики можно подразделить на две основные группы: информационно-поисковые системы (ИПС) и игровые карточные технологии.

В индивидуальных информационно-поисковых системах по определенным правилам учащиеся составляют из карто­чек образы своих профориентационных проблем и подбира­ют пути их решения (методика «Стратегия»), а также образы наиболее привлекательных профессий (методики «Карман­ный компьютер», «Формула», «Кто? Что? Где?»). Поскольку внешне эти методики напоминают раскладывание пасьянсов, то они получили название «профессьянсы». В отличие от блан­ковых тестов, главным преимуществом карточных техноло­гий является возможность оперативной корректировки про­цесса выбора вариантов. В этом состоит важное условие реализации методик, поскольку профконсультант постоян­но должен озадачивать учащегося с помощью специальных («провокационных») вопросов и тем самым способствовать осознанности и самостоятельности его действий.

В игровых карточных системах делается попытка смоде­лировать основные этапы человеческой жизни (индивидуаль­ная игра «Человек-Судьба-Черт» и групповая игра «Страш­ный суд»), а также основные этапы профессионализации человека (групповая игра «Карьера»). Важнейшим активизирующим приемом данных методик является специально орга­низуемый игровой спор консультируемого клиента с ответа­ми, выписанными на карточках, а также определенные при­зы и наказания по результатам такого спора. В групповых играх «Страшный суд» и «Карьера» есть возможность помо­гать по определенным правилам тем игрокам, у которых сплошные неудачи и которые пребывают в растерянности, близкой к расстройству. В игре «Человек- Судьба- Черт» психолог в роли «черта» на определенном этапе начинает ме­шать подростку в достижении намеченных жизненных целей, что привносит в работу дополнительную интригу.

Важной особенностью проведения карточных консульта­ционных игр является их высокая динамичность, позволя­ющая охватывать моделируемые жизненные ситуации в це­лостности, а не углубляться в обсуждение частных вопросов.

Можно обозначить некоторые недостатки и проблемы практического внедрения карточных профконсультацион-ных методик. Во-первых, необходимость определенных за­трат времени: от 40 минут до 1,5-2 часов в индивидуальных процедурах и от 2 до 3,5 часа в групповых карточных играх. Во-вторых, есть проблемы, связанные с изготовлением и приобретением данных методик. В-третьих, довольно слож­но самостоятельно изготовить профконсультационные кар­точки. Наконец, в-четвертых, самостоятельное освоение дан­ных методов тоже затруднительно.

Профориентация – это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в осознанном выборе профессии, наиболее соответствующей его индивидуальным возможностям. Профконсультация – это процесс оказания психологической помощи в виде совета, в ходе которого осуществляется профориентация.

В системе профориентации выделяют следующие функции (Л.Д. Столяренко):

а) социальную – усвоение определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих осуществлять социально-профессиональную деятельность в качестве полноправного и полноценного члена общества;
б) экономическую – улучшение качественного состава работников, повышение профессиональной активности, квалификации и производительности труда;
в) психолого-педагогическую – выявление, формирование и учет индивидуальных особенностей каждого выбирающего профессию;
г) медико-физиологическую – учет требований к здоровью и отдельным физиологическим качествам, необходимым для выполнения той или иной профессиональной деятельности.

Основными направлениями профессионального сопровождения в связи с выбором профессии являются:

а) профессиональное просвещение, построенное на популяризации совокупности знаний о социально-психологических и других аспектах выбираемой профессии; этой деятельностью охватывается весь контингент выбирающих профессию, поэтому качество работы данной системы определяет уровень информированности, а также способность выбирающих профессию оперировать информацией о мире профессий, учитывая условия правильного выбора, и осознавать ситуации выбора;
б) профессиональное консультирование, выполняющее справочно-информационную, диагностическую и формирующую цели.

Е.А. Климовым описаны наиболее часто встречающиеся ситуации профконсультационной практики.

1. Выбирающий профессию хорошо ориентируется в мире профессий, выбрал свою профессию в соответствии со своими интересами, склонностями, способностями, имеет представление о путях получения профессии и обращается в профконсультацию для подтверждения правильности своего выбора.

2. Выбирающий профессию имеет сразу несколько вариантов профессионального плана и не знает, какое учебное заведение предпочесть.

3. Конфликтная ситуация, когда профессиональный план вызывает разногласия либо внутренние (недооценка себя, завышенный уровень притязаний), либо внешние (конфликт с родителями, учителями).

4. Выбирающий профессию не имеет профессионального плана, не уверен в себе, однако проявляет выраженные склонности к определенному виду деятельности.

