Атомная подводная лодка "Гепард"

Hовейшая многоцелевая российская атомная лодка "Гепард" 3-го поколения предназначена для уничтожения авианосцев, а также поражения береговых объектов и целей.

В рамках ходовых испытаний подлодка проекта 971 (по натовской классификации типа "Акула") выходила в море для проверки надежности функционирования ядерной энергетической установки, систем оружия, навигации, разведки и другого бортового оборудования и механизмов.

Атомная подводная лодка «Гепард» (К-335) была заложена 23 сентября 1991 года на судостроительном заводе «Севмаш» в Северодвинске, а спущена на воду 17 сентября 1999 года. Одиннадцатая по счету субмарина класса «Барс» (шифр «Щука-Б») вступила в состав ВМС РФ 4 декабря 2001 года.

Недаром в международной классификации ее называют «Akula-II». Они настолько отличаются от «предшественниц», что акустические характеристики превышают в три раза. Добиться этого удалось за счет уникальных инженерных решений. Например, на АПЛ применили двухкаскадную амортизацию источников шума, т. е. оборудование размещено на подрессоренных палубных блоках, которые получили название «этажерки». В носовых отсеках размещено минимально необходимое количество работающих механизмов. Кроме того внешний легкий корпус субмарины имеет противоакустическое покрытие. Он выложен идеально подогнанными покрытиями из специальной резины. По имеющимся данным АПЛ «Гепард» по малошумности превосходит американские субмарины класса «Los Angeles», не говоря уже о подводных лодках «Огайо» с ракетами «Трайдент». Более того эксперты высказывают предположения, что «Гепард» по этим показателям сравним с последней подводной лодкой ВМС США «Sea Wolf»

"Гепард" - многоцелевая атомная подводная лодка усовершенствованного проекта 971 (класс "Барс", по классификации НАТО - "Акула-2"). Проект разработан Морским бюро машиностроения "Малахит". Это одиннадцатая по счету субмарина класса "Барс", выпущенная на Северном машиностроительном предприятии с 1988 года. Две из них - "Гепард" и "Вепрь" (принят в состав Северного флота в 1996 году) - значительно модернизированы. Российские конструкторы утверждают, что эти подводные атомоходы самые бесшумные и самые быстроходные в мире.

АПЛ «Гепард» может выполнить множество разнообразных задач, поэтому относится к классу многоцелевых подводных лодок ВМФ РФ. Она предназначена как для борьбы с подводными лодками, так и с надводными кораблями противника. Для этой цели у субмарины есть грозное ракетно-торпедное вооружение. Торпедно-ракетный комплекс, включает суммарный боекомплект более 40 единиц средств поражения. Кроме того, субмарина может производить постановки обычных мин.

Боевые походы АПЛ проекта 971 показали, что Советский Союз достиг очень многого в техническом уровне этих кораблей. По свидетельствам командиров подводных лодок этого класса они впервые почувствовали себя на равных с американцами и даже более того.

АПЛ «Гепард» не только новейшая, но и самая засекреченная подводная лодка ВМФ Российской Федерации, хотя на ней есть места, которые ничем не напоминают о том, что люди находятся под водой. В жилых помещениях подводной лодки есть специальные телевизоры, выполненные на особой подпружиненной платформе. Коридоры и каюты жилой палубы больше похожи на интерьеры вагонов купе класса «СВ». После вахты подводники могут отдохнуть в комнате психологической разгрузки. Рядом с ней отделанная сосновыми досками сауна. Внутри вмонтированное искусственное замороженное подсвечивающее окошко, создающее иллюзию зимнего вечера. Рядом - небольшой спортивный зал с современными тренажерами. Борьба с шумом ведется на субмарине «Гепард» постоянно, поэтому во всех помещениях, включая спортзал - даже гири обтянуты футбольными мечами.

"Гепард" имеет на вооружении торпеды, противокорабельные ракето-торпеды 82-Р и 28 дальнобойных крылатых ракет РК-55 "Гранит" для уничтожения береговых целей на дальности до 3000 км, которые могут быть снаряжены ядерной боеголовкой мощностью 200 килотонн. Скорость хода под водой достигает 36 узлов. В автономном режиме субмарина может действовать до 100 суток. Экипаж - 61 человек.

Последняя, она же первая

“Известия” цитировали слова начальника военного представительства Минобороны на “Севмаше” Павла Нычко. На вопрос о сравнении относительных характеристик этой лодки и американских субмарин подобного класса, он сказал:

— “Гепард” по сравнению с натовскими подлодками — все равно что “Мерседес” по сравнению с “Волгой”.

Сегодня мы все хорошо представляем, что такое “Мерседес” и какие у него преимущества перед “Волгой”, поэтому нам легко будет представить, что же это за новая лодка “Гепард”.

Газеты не оставили новую атомарину без внимания и в этом году. Сообщалось, что лодка ушла на ходовые испытания. Закончились они успешно. И вот совсем новое известие. В конце ноября заводчане готовятся распрощаться с “Гепардом”. Не обойдется без торжеств. Будем надеяться, что нам покажут сдачу лодки военным морякам.

Если знать историю строительства лодки, то событие это будет еще и символическим. В цехах “Севмаша” лодку заложили 23 сентября 1991 года, когда еще существовал Советский Союз. Теперь эта АПЛ автоматически стала первой российской построенной лодкой, да еще и нового тысячелетия. Так что в лодке заложены десять лет нашей неустроенности.

Предшественники “Гепарда” оставляли завод через два года после закладки. Перед “Гепардом” были “Барс”, “Пантера”, “Волк”, “Леопард”, “Тигр”, “Вепрь”. Моряки называют эту серию лодок кошачьей, хотя официально проект 971, к которому принадлежит “Гепард” имеет шифр “Щука-Б”, а по натовской классификации — “Акула-2”. Несмотря на разницу в названиях, все они близки новой лодке. В них подмечена одна главная особенность “кошачьей” серии — бесшумность хода. Это лодки третьего поколения.

Даже при самых благоприятных условиях американская субмарина типа “Лос-Анджелес”, обладающая самой совершенной гидроакустикой, сможет обнаружить “кошачью” лодку не далее чем за 10 километров. Это расстояние критическое. Подкравшаяся незаметно АПЛ уже может беспрепятственно выполнить боевую задачу.

