Гибель линкора "Бархэм".


«Бархем» в Ла-Валетте.

25 ноября 1941 года в Средиземном море немецкой подлодкой «U-331» потоплен HMS Barham (Корабль Его Величества «Барэм» или «Бархэм») — британский линкор типа «Куин Элизабет».
Действующие лица драмы.
Линкор «Бархэм». 1 из 5 построенных линкоров типа «Куин Элизабэт» (QueenElizabeth, Valiant, Warspite, Barham и Malaya). Спущен на воду 31.10.1914. Вошел в строй 19.10.1915 года.

Водоизмещение (полное) 33 000 тонн. Скорость хода 25 узлов. Артиллерия (проектная) 8х381, 16х152 (с 1916 года - 14), 2х12фн, 2х76 (зенитные), 4х533мм подводных ТА.

«Бархем» в 1916 году.

После модернизации в 30е годы, вооружение: 8х381, 8х152, 8х102 зенитных
Во время первой мировой «Barham», «Valiant», «Warspite» и «Malaya» составили 5-ю эскадру линкоров, наиболее пострадавшую в ходе Ютландского боя. Линкоры в начале сражения поспешили на выручку линейным крейсерам адмирала Битти и попали под сосредоточенный огонь всего германского Флота Открытого моря. В них попали 17 снарядов калибра 280 мм и 305 мм, нанесшие серьезный урон. «Бархем» получил 6 попаданий, одним из которых было убито 26 и ранено 37 человек (около 5% экипажа корабля). Батареи "Бархэма" сделали 337 выстрелов против немецких кораблей и нанесли урон 5-ти линейным крейсерам адмирала Франца Хиппера. Корабль благополучно добрался до порта и более в боевых действиях 1-й мировой не принимал так как ремонтировался, а немецкий флот не вёл активных действий в открытом море.

«Бархем» после модернизации.

Начавшаяся Вторая мировая война застала его в Средиземном море, где он оставался, пока линкор не получил приказ вернуться в Англию в декабре 1939 года. Неудачи стали преследовать "Бархэма". 10 декабря затонул эсминец HMS «Duchess», сопровождавший «Barham», после столкновения с линкором в густом тумане. 28 декабря линкор был торпедирован U-30 к северу от Гебридских островов. Торпеда попала между бункерами боеприпасов носовых башен, по левому борту, что вызвало большую течь. В результате взрыва убито 4 из его команды еще 2 получили ранения. Тяжело добрался до порта Ливерпуля. Ремонт длился три месяца, возвратился на службу в апреле 1940 года.

«Бархем» в Ла-Валетте.

Был отправлен обратно к Гибралтару, чтобы присоединиться к Королевскому военно-морскому флоту. Его первая миссия была уничтожить французский флот, стоявший на якоре в Дакаре 3 сентября. В бою HMS Barham был поражен дважды французскими береговыми батареями, 155-мм и 238 мм снаряда убили 9 и 12 моряков получили ранения среди экипажа.
В ноябре он вошёл в Средиземное море, где начал сопровождать конвои к осажденной Мальты, также проводил рейды и атаковал противника на побережье. 3 января 1941 участвовал в бомбардировке Бардия. 28 марта принял активное участие в сражении у мыса Матапан, в котором были потоплены 3 тяжелых крейсера Италии (из них 2 - огнем линкоров «Уорспайт», «Бархем» и «Вэлиент» в ночном бою) и 2 эсминца. Англичане потерь не имели. 1 апреля со своей артиллерии обстреливал город Триполи.
В мае месяце он участвовал в операциях по всему Криту отражал нападения бомбардировщиков Ju 88 27 мая. Одна из бомб попала прямо в одну из башен, были затоплены отсеки и вспыхнул пожар. Своим ходом дошёл до порта Александрии, где судно было отремонтировано для перехода в Дурбан (Южная Африка), где он оставался в сухом доке до 30 июля. Полностью отремонтированный вернулся в Средиземное море.
Уже в Средиземном море 24 ноября был включён в состав эскадры, выходящей из Александрии, для перехвата итальянских конвоев вдоль границ Северной Африки. На следующий день, 25 ноября в 16:30, получил по центру корабля попадание трех из четырех торпед с U-331, которой командовал капитан Ганс-Дитрих фон Тизенгаузен. Линкор "Бархэм" затонул через 8 минут, унеся жизни 862 членов экипажа из 1257, в том числе погиб капитан Кук. 395 выживших были спасены эсминцами HMS «Hotspur» и HMAS «Nizam».

«Бархем» после торпедирования. Фото с борта ЛК «Вэлиент».

Подводная лодка «U-331».

Средняя немецкая подводная лодка типа VII С. Спущена на воду 20 декабря 1940 года. Водоизмещение - 769/861 тонн. Скорость хода - 17,7/7,6 узлов. Глубина погружения - 250 м (предельная - 295 м). Вооружение - 4 носовых и 1 кормовой 533мм ТА, 14 торпед или 26 мин ТМА, 1х88 пушка (220 снарядов), 1х20 мм зенитка. Экипаж - 49 человек.

Немецкая «семерка».

С 31 марта 1941 года по 17 ноября 1942 года совершила 10 боевых походов. 10.10.1941 лодка вступила в артиллерийский бой с тремя британскими десантными судами и повредила одно из них — HMS TLC-18 водоизмещением 372 брт, однако в результате обстрела получила значительные повреждения. В бою был смертельно ранен боцман субмарины, ещё один артиллерист был ранен. 9 ноября 1942 года потопила вспомогательный военный корабль «Лидстаун» водоизмещением около 9000 брт. 13 ноября 1942 года U-331 была атакована эскортным кораблём и экстренно погрузилась. Из-за последовавшего удара о дно лодка получила серьёзные повреждения.

«U-331» возвращается из похода.

Что интересно - на счету лодки ни одного транспорта! Такое ощущение, что командир предпочитал «охотиться» на дичь, которая «могла дать сдачи». Или с местом охоты не везло?
В начале третьего боевого похода, 17 ноября 1941 года субмарина высадила в Египте диверсионную группу из восьми человек, целью которых было уничтожение железнодорожного полотна (операция «Акула»). Их миссия провалилась, однако U-331 в том же походе повезло.
С 18 по 25 ноября 1941 года, не дождавшись возвращения диверсионной группы, U-331 под командованием обер-лейтенанта Ганса-Дидриха фон Тизенгаузена патрулировала у побережья Северной Африки в районе Соллум - Мерса-Матрух.
25.11.1941, в 14-30 вахтенные заметили на горизонте дым. Направив лодку в направлении дыма, Тизенхаузен вскоре смог рассмотреть мачты эсминца. Затем стало видно крупное соединение боевых кораблей. Они часто меняли курс, лишая Тизенхаузена возможности для перехвата. Однако затем соединение пошло практически прямо на него.
Около 16-00 лодка ушла под воду. Затем в перископ стало видно, как на одном из линкоров поднялись сигнальные флажки - "К повороту приготовиться". Как раз во время поворота соединения лодка смогла проскользнуть внутрь ордера - расстояние между эсминцами во время поворота с сохранением ордера увеличилось до 500 метров, что позволило лодке войти в ордер. Как ни странно, на одном из двух эсминцев, между которыми прошла U-331, была установлена тогда еще экспериментальная модель активного гидролокатора - ASDIC (аналогичные, полученные Союзом по ленд-лизу, именовались «Дракон-129»), который обнаружил лодку, однако капитан его счет, что это то ли косяк рыбы, то ли помехи, вызванные другим эсминцем, также входящим в поворот на большой скорости.
Когда Тизенхаузен снова поднял перископ и довернул лодку в позицию атаки, U-331 находилась точно на траверзе головного корабль колонны, который был определен как линкор класса «Queen Elizabeth». Тизенхаузен произвел залп всеми четырьмя носовыми торпедными аппаратами.
Обычно во время залпа инженер лодки принимал меры к тому, чтобы удержать лодку под водой - когда нос лодки становится легче на 6 тонн, он пытается резко выпрыгнуть из воды. На советских подлодках того времени были предусмотрены торпедозаместительные цистерны, которые в момент выстрела автоматически заполнялись водой, немцы же полагались исключительно на опыт и умение инженера. Опыта инженеру не хватило - рубка лодки, а затем и её нос, выскочили из воды. В перископ было видно, как один из линкоров меняет курс, пытаясь протаранить лодку, а второй ведет по ней огонь вспомогательным калибром.
Спасаясь от таранного удара, штурман задраил люк, ведущий в боевую рубку, командир скомандовал: "Все в нос!", свободные от срочных обязанностей матросы побежали в носовой отсек. Инженер в это время пытался максимально быстро затопить носовые балластные цистерны, однако сильный дифферент на корму мешал ему сделать это (в цистерне образовался "пузырь", который не мог выйти через кингстон, в то время как стравливать воздух в лодку было небезопасно по той же причине). Лодка оставалась на поверхности 45 секунд.
Примерно тогда же, когда верх рубки снова скрылся под водой, в лодке услышали три взрыва, а чуть позже еще один.
Лодку спасло то, что «Valiant» в момент атаки начинал левый поворот, чтобы остаться в ордере после поворота, и не мог быстро переложить руль направо, чтобы протаранить лодку (все-таки, тридцать тысяч тонн водоизмещения - масса весьма инертная), а «Queen Elizabeth» был слишком близко, и стволы вспомогательного калибра не могли опуститься достаточно низко, чтобы попасть в рубку - даже на минимальном угле возвышения они стабильно давали перелёт. Наконец, лодка начала погружаться. Глубиномер Папенберга зашкалил за 20 метров. Барометрический глубиномер дошел до показателя в 80 метров, и остановился. Лодка продолжала погружаться, было слышно потрескивание корпуса, однако глубиномер по-прежнему показывал 80 метров.
Наконец, Тизенхаузен стряхнул оцепенение, приказал инженеру остановить погружение и послал матроса в носовой отсек к резервному глубиномеру. Матрос вернулся бледный - стрелка глубиномера лежала на ограничителе, что означало, что глубина превышала 260 метров - при том, что записанная в документах предельная глубина у подлодки проекта VII-B составляла 100 метров, а реально её опускали максимум на 150. К счастью, во время экстренного погружения лодка сумела практически ускользнуть из ордера, а сильный взрыв на борту «Barham» заглушил шумы погружения лодки полным ходом.
Как выяснилось, один из матросов в спешке перекрыл не тот вентиль, и отключил глубиномер центрального поста от соответствующего кингстона. Когда вентиль был открыт, стрелка глубиномера также легла на ограничитель. Лодку срочно подняли на приличную глубину, и направили прочь от ищущих её эсминцев. Уйти от них было неожиданно легко. В 2100 лодка всплыла на поверхность. Уже позже командиру сообщили, что потопленный им корабль - HMS «Bahram», что он попал тремя торпедами из четырех, причем одна вызвала возгорание, а затем и взрыв в артиллерийском погребе. Barham перевернулся и затонул.
Британцы были настолько потрясены потерей, что официально признали её только через 2 месяца после потопления.

Награждение командира немецкой подводной лодки U-331 капитан-лейтенанта Ганса-Дитриха фон Тизенгаузена (Freiherr Hans-Diedrich von Tiesenhausen, 1913—2000) Рыцарским крестом за потопление британского линкора «Бархэм» (HMS Barham).

Первый слева от фон Тизенгаузена — командир 23-й флотилии подводных лодок кригсмарине капитан-лейтенант Фриц Фрауэнхайм (Fritz Frauenheim, 1912—1969).
Потоплена U-331 17 ноября 1942 года в Средиземноморье к северу от Алжира в районе с координатами 37°05′ с. ш. 02°27′ в. д. После получения тяжёлых повреждений в результате атаки самолёта типа «Hudson» лодка сигнализировала о сдаче, однако была потоплена атаковавшим британским самолётом типа «Albacore» с авианосца «Formidable». 32 человека погибли, 17 членов экипажа, включая командира, были выловлены приводнившимися британскими самолётами и попали в плен.

"Альбакор" атакует.

Линкор «Бархем» оказался единственным английским линкором, потопленным в открытом море подводной лодкой. Вообще, что интересно, английский флот как бы «коллекционировал» причины гибели линейных кораблей. Каждый из них погибал «по-своему». Ну, или оптимисты могут сказать, что RoyalNavy дважды на одни грабли не наступал?
1. Линкор «Одэйшес», погиб, подорвавшись на мине. 27 октября 1914 года «Одейшес», следуя для проведения учебной артиллерийской стрельбы, в 08:05 наскочил на мину, установленную германским вспомогательнымминным заградителем «Берлин». Капитан попытался подвести тонущий корабль к берегу и выбросить на мель, но в 10:50 машинное отделение было затоплено и «Одейшес» потерял ход.
Лайнер «Олимпик» при помощи эсминца «Фьюри» взял аварийный корабль на буксир, однако сильно осевший в воду и неуправляемый «Одейшес» оборвал тросы. Затем крейсер «Ливерпуль» пытался буксировать линкор и также потерпел неудачу.
В 19:15 корма скрылась по водой, остававшиеся на линкоре члены экипажа были эвакуированы.
В 21:00 «Одейшес» перевернулся, взорвался и затонул. Осколком был убит старшина на крейсере «Ливерпуль», находившемся на расстоянии более 700 метров от места взрыва. Это единственная человеческая жертва при гибели «Одейшес».
2. Линкор «Вэнгард», погиб от внутреннего взрыва. 9 июля 1917 года произошёл взрыв пороховых погребов линкора «Вэнгард», стоявшего на якоре в гавани. Линкор вместе с 843 моряками затонул практически мгновенно. Причина взрыва не была установлена точно; наиболее вероятная версия — незамеченное самовозгорание угольной пыли в бункерах, перекинувшееся на соседние отсеки
3. Линкор «Ройал Оук», потоплен подлодкой, находясь в базе. 14 октября 1939 года, с началом прилива, немецкая подлодка «U-47» (командир капитан-лейтенант Гюнтер Прин) благополучно проскользнула на рейд якорной стоянки Скапа-Флоу. В одном из кораблей противника Прин узнал английский линкор «Royal Oak», другим было вспомогательное судно «Pegasus».
«Royal Oak» ввиду своего пожилого возраста использовался как плавучая зенитная батарея, а его мощные орудия должны были прикрывать близлежащую акваторию. В это время на «Royal Oak» было 1200 человек экипажа, 200 из которых находились на вахте. На корабле была введена светомаскировка.
В 1:04 14 октября прозвучал взрыв. Большинство из экипажа корабля решило, что это следствие атаки самолёта. Общая тревога не была поднята. Через несколько минут (в 1:16) раздались ещё несколько взрывов. Корабль начал быстро крениться на правый борт. Один из взрывов повредил систему освещения и громкую связь. Последний взрыв вызвал детонацию одного из погребов. Вспышки и пламя ввели в заблуждение тех, кто уже был на палубе. Создалась иллюзия атаки с воздуха. В 1:29 минут корабль перевернулся и затонул на глубине 30 метров. Погибло 833 моряка.
4. Линкор «Бархем», 25.11.1941 г. потоплен немецкой подводной лодкой в Средиземном море.
5. Линкор «Принц Уэльский», потоплен японской авиацией. Утром 10 декабря 1941 года британские корабли были атакованы японскими бомбардировщиками-торпедоносцами G3M и G4M (всего 73 машины), проведшими 6 последовательных атак на «Принс оф Уэлс» и «Рипалс». Уже в ходе второй атаки «Принс оф Уэлс» получил 2 торпедных попадания в левый борт. Почти все помещения вдоль борта оказались затоплены, корабль лишился большей части электроэнергии. В связи с этим механизированные установки универсального и зенитного калибра не могли действовать, стреляли по противнику, заходившему в последующие атаки лишь 7 одиночных установок«Эрликон» и 1 одиночная установка «Бофорс», имевшая ручной привод. В ходе четвёртой атаки линкор получил 4 попадания торпедами в правый борт. В ходе шестой атаки японцы достигли 1 попадания 250-кг бомбой. Через полтора часа после начала атаки «Принс оф Уэлс» опрокинулся и затонул. Вместе с кораблём погибло 513 членов экипажа, включая адмирала Филипса.
Таким образом, из пяти потерянных Англией линейных кораблей-дредноутов, НИ ОДИН не погиб от артиллерийского огня крупных кораблей противника!
Линейным крейсерам Британии в этом плане «повезло» больше - «Индефатигейбл», «Куин Мэри» и «Инвинсибл» погибли во время Ютландского сражения, «Худ» - потоплен артиллерией «Бисмарка» и только «Рипалс» был утоплен японской авиацией, вместе с линкором «Принц Уэльский».

За свою короткую историю линкор «Принц Уэльский» провел всего два боя, каждый раз находясь под угрозой уничтожения: ошибка в выборе орудий главного калибра едва не погубила линкор во время боя в Датском проливе, а слабая противовоздушная оборона привела к его гибели во время боя с японцами. Корабль стал жертвой системных ошибок, совершенных при его проектировании по вине британского Адмиралтейства

Историк британской военно-морской разведки Дональд Маклахан в своей книге «Тайны британской разведки» отмечал, что в период между двумя мировыми войнами британское Адмиралтейство свято верило в два постулата:

  • войны не будет в ближайшие 10 лет (причем по прошествии десяти лет этот срок отодвигался);
  • все страны будут строго придерживаться взятых на себя международных обязательств.

Именно эти глубоко ошибочные постулаты и сыграли роковую роль в судьбе линкора «Принц Уэльский» и его экипажа.

Линкор «Принц Уэльский», являвшийся вторым кораблем из семейства линкоров «Король Георг V» (в русскоязычной литературе этот тип кораблей чаще фигурирует под англоязычным названием «King George V» в английской или русской транслитерации), был заложен 1 января 1937 года на верфи компании «Кэммел-Лэрд» в Биркенхеде.

Технические характеристики

Линейные корабли данного типа проектировались и строились с довольно точным соблюдением условий Вашингтонского соглашения 1922 года, предусматривавшего строительство линкоров со стандартным водоизмещением 35 000 тонн. К проектированию линкоров нового поколения англичане приступили еще в 1928 году, так как по Вашингтонскому соглашению новые линкоры можно было закладывать в 1931 году. Проект линкора неоднократно дорабатывался и под индексом 14-P был окончательно утвержден лишь в январе 1936 года, а 21 апреля 1936 года британский Парламент выделил средства на постройку первых двух линкоров проекта 14-P. Принятие решения о строительстве линкоров было в некоторой степени ответом на имевшуюся информацию о планах строительства в Германии линкоров типа «Бисмарк». Создание в Великобритании линкоров именно такого типа можно считать отчасти результатом хорошей работы немецкой разведки. В книге Дональда Маклахана процесс принятия окончательного решения о строительстве британского линкора с учетом данных разведки о его потенциальном противнике изложен следующим образом: 1 июля 1936 года немецкое посольство в Лондоне «конфиденциально информирует британское министерство иностранных дел» о предполагаемых тактико-технических характеристиках строящихся немецких линкоров типа «F». По полученным данным, стандартное водоизмещение линкоров составляло 35 000 тонн (фактически по проекту – 45 000 тонн), длина – 241,4 м, ширина – 36 м, осадка – 7,9 м (фактически по проекту – 10,4 м), артиллерия главного калибра – 8 орудий калибра 380 мм, толщина главной брони – 229 мм (фактически по проекту – 306 мм), мощность – 80 000 л.с. (фактически по проекту – 150 000 л.с.), скорость хода – 27 узлов (фактически по проекту – 30,3 узла). Немецкие конструкторы, разрабатывавшие фиктивную документацию, уменьшили водоизмещение линкора, просто уменьшив его осадку и толщину брони, не забыв соответственно уменьшить мощность силовой установки и скорость хода. Уровень доверия британцев к источнику информации был настолько высок, что уже 5 сентября начальник управления кораблестроения Адмиралтейства отмечает в служебной записке:

«Большая (на 4,6 м) ширина немецкого корабля, по сравнению с «Кинг Джордж V», продиктована, по-видимому, сравнительно малой осадкой, которая, в свою очередь, необходима ввиду малых глубин Кильского канала и Балтийского моря».

Окончательное решение об утверждении собственного проекта линкоров было принято после вердикта управления оперативного планирования:

«Проекты немецких линейных кораблей указывают, по-видимому, на то, что в настоящее время больше, чем в прошлом, взоры Германии обращены на Балтику с ее мелководными берегами и подходами к ним».

Схема и теневая проекция линейных кораблей типа «Король Георг V»
Источник: «Справочник корабельного состава военно-морских флотов мира. 1944 год»
(Военмориздат СССР)

Тактико-технические характеристики линкоров «Принц Уэльский» и «Бисмарк»

Корабль

Линкор «Принц Уэльский»

Линкор «Принц Уэльский»

Линкор «Бисмарк»

Источник информации

А. Е. Тарас «Энциклопедия броненосцев и линкоров»

«Справочник корабельного состава военно-морских флотов мира. 1944 год» (Военмориздат СССР)

Сергей Патянин «Кригсмарине. Военно-морской флот Третьего Рейха»

Стандартное водоизмещение, тонн

Полное водоизмещение, тонн

Ширина, м

Осадка, м

Скорость, узлов

Запас хода

15 000 миль на 10 узлах или 6300 миль на 20 узлах

8525 миль на 19 узлах

Ходовая установка

4 турбины Парсонса

8 паровых котлов адмиралтейского типа

4 турбины Парсонса

3 турбины и 12 паровых котлов

Мощность, л.с

Экипаж, человек

Как видно из приведенных данных, линкор «Принц Уэльский» уступал «Бисмарку» в скорости и дальности хода.

Бронирование линкоров типа «Король Георг V» можно считать своего рода прогрессом в развитии британского кораблестроения – впервые британские корабелы отказались от принципа «все или ничего». При проектировании линкоров типа «Король Георг V» отказались от наклонного внутреннего пояса, ограничив бронирование центральной цитаделью, носом и кормой, а поверх обширного главного пояса борт до верхней палубы был прикрыт броней толщиной 25 мм, защищавшей от осколков снарядов.

В целом, бронирование «Принца Уэльского» и «Бисмарка» было сопоставимым за исключением боевой рубки.

В соответствии с представлениями 30-х годов, артиллерийское вооружение линейных кораблей должно было включать:

  • артиллерию главного калибра (356–406 мм), предназначенную для поражения линейных кораблей противника;
  • артиллерию среднего калибра (150–203 мм), предназначенную для поражения крейсеров и миноносцев противника;
  • универсальную артиллерию (88–127 мм), предназначенную для поражения как слабо бронированных надводных целей, так и удаленных воздушных целей;
  • зенитные автоматы (20–40 мм), предназначенные для поражения скоростных воздушных целей в непосредственной близости от корабля.

В отличие от немецких конструкторов, вооруживших линкор «Бисмарк» по классической схеме, англичане спроектировали артиллерийское вооружение линкоров типа «Король Георг V» по схеме, набиравшей в то время популярность и хорошо зарекомендовавшей себя при строительстве крейсеров. Схема предусматривала наличие на корабле артиллерии главного калибра, размещенной в башнях, универсальной артиллерии среднего калибра и зенитных автоматов.

