Трудовой арбитраж представляет собой орган по рассмотрению коллективного трудового спора. Временный трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров для рассмотрения данного коллективного трудового спора. Решением соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений при ней может создаваться постоянно действующий трудовой арбитраж для рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, передаваемых ему для рассмотрения по соглашению сторон.

Не позднее следующего рабочего дня после дня составления протокола разногласий по завершении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, либо после истечения срока, в течение которого стороны коллективного трудового спора должны достичь соглашения относительно кандидатуры посредника, либо после оформления протокола об отказе сторон или одной из сторон коллективного трудового спора от рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника стороны коллективного трудового спора обязаны провести переговоры о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

При согласии сторон коллективного трудового спора о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже ими заключается соответствующее соглашение, содержащее условие об обязательном выполнении сторонами решений трудового арбитража, после чего стороны коллективного трудового спора обязаны при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства в срок до двух рабочих дней, а при разрешении коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства в срок до четырех рабочих дней создать совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров временный трудовой арбитраж для рассмотрения данного коллективного трудового спора либо передать его на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж, созданный при соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Состав и регламент временного трудового арбитража устанавливаются решением работодателя (представителя работодателей), представителя работников и государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров. В постоянно действующем трудовом арбитраже порядок формирования состава трудового арбитража для разрешения конкретного трудового спора и его регламент определяются положением о постоянно действующем трудовом арбитраже (уставом постоянно действующего трудового арбитража), утверждаемым соответствующей трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений может утверждаться типовое положение о постоянно действующем трудовом арбитраже (типовой устав постоянно действующего трудового арбитража).

Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон данного спора при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства в срок до трех рабочих дней, а при разрешении коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства – в срок до пяти рабочих дней со дня создания временного трудового арбитража или передачи коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж.

Трудовой арбитраж рассматривает обращения сторон коллективного трудового спора; получает необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора; информирует в случае необходимости органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора; принимает решение по существу коллективного трудового спора.

Решение трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора передается сторонам этого спора в письменной форме.

В случаях, когда в соответствии с частями первой и второй статьи 413 настоящего Кодекса в целях разрешения коллективного трудового спора не может быть проведена забастовка, рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже является обязательным и решение трудового арбитража имеет для сторон обязательную силу независимо от наличия соглашения сторон по данному вопросу. При этом, если стороны не приходят к соглашению о создании временного трудового арбитража, его составе и регламенте либо о передаче коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж, решение по этим вопросам принимает соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.

Зачастую такие конфликты не угасают сами по себе, а только разгораются и приносят имущественный ущерб, как предприятию, так и обществу в целом. Для их урегулирования разработана специальная система действий по примирению сторон.

Этапы рассмотрения

Под коллективными трудовыми спорами понимаются возникшие разногласия между коллективом предприятия (организации) и его руководством. Причиной этого может стать любое возникшее и неразрешённое противоречие, из которого стороны не смогли или не захотели найти компромиссный выход.

Как правило, отказ в поиске разумных путей для решения вопроса , исходит от руководства предприятия, которое добивается послушания сотрудников, не видя бесполезности своего упорства. Политическая слепота в управлении стихией сбоя отношений, резко или постепенно приводит к утрате авторитета руководства в среде сотрудников, и коллектив становится автономной и самоуправляемой системой.

В глубине этого деструктивного процесса лежит желание разрушать отжившие отношения, а не созидать новые. Право на решение спора закреплено статьёй 37 Конституции РФ. Развитие и усугубление противоречий может привести к принятию коллективом решения о забастовке. Но эта крайняя мера воздействия на безразличие руководства к назревшим на предприятии вопросам, экономически не эффективна.

Государство не остаётся в стороне от экономического развитии предприятия, позиционируя восстановление здорового морального микроклимата в коллективе. Это обеспечивается примирительными процедурами, призванными перевести течение конфликта в мирное русло, основанное на доводах разума и диалоге оппонентов.

Примирительные процедуры состоят из трёх этапов:

  1. Создание примирительной комиссии.
  2. Приглашение посредника.
  3. Создание трудового арбитража.

Создание примирительной комиссии осуществляется практически сразу, если руководство отказывается выслушать и рассмотреть претензионные доводы другой позиции. Когда руководство (трудовой коллектив) препятствует примирению или остаётся, к нему равнодушен – на третий день безуспешных попыток, профессиональный союз предприятия (или иной субъект), обязан создать примирительную комиссию .

Примирительная комиссия создаётся приказом сроком на 5 рабочих дней. Её деятельность предполагает примирение сторон, которое должно быть утверждено протоколом.

При отсутствии результата, ожидаемого от примирительной комиссии, ей даётся срок в 3 дня для принятия решения о переводе деятельности по примирению сторон на следующий этап, который может быть связан с приглашением посредника или созданием трудового арбитража.

Участие посредника

Приглашение посредника как этап решения трудового спора является компетенцией примирительной комиссии. Этот вопрос она должна решить в течение 3 дней с момента, определённого решением собрания и оформленного протоколом. Комиссия решает не только вопрос о приглашении посредника, но и выбирает его кандидатуру с учётом опыта специалиста и специфики ситуации, ставшей причиной конфликта. Если комиссия не придёт к единому мнению в отношении кандидатуры посредника – конфликт будет решаться посредством трудового арбитража.

Посредничество – участие в трудовых спорах с целью примирения сторон, которое осуществляется компетентным лицом, как в отношении ведения переговоров, так и с точки зрения информированности по предмету спора. Например, если конфликт разгорелся из-за недостаточно высокой зарплаты – может быть, приглашён финансист, который сможет осветить вопрос с разных сторон и предельно объективно.

Он же сможет предложить сторонам различные варианты решения подобных ситуаций и помочь им выйти из тупика узкого субъективного взгляда на проблему. Если основой конфликта стали условия труда – то это может быть медицинский работник, который поможет выделить самые значимые места проблемы, небезразличные для здоровья или дать полезные рекомендации. Как универсальный вариант – посредником может быть специалист трудовой инспекции, юрист или психолог.

Цель и обязанность посредника – в мягком, безболезненном влиянии на конфликтную ситуацию путём ведения переговоров. Важным условием для посредника должна быть его непредвзятость, независимость. Он не должен являться представителем трудового коллектива, его статус приглашённого лица обязателен.

Особого требования к посреднику не предъявляется, он имеет право участвовать в решении спора и примирении сторон по собственному усмотрению – так, как ему представляется наиболее удобно.

Во многих случаях именно работа посредника, сглаживающего все острые углы в общении сторон, приводит к великолепному результату.

Весь этап работы при помощи приглашённого посредника составляет 10 дней. Первые 3 дня уходят на работу примирительной комиссии, которая принимает решение:

  1. Приглашать ли посредника в принципе (не приглашать).
  2. Если приглашать – то чья кандидатура станет наиболее полезной.
  3. Пользоваться ли для выбора кандидатуры рекомендациями Службы по урегулированию трудовых споров или подобрать кандидатуру по собственному усмотрению.

После приглашения, на реализацию проекта, разработанного посредником, даётся ещё 7 дней для непосредственной работы.

Заключение

Как видно, на предприятии – дело достаточно сложное, в результате развития конфликта включаются мощные рычаги воздействия на ситуацию, но не всегда это приводит к восстановлению разрушенных взаимоотношений между сторонами. Поэтому в условиях разворачивания непонимания между позицией руководства и претензиями трудового коллектива, необходимо срочное реагирование на возникновение деструктивной ситуации. А в случае просрочки – пользоваться любой возможностью возвращения к мирной трудовой деятельности.

Трудовой арбитраж представляет собой орган по рассмотрению коллективного трудового спора. Временный трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров для рассмотрения данного коллективного трудового спора. Решением соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений при ней может создаваться постоянно действующий трудовой арбитраж для рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, передаваемых ему для рассмотрения по соглашению сторон.

Не позднее следующего рабочего дня после дня составления протокола разногласий по завершении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, либо после истечения срока, в течение которого стороны коллективного трудового спора должны достичь соглашения относительно кандидатуры посредника, либо после оформления протокола об отказе сторон или одной из сторон коллективного трудового спора от рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника стороны коллективного трудового спора обязаны провести переговоры о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

(см. текст в предыдущей редакции)

При согласии сторон коллективного трудового спора о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже ими заключается соответствующее соглашение, содержащее условие об обязательном выполнении сторонами решений трудового арбитража, после чего стороны коллективного трудового спора обязаны при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства в срок до двух рабочих дней, а при разрешении коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства в срок до четырех рабочих дней создать совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров временный трудовой арбитраж для рассмотрения данного коллективного трудового спора либо передать его на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж, созданный при соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

(см. текст в предыдущей редакции)

Состав и регламент временного трудового арбитража устанавливаются решением работодателя (представителя работодателей), представителя работников и государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров. В постоянно действующем трудовом арбитраже порядок формирования состава трудового арбитража для разрешения конкретного трудового спора и его регламент определяются положением о постоянно действующем трудовом арбитраже (уставом постоянно действующего трудового арбитража), утверждаемым соответствующей трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений может утверждаться типовое положение о постоянно действующем трудовом арбитраже (типовой устав постоянно действующего трудового арбитража).

(см. текст в предыдущей редакции)

Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон данного спора при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства в срок до трех рабочих дней, а при разрешении коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства - в срок до пяти рабочих дней со дня создания временного трудового арбитража или передачи коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж.

Трудовой арбитраж рассматривает обращения сторон коллективного трудового спора; получает необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора; информирует в случае необходимости органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора; принимает решение по существу коллективного трудового спора.

(см. текст в предыдущей редакции)

Комментарий к статье 404

1. Новая редакция ст. 404 исправляет неточности, допущенные законодателем, и дополняет ее нормой, регламентирующей порядок создания трудового арбитража в тех случаях, когда работники не могут прибегнуть к организации забастовки. Это очень важное дополнение, которое восполняет существовавший продолжительное время пробел. Надо отметить, что исправлено и противоречие в наименовании принимаемого трудовым арбитражем акта: теперь во всех частях статьи указанный акт назван решением.

2. Трудовой арбитраж является одним из примирительных органов, создаваемых для рассмотрения конкретного коллективного трудового спора. Как и примирительная комиссия, он действует лишь в период рассмотрения спора.

3. Добровольный характер трудового арбитража проявляется прежде всего в том, что он может быть создан только по соглашению сторон. Если работодатель уклоняется от создания трудового арбитража, работники могут приступить к проведению забастовки (ст. 406 ТК), но создать арбитраж и рассмотреть в нем спор вопреки воле одной из сторон спора невозможно (за исключением случаев, предусмотренных ч. 7 ст. 404).

4. Трудовой арбитраж создается при непосредственном участии сторон: они избирают трудовых арбитров. Это также одно из проявлений добровольного характера трудового арбитража. И наконец, решение арбитража выполняется исключительно в добровольном порядке - стороны заключают специальное соглашение об этом. Механизма принуждения к исполнению решения не существует.

5. В образовании трудового арбитража участвуют представители работников и представители работодателя (работодателей), заинтересованные в разрешении спора, и государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.

По смыслу комментируемой статьи и в соответствии с положениями Рекомендация МОТ N 92 "О добровольном примирении и арбитраже" (1951) любая из сторон может проявить инициативу и предложить перейти к рассмотрению спора в трудовом арбитраже, но создается он совместно сторонами. Сформировать трудовой арбитраж без участия работодателя (если он уклоняется от продолжения примирительных процедур) невозможно.

Для создания трудового арбитража необходимо обратиться в государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров, поскольку он специально назван в качестве одного из участников формирования трудового арбитража.

6. Роль данного государственного органа заключается в регистрации коллективного трудового спора и оказании сторонам содействия по его разрешению. Он формирует список трудовых арбитров (см. коммент. к ст. 407), он же может рекомендовать конкретные кандидатуры для включения в данный состав трудового арбитража и участвует в определении регламента и полномочий трудового арбитража.

7. Трудовой арбитраж создается в срок не позднее 3 рабочих дней со дня окончания предыдущей примирительной процедуры.

Если работодатель (представитель работодателя) уклоняется от создания примирительной комиссии или участия в ее работе, представители работников могут обратиться в соответствующий государственный орган по вопросу формирования трудового арбитража. Такое же право предоставлено представителю работодателя (работодателей), если от создания примирительной комиссии или участия в ее работе уклоняются представители работников (п. п. 5, 6 Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже, утв. Постановлением Минтруда России от 14 августа 2002 г. N 59 (Бюллетень Минтруда России. 2002. N 8) (далее - Рекомендации N 59).

