Согласно статье 30 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная

организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом.

В перечень локальных актов образовательной организации могут входить: положение о педагогическом совете, положение о попечительском совете, положение о родительском комитете, договор образовательной организации с родителями, договор образовательной организации с учредителем (учредителями), правила поведения обучающихся (например, кодекс чести гимназиста), правила внутреннего распорядка образовательной организации, положение об установлении надбавок и доплат к должностным окладам сотрудников,

трудовой договор (контракт) с работниками, должностные инструкции работников, положение о методическом объединении педагогов,

положение о формах получения образования в данном образовательной организации,

положение об объединениях обучающихся (например, положение о школьном научном обществе, об органе ученического самоуправления и др.), положение об учебном кабинете,

инструкции по безопасности и правила работы на рабочих местах, в учебных кабинетах,

решения педагогических советов, приказы по образовательной организации,

положение о платных дополнительных образовательных услугах, положение о конкурсном приеме учащихся в образовательное, положения о школьных олимпиадах, конкурсах, фестивалях, дне открытых дверей и другие.

Календарный учебный график общеобразовательных организаций

Календарный учебный график общеобразовательных организаций строится с учетом общего срока освоения основных образовательных программ по уровням образования и продолжительности учебного года.

Календарный учебный график разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и в соответствии с п.10 ст.13. Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие

государственное управление в сфере образования, органы местного

самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, не вправе его изменять.

При этом образовательная организация несет ответственность в

установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее

компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации 24 .

Также в соответствии с СанПиН 2.4.2821-10 (П.10.3) с целью профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном графике рекомендуется предусматривать равномерное распределение периодов учебного

времени и каникул.

Начало летних каникул определяется в соответствии с годовым календарным учебным графиком образовательной организации и расписанием экзаменов государственной (итоговой) аттестации.

Для рационального планирования каникулярных дней рекомендуем учитывать сроки установленных праздничных дней в 2016 году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О переносе выходных дней в 2016 году».

Сроки государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного и среднего общего образования, устанавливаются приказами Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации и распоряжениями комитета общего и профессионального образования Ленинградской области.

Даты проведения выпускных вечеров общеобразовательная организация определяет самостоятельно в зависимости от даты окончания государственной (итоговой) аттестации обучающихся. Обращаем Ваше внимание на несовместимость проведения выпускных вечеров с Днем памяти и скорби 22 июня 2016 года.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

8 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г.N1897.

13 пункт 3 части 3 статьи 47 Федерального закона № 273-ФЗ

17 Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014N253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию программ начального общего, основного общего, среднего общего образования "

29 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённые приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373», утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 (рег. № 19707 от 04.02. 2011г.)

Пункт 4 Статьи 79 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

39 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10. Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от « 29 » декабря 2010 г. № 189.

1 статья 17 и 63 Федерального закона № 273-ФЗ

2 пункт 3 части 1 статьи 34 Федерального закона № 273-ФЗ

3 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2010 года № 1507-р «О плане действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы».

4 ч.6 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

5 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

6 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10. Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от « 29 » декабря 2010 г. № 189. (внесены изменения № 3 от 29 апреля 2015 года).

7 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г.N413.

8 Федеральный закон от 29.12.2012N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

9 ст. 13. Федерального закона от 29.12.2012N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

10 ст. 13. Федерального закона от 29.12.2012N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

11 п.19.5. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373

12 ст. 18.2.2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897

13 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г.N413. Ст. 18.2.2.

14 Письмо Минобрнауки России от от 29 апреля 2014 г.N08-548 «О федеральном перечне учебников»

15 Федеральный закон от 29.12.2012N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

16 Ст.13, п.10 Федерального закона от 29.12.2012N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

17 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10.Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от « 29 » декабря 2010г. № 189.Ст. 10.5.

18Областной закон от 22 декабря 2014 года № 96-оз «Об областном бюджете Ленинградской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», постановление Правительства Ленинградской области от 13.04.2015N108 "О мерах по реализации в 2015 году областного закона "Об областном бюджете Ленинградской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»

19 п.16. ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

20Пункт 23 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

22Пункт 1 части 5 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Пункт 7 приказа Минобрнауки России от 25.12.2013 № 1394 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования", раздел 6 приказа Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования"

23 Информационно-образовательная среда организации, осуществляющей образовательную деятельность, включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств ИКТ:компьютеры, иное информационно -коммуникационное оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.

24п. 7 ст.28 Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации»

Роль локальных актов образовательной организации в решении вопросов профилактики детского травматизма

Пояснительная записка

Локальный акт представляет собой основанный на нормах законодательства правовой документ (акт), принятый в установленном порядке компетентным органом управления организации и регулирующий внутриорганизационные отношения.

В соответствии со статьями 28, 30 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация принимает локальные нормативные акты в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном её Уставом.

Цель данных методических рекомендаций – помочь администрации образовательных организаций и педагогическим работникам, ответственным за профилактику детского травматизма, создать локальные акты, которые помогут обеспечить создание безопасных условий в образовательной организации и проведение профилактической работы по предотвращению несчастных случаев среди обучающихся.

