Ан-72П

Морской патрульный самолёт Ан-72П разработан в ОКБ им. О.К.Антонова в 1987 году на базе военно-транспортного Ан-72. Серийно выпускается на Харьковском авиационном заводе.


Конструкция аналогична самолёту Ан-72. От базового самолёта его отличает наличие поискового оборудования. В левом обтекателе шасси находится дневная обзорная телевизионная система. В правом обтекателе шасси установлена 23-мм пушка ГШ-23Л. На пилонах могут подвешиваться блоки НУРС УБ-32М. В грузовой кабине в хвостовой части под потолком могут подвешиваться до 4 авиабомб калибра 100 кг. Фотооборудование обеспечивает съёмку целей в дневное и ночное время (ночью цель подсвечивается при помощи осветительных патронов ОФП-2А).

Ан-72П предназначен для патрулирования территориальных вод и прибрежной экономической зоны днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. Может использоваться как обычный транспортный для перевозки людей, грузов и техники, а также в санитарном варианте. Стоит на вооружении авиации погранвойск России и Украины.

ОКБ им. Бериева - А-40 "Альбатрос" (Бе-42)
Обозначение НАТО: MERMAID - многоцелевой самолет-амфибия



Год принятия на вооружение - 1992

Размах крыла - 41,62 м

Длина самолета - 43,84 м

Высота самолета - 11,07 м

Площадь крыла - 200 кв.м

Масса, кг
- пустого самолета - 44000
- нормальная взлетная - 86000
- максимальная взлетная - 90000

Внутреннее топливо - 35000 кг

Максимальная скорость - 760 км/ч

Крейсерская скорость - 720 км/ч

Практическая дальность - 5500 км

Боевой радиус действия - 4100 км

Практический потолок - 9700 м

Экипаж - 8 чел.

Вооружение: Боевая нагрузка - 6500 кг в отсеке вооружения. 3 торпеды "Орлан" или 4 ПКР "Коршун" или 4 ПКР "Ястреб" или 6 ПКР "Орел".

Ил-38

В 1967 году началось серийное производство. Ил-38 предназначен для поиска и уничтожения подводных лодок, выполнения воздушной разведки и постановки морских мин. Оснащён поисково-прицельным комплексом "Беркут-38". Для автоматизации решения навигационных и тактических задач служит электронно-вычислительная машина ЦВМ-264. При поиске подводных лодок используются сбрасываемые радиогидроакустические буи (РГБ-1, РГБ-2, РГБ-3) и ориентирно-сигнальные бомбы (ОМАБ-25-12Д), авиационный поисковый магнетометр (АПМ-60 или АПМ-73) и бортовая РЛС. Для уничтожения лодок применяются торпеды (специально для Ил-38 разработана торпеда АТ-2), противолодочные бомбы и мины. В поисковом варианте самолёт может брать на борт до 216 буёв РГБ-1, в поисково-ударном - 144 РГБ-1, 10 РГБ-2, 3 РГБ-3 и 2 торпеды.


17 января 1969 года Ил-38 был принят на вооружение ВМФ. Высокие дальность и продолжительность полёта, простота и удобство пилотирования, в том числе и на предельно малых высотах, автоматизация процессов управления и решения специальных задач с применением широкого спектра средств поиска и поражения подводных лодок вывели его на первое место в системе противолодочной борьбы среди всех сил флотов. Самолёты участвуют практически во всех мероприятиях оперативно-тактической подготовки (а не только в противолодочных учениях), ведут воздушную разведку. При выполнении поставленных задач самолёты базировались на аэродромах Египта, Йемена, Ливии, Сомали, Эфиопии.

Серийное производство продолжалось до февраля 1972 года. Всего изготовлено 65 самолётов. В 1977 году 5 самолётов приобрела Индия. До сегодняшнего дня Ил-38 остаётся самым надёжным самолётом морской авиации России (за всё время эксплуатации была 1 катастрофа и 1 авария, причём не из-за отказа техники). Он остаётся на вооружении ВМФ России (КСФ, КТОФ, ЦБП морской авиации в Острове) и замены ему в ближайшее время не предвидится.

ОКБ им. Сухого Су-25Т "Грач"
Обозначение НАТО: FROGFOOT Штурмовик

Тактико-технические характеристики самолёта


Год принятия на вооружение - 1980

Размах крыла -14,36 м

Длина самолета - 15,36 м

Высота самолета - 4,8 м

Площадь крыла - 33,7 кв.м

Масса, кг
- пустого самолета - 9500
- нормальная взлетная - 14600
- максимальная взлетная - 17600

Топливо:
- внутренние топливо - 5000 кг
- ПТБ - 2

Максимальная скорость, км/ч
- у земли - 975 км/ч
- на высоте - 870 км/ч

Практическая дальность - 1850 км

Боевой радиус действия:
- на высоте - 1250 км
- у земли - 750 км

Практический потолок - 7000-10000 м

Максимальная высота боевого применения - 5000 м

Экипаж - 1 чел.

Вооружение: 1- 30-мм двуствольная пушка ГШ-30-2 в нижней носовой части с 250 снарядами. Боевая нагрузка - 4340 кг на 8(10) узлах подвески, нормальная нагрузка - 1340 кг. Бомбовая нагрузка: До 8 бомб с лазерным наведением, 8-10,- 500-,250-кг бомбы, 32 100-кг бомбы, бронебойные бомбы, напалмовые баки.

НУР: 8-10 ПУ УБ-32-57 (320(252) х 57-мм) или 8-10 240-мм, блоки НАР типа С-5 (57 мм), С-8 (80 мм), С-24 (240 мм) и С-25 (340 мм).

УР: "воздух-воздух" Р-2(АА-2) или Р-60(АА-8) "воздух-поверхность" Х-25МЛ, Х-29Л и С-25Л Контейнеры СППУ-22 с двуствольной 23-мм пушкой ГШ-23Л с 260 снарядами.


ОКБ им. Сухого Су-33
Обозначение НАТО: FLANKER-D Палубный истребитель

Тактико-технические характеристики самолёта


Год принятия на вооружение - 1993

Размах крыла - 14,7 м

Длина самолета - 21,19 м

Высота самолета - 5,63 м

Площадь крыла - 62 кв.м

Масса, кг:
- пустого самолета - 16000
- нормальная взлетная - 22500
- максимальная взлетная - 32000

Масса топлива - 9400 кг

Максимальная скорость, км/ч:
- у земли - 1400
- на большой высоте - 2300

Практический потолок - 17000 м

Практическая дальность - 3000 км

Длина разбега - 650-700 м

Длина пробега - 620-700 м

Экипаж - 1 чел.

Вооружение: пушка ГШ-301 (30 мм, 250 патронов); до 12 УР класса “воздух-воздух”, в том числе ракеты увеличенной дальности Р-27ЭР и Р-27ЭТ; УР средней дальности РВВ-АЕ, Р-27Р и Р-27Т, а также малой Р-73.


Ту-142


28 февраля 1963 года вышло постановление СМ СССР, поручавшее ОКБ-156 А.Н.Туполева разработку противолодочного самолёта Ту-142 с поисково-прицельной системой "Беркут-95" на базе Ту-95РЦ. Главным конструктором по самолёту был назначен Н.И.Базенков. Официально самолёт принят на вооружение ВМФ 14 декабря 1972 года.

Всего в 1968-1994 годах на двух заводах изготовлено около 100 самолётов различных модификаций. В настоящее время самолёты Ту-142 продолжают оставаться на вооружении Северного и Тихоокеанского флотов России. Эскадрилья самолётов Ту-142МК-Э служит в ВВС Индии.


Бомбардировщик Ту-95


До появления баллистических ракет Ту-95 был единственным стратегическим средством доставки ядерного оружия. Существовало множество модификаций самолёта, отличавшихся составом оборудования и вооружением. Чисто бомбардировочные модификации (Ту-95, Ту-95М) выпускались до 1959 года. Все последующие были носителями ракетного оружия.

Серийное производство Ту-95МС продолжалось до 1992 года. На основе Ту-95 в конце 50-х годов был создан дальнемагистральный пассажирский самолёт Ту-114, долгое время бывший флагманом Аэрофлота. Ту-95 применялся в качестве носителей различных летательных аппаратов и летающих лабораторий (высота стоек шасси позволяет подвесить под фюзеляжем любой двигатель и даже фюзеляж небольшого самолёта).

В 1989 году на серийных Ту-95МС установлено 60 мировых рекордов скорости и высоты полёта с грузом. В мае 1990 года установлено ещё 3 рекорда скороподъёмности и высоты горизонтального полёта.

Бомбардировщик Ту-160


Всего изготовлено 36 самолётов Ту-160. Из них 19 оказалось "приватизированными" Украиной (кстати, объявившей себя безъядерным государством). После нескольких лет переговоров 8 самолётов переданы России (остальные уничтожены).


Российские Ту-160 дислоцируются в г. Энгельсе (Саратовская обл.), куда перебазировались лётчики, не захотевшие принимать украинскую присягу. Для подготовки пилотов используется Ту-134УБ-Л. В январе 1992 года Ельцин пытался свернуть выпуск Ту-160, но здравый смысл возобладал и было принято решение о продолжении серийного производства.

На Ту-160 установлено 44 мировых рекорда. В настоящее время в Энгельсе базируется 14 самолётов Ту-160.

Скорость: макс. - 2230; крейсерская - 800; дальность полёта - 13950 км.; практический потолок - 16000 м.; масса боевой нагрузки - 45 т.;экипаж - 4 человека.




Использованы материалы с www.steklof.ru, www.armies.biz, www.gallery.moravia.ru и из архива редакции

Тактико-технические характеристики

Размах крыла -- 38,0 м

Длина самолета -- 22,1 м

Высота самолета -- 10,53 м

Площадь крыла -- 121,7 кв. м

  • -- пустого самолета - 28000 кг
  • -- нормальная взлетная - 55100 кг
  • -- максимальная взлетная - 61000 кг

Внутреннее топливо -- 18100 л

Тип двигателя -- 4 ТВД Прогресс (Ивченко) АИ-20К

Мощность -- 4 х 4250 л.с.