Первоначально в качестве артиллерии главного калибра на линкор предполагалось установить девять 381-мм орудий в трех трехорудийных башнях (две носовых и одна кормовая). После сообщения британских дипломатов о грядущем ограничении калибра артиллерии новых линкоров до 356 мм проект переработали, ограничив главный калибр двенадцатью 356-мм орудиями в трех четырехорудийных башнях. Пересмотр бронирования в сторону его усиления привел к отказу от верхней носовой четырехорудийной башни в пользу двухорудийной – это потребовалось для компенсации увеличившегося веса брони. Вопрос, почему британцы не увеличили калибр своих главных орудий, когда стало ясно, что ограничения калибра не будет, не имеет однозначного ответа. По одной (официальной) версии английские власти хотели подать другим странам благой пример, по другой (более распространенной) – переход на новый калибр отложил бы закладку линкоров еще на год, что потребовало бы повторного рассмотрения вопроса в Парламенте.


Линкор «Принц Уэльский», май 1941 года. Хорошо видна кормовая
четырехорудийная башня главного калибра
Источник: 3.bp.blogspot.com

Сравнительная характеристика орудий главного калибра линкоров «Принц Уэльский» и «Бисмарк»

Корабль

Линкор «Принц Уэльский»

Линкор «Бисмарк»

Количество орудий

Калибр, мм

Длина ствола в калибрах

Размещение орудий

Две четырехорудийные и одна двухорудийная башня

Четыре двухорудийные башни

Дальность стрельбы, м

Масса снаряда, кг

Немецкий линкор имел ощутимое превосходство над британским по орудиям главного калибра: при сопоставимой дальности стрельбы «Принц Уэльский» мог за 10 минут выпустить 150 снарядов главного калибра общей массой 105 тонн, в то время как «Бисмарк» выпускал 160 снарядов общей массой 128 тонн.

При выборе орудий среднего калибра было принято решение об установке универсальных орудий. При этом 152-мм орудия признавались слишком тяжелыми и малоскорострельными против воздушных целей, а 114-мм – слишком слабыми против легких кораблей. В итоге выбор пал на промежуточный калибр 133 мм (5,25 дюйма), причем эти орудия еще предстояло разработать. В результате выбор оказался весьма неудачным: орудия оказались абсолютно непригодными для противовоздушной обороны. Изначально предполагалось за счет использования автоматики достичь скорострельности 12–16 выстрелов в минуту, однако уже при проектировании выяснилось, что снаряд весом 36,5 кг слишком тяжел для унитарного патрона, что заставило применить раздельное заряжание и отказаться от автоматики. В технической документации орудий указывалась скорострельность 10 выстрелов в минуту, но снаряд оказался слишком тяжел для ручных операций (подающему персоналу было очень трудно поддерживать скорострельность более чем несколько минут), и на практике показатель скорострельности не превышал 7–8 выстрелов в минуту. Такая низкая скорострельность исключала эффективное использование орудий при стрельбе на близких дистанциях по скоростным низколетящим целям (например, по торпедоносцам). Большая досягаемость по высоте (15 км) при угле возвышения 70° теоретически позволяла вести эффективный огонь по высоколетящим целям, но их надежное поражение зависело от качества системы управления огнем и наличия радиолокационного взрывателя, а британский флот до конца Второй мировой войны эти взрыватели так и не получил (использовался механический взрыватель с замедлением, при этом установщик боеприпасов всегда опаздывал на один залп).

Сравнительная характеристика орудий среднего калибра линкоров «Принц Уэльский» и «Бисмарк»

Корабль

Линкор «Принц Уэльский»

Линкор «Бисмарк»

Линкор «Бисмарк»

Назначение орудий

Поражение надводных целей

Поражение надводных и воздушных целей

Количество орудий

Калибр, мм

Длина ствола в калибрах

Размещение орудий

Дальность стрельбы, м

Масса снаряда, кг

Скорострельность, выстрелов в минуту

Расчетное количество снарядов при 10-минутном ведении огня

Расчетная масса 10-минутного залпа, тонн

Универсальное артиллерийское вооружение «Принца Уэльского» оказалось слабее, чем классическое вооружение линкора «Бисмарк»: масса 10-минутного залпа орудий среднего калибра английского корабля по надводной цели составляла 59,5 тонны против 83,4 тонн у немецкого линкора, а количество снарядов среднего калибра, выпускаемых по воздушным целям – 1600 и 1920 штук соответственно.

При разработке проекта планировалось разместить на линкорах по четыре восьмиствольных 40-мм зенитных установки (более известны под именем «Пом-пом» – по характерному звуку при стрельбе). Согласно первоначальному проекту, артиллерийские установки должны были дополнять четыре счетверенные установки зенитных пулеметов калибра 12,7 мм. Уже в ходе постройки корабля от пулеметов отказались, заменив их на еще два восьмиствольных «пом-пома».

48 стволов легкой зенитной артиллерии казались проектировщикам британского линкора солидной защитой, но первые же бои выявили недостаточность легких зенитных средств: зенитчики просто технически не могли обстреливать более шести целей одновременно. Немецкие корабелы предпочли более рациональное, так называемое «двухэшелонное» расположение зенитных автоматов: первый эшелон составляли более дальнобойные двухорудийные установки 37-мм зенитных автоматов (8 штук), второй эшелон – более скорострельные 20-мм зенитные автоматы (12 штук).

Авиация

В 30-е годы существовала определенная мода на использование гидросамолетов для вооружения крупных надводных кораблей (предполагалось использование самолетов для противолодочной обороны, ведения разведки и корректировки огня). В соответствии с веяниями времени «Принц Уэльский» и «Бисмарк» получили на вооружение гидросамолеты, запуск которых осуществлялся при помощи катапульт (после выполнения задания гидросамолеты садились на воду и поднимались на борт краном).

В результате четкого следования международным обязательствам англичане получили линкор, который, во-первых, уступал потенциальному противнику по артиллерийскому вооружению главного калибра, скорости и дальности хода, а во-вторых, имел абсолютно недостаточную противовоздушную оборону. Заложенные на стадии проектирования и затем воплощенные в металле недостатки конструкции «Принца Уэльского» сыграли роковую роль в его боевой службе.

Боевая служба

«Принц Уэльский» был введен в строй 31 марта 1941 года, а уже 22 мая вышел в море на перехват немецкого линкора «Бисмарк». Английские адмиралы четко представляли себе, что фактическая огневая мощь «Принца Уэльского» уступает практически всем его современникам, и допускали использование корабля только в составе соединения, поэтому на перехват «Бисмарка» линкор вышел вместе с сильно устаревшим линейным крейсером «Худ». На первый взгляд британские корабли имели некоторое огневое преимущество над противником. Однако ко времени выхода в море «Принц Уэльский» не только не завершил боевую подготовку, но и имел на борту рабочих, все еще устранявших выявленные недостатки в артиллерии главного калибра.

Утром 24 мая, следуя за «Худом» линкор вступил в бой с немецким соединением в составе линкора «Бисмарк» и тяжелого крейсера «Принц Евгений». Ход этого боя, более известного под названием «Сражение в Датском проливе», описан историками почти поминутно.

В 3 часа 40 минут английское соединение взяло курс на сближение с немецкими рейдерами. В 5 часов 35 минут английские корабли установили визуальный контакт с немецкими кораблями. Англичане допустили ряд ошибок, которые свели к нулю их теоретическое превосходство в огневой мощи. Во-первых, командующий английским соединением вице-адмирал Холланд решил вести бой на дистанции всего 22,7 км (при том, что орудия главного калибра британских линкоров позволяли вести огонь на дистанции более 30 км). Существует версия, что адмирал хотел избежать попадания немецких снарядов в относительно слабозащищенную палубу крейсера «Худ». Однако это решение было довольно спорным, поскольку позволило немцам использовать в бою орудия крейсера «Принц Евгений». Во-вторых, английские корабли шли курсом, при котором у них не могли действовать кормовые башни главного калибра. В результате бой вели лишь шесть орудий «Принца Уэльского» и четыре орудия «Худа», а масса расчетного залпа составила 134 тонны против 167 тонн у немецких кораблей. В-третьих, были неверно идентифицированы цели. Англичане пытались сосредоточить огонь на шедшем головным «Принце Евгении», принимая его за «Бисмарк» (по одной из версий англичане считали, что имеют дело с двумя линкорами).

