Технологическая карта
по дисциплине «Предпринимательское право »
для студентов 3 курса направления «Юриспруденция»
Максимальное количество баллов по дисциплине- 100 :
50 баллов – активное участие в семинарских занятиях;
30 баллов – выполнение контрольных заданий;
20 баллов – самостоятельная работа студента.
Всего семинарских занятий – 38 часов, т.е. 19 занятий.
Система оценивания
Отличный ответ – 3 балла;
Хороший ответ – 2 балла;
Слабый ответ – 1 балл.
Дополнения (вне зависимости от их количества) – 1-2 балла.
Самостоятельная работа студента – 20 баллов.
Проверяемые компетенции: ПК-2,6,8,9,13,15,16,17. ВК – 2,4
1.Подготовка рефератов и докладов по темам:
Виды предпринимательства:
А- туристская деятельность,
Б -Г ювелирный магазин
Д –Л - ломбард,
З-Л кинотеатр,
М- кафе/ресторан,
Р-С - производство бытовой химии
У – Х - производство продуктов питания,
Д-С - кожевенная фабрика,
Х- молочная ферма,
Ш - перевозка маршрутным такси,
Ю- ритуальные услуги и т.д.
2.Анализ научных статей по проблемам:
«Актуальные проблемы предпринимательской деятельности»,
«Проблемы малого предпринимательства»,
«Крестьянское(фермерское) или личное подсобное хозяйство по производству сельхоз. продукции»,
«Недобросовестная конкуренция, пути решения проблемы»,
«Доминирующее положение на рынке как базовая категория антимонопольного законодательства» и т.д.
Самостоятельная работа должна быть представлена до последнего практического занятия . Самостоятельная работа, предоставленная после установленного срока не принимается и не оценивается, за исключением пропуска установленного срока по уважительным причинам (предоставить документ, удостоверяющий причину пропуска срока.
Критерий оценки рефератов и статей |
Максимальное количество баллов |
|
Знание и понимание теоретического материала. |
Студент правильно определяет рассматриваемые понятия, приводя соответствующие примеры; демонстрирует глубокие знания теоретического материала самостоятельность выполнения работы. | |
Анализ и оценка информации |
Студент использует различные методы познания (анализ, приемы сравнения, взаимосвязи понятий и явлений; приводит альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему, делает аргументированные выводы, использует большое количество различных источников информации. | |
Построение суждений |
Изложение материала ясное и четкое, логически выстроено, студент приводятся различные точки зрения и их личную оценку. Изложение соответствует жанру проблемной научной статьи. | |
Оформление работы |
Используется иллюстрационный метод - презентации |
Самостоятельная работа № 3.(Деловая игра-дебаты).
Дебаты – это интеллектуальная игра, представляющая собой особый вид дискуссии, проводимой по строгим формальным правилам. В основе лежит резолюция (тема дебатов), которая всегда формулируется в виде утвердительного предложения. Участники должны склонить судей и зрителей (но не противоположную команду) к своей точке зрения. Этого добиваются путем предоставления своих аргументов в поддержку своей точки зрения и выдвижения контраргументов на высказывание противников.
В командах может быть различное количество участников (чаще 3-6). Существует несколько вариантов командных и индивидуальных дебатов, в которых возможно либо только произнесение речей, либо добавляется возможность участия в перекрестной дискуссии, но обсуждение всегда организовано как столкновение двух противоположных позиций.
Основополагающими принципами организации дебатов являются честность и уважение партнеров, а самый главный принцип – «проигравших нет!»
Действующие лица
Команды (состоят из игроков-спикеров) – утверждающие защищают тему, отрицающие – опровергают.
Судьи – решают, какая из команд оказалась более убедительной в доказательстве своей позиции; ведут протокол игры, в котором отмечают области столкновения позиций; указывают сильные и слабые стороны выступления спикеров.
Таймкипер – следит за соблюдением регламента и правил игры.
Тренер (тьютор) – обычно учитель (реже – опытные ученики-дебатеры, прошедшие полный курс подготовки).
Этапы работы в технологии «Дебаты»
Подготовка
Выбор темы.
Построение сюжета доказательств
Подбор аргументов
Собственно дебаты
Оглашение позиций (дискуссия)
Раунд перекрестных вопросов
Судейство
Рефлексия
Критерии оценки:
10 баллов выставляется той команде победителю, которая представит свою точку зрения на проблемный вопрос более аргументировано, проявит способности коллективного обсуждения и мышления, правильно подберет и использует нормы права, регулирующие соответствующее отношение и покажет наиболее яркое и грамотное выступление.
5 баллов – командам-участникам.
Деловая игра№2
Ролевая игра проводится по завершении изучения дисциплины «Предпринимательское право».
Цель ролевой игры - отработка навыков практического применения знаний, полученных при изучении курса на примере разрешения конкретной ситуации; развитие общекультурных и профессиональных компетенций.
правильное выявление проблемы, заложенной в спорной ситуации;
формирование навыков отграничения различных видов производства в гражданском процессе;
формирование позиций сторон на основе толкования положений законодательства в условиях отсутствия прямой нормы для разрешения спора;
выработка обоснованного решения спорного вопроса;
выработка способности применять нормативно-правовые акты, реализовывать нормы права;
развитие способности юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;
развитие способности правильно и полностью отражать результаты профессиональной деятельности в юридической документации;
овладение навыками подготовки юридических документов.
Ролевая игра проводится в четыре этапа.
I этап – подготовка к ведению спора, формирование позиций сторон.
II этап – проведение разбирательства по делу.
III этап – выработка решения по делу.
IV этап – обсуждение выработанного решения.
Фабула дела определяется студентами самостоятельно.
Примерный состав участников деловой игры:
1. Судья, председательствующий по делу;
2. Секретарь судебного заседания;
4. Представитель истца;
5. Ответчики;
6. Представитель ответчика;
7. Свидетели.
Необходимо определить двух студентов (незадействованных в игре), которые будут выполнять роль независимых экспертов. Их основная задача – выявить допущенные в ходе игры процессуальные ошибки и оценить работу студентов.
Описание этапов ролевой игры:
I этап – подготовка к ведению спора. Представители сторон формируют правовые позиции на основе действующего законодательства и обстоятельств дела.
II этап – проведение разбирательства по делу. Стороны поочередно представляют выработанные ими позиции, высказывают аргументы в их защиту, оценивают обоснованность аргументов другой стороны, задают друг другу уточняющие вопросы. Суд руководит процессом рассмотрения дела и задает вопросы, ответы на которые позволят вынести законное и обоснованное решение по делу.
III этап – выработка решения по делу. Суд с учетом приведенных в ходе разбирательства доводов сторон вырабатывает и оглашает решение по делу.
IV этап – обсуждение выработанного решения. Участники игры и зрители (студенты группы, не принимавшие непосредственного участия в игре) обсуждают обоснованность предложенного решения спорной ситуации, оценивают прозвучавшие в ходе игры аргументы с позиций их соответствия законодательству и выработанной на базе его применения судебной практике.
Критерии оценивания деловой игры:
Критерий (показатель оценивания) | ||
Качество выполнения задания | ||
Аргументированность, оригинальность предлагаемых решений | ||
Способность ориентироваться в нестандартных ситуациях | ||
Способность правильно применять нормативно-правовые акты | ||
Четкость, полнота и качество заполнения документации | ||
Максимальное количество баллов за деловую игру |
Выполнение контрольных работ – 30 баллов.
В процессе изучения дисциплины, в течение семестра предусмотрено выполнение двух контрольных работ. Контрольные работы выполняются в форме коллоквиума и тестирования по всем темам.
Контрольная работы №1: Оценивается от 0 до 15 баллов.
Контрольной работы №2: Оценивается от 0 до 15 баллов.
Период выполнения контрольной работы №1 на 10 семинарском занятии по темам:
СЕМИНАР 6
Планирование личной работы госслужащего
Вопросы для обсуждения:
1. Истоки эффективного управления временем.
2. Система планирования личного труда руководителя.
3. Техника планирования личного времени государственного и муниципального служащего.
4. План и распорядок рабочего дня.
Творческое задание
1. Задание:
Представьте, что вы уже непродолжительное время проходите государственную гражданскую службу на должности категории «специалист» старшей группы должностей (государственный орган – по выбору студента). С использованием метода «Альпы» спланируйте свой ближайший рабочий день.
Выполнение творческого задания
Творческое задание выполняется письменно.
Критерии оценки выполнения задания
За выполнение задания студенту начисляются баллы в соответствии с критериями, представленными в таблице.
СЕМИНАР 7
Подготовка и проведение деловых совещаний и бесед
Темы рефератов
1. Виды делового общения.
2. Национальные стили ведения деловых бесед и совещаний.
Проведение занятия в форме деловой игры
Тема деловой игры.
Деловое общение: деловые совещания и беседы.
Концепция игры.
Применение теоретических знаний к практическим ситуациям, выработка навыков проведения деловых совещаний и бесед. Цели деловой игры - выработка практических рекомендаций делового общения в рамках проведения совещания и беседы.
Участники деловой игры.
Деловая игра проходит среди студентов одной группы, которые разбиваются на 3 группы: первая группа организовывает и проводит деловое совещание (любое количество человек); вторая группа организовывает и проводит деловую беседу (любое количество человек); третья группа подводит итоги проведенных совещания и беседы и отвечает на поставленные вопросы (3 – 4 человека).
Способы формирования первой и второй групп: жеребьевка, случайный выбор, взаимные симпатии и т.д. Способ формирования третьей группы – по согласованию с преподавателем (в данную группу должны входить студенты, обладающие аналитическими навыками, умеющие критически оценивать происходящие и умеющие аргументированно излагать свою позицию и отстаивать ее.
4. Порядок проведения деловой игры
Студенты ЗАРАНЕЕ информируются о проведении практического занятия в форме деловой игры и ЗАРАНЕЕ разбиваются на 3 группы.
Задание для первой группы: Организация и проведения делового совещания.
Задание для второй группы: Организация и проведения деловой беседы.
Задание для третьей группы: Анализ и подведение итогов проведенных делового совещания и беседы. Подготовка ответов на следующие вопросы:
Установление существенных различий между деловым совещание и деловой беседой.
На каких принципах стоится проведение деловой беседы и делового совещания.
Достигнуты ли цели, поставленные перед проведением мероприятия.
Оценка качества подготовки проведенных совещания и беседы.
Подведение итогов, информирование групп о (не) достижении целей деловой игры.
Критерии оценки участия в деловой игре для первой и второй группы
За участие в деловой игре студентам начисляются баллы в соответствии с критериями, представленными в таблице.
За участие в деловой игре студенту начисляются баллы в соответствии с критериями, представленными в таблице.
№ | Наименование критерия | Оценочная шкала (в баллах) |
Инновационность предпринимательской идеи | от 0 до 10 | |
Степень проработки бизнес-плана | от 0 до 5 | |
Самопрезентация участников команды и результатов их работы | от 0 до 5 | |
Активность команды во время групповой работы | от -3 до +3 | |
Аргументированность ответов с целью защитить конкурентоспособность созданной продукции (услуги, технологии | от -3 до +3 | |
Активность команды как оппонента при обсуждении вариантов других команд | от -3 до +3 | |
Несоблюдение регламента: игровой командой докладчиком | -3 -1 | |
Итого | от -12 до 29 |
Критерии оценки участия в тренинге
За участие в тренинге студенту начисляются баллы в соответствии с критериями, представленными в таблице.
Перевод баллов в пятибалльную шкалу оценок представлен в таблице.
Критерии оценки выполнения практической задания (кейс-стади)
Вопросы для самостоятельной подготовки к практическим занятиям
Тема 1. Цели и задачи управления проектами на современном этапе
1. Понятие и виды проектов. Основные параметры проектов
2. Участники проектов.
3. Принципы управления проектами.
4. Методы управления проектами.
5. Формирование идеи проекта.
6. Технико-экономическое обоснование. Бизнес-план проекта.
Тема 2. Проектный цикл. Окружение проекта
1. Понятия жизненного цикла и фаз проекта. Общая структура жизненного цикла проекта.
2. Понятие и назначение вех и контрольных событий в проекте. Построение жизненного цикла проекта.
3. Внешняя и внутренняя среда проекта.
4. Участники проекта. Администрирование проекта.
5. Требования, предъявляемые к проектам.
6. Оценка качества проекта.
7. Стадии процесса управления проектами. Понятие процессов в управлении проектами.
Тема 3. Организация работ на стадии разработки проекта
1. Причины появление бизнес-идеи. Инициация бизнес-идеи.
2. Разработка концепции инвестиционного проекта.
3. Исследование инвестиционных возможностей и формирование инвестиционной стратегии.
4. Обоснование инвестиций. Использование методов анализа и прогнозирования в ходе разработки проекта.
5. Разработка бизнес-плана проекта.
6. Предварительный план проекта.
Тема 4. Планирование проекта
1. Цели, назначение и виды планов.
2. Структура декомпозиции работ. Документирование плана проекта.
3. Сетевое планирование.
4. Календарное планирование.
5. Ресурсное планирование.
6. Сметное планирование. Порядок разработки и состав проектно-сметной документации.
Тема 5. Ключевые процессы исполнения, контроля и завершения проектов
1. Принципы определения и назначения ресурсов. Управление ресурсами проекта.
2. Работы и процедуры, составляющие содержание процессов исполнения.
3. Методы контроля хода выполнения работ по проекту, анализа промежуточных результатов работ.
4. Мониторинг работ по проекту. Анализ результатов по проекту.
5. Пусконаладочные работы. Приемка в эксплуатацию законченных объектов.
6. Закрытие контракта. Выход из проекта.
Тема 6. Управление содержанием и организацией проекта
1. Понятие «проектная структура управления. Виды проектных структур управления.
2. Последовательность разработки и создания организационных структур управления проектами.
3. Управление изменениями.
4. Обеспечение качества проекта.
Тема 7. Управление финансовыми потоками и стоимостью проекта
1. Способы и источники финансирования проекта.
2. Организация проектного финансирования.
3. Виды бюджетов. Бюджетирование.
4. Порядок разработки смет. Планирование затрат по проекту.
5. Контроль за исполнением бюджета.
Тема 8. Проектно-ориентированное управление
1. Понятие проектно-ориентированного управления. Назначение и преимущества проектно-ориентированного управления.
2. Объекты управления в проектно-ориентированной организации.
3. Типы и виды организаций, применяющих проектно-ориентированное управление.
4. Связь проектно-ориентированного управления с корпоративным управлением.
Тема 9. Юридические аспекты подготовки и разработки инвестиционного проекта
1. Типы и задачи проектных фирм.
2. Типы контрактов.
3. Организация подрядных торгов.
4. Регулирование материально-технического обеспечения проекта.
Тема 10. Человеческий фактор в управлении проектами
1. Взаимодействие участников проекта. Примеры определения состава участников проекта.
2. Управляющий проектом. Команда проекта.
3. Состав и функции членов команды проекта. Формирование и развитие команды проекта.
4. Руководство и лидерство. Основные стили поведения руководителей.
5. Управление персоналом проекта. Психологические аспекты управления персоналом проекта.
Тема 11. Инвестиционная привлекательность проекта
1. Понятие инвестиционного климата и параметры его характеризующие.
2. Отечественные и зарубежные методики оценки инвестиционного климата на макро- мезо- и микроуровне.
Тема 12. Стандарты управления проектами. Программное сопровождение проектов
1. Стандарты управления проектами. Стандарты и нормы, как основа взаимодействия участников проекта. Примеры действующих стандартов в УП.
2. Критерии оценки профессионалов по управлению проектами.
3. Программное сопровождение проектов.
Критерии оценивания работы студента в учебной дискуссии
Критерии оценивания работы студента в деловой игре
Критерий | Балл |
Принимает активное участие в работе группы, предлагает собственные варианты решения проблемы, выступает от имени группы с рекомендациями по рассматриваемой проблеме либо дополняет ответчика; демонстрирует предварительную информационную готовность в игре | 1,4 |
Принимает активное участие в работе группы, участвует в обсуждениях, высказывает типовые рекомендации по рассматриваемой проблеме, готовит возражения оппонентам, однако сам не выступает и не дополняет ответчика; демонстрирует информационную готовность к игре | 1,0 |
Принимает участие в обсуждении, однако собственной точки зрения не высказывает, не может сформулировать ответов на возражения оппонентов, не выступает от имени рабочей группы и не дополняет ответчика; демонстрирует слабую информационную подготовленность к игре | 0,7 |
Принимает участие в работе группы, однако предлагает не аргументированные, не подкрепленные фактическими данными решения; демонстрирует слабую информационную готовность | 0,5 |
Не принимает участия в работе группы, не высказывает никаких суждений, не выступает от имени группы; демонстрирует полную неосведомленность по сути изучаемой проблемы. |
Индивидуальные домашние задания
Пояснительная записка
Индивидуальные домашние задания являются важным этапом в формировании компетенций обучающегося. Выполнение таких заданий требует не только теоретической подготовки, но и самостоятельного научного поиска. Выполнение заданий и их проверка позволяют сформировать и оценить уровень освоения всех компетенций, предусмотренных рабочей программой дисциплины. Индивидуальное домашнее задание предполагает поиск и обработку статистического, теоретического и практического материала по заданной теме. Домашние задания, их информационное обеспечение устанавливаются в Материалах для подготовки к семинарским занятиям и методических указаниях по выполнению самостоятельных и творческих работ по дисциплине «Менеджмент в туристской индустрии».
Объектами данной формы контроля выступают компетенции: ОК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-12. Объектами оценивания являются:
– знание функций менеджмента, форм управления предприятиями туристской индустрии;
– знание видов управленческих решений и методов их разработки;
– знание основ управления персоналом туристского предприятия;
– умение диагностировать и выявлять различные типы проблемных ситуаций в туристской индустрии, разрабатывать меры по их предупреждению и преодолению, планировать и осуществлять контроль за реализацией проекта, обеспечивать координацию действий со всеми функциональными подразделениями предприятий туристской индустрии.
– понимание места и роли менеджмента в деятельности предприятий туристской индустрии.
– способность применения информационного обеспечения и коммуникаций в менеджменте;
– знание менеджмента человеческих ресурсов;
– знание организации и технологии менеджмента в туризме.
– способность анализировать проблемы менеджмента туризма и находить пути их решения;
– умение применять теоретические знания в работе туристских предприятий;
– способность обосновывать принципы рационального использования транспорта;
– способность обобщать, анализировать изучаемый материал, делать выводы, иллюстрировать теоретические и практические основы организации менеджмента на предприятиях индустрии туризма.
ПК-12:
– владение опытом организации менеджмента на предприятиях индустрии туризма;
– умение вести переговоры, устанавливать отношения, удовлетворять потребностям клиентов в турфирме;
– способность устанавливать коммуникации;
– способность применить профессиональные знания в сфере оказания туристических услуг.
За участие в деловой игре студенту начисляются баллы в соответствии с критериями, представленными в таблице.
№ | Наименование критерия | Оценочная шкала (в баллах) |
Качество анализа вариантов аргументов | от 0 до 10 | |
Качество защиты избранного варианта: умение излагать основные положения, аргументировано отстаивать точку зрения, воспринимать противоположные, отвечать на вопросы оппонентов | от 0 до 5 | |
Точность соблюдения регламента | от 0 до 5 | |
Активность команды во время групповой работы | от -3 до +3 | |
Активность команды как оппонента при обсуждении вариантов других команд | от -3 до +3 | |
Умение вести дискуссию | от -3 до +3 | |
Несоблюдение регламента: игровой командой докладчиком | -3 -1 | |
Итого | от -12 до 29 |
Тема 3. Искусство межличностного общения
1. Суггестивная коммуникация
2. Суть транзактного анализа
3. Суть когнитивистско-конструктивистского взгляда на личность человека
4. Каковы психологические особенности аудитории
Примерные темы рефератов
1. Особенности межличностной коммуникации.
2 . Критерии коммуникационной компетентности.
3. Стили межличностной коммуникации.
4. Межличностные конфликты и способы их предотвращения.
Критерии оценки
Критерий оценки | Содержание | Баллы |
Новизна материала | ||
Перевод баллов в пятибалльную шкалу оценок представлен в таблице.
Тема 4. Вербальные и невербальные средства делового общения
Примерный перечень тем для дискуссии
1. В чем заключается специфика вербальной и невербальной коммуникации
2. Компоненты невербальной коммуникации
3. Каковы особенности спичрайтинга и копирайтинга и требования к их исполнителю
Примерные темы рефератов
1.Просодические и экстралингвистические средства в невербальной коммуникации.
2. Совершенствование навыков вербального общения.
3. Говорящие жесты (невербальное общение с аудиторией).
Критерии оценки
За подготовку реферата студенту начисляются баллы в соответствии с критериями, представленными в таблице.
Критерий оценки | Содержание | Баллы |
Новизна материала | - актуальность темы - формулировка нового аспекта проблемы - умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал - наличие авторской позиции, самостоятельность оценок и суждений - стилевое единство текста | |
Обоснованность выбора источников | - анализ и оценка использованной литературы: научная литература (монографии и публикации в научных журналах) статистические данные | |
Степень раскрытия сущности вопроса | - соответствие плана теме реферата - соответствие содержания теме реферата - полнота и глубина проведенного исследования - умение обобщать литературу, делать выводы - умение сопоставлять различные точки зрения по теме | |
Соблюдение требований к оформлению | - оформление ссылок на использованную литературу - оформление списка литературы - владение терминологией - соблюдение требований к оформлению реферата |
Перевод баллов в пятибалльную шкалу оценок представлен в таблице.