Американский военно-морской аналитик Н. Полмер на слушаниях в комитете национальной безопасности палаты представителей Конгресса США отметил: “Появление подводных лодок типа “Акула”, а также других русских АПЛ третьего поколения продемонстрировало, что советские кораблестроители ликвидировали разрыв в уровне шумности быстрее, чем ожидалось. В 1994 году стало известно, что разрыва уже не существует”.

Бесшумна и опасна

“Кошачья” серия лодок приходится ближайшей родственницей созданной в нижегородском ЦКБ “Лазурит” АПЛ “Барракуда” проекта 945. Напомним, что эта лодка глубоководная, с титановым корпусом. Сегодня широко известно имя ее главного конструктора — Герой России Николай Кваша.

До мая 1990 года успели построить шесть подводных лодок этого типа.

У “Барракуды” был один существенный недостаток. Она была очень дорогой, да и не каждая российская верфь, где делали подводные лодки, могла работать с титаном. Флоту нужна была серия подводных кораблей широкого профиля, дешевых и простых в исполнении. За основу был взят проект 945, но корпус лодки делали из маломагнитной стали. Новую серию лодок отнесли к проекту 971.

Свое “кошачье” название эта серия АПЛ унаследовала от первых российских лодок начала XX века. Тот, прежний “Гепард” был заложен в сентябре 1913 года на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Через полтора года лодка уже вошла в строй боевых кораблей. Она участвовала в первой мировой войне, обеспечивая проведение поисковых и разведывательных акций на морских коммуникациях противника. Лодка совершила 15 боевых походов. Но в октябре 1917 года, находясь на патрулировании в Балтийском море, бесследно пропала. Причина трагедии и место гибели не установлены до сих пор.

Серию лодок проекта 971 разрабатывали ленинградцы. Кроме того, что лодки малошумные, они еще и грозные. Торпедно-ракетный комплекс включает суммарный боекомплект — более 40 единиц средств поражения. С лодок могут запускаться крылатые ракеты “Гранат”, подводные ракеты и ракеты-торпеды “Шквал”, “Водопад” и “Ветер”. Лодка может быть использована и как минный заградитель.

С появлением в водах северных морей и на Тихом океане “кошачьих” АПЛ американцам пришлось забыть слова, которые они непрестанно повторяли: “У русских субмарин больше нашего, но они скверно сделаны”.

А начальник оперативного отряда ВМС США адмирал Джерми Борда, проанализировав все контакты своих лодок с субмаринами “кошачьей” серии, пришел к выводу, что по малошумности они соответствуют лодкам четвертого поколения.

Обеспокоившись стремительным развитием российского подводного кораблестроения, американская сторона предприняла попытку вовлечь в задуманную операцию международную неправительственную экологическую организацию “Гринпис”. Повинуясь заказчикам, та всю свою деятельность перенесла на северные моря, борясь с их ядерным заражением. Как только строительство новых субмарин в России прекратилось, “Гринпис” тут же покинул северную акваторию.

Был и еще один инцидент, связанный с этими лодками. В начале 80-х годов наша страна приобрела уникальные высокоточные металлорежущие станки у японской фирмы “Тошиба”. Сделка была секретной, но о ней узнала пресса и тут же раструбила по всему миру. Эти станки позволяли применять новые технологии в обработке гребных валов и лопастей винтов, тем самым резко снижая шумность хода субмарины. США, узнав о сделке, тут же объявили “Тошибе” о введении экономических санкций. Но было уже поздно.

Шок — это по-нашему

“Гепард” - это двухкорпусная субмарина с высоким кормовым оперением, на котором установлен обтекатель буксируемой антенны. Экипаж может вести разговоры с землей даже из-под воды.

Корпус лодки имеет гидроакустическое покрытие и разделен на семь основных отсеков. Для экипажа созданы комфортные условия: комната отдыха, тренажерный зал и даже маленькая сауна с бассейном. Жилые кубрики на четыре человека очень похожи на купе пассажирского поезда.

Моряки, которые придут служить на “Гепард”, узнают много интересного из истории лодок этого класса. Им непременно расскажут о случае, который произошел 29 февраля 1996 года в самый разгар учений сил НАТО. Боевые корабли вели поиск условного подводного противника. Учебная задача была выполнена, как вдруг на связь вышла... российская подводная лодка. Ее командир просил о помощи. Надо было срочно эвакуировать матроса с острым приступом аппендицита.

Для англичан к которым адресовалась просьба, это был шок. До сих пор они теряются в догадках: то ли помощь действительно была нужна, то ли это хорошо задуманная операция. Когда лодка всплыла на поверхность, то все увидели, что она находится в самом центре ордера натовских кораблей. Будь боевая обстановка реальной...

В шок были повержены и американцы, когда “случайно” обнаружили нашу “Щуку” вблизи своих территориальных вод.

Еще одна “Щука” отличилась летом 1999 года во время агрессии НАТО против Югославии. Тогда прошло сообщение, что в водах Средиземного моря замечена наша подводная лодка. Ее действительно заметили, когда она проходила узкий Гибралтарский пролив. Но потом она как растворилась. Через некоторое время она появилась у берегов Корсики и Югославии. За ней охотились как надводные корабли, так и противолодочные самолеты. Поиграв в прятки, лодка спокойно покинула Средиземное море.

Шок был потом, когда в штабе НАТО узнали, что вместе с хотя бы на короткий срок замеченной ими “Щукой” в Средиземном море находился подводный крейсер “Курск” и “Барракуда” (“Псков”). Их обнаружили только тогда, когда они уже возвращались к родным берегам.

Беспокойство американской стороны вызывает и то обстоятельство, что большой интерес к лодкам “кошачьей” серии проявили Индия, Китай и Южная Корея. Причем индийские ВМС успели раньше всех.

Их черные силуэты похожие на древних рептилий и с акульими мощными спинами бесшумно выскальзывают из-за полярных фьордов и уже на просторе исчезают на месяцы в своей родной стихии - в ледяных водах Северного Ледовитого океана. Именно с АПЛ «Гепард» начался отсчет субмарин XXI века.

Технические характеристики атомной подводной лодки типа «Барс» проекта 971:
Длина - 110,3 м;
Ширина - 13,5 м;
Осадка - 9,7 м;
Водоизмещение надводное - 8140 тонн;
Водоизмещение подводное - 12770 тонн;
Энергетическая установка - один ядерный реактор типа «ОК-650М»;
Скорость надводная - 11,6 узла;
Скорость подводная - 33 узла;
Рабочая глубина погружения - 480 м;
Предельная глубина погружения - 600 м;
Экипаж - 73 человека;
Автономность - 100 суток;

Вооружение:
Торпедных аппарата 650 мм - 4;
Торпедных аппарата 533 мм - 4;
Ракето-торпеды и крылатые ракеты РК-55 «Гранат»;
Пусковые контейнеры зенитно-ракетного комплекса «Стрела-ЗМ» - 3;

Атомная подводная лодка «Гепард» проекта 971, шифр «Щука-Б», (по классификации НАТО - «Akula-III») относится к третьему поколению атомных подводных лодок ВМФ России.

АПЛ была заложена под именем «К-335», строительный номер 835, на судостроительном заводе «Севмаш» в Северодвинске 23 сентября 1991 года. 22 февраля 1993 года присвоено имя «Гепард» и была включена в списки кораблей ВМФ. В декабре 1997 года унаследовала гвардейский флаг от подводной лодки «К-22» проекта 675МКВ. Спущена на воду 17 сентября 1999 года. Введена в строй 02 декабря 2001 года. 04 декабря 2001 года был поднят Гвардейский Военно-морской флаг. В январе 2002 года вошла в состав 24-й («звериной») дивизии 3-й флотилии подводных лодок Северного флота. С 2001 года имеет бортовой номер 895. Порт приписки Гаджиево.

Основные характеристики: Надводное водоизмещение 8140 тонн, подводное 12770 тонн. Наибольшая длина по КВЛ 110,3 метра, наибольшая ширина корпуса 13,6 метра, средняя осадка по КВЛ 9,7 метра. Надводная скорость хода 11,6 узла, подводная 33 узла. Рабочая глубина погружения 480 метров, предельная глубина погружения 600 метров. Экипаж 73 человека. Автономность плавания 100 суток.

Энергетическая установка: 1 атомный реактор типа ОК-650М (190 МВт) на тепловых нейтронах, два вспомогательных электродвигателя по 410 л.с., два дизель-генератора ДГ-300 по 750 л.с.

Вооружение: 4 торпедных аппарата 650 мм (боезапас – 12 торпед) и 4 торпедных аппарата 533 мм (боезапас – 28 торпед), ракето-торпеды и крылатые ракеты РК-55 «Гранат», 3 пусковых контейнера переносного зенитно-ракетного комплекса «Стрела-ЗМ».

В 2004 году вышла в свое первое боевое дежурство, которое проходило в Атлантическом океане, а также признана лучшим кораблем Северного флота за зимний период обучения.

В 2005 году выполняла задачи второго боевого дежурства.

С июня по июль 2007 года выполняла задачи очередного боевого дежурства в Атлантическом океане, также экипаж был награжден переходящим кубком Губернатора Мурманской области «Лучшей подводной лодке Северного флота».

С сентября по октябрь 2008 года выполняла задачи боевого дежурства.

В 2009 году выполнила задачи испытательных торпедных стрельб по программе «Кант», с июня по сентябрь выполняла задачи боевого дежурства, также по результатам года экипаж был награжден переходящим кубком Губернатора Мурманской области «Лучшей подводной лодке Северного флота».

С июня по август 2010 года выполняла задачи боевого дежурства.

14 января 2012 года на борту лодки, стоявшей на ОАО «10 СРЗ» в ЗАТО Александровск, произошло возгорание спиртовых паров. Жертв нет. 19 января представитель завода рассказал ЦВМП, что ущерб минимален и уже ликвидирован. В ночь на 11 февраля на борту найден повешенным командир торпедного отсека старший лейтенант Максим Галкин. С апреля по май выполняла задачи боевого дежурства.

В марте 2014 года корабельный боевой расчет крейсерской атомной подводной лодки переходящим кубком командующего Северным флотом по итогам конкурса профессионального мастерства.

По сообщению от 28 ноября 2015 года АПЛ «Гепард» после восстановления технической готовности на судоремонтном заводе «Нерпа». Атомоход пополнил состав боевых кораблей подводных сил Северного флота.


Гепард
проект 971 «Щука-Б», заводской номер 835

фотографии

историческая справка


1991 год 23 сентября
заложена в цехе № 50 ПО «Севмашпредприятие» в гор. Северодвинске как большая атомная подводная лодка.

1993 год 22 февраля
зачислена в списки кораблей ВМФ, присвоено наименование «Гепард».

1993 год
приостановлено строительство из-за недостаточного финансирования, плановый срок сдачи пл в 1995 году перенесен на 12.1998.

1997 год 4 декабря
передано Гвардейское наименование, Гвардейский флаг и исторический журнал от «Б-22» проекта 675мкв.

1999 год 17 сентября
выведена из цеха в присутствии Председателя Правительства РФ Путина В.В., заместителя Председателя Правительства РФ Клебанова И.И., директора ФСБ Патрушева Н.В. и др. официальных лиц.

1999 год с 15 декабря по 22 сентября 2000 года
выполнена программа швартовных испытаний.

2000 год с 10 по 25 декабря
выполнена программа первого этапа заводских испытаний.

2001 год с 10 по 26 июля
выполнена программа третьего этапа заводских испытаний, совмещенного с государственными ходовыми испытаниями.

2001 год 3 декабря
подписан приемный акт, вступила в строй. Председатель комиссии Госприемки – кап. 1 ранга Сорокин Г.А., командир – кап. 1 ранга Косолапов Д.Д., ответственный сдатчик – Сорокин В.Н., сдаточный механик – Деев А.Г., ведущий военпред – кап. 2 ранга Троянов С.Л.

2001 год 4 декабря
торжественно поднят Гвардейский Военно-морской флаг в присутствии Президента РФ Путина В.В. и других официальных лиц, дата 4 января утверждена как годовой праздник экипажа.

2002 год январь (приблизительно)
включена в состав 24-й дпл 3-й Флпл СФ с базированием в б. Ягельная гб. Сайда.

2004 год с сентября по октябрь
выполнила задачи первой боевой службы под командованием кап. 1 ранга Кабанцова К.П. в Атлантическом океане.

2004 год
завоевала приз ГК ВМФ «За длительное слежение за иностранной подводной лодкой» и

2005 год с сентября по октябрь
выполнила задачи второй боевой службы под командованием кап. 1 ранга Кабанцова К.П. и старшим на борту командиром 24-й дпл кап. 1 ранга Минаковым А.Н.

2005 год
приняла участие в учениях УПАСР СФ с привлечением разнородных сил флота.

2006 год ноябрь
на борту проводились съемки документального фильма операторской группой канала РТР.

2007 год с июня по июль
выполнила задачи боевой службы под командованием кап. 1 ранга Вакуленко Э.А. и старшим на борту НШ кап. 1 ранга Кочемазовым В.Н. в Атлантическом океане.

2007 год октябрь
выполнила задачи испытательных торпедных стрельб с 266-м экипажем под командованием кап. 2 ранга Петрова Е.А.

2007 год
удостоена переходящего кубка Губернатора Мурманской области «Лучшей подводной лодке Северного флота».

2008 год с сентября по октябрь
выполнила задачи боевой службы командованием кап. 1 ранга Вакуленко Э.А. и старшим на борту командиром 24-й дпл кап. 1 ранга Кочемазовым В.Н.

2009 год
выполнила задачи испытательных торпедных стрельб по программе «Кант» с 608-м экипажем под командованием кап. 1 ранга Дмитрова А.В.

2009 год с июня по сентябрь
выполнила задачи боевой службы с 608-м экипажем командованием кап. 1 ранга Дмитрова А.В. и старшим на борту ЗКД 24-й дпл кап. 1 ранга Зверевым О.Ю.

2009 год
удостоена переходящего кубка Губернатора Мурманской области «Лучшей подводной лодке Северного флота».

2010 год с июня по август
выполнила задачи боевой службы с экипажем «К-154» «Тигр» под командованием кап. 2 ранга Булгакова П.И. и старшим на борту командиром 24-й дпл кап. 1 ранга Кабанцовым К.П.

2012 год с апреля по май
выполнила задачи боевой службы под командованием кап. 2 ранга Булгакова П.И. и старшим на борту командиром 24-й дпл кап. 1 ранга Кабанцовым К.П.

находится в составе ВМФ

командиры:

1. Майданников С.В. (06.09.1993 – 15.09.1996);
2. Семенов А.Г. (15.09.1996 – 27.11.1997);
3. Минаков А.Н. (08.12.1997 – 03.12.1998);
4. Косолапов Д.Д. (03.12.1998 – 17.06.2003);
5. Кабанцов К.П. (17.06.2003 – 31.08.2005);
6. Котенков А.Ю. (31.08.2005 – 06.04.2006);
7. Вакуленко Э.А. (06.04.2006 – 2010);
8. Шпорт К.В. (2010 – н.вр.).

экипаж подводной лодки

фотографии

историческая справка экипажа


1993 год 21 июля
на основании ДГШ ВМФ от 21.07.1993 начато формирование экипажа на базе 24-й дпл 3-й Флпл СФ.

1993 год с 12 мая по 6 сентября 1994 года
в 270-м УЦ ВМФ в гор. Сосновый Бор прошел обучение по программе вновь сформированного экипажа.

1997 год
в связи с задержкой строительства, большая часть личного состава экипажа, находящегося в пункте базирования, переназначена в другие экипажи, имеющие недокомплект личного состава. Для восполнения штатной численности и в связи с расформированием экипажа «К-337» «Кугуар», принято решение личный состав последнего в полном составе переназначить на штаты экипажа «К-335» «Гепард».

1999 год 7 сентября
экипаж прибыл на ПО «Севмашпредприятие» в гор. Северодвинск, временно подчинен 339-й обрпл БелВМБ.

2002 год с 9 мая по 10 сентября
в 270-м УЦ ВМФ в гор. Сосновый Бор прошел обучение по программе расширенной межпоходовой подготовки.

2005 год с 2 марта по 22 апреля

2007 год с декабря по февраль 2008 года
в 270-м УЦ ВМФ в гор. Сосновый Бор прошел обучение по программе межпоходовой подготовки.

2010 год
в 270-м УЦ ВМФ в гор. Сосновый Бор прошел обучение по программе межпоходовой подготовки.

2010 год сентябрь
экипаж под командованием кап. 2 ранга Вакуленко В.А. на «К-154» «Тигр» выполнил стрельбу крылатой ракетой по боевому полю.«Чижа».

2011 год с апреля по июнь
выполнила задачи боевой службы на «К-154» «Тигр» под командованием кап. 2 ранга Шпорт К.В. и старшим на борту НШ 24-й дпл кап. 1 ранга Котенковым А.Ю.

находится в составе ВМФ

Дополнительно:

Фотоальбом К-335 «Гепард»

Описание проекта 971

Список принятых сокращений

источники:

Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР», рукопись;
Бережной С.С., Спирихин С.А. «Надводные корабли и подводные лодки постройки завода № 402 - СМП - в ВМФ СССР. 1944 - 1966 гг.», справочник, изд. СМП, Северодвинск, 2000 г.;
Осинцев В.В. «Атомная подводная лодка К-335 «Гепард» пр.971». «24-я дивизия ПЛ СФ», спецвыпуск альманаха «Тайфун», СПб, 2010 г.;
Буклет «20 лет 24 дивизии атомных подводных», юбилейный выпуск, изд. ОАО МИПП «Север», Мурманск, 2005 г.;
Буклет «25 лет 24 дивизии атомных подводных», юбилейный выпуск, Гаджиево, 2010 г.;
Воспоминания ветеранов ВМФ - участников событий;
Информация из новостных сообщений СМИ.

Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail:

Игорь Лисочкин

В ближайшее время на "Севмашпредприятии" состоится церемония передачи Военно-морскому флоту новой атомной подводной лодки "Гепард", по своим тактико-техническим данным не имеющей равных себе в мире. Из Северодвинска сообщили, что заводская команда уже ушла с лодки, уступив место экипажу военных моряков. Главное событие еще не свершилось, но круги от него уже идут по всему миру, вызывая повышенный интерес военных специалистов и политиков не только России, но и многих других стран. Тут есть о чем подумать и о чем поговорить. "Гепард" построен по проекту Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения "Малахит". Его генерального конструктора - начальника бюро, лауреата Государственной премии РФ Владимира ПЯЛОВА попросил рассказать о новой АПЛ наш обозреватель Игорь ЛИСОЧКИН.

Нельзя сказать, что "Малахит" мелькает на страницах печати. С одной стороны, в вашем бюро работали Перегудов, Исанин, Чернышев и другие великие кораблестроители, в нем рождались проекты многих подводных кораблей. С другой стороны, боюсь, что название вашего бюро очень многим нашим читателям покажется вообще незнакомым.

Нам (бывшему СКБ-143) уже полвека. На протяжении десятилетий мы занимаемся тем, что создаем основу современного Военно-морского флота - атомные подводные лодки, сочетающие скрытность, мобильность и ударную мощь, способные действовать в любых районах Мирового океана, не требуя завоевания даже регионального господства на море и в воздухе.

Мне трудно судить о том, что ваши читатели знают о нашем бюро. Но его проекты и дела достаточно широко представлены в научной, исторической и мемуарной литературе. "Малахит" и сам выпускает серию книг "Подводное кораблестроение: прошлое, настоящее, будущее". Их вышло уже 15.

Нам есть о чем рассказать. Ведь по нашему проекту была построена первая отечественная атомная подводная лодка (проект 627). С наших лодок впервые стартовали баллистические ракеты: в 1955 году - с поверхности моря, а в 1960-м - из-под воды. Наконец, в 1962 году наша лодка "Ленинский комсомол" впервые дважды прошла подо льдами Северного Ледовитого океана, трижды всплывала на Северном полюсе...

Бюро специализировано на проектировании так называемых многоцелевых подводных лодок. Владимир Николаевич, пожалуйста, опять-таки для читателя поясните, что значит этот термин.

Подводные корабли делятся на две категории. Одну составляют стратегические ракетоносцы. Их задача скрытно занять позицию в Мировом океане и быть готовыми обрушить на агрессора сокрушающий ядерный удар. Другую категорию - такие лодки, которые способны отыскивать в океане и уничтожать любые подводные и надводные корабли противника, поражать высокоточным оружием береговые цели, вести разведку, осуществлять минирование и выполнять еще ряд функций. Они и называются многоцелевыми.

Кстати, эти лодки сопровождают стратегические ракетоносцы при выходах на боевое дежурство, чтобы обезопасить их от возможных неприятностей.

Как известно, "Малахит" создал проекты уже третьего поколения таких лодок: серию "Барс" (по классификации НАТО - Akula). Верно ли, что это лучшие в мире лодки, которые действуют в Мировом океане?

Верно. И пусть никто не принимает это за похвальбу генерального конструктора - начальника бюро. Это общепризнанно. В зарубежной научной и технической литературе "Барсам" тоже посвящено немало слов, употребленных в самой превосходной степени. Таких лодок у нас построено 14: семь - в Комсомольске-на-Амуре и семь - в Северодвинске. "Гепард" - последняя сошедшая со стапелей лодка этой серии.

- Но чем же она отличается от рядового "Барса"?

- "Рядового" "Барса" нет в природе. Дело в том, что любая лодка строится довольно долго, несколько лет. За это время меняется обстановка в Мировом океане, возникают новые научные идеи, виды оружия и способы их применения. Поэтому приходится совершенствовать лодку. Есть директивные документы, которые прямо обязывают нас, конструкторов, этим заниматься. Так что каждая новая лодка не является простым повторением предыдущей.

Примерно то же - за рубежом. Например, американцы с начала 70-х ведут очень большую серию лодок "Лос-Анджелес" (по-нашему - "лосов"). Серия одна, а корабли - разные. Поскольку их проект пять раз подвергался основательным модернизациям.

Если говорить о "Гепарде", то в нем использован весь предшествующий опыт подводного кораблестроения, последние достижения военной науки и техники.

- В НАТО эту АПЛ уже квалифицировали как Akula-II...

Не знаю, что ответить... Наверное, правильнее было бы - Akula-III. Но это дело специалистов НАТО, пусть они этим и занимаются.

Говорят, что "Гепард" самая скоростная и бесшумная лодка... Представитель Минобороны на "Севмаше" капитан 1-го ранга Павел Нычко заявил: "Теперь мы с гордостью можем сказать - второй лодки, способной сравниться по своим техническим возмож-ностям с "Гепардом", в мире нет".

А ведь были времена, когда американцы называли наши АПЛ "ревущими коровами" и были убеждены, что фиксируют их передвижения с достаточной точностью. Между тем, понятно, очень важно, "кто за кем ходит в океане". И в одно прекрасное время американцы с удивлением убедились, что не они за кем-то ходят, а напротив - ходят за ними! Когда это произошло?

В середине 80-х, с появлением "Барсов". С шумностью дело до этого времени действительно не всегда обстояло благополучно. А все наши лодки всегда были скоростными.

- Проблема малошумящих винтов? Об этом ходило немало разговоров...

Многие так считают, но это не вполне правильно. Конечно, роль винта тут значительна. Но шум от него возникает только на высоких скоростях. В лодке шумят турбина, сотни механизмов, которыми она начинена. И не по причине конструкторских просчетов. Американские лодки были потише за счет более высокой, чем у нас, культуры производства.

И мы долго ссорились с нашими производственниками, требуя во всех механизмах отсутствия дисбалансов и эксцентриситетов, которые вызывают не только шум, но и резонанс смежных конструкций лодки. Ту же задачу перед промышленностью выдвинули директивные органы страны.

Не сразу и не быстро, но с этой проблемой удалось окончательно справиться. Уже первый "Барс" был малошумящей лодкой, а на протяжении строительства серии шумность удалось уменьшить еще в 3,5 раза.

И картина переменилась. Помните случай, когда наши подводники передавали матроса с перитонитом англичанам? Английских военных моряков поразил не сам факт такого контакта, они были в шоке по другой причине: лодка всплыла прямо в районе их учений, а о ее присутствии в нем они не имели ни малейшего представления.

"Гепард" на рабочей скорости, позволяющей ему быстро обследовать достаточно большой район, вообще не засекается существующими гидролокационными средствами. И даже когда он набирает скорость, то способен "увидеть" и "услышать" в океане любого супостата прежде, чем тот его заметит.

- На лодке установлен "вэвээровский" реактор. Один. Почему?

Использование двух реакторов на подлодках было нацелено на повышение надежности. Но модернизированная атомная двигательная установка ОК-650 с одним водо-водяным реактором обладает такой мощностью, надежностью и безопасностью, что дублировать его нет необходимости. Мы достаточно давно идем этим путем, он проверен. Это не новация.

Были сообщения, что "Гепард" успешно прошел два цикла государственных испытаний, включающих проверочные стрельбы и апробирование всех боевых систем.

Я выразился бы точнее: прошел все этапы испытаний. И просто на удивление успешно, практически без замечаний. Подобное случается очень редко.

- Сейчас на любые рассуждения об АПЛ накладывается трагедия "Курска". Что вы можете сказать по этому поводу?

Почти ничего. "Малахит" не привлекался к исследованиям этой аварии, и наших конструкторов никто ни о чем не спрашивал. Мы пользуемся теми же сообщениями в прессе и по телевидению, что и вы.

Но если вы хотите знать частное мнение специалиста, скажу: в гибели корабля не может быть вины ни конструкторов "Рубина", ни экипажа. "Курск" был великолепной лодкой. И авария, скорее всего, возникла из-за невероятного и неожиданного схождения множества обстоятельств, такого схождения, которое случается лишь раз на протяжении жизни нескольких поколений.

Надо понимать, что сейчас АПЛ и у нас, и за рубежом находятся на столь высоком уровне разработки, что их можно считать непотопляемыми. Такими, по существу, они и являются. В этом убеждены многие ученые и конструкторы.

Скажу, что с наших лодок третьего поколения вообще были убраны приспособления, позволявшие водолазу вести переговоры с экипажем, подавать воздух в лодку с надводного корабля. За явной ненадобностью.

Трагедия "Курска" заставила уточнить многие взгляды в области кораблестроения...

В Северодвинске журналисты долго добивались ответа на вопрос: "Какие изменения внесены в средства спасения экипажа в случае тяжелой аварии?" Их заверили, что эти средства выполнены на высочайшем техническом уровне, но о подробностях говорить не стали, сославшись на невозможность раскрывать конструктивные особенности лодки.

Можно предположить, что, поскольку на "Гепарде" все сделано "на высочайшем уровне", вам и не было нужды вносить какие-то изменения. Так?

Ну, во-первых, я считаю, что средства спасения моряков не могут и не должны быть секретными. А во-вторых, ваше предположение неверно. После известных трагических событий мы провели тщательную ревизию всей системы коллективных и индивидуальных средств спасения и внесли в нее заметные изменения.

Приведу только один пример. В процессе строительства "Гепарда", памятуя о тех трудностях, которые пережил экипаж "Комсомольца" при спуске на воду спасательных плотов, мы предлагали оснастить лодку принципиально новыми приборами. Встречали возражения на научно-технических советах. Год назад возражения отпали.

Теперь члену экипажа достаточно нажать на кнопку, пороховой заряд срежет крышку и выбросит на воду спасательный плот, который раскроется автоматически. Таких приборов на "Гепарде" четыре. Я уверен, что экипажу никогда не придется ими пользоваться. Однако известно, что береженого бог бережет.

Кстати говоря, еще задолго до гибели "Курска" мы выступили с предложением об унификации средств спасения подводников на всех флотах мира. Это позволит в мирное время одной лодке приходить на помощь другой вне зависимости от ее национальной принадлежности. Наше предложение не отвергнуто и продолжает рассматриваться.

Но ведь вы работаете в такой отрасли, где контакты конструкторов разных стран вряд ли могут приветствоваться.

Почему же? Такие контакты существуют. Мы, например, встречались с американскими коллегами. Они над нами долго посмеивались по поводу той сверхсекретности, которой окружена наша деятельность. Тогда военные моряки пригласили американцев на свои лодки, показали их, так сказать, "живьем".

- А это не чревато последствиями?

Нет. Конструирование подлодки, ее компоновка осуществляются по хорошо известным законам кораблестроения. Секрет составляют многие ноу-хау, сосредоточенные в ее механизмах, агрегатах и приборах. Но их глазом не увидишь. А конструкторы народ тактичный, лишних вопросов они не задают.

Американцы пообещали нам так же показать свои лодки. Но пока на это не решились. Теперь мы над ними посмеиваемся.

Упорно утверждают, что на церемонии передачи "Гепарда" в состав Северного флота будет присутствовать президент России...

Это может решить только сам президент. Но на Северном флоте, на "Севмаш-предприятии", на "Малахите" такие надежды питают. Тем более что Владимир Владимирович Путин знаком с "Гепардом". В октябре 1999 года, еще будучи премьером, он "выводил" его на ходовые испытания из 55-го цеха.

Последний раз я был на "Малахите" года три назад. Бюро находилось тогда в таком финансовом положении, что, кажется, хуже не бывает. Насколько можно понять, ситуация улучшилась?

Да, мы считаем, что самое тяжелое позади. Начала "дышать" промышленность, и заказчики получили возможность понемногу отдавать нам свои немалые долги. Кроме того, бюро удачно участвовало в тендерах по конверсионным проектам. Один спроектированный нами завод уже купила Белоруссия. Проявил к нему интерес Иран... Конечно, хотелось бы жить лучше, но и особо жаловаться сегодня - грех.

На протяжении последних лет у вас создавалось немало интересных проектов - от подводных ледоколов до городского театра на воде. Без малейших надежд на финансирование. Что это? Упрямство профессионалов?

Давайте рассмотрим хорошо известное явление в сегодняшней промышленности. Стоило ей чуть оживиться, мгновенно возник дефицит кадров. Квалифицированный станочник, сварщик, монтажник - на вес золота. Предприятия переманивают их друг у друга...

Еще более критическая ситуация, если о ней заранее не думать, может возникнуть в науке и в проектировании. Поэтому мы стремились не только сохранить коллектив высоко- квалифицированных специалистов (это удалось), но и вести работу над проектами (в частности судов для освоения морского шельфа) и научными идеями, рассчитанными на дальнюю перспективу. Я убежден, что экономика России поднимется с колен, и следует быть готовыми к этому.

Атомная подводная лодка "Гепард" Hовейшая многоцелевая российская атомная лодка "Гепард" 3-го поколения предназначена для уничтожения авианосцев, а также поражения береговых объектов и целей.

В рамках ходовых испытаний подлодка проекта 971 (по натовской классификации типа "Акула") выходила в море для проверки надежности функционирования ядерной энергетической установки, систем оружия, навигации, разведки и другого бортового оборудования и механизмов.

Атомная подводная лодка «Гепард» (К-335) была заложена 23 сентября 1991 года на судостроительном заводе «Севмаш» в Северодвинске, а спущена на воду 17 сентября 1999 года. Одиннадцатая по счету субмарина класса «Барс» (шифр «Щука-Б») вступила в состав ВМС РФ 4 декабря 2001 года.

Недаром в международной классификации ее называют «Akula-II». Они настолько отличаются от «предшественниц», что акустические характеристики превышают в три раза. Добиться этого удалось за счет уникальных инженерных решений. Например, на АПЛ применили двухкаскадную амортизацию источников шума, т. е. оборудование размещено на подрессоренных палубных блоках, которые получили название «этажерки». В носовых отсеках размещено минимально необходимое количество работающих механизмов. Кроме того внешний легкий корпус субмарины имеет противоакустическое покрытие. Он выложен идеально подогнанными покрытиями из специальной резины. По имеющимся данным АПЛ «Гепард» по малошумности превосходит американские субмарины класса «Los Angeles», не говоря уже о подводных лодках «Огайо» с ракетами «Трайдент». Более того эксперты высказывают предположения, что «Гепард» по этим показателям сравним с последней подводной лодкой ВМС США «Sea Wolf»

"Гепард" - многоцелевая атомная подводная лодка усовершенствованного проекта 971 (класс "Барс", по классификации НАТО - "Акула-2"). Проект разработан Морским бюро машиностроения "Малахит". Это одиннадцатая по счету субмарина класса "Барс", выпущенная на Северном машиностроительном предприятии с 1988 года. Две из них - "Гепард" и "Вепрь" (принят в состав Северного флота в 1996 году) - значительно модернизированы. Российские конструкторы утверждают, что эти подводные атомоходы самые бесшумные и самые быстроходные в мире.

АПЛ «Гепард» может выполнить множество разнообразных задач, поэтому относится к классу многоцелевых подводных лодок ВМФ РФ. Она предназначена как для борьбы с подводными лодками, так и с надводными кораблями противника. Для этой цели у субмарины есть грозное ракетно-торпедное вооружение. Торпедно-ракетный комплекс, включает суммарный боекомплект более 40 единиц средств поражения. Кроме того, субмарина может производить постановки обычных мин.

Боевые походы АПЛ проекта 971 показали, что Советский Союз достиг очень многого в техническом уровне этих кораблей. По свидетельствам командиров подводных лодок этого класса они впервые почувствовали себя на равных с американцами и даже более того.

АПЛ «Гепард» не только новейшая, но и самая засекреченная подводная лодка ВМФ Российской Федерации, хотя на ней есть места, которые ничем не напоминают о том, что люди находятся под водой. В жилых помещениях подводной лодки есть специальные телевизоры, выполненные на особой подпружиненной платформе. Коридоры и каюты жилой палубы больше похожи на интерьеры вагонов купе класса «СВ». После вахты подводники могут отдохнуть в комнате психологической разгрузки. Рядом с ней отделанная сосновыми досками сауна. Внутри вмонтированное искусственное замороженное подсвечивающее окошко, создающее иллюзию зимнего вечера. Рядом - небольшой спортивный зал с современными тренажерами. Борьба с шумом ведется на субмарине «Гепард» постоянно, поэтому во всех помещениях, включая спортзал - даже гири обтянуты футбольными мечами.

"Гепард" имеет на вооружении торпеды, противокорабельные ракето-торпеды 82-Р и 28 дальнобойных крылатых ракет РК-55 "Гранит" для уничтожения береговых целей на дальности до 3000 км, которые могут быть снаряжены ядерной боеголовкой мощностью 200 килотонн. Скорость хода под водой достигает 36 узлов. В автономном режиме субмарина может действовать до 100 суток. Экипаж - 61 человек.

Последняя, она же первая

“Известия” цитировали слова начальника военного представительства Минобороны на “Севмаше” Павла Нычко. На вопрос о сравнении относительных характеристик этой лодки и американских субмарин подобного класса, он сказал:

- “Гепард” по сравнению с натовскими подлодками - все равно что “Мерседес” по сравнению с “Волгой”.

Сегодня мы все хорошо представляем, что такое “Мерседес” и какие у него преимущества перед “Волгой”, поэтому нам легко будет представить, что же это за новая лодка “Гепард”.


Газеты не оставили новую атомарину без внимания и в этом году. Сообщалось, что лодка ушла на ходовые испытания. Закончились они успешно. И вот совсем новое известие. В конце ноября заводчане готовятся распрощаться с “Гепардом”. Не обойдется без торжеств. Будем надеяться, что нам покажут сдачу лодки военным морякам.

Если знать историю строительства лодки, то событие это будет еще и символическим. В цехах “Севмаша” лодку заложили 23 сентября 1991 года, когда еще существовал Советский Союз. Теперь эта АПЛ автоматически стала первой российской построенной лодкой, да еще и нового тысячелетия. Так что в лодке заложены десять лет нашей неустроенности.


Предшественники “Гепарда” оставляли завод через два года после закладки. Перед “Гепардом” были “Барс”, “Пантера”, “Волк”, “Леопард”, “Тигр”, “Вепрь”. Моряки называют эту серию лодок кошачьей, хотя официально проект 971, к которому принадлежит “Гепард” имеет шифр “Щука-Б”, а по натовской классификации - “Акула-2”. Несмотря на разницу в названиях, все они близки новой лодке. В них подмечена одна главная особенность “кошачьей” серии - бесшумность хода. Это лодки третьего поколения.

Даже при самых благоприятных условиях американская субмарина типа “Лос-Анджелес”, обладающая самой совершенной гидроакустикой, сможет обнаружить “кошачью” лодку не далее чем за 10 километров. Это расстояние критическое. Подкравшаяся незаметно АПЛ уже может беспрепятственно выполнить боевую задачу.


Американский военно-морской аналитик Н. Полмер на слушаниях в комитете национальной безопасности палаты представителей Конгресса США отметил: “Появление подводных лодок типа “Акула”, а также других русских АПЛ третьего поколения продемонстрировало, что советские кораблестроители ликвидировали разрыв в уровне шумности быстрее, чем ожидалось. В 1994 году стало известно, что разрыва уже не существует”.

Бесшумна и опасна

“Кошачья” серия лодок приходится ближайшей родственницей созданной в нижегородском ЦКБ “Лазурит” АПЛ “Барракуда” проекта 945. Напомним, что эта лодка глубоководная, с титановым корпусом. Сегодня широко известно имя ее главного конструктора - Герой России Николай Кваша.