8. В соответствии с законом к рассмотрению спора в трудовом арбитраже можно перейти в следующих случаях:

При недостижении согласия в примирительной комиссии, если стороны в качестве следующей примирительной процедуры выбрали рассмотрение спора в трудовом арбитраже;

При недостижении соглашения по поводу кандидатуры посредника;

При недостижении согласованного решения на стадии посредничества, если стороны решили продолжить примирительные процедуры;

При уклонении одной из сторон коллективного трудового спора от участия в создании или работе примирительной комиссии;

При рассмотрении коллективного трудового спора в организациях, в которых законом запрещено или ограничено проведение забастовок (ст. 406 ТК).

9. Состав трудового арбитража для рассмотрения конкретного спора формируется по соглашению сторон, поскольку примирительный орган должен быть авторитетным и пользоваться доверием участников спора. Только в этом случае его деятельность может оказаться эффективной.

В качестве трудовых арбитров могут быть избраны любые независимые специалисты по выбору сторон. На практике иногда в качестве трудовых арбитров пытаются привлечь руководителей вышестоящего профсоюзного органа или хозяйственной организации. Такой подход к формированию трудового арбитража представляется ошибочным, поскольку и вышестоящий профсоюз, и вышестоящий орган управления не могут быть абсолютно беспристрастными при рассмотрении разногласий подчиненных им субъектов.

10. При создании трудового арбитража стороны могут воспользоваться и рекомендациями органа по урегулированию коллективных трудовых споров, которым составляются ежегодно пересматриваемые списки лиц, рекомендуемых к привлечению в качестве трудовых арбитров. Списки составляются с учетом предложений представителей работников и работодателей по согласованию с лицами, рекомендуемыми в качестве трудовых арбитров, и содержат следующие сведения: фамилию, имя, отчество, возраст, образование, место работы, специальность и занимаемую должность, другие сведения, отражающие практический опыт работы в области социально-трудовых отношений и урегулирования трудовых споров.

11. Организация подготовки арбитров, проверка их квалификации, выдача документов, удостоверяющих их статус, и официальное утверждение списка относятся к компетенции соответствующих государственных органов (см. коммент. к ст. 407).

В качестве трудовых арбитров могут выступать и работники указанных органов (см. коммент. к ст. 407). Статус трудового арбитра связан с рассмотрением конкретного коллективного трудового спора, т. е. определенные лица избираются сторонами в качестве трудовых арбитров и пребывают ими в течение срока деятельности трудового арбитража. Затем они возвращаются к выполнению своей основной работы и трудовыми арбитрами уже не считаются.

На время разрешения коллективного трудового спора они освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка (ст. 405 ТК).

12. Поскольку трудовой арбитраж создается как независимый третейский орган, в его состав не могут входить представители работников и работодателей, участвующих в данном споре.

13. Факт создания трудового арбитража, а также его состав с указанием председателя подтверждаются в письменной форме. Рекомендации N 59 советуют оформить эти действия протоколом совместного заседания представителей сторон и государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров, примерная форма которого предусмотрена Приложением 1 к Рекомендациям N 59.

Протокол подписывается представителями сторон и соответствующего государственного органа. Дата его подписания считается днем создания трудового арбитража.

В протоколе рекомендуется отразить условия участия трудовых арбитров в рассмотрении коллективного трудового спора, согласовав эти условия с трудовыми арбитрами, руководителями организаций, где они работают, и государственным органом (п. 10 Рекомендаций N 59).

Одновременно с созданием трудового арбитража стороны и государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров определяют регламент работы и уточняют его полномочия, указанные в ч. 5 комментируемой статьи. Эти сведения также отражаются в письменном решении.

14. Дата подписания решения считается днем создания трудового арбитража. С этого дня исчисляется 5-дневный (в рабочих днях) срок, установленный для рассмотрения коллективного трудового спора в трудовом арбитраже. Этот срок в случае необходимости может быть продлен по согласованию сторон (см. коммент. к ст. 401).

15. Для реализации возложенных на него задач трудовой арбитраж наделен соответствующими полномочиями. Он может: запрашивать и получать документы и сведения, касающиеся коллективного трудового спора; заслушивать объяснения и обращения сторон; принимать решение по существу спора. В случае необходимости - информировать органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора.

В решении о создании трудового арбитража стороны и государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров могут указать конкретные полномочия, которыми наделяются трудовые арбитры для разрешения данного спора. Например, право опросить работников организации привлечь эксперта или консультанта.

Запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения по существу коллективного трудового спора;

Заслушивать объяснения и обращения сторон коллективного трудового спора;

Приглашать на заседания специалистов, компетентных в вопросах данного коллективного трудового спора;

Требовать от представителей сторон доведения решений трудового арбитража до сведения трудового коллектива;

Предлагать возможные варианты разрешения коллективного трудового спора (п. 15 Рекомендаций N 59).

16. Трудовой арбитр должен:

Знать действующее трудовое законодательство, в частности правовые нормы о коллективных договорах и соглашениях и порядке разрешения коллективных трудовых споров;

Владеть методами ведения договорного процесса. Желательно его знакомство с основными принципами работы профсоюзных организаций, действующей системой работы с жалобами работников, кадровой политикой и другими сторонами жизни организации, являющейся стороной в коллективном трудовом споре;

Уметь анализировать ситуацию, тщательно оценивать возможные результаты своих предложений и рекомендаций, стремиться к завершению коллективного трудового спора на этапе рассмотрения в трудовом арбитраже. Он должен быть готов дать сторонам предложения и альтернативы по процедуре и существу договорного процесса для того, чтобы помочь успешному ходу переговоров, и не оказывать давления на представителей сторон (приложение 3 к Рекомендациям N 59).

17. Важно подчеркнуть необходимость добросовестного отношения каждого трудового арбитра к возложенным на него обязанностям. Трудовой арбитраж должен детально исследовать все материалы дела, проверить полномочность представителей сторон, существо возникших разногласий, установить по возможности все обстоятельства, имеющие значение для урегулирования конфликта.

18. Трудовые арбитры обязаны сохранять государственную, служебную и коммерческую тайну при осуществлении примирительных процедур.

Конфиденциальная информация, доверенная трудовым арбитрам в процессе рассмотрения трудового спора, не должна распространяться и использоваться ими прямо или косвенно для личной или иной выгоды.

Позиции представителей каждой стороны, ее планы и предложения, высказанные трудовым арбитрам конфиденциально, не должны передаваться другой стороне без предварительного на то согласия лиц, предоставивших соответствующую информацию.

Трудовой арбитр не должен принимать вознаграждение или ценные подарки от представителей сторон коллективного трудового спора (приложение 3 к Рекомендациям N 59).

19. Для обеспечения нормальной деятельности трудового арбитража необходимо решение ряда вопросов, прежде всего о предоставлении помещения, обеспечении средствами оргтехники и обслуживающим персоналом (секретарь и т. п.), оплате, в случае необходимости, консультации специалиста и других подобных мероприятий.

Кодекс не регламентирует организационного и финансового обеспечения деятельности трудовых арбитражей. Такого рода проблемы должны оговариваться при создании этого примирительного органа и решаться в определенной мере за счет сторон спора. Вместе с тем с учетом международно-правовых норм (в соответствии с подп. 1 п. 3 Рекомендации МОТ N 92 примирительная процедура должна быть бесплатной) было бы целесообразно в перспективе возложить организационно-техническое обеспечение работы трудового арбитража на государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров, тем более что они призваны оказывать содействие в разрешении коллективных трудовых споров.

20. Процедура рассмотрения спора трудовым арбитражем (регламент его работы) определяется сторонами и государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров при создании названного органа. Регламентом могут быть установлены продолжительность ежедневных заседаний; правила замены одного из арбитров в случае болезни и других непредвиденных обстоятельств; очередность объяснений сторон по существу спора; возможность отвода арбитров и т. п. (п. 12 Рекомендаций N 59).

Закон устанавливает лишь два требования относительно порядка работы трудового арбитража. Во-первых, он должен рассматривать коллективный трудовой спор с участием представителей сторон (ч. 4 комментируемой статьи); следовательно, проведение заседаний в отсутствие одной или обеих сторон недопустимо. Из этого правила может быть только одно исключение: когда представитель работников или представитель работодателя (работодателей) в письменной форме обратился с просьбой разрешить спор без него, другая сторона согласилась, а арбитраж счел это возможным. На практике такие ситуации исключительно редки.

Второе требование касается предмета спора. Поскольку трудовой арбитраж представляет собой примирительный орган, созданный для разрешения конкретного спора, и является, как правило, вторым (а иногда и третьим) органом, пытающимся примирить стороны, на его рассмотрение выносится только протокол разногласий, составленный примирительной комиссией или посредником совместно с участниками спора. Иными словами, предмет спора - круг вопросов, по которым стороны не смогли достигнуть согласия, в процессе разрешения спора может только сужаться за счет достижения определенных компромиссов. Недопустимо выносить на обсуждение в трудовом арбитраже требования, не рассматривавшиеся примирительной комиссией.

21. Процедура рассмотрения спора трудовым арбитражем состоит из нескольких этапов:

Изучение документов и материалов, представленных сторонами;

Заслушивание представителей сторон;

Заслушивание свидетелей и экспертов, если в этом есть необходимость;

22. Результатом рассмотрения коллективного трудового спора в трудовом арбитраже является принятие решения по его урегулированию. Оно составляется в письменной форме, подписывается трудовыми арбитрами и передается сторонам коллективного трудового спора.

Решение принимается с учетом всех обстоятельств дела в строгом соответствии с действующими законами и иными нормативными правовыми актами в сфере труда.

Решение обязательно для сторон в силу заключенного соглашения о его выполнении. Соглашение должно быть заключено и оформлено в письменной форме до создания трудового арбитража либо одновременно с его созданием.

23. Решение трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора должно оформляться в письменной форме.

24. В Москве в порядке эксперимента создано и действует учреждение "Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров" (Постановление Правительства Москвы от 11 сентября 2001 г. N 840-ПП "О создании учреждения "Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров" // Вестник мэрии Москвы. 2001. N 36). Его учредителями выступили Московская федерация профсоюзов, Московская конфедерация промышленников и предпринимателей, Комитет общественных и межрегиональных связей правительства Москвы и специализированная коллегия адвокатов "Инюрколлегия".

Это учреждение не является судом и не относится к судебной системе. Оно не осуществляет правосудия и не принимает решений, обеспеченных государственным принуждением. Его основная задача - содействие разрешению коллективных трудовых споров путем оказания работникам и работодателям помощи при создании трудовых арбитражей для рассмотрения конкретных коллективных трудовых споров и обеспечение их деятельности, в частности предоставление им помещения для заседаний, нормативной базы.

Надо отметить, что создание и деятельность трудовых арбитражей должны строиться в строгом соответствии с действующим федеральным законодательством. Ни стороны, ни учреждение "Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров" не вправе менять процедуру разрешения коллективного трудового спора, последовательность проведения примирительных процедур, порядок формирования трудового арбитража и т. п. Иными словами, это учреждение создавалось не для того, чтобы привнести нечто новое в порядок рассмотрения коллективных трудовых споров, а с единственной целью - обеспечить более эффективное разрешение трудовых конфликтов на основе действующего ТК. Недаром в качестве основной цели его деятельности названы урегулирование и ликвидация конфликтов, возникающих между работодателями и трудовыми коллективами, правовое и организационное обеспечение работы по защите прав и законных интересов социальных партнеров.

Наряду с оказанием сторонам коллективного трудового спора содействия в создании трудового арбитража учреждение "Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров" выполняет ряд других - "смежных" - задач. К их числу необходимо отнести, например, распространение информации о деятельности трудовых арбитражей и учреждения, т. е. доведение до сведения заинтересованных лиц данных о составе трудовых арбитров, рассмотренных трудовых спорах, сложившейся практике применения законодательства о коллективных трудовых спорах, толковании сложных положений ТК и т. п.

25. Часть 7 комментируемой статьи предусматривает порядок создания трудового арбитража в обязательном порядке в тех случаях, когда работники не имеют права прибегнуть к использованию такого средства разрешения коллективного трудового спора, как забастовка.

Обязанность создать трудовой арбитраж, если проведение забастовки невозможно, была предусмотрена ст. 406 ТК. Однако указанная норма вступала в противоречие с положением ч. 1 ст. 404 ТК, устанавливающим, что трудовой арбитраж создается лишь в случае заключения сторонами спора соглашения об обязательном выполнении его решения. Теперь это противоречие устранено: трудовой арбитраж в порядке исключения создается при отсутствии такого соглашения. При этом принятое им решение обязательно для сторон в силу указания закона.

Особые правила установлены и для определения состава арбитров, регламента и полномочий трудового арбитража в случае применения ч. 7 комментируемой статьи. В отличие от общего подхода - принятия решения по этим вопросам исключительно по соглашению сторон - при создании трудового арбитража в обязательном порядке такое решение может принять государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров без согласования со сторонами спора. Это решение принимается, если стороны спора не могут прийти к соглашению.

  • Сроки для работодателей
  • Последствия пропуска срока
  • Наличие индивидуального трудового спора основание для применения срока давности
  • Начало течения срока по трудовым спорам.
  • 9.Международно-правовые акты, регламентирующие процедуры рассмотрения трудовых споров. Международно-правовые акты, регламентирующие процедуры рассмотрения и разрешения трудовых споров
  • 10.Нормы Конституции рф, имеющие концептуальное значение для рассмотрения трудовых споров. Нормы Конституции рф, имеющие концептуальное значение для рассмотрения и разрешения трудовых споров
  • 11.Трудовой кодекс рф – основной кодифированный нормативный правовой акт, регулирующий порядок рассмотрения и разрешения трудовых споров.
  • 12.Положения Гражданского процессуального кодекса рф, касающиеся рассмотрения судом индивидуальных трудовых споров. Положения гпк рф, касающиеся рассмотрения судом индивидуальных трудовых споров
  • 13.Подзаконные акты по трудовым спорам.
  • 15.Виды органов, рассматривающих и разрешающих индивидуальные трудовые споры, и их правовой статус. Процедуры рассмотрения индивидуальных трудовых споров.
  • 16.Виды органов, рассматривающих коллективные трудовые споры, и их правовой статус. Этапы примирительных процедур при рассмотрении коллективного трудового спора.
  • 17.Государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров.
  • 18.Понятие и признаки индивидуального трудового спора.
  • 19.Понятие и значение подведомственности индивидуальных правовых споров.
  • 20.Индивидуальные трудовые споры, подведомственные комиссии по трудовым спорам.
  • 21.Индивидуальный трудовые споры, подведомственные непосредственно суду.
  • 22.Разрешение возникших разногласий самими спорящими сторонами (доюрисдикционная стадия).
  • 23.Альтернативная процедура урегулирования трудовых споров с участием посредника (процедура медиации)
  • 24.Порядок образования комиссий по трудовым спорам. Комиссия по трудовым спорам структурных подразделений.
  • 25.Порядок рассмотрения индивидуальных правовых споров комиссией по трудовым спорам.
  • 26.Порядок принятия решения комиссией по трудовым спорам, содержание решения комиссии по трудовым спорам.
  • 27.Порядок обжалования решения комиссии по трудовым спорам.
  • 28. Компетенция судов при рассмотрении индивидуальных трудовых споров. Территориальная подсудность трудовых споров.
  • 29.Предъявление иска по индивидуальному трудовому спору
  • 30. Подготовка трудового дела к судебному разбирательству.
  • 31.Единоличное и коллегиальное рассмотрение индивидуального трудового спора. Заочное производство.
  • 32.Предмет и бремя доказывания в индивидуальных трудовых спорах.
  • 33.Решение суда по индивидуальному трудовому спору.
  • 34.Рассмотрение и разрешение индивидуальных споров в кассационном и надзорном порядке.
  • 35. Споры о заключении трудового договора.
  • 36.Споры о переводах на другую работу.
  • Взыскание заработной платы
  • 37.Споры о расторжении трудового договора по инициативе работника (по собственному желанию)
  • 38.Споры о расторжении трудового договора по инициативе работодателя в случае сокращения численности или штата работников.
  • 39.Споры о расторжении трудового договора по инициативе работодателя в случае несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе.
  • 40. Споры о расторжении трудового договора в случае неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей.
  • 41.Споры о расторжении трудового договора по инициативе работодателя в случае однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей.
  • 42.Споры о рабочем времени и времени отдыха.
  • 43. Споры об оплате труда, гарантиях и компенсациях.
  • 44. Споры о дисциплинарной ответственности.
  • 45. Споры о материальной ответственности работника.
  • 46. Споры о материальной ответственности работодателя.
  • 47. Порядок рассмотрения и разрешения индивидуальных трудовых споров государственных гражданских служащих.
  • 48. Особенности рассмотрения трудовых споров иностранных работников.
  • Но на территории России действуют законы России, по которым все работники равны перед законом. И россияне и иностранцы.
  • 49. Исполнение решений по индивидуальным трудовым спорам.
  • Исполнение решений по индивидуальным трудовым спорам
  • 50. Понятие, предмет коллективного трудового спора, его отграничение от коллективной защиты индивидуальных трудовых прав работников.
  • 51. Порядок разрешения разногласий самими сторонами. Момент начала коллективного трудового спора.
  • 52. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией.
  • 53. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника.
  • 54. Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.
  • 55. Гарантии работникам, участвующим в рассмотрении коллективного трудового спора.
  • 56. Понятие забастовки. Право на забастовку и его ограничение. Право на забастовку и его ограничение
  • 57. Порядок объявления забастовки. Порядок объявления забастовки
  • 58. Обязанности сторон коллективного трудового спора в ходе забастовки. Обязанности сторон коллективного трудового спора в ходе забастовки
  • 59. Незаконные забастовки.
  • Правовое положение работников в связи с проведением забастовки
  • 54. Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

    Трудовой арбитраж – орган по рассмотрению коллективного трудового спора. Временный трудовой арбитраж создается сторонами спора совместно с государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров для рассмотрения данного спора. Решением соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений при ней может создаваться постоянно действующий трудовой арбитраж для рассмотрения коллективных трудовых споров, передаваемых ему по соглашению сторон.

    Трудовой арбитраж в России является добровольным. Добровольный характер трудового арбитража проявляется прежде всего в том, что он может быть создан только по соглашению сторон. Если работодатель уклоняется от создания трудового арбитража, работники вправе приступить к проведению забастовки, однако создать арбитраж и рассмотреть в нем спор вопреки воле одной из сторон спора невозможно.

    Таким образом, отказ коллектива работников от формирования трудового арбитража не является нарушением процедуры рассмотрения и разрешения коллективного трудового спора. Данный вывод подтверждается судебной практикой.

    Так, постановлением конференции трудового коллектива ЗАО "Портовый флот" от 21 октября 2005 г. с 8 час. 10 ноября 2005 г. была объявлена бессрочная забастовка работников этой организации с предполагаемым участием в ней 700 человек; был избран забастовочный комитет и определены предложения по минимуму необходимых работ (услуг), выполняемому в период проведения забастовки.

    Администрация ЗАО "Портовый флот" обратилась в суд с заявлением о признании этой забастовки незаконной, указывая на то, что представителями работников не были в полном объеме соблюдены предусмотренные законодательством РФ сроки и процедура урегулирования коллективного трудового спора, что не позволяло трудовому коллективу начать забастовку. По мнению работодателя, мотивировка решения об объявлении забастовки не соответствует ранее выдвинутым работниками требованиям, по поводу которых возник коллективный трудовой спор, утвержденным постановлением конференции трудового коллектива ЗАО "Портовый флот" от 15 июля 2005 г. В п. 3 постановления об объявлении забастовки включено дополнительное требование, по которому не проводились примирительные процедуры.

    Заявитель полагал, что забастовка не может быть признана законной и в силу ст. 413 ТК РФ, поскольку ЗАО "Портовый флот" является организацией водного транспорта. Проведение забастовки создает угрозу жизни и здоровью людей и может нанести ущерб репутации РФ как стороны международных соглашений по морскому праву.

    Администрация ЗАО "Портовый флот" указывала также на то, что работники в установленном порядке не согласовали с работодателем минимум необходимых работ (услуг), производимых в период проведения забастовки, а представленный минимум по своему содержанию не соответствует положениям приказа Министерства транспорта РФ от 7 октября 2003 г. N 197 "Об утверждении Перечня минимума необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях (филиалах и представительствах) транспортного комплекса" и ряду других требований, вытекающих из норм и правил по обеспечению безопасности стоянки судов у причала и по снабжению судов.

    Решением Санкт-Петербургского городского суда от 7 ноября 2005 г. забастовка работников ЗАО "Портовый флот" была признана незаконной.

    В кассационной жалобе трудового коллектива ЗАО "Портовый флот" был поставлен вопрос об отмене решения как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.

    Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 16 декабря 2005 г. решение суда отменила по следующим основаниям.

    В соответствии с ч. 4 ст. 37 Конституции РФ признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

    В силу ст. 2 ТК РФ обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном Кодексом и иными федеральными законами, является одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

    Право работника на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами, также предусмотрено в ст. 21 ТК РФ.

    Как указано в ч. 2 ст. 409 ТК РФ, работники или их представители вправе приступить к организации забастовки в том случае, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

    В силу ч. 1 ст. 401 ТК РФ порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов: рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией, рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

    При этом согласно ч. 2 той же статьи лишь рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом его разрешения.

    Судом установлено, что 15 июля 2005 г. состоялась конференция трудового коллектива ЗАО "Портовый флот", на которой было принято постановление о признании заработной платы работников ЗАО "Портовый флот" не отвечающей росту потребительских цен на товары и услуги в г. Санкт-Петербурге; были утверждены требования к работодателю о повышении должностных окладов с 1 июля 2005 г. на 15% всем тем работникам, которым индексация в 2004 г. не производилась, с 1 сентября 2005 г. – на 20% всему трудовому коллективу ЗАО "Портовый флот", а членам экипажей ледоколов – на 50% комсоставу и на 30% рядовым. Тем же постановлением утвержден список представителей трудового коллектива для включения в состав комиссии по рассмотрению указанного вопроса.

    20 июля 2005 г. председателем профкома ЗАО "Портовый флот" администрации организации было направлено предложение начать переговоры по увеличению заработной платы.

    Приказом исполнительного директора ЗАО "Портовый флот" от 21 июля 2005 г. была сформирована комиссия по рассмотрению требований работников с включением в ее состав представителей трудового коллектива и представителей администрации организации, а также определена дата начала работы комиссии – 25 июля 2005 г.

    Выдвинутые работниками требования работодателем добровольно не были удовлетворены, в связи с чем в период с 25 июля по 8 августа 2005 г. работала примирительная комиссия, решением которой от 8 августа 2005 г. переговоры были отложены до 4 октября 2005 г. в связи с введением на два месяца в качестве временной меры премирования работников экипажей судов.

    Работа комиссии была продолжена 5 и 7 октября 2005 г., но соглашение об урегулировании трудового спора достигнуто не было.

    11 октября 2005 г. администрация ЗАО "Портовый флот" передала представителю работников подписанные с ее стороны документы: протокол заседания комиссии от 7 октября 2005 г., содержавший решение комиссии о переходе к рассмотрению спора в трудовом арбитраже, протокол разногласий и проект соглашения о передаче спора на рассмотрение трудового арбитража.

    12 октября 2005 г. представитель работников передал администрации проект соглашения о приглашении посредника. В тот же день администрация ЗАО "Портовый флот" направила работникам письмо, в котором обратила внимание на незавершенность примирительных процедур в силу отсутствия подписанного сторонами протокола разногласий, а также подтвердила свое согласие на передачу спора на рассмотрение трудового арбитража.

    14 октября 2005 г. работники передали администрации другой вариант протокола от 7 октября 2005 г., содержавший решение о переходе к разрешению спора с участием посредника, а также подписанный со стороны работников протокол разногласий.

    В связи с подписанием сторонами протокола разногласий работа примирительной комиссии в соответствии с ч. 1 ст. 403 ТК РФ считается завершенной, после чего стороны коллективного трудового спора переходят к продолжению примирительных процедур с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже (ч. 7 ст. 402 ТК РФ).

    Протокол заседания комиссии от 7 октября 2005 г. сторонами подписан не был в связи с возникновением между ними разногласий по поводу выбора дальнейшей формы урегулирования коллективного трудового спора: путем обращения к посреднику или в трудовой арбитраж.

    Удовлетворяя требование администрации ЗАО "Портовый флот" о признании забастовки незаконной, суд указал на то, что после рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией один из последующих этапов разрешения коллективного трудового спора является обязательным. Поскольку после отклонения администрацией общества предложения работников по кандидатуре посредника коллектив работников отказался от формирования трудового арбитража, суд счел, что объявленная забастовка являлась незаконной в связи с несоблюдением работниками процедуры разрешения коллективного трудового спора.

    Этот вывод суда основан на неправильном толковании и применении норм материального права.

    В соответствии с ч. 1 ст. 403 ТК РФ после составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора могут в течение трех рабочих дней пригласить посредника. Если в течение трех рабочих дней стороны коллективного трудового спора не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника, то они приступают к созданию трудового арбитража.

    В силу ч. 1 ст. 404 ТК РФ трудовой арбитраж создается, если стороны коллективного трудового спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений. Закон связывает возможность использования этой процедуры не с решением сторон о переходе к этой процедуре, а с фактом достижения согласия об обязательном выполнении его решений.

    Заключение соглашения – это двусторонний добровольный процесс. Норма ч. 1 ст. 404 ТК РФ не может быть истолкована иначе, как наделяющая обе стороны коллективного трудового спора свободой выбора при передаче спора на рассмотрение в трудовой арбитраж. Предоставив сторонам коллективного трудового спора право принимать добровольное решение о создании трудового арбитража, законодатель предоставил право каждой стороне, в том числе работникам, не согласиться с обязательностью этих решений и таким образом отказаться от использования указанной процедуры разрешения коллективного трудового спора.

    Ни в ст. 403, ни в ст. 404 ТК РФ нет нормы об обязательном рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже. Суд неправильно истолковал содержание ст. 404 ТК РФ как обязывающей работников заключить соглашение с работодателем о создании трудового арбитража. Сама по себе природа трудового арбитража и процедура его создания основаны именно на добровольном соглашении сторон, а не на принуждении их к заключению такого соглашения. В связи с этим создание трудового арбитража невозможно без добровольного соглашения об этом всех участников коллективного трудового спора.

    Как исключение из этого правила законодатель предусмотрел только один случай, когда создание трудового арбитража является обязательным. В соответствии с ч. 3 ст. 406 ТК РФ оно обязательно в организациях, в которых законом запрещено или ограничено проведение забастовок, т.е. в тех случаях, когда у работников отсутствует право на забастовку вообще или такое право может быть реализовано, только если оно не создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

    При применении подп. "б" ч. 1 ст. 413 ТК РФ судом не было учтено, что проведение забастовок на водном транспорте запрещено не во всех случаях, а только тогда, когда деятельность транспортной организации связана с обеспечением жизнедеятельности населения.

    В решении суда отсутствует мотивировка вывода о том, что ЗАО "Портовый флот" относится к категории организаций, в которых законом запрещено или ограничено проведение забастовок, но при этом для разрешения возникшего спора применена ч. 1 ст. 413 ТК РФ.

    В материалах дела нет достоверных данных о том, что ЗАО "Портовый флот" в своей деятельности имеет отношение к непосредственному обслуживанию населения. Применение судом данной нормы могло бы быть признано обоснованным только в том случае, если в суде с достоверностью был бы установлен факт непосредственного обслуживания населения ЗАО "Портовый флот".

    Кроме того, суд пришел к выводу, что работники при объявлении забастовки в число требований неправомерно включили дополнительное требование о восстановлении положения профсоюзного комитета, по которому не проводились примирительные процедуры.

    Как установил Верховный Суд РФ, с данным выводом суда согласиться также нельзя по следующим основаниям.

    Как следует из материалов дела, работники действительно 21 октября 2005 г. выдвинули новое требование по обеспечению деятельности профсоюза. Из протокола конференции трудового коллектива от 21 октября 2005 г. следует, что работники намерены проводить примирительные процедуры по данному требованию.

    26 октября 2005 г. профком направил работодателю письмо, в котором уведомил его о выдвижении нового требования и необходимости сообщить о принятом решении представительному органу в течение трех рабочих дней. Лишь 7 ноября 2005 г. в судебном заседании ответчику был передан приказ о создании примирительной комиссии по данному требованию.

    Таким образом, из материалов дела и из действий сторон следует, что новое требование не было поводом для объявления забастовки, а, напротив, стороны спора ясно выразили намерение разрешить новый коллективный трудовой спор и разрешают его в настоящее время в порядке, установленном законом.

    Признавая забастовку незаконной по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 413 ТК РФ, суд указал на то, что создание угрозы жизни и здоровью людей при проведении забастовки не исключено.

    Между тем, решение суда не может быть основано на предположениях. Доказательств наличия реальной угрозы жизни и здоровью людей при проведении забастовки работниками ЗАО "Портовый флот" суду представлено не было, соответственно суд в решении не дал им оценки. Наличие угрозы жизни и здоровью – это объективные факторы, существование которых зависит от фактических обстоятельств дела и которые подлежат доказыванию в каждом конкретном случае с помощью установленных законом средств доказывания. При этом выводы суда по указанному поводу должны соотноситься с выработанным сторонами коллективного спора минимумом необходимых работ, которые как раз и направлены на предупреждение негативных последствий забастовки.

    Таким образом, при рассмотрении дела суд не установил наличия непосредственной угрозы жизни и здоровью людей в результате проведения забастовки работниками ЗАО "Портовый флот", в связи с чем решение в этой части является необоснованным.

    Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решение Санкт-Петербургского городского суда отменила, дело направила на новое рассмотрение в тот же суд*(182).

    При рассмотрении коллективного трудового спора трудовой арбитраж создается в случаях:

    Уклонения одной их сторон коллективного трудового спора от участия в создании или работе примирительной комиссии;

    Недостижения сторонами согласованного решения относительно кандидатуры посредника после истечения установленного законом срока;

    Завершения рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника не позднее следующего рабочего дня после дня составления протокола разногласий;

    Рассмотрения коллективного трудового спора между работниками и работодателями организаций, в которых законодательством РФ запрещено или ограничено проведение забастовок;

    Недостижения согласия при рассмотрении коллективного трудового спора примирительной комиссией, если стороны в качестве следующей примирительной процедуры выбрали рассмотрение спора в трудовом арбитраже (п. 3 Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже, утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 14 августа 2002 г. N 59).

    Если работодатель (представитель работодателя) уклоняется от создания примирительной комиссии или участия в ее работе, представители работников могут обратиться в орган Федеральной службы по труду и занятости по вопросам формирования трудового арбитража.

    Если представители работников уклоняются от создания примирительной комиссии или участия в ее работе, представитель работодателя может обратиться в орган Федеральной службы по труду и занятости по вопросам формирования трудового арбитража.

    Трудовой арбитраж состоит из арбитров, которыми могут быть избраны любые независимые специалисты (эксперты) по выбору сторон коллективного трудового спора. Поскольку трудовой арбитраж создается как независимый третейский орган, в его состав не могут входить представители работников и работодателей, участвующих в рассмотрении коллективного трудового спора.

    Возможная компенсация затрат лицам, привлекаемым к рассмотрению коллективного трудового спора в качестве трудовых арбитров, может осуществляться по соглашению сторон коллективного трудового спора.

    Конкретные лица могут неоднократно привлекаться к рассмотрению коллективных трудовых споров в составе трудовых арбитражей. При этом общая продолжительность их участия в разрешении коллективных трудовых споров не может быть более трех месяцев в году. Это положение не распространяется на работников, для которых участие в рассмотрении коллективных трудовых споров в составе трудовых арбитражей входит в их должностные обязанности, и на лиц, не имеющих постоянного места работы.

    Решение о создании трудового арбитража, его состав, регламент работы оформляются протоколом совместного заседания представителей сторон и органа Федеральной службы по труду и занятости. Протокол подписывается представителями сторон и уполномоченного органа. Дата его подписания считается днем создания трудового арбитража.

    В протоколе следует отразить условия участия трудовых арбитров в рассмотрении коллективного трудового спора, согласовав их непосредственно с трудовыми арбитрами, руководителями организаций, где они работают, и органом Федеральной службы по труду и занятости.

    Состав и регламент временного трудового арбитража устанавливаются решением работодателя (представителя работодателей), представителя работников и государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров. Порядок формирования состава трудового постоянно действующего арбитража для разрешения конкретного трудового спора и его регламент определяются положением (уставом постоянно действующего трудового арбитража), утверждаемым соответствующей трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.

    Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон данного спора при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне в срок до трех рабочих дней, а при разрешении коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства – в срок до пяти рабочих дней со дня создания временного трудового арбитража или передачи коллективного трудового спора в постоянно действующий трудовой арбитраж.

    В случае необходимости сроки, предусмотренные для проведения примирительных процедур, могут быть продлены по соглашению сторон коллективного трудового спора.

    Процедура рассмотрения коллективного трудового спора трудовым арбитражем (регламент его работы) определяется сторонами спора и органом Федеральной службы по труду и занятости при создании трудового арбитража. Регламентом могут быть установлены:

    Продолжительность ежедневных заседаний;

    Правила замены одного из трудовых арбитров в случае болезни и при других непредвиденных обстоятельствах;

    Очередность объяснений представителей сторон по существу спора;

    Возможность и порядок отвода трудовых арбитров и т.д.

    Порядок рассмотрения коллективного трудового спора трудовым арбитражем состоит из нескольких этапов:

    1) изучение документов и материалов, представленных сторонами коллективного трудового спора;

    2) заслушивание представителей сторон коллективного трудового спора;

    3) заслушивание экспертов, если в этом есть необходимость;

    Рекомендации трудового арбитража составляются в письменной форме с учетом всех обстоятельств дела согласно действующему законодательству РФ, подписываются трудовыми арбитрами и передаются сторонам. Рекомендации принимаются с учетом всех обстоятельств дела.

    Рекомендации трудового арбитража оформляются протоколом заседания трудового арбитража. В протоколе, подписываемом членами трудового арбитража, указываются присутствующие на заседании трудовые арбитры, представители сторон спора, перечень мер, необходимых для разрешения коллективного трудового спора.

    Указанные рекомендации обязательны для сторон коллективного трудового спора в силу заключенного соглашения об их выполнении. Такое соглашение заключается и оформляется в письменной форме до создания трудового арбитража либо одновременно с его созданием.

    Для реализации возложенных на него задач трудовой арбитраж наделяется соответствующими полномочиями. Трудовой арбитраж рассматривает обращения сторон коллективного трудового спора; получает необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора; информирует в случае необходимости органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора; принимает решение по существу коллективного трудового спора.

    В решении о создании трудового арбитража стороны спора и орган Федеральной службы по труду и занятости могут указать конкретные полномочия, которыми наделяются трудовые арбитры для рассмотрения и разрешения данного спора. Например, право опросить работников, привлечь эксперта или консультанта.

    Запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения по существу коллективного трудового спора;

    Заслушивать объяснения и обращения сторон коллективного трудового спора;

    Приглашать на заседания специалистов, компетентных в вопросах рассматриваемого коллективного трудового спора;

    Требовать от представителей сторон доведения решений трудового арбитража до сведения коллектива работников;

    Предлагать возможные варианты разрешения коллективного трудового спора;

    Информировать в случае необходимости соответствующие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора.

    Трудовой арбитр обязан знать действующее трудовое законодательство, в частности, законодательство о социальном партнерстве и порядке рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров.

    Он должен владеть методами ведения договорного процесса. Кроме того, "желательно также его знакомство с основными принципами работы профсоюзных организаций, действующей системой работы с жалобами, кадровой политикой и другими сторонами жизни организации, являющейся стороной в коллективном трудовом споре"*(183).

    Трудовой арбитр должен уметь анализировать ситуацию, тщательно оценивать возможные результаты своих предложений и рекомендаций, стремиться к завершению трудового спора на этапе рассмотрения в трудовом арбитраже. Он должен быть готов дать сторонам предложения и альтернативы по процедуре и существу договорного процесса, чтобы помочь успешному ходу переговоров, и не оказывать давления на представителей сторон.

    Трудовые арбитры обязаны сохранять государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну при осуществлении своих функций во время участия в примирительных процедурах.

    Конфиденциальная информация, доверенная трудовым арбитрам в процессе рассмотрения и разрешения коллективного трудового спора, не должна распространяться и использоваться ими для получения личной или иной выгоды.

    Трудовой арбитр не должен принимать вознаграждение или ценные подарки от представителей сторон коллективного трудового спора.

    Для обеспечения нормальной деятельности трудового арбитража следует решить некоторые вопросы, к которым в первую очередь относятся предоставление помещения, обеспечение средствами оргтехники и обслуживающим персоналом, оплата в случае необходимости консультации специалиста и других подобных мероприятий.