Максимальная скорость -- 777 км/ч

Крейсерская скорость -- 670 км/ч

Практическая дальность -- 5700 км

Дальность действия -- 3200 км

Практический потолок -- 10200 м

Экипаж -- 5+1 чел

Модификации самолета Ан-12

Разработка Ан-12 началась в 1955 г. Причем правления того времени выпустило постановление о разработке сразу двух типов семейства Антонова - пассажирский Ан-10 "Украина" и грузовой Ан-12. Было предусмотрено, что в случае необходимости Ан-10 с помощью замены хвостовой части на соответствующую легко трансформировался в Ан-12. В те неспокойные годы это особенно ценилось.

Самолет Ан-12 был назначен для десантирования войск и военных грузов, перевозки крупногабаритных грузов. В кабине могло размещаться (в зависимости от модификаций) от 14 до 20 человек, в грузовом отделении 86 десантников. Есть даже интересные свидетельства, что он перевозил до 180 человек, все летели, как в переполненном общественном транспорте.

Свой первый полет совершил 16 июня 1957 Его пилотировали летчики Я.И. Верников и Г.И Лысенко. Полет прошел успешно. Потом был еще ряд испытаний самолета, но перед самой передачей в НИИ ВВС 26 июня он потерпел крушение. Ремонте и доводка отложили срок его сдачи на длительный срок. И все же в 1959 г. был принят на вооружение, в 1961 г. участвовал в параде в Тушино, где НАТО ему присвоело название "CUB" ("новичок").

Схема самолета Ан-12

самолет технический безопасный

Самолет оказался достаточно простым в управлении, летать на нем спокойно могли летчики средней квалификации. И все же имел довольно значительный недостаток - малую дальность полета. Конструкторам стояла задача решить эту проблему. Сначала было выпущено модификацию Ан-12УД с топливными баками общей емкостью 7600 л.

А в 1961 г. в Воронеже и Ташкенте начали выпускаться Ан-12А с усиленными шасси и с увеличенным запасом топлива до 16000 л, а с 1963 г. Ан-12Б с увеличенным запасом топлива до 19500 л. Также усилили центроплан крыла и вместо бомбодержателей установили турбогенератор ТГ-16. В этом же году появились и Ан-12 БП с баками под полом, что позволило увеличить запас топлива до 28470 л. В мае 1966 г. был испытан самолет Ан-12 БК с двигателями АИ-20М (мощностью 4250 э.л.с.) вместо АИ-20А (мощностью 4000 э.л.с.). Также на данном типе самолете установили новое оборудование, в том числе новый навигационный комплекс с радиолокационным прицелом "Инициатива-4". Данную модификацию Ан-12 из-за его большой грузоподъемности даже пробовали использовать в качестве бомбардировщика, но первые же испытания показали неточность попаданий в цель.

В Ташкенте было построено несколько самолетов Ан-12 БШ (учебно-штурманские) с местом для десяти курсантов. Использовались для поисково-спасательных операций на море Ан-12 ПС, также как топливо-заправщик в воздухе самолетов фронтовой авиации, для чего в грузовом отделении были установлены топливные баки, общей емкостью 19500 л.

Самолеты Ан-12 радиоэлектронного противодействия делились на самолеты индивидуальной защиты: Ан-12Б-И (с РЭП "Фасоль"), Ан-12БК-ИС (кроме РЭП "Фасоль" также была аппаратура "Сирень"), и групповой защиты: Ан-12БК-ПП (с автоматом пассивных помех АСО-2Б-126 и размещенной на корме артиллерийской установкой) и Ан-12БК-ППС (также имела в своем составе станцию??"Сирень" повышенной эффективности).

Еще много модификаций остались только на бумаге, такие как проект Ан-12Д с увеличенной дальностью полета до 5000-5500 км. Предпосылкой для его создания стала сравнительная характеристика Ан-12 с самолетом С-130 "Геркулес", которая была не в пользу нашего самолета, в связи с чем попытались построить похожий летательный аппарат. Сначала на него хотели навесить двигатель АИ-20 ДК, взлетной мощностью 5180 э.л.с., впоследствии - АИ-30 (5500 э.л.с.), и дальше этого дело не пошло.

Не был реализован также и проект АН-12СН специального назначения для перевозки танка Т-54.

Самолет Ан-12 серийно выпускался на авиазаводах в Иркутске (1957-1962 годах, 155 экземпляров), Воронеже (1960-1965 годах, 258 экземпляров) и Ташкенте (1962-1972 годах, 830 экземпляров). Всего в СССР построено 1243 самолета Ан-12, серийное производство которого прекращено в 1972 году. Было разработано и построено более 30 модификаций этого самолета. Cамолеты Ан-12 различных модификаций широко использовались в гражданском воздушном флоте, долгое время составляли основу военно-транспортной авиации страны. Наиболее масштабно они применялись во время войны в Афганистане.

Самолеты Ан-12 поставлялись в 14 стран мира (Афганистану, Алжиру, КНР, Чехословакии, Эфиопии, Индии, Ираку, Иордании, Малайзии, Польше, Югославии и другим). Всего было экспортировано 187 самолетов. Они применялись в локальных войнах и вооруженных конфликтах практически во всех регионах мира.

Технические данные Як-1
Экипаж - 1 человек
Максимальная взлетная масса - 2858 кг
- 8,48 x 10,0 м.
- 1(М-105П) x 1050 л.с.
Максимальная скорость полета: на высоте 4 950 м - 578 км/ч
Скороподъемность (средняя) - 14,6 м/с
Практический потолок - 10 000 м
Дальность полета - 700 км
Вооружение: 1 пушка 20мм ШВАК, 2 пулемета 7,62мм ШКАС

Технические данные ЛаГГ-3
Экипаж - 1 человек
Максимальная взлетная масса - 3023 кг
Размеры: длина х размах крыла - 8,81 x 9,8 м.
Силовая установка: количество двигателей х мощность - 1(М-105ПФ) x 1210 л.с.
Максимальная скорость полета: на высоте 3 560 м - 591 км/ч
Скороподъемность (средняя) - 11,7 м/с
Практический потолок - 9600 м
Дальность полета - 650 км
Вооружение: 1 пушка 20мм ШВАК, 1 пулемет 12,7мм УБС

Технические данные МиГ-3
Экипаж - 1 человек
Максимальная взлетная масса - 3300 кг
Размеры: длина х размах крыла - 8,25 x 10,2 м.
Силовая установка: количество двигателей х мощность - 1(АМ-35А) x 1350 л.с.
Максимальная скорость полета: на высоте 7 800 м - 622 км/ч
Скороподъемность (средняя) - 11,7 м/с
Практический потолок - 12000 м
Дальность полета - 1250 км
Вооружение: 1 пулемет 12,7мм УБС, 2 пулемета 7,62мм ШКАС - до 200 кг или 6-8 РС-82

Технические данные И-16
Экипаж - 1 человек
Максимальная взлетная масса - 1941 кг
Размеры: длина х размах крыла - 6,13 x 9,0 м.
Силовая установка: количество двигателей х мощность - 1(ПД М-63) x 1100 л.с.
463 км/ч
Скороподъемность (средняя) - 0,7 м/с
Практический потолок - 9700 м
Дальность полета - 700 км
Вооружение: 1 пулемет 12,7мм УБС, 4 пулемета 7,62мм ШКАС - до 200 кг или 6 РС-82

Технические данные И-15бис (И-152)
Экипаж - 1 человек
Максимальная взлетная масса - 1648 кг
Размеры: длина х размах крыла - 6,7 x 10,2 м.
Силовая установка: количество двигателей х мощность - 1(М-25В) x 750 л.с.
Максимальная скорость полета: на высоте 3 500 м - 379 км/ч
Скороподъемность (средняя) - 12 м/с
Практический потолок - 9800 м
Дальность полета - до 770 км
Вооружение: 4 пулемета 7,62мм ПВ-1 (или 2 пулемета 12,7мм УБС) - до 150 кг (6 х 25 кг)

Технические данные И-153
Экипаж - 1 человек
Максимальная взлетная масса - 1 887 кг
Размеры: длина х размах крыла - 6,1 x 10,0 м.
Силовая установка: количество двигателей х мощность - 1(М-63) x 1100 л.с.
Максимальная скорость полета: на высоте 5100 м - 427 км/ч (на лыжном шасси)
Скороподъемность (средняя) - 16 м/с
Практический потолок - 10600 м
Дальность полета - 510 км
Вооружение: 4 пулемета 7,62мм ШКАС - до 200 кг

Технические данные Ил-2
Экипаж - 2 человека
Максимальная взлетная масса - 6360 кг
Размеры: длина х размах крыла – 11,6 x 14,6 м
Силовая установка: количество двигателей х мощность - 1(АМ-38Ф) x 1750 л.с.
Максимальная скорость полета: на высоте 1200м - 405 км/ч
Скороподъемность (средняя) - 5,5 м/с
Практический потолок - 6900 м
Дальность полета - 685 км
Вооружение: 2 пушки 20мм ШВАК, 1 пулемет 12,7мм УБС, 2 пулемета 7,62мм ШКАС - до 600 кг или 400 кг и 8-10 РС-82

Технические данные Пе-2
Экипаж - 3 человека
Максимальная взлетная масса - 8 300 кг
Размеры: длина х размах крыла - 12,6 x 17,6 м.
Силовая установка: количество двигателей х мощность - 2(М-105ПФ)x1210 л.с.
- 482 км/ч
Скороподъемность (средняя) - 7,5 м/с
Практический потолок - 7800 м
Дальность полета - 1170 км
Вооружение: 4 пулемета 7,62мм ШКАС, 1 пулемет 12,7мм УБТ - 1600 кг (в перегрузку)

Технические данные Пе-3
Экипаж - 2 человека
Максимальная взлетная масса - 8040 кг
Размеры: длина х размах крыла - 12,6 x 17,6 м.
Силовая установка: количество двигателей х мощность - 2(ПД М-105x1100 л.с.)
Максимальная скорость полета на высоте 3 200 м - 535 км/ч
Скороподъемность (средняя) - 9,2 м/с
Практический потолок - 8800 м
Дальность полета - 2000 км
Вооружение: 2 пушки 20мм ШВАК, 2 пулемета 7,62мм ШКАС, 3 пулемета 12,7мм БС - 700 кг

Тактико-технические характеристики Ил-4:
Размеры: размах крыла – 21,44 м., длина – 14,76 м., высота – 4,10 м.
Площадь крыла – 66,7 кв. м.
Масса самолета, кг.
- пустого – 6 421
- нормальная взлетная – 10 055
- максимальная взлетная – 12 120
Тип двигателя – 2 ПД М-88Б, мощностью 1100 л.с. каждый
Максимальная скорость у земли– 332 км/ч, на высоте – 398 км/ч.
Практическая дальность полета – 4 000 км.
Практический потолок – 8 300 м.
Экипаж – 3-4 человека.
Вооружение : 1х12,7-мм пулемет БТ, 2х7.62-мм пулемета ШКАС. Бомбовая нагрузка нормальная – 1000 кг, предельная – 2500 кг. В версии торпедоносца – 1 торпеда массой 940 кг.

Технические данные СБ 2М-103А
Экипаж - 3 человека
Максимальная взлетная масса - 7880 кг
Размеры: длина х размах крыла - 12,27 x 20,33 м.
Силовая установка: количество двигателей х мощность - 2(М-103А)x960 л.с.
Максимальная скорость полета на высоте 4 100 м - 450 км/ч
Скороподъемность (средняя) - 8,8 м/с
Практический потолок - 9300 м
Дальность полета - 1900 км
Вооружение: 4 пулемета 7,62мм ШКАС - 500 кг (в перегрузку на внешней подвеске + 1000 кг)

Технические данные Су-2
Экипаж - 2 человека
Максимальная взлетная масса - 4700 кг
Размеры: длина х размах крыла – 10,25 x 14,3 м
Силовая установка: количество двигателей х мощность - 1(М-82) x 1700 л.с.
Максимальная скорость полета: на высоте 5850м - 486 км/ч
Скороподъемность (средняя) - 8,5 м/с
Практический потолок - 8400 м
Дальность полета - 910 км
Вооружение: 6 пулеметов 7,62мм ШКАС - до 600 кг или 400 кг и 8-10 РС-82

Технические данные Р-5
Экипаж - 2 человека
Максимальная взлетная масса - 2 858 кг
Размеры: длина х размах крыла - 10,56 x 15,30 м.
Силовая установка: количество двигателей х мощность - 1(ПД М-17Ф) x 680 л.с.
Максимальная скорость полета: 244 км/ч
Скороподъемность (средняя) - 4,9 м/с
Практический потолок - 6000 м
Дальность полета - 2700 км
Вооружение: 1 синхронизированный 7,62мм пулемет ПВ-1, спаренный пулемет 7,62мм ДА на кольцевом лафете над задней кабиной - 400 кг

Технические данные У-2 ВС
Экипаж - 2 человека
Максимальная взлетная масса - 1400 кг
Размеры: длина х размах крыла - 8,17 x 11,40 м.
Силовая установка: количество двигателей х мощность - 2(ПД М-11Д) x 115 л.с.
Максимальная скорость полета: 134 км/ч
Скороподъемность (средняя) - 0,7 м/с
Практический потолок - 1 500 м
Дальность полета - 450 км
Вооружение: 1 пулемет 7,62мм ШКАС - 500 кг

Су-34 - истребитель-бомбардировщик российского производства, предназначенный для атаки наземных целей противника авиационными средствами поражения, в условиях активного противодействия средствами ПВО. Эффективность самолета достигается за счет применения инновационных средств для радиоэлектронной борьбы, уникальных боевых качеств, а также возможности поражения воздушных целей вне зависимости от времени суток и погодных условий. Российские военные называют этот истребитель «утенком», а когда речь доходит до его боевых характеристик - «адским утенком».

По своим тактико-техническим параметрам самолет Су-34 относится к поколению «4++». При выполнении боевых задач он не нуждается в сопровождении истребителями прикрытия, благодаря высоким боевым качествам, позволяющим самостоятельно вести маневренный воздушный бой практически с любыми существующими военными самолетами мира.

История создания самолета

Самолет Су-34 создавался для замены фронтового бомбардировщика Су-24, который хорошо показал себя в ряде вооруженных конфликтов, но устарел. В процессе разработки учитывалось, что вероятный противник имеет на своем вооружении большое количество машин 4-го поколения. Истребитель проектировался на основе опыта боевой эксплуатации всех существующих на тот момент российских военных самолетов, а также зарубежного опыта использования сил авиации в локальных конфликтах.

Разработка машины была начата в июне 1986 года. Проект получил кодовое название «Т-10В» или «Су-27ИБ» (истребитель-бомбардировщик). Как можно понять из последнего названия, в качестве основы для нового самолета выступил проект истребителя Су-27. Первый прототип Т-10В впервые поднялся в воздух 13 апреля 1990 года. Широкой публике самолет был впервые представлен под именем СУ-32Ф лишь в 1995 году, в рамках международного авиасалона в Ле Бурже (Франция).

Позже были произведены два опытных и один стендовый образец. После ряда испытаний последовал выпуск семи предсерийных машин, одна из которых была доработана до характеристик серийного самолета.

Истребитель-бомбардировщик был пущен в серию в апреле 2005 года на Новосибирском авиационном заводе. Первый серийный самолет поднялся в небо 12 октября 2006 года на аэродроме им. Чкалова. Пилотирование новой машиной поручили Евгению Рудакасу и Рустему Асадуллину. Государственные испытания были начаты 30 октября того же года, и проходили параллельно с производством первых моделей.

В 2008 году завод-производитель подписал 5-летний контракт на поставку военно-воздушным силам РФ 32 самолетов, а в 2012 году - 8-летний контракт на поставку еще 92 машин. В марте 2014 года Су-34 был принят на вооружение Российской Федерации. К 2020 году новый истребитель должен полностью заменить своего предшественника, модель Су-24.

Конструкция истребителя-бомбардировщика

Су-34 создан для нанесения бомбовых атак в оперативном и тактическом тылу противника, вне зависимости от времени суток и погодных условий, в том числе на малых высотах. Кроме того, он достойно может вести воздушный бой и уничтожать вражеские самолеты.

Самолет построен по аэродинамической схеме «продольный триплан», которая позволяет увеличить его маневренность, по сравнению с моделями, выполненными по обычной схеме. Кроме того, по сравнению с истребителем Су-27, Су-34 имеет увеличенную бомбовую нагрузку и запас топлива. Передняя часть имеет приплюснутую форму, за что самолет и нарекли «утенком». Она оснащается двухместной кабиной, в которой были предприняты меры по повышению уровня комфортности для членов экипажа при продолжительных полетах.

Силовая установка

Самолет оснащается парой моторов модели ТРДДФ АЛ-31Ф-М1. Каждый из них имеет 13 300 кгс тяги, что позволяет машине разогнаться до скорости в 1900 км/ч. Так как предполагается постоянная модернизация истребителя, его конструкция допускает смену моторов на новые, модели АЛ-41Ф. Такие двигатели дают до 14500 кгс тяги и позволяют выполнять полеты в режиме «суперкруз». Благодаря этому режиму, самолет получает массу преимуществ, в частности решается вопрос высокого расхода топлива при форсажном полете.

РЛС переднего обзора

Самолет оснащается радиолокационной станцией Ш-141, позволяющей эффективно обнаруживать наземные и воздушные цели. Дальность обнаружения этой системы колеблется от 75 до 250 километров и зависит от размера цели. Одновременно РЛС может сопровождать до 10 целей, а обстреливать - до 4. Она также способна ассистировать наведение ракет типа «воздух-воздух», оснащенных собственными радарами, путем «подсветки цели». Ракетам ближнего боя, оснащенным инфракрасной головкой самонаведения, РЛС предоставляет первоначальные координаты цели. Система также предусматривает возможность полета на предельно малой высоте и автоматическое огибание рельефа местности.

РЛС заднего обзора

Между моторами, в специальном контейнере, располагается РЛС заднего обзора. Она отслеживает атаки истребителя в заднюю полусферу и в качестве контрмеры предлагает режим обстрела атакующего самолета ракетами РВВ-АЕ типа воздух-воздух. Таким образом, пилоту, намеревающемуся атаковать преследующий самолет, не нужно тратить драгоценное время для маневрирования.

Так как РЛС заднего обзора с возможностью пуска ракет являются уникальной технологией, которую еще не использовали даже на передовых западных истребителях, и даже перспективных бомбардировщиках НАТО, многие эксперты ведут дискуссию насчет реальности ее существования и эффективности использования. Оживленные обсуждения вызваны недостатком в свободном доступе официальных данных о ней.

Подвесное оборудование для разведки

Для использования самолета Су-34 в качестве разведчика предусмотрена возможность установки на него подвесного оборудования, а именно УКР (универсального контейнера разведки) «Сыч». В зависимости от типа разведки он может выполняться в трех вариантах: радиолокационном, радиотехническом и оптическом.

Отражающая площадь

Вовремя разработки самолета особое внимание уделялось снижению его эффективной площади рассеяния. С этой целью были использованы композитные материалы, которые за счет радиопоглощающего покрытия способны уменьшить уровень отражения РЛ-волн. Кроме того, во время проектирования аэродинамической схемы корпуса были исключены аэродинамические гребки, а геометрия планера рассчитывалась особым образом. В результате, как утверждают представители ОКБ Сухого, при полете на небольшой высоте степень радиолокационной заметности самолета находится на уровне показателей крылатых ракет, при том, что размеры Су-34, естественно, в несколько раз больше.