5. Выпускник не имеет ни четко выраженного профессионального плана, ни склонностей к какому-то виду деятельности.

Важную роль в психологическом сопровождении, связанном с профессиональным самоопределением, выполняет психологическая диагностика, имеющая целью изучение индивидуально-психологических особенностей как учащихся школ, так и тех, кто уже выбрал профессию и обучается в учреждениях профессионального образования. Профессиональная пригодность при этом диагностируется как изначально присущее человеку качество, которое подкрепляется интересами, способностями субъекта, его профессиональными намерениями. Наиболее распространенными психодиагностическими методиками, направленными на выявление общей профессиональной направленности, являются «Карта интересов», методика «Ценностные ориентации» Рокича, методика ДДО (дифференциально-диагностический опросник), опросник Холланда.

Профотбор – это система мероприятий, позволяющая выявить людей, которые по своим индивидуальным личностным качествам наиболее пригодны к обучению и дальнейшей профессиональной деятельности по определенной специальности. Основным компонентом профотбора является определение профессиональной пригодности. Профессиональная пригодность – это вероятностная характеристика, отражающая возможности человека по овладению какой-либо профессиональной деятельностью.

Основными структурными компонентами пригодности человека к работе являются (Л.Д. Столяренко):

а) гражданские качества (моральный облик, отношение к обществу); в некоторых профессиях недостаточное развитие именно этих качеств делает человека профессионально непригодным (учитель, воспитатель, судья, руководитель);
б) отношение к труду, к профессии, интересы, склонности к данной области труда, так называемая профессионально-трудовая направленность личности;
в) общая дееспособность – физическая и умственная (широта и глубина ума, самодисциплина, развитый самоконтроль, бескорыстная инициатива, активность);
г) единичные, частные, специальные способности, т.е. качества, необходимые в определенных видах деятельности (память на ароматы для кулинара, звуковысотный слух для музыканта, пространственное мышление для конструктора и т.п.); сами по себе эти качества не делают из человека аса, но необходимы в общей структуре профпригодности;
д) знания, навыки, опыт, выучка в данной профессиональной области.

В профотборе профессиональная пригодность может оцениваться по нескольким критериям:

  1. по медицинским показателям (внимание обращается на ряд противопоказаний, которые могут предопределить снижение надежности в работе и способствовать развитию заболеваний, связанных с профессиональной деятельностью);
  2. по данным образовательного ценза, конкурсным экзаменам (выделяют тех лиц, знания которых обеспечивают успешное овладение или выполнение данных профессиональных обязанностей);
  3. на основе психологического отбора (предназначен для выявления лиц, которые по своим способностям и индивидуальным психофизиологическим возможностям соответствуют требованиям, предъявляемым спецификой обучения и деятельности по конкретной специальности).

Этапы профессионального отбора. В процессе отбора можно выделить несколько этапов. Первый из них включает психологическое изучение профессии с целью выявления требований к человеку. При этом должна быть раскрыта внутренняя структура деятельности и дан не просто перечень психических процессов, которые необходимы для выполнения конкретной деятельности, а показана целостная картина их взаимосвязи. Информация о профессиональной деятельности может быть получена из разных источников, таких как изучение инструкций, документов, в которых регламентируется деятельность; наблюдение за деятельностью соответствующих специалистов; беседа со специалистами об особенностях профессии, фотографирование, киносъемка, хронометраж профессиональной деятельности. Информация о профессии обобщается в профессиограмме.

Второй этап отбора включает выбор психодиагностических методов исследования, в том числе тестов, в наибольшей степени характеризующих те психические процессы и профессиональные действия, в отношении которых надлежит оценивать профессиональную пригодность. К психодиагностическим методикам и тестам предъявляются следующие требования:

  1. прогностическая ценность методики – характеризует возможность методики, теста выявлять различия в психофизиологических функциях у лиц с разным уровнем профессиональной подготовленности;
  2. надежность методики – характеризует стабильность результатов, получаемых с ее помощью при повторных исследованиях одного и того же человека;
  3. дифференцированность и валидность методики – означает, что каждая методика должна оценивать строго определенную функцию психики человека и именно ту функцию, которую предполагается измерить, а не другую.

Третий этап отбора предполагает психологический прогноз успешности обучения и последующей деятельности на основе сопоставления сведений:

а) о требованиях профессии к человеку и полученных психодиагностических данных с акцентом на оценку личностных характеристик;
б) о возможности целенаправленного совершенствования и компенсации ПВК (с учетом времени, отводимого на обучение), а также вероятности адаптации к профессии, возможности появления экстремальных ситуаций и воздействий.

