Пластилинография "Золотая Хохлома". Мастер - класс с пошаговым фото.


Часовских Светлана Олеговна,воспитатель МДОУ № 98 М.О. Люберецкий район п. Октябрьский
Назначение: изготовление пластилинографии для образца.
Цель: Изготовление работы в стиле хохломской росписи.
Задачи: Познакомить детей с художественным народным промыслом - хохломской росписью, рассмотреть её элементы.
Закрепить навыки работы с пластилином.
Учить самим составлять узор из элементов хохломской росписи.
Воспитывать любовь и уважение к нашим русским традициям.
Развивать мелкую моторику рук.
Развивать композиционные навыки.
Материалы: пластилин восковой, картон,стека, карандаш или ручка без стержня.


Хохломская роспись – это яркое самобытное явление русского народного декоративно-прикладного искусства. Этот традиционный художественный промысел возник в XVII веке в Нижегородской губернии и получил свое название от крупного торгового села Хохлома, куда на торги свозились все деревянные изделия.
Изначально хохломская посуда изготавливалась при монастырях и предназначалась для царского двора. Впоследствии, когда на рынках появилась конкурирующая с хохломской дешевая металлическая и фаянсовая посуда, необычная окраска семеновских изделий обеспечивала их популярность и сбыт.
Так в XIX в. хохломскую посуду можно было встретить в любом уголке России, а также в Персии, Индии, Средней Азии, США и Австралии. После Всемирной выставки 1889г. в Париже резко увеличился экспорт хохломских изделий...
В 1916г. в г.Семенов была открыта Школа художественной обработки дерева, первые выпускники которой во главе с Г.П. Матвеевым организовали небольшую артель (1931г.), переросшую впоследствии в крупное производственное объединение Ордена «Знак Почета» «Хохломская Роспись».
С середины 1960-х гг. и по настоящее время предприятие «Хохломская Роспись» является крупнейшим производителем художественных изделий из дерева с хохломской росписью. Благодаря талантливому коллективу сохраняются и преумножаются традиции древних мастеров. А город Семенов по праву считается столицей Золотой Хохломы.
Узоры хохломская роспись заключают в себе три основных цвета: красный, черный и золотой, вспомогательными цветами, употребляющимися в небольших количествах, являются зеленый и желтый. Роспись наносится мастерами этого дела - кистью от руки без предварительной разметки. Существуют два основных вида хохломской росписи: "верховая" (красным и черным цветом на золотистом фоне) и "под фон" (золотистый рисунок на цветном фоне). К "верховой" росписи принято относить традиционную "травку" и орнамент "под листок". "Травка" - это роспись, включающая изображения травинок, веточек, написанных красной и черной краской на золотом фоне. Роспись "под листок" состоит в изображении овальных листочков, ягодок, расположенных обычно вокруг стебля. Роспись "под фон" строится на крупном золотистом рисунке, на красном или черном фоне.


В наше время, многие рукодельницы начали использовать технику резьбы по дереву - хохломская роспись. Рисунки такого стиля отображают не только в виде резьбы, но и в вышивках, декупаже, росписи по стеклу и т.д. И, можно заметить, что этот стиль очень даже хорошо влился в нашу жизнь. Он прекрасно гармонирует со всеми техниками рукоделия.

Пошаговое выполнение работы.

Возьмем лист картона.На нем в произвольном порядке расположим серединки больших цветов из красного пластилина, я сделала три.


Добавляем желтую и красную горошинку.


Берем желтый пластилин, делаем небольшую капельку и придаем ей форму лепестка, на каждый цветочек я сделала по 6 лепестков.


Выкладываем вокруг серединки.


Если все понравилось. начинаем прижимать лепестки и стекой сильнее придавливать, нанося узор.


Тоненькими колбасками лепим веточки, располагая их на картоне в произвольном порядке.


Лепим листики из капельки пластилина, придаем ему форму, не нанося рисунка.


Располагаем на веточках, прижимаем и стекой прорисовываем прожилки, придавливая сильнее листик к картону.


Добавляем маленькие листики, заполняя пространство как можно больше.


А теперь сделаем маленькие цветочки, которые состоят из горошинок красного и желтого цвета.располагаем их на узоре.


К серединке добавляем черную горошинку, а желтые лепесточки придавливаем карандашом или ручкой без стержня.