Радиоэлектронная борьба и подавление средств ПВО

Для возможности противодействия вражеской РЛС в случае своего обнаружения самолет имеет оборудование для радиоэлектронной борьбы. Данный комплекс позволяет примерно в тридцать раз снизить вероятность поражения истребителя посредством систем с РЛ-наведением. С точки зрения РЭБ (радиоэлектронной борьбы), истребитель оснащен на уровне со специализированными машинами. По оценке западных экспертов, мощность его системы РЭБ аналогична по уровню системам самолетов EA-18G и EF-111A.

Для огневого поражения радиолокационных систем ПВО противника машина вооружается ракетами Х-15П, Х-58 и Х-31П с дальностью 120-160 км, а также ракетами Х-31ПД с дальностью 180-250 км. Отличным доказательством практической эффективности РЭБ Су-34 является тот факт, что во время одного из конфликтов в Грузии он использовался как истребитель радиоэлектронной борьбы.

Средства наведения самолета

Для эффективного использования вооружения Су-34 оснащен прицельным комплексом, позволяющим осуществлять поиск и поражение вражеских целей с помощью РЛС. В комплекс входит система «Платон», призванная наводить ракеты типа Х-29, а также управляемые бомбы КАБ-500-Л и КАБ-1500-Л. Ракеты Х-29Т и бомбы КАБ-500Кр не нуждаются в дальнейшем наведении. Получив начальные координаты цели, они наводятся на нее посредством ТВ-камеры установленной в головке самонаведения.

Прицельный комплекс, используемый для поражения обычными средствами (неуправляемые бомбы и ракеты), обеспечивает высокие показатели точности, которые не единожды отмечались экспертами, в том числе представителями НАТО, на основе опыта применения Су-34 в Сирии. Важным является тот факт, что бомбардировки с помощью неуправляемых ракет обходятся гораздо дешевле. Запасы такого вооружения, оставшиеся в России от СССР, позволяют существенно сэкономить. Это крайне важно, учитывая, что стоимость Су-34 составляет более миллиарда рублей.

Характеристики истребителя позволяют использовать ракеты и бомбы номенклатуры НАТО с помощью модуля Damocles, производимого на Уральском оптико-механическом заводе по лицензии Thales Group. Разработка этого модуля была вынужденной мерой при исполнении контракта на поставку истребителей Су-30 в Малайзию.

Для повышения уровня защищенности экипажа и живучести самолета в целом внешний корпус кабины выполняется из бронированной титановой оболочки. Во время ее разработки учитывался опыт боевого применения истребителей Су-25. Су-34 получил гораздо более толстую броню (17 мм), которая способна остановить снаряды калибром до 12,7 мм. Общая масса брони составляет 1480 килограмм, что в полтора раза больше, чем у упомянутого предшественника. Помимо толщины, защита Су-34 примечательна тем, что она выполняется полностью из титанового сплава, без использования стальных и алюминиевых плит.

Кабина Су-34 оснащается парой катапультных кресел модели К-36ДМ, позволяющих выполнить катапультирование на любой высоте, в том числе с земли. На рабочее место летчики попадают через нижний люк, оборудованный ступеньками.

Обеспечение жизнедеятельности экипажа

Для эффективной и комфортной работы экипажа при полетах на значительную дальность (с дополнительными топливными баками самолет способен преодолевать расстояние до 7 тыс. километров), истребитель оснащается системами, повышающими комфортность.

Среди таковых стоит отметить:

  1. Биотуалет.
  2. Раскладное спальное место.
  3. Герметичный корпус и кислородную систему, позволяющие подниматься на высоту до 10 тыс. км без применения кислородных масок.
  4. Отопление и кондиционирование кабины.
  5. Кухонный отсек с микроволновой печью и термосами.
  6. Свободное пространство, позволяющее выпрямляться в полный рост.
  7. Электромассаж, встроенный в кресло.
  8. Проецирование приборной панели на стекло, позволяющее следить за показателями работы машины, находясь вне рабочего места.

Средства для работы с неподготовленным аэродромом

Самолет Су-34 оснащается вспомогательным газотурбинным двигателем модели ТА14-130-35, который позволяет производить автономный запуск основного мотора без применения наземных средств запуска. Эта особенность дает возможность машине взлетать с любых аэродромов и существенно расширяет радиус ее действия.

Система пожаротушения

Для повышения уровня живучести истребителя и безопасности его пилотов, он снабжен оборудованием автоматического тушения пожара и средствами для дублирования всех основным систем. Баки для горючего защищаются от возгорания и взрыва посредством заполнения пенополиуретаном. Суть технологии состоит в эффекте «капсулирования» топлива, препятствующем формированию горючей паровоздушной смеси в случае повреждения топливного бака.

Технические характеристики

Напоследок рассмотрим основные тактико-технические характеристики Су-34:

  1. Габариты: длина - 23,3 м, высота - 6,09 м, размах крыла - 14,7 м.
  2. База шасси - 6,63 м.
  3. Масса: нормальная - 39 т, максимальная - 45 т.
  4. Запас топлива - 12,1 т.
  5. Максимальная тяга двигателя: без форсажа -8250 кгс, на форсаже - 13500 кгс.
  6. Максимальная перегрузка - 7 G.
  7. Максимальная скорость: на высоте - 2200 км/ч, у земли - 1400 км/ч.
  8. Практический потолок - 17 км.

Боевое применение

В августе 2008 года российский Су-34 в количестве 2 единиц прошел боевое крещение в Южной Осетии. Истребители применяли для радиоэлектронной борьбы с грузинскими ПВО и прикрытия ударной авиации.

С конца сентября 2015 года 6 истребителей Су-34 использовались в военных действиях в Сирии. В районе населенных пунктов Ракка и Мадан-Джадид с высоты около 5 км самолеты нанесли первые удары по объектам террористов.

Весной 2016 года военные самолеты Су-34 были использованы в Вологодской области довольно непривычным образом - для метания бомб по ледовым заторам.

Новейшие лучшие военные самолеты ВВС России и мира фото, картинки, видео о ценности самолета-истребителя как боевого средства способного обеспечить «господство в воздухе», была признана военными кругами всех государств к весне 1916 г. Это потребовало создания боевого специального самолета, превосходящего все остальные по скорости, маневренности, высоте и применению наступательного стрелкового вооружения. В ноябре 1915 г. на фронт поступили самолеты-бипланы Ньюпор II Вебе. Это первый самолет, построенный во Франции, который предназначался для воздушного боя.

Самые современные отечественные военные самолеты России и мира обязаны своим появлением популяризации и развитию авиации в России которому способствовали полеты русских летчиков М. Ефимова, Н. Попова, Г. Алехновича, А. Шиукова, Б. Российского, С. Уточкина. Стали появляться первые отечественные машины конструкторов Я. Гаккеля, И. Сикорского, Д. Григоровича, B.Слесарева, И. Стеглау. В 1913 г. совершил первый полет тяжелый самолет «Русский витязь». Но нельзя не вспомнить первого создателя самолета в мире - капитана 1-го ранга Александра Федоровича Можайского.

Советские военные самолеты СССР Великой Отечественной войны стремились поразить войска противника, его коммуникации и другие объекты в тылу ударами с воздуха, что обусловило создание самолетаов-бомбардировщиков способных нести большой бомбовый груз на значительные расстояния. Разнообразие боевых задач по бомбардировке неприятельских сил в тактическом и оперативной глубине фронтов привело к пониманию того факта, что их выполнение должно быть соизмеримо с тактико-техническими возможностям конкретного самолета. Поэтому конструкторским коллективам следовало решить вопрос специализации самолетов-бомбардировщиков, что и привело к возникновению нескольких классов этих машин.

Виды и классификация, последние модели военных самолетов России и мира. Было очевидно, что для создания специализированного самолета-истребителя потребуется время, поэтому первым шагом в этом направлении стала попытка вооружить уже существующие самолеты стрелковым наступательным оружием. Подвижные пулеметные установки, которыми начали оснащать самолеты, требовали от пилотов чрезмерных усилий, так как управление машиной в маневренном бою и одновременное ведение огня из неустойчивого оружия уменьшали эффективность стрельбы. Использование двухместного самолета в качестве истребителя, где один из членов экипажа выполнял роль стрелка, тоже создавало определенные проблемы, потому что увеличение веса и лобового сопротивления машины приводило к снижению ее летных качеств.

Какие бывают самолеты. В наши годы авиация сделала большой качественный скачок, выразившийся я значительном увеличении скорости полета. Этому способствовал прогресс в области аэродинамики, создания новых более мощных двигателей, конструктивных материалов, радиоэлектронного оборудования. компьютеризации методов расчетов и т. д. Сверхзвуковые скорости стали основными режимами полета истребителей. Однако гонка за скоростью имела и свои негативные стороны - резко ухудшились взлетно-посадочные характеристики и маневренность самолетов. В эти годы уровень самолетостроения достиг такого значения, что оказалось возможным приступить к созданию самолетов с крылом изменяемой стреловидности.

Боевые самолеты России для дальнейшего роста скоростей полета реактивных истребителей, превышающих скорость звука, потребовалось увеличить их энерговооруженность, повысить удельные характеристики ТРД, а также усовершенствовать аэродинамические формы самолета. С этой целью были разработаны двигатели с осевым компрессором, имевшие меньшие лобовые габариты, более высокую экономичность и лучшие весовые характеристики. Для значительного увеличения тяги, а следовательно, и скорости полета в конструкцию двигателя ввели форсажные камеры. Совершенствование аэродинамических форм самолетов заключалось в применении крыла и оперения с большими углами стреловидности (в переходе к тонким треугольным крыльям), а также сверхзвуковых воздухозаборников.