Профотбор в конкретной организации предполагает следующие основные этапы:

1) на предварительных этапах создания новой организации или подразделения необходимо провести планирование структуры организации, определить сам тип структуры и основные отношения организации и персонала;

2) на этапе проектирования организации определяются цели и результаты деятельности, связи с внешней средой; разделяются процессы (по стадиям, иерархическим уровням); группируются функции и выделяются основания для объединения отдельных этапов работ в более обобщенные цепочки; на основе этого формируется структура (конкретные подразделения и рабочие группы) организации;

3) осуществляется общая оценка потребности в персонале;

4) реализуется поиск и организация потока;

5) проводится работа с самими претендентами, предполагающая следующие подэтапы: на основании предварительного собеседования – сбор базы данных о претендентах, подготовка списка кандидатов на вакантные должности; сбор предварительной информации от кандидатов; проверка информации, полученной от кандидатов; тестирование кандидатов; при необходимости медицинское обследование; серия последовательных интервью со специалистами организации; окончательное решение о зачислении на работу (принимается либо решением руководства, либо специальной комиссией).

При оценке кандидатов возможны типичные ошибки, описанные Н.С. Пряжниковым: ошибка центральной тенденции (когда часть кандидатов оценивается средним баллом, т.е. всех подгоняют под «норму», хотя можно ожидать, что кто-то из кандидатов лучше, а кто-то хуже); ошибка снисходительности (когда большинство кандидатов оцениваются высоким баллом, что может привести к приему на работу неподходящих работников); ошибка завышенной требовательности (большинство получает очень низкие оценки, что приводит к отсеиванию потенциально пригодных работников); эффект ореола (когда интервьюер оценивает кандидата, ориентируясь лишь на какую-то одну, самую «главную», его характеристику, т.е. теряется комплексность оценки); ошибка контраста (когда средний кандидат оценивается высоко, если он идет после нескольких довольно слабых кандидатов, или, наоборот, оценивается низко, если идет после сильных кандидатов); стереотипизация в оценке (тенденция сравнивать кандидата со стереотипом «идеального работника», который у каждого свой и может сильно отличаться от реальных требований работы).

В ходе последующей профессионализации субъект труда, прошедший профотбор, адаптируется к условиям деятельности, коллективу, системе конкретных требований к нему как к работнику и личности. В среднем профессиональная адаптация длится примерно 1 – 1,5 года. В последующие годы, если процесс профессионализации идет прогрессивно, человек претендует на изменение своего должностного статуса в организации. Перед службой управления персоналом в связи с этим возникают следующие задачи:

а) изучение работника в целях продвижения по службе;
б) выяснение возможностей продвижения на другие виды работ;
в) определение уровня заработной платы и премий;
г) установление оснований при понижении в должности;
д) решение вопроса о прекращении трудового договора в связи с увольнением или выходом на пенсию;
е) принятие решения о зачислении в штат и др. Данные задачи решаются в процессе профаттестации.

Аттестация – это специальный вид оценивания работника и реально выполненных им работ, направленный на выявление уровня квалификации в целях определения степени эффективности. Аттестация выполняет следующие функции: служит основанием для принятия административных решений по управлению персоналом; информирует сотрудников об относительном уровне их работы; является средством мотивации поведения работников.

Оценка работников по основным параметрам деятельности может быть комплексной, локальной, пролонгированной, экспрессивной (О.Л. Разумовская).

Комплексная оценка – наиболее сложный вид оценки, адресуемый деятельности в целом, складывающийся из исследования выполнения отдельных функций. Цель комплексной оценки состоит в получении общего впечатления о деятельности работника.

Локальное оценивание производится на основании результатов выполнения какой-либо одной функции или даже ее части. Констатируется выполнение или невыполнение функции и устанавливаются причины.

Пролонгированная оценка осуществляется на основе изучения длительного периода трудовой деятельности в форме анализа отдельных документов, мнений и представлений людей о прошлой и текущей деятельности. Определяется проекция прошлой деятельности на деятельность настоящую, выясняются совпадающие и различающиеся компоненты. Выявленные совпадения являются информативным материалом, позволяющим составить мнение о стабильных и динамических характеристиках деятельности.

Экспрессивное оценивание относится к анализу текущей деятельности. Трудности данного вида оценки заключаются в необходимости преодолевать эффекты непосредственного наблюдения и включения в деятельность, проявляющиеся во влиянии эмоционально окрашенных отношений.

В ходе аттестации применяются такие приемы получения информации о работнике, как изучение письменных источников, собеседование, изучение работника в искусственно созданных условиях или ситуациях, изучение кандидата в период временного исполнения должности, экспертные оценки и др.