Добавим к нашей работе еще листиков и веточек (по желанию). Наша работа готова.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Гжельская и хохломская тарелочки в технике пластилиновой росписи МБОУ «СОШ №8 г.Выборга» Капустина Татьяна Николаевна

Пластилин – просто уникальный материал, он настолько мягкий и пластичный, что не только лепка, но и рисование им – удовольствие! В этом мастер-классе по творческому развитию ребенка я покажу даже не рисование, а самую настоящую роспись пластилином. И сделаем красивую и нарядную пластилиновую тарелку «под хохлому»или «под гжель»

Материалы: Пластилин, бумажная или пластиковая тарелка, лак, стеки Приступаем к работе Делаем фон. Размазываем по тарелочке черный(синий) пластилин тонким слоем. Узкую полоску по краям делаем контрастной – желтой(белой)

Стекой или карандашом наносим контур будущего рисунка. Это может быть все что угодно! Мы делаем характерные для хохломы (гжели)растительные мотивы

Берем цветной(белый) пластилин и постепенно наносим его на рисунок, «заполняя» намеченные контуры

Точно также заполняем весь намеченный рисунок пластилином разного цвета

Когда рисунок готов, стекой или карандашом добавляем детали - прожилки в листочках. Покрываем тарелку водно-акриловым лаком и оставляем сушиться. Теперь она станет блестеть как настоящая гжельская или хохломская!

А вот и наши работы! Голубое чудо!

Тарелочки «под хохлому»

Пробуйте и у вас все получится!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оформление пластиковой тарелочки в технике «Декупаж» - занятие в кружке "ОчУмелые ручки"

Цели: Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"379...

Цель: содействовать эстетическому восприятию и оценке учащимися хохломской росписи в украшении разных предметов быта.Планируемые результаты:Личностные: развивать образное мышление у учащихся, а также...

Асель Кудьярова

Цель : Продолжать расширять представления о народном промысле «Хохлома »

с помощью нетрадиционной техники изобразительного искусства, как пластилинография .

Задачи :

Закреплять знания об элементах хохломской росписи ;

Воспитывать любовь к русскому декоративному творчеству;

Развивать умение видеть красоту в созданном изображении;

Познакомить с нетрадиционной техникой «пластилинография » ;

Развивать мелкую моторик рук.

Методы и приёмы :

Беседа, вопросы по теме, показ иллюстраций.

Материалы, необходимые для работы :

Изделия хохломской росписи , тарелки, вырезанные из черного картона, кусочки красного и желтого пластилина , салфетка для рук, стека, доска для раскатывания пластилина ;

Я считаю, что очень важно воспитывать у детей любовь к народному творчеству. Мне нравятся очень изделия с хохломской росписью . Предварительно с детьми проводились различные познавательные беседы о хохломских изделиях . Также детки рассматривали изделия и альбомы декоративно-прикладного искусства, особенно о хохломе .

Я решила сделать с воспитанниками что-то интересное. И решила изобразить хохломской узор на тарелочке , вырезанной из черного картона, с помощью пластилина красного и желтого цвета. И вот что нас получилось.



Деткам очень понравилась создавать рисунок в технике "пластилинография ", у всех после занятия было хорошее настроение.

Публикации по теме:

Художественно-эстетическое развитие. Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Золотая хохлома» Цель: развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству; художественного творчества в декоративном рисовании. Задачи:.

Конспект занятия «Золотая хохлома» (старшая группа) Цель: Ознакомление детей с разными видами народного декоративно-прикладного искусства (хохлома). Задачи: Образовательные: продолжать знакомить.

«Золотая хохлома». Конспект НОД по образовательной области «Художественное творчество» Тема: «Золотая хохлома» Программное содержание: Образовательная область «Познание»: закреплять и расширять знания детей о народном художественном.

Конспект НООД «Чудо чудное, диво дивное - золотая хохлома» Конспект НООД «Чудо чудное,диво дивное -золотая хохлома» Составила Муравьёва М. А. Виды детской деятельности:познавательно –исследовательская.

Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста «Золотая хохлома» Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста в рамках проектной деятельности на тему: «Золотая Хохлома» Цель: Продолжать воспитывать.

Конспект занятия для подготовительной группы «Золотая Хохлома» Програмное содержание: Познакомить детей с хохламской росписью,её историей,дать понять для чего служит роспись. Учить детей видеть и выделять.

Конспект занятия в старшей группе «Золотая хохлома» «Золотая хохлома» Программное содержание: -Познакомить с росписью на изделиях Хохломы; -Учить выделять элементы узора Хохломы (листок, ягодка,.