В 5 часов 52 минуты англичане открыли огонь с дистанции 22,7 км. На «Принце Уэльском» поняли ошибку в идентификации противника и перенесли огонь на второй немецкий корабль, добившись попадания в линкор «Бисмарк».

В 5 часов 55 минут немцы открыли ответный огонь. Со второго залпа им удалось накрыть шедший впереди «Худ», и на английском крейсере вспыхнул сильный пожар.

В 5 часов 56 минут шестой залп «Принца Уэльского» нанес «Бисмарку» серьезные повреждения: снаряд пробил топливные цистерны, вызвав обильную утечку топлива и поступление воды в цистерны. «Бисмарк» стал оставлять нефтяной след.

В 5 часов 57 минут «Худ» получил попадания от второго залпа «Принца Евгения» и третьего залпа «Бисмарка», на корме и у миделя корабля начались пожары.

В 5 часов 59 минут «Бисмарк» получил попадание ниже ватерлинии от девятого залпа «Принца Уэльского».

В 6 часов 00 минут немецкие и английские корабли находились на расстоянии 16–17 км друг от друга. Видя невыгодность своей позиции, вице-адмирал Холланд приказал изменить курс на 20 градусов влево, чтобы ввести в действие кормовые башни и вести бой на параллельных курсах. Линкор «Бисмарк» снова получает попадание тяжелого снаряда.

6 часов 01 минута. При начале поворота в «Худ» попал тяжелый снаряд «Бисмарка». За носовой надстройкой крейсера поднялся столб пламени, и огромный корабль, переломившись пополам, ушел под воду. Подоспевший британский эсминец «Электра» подобрал только трех моряков из экипажа численностью более 1400 человек.

В этот момент «Принц Уэльский» мог вести огонь только из двух носовых орудий, так как у него заклинили орудия носовой четырехорудийной башни. Продолжение боя в таких условиях ввиду подавляющего превосходства противника не представлялось возможным, и линкор вышел из боя под дымовой завесой, получив восемь попаданий (пяти 381-мм снарядов с линкора «Бисмарк» и трех 203-мм снарядов с «Принца Евгения»).

Капитан «Бисмарка» Линдеман предложил начать погоню и потопить «Принца Уэльского». Однако адмирал Лютьенс учел полученные повреждения (на «Бисмарке» был выведен из строя один из генераторов, в котельное отделение №2 начала поступать вода, были пробиты две топливные цистерны, имелся дифферент на нос и крен на правый борт) и принял решение не вести преследование, а прервать поход и взять курс на немецкие базы в Бискайском заливе.

После ремонта в мае-июле 1941 года «Принц Уэльский» вернулся в строй и в августе того же года доставил британского премьер-министра Уинстона Черчилля на Ньюфаундленд для встречи с президентом США Франклином Рузвельтом.

Авианосец HMS «Prince of Wales» (R09) является вторым в серии из двух авианосцев класса «Queen Elizabeth», которые строятся для ВМС Великобритании. Головным является авианосец , который 07 декабря 2017 года был введен в состав Королевского флота Великобритании. HMS «Prince of Wales» (R09) также является восьмым кораблем Королевского флота ВМС Великобритании, который назван «Prince of Wales» («Принц Уэльский»).

Основные характеристики: Водоизмещение полное 70600 тонн. Длина 280 метров, ширина по ватерлинии 39 метров, ширина в целом 73 метра, высота 56 метров, осадка 11 метров. Максимальная скорость хода 25 узлов. Дальность плавания 10000 миль на 15 узлах. Автономность 292 суток.

Судовая энергетическая установка: Газовые турбины фирмы «Rolls-Royce» - MT30 2 Х 36MW. Вспомогательные дизель-генераторы - 2 Х 7MW. Электрические двигатели двухвальные - 2 Х 30MW.

Экипаж составляет: Командный состав 60 человек; личный состав 600 человек и авиаперсонал 900 человек.

Вооружение: Phalanx CIWS (зенитный артиллерийский комплекс).

Авиационная группа: 40 самолётов, из них 36 F-35C и 4 самолёта ДРЛО.

Строительством авианосца занимаются компании: BAE Systems, Великобритания; Thales Group, Франция; Babcock Marine, Великобритания.

Контракт на строительство был заключен 20 мая 2008 года. Планируется, что в 2020 году он будет введен в эксплуатацию.

Строительство авианосца «Prince of Wales» было начато 26 мая 2011 года с церемонии резки стали, которая состоялась на верфи Govan. Авианосец будет собран из 52 блоков на военно-морской верфи Росайт (Rosyth) компании Babcock Marine (расположенной на берегу залива Ферт-оф -Форт в Файф, Шотландия), которые были построены на шести верфях по всей Великобритании.

В мае 2014 года на верфь в Росайт была доставлена носовая часть авианосца. В конце года была начато сборка блоков.

По сообщению от 05 марта 2015 года силовой установки авианосца. По сообщению от 22 мая авианосца. На 30 июня сборка корпуса. На верфи компании BAE Systems в Глазго вечером 02 августа 2015 года на реке Клайд очередной большой блок будущего авианосца. В ближайшее время блок, вес которого составляет 11000 тонн, будет доставлен на барже на верфь Росайт, где проходит сборка авианосца. 03 сентября на верфь Росайт из Биркенхеда был доставлен , построенный судостроительной компанией Cammell Laird. 09 октября нижний блок 5 Глазго. 26 октября была по стыковке передней часть корабля весом 26500 тонн к суперблоку весом 12000 тонн, который составляет заднюю часть корабля. В ходе операции передняя часть корабля была передвинута на 17 метров. Зазор между двумя частями составил менее 3 мм. Вся операция по стыковке частей длилась 10 часов. 11 января 2016 года была установлена на место кормовая надстройка авианосца весом 750 тонн. 08 сентября 2017 года состоялась крещения. Спонсором корабля стала герцогиня Корнуольская (герцогиня Ротсейская, вторая супруга Чарльза, принца Уэльского, наследника британского престола), которая нажала кнопку запуска бутылки виски марки Laphroaig десятилетней выдержки, произведенной на южном побережье острова Айлей, и официально назвала 65000 тонный корабль «Prince of Wales». 21 декабря состоялся на воду и отбуксирован к достроечному причалу, где будет проходить его оснащение. Следующим этапом в строительстве корабля станет первый запуск генераторов и газовых турбин, который запланирован в середине 2018 года. Морские испытания запланированы в 2019 году.

Завтра будет очередная годовщина одного из наиболее болезненных поражений Британского флота во Второй мировой войне. 10 декабря 1941 года японские бомбардировщики и торпедоносцы потопили линейный корабль "Принс оф Уэлс" и линейный крейсер "Рипалс". Для английского флота, это был фактически собственный Перл-Харбор.

Адмирал Томас Филлипс


Флагманский корабль адмирала Томаса Филлипса "Принс оф Уэлс" был новейший линкором серии "Кинг Джордж V" и к моменту своей гибели успел прослужить менее года.

"Принс оф Уэлс" на ходовых испытаниях.

Линкор имел отличную от классической компоновку орудий главного калибра. 10 орудий калибра 356мм размещались всего в 3-х башнях, носовая и кормовая из которых имели сразу по четыре орудия. Подобными экспериментами баловались на практике и французы, хотя основные морские державы в целом придерживались "классики" в 2 или 3 орудия главного калибра на башню.

"Принс оф Уэлс" незадолго до боя в Датском проливе.

В состав флота он был принят 19 января 1941 года, и очень скоро он успел принять боевое крещение, под командованием капитана Лича, "Принс оф Уэлс" принимал участие в бою с немецким линкором "Бисмарк" в Датском проливе 24 мая 1941 года, когда немцы потопили флагманский корабль англичан - линейный крейсер "Худ". На момент боя, на "Принс оф Уэлс" все еще находились рабочие судоверфи.

Линейный корабль "Бисмарк" и тяжелый крейсер "Принц Ойген" ведут огонь по британской эскадре.

Линейный крейсер "Худ" за несколько минут до своей гибели.

Линкор "Принс оф Уэлс" проходит мимо погибающего "Худа".

Бой в Датском проливе. Горящий корабль в центре - "Принс оф Уэлс".

После гибели "Худа" практически в начале боя, "Принц Уэлльский" оказался вынужден сражаться против превосходящего противника. Линкор получил несколько попаданий снарядами главного калибра "Бисмарка", которые причинили ему немалый урон, сам же "Принц Уэлльский" смог добиться незначительных повреждений на "Бисмарке", после чего англичане вышли из боя, хотя по мнению историков, прояви адмирал Лютьенс и капитан "Бисмарка" Линдеманн должную решимость и меньшее почтение к указаниям руководства Кригсмарине, немецкая эскадра вполне могла добить поврежденный британский линкор.

После устранения повреждений, линкор успел в августе 1941 года отметится в другом историческом событии - на его борту прошла встреча Рузвельта и Черчилля в августе 1941 года.

"Принс оф Уэлс" в бухте Арджентия.

"Принс оф Уэлс" и пришвартованный к нему американский эсминец "МакДугал".

Рузвельт и Черчилль на борту линкора "Принс оф Уэлс"

Черчилль на палубе "Принс оф Уэлс".

На этой конференции в бухте Арджентия была заключена так называемая "Атлантическая Хартия" www.hrono.ru/dokum/19410814.html , которая заложила концептуальные основы создававшейся антигитлеровской коалиции. Вскоре к Хартии присоединился Советский Союз. Таким образом, на борту линкора закладывался фундамент коалиции США, Британской Империи и Советского Союза.
Собственно, менее чем за один год, новейший линкор успел засветиться в трех событиях исторического масштаба. Последнее "событие", стало для него роковым.

К концу лета 1941 года, для Британского руководства стало весьма очевидным, что война на Тихом Океане может разразится в самое ближайшее время. Основные силы британского флота были перегружены тяжелой борьбой с немцами и итальянцами и поэтому флот на Тихом Океане был весьма слабым. Для усиления сил на Дальнем Востоке, при участии Черчилля, была осуществлена передислокация сил - с основных театров военных действий еще до начала войны на Тихом Океане были выведены линкор "Принс оф Уэлс" и линейный крейсер "Рипалс", последний, при всех своих достоинствах относился к отмирающему классу линейных крейсеров - корабль имел явно недостаточное бронирование и страдал при стрельбе собственных орудий главного калибра - (шесть 381мм орудий), которые приводили к деформациям корпуса.

В августе был разработан план посылки в Сингапур 6 линкоров, современного авианосца и легких сил весной 1942. Но потери, которые понесли в последнее время Флот Метрополии и Средиземноморский флот, помешали отправить хоть один корабль до октября 1941. Именно тогда новый линкор «Принс оф Уэлс» был выбран флагманским кораблем контр-адмирала сэра Т. Филлипса, бывшего заместителя начальника штаба ВМФ. Но в Лондоне неожиданно вспыхнули споры по стратегическим вопросам. Адмиралтейство желало сосредоточить все силы, которые удастся собрать, в Индийском океане, где флот будет находиться в самом центре важного стратегического района. Зато премьер-министр хотел расположить небольшое соединение быстроходных и современных кораблей в Сингапуре. Он полагал, что таким образом будет оказано сдерживающее влияние на агрессивные намерения японцев. Форин Оффис поддержал точку зрения премьера, и наконец Первый Морской Лорд согласился послать «Принс оф Уэлс» в Кейптаун с условиям, что его дальнейший маршрут будет определен позднее. Но ни Адмиралтейство, ни адмирал Филлипс не сомневались, что его пошлют в Сингапур
militera.lib.ru/h/roskill/09.html - Росскил "Война на море"

Как видим, решение определившее судьбу этих кораблей носило скорее политический, нежели военный характер. Собственно, современники и более поздние исследователи не раз отмечали страсть Черчилля к подобного рода авантюрам в вопросах стратегического и оперативного характера. За его ошибки предстояло расплачиваться морякам. Тем не менее, в защиту Черчилля можно сказать, что действовал он в условиях недостатка информации при крайнем напряжении всех сил Британской империи. Не ошибается тот, кто ничего не делает. В данном случае, Черчилль с позиций сегодняшнего "послезнания" явно ошибся.

Основными задачами находившегося под командованием адмирала Филлипса "Соединения Z" было усиление английского военного присутствия в регионе, читай демонстрация силы с операционной базы в Сингапуре и прикрытие английских колониальных владений. Современный линкор в компании линейного крейсера разумеется при удачном стечении обстоятельств мог помешать планам японцев по захвату английских колоний и самого Сингапура, опоры Британской Империи на Дальнем Востоке. Тем не менее, учитывая общее превосходство Японского флота и авиации в регионе, данное решение было по меньшей мере авантюрным. Разумеется, это с позиций "послезнания", Адмиралтейство и Черчилль (в большей степени) в этом отношении питали ряд иллюзий, базирующихся на недостаточной оценке японских сил.

В начале декабря, флагманский корабль "Соединения Z" "Принс оф Уэлс" прибыл в Сингапур. В это время осуществление Японией планов нападения на США, Британию, Голландию и прочих - уже вошло в фазу осуществления.

"Принс оф Уэлс" на рейде Сингапура.

Прибытие кораблей Филлипса в Сингапур не осталось без внимания японцев и они весьма оперативно приняли меры противодействия. Воздушная группировка в районе предполагаемого действия кораблей Филлипса была усилена. В районе Сингапура велась усиленная авиаразведка.
В первых числах декабря Адмиралтейство начало "что-то подозревать", угроза японского удара по Сингапуру и прочим британским владениям становилась все более реальной, ввиду чего было принято решение, убрать корабли с уязвимой позиции. 5 декабря 1941 года, за 2 дня до Перл-Харбора, "Рипалс" вышел из Сингапура в направлении Австралии, с целью перебазирования в Порт-Дарвин. Но после получения информации об обнаружении японских транспортов в Южно-Китайском море, получил указания вернуться.

7 декабря, Япония нанесла удар по Перл-Харбору, выведя из строя линейное ядро Тихоокеанского флота США. Ударам так же подверглись колониальные владения других государств, включая британские. Произошло то, чего опасались в Адмиралтействе, соединения Филлипса оказалось на уязвимой позиции, обладая недостаточными силами, перед лицом японской угрозы, прежде всего с воздуха.

8 декабря 1941 года - "Принс оф Уэлс" проходит пролив Джохор направляясь в свой последний поход.

Вечером 8 декабря адмирал Филлипс вышел из Сингапура с «Принс оф Уэлсом», «Рипалсом» и 4 эсминцами, чтобы атаковать японские десантные силы, намеревавшиеся высадиться в Сингоре на северо-восточном берегу Малайи. Перед выходом в море он потребовал от КВВС провести разведку к северу от предполагаемого курса, а также обеспечить истребительное прикрытие над районом возможного боя. Однако рано утром 9 декабря Сингапур известил его, что истребителей не будет. Адмиралу также передали, что, по данным разведки, в Индокитае собрано большое число японских бомбардировщиков. Эта информация, а также тот факт, что его соединение было обнаружено японскими самолетами, заставили Филлипса отказаться от намеченной атаки.
militera.lib.ru/h/roskill/09.html

Интересен тот факт, что японцы получили от своих разведывательных самолетов информацию, что 9 декабря корабли Филлипса все еще находились в Сингапуре, тогда как они покинули его вечером 8 декабря.

Американский историк Мориссон добавляет:
Так «Принс оф Уэлс» и «Рипалс», эскортируемые эсминцами «Электра», «Экспресс», «Вэмпайр» и «Тенедос», 8 декабря в 17 ч. 35 мин. вышли из Сингапура. Адмирал Филипс, оставив начальника своего штаба на береговом командном пункте, сам вышел в море, подняв свой флаг на «Принс оф Уэлс». Вскоре после 12 часов ночи была получена радиограмма из Главного штаба о том, что британские военно-воздушные силы полностью использованы в противодесантных действиях, и адмирал не может рассчитывать на воздушное прикрытие у Сингоры. Японские тяжелые бомбардировщики уже находились в южной части Индокитая, и английское командование запросило генерала Макартура разрешить посылку «Летающих крепостей» Бреретона для проведения воздушного налета на базы этих бомбардировщиков. Филлипс не знал о том, что Дальневосточные силы США находились в безвыходном положении.
militera.lib.ru/h/morison_s1/07.html

Фактически, Филлипс оказался без авиаподдержки и полных развед.данных в районе сосредоточения крупных сил японской авиации. События начали развиваться по худшему для британцев сценарию. Филлипс первоначально приняв верное решение об отходе ввиду неблагоприятной оперативной обстановки, несколько часов следовал курсом на Сингапур, но получив сообщение, что в районе Каунтана проходит высадка японских экспедиционных войск, решил ближе к ночи 9 декабря, проследовать в район, где по полученным сведениям могли находится японские транспортные суда и силы прикрытия. О своем маневре, Филлипс поддерживая режим радиомолчания базу в Сингапуре в известность не поставил,

По этому поводу все тот же Росскил пишет:
В тот же день в 20.15 он повернул назад в Сингапур. Незадолго до полуночи Филлипс получил радиограмму из Сингапура, что противник высаживается в Куантане, который находится гораздо южнее Сингоры. Этот пункт лежал не слишком далеко от обратного курса британской эскадры. 10 декабря в 1.00 Филлипс повернул на запад, чтобы выйти к Куантану. Однако он не сообщил в Сингапур о своих намерениях и не запросил выслать истребители, чтобы встретить эскадру у берега . Его нежелание нарушать радиомолчание вполне понятно, но нельзя было требовать от командования базы, чтобы оно угадало намерения Филлипса и тоже отреагировало на сообщение о японской высадке. В итоге информация о японской высадке оказалось ложной, а линкоры остались без истребительного прикрытия в районе, где легко могли подвергнуться мощной воздушной атаке.

Так была подготовлена сцена для трагедии. Комплекс ошибочных решений и случайностей привел к тому, что к утру 10 декабря 1941 года, "Соединение Z" оказалось перед угрозой мощных концентрированных ударов японской авиации. Японцы обнаружили соединение Филлипса еще 9 декабря и утром 10 декабря выслали для атаки 51 торпедоносец и 34 бомбардировщика. Англичанам и тут катастрофически не повезло. Уж не везет, так не везет. Идущие с севера японские самолеты разминулись с соединением Филлипса и лишь на обратном пути случайно наткнулись на него. Отличные погодные условия и отсутствие противодействия со стороны британской авиации делало ситуацию для японцев практически идеальной. Следует отметить, что огромная заслуга в этой удаче принадлежит прежде всего самим англичанам и персонально адмиралу Филлипсу.

Японские бомбардировщики над кораблями Филлипса.

10 декабря 1941 года - линкор "Принс оф Уэлс" и линейный крейсер "Рипалс" под ударами японской авиации. Съемка с борта одного из бомбардировщиков.

Источники так описывает произошедшую катастрофу:

На рассвете 10 декабря в 60 милях от Куантана был замечен неопознанный самолет. Адмирал продолжал идти своим курсом, но с «Принс оф Уэлс» вылетел разведывательный самолет. Никаких признаков противника не было обнаружено. Эскадренный миноносец «Экспресс» шел впереди, чтобы провести разведку гавани Куантана, она оказалась пустой, и в 8 ч. 35 мин. эсминец снова присоединился к флагманскому кораблю. Все еще не предполагая, что сведения об угрозе Сингапуру были ложными, адмирал продолжал поиски несуществовавшего противника — сначала в северном, а затем в восточном направлении. 10 декабря в 10 ч. 20 мин. над «Принс оф Уэлс» появился самолет. Команда немедленно открыла огонь. Вскоре после 11 ч. корабли были атакованы девятью японскими бомбардировщиками. Над кораблями появлялось все больше и больше японских самолетов, и вскоре над ними уже было около 50 высотных бомбардировщиков и торпедоносцев. Они причинили большие повреждения обоим крупным кораблям. В 12 ч. 33 мин. «Рипалс» перевернулся; линкор «Принс оф Уэлс» потерял управление и через час затонул, перед этим сильно ударив «Экспресс». Многие из оставшихся в живых моряков были подобраны эсминцами — но ни адмирала Филипса, ни командира «Принс оф Уэлс» среди них было.

Эсминцы "Электра" и "Экспресс" на месте катастрофы. Съемки с борта одного из атакующих самолетов.

10 декабря в 11.00 началась искусная и решительная атака. Очень быстро британский флагман получил 2 попадания торпедами, которые причинили серьезные повреждения рулям и винтам. Почти вся зенитная артиллерия линкора вышла из строя. «Рипалс» сначала уклонялся от торпед, умело маневрируя. Но его атаковало слишком много самолетов. В конце концов, линейный крейсер получил 4 торпедных попадания, и его судьба была решена. Тем временем «Принс оф Уэлс» получил еще 2 торпедных попадания. Линкор медленно двигался на север с большим креном. В 12.33 «Рипалс» перевернулся и затонул. Через 50 минут перевернулся и «Принс оф Уэлс». Эсминцы подобрали 2081 человека из 2921, находившегося на борту двух кораблей. Ни адмирала Филлипса, ни командира «Принс оф Уэлса» капитана 1 ранга Дж.К. Лича среди спасенных не было.
militera.lib.ru/h/roskill/09.html

Эсминец "Экспресс" снимает экипаж с гибнущего "Принс оф Уэлс".

В итоге, "Принс оф Уэлс" и "Рипалс", стали первыми крупными линейными кораблями в истории, которые были потоплены авиацией в открытом море, когда они могли свободно маневрировать и использовать весь наличный оборонительный потенциал. На деле же была показана уязвимость подобных кораблей от массированных воздушных атак, с которыми обычное зенитное прикрытие справиться не могло. Зависимость действий линейных кораблей от поддержки с воздуха стала очевидной. Данный случай стал очередным доказательством того, что эра крупных линейных кораблей уходила в прошлое, освобождая место новым повелителям морей - авианосцам.
Для самой Британии, гибель "Соединения Z" стала настоящем катастрофой не только в военном, но и в имиджевом отношении. Последующее падение Сингапура фактически переломило хребет Британской Империи на Дальнем Востоке и от этого удара она уже никогда не оправилась. В этом плане, гибель кораблей Филлипса имела далекоидущие последствия. Помимо этого, катастрофа на море, повлекла за собой падение морального духа британских и колониальных войск, ввиду чего должного сопротивления японским войскам они не оказали.
Союзники лишились последних линейных кораблей на Дальнем Востоке (американские линкоры были либо потоплены, либо сильно повреждены), в последующих боях в Яванском море, была разбита наспех собранная англо-американо-голландская эскадра из тяжелых крейсеров и эсминцев, после чего японское наступление безостановочно катилось во все стороны вплоть до сражения в Коралловом море в мае 1942 года, когда впервые состоялось сражение авианосцев.

Репродукция Накамуры Каничи - "Морской бой у Малайи".

Нельзя не согласится с выводом Росскила по итогам этой катастрофы.

В ретроспективе можно сказать, что отправка слабого и несбалансированного соединения на театр, где находились крупные силы противника, являлось очевидной ошибкой. Можно только жалеть, что Адмиралтейство пошло на поводу у тех, кто утверждал, будто такое соединение окажет «сдерживающий эффект» на японцев. Что касается последней операции, то первоначальная цель адмирала Филлипса — атака десантных сил у Сингоры — была вполне разумной. Он не мог стоять неподвижно, когда Малайя и Сингапур, защита которых являлась главной целью его прибытия туда, находились в серьезной опасности. Филлипс превосходно понимал, что риск такого похода исключительно велик. Трудно сказать, какова была бы судьба его эскадры, если бы он не отреагировал на ложное сообщение о высадке возле Куантана. Но еще труднее объяснить его нежелание сообщить на базу о своих планах ночью 9—10 декабря. Впрочем, если бы Филлипс даже сделал это, перегруженные КВВС вряд ли смогли бы надежно прикрыть его корабли. Адмиралтейство превосходно понимало, каким опасностям подвергалась британская эскадра в начале декабря. Оно посоветовало Филлипсу увести корабли из Сингапура. Можно лишь пожалеть, что были отправлены рекомендации, а не прямой приказ. Судьба Сингапура, где мы собрали большое количество вооружения и запасов, вызывала в Лондоне серьезные опасения. Но правда заключалась в том, что база, на укрепление которой мы потратили столько времени и денег, была бесполезна, так как у нас не имелось флота, который мог бы действовать оттуда.
militera.lib.ru/h/roskill/09.html

Последнее предложение, весьма точно характеризует ту степень упадка Британской Империи, когда для защиты всех своих огромных владений, ей элементарно не хватало наличных средств. К этому состоянию Владычица морей пришла отнюдь не в 1941 году, путь к такой ситуации был начат на Вашингтонской конференции, где был ликвидирован "двудержавный стандарт" (согласно которому флот Британии должен был превосходить объединенные флоты двух любых других Великих держав) и разорван союз с Японией. Экономия на флоте в 20-30 годы и его сокращение принесли свои горькие плоды.
Гибель "Соединения Z" стала для Британии одним из наиболее тяжелых поражений в той войне, причем скорее не в военном, а в моральном и политическом отношениях.

Оба погибших корабля и по сей день лежат на дне, там где их застигли японские бомбардировщики в то роковое утро 10 декабря 1941 года.

Орудия линейного крейсера "Рипалс".

HMS Prince of Wales (ЕВК «Принц Уэльский») - британский линкор типа King George V. Стал вторым кораблём серии.

HMS Prince of Wales

Был заложен 1 января 1937 года на верфи компании «Кэммел-Лэрд» (англ. Cammell Laird) в Биркенхеде (англ. Birkenhead). Спущен на воду 3 мая 1939 года, в строй вступил 31 марта 1941 года.

Уже 22 мая 1941 года «Принс оф Уэлс» вышел в море на перехват германского линкора «Бисмарк». В состав соединения также входил линейный крейсер «Худ». Утром 24 мая, следуя за «Худом» линкор вступил в бой с немецким соединением в составе линкора «Бисмарк» и тяжёлого крейсера «Принц Ойген». После быстрой гибели «Худа» «Принс оф Уэлс» вёл бой один. В линкор попали 7 вражеских снарядов – 3 калибра 380 мм и 4 калибра 203 мм. Серьёзных повреждений британский линкор не получил, хотя один из снарядов «Бисмарка» пробил насквозь слабобронированную боевую рубку корабля и вышел не разорвавшись, но успел вывести из строя всех находившихся там. Однако из-за технических неисправностей вышли из строя сначала одно орудие носовой башни, затем вся носовая башня, сильно заливаемая водой, а затем и кормовая башня ГК. В результате линкор остался лишь с одной действующей башней ГК и его командир предпочёл отступить. В свою очередь, «Принс оф Уэлс» добился 3 попаданий 356-мм снарядами в «Бисмарк».

«Принс оф Уэлс» по прибытию в Сингапур.

Серьёзных повреждений они также не причинили, но один из снарядов пробил носовую топливную цистерну и это вынудило немцев прервать рейдерскую операцию и отступать в Брест .

«Принс оф Уэлс» был слишком новым кораблём, за что и пострадал. Однако уже в своём первом коротком бою он нанёс своему противнику ощутимые повреждения. Измотанные артиллеристы, сражавшиеся больше со своими орудиями, чем с немцами, не подозревали, что решили исход не этого сражения, а всей битвы.

Смит П. Закат владыки морей.

После ремонта в мае – июле 1941 года линкор вернулся в строй и в августе 1941 года доставил британского премьер-министра У. Черчилля на Ньюфаундленд, для встречи с президентом США Ф. Рузвельтом. Осенью 1941 года «Принс оф Уэлс» ненадолго был включён в состав соединения H, а затем вернулся в состав Флота метрополии. В дальнейшем «Принс оф Уэлс» был включён в состав Восточного флота и 25 октября отправился на Дальний Восток. 28 ноября линкор соединился в Коломбо с линейным крейсером «Рипалс». 2 декабря 1941 года оба корабля прибыли в Сингапур. Вместе с приданными эсминцами. они стали именоваться Соединением Z.


После обнаружения авиаразведкой японского войскового конвоя, адмирал Т. Филлипс принял решение перехватить японское соединение и 8 декабря 1941 года вывел свои корабли в море. Утром 10 декабря 1941 года британские корабли были атакованы японскими бомбардировщиками- торпедоносцами G3M и G4M (всего 73 машины), проведшими 6 последовательных атак на «Принс оф Уэлс» и «Рипалс». Уже в ходе второй атаки «Принс оф Уэлс» получил 2 торпедных попадания в левый борт. Почти все помещения вдоль борта оказались затоплены, корабль лишился большей части электроэнергии. В связи с этим механизированные установки универсального и зенитного калибра не могли действовать, стреляли по противнику, заходившему в последующие атаки лишь 7 одиночных установок «Эрликон» и 1 одиночная установка «Бофорс», имевшая ручной привод. В ходе четвёртой атаки линкор получил 4 попадания торпедами в правый борт. В ходе шестой атаки японцы достигли 1 попадания 250-кг бомбой. Через полтора часа после начала атаки «Принс оф Уэлс» опрокинулся и затонул. Вместе с кораблём погибло 513 членов экипажа, включая адмирала Филлипса.

С британской точки зрения, потопление «Принс оф Уэлса» и «Рипалса» имело немедленные и тяжёлые последствия. Моральное состояние защитников Малайи и Сингапура было подорвано. Судьба всех наших владений в Юго-Восточной Азии была предрешена. Редко когда ещё поражение на море имело такие далеко идущие последствия.

Роскилл. С.У. Флаг Святого Георгия. Английский флот во Второй мировой войне.

Литература

  • Балакин С. В., Дашьян А. В. и др. Линкоры Второй мировой. Ударная сила флота. - М .: Яуза, Коллекция, Эксмо, 2006.
  • Кофман В.Л. Линейные корабли типа «Кинг Джордж V». - М, 1997.
  • Михайлов А.А. Линейные корабли типа «Кинг Джордж V» (1937-1939). - Самара: АНО «Истфлот», 2007.
  • Тарас А. Е. Энциклопедия броненосцев и линкоров. - М .: Харвест, АСТ, 2002.
  • All the world"s battleships. 1906 to the present. - London: Conway Maritime Press, 1996.
  • Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1922-1946. - London: Conway Maritime Press, 1980.
  • Konstam A. British battleships 1939-1945 (2). Nelson and King Georges V classes. - Oxford: Osprey Publishing Ltd., 2009. - (New Vanguard).
  • Hore P. Battleships. - London: Lorenz Books, 2005.
  • Raven A. King George the fifth class battleships. - London: Bivouc Books Ltd, 1972. - (Ensign).
  • Sandler S. Battleships. An illustrated history of their impact. - Denver, USA: ABC-CLIO, 2004.