Понятие локального акта

Основным предназначением локального акта является детализация, конкретизация, дополнение, а иногда и восполнение общей правовой нормы применительно к условиям конкретной образовательной организации с учётом особенностей и специфики трудовых отношений, образовательного процесса и иных условий.

Локальный акт должен воплощать в себе следующие признаки:

1. Локальный акт регулирует отношения только внутри отдельной организации. «Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном её уставом» (п. 1 ст. 30 № 273-ФЗ). Локальные акты не могут регулировать отношения, складывающиеся вне образовательной организации.

2. Локальный акт разрабатывается с учётом законов и подзаконных актов Российской Федерации, региона, а также правовых нормативных актов органов местного самоуправления.

3. Локальный акт образовательной организации – это официальный правовой акт, письменный документ, который должен иметь все необходимые реквизиты: наименование, дату издания, регистрационный номер, подпись уполномоченного лица, виды согласования, печать образовательной организации (при необходимости).

4. Для разработки и принятия локального акта необходимо привлекать всех субъектов образовательных отношений, что позволяет сформировать высокую культуру их выполнения.

При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов) (п. 3 ст. 30 № 273-ФЗ). Разграничение полномочий между участниками образования определяется Уставом.

Виды локальных актов

Видов локальных актов достаточно много, для удобства их можно классифицировать по следующим критериям:

1) по степени значимости:

– обязательные – состав таких локальных актов определен трудовым и гражданским законодательством. Трудовой кодекс РФ, закон «Об образовании в Российской Федерации» содержат прямое указание на принятие подобных документов (например, ст. 189 и 135 ТК РФ, ст. 52 ГК РФ, ст. 30 закона «Об образовании в Российской Федерации»);

– необязательные – такие документы прямо не предусмотрены законодательством, организация принимает локальные акты по своему усмотрению (например, Положение об организации детского отдыха);

2) по сфере действия:

– общего характера, распространяющиеся на всю организацию (например, Правила внутреннего трудового распорядка);

– специального характера, касающиеся отдельных вопросов (например, Положение о структурных подразделениях, Положение о специализированных кабинетах);

3) по кругу лиц:

– распространяющиеся на всех работников организации (например, Правила внутреннего трудового распорядка);

– распространяющиеся на определённую категорию участников правоотношений(Правила поведения обучающихся в образовательной организации).

Индивидуальные локальные акты используются для юридического оформления конкретного управленческого решения и рассчитаны на однократные применения. Например, приказы о наложении взыскания, о поощрении и т. д.;

4) по сроку действия:

– неоднократное и длительное (до замены, применения, признания не действительным) применение (например, Устав образовательной организации, должностные инструкции работников, положения об органах управления, структурных подразделениях и т. д.);

– с определённым сроком действия (например, график дежурства).

Локальные акты образовательной организации издаются (принимаются) в разных формах (постановление, приказ, решение, инструкция; положение, правила) и могут регламентировать самые разные стороны жизни образовательной организации (Приложение № 1).

Принципы издания локальных нормативных актов:

1. Законность. Локальные нормативные акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, актам органов местного самоуправления.

2. Обоснованность. Образовательная организация должна разрабатывать только те локальные нормативные правовые акты, которые необходимы и (или) обязательны (принятие которых обязательно в соответствии с законодательством).

3. Демократизм. Группа разработчиков акта должна включать различных представителей участников образовательных отношений, заинтересованных в его принятии, формироваться с учётом профессионализма и опыта кандидатов.

4. Системность. Данный принцип требует, чтобы локальный нормативный акт был органически связан с другими локальными нормативными актами образовательной организации, не дублировал норм уже имеющихся актов, не содержал пробелов и противоречий.

Структура и содержание локальных нормативных актов

Структура и содержание локальных актов зависят от круга вопросов, в отношении которых необходимо принятие таких актов.

Условно структуру локальных актов можно разделить на следующие части:

общие положения: перечень регулируемых вопросов; нормативные правовые акты, в соответствии с которыми локальный акт принимается; категории лиц, подпадающих под действие локального акта;

– основная часть: права и обязанности работника и работодателя, администрации, педагогического коллектива и обучающихся и их родителей; процедуры, не определённые законодательством; действия сторон, сроки, ответственность и пр.;

– заключительные положения: время вступления локального акта в силу, перечень локальных актов или отдельных положений, прекращающих действие с принятием нового акта.

Локальные акты могут содержать приложения, касающиеся вопросов, отражённых в этих актах.

При написании текста локального акта следует руководствоваться нормами «Унифицированной системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. ГОСТ Р 6.30-2003».

Разработка локальных нормативных актов

Порядок разработки локальных актов законодательно не установлен, поэтому организация определяет его самостоятельно.

Условно порядок разработки локальных актов можно разделить на следующие стадии:

1. Определение вопросов, по которым требуются разработка и утверждение локального акта. На практике такая потребность выявляется в ходе совещаний, собраний, заседаний педагогического совета.

2. Определение этапов и сроков разработки локального акта. На практике руководитель устанавливает их при обсуждении вопросов, в отношении которых требуются разработка и утверждение локального акта.

3. Создание рабочей группы по разработке локального акта. Такая группа может состоять из представителей администрации, педагогического коллектива, родительского комитета, общественного совета, ученического совета.

4. Подготовка проекта локального акта.

5. Согласование проекта локального акта. На данном этапе проект необходимо согласовать с участниками рабочей группы и другими заинтересованными лицами.

Например, в организации возникла проблема, связанная с объёмом полномочий дежурного администратора и дежурного учителя. В этом случае целесообразно разработать и принять должностные инструкции дежурного администратора и дежурного учителя.

Ознакомление субъектов правоотношений с локальными нормативными актами

Согласно ч. 2 ст. 22 ТК РФ работники должны быть ознакомлены под роспись со всеми локальными актами, принимаемыми в организации и непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.

В соответствии с п. 4 ст. 9 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» в местах, доступных для детей и их родителей, вывешиваются тексты Уставов, правил внутреннего распорядка организаций.

Если локальный акт касается обучающихся, их родителей, он должен быть доведён до их сведения. Целесообразно знакомить обучающихся и их родителей с локальными актами при поступлении в образовательную организацию, на общем или классном собрании. Если обучающийся и его родитель в своём заявлении или иным образом сообщили свой электронный адрес, то можно направить текст локального акта по электронной почте. Такой локальный акт должен быть размещён на доступном для прочтения стенде в доступном формате, в сети «Интернет».

Подтвердить факт ознакомления работников с локальными актами можно несколькими способами:

1. Подписью лица на листе ознакомления. Также должны быть указаны его фамилия, имя, отчество и дата ознакомления. Этот лист прилагается к каждому локальному акту, нумеруется, прошивается и скрепляется печатью и подписью должностного лица.

2. Подписью лица на отдельном документе – журнале ознакомления работников, обучающихся и их родителей с локальными актами. В отличие от листа ознакомления этот журнал предусматривает возможность ознакомления с несколькими локальными актами.

3. Подписью лица на листе ознакомления, являющемся приложением к трудовому договору, к материалам личного дела обучающегося.

Изменение локальных нормативных актов

Образовательная организация вправе вносить изменения в локальные акты:

– в связи со вступлением в силу либо изменением законодательства в сфере образования, закона или другого нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения;

– по собственному усмотрению. В этом случае важно, чтобы принимаемые локальные акты не ухудшали положения работников, обучающихся, их родителей по сравнению с трудовым законодательством, законодательством в сфере образования, коллективными договорами, соглашениями (ч. 4 ст. 8 ТК РФ).

Изменения вносятся в том же порядке, в котором локальный акт разрабатывался и утверждался первоначально.

Отмена локальных нормативных актов

Основаниями для прекращения действия локального акта или отдельных его положений являются:

– истечение срока действия (такая ситуация возможна, если при разработке локального акта был определён период его действия);

– вступление в силу закона или другого нормативного правового акта регулирующего правоотношения в сфере образования либо содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, когда указанные акты устанавливают более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с действовавшим локальным актом.

Размещение материалов на официальном сайте образовательной организации

Согласно ч. 2 ст. 29 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обеспечивает открытость и доступность:

1) информации:

а) о дате создания образовательной организации, об учредителе, учредителях образовательной организации, о месте нахождения образовательной организации и её филиалов (при наличии), режиме, графике работы, контактных телефонах и об адресах электронной почты;

б) о структуре и об органах управления образовательной организации;

в) о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой;

г) о численности обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и по договорам об образовании за счёт средств физических и (или) юридических лиц;

д) о языках образования;

е) о федеральных государственных образовательных стандартах, об образовательных стандартах (при их наличии);

ж) о руководителе образовательной организации, его заместителях, руководителях филиалов образовательной организации (при их наличии);

з) о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы;

а) устава образовательной организации;

б) лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями);

в) свидетельства о государственной аккредитации (с приложениями);

г) плана финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации, утверждённого в установленном законодательством Российской Федерации порядке, или бюджетной сметы образовательной организации;

д) локальных нормативных актов, предусмотренных ч. 2 ст. 30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, коллективного договора;

3) отчета о результатах самообследования;

4) документа о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе образца договора об оказании платных образовательных услуг, документа об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе;

5) предписаний органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчётов об исполнении таких предписаний;

6) иной информации, которая размещается, опубликовывается по решению образовательной организации, и (или) размещение, опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Принятие локальных актов не является сверхсложной процедурой, но является возможностью предупредить или преодолеть трудности, возникающие в результате взаимоотношений участников образовательного процесса, предотвратить несчастные случаи с обучающимися, педагогическими работниками и сотрудниками образовательной организации.

Локальные акты стабилизируют отношения, исключают споры, нарушения, помогают управлять, строить отношения цивилизованным образом, помогают принимать участие в законотворчестве.

Литература:

1. Болотова, Е. Л. Педагогическая деятельность в новом Законе «Об образовании в Российской Федерации» / Е. Л. Болотова // Народное образование. – 2013. – № 6. – С. 44–52.

2. Вавилова, А. А. Изменение правового регулирования в сфере образования / А. А. Вавилова // Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2013. – № 2. – С. 5–17.

3. Методические рекомендации для руководителей образовательных организаций по реализации Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / А. В. Коптелов, М. И. Солодкова и др. – Челябинск: ЧИППКРО, 2013. – 132 с.

4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 марта 2013 г. № ДЛ-65/08 «Об установлении требований к одежде обучающихся».

5. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2016).

6. «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. ГОСТ Р 6.30-2003» (утв. Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 № 65-ст).

7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.

Приложение № 1

Формы локальных актов

Постановление – локальный нормативный или индивидуальный правовой акт, содержащий решение коллегиального органа управления образовательной организации.

Приказ – локальный нормативный или индивидуальный (распорядительный) локальный акт, издаваемый руководителем для решения основных и оперативных задач, стоящих перед образовательной организацией. Например, приказы об утверждении правил внутреннего распорядка школы, правил внутреннего распорядка обучающихся. Как правило, приказами утверждаются и вводятся в действие локальные нормативные акты, принимаемые в виде положений, инструкций и правил.

Решение – локальный правовой акт, принимаемый общим собранием работников (обучающихся, их законных представителей) для реализации права на участие в управлении образовательной организацией. Например, решение педагогического совета, решение общего собрания.

Положение – локальный нормативный акт, устанавливающий правовой статус органа управления образовательной организации, структурного подразделения образовательной организации или основные правила (порядок, процедуру, регламент) реализации образовательной организацией какого-либо из своих правомочий.

Инструкция – локальный нормативный акт, устанавливающий порядок и способ осуществления, выполнения чего-либо. Инструкцией определяют правовой статус (права, обязанности, ответственность) работника по занимаемой должности, безопасные приемы работы. Наиболее распространенные виды инструкций – должностные инструкции работников образовательной организации, инструкции по охране труда и технике безопасности.

Правила – локальный нормативный акт, регламентирующий организационные, дисциплинарные, хозяйственные и иные специальные стороны деятельности образовательной организации и всех участников образовательной деятельности. Примером этого вида локальных актов могут служить правила внутреннего трудового распорядка, правила внутреннего распорядка обучающихся.

Приложение № 2

Примерный перечень локальных нормативных актов образовательных организаций, связанных с вопросами профилактики несчастных случаев и травматизма в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

1. Правила внутреннего трудового распорядка обучающихся (в том числе требования к одежде) – подпункт 1 пункта 3 статьи 28: к компетенции образовательной организации относится разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся.

2. Правила внутреннего трудового распорядка – подпункт 1 пункта 3 статьи 28: к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится разработка правил внутреннего трудового распорядка.

3. Положение об организации научно-методической работы – подпункт 20 пункта 3 статьи 28: к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся организация научно-методической работы, в том числе организация и проведение научных и методических конференций, семинаров.

4. Положение об организации консультационной, просветительской деятельности, деятельности в сфере охраны здоровья и иной не противоречащей целям создания образовательной организации деятельности – пункт 5 статьи 28: образовательная организация вправе вести консультационную, просветительскую деятельность, деятельность в сфере охраны здоровья граждан и иную не противоречащую целям создания образовательной организации деятельность, в том числе осуществлять организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время.

5. Режим занятий обучающихся – пункт 2 статьи 30: образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие режим занятий обучающихся.

6. Положение о применении к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания (на основе порядка, установленного федеральным органом исполнительной власти) – пункты 4–12 статьи 43: за неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания – замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность.

7. Требования к одежде обучающихся (п. 18 ст. 28 ФЗ «Об образовании в РФ» и Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 марта 2013 г. № ДЛ-65/08 «Об установлении требований к одежде обучающихся»).

8. Положение о сайте образовательной организации. Обязанность образовательной организации ведения официального сайта в сети «Интернет» закреплена п. 21 ст. 28 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Перечень информации, обязательной для размещения на сайте, содержится в п. 2 ст. 29 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

9. Режим занятий обучающихся (п. 2 ст. 30 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ») – утверждается руководителем образовательной организации. Устанавливает режим проведения занятий (время и длительность урока, смены). Может предусматривать ответственность за опоздание (как за нарушение режима занятий) или за прогул.

10. Положение о порядке применения к обучающимся мер дисциплинарного взыскания (ст. 43 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»). Определяет обязанности обучающихся, за неисполнение которых к могут применяться меры дисциплинарного взыскания. Положение определяет порядок применения взыскания, документальное оформление взыскания, возраст, с которого может быть применена конкретная мера взыскания, перечень этих мер, порядок обжалования решений о применении дисциплинарного взыскания.

11. Должностные инструкции работников образовательной организации.

Должностные инструкции представляют собой подсистему локальных правовых актов образовательной организации. Они позволяют осуществлять контроль деятельности сотрудников школы в соответствии со штатными должностями.

Должностные инструкции разрабатываются администрацией образовательной организации, подписываются работником и утверждаются руководителем учебного заведения.

Для организационного обеспечения формирования информационного ресурса (сайта) образовательной организации и своевременного обновления информации в образовательной организации должны быть приняты локальные акты, обеспечивающие работу указанных подразделений организации и их специалистов.

Приложение № 3

Примерный перечень локальных актов, создание которых будет способствовать профилактике несчастных случаев и детского травматизма в образовательной организации

1. Положение о режиме занятий обучающихся.

2. Положение о требованиях к одежде и внешнему виду обучающихся.

3. Положение о дежурном администраторе.

4. Положение о дежурном учителе.

5. Положение о дежурном классном руководителе.

6. Положение о дежурном классе.

7. Положение о правилах безопасности в кабинетах повышенной опасности.

8. Положение о соблюдении мер безопасности при проведении спортивных мероприятий, экскурсий, туристических походов, нахождении на спортивных площадках.

9. Положение о мониторинге работы образовательной организации по профилактике детского травматизма.

10. Положение о расследовании и учёте несчастных случаев с обучающимися.

11. Правила поведения обучающихся.

12. Правила о поощрениях и взысканиях обучающихся.

13. Правила организованной перевозки группы детей автобусами.

14. Правила безопасности занятий физической культурой и спортом в общеобразовательной организации.

15. Требования к организации и проведению автобусных экскурсий для обучающихся.

16. Требования, предъявляемые к обучающимся и учителям при проведении уроков и учебных занятий.

17. Порядок учёта посещаемости уроков обучающимися.

18. Приказ «О назначении лиц, ответственных за организацию безопасной работы в образовательной организации».

19. Планы по всем направлениям профилактической работы:

– план работы образовательной организации по профилактике детского травматизма;

– план мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;

– план работы образовательной организации по профилактике детского травматизма на уроках физической культуры.

Образовательные организации должны формировать открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивать доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет.

Перечислим основные нормативно-правовые акты в сфере образования, которые предъявляют требования к официальным сайтам образовательных организаций:

Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ (ред. от 01.05.2016) «О специальной оценке условий труда» (ч. 6 ст. 15. «Результаты проведения специальной оценки условий труда»), указывает на то, что «работодатель с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных и законодательства Российской Федерации о государственной и об иной охраняемой законом тайне организует размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ (при наличии такого сайта) сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников , на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда, в срок не позднее чем в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда». Таким образом, на официальном сайте любой организации должены быть размещёны документы:

Протокол сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда ;

Перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников.

Важно! Во всех федеральных документах системы образования, которые регламентируют размещение на официальном сайте необходимой информации (включая документы), сказано, что на сайте допускается наличие и иной информации, которая размещается, опубликовывается по решению образовательной организации и (или) размещение, опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Из этого следует, что если каким-либо распорядительным актом вышестоящая организация предписывает размещение той или иной информации (включая документы), то это должно быть выполнено с соблюдением требований федерального законодательства (особенно это касается требований Федерального закона от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»).

Помните! Образовательная организация обновляет на официальном сайте необходимые сведения (включая поименованные документы обязательного перечня), не позднее 10 рабочих дней после их изменений. Данное требование зафиксировано в федеральных документах.

В следующей публикации мы рассмотрим вопрос ответственности, которая грозит физическому, должностному и (или) юридическому лицу, если на официальном сайте будет отсутствовать необходимая информация (включая документы) или размещены недостоверные сведения.


Понятие локального акта Под локальными нормативными актами понимаются разрабатываемые и принимаемые образовательной организацией в соответствии с её компетенцией, определенной действующим законодательством Российской Федерации и учредительными документами работодателя, внутренние документы, устанавливающие нормы (правила) общего характера, предназначенные для регулирования управленческой, финансовой, хозяйственной, кадровой и иной функциональной деятельности организации. Локальным актом высшей юридической силы в организации следует признать ее устав.


Продолжение В уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, следующая информация: 1) тип образовательной организации; 2) учредитель или учредители образовательной организации; 3) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности; 4) структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.


Продолжение В соответствии с п. 3 ст. 14 Федерального закона от ФЗ «О некоммерческих организациях» в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.


Продолжение Устав бюджетного или казенного учреждения также должен содержать наименование учреждения, указание на тип учреждения, сведения о собственнике его имущества, исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетное или казенное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано, указания о структуре, компетенции органов управления учреждения, порядке их формирования, сроках полномочий и порядке деятельности таких органов. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от ФЗ «Об автономных учреждениях» Устав автономного учреждения должен содержать следующие сведения: 1) наименование автономного учреждения, содержащее указание на характер его деятельности, а также на собственника его имущества; 1.1) указание на тип - "автономное учреждение ";


Продолжение 2) место нахождения автономного учреждения; 3) сведения об органе, осуществляющем функции и полномочия учредителя автономного учреждения; 4) предмет и цели деятельности автономного учреждения; 5) исчерпывающий перечень видов деятельности, которые автономное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано; 6) сведения о филиалах, представительствах автономного учреждения; 7) структура, компетенция органов автономного учреждения, порядок их формирования, сроки полномочий и порядок деятельности таких органов; 8) иные предусмотренные федеральными законами сведения.


Виды локальных актов Видов локальных актов достаточно много, для удобства их можно классифицировать по следующим критериям. 1. По степени значимости: обязательные - состав таких локальных актов определен трудовым и гражданским законодательством. Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» содержат прямое указание на принятие подобных документов (например, ст.ст. 135, 189 ТК РФ, ст. 52 ГК РФ, ст. 25 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). необязательные - такие документы прямо не предусмотрены законодательством, учреждение принимает локальные акты по своему усмотрению (например, Положение о добровольном медицинском страховании, Положение об организации детского отдыха).


Продолжение 2. По сфере действия: - общего характера, распространяющиеся на всю организацию (например, Правила внутреннего трудового распорядка, график отпусков); - специального характера, касающиеся отдельных вопросов (например, Положение о направлении работников в служебные командировки, Положение о структурных подразделениях, Положение о специализированных кабинетах). 3. По кругу лиц: - распространяющиеся на всех работников организации (например, Правила внутреннего трудового распорядка, график отпусков); - распространяющиеся на определенную категорию участников правоотношений (Положение о ненормированном рабочем дне, Положение о предоставлении дополнительных отпусков работникам, Правила поведения обучающихся в образовательном учреждении).


Продолжение 4. По способу принятия: - принимаемые работодателем единолично (например, Положения о структурных подразделениях); - принимаемые с учетом мнения представительного органа работников (например, Положение о предоставлении дополнительных отпусков работникам). В этом случае при принятии локальных актов необходимо соблюдать порядок, предусмотренный ст. 372 ТК РФ. 5. По сроку действия: - постоянного действия - бессрочные (например, Правила внутреннего трудового распорядка,); - с определенным сроком действия (например, график отпусков, штатное расписание).


Продолжение 6. По сроку хранения: - постоянного хранения (например, Положение об оплате труда, Положение о структурных подразделениях); - 75 лет (например, должностные инструкции, график сменности - при тяжелых, вредных и опасных условиях труда); - другие.


Структура и содержание локальных нормативных актов Структура и содержание локальных актов зависят от круга вопросов, в отношении которых необходимо принятие таких актов. Условно структуру локальных актов можно разделить на следующие части: - общие положения: перечень регулируемых вопросов; нормативные правовые акты, в соответствии с которыми локальный акт принимается; категории лиц, подпадающих под действие локального акта. - основная часть: права и обязанности работника и работодателя, администрации, педагогического коллектива и обучающихся и их родителей; процедуры, не определенные законодательством; действия сторон, сроки, ответственность и пр.


Продолжение - заключительные положения: время вступления локального акта в силу, перечень локальных актов или отдельных положений, прекращающих действие с принятием нового акта. Локальные акты могут содержать приложения, касающиеся вопросов, отраженных в этих актах. При написании текста локального акта следует руководствоваться нормами «Унифицированной системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. ГОСТ Р » (утв. Постановлением Госстандарта России от ст).


Разработка локальных нормативных актов Порядок разработки локальных актов законодательно не установлен, поэтому образовательная организация определяет его самостоятельно. Условно порядок разработки локальных актов можно разделить на следующие стадии: Определение вопросов, по которым требуются разработка и утверждение локального акта. На практике такая потребность выявляется в ходе совещаний, собраний, заседаний педагогического совета. Определение этапов и сроков разработки локального акта. На практике работодатель руководитель) устанавливает их при обсуждении вопросов, в отношении которых требуются разработка и утверждение локального акта.


Продолжение Создание рабочей группы по разработке локального акта. Такая группа может состоять из представителей администрации, педагогического коллектива, родительского сообщества, общественного совета и, в частности, совета обучающихся, т.к. в соответствии со статьей 26 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся всех образовательных организаций имеют право на участие в управлении образовательной организацией. Статьи 52, 53 ТК РФ предусматривают право работников на участие в управлении организацией. Подготовка проекта локального акта. Размещение проекта для обсуждения на официальном сайте образовательной организации. Согласование проекта локального акта. На данном этапе проект необходимо согласовать с участниками рабочей группы и другими заинтересованными лицами. Утверждение проекта руководителем образовательной организации.


Принятие локальных актов Согласно ст. 12 ТК РФ (применяя аналогию закона, распространяем действие указанной статьи на локальные акты, регулирующие иные, помимо трудовых¸ отношения) локальный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем или со дня, указанного в этом документе. Руководитель образовательной организации может принять локальные акты следующими способами: утвердить; издать приказ (распоряжение) об утверждении локального акта. Практика показывает, что в образовательных организациях чаще используется второй способ. При этом способ утверждения остаётся внутренним делом организации, т.к. законодательно этот порядок не закреплен.


Ознакомление субъектов образовательных правоотношений с локальными нормативными актами Согласно ч.2 ст.22 ТК РФ работники должны быть ознакомлены под роспись со всеми локальными актами, принимаемыми в организации и непосредственно связанными с их трудовой деятельностью. В соответствии с п. 4 ст. 9 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в местах, доступных для детей и их родителей, вывешиваются тексты уставов, правил внутреннего распорядка организаций. Если локальный акт касается обучающихся, их родителей, он должен быть доведен до их сведения. Целесообразно знакомить обучающихся и их родителей с локальными актами учреждения при поступлении в образовательное учреждение, на общем или классном собрании. Если обучающийся и его родитель в своём заявлении или иным образом сообщили свой электронный адрес, то можно направить текст локального акта по электронной почте.