До мая 1990 года успели построить шесть подводных лодок этого типа.


У “Барракуды” был один существенный недостаток. Она была очень дорогой, да и не каждая российская верфь, где делали подводные лодки, могла работать с титаном. Флоту нужна была серия подводных кораблей широкого профиля, дешевых и простых в исполнении. За основу был взят проект 945, но корпус лодки делали из маломагнитной стали. Новую серию лодок отнесли к проекту 971.

Свое “кошачье” название эта серия АПЛ унаследовала от первых российских лодок начала XX века. Тот, прежний “Гепард” был заложен в сентябре 1913 года на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Через полтора года лодка уже вошла в строй боевых кораблей. Она участвовала в первой мировой войне, обеспечивая проведение поисковых и разведывательных акций на морских коммуникациях противника. Лодка совершила 15 боевых походов. Но в октябре 1917 года, находясь на патрулировании в Балтийском море, бесследно пропала. Причина трагедии и место гибели не установлены до сих пор.

Серию лодок проекта 971 разрабатывали ленинградцы. Кроме того, что лодки малошумные, они еще и грозные. Торпедно-ракетный комплекс включает суммарный боекомплект - более 40 единиц средств поражения. С лодок могут запускаться крылатые ракеты “Гранат”, подводные ракеты и ракеты-торпеды “Шквал”, “Водопад” и “Ветер”. Лодка может быть использована и как минный заградитель.

С появлением в водах северных морей и на Тихом океане “кошачьих” АПЛ американцам пришлось забыть слова, которые они непрестанно повторяли: “У русских субмарин больше нашего, но они скверно сделаны”.

А начальник оперативного отряда ВМС США адмирал Джерми Борда, проанализировав все контакты своих лодок с субмаринами “кошачьей” серии, пришел к выводу, что по малошумности они соответствуют лодкам четвертого поколения.


Обеспокоившись стремительным развитием российского подводного кораблестроения, американская сторона предприняла попытку вовлечь в задуманную операцию международную неправительственную экологическую организацию “Гринпис”. Повинуясь заказчикам, та всю свою деятельность перенесла на северные моря, борясь с их ядерным заражением. Как только строительство новых субмарин в России прекратилось, “Гринпис” тут же покинул северную акваторию.

Был и еще один инцидент, связанный с этими лодками. В начале 80-х годов наша страна приобрела уникальные высокоточные металлорежущие станки у японской фирмы “Тошиба”. Сделка была секретной, но о ней узнала пресса и тут же раструбила по всему миру. Эти станки позволяли применять новые технологии в обработке гребных валов и лопастей винтов, тем самым резко снижая шумность хода субмарины. США, узнав о сделке, тут же объявили “Тошибе” о введении экономических санкций. Но было уже поздно.

Шок - это по-нашему

“Гепард” - это двухкорпусная субмарина с высоким кормовым оперением, на котором установлен обтекатель буксируемой антенны. Экипаж может вести разговоры с землей даже из-под воды.

Корпус лодки имеет гидроакустическое покрытие и разделен на семь основных отсеков. Для экипажа созданы комфортные условия: комната отдыха, тренажерный зал и даже маленькая сауна с бассейном. Жилые кубрики на четыре человека очень похожи на купе пассажирского поезда.


Моряки, которые придут служить на “Гепард”, узнают много интересного из истории лодок этого класса. Им непременно расскажут о случае, который произошел 29 февраля 1996 года в самый разгар учений сил НАТО. Боевые корабли вели поиск условного подводного противника. Учебная задача была выполнена, как вдруг на связь вышла... российская подводная лодка. Ее командир просил о помощи. Надо было срочно эвакуировать матроса с острым приступом аппендицита.

Для англичан к которым адресовалась просьба, это был шок. До сих пор они теряются в догадках: то ли помощь действительно была нужна, то ли это хорошо задуманная операция. Когда лодка всплыла на поверхность, то все увидели, что она находится в самом центре ордера натовских кораблей. Будь боевая обстановка реальной...

В шок были повержены и американцы, когда “случайно” обнаружили нашу “Щуку” вблизи своих территориальных вод.


Еще одна “Щука” отличилась летом 1999 года во время агрессии НАТО против Югославии. Тогда прошло сообщение, что в водах Средиземного моря замечена наша подводная лодка. Ее действительно заметили, когда она проходила узкий Гибралтарский пролив. Но потом она как растворилась. Через некоторое время она появилась у берегов Корсики и Югославии. За ней охотились как надводные корабли, так и противолодочные самолеты. Поиграв в прятки, лодка спокойно покинула Средиземное море.

Шок был потом, когда в штабе НАТО узнали, что вместе с хотя бы на короткий срок замеченной ими “Щукой” в Средиземном море находился подводный крейсер “Курск” и “Барракуда” (“Псков”). Их обнаружили только тогда, когда они уже возвращались к родным берегам.

Беспокойство американской стороны вызывает и то обстоятельство, что большой интерес к лодкам “кошачьей” серии проявили Индия, Китай и Южная Корея. Причем индийские ВМС успели раньше всех.


Их черные силуэты похожие на древних рептилий и с акульими мощными спинами бесшумно выскальзывают из-за полярных фьордов и уже на просторе исчезают на месяцы в своей родной стихии - в ледяных водах Северного Ледовитого океана. Именно с АПЛ «Гепард» начался отсчет субмарин XXI века.

Технические характеристики атомной подводной лодки типа «Барс» проекта 971:
Длина - 110,3 м;
Ширина - 13,5 м;
Осадка - 9,7 м;
Водоизмещение надводное - 8140 тонн;
Водоизмещение подводное - 12770 тонн;
Энергетическая установка - один ядерный реактор типа «ОК-650М»;
Скорость надводная - 11,6 узла;
Скорость подводная - 33 узла;
Рабочая глубина погружения - 480 м;
Предельная глубина погружения - 600 м;
Экипаж - 73 человека;
Автономность - 100 суток;

Вооружение:
Торпедных аппарата 650 мм - 4;
Торпедных аппарата 533 мм - 4;
Ракето-торпеды и крылатые ракеты РК-55 «Гранат»;
Пусковые контейнеры зенитно-ракетного комплекса «Стрела-ЗМ» - 3;

Военное дело - Атомный гепард