Форсайт (англ. Foresight – видение будущего) – метод, технология, процесс систематических попыток заглянуть в отдаленное будущее.

Форсайт – сессия – система мероприятий, обеспечивающая совместную деятельность по определению и созданию возможного будущего.

Карта будущего

Скачать:


Предварительный просмотр:

куликова мария николаевна

город благовещенск маоу гимназия №25

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ

Памятка «Технология форсайт-сессии. Заполнение карты будущего»

Форсайт (англ. Foresight – видение будущего) – метод, технология, процесс систематических попыток заглянуть в отдаленное будущее.

Форсайт – сессия – система мероприятий, обеспечивающая совместную деятельность по определению и созданию возможного будущего.

Карта будущего

Тренд – слово заимствованное в английском языке в ХХ веке в значении курс, направление, тенденция.

Тренд – направление развития в какой-либо области в системе образования, либо определенное явление, продукт или предмет, задающий тон в этой области.

Тренд – направление развития, основная проблема.

Пример формулировки тренда: «увеличение, рост, ускорение, уменьшение, замедление, несовпадение и т.д.» - «количества…, скорости…, требований, интереса к … и т.д.» - « в школе, родителей, общественности, в социуме»

Пример: тематика форсайт – сессии «Вовлечение родителей непосредственно в образовательный процесс: инновационные подходы и формы»

Предложенные тренды:

Увеличение детей с ОВЗ

Расширение в рамках информационного поля в рамках педагогики и психологии

Увлечение числа родителей, владеющих ИКТ

Увеличение разнообразия форм включения родителей в образовательный процесс

Риски и возможности

Риски (угрозы) – последствие развития тренда, а также значимое следствие технологии, формата, или другой сущности на карте, которое может негативно повлиять на того или иного субъекта.

Возможности – последствия развития тренда, а также значимое следствие технологии, формата, или другой сущности на карте, которое может положительно повлиять на того или иного субъекта, создать для него новую возможность.

Пример: риски/ угрозы тренда «Увлечение числа родителей, владеющих ИКТ»:

Дефицит живого общения (риск/угроза)

Дистанционные формы общения (возможности)

Технология – это совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата. В отличие от форматов технологии не исчезают без усилия человека, в широком смысле – применение научного знания для решения практических задач.

Например – «технология портфолио», технология развивающего обучения

Формат – это способ построения и подачи, формат проведения чего-либо.

Например – Родительские собрания, клуб родителей, имеющих детей с ОВЗ

Нормативно-методические материалы : документы, необходимые для реализации тренда

Например- ФЗ «Об образовании», ФГОС НОО, ФГОС НОО ОВЗ, локальные акты, положения и т.п.

Событие – явление, событие, влияющие на развитие тренда

Например – внедрение программ нового поколения, принятие нового ФГОС

Список литературы

1. А.С.Макаренко «Лекции о воспитании детей»пед.сочинения в 8т., т.4.

2. «Воспитание школьников в труде» под редакцией А.А. Шибанова: М.: «Педагогика»; 1976

3. Гуламов Г. " Взаимосвязь общественно полезного труда и нравственного воспитания учащихся" // Сов. «педагогика», 1991 г.

4. Джуринский А.Н. «История педагогики»: Учеб. пособие для студ. педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

5. «История педагогики». Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. М: 1982, «Просвещение».

6. Концепция трудовой подготовки в системе непрерывного образования. – «Школа и производство», 1990, № 1 с.62

7. Латышина Д.И. «История педагогики» (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие. – М: Гардарики, 2003.

8. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. Заведений: - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. Кн.2. М 2001.

9. Харламов И.Ф. «Педагогика»: Учеб. пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2002 г.


Генеральный директор интернет-агентства «ИнтерВолга» ">

Степан Овчинников,
Генеральный директор интернет-агентства «ИнтерВолга»

Стратегическую сессию я заказал с целью сформировать у команды единое понимание горизонта, видение целей и приоритетов, сгенерировать пул идей для конкретных шагов в 2018 году.

Общее понимание движения компании у меня было, но – только у меня и только общее. Требовалось погружение людей и проработка деталей, расстановка приоритетов.

Ведущего сессии выбирал по отзывам знакомых компаний, по сайтам. Разговаривал с каждым «потенциальным» организатором.

Дмитрий понравился хорошим пониманием ИТ-специфики, высоким интеллектом, практическим опытом, «иным» кругозором. Важно чтобы консультант был «примерно в теме», но «читал другие книги».

Работа началась с предварительной подготовки: серия скайп-сессий и «нулевой день». Отлично зашла идея со «стратегическими проектами» и сформировала суть годового плана.

Как я и предполагал, сессия — это серьезный стресс для команды, это не развлечение, это работа. Она дала и краткосрочный, и отложенный эффекты.

Лично я получил много новых идей, прямо не связанных со стратегией. Получил ряд советов и контактов. Задумался о реформах на следующие несколько лет.

Команда получила опыт осмысления работы компании в целом, диалога, формирования проектов. Мы сгенерировали 8 идей проектов, отобрали 4 приоритетных проекта, а работать начали над 6-ю. Это отлично.

Важно, что без команды Дмитрия стратегия была бы иной – до многих вещей я бы сам не дошел. Уже рекомендовал Дмитрия — дважды в FB и минимум дважды в личных беседах.

Светлана Берегулина
Директор по маркетингу в 1С-Битрикс

«1С-Битрикс» дважды приглашали компанию «Системный подход» для организации и проведения сессий по разработке стратегии продуктов.

Процесс креатива получился более структурированным, на выходе мы получили не только новые идеи для развития продуктов, но оценку их жизнеспособности, смогли правильно расставить приоритеты.

Большая часть предложенных на стратегической сессии возможностей реализована в течение двух лет. За это время наши продукты и сервисы стали на рынке еще популярнее, в том числе, это следствие правильной продуктовой стратегии.

Форсайт-сессия «Школа будущего» Образование будущего – одна из наиболее интересных и активно обсуждаемых тем.

Лучшие умы современности делают прогнозы и ведут дискуссии о том, каким должно быть образование следующих поколений. Как внедрить смешанное обучение? Станет ли образование непрерывным на протяжении всей жизни? Без каких технологий будет невозможно представить школу будущего? К чему приведет нарастающая популярность домашнего обучения?

На все эти вопросы эксперты дают свои, весомые заключения.

Задача форсайт-сессии «Школа будущего» - спуститься на «виток» ниже, к конечным потребителям и вступить в активный диалог с теми, кто сегодня имеет непосредственное отношение к школе.

Впервые к обсуждению одновременно приглашаются учителя школ, ученики и родители. Какой образ будущего поддержат они? Совпадет ли их мнение с экспертами? Что нового появится в совместной дискуссии?

Форсайт-сессия позволит:

Учителям- обозначить свою позицию в отношении реформ и стать проводниками изменений в образовании будущего.

Родителям - рассказать об опыте взаимодействия со школами, найти свои зоны влияния и ответственности в процессе преобразований и наладить кооперацию школы и родителей в будущем.

И главное - форсайт-сессия как групповое мероприятие позволит состояться полноценному диалогу родителей, детей и учителей. Создав согласованную картину будущего, участники откроют для себя новое видение ситуации, новые возможности и пути их воплощения.

Форсайт-сессия пройдет 9 и 10 ноября (обязательно присутствие в течение 2-х дней) с 15:00 до 18:00 по адресу: Хорошевское шоссе д.21 (здание ГБОУ Школа №1288)

Главный модератор форсайт-сессии - Иванчук Елена

Организаторы:

Общероссийский проект «Поколение 2084» https://www.facebook.com/groups/pokolenie2084

Центр «StartUp в жизнь» (проект Школы Новых Технологий и Школы №1288)

Контактные данные:

Ольга Куваева (куратор центра «StartUp в жизнь», +7 985 224 01 43, )

Иванчук Елена (руководитель общероссийского проекта «Поколение 2084»)

Проект «Поколение 2084» стартовал в феврале 2016 года. В основе - новая конкурсная методика.

  • Система экспоненциального развития прикладных знаний
  • Кадровый экспорт
  • Лидирующие позиции в мировых рейтингах образовательных учреждений
  • Внедрение системы непрерывного профессионального образования
  • Продвижение профессий будущего
  • Ранняя профессиональная самоидентификация дошкольников и школьников
  • Внедрение системы проектного обучения
  • Культура преемственности поколений
  • Развитие системы наставничества
  • Умение работать и развиваться в команде
  • Создание благоприятной среды для взаимодействия молодежи и будущих работодателей

Группа для участников

Форсайт представляет собой систему методов экспертной оценки стратегических направлений социально-экономического и инновационного развития, выявления технологических прорывов, способных оказать воздействие на экономику и общество в средне- и долгосрочной перспективе.

Основой для оценки вариантов будущего являются экспертные оценки. Методология Форсайт вобрала в себя десятки традиционных и достаточно новых экспертных методов. При этом происходит их постоянное совершенствование, отработка приемов и процедур, что обеспечивает повышение обоснованности предвидения перспектив научно-технического и социально-экономического развития. Основной вектор развития методологии направлен на более активное и целенаправленное использование знаний экспертов, участвующих в проектах. Обычно в каждом из форсайт-проектов применяется комбинация различных методов, в числе которых экспертные панели, Дельфи (опросы экспертов в два этапа), SWOT-анализ, мозговой штурм, построение сценариев, технологические дорожные карты, деревья релевантности, анализ взаимного влияния и др. Чтобы учесть все возможные варианты и получить полную картину привлекается, как правило, значительное число экспертов. Так, в японских долгосрочных прогнозах научно-технологического развития, проводимых каждые пять лет, участвует более 2-х тысяч экспертов, которые представляют все важнейшие направления развития науки, технологий и техники, а в последнем корейском проекте участвовали более 10 тысяч экспертов.

Форсайт ориентирован не только на определение возможных альтернатив, но и на выбор наиболее предпочтительных из них

В процессе выбора применяются различные критерии для определения наиболее предпочтительных вариантов. Так, например, при выборе критических технологий, может использоваться критерий достижения максимального экономического роста, а при построении технологической дорожной карты для отрасли – выявление потенциальных рыночных ниш и выбор технологий, позволяющих максимально быстро разработать конкурентоспособные продукты для возникающих рынков. Выбор стратегии развития производится на основе последовательности широких экспертных консультаций, что позволяет предвидеть самые неожиданные пути развития событий и возможные «подводные камни».

Форсайт исходит из того, что наступление «желательного» варианта будущего во многом зависит от действий, предпринимаемых сегодня, поэтому выбор вариантов сопровождается разработкой мер, обеспечивающих оптимальную траекторию инновационного развития.

Большинство Форсайт-проектов в качестве центрального компонента включают перспективы развития науки и технологий. Обычно эти вопросы становятся предметом обсуждения не только ученых, но и политиков, бизнесменов, специалистов-практиков из разных отраслей экономики. Результатом таких обсуждений становится появление новых идей, связанных с совершенствованием механизмов управления наукой, интеграцией науки, образования и промышленности и, в конечном счете, повышение конкурентоспособности страны, отрасли или региона. Кроме того, уже сама организация систематических попыток “заглянуть в будущее” приводит к формированию более высокой культуры управления и в итоге – к формированию более обоснованной научно-технической и инновационной политики.

Форсайт-проекты ориентированы не только на получение нового знания в форме докладов, набора сценариев, рекомендаций и т.п. Важным результатом является развитие неформальных взаимосвязей между их участниками, создание единого представления о ситуации.

В ряде проектов формирование горизонтальных сетей, площадок, в рамках которых ученые и бизнесмены, преподаватели вузов и чиновники, специалисты смежных областей могут систематически обсуждать общие проблемы, рассматривается как один из главных эффектов.

Форсайт организуется как систематический процесс, который должен быть тщательно спланирован и организован. Как правило, Форсайт-проекты осуществляются достаточно регулярно, иногда по повторяющейся схеме (подобно японскому долгосрочному прогнозу, который проводится каждые 5 лет, начиная с 1971 года), в других случаях исследования проводятся как последовательность взаимосвязанных проектов, нацеленных на решение комплекса взаимосвязанных задач и формирование согласованного представления о долгосрочных перспективах развития технологий, инноваций и общества.

Форсайт представляет собой значительно более комплексный подход, чем традиционное прогнозирование.

Во-первых, прогнозы, как правило, формируются узким кругом экспертов и в большинстве случаев ассоциируются с предсказаниями малоуправляемых событий (прогноз курсов акций, погоды, спортивных результатов и др.). В рамках форсайта идет речь об оценке возможных перспектив инновационного развития, связанных с прогрессом науки и технологий, очерчиваются возможные технологические горизонты, которые могут быть достигнуты при вложении определенных средств и организации систематической работы, а также вероятные эффекты для экономики и общества.

Во-вторых, Форсайт всегда подразумевает участие (часто путем проведения интенсивных взаимных обсуждений) многих экспертов из всех сфер деятельности, в той или иной степени связанных с тематикой конкретного форсайт-проекта, а иногда и проведение опросов определенных групп населения (жителей региона, молодежи и др.), прямо заинтересованных в решении проблем, обсуждающихся в рамках проекта.

Третье главное отличие Форсайта от традиционных прогнозов – нацеленность на разработку практических мер по приближению выбранных стратегических ориентиров.