Золотая Хохлома — яркое, самобытное явление русского народ-ного декоративно-прикладного искусства. Этот традиционный ху-дожественный промысел имеет более чем трехсотлетнюю историю. Он возник в XVII столетии в Нижегородском Заволжье вблизи торгового села Хохлома.

В этом глухом лесном краю исторически сложились весьма бла-гоприятные условия для развития народных художественных про-мыслов и ремесел. Вся территория края представляла собой как бы одну разбросанную по сотням деревень мастерскую, где жите-ли, будто сговорившись, поделили между собой весь технологиче-ский процесс. Жители деревень занятые на отдельных трудовых операциях селились рядом, составляя свой «цех» или «куст». У каждой группы деревень был центр — крупное торговое село, ку-да крестьяне каждую неделю приезжали на базар сбывать вырабо-танную продукцию. Деревни, где точили и окрашивали деревян-ную посуду, группировались вокруг крупного торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи.

Деревянная посуда была распространена на Руси с давних времен: деревянную ложку или миску можно было увидеть на столе у боярыни и в избе крестьянина, в хозяйстве богатого вот-чинника и в царском обиходе. Нарядную деревянную посуду ок-рашивали в яркие, сочные цвета и расписывали разными крас-ками, порой золотом и серебром. Красиво отделанная ложка или ковш считались подарком. Но даже самую простую посуду нель-зя было использовать неокрашенной: от горячей пищи древеси-на расслаблялась, в ней образовывались трещины. Поэтому не-окрашенную посуду покрывали олифой — вареным льняным маслом.

Расписная, да еще с золотом, посуда была недоступна для кре-стьянина. Однако народные масте-ра сумели сделать посуду не хуже золотой боярской, но пользовать-ся сю могли и крестьяне. Так по-явилась посуда с хохломской рос-писью — посуда, которая легко выдерживает горячее, не боится, по сло-вам мастеров, ни жары, ни стужи, хоро-шо моется, долго служит, но нарядности соперничает с золотой, а по цене доступ-на беднякам.

Происхождение приемов окраски де-ревянной посуды в золотистый цвет без применения золота и сегодня остается за- гадкой даже для специалистов. Оригиналь-ная, веками отработанная технология и есть тот волшебный процесс, который обычное белое дерево превраща-ет в блестящее золотом изделие.

Процесс изготовления хохломской посуды совсем не прост. Сна-чала изделие выгачивали из сырого дерева. Белую посуду («бель») 12-15 суток выдерживали при комнатной температуре для про-сушки. Затем ее грунтовали, обмазывали глиной. Дело в том, что древесина очень пористый материал, и чтобы закрыть все поры, создать водонепроницаемый слой, ее нужно было промазать. Хо-рошим материалом для этого оказалась обычная глина. Эту глину мастера называли вапом, отчего и сам процесс пропитки изделий глиной стали называть ваплением. Глину растворяли в теплой во-де, разминали кусочки, перемешивали, получая раствор определен-ной густоты. Потом смазывали стенки изделия толстым слоем и оставляли на некоторое время — раствор должен был впитаться. Затем смазывали снова. Провапленное таким образом изделие с образовавшейся на нем глиняной коркой ставили на доски, где оно должно было просохнуть.

Высохшее изделие пропитывали льняным невареным маслом и снова выдерживали небольшое время, чтобы слой глины смешал-ся с маслом. Затем изделие шлифовали, протирая поверхность лыч-ным мочалом и льняным отрепьем. После шлифовки изделие ста-вили на досках в истопленную печь и держали там 4-5 часов.

Следующая операция — шпаклевка, то есть замазка изделия гли-ной, смешанной с олифой. Эта смесь должна была заделать все не-ровности, сучки, трещинки и другие дефекты древесины. Прошпак-леванное изделие снова ставилось на просушку.

Затем следовала обработка олифой для создания на изделии масляной пленки. Олифой изделия промазывались три раза, каж-дый раз в промежутках снова подсушивались и только тогда ста-вились в печь при температуре 80-90 градусов. Проолифенное таким об-разом изделие лудили — обмазы-вали оловянным (алюминиевым) порошком, и оно становилось «се-ребряным». Только после этого изделие было го-тово к росписи красками. Расписанное лу-женое изделие вновь обильно обмазыва-ли олифой и ставили на досках в нежаркую печь для каления. И только тогда «сере-бряные» изделия волшебным образом пре-вращались в «золотые», приобретая на-конец такой хорошо знакомый всем вид.

Серия предназначена для групповых и индивидуальных занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного воз-раста на уроках труда и изобразительного искусства. Представлены основные приемы хохломской рос-писи. Материал изложен по принципу от простого к слож-ному, от изучения основных элементов хохломской роспи-си и упражнений на повтор до заданий на импровизацию и роспись объемных изображений.

Материалы с успехом могут быть использованы учителями, воспитателями старших групп дошкольных образователь-ных учреждений, педагогами художественных школ, руко-водителями кружков и различных студий, а также родите-лями в домашних занятиях с детьми.

Для начала работы необходимо иметь:

. краски гуашевые желтого, красного, зеленого и чер-ного цветов;

Кисти беличьи № 2 и № 3;

Банку с водой;

Мягкую тряпочку для снятия лишней краски с кисти;

Листок белой плотной бумаги или белую мелкую та-релку без узоров, которая будет служить палитрой.

В хохломской росписи «травкой» называется орнамент, выполненный от-дельными ритмично расположенными мазками.

Все элементы травного орнамента рисуются сразу ки-стью, без нанесения предварительного рисунка каранда-шом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа. В упражнение вклю-чены главные элементы «травки»:

«Осочки» — самый простой элемент узора; он выполня-ется легким движением кончика кисти сверху вниз;

«Травинки» — это мазки с небольшим плавным утол-щением;

«Капельки» рисуются приемом прикладывания кисти к бумаге;

«Усики» рисуются в виде непрерывной линии одина-ковой толщины, закрученной в спираль.

«Завитки» выполняются с легким нажимом в середине элемента;

«Кустик» —это наиболее сложный элемент «травки»; он состоит из более простых симметрично расположен-ных элементов — «осочек», «травинок», «капелек», «уси-ков» и «завитков».

Во всех заданиях на импровизацию дети сначала рас-сматривают роспись, выполненную мастером, а затем са-мостоятельно расписывают рисунок изделия.

Рассмотрите с детьми чашку с травным узором, выпол-ненную мастером. Праздничный и торжественный коло-рит росписи достигается сочетанием золотого, красного и черного цветов.

Детям предлагается самостоятельно придумать и укра-сить ложку элементами травного орнамента, используя два цвета — черный и красный.

Хохлома - старинный русский народный промысел, родившийся в 17 веке в округе Нижнего Новгорода. Старинное предание повествует: жил когда-то человек в нижегородских лесах, на берегу тихой реки. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чашки да ложки и так их раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки.

Родиной хохломы считается село Хохлома, Ковернинского района Нижегородской области.

Изделия для хохломской росписи, чаще всего это посуда и мебель, делают из дерева. Но перед тем, как на них рисовать, поверхность покрывается грунтовкой и блестящим маслом по специальной технологии. Потом эту блестящую поверхность лудят - втирают в нее мягкой тряпочкой алюминевый порошок, от чего она становится серебристой и очень гладкой, а после покрытия лаком - золотистой. Расписывают посуду "под хохлому" масляными красками. Традиционные элементы Хохломы - красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Также нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Красный, черный, золотой и зеленый - цвета хохломы. Для оживления узора допускается немного белого.

Роспись бывает «верховая» - на серебристую заготовку наносят рисунок красным и черным цветом; и «под фон» - сначала намечается контур орнамента, а потом заполняется чёрной краской фон, при этом сам узор на раскрашивается, а остается серебристым. Когда покроем лаком, серебристое покрытие превратится в золотистое и станет похоже, как будто оно сделано из золота:)

Потренируемся в верховой хохломской росписи? Для этого нужно распечатать лист с понравившимся узором или посудой. А там - берите в руки кисть и краски и вперёд!

Травка - узор из крупных и мелких травинок. Элементы узора: осочки, травинки, капельки, усики, завитки и кустики.


Травный орнамент.


Узор листочки - стебельки и листики.


Узор ягодки включает в себя орнамент: брусничка, крыжовник, смородинка, клубничка, рябинка, малинка.


Орнамент «пряник» обычно рисуют внутри чашки или блюда, это геометрическая фигура (квадрат или ромб), украшенная травкой, ягодами, цветами.

В росписи "под фон" чаще используется элемент "кудрИна". Роспись «кудрина» представляет собой богатый, пышный узор с круглыми, затейливыми завитками, напоминающими кудри. Рисуют не сами узоры, а темный фон. А получившийся сам собой узор дополняют мелкими цветными элементами (приписками). Процесс этот гораздо более трудоемкий, чем верховая роспись.

Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком (с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150 +160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома».