Страница 6

Из всего вышесказанного можно сделать вывод:

Самооценка – это наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает, но это не констатация имеющегося потенциала, а именно его оценка с точки зрения определенной системы ценностей. Поэтому самооценка отвечает на вопрос: не что Я имею, а чего это стоит, что это значит, означает? По итогам проводимой самооценки формируется то или иное отношение к себе, позитивное или негативное, с чертами отрицания, неприятия. Понятно, что знание о себе служит необходимым материалом для самооценки, которая в свою очередь способна задать модус самоотношения. Таким образом, самооценка как таковая автономно является очень важным, если не ключевым, элементом самосознания, который в значительной мере может детерминировать личностный комфорт или дискомфорт, выраженный в степени самоприятия субъекта, его удовлетворения самим собой. Кроме того, самооценка служит источником пополнения знаний человека о себе.

Становление самооценки в возрастном аспекте связано с овладением ребенком более совершенными способами самооценивания, с расширением и углублением знаний о себе, с их обобщением и наполнением «личностными смыслами», с усилением их побудительно-мотивационной роли. Эмоционально-ценностное отношение к себе с возрастом так же постепенно дифференцируется и обобщается. К началу подросткового возраста роль самооценки в жизни ребенка заметно усиливается, начинается переориентация с внешних оценок на самооценку. Усложняется содержание самооценки, в нее включаются нравственные проявления, отношения с окружающими, собственные возможности. В подростковом возрасте более выраженные темпы наблюдаются в развитии эмоционального компонента самооценки; эмоционально-ценностное отношение к себе становится ведущим переживанием внутренней жизни подростка. Обостряется восприятие внешних оценок и самовосприятие, оценка собственных качеств становится насущной задачей подростка. Повышенная эмоциональность в отношении к себе замедляет совершенствование когнитивного компонента самооценки. Переход в юношеский возраст характеризуется сбалансированным развитием когнитивного и эмоционального компонентов самооценки. Рост осознанного отношения к себе ведет к тому, что знания о себе начинают регулировать и вести за собой эмоции, адресующиеся собственному «я». Складываются относительно устойчивые представления о себе как целостной личности, отличной от других людей. Ведущим новообразованием юношеского возраста считается потребность в самоопределении, в осознании себя как члена общества.

Итак, в дошкольном возрасте более быстрыми темпами развивается и более выражено функционирует эмоциональный компонент самооценки; в младшем школьном возрасте – когнитивный; в подростковом – снова ведущую роль приобретает эмоциональный компонент; в юношеском возрасте на первый план выступает когнитивный компонент, принимающий на себя функцию регулятора эмоций .

Нельзя однозначно ответить на вопрос, какая самооценка лучше – высокая или низкая, стабильная или динамичная, адекватная или критичная. Эти вопросы решаются в общем контексте развития личности и применительно к конкретным ситуациям оценивания. Самооценка является сложным образованием, системным по своей природе: она целостна и в то же время многоаспектна, имеет многоуровневое строение и иерархическую структуру, включена во множество межсистемных связей с другими психическими образованиями, в разные виды деятельности, формы и уровни общения, в когнитивное, нравственное и эмоциональное развитие личности.

Так как мы говорим о подростках, а в подростковом возрасте ведущую роль приобретает эмоциональный компонент нам необходимо исследовать влияние эмоционального состояния на самооценку подростка.

Практические рекомендации по коррекции агрессивного поведения мальчиков и девочек подросткового возраста
Коррекция агрессивного поведения подростков в учебном процессе. Исходной точкой педагогической коррекции отклоняющегося поведения подростков в учебной деятельности является глубокая диагностика их познавательных возможностей, мотивации у...

Классификация групп
Показательно, что содержание, способ возникновения, форма осуществления, длительность существования совместной деятельности, количество и характер взаимосвязей ее участников являются главными основаниями классификации групп. По числу учас...

Посттравматические стрессовые расстройства, пути и средства купирования
Проблема психологических травм и их последствий является особо актуальной для практической деятельности войск, в особенности в связи с усилением стрессогенности общих условий жизнедеятельности в современных условиях. Очень долго в нашей п...

    Политическая система - сложное образование, включающее элементы с, часто, противоположной направленностью интересов и целей.

    Возможны несколько подходов к типизации политических систем, которые определяются в зависимости от контекста исследования, интересов и парадигмы исследователя.

    Определяющим элементом политической системы является политический режим. Понятия тоталитаризма и авторитаризма являются гендерными, не несут морального оценочного компонента. Силь­ная авторитарная власть, ориентирующаяся на демократию, к примеру, может оказаться эффективным средством слома тоталитарных структур, предотвращения анархии и хаоса, проведения радикальных экономических реформ.

Литература

Божанов В.А . Политология: мир современной политики. Учеб. Пособие. М., 2005.Гаджиев К.С. Политическая наука. М.,1995. Гл.5, 19.

Денисюк Н.П. Избирательная система Республики Беларусь. Мн., 1997.

Мальцев В.А. Основы политологии: Учеб. М., 1997. Гл.13, 14, 18.

Наумова С.А. Что надо знать о политике. Мн., 1997. Гл. 6. § 21

Пищулин Н.П Политическое лидерство и электоральный процесс // Полит, исследования 1998. № 5.

Политология / Под ред. Б Краснова М., 1995 Гл 5.

Политология / Под ред Г В Полуниной М., 1998 Гл 10.

Политология. СПб., 1998. Гл.7. § 3; Гл.11. § 3.

Представительная демократия и электорально-правовая культура. М., 1997.

Пугачев В.П. Выборы: общая теория в российских иллюстраци­ях// Вести. Моск. ун-та Сер. 12. Полит, науки 1997 № 4.

Рыбаков А. В Избирательное право и избирательные системы // Соц.-полит, журн. 1998. № 2.

Селезнев Л.И. Политические системы современности: сравнитель­ный анализ. СПб, 1995.

Терещенко А. Г С.Липсий о социальных основах политического по­ведения избирателя // Соц -полит, журн. 1996. № 4.

Тема 4. Политические институты и организации (4 часа).

Государство, как политический институт.

Политические партии и партийные системы.

Особенности становления партийной системы Республики Беларусь.

Государство, как политический институт.

Государ­ство является ядром поли­тической системы общества. Это механизм, благодаря ко­торому приходят в движение все звенья политического процесса. Именно поэтому государственная власть дает возможность ее обладателю подчинять своей воле всех граждан страны.

Термин "государство" стал использоваться в полити­ческой науке примерно со второй половины XVI в. До это­го времени для обозначения государства использовались такие понятия, как "полис", "княжество", "царство", "ко­ролевство", "республика", "империя" и др. Одним из пер­вых в научный оборот термин "государство" ввел Н.Ма­киавелли. Он трактовал его широко - как любую верховную власть над человеком.

В обыденном сознании государство часто отождествля­ется с определенным этносом (например, белорусское го­сударство, французское государство и т.п.), с админис­тративно-управленческим аппаратом, с правосудием.

Большинство современных авторов считают, что госу­ дарство - это организация публичной власти, которая об­ладает суверенитетом, действует на определенной террито­рии и подчиняет себе все население, проживающее на этой территории.

Основными структурными элементами госу­ дарства являются органы законодательной, исполнитель­ной и судебной власти, охраны общественного порядка и государственной безопасности, вооруженные силы и час­ тично средства массовой информации. Из определения ясно, что государство как субъект международного права должно обладать как минимум суверенитетом, террито­рией и населением. Суверенитет означает, что все реше­ ния органов государственной власти принимаются ими самостоятельно, независимо ни от каких внешних сил иобязаны исполняться внутри страны . Иными словами, никакое иное государство не вправе навязывать свою во­лю, оказывать давление или вмешиваться во внутренние дела Однако следует иметь в виду, что страны существу­ют в реальном взаимозависимом мире и поэтому они иног­да сознательно и добровольно ограничивают свой сувере­нитет (разумеется, до определенных пределов), вступая в различные союзы и объединения государств.

Территория, отмеченная границей, - также неотъем­лемый атрибут государства. Она включает землю и ее нед­ра, воздушное пространство По разным причинам терри­тория может уменьшаться, увеличиваться, менять свои контуры Утрата территории означает исчезновение госу­дарства

Без населения, подчиняющегося органам власти, так­же не может быть государства Принадлежность лица к данному государству характеризуется понятием граждан­ства, которое обеспечивает наличие и защиту его прав и свобод. Лица, не имеющие гражданства, называются апат­ридами Они обязаны выполнять законы государства, но во многом ущемлены в правах (например, лишены права голоса, занятия некоторых должностей, приобретения собственности и т д.). Яркое подтверждение тому - поло­жение таких лиц в Эстонии, Латвии после распада СССР Отметим, что в мире немало народов, не имеющих своей государственности (цыгане, палестинцы, до 1948 г евреи)

Отличительными признаками государства явля­ются:

    наличие публичной власти, отделенной от общества и осуществляемой профессионалами-управленцами,

    монопольное право на взимание налогов, формирование бюджета, издание законов, регулирующих жизнь общества, легитимное физическое насилие.

М Вебер рассматривал государство как "отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитим­ное (т е. считающееся легитимным) насилие как сред­ство". Вместе с тем, современные исследователи подчерки­вают, что верховная государственная власть не должна преступать определенные границы, позволяющие ей нару­шать права личности на жизнь и свободу мысли. Кроме то­го, она должна быть устроена таким образом, чтобы не пе­рерасти в тиранию или диктатуру. Реальное воплощение эти идеи получают в ходе реализации принципа разделения государственной власти на законодательную, испол­нительную и судебную.

Вопрос образования государства является едва ли не са­мым дискуссионным в политической науке На сей счет су­ществует множество мнений и теорий:

Аристотель высказал мысль о естественном происхождении государства (т е государственная форма организации коренится в самой природе человека). По его мнению, вначале возникает семья, затем из нескольких се­мей возникает селение или род, наконец, объединение нес­кольких селений составляет государство - высшую фор­му человеческого общения Цель создания государства - общение между семьями и родами ради благой жизни.

    Договорная концепция, разработана Т Гоббсом, Д Локком, Ж.-Ж.Руссо, Н.Ра­дищевым и др. Государство, по их мнению, возникло как результат договора между правителем и подданными с целью обеспечения и соблюдения прав граждан.

    Теории завоевания (Л.Гумпилович, Ф Оппен-геймер, К.Каутский) гласит, что первые государства воз­никли под воздействием внешних факторов - насилия и завоевания воинственными кочевниками или викингами земледельческих, плохо организованных групп людей. Государство они рассматривали как форму господства по­бедителей над побежденными.

    Следует особо выделить социально экономическую концепцию происхождения государства. Первым филосо­фом, считавшим, что государство возникло благодаря раз­делению труда (каждый занимается своим делом: филосо­фы управляют, воины защищают государство, крестьяне и ремесленники работают), был Платон. Более завершенный вид эта концепция приобрела в ра­ботах К.Маркса, Ф.Энгельса, В И.Ленина.

Надо сказать, что роли насилия в возникновении государства они не от­рицали, но отводили ему вторичную роль На первый же план они ставили разделение труда в обществе, возникно­вение частной собственности на средства производства и последовавшее за этим деление общества на антагонисти­ческие классы Экономически господствующий класс для охраны и защиты своей собственности изобретает государ­ство Поэтому марксизм определяет государство как аппарат насилия, машину для подавления эксплуатируемого класса классом эксплуататоров Такое положение, по мнению марксистов, должно сохраниться до победы рабочего класса в социалистической революции, а затем по мере строительства коммунизма государство постепенно отми­рает, перерастая в коммунистическое общественное само­управление.

Существуют теории, объясняющие происхождение го­сударства и другими факторами, например необходимос­тью совместного строительства оросительных сооруже­ний, влиянием других государств и т.д.

Социальное назначение государства определяется выполняемыми им функциями. Общепринятым является деление функций на внут­ренние и внешние. К основным внутренним функциям от­носятся:

    регулирование социальной жизни; разрешение конфликтов, поиск путей компромисса и консенсуса в обществе;

    охрана общественного порядка;

    создание законодательной базы для функциониро­вания общественной системы;

    выработка стратегии экономического развития;

    защита прав и свобод граждан;

    обеспечение социальных гарантий своим гражданам;

    обеспечение развития науки, культуры, образования;

    деятельность по защите окружающей среды.

Внешние функции направлены на обеспечение безопас­ности, целостности и суверенитета государства, защиту на­циональных интересов на международной арене, развитие взаимовыгодного сотрудничества между странами, решение глобальных проблем человеческой цивилизации и др.

В зависимости от предмета рассмотрения, к государству можно применить несколько типологий:

1) по политическому режиму (тоталитарные, авторитарные, демократические);

2) по форме правления (абсолютные монархии, конституционные монархии, президентская и парламентская республики, полупрезидентская республика);

По территориальному устройству (конфедерации, федерации, унитарные) и т.д.

Гражданское общество и правовое государство.

По­нятия "гражданское общество" и "правовое государство" появились еще в XVIIIв. Ими разграничивались две сфе­ры жизнедеятельности людей: частных интересов, иници­ативы, предприимчивости и самодеятельности граждан, с одной стороны, и публичной власти - с другой.

Что же следует понимать под гражданским общес­твом? В широком смысле слова "гражданское общес­тво" - это все, что не является государством.

В узком смысле слова под гражданским обществом чаще всего понимают независимую от государства, существую­щую наряду с ним и взаимодействующую с ним особую сфе­ру социальной жизни, представленную общественными группами, движениями, партиями, ассоциациями и иными объединениями, служащую формой выражения многооб­разных интересов личности. Гражданское общество имеет сложную структуру, включающую различные, не опосредо­ванные государством отношения: хозяйственные, экономи­ческие, семейно-родственные, этнические, религиозные, правовые и др. Идеи разграничения государства и общества высказы­вались Дж.Локком, Ш.Л Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Г.Ге­гелем, К.Марксом и др.

Основные выводы, к которым приходили мыслители прошлого и приходят современные политологи, заключа­ ются в следующем.

    гражданское общество существовало не всегда. Оно появилось в период перехода к индустриальной стадии раз­вития и капиталистической системе хозяйствования, когда стало возможно освобождение частной жизни граждан от мелочной опеки и регламентации со стороны государства Гражданское общество формировалось спонтанно, снизу, в результате превращения индивидов из подданных государ­ства в свободных граждан-собственников;

    основная социальная функция гражданского общес­тва - создание условий для удовлетворения базовых че­ловеческих потребностей, выражения самых различных интересов индивидов и переадресовки их органам государственной власти;

3) взаимоотношения между государством и граждан­ским обществом достаточно сложны, часто носят конфлик­тный характер Гражданское общество постоянно испыты­вает на себе давление со стороны государства, и если оно недостаточно развито, то государство узурпирует его права.

По