Продолжение Подтвердить факт ознакомления работников с локальными актами можно несколькими способами: Подписью лица на листе ознакомления. Также должны быть указаны его фамилия, имя, отчество и дата ознакомления. Этот лист прилагается к каждому локальному акту, нумеруется, прошивается и скрепляется печатью и подписью должностного лица. или Подписью лица на отдельном документе - журнале ознакомления работников, обучающихся и их родителей с локальными актами. В отличие от листа ознакомления этот журнал предусматривает возможность ознакомления с несколькими локальными актами. Подписью лица на листе ознакомления, являющемся приложением к трудовому договору, к материалам личного дела обучающегося.


Изменение локальных нормативных актов Образовательная организация вправе вносить изменения в локальные акты: в связи со вступлением в силу либо изменением законодательства в сфере образования, закона или другого нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения; по собственному усмотрению. В этом случае важно, чтобы принимаемые локальные акты не ухудшали положения работников, обучающихся, их родителей по сравнению с трудовым законодательством, законодательством в сфере образования, коллективными договорами, соглашениями (ч.4 ст.8 ТК РФ). Изменения вносятся в том же порядке, в котором локальный акт разрабатывался и утверждался первоначально.


Отмена локальных нормативных актов Основаниями для прекращения действия локального акта или отдельных его положений являются: истечение срока действия. Такая ситуация возможна, если при разработке локального акта был определен период его действия. вступление в силу закона или другого нормативного правового акта регулирующего правоотношения в сфере образования, либо содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, когда указанные акты устанавливают более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с действовавшим локальным актом.


Действия руководителя образовательной организации по соблюдению прав участников образовательного процесса Установить наличие, провести анализ и экспертизу локальных и индивидуальных нормативных правовых актов, документов и материалов образовательной организации, локальные акты образовательной организации действуют только в пределах самой образовательной организации и не могут регулировать отношения, складывающиеся вне организации. В соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников.


Продолжение В соответствии с п. 4 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией. В соответствии с п. 2 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности,


Продолжение в том числе регламентирующие: правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.


Локальные нормативные акты В образовательной организации обязательно наличие локальных нормативных актов образовательной организации, закрепляющих права обучающихся по вопросам: предоставления условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции; обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы; выбора факультативных (необязательных для данного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность (после получения основного общего образования);


Продолжение участия в управлении образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом; пользования лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации; поощрения за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности; посещения мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом (привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается).


Продолжение В образовательной организации обязательно наличие локальных нормативных актах образовательной организации закрепляющих прав родителей (законных представителей) по вопросам: ознакомления с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательного процесса; ознакомления с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей; получения информации о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, согласия на проведение таких обследований или участия в таких обследованиях, отказа от их проведения или участия в них, получения информации о результатах проведенных обследований обучающихся;


Продолжение В образовательной организации обязательно наличие локальных нормативных актов образовательной организации, закрепляющих права педагогических и иных работников образовательной организации по вопросам: конкретных трудовых (должностных) обязанностей (трудовой договор и должностная инструкция), соотношения учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника, режима рабочего времени и времени отдыха работника.


Размещение материалов на официальном сайте образовательной организации Согласно ч.2 ст. 29 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обеспечивает открытость и доступность: 1) информации: а) о дате создания образовательной организации, об учредителе, учредителях образовательной организации, о месте нахождения образовательной организации и ее филиалов (при наличии), режиме, графике работы, контактных телефонах и об адресах электронной почты; б) о структуре и об органах управления образовательной организацией; в) о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой;


Продолжение г) о численности обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц; д) о языках образования; е) о федеральных государственных образовательных стандартах, об образовательных стандартах (при их наличии); ж) о руководителе образовательной организации, его заместителях, руководителях филиалов образовательной организации (при их наличии); з) о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы;


Продолжение и) о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности (в том числе о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, об условиях питания и охраны здоровья обучающихся, о доступе к информационным системам и информационно- телекоммуникационным сетям, об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся); к) о направлениях и результатах научной (научно- исследовательской) деятельности и научно-исследовательской базе для ее осуществления (для образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования);


Продолжение л) о результатах приема по каждой профессии, специальности среднего профессионального образования (при наличии вступительных испытаний), каждому направлению подготовки или специальности высшего образования с различными условиями приема (на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц) с указанием средней суммы набранных баллов по всем вступительным испытаниям, а также о результатах перевода, восстановления и отчисления; м) о количестве вакантных мест для приема (перевода) по каждой образовательной программе, по профессии, специальности, направлению подготовки (на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц);


Продолжение н) о наличии и об условиях предоставления обучающимся стипендий, мер социальной поддержки; о) о наличии общежития, интерната, количестве жилых помещений в общежитии, интернате для иногородних обучающихся, формировании платы за проживание в общежитии; п) об объеме образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц; р) о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года; с) о трудоустройстве выпускников;


Продолжение 2) копий: а) устава образовательной организации; б) лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями); в) свидетельства о государственной аккредитации (с приложениями); г) плана финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации, утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации порядке, или бюджетной сметы образовательной организации; д) локальных нормативных актов, предусмотренных частью 2 ст.30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, коллективного договора;


Продолжение 3) отчета о результатах самообследования. 4) документа о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе образца договора об оказании платных образовательных услуг, документа об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе; 5) предписаний органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчетов об исполнении таких предписаний; 6) иной информации, которая размещается, опубликовывается по решению образовательной организации и (или) размещение, опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом.

2. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.

3. При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов).

4. Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией.

Комментарий к Ст. 30 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Комментируемая статья является новой для отечественного образовательного законодательства. Отдельное упоминание о локальном нормотворчестве образовательных организаций содержал Закон N 3266-1, однако данные положения носили эпизодический характер и были "разбросаны" по отдельным статьям нормативного акта.

Пункт 1 комментируемой статьи закрепляет правомочие образовательной организации на принятие локальных нормативных актов. В компетенции образовательного учреждения, а в его лице выступают в различных комбинациях учредитель, совет образовательного учреждения, педагогический совет, попечительский совет, родительский комитет, объединения обучающихся, иные органы управления образовательной организацией при их наличии, находятся педагогический, воспитательный процесс, права и обязанности обучающихся, регламентация и оформление договорных взаимоотношений образовательной организации, взаимоотношения администрации учебного заведения и общественных организаций, объединений обучающихся, создание и функционирование хозяйственных обществ, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности и некоторые другие вопросы. Компетенция образовательной организации определена .

Более того, акты локального регулирования, поскольку отношения, складывающиеся в сфере образования, носят комплексный характер, регулируют отношения в сфере социальной защиты, бюджетного финансирования, налогового обложения, труда.

Наличие и качество уставных и иных документов, регламентирующих деятельность образовательной организации, является критерием оценки эффективности работы государственных образовательных учреждений.

Пункт 2 комментируемой статьи закрепляет определенный перечень вопросов, по которым образовательная организация вправе принять локальные нормативные акты, а иногда и обязана это сделать.

Обязательным является принятие устава образовательной организацией, правил приема в образовательную организацию, положения о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе образца договора об оказании платных образовательных услуг, документа об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе, правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, коллективного договора, плана финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации или бюджетной сметы образовательной организации, положения о формах получения образования (экстернат, самообразование по индивидуальным программам, положение о семейном образовании, положение о свободном посещении учебных занятий и др.).

В рамках локальных нормативных актов должны быть урегулированы вопросы участия обучающихся в формировании содержания своего профессионального образования при условии соблюдения федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и высшего образования, образовательных стандартов; порядок пользования лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации; предоставления обучающимся по основным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования по очной форме обучения жилого помещения в общежитии при наличии соответствующего специализированного жилищного фонда у таких организаций; порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения; порядок бесплатного пользования библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности.

В рамках подзаконных нормативных актов и инструктивных писем Минобрнауки России разрабатывает примерные перечни локальных актов образовательного учреждения, например, обеспечивающих реализацию внеурочной деятельности в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования*(34), те акты, в которые потребуется вносить изменения в связи с использованием электронного журнала*(35).

Порядок принятия локальных нормативных актов устанавливается уставом образовательной организации.

Законодатель, обеспечивая демократичный порядок создания локального акта и соблюдая нейтралитет образовательной организации во внутренних делах, создает некий механизм "сдержек и противовесов" внутри учебного заведения в виде различных органов управления и самоуправления, устанавливая обязательность их участия при принятия решений, тем самым инициируя процессы внутреннего контроля и согласуемости предпринимаемых действий и актов.

Предметом внимания в судебном порядке несоблюдение процедуры принятия локального акта становится только в контексте рассмотрения дела по иным основаниям*(36), если это имеет существенное значение для правильного разрешения дела судом.

Мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, как правило учитывается путем включения в общее собрание представителя (руководителя) совета обучающихся, родителей, представительного органа обучающихся.

Участие представительного органа работников (при наличии такого представительного органа) при принятии локального акта определяется, как правило, коллективным договором, соглашениями. Трудовой кодекс Российской Федерации устанавливает порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов (ст. 372). Работодатель направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, который не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.

В случае если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации в целях достижения взаимоприемлемого решения.

При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Выборный орган первичной профсоюзной организации также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора.

Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.

Мнение представительного органа работников учитывается при реорганизации или ликвидации организации; введении технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников, формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, утверждении порядка проведения аттестации, при установлении системы оплаты труда, конкретных размеров повышения оплаты труда, форм расчетного листка, применении системы нормирования труда, при введении, замене и пересмотре норм труда, утверждении правила внутреннего трудового распорядка, наложении дисциплинарного взыскания.

Пункт 4 комментируемой статьи повторяет соответствующее положение, закрепленное в ст. 8 Трудового кодекса РФ . В тех случаях, когда нормы локального акта ухудшают положение работников или снижают уровень гарантий по сравнению с установленным образовательным или трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, они не подлежат применению. Применяются нормы соответственно образовательного законодательства либо трудового законодательства, а такой акт подлежит отмене. В случае несогласия работодателя - в административном или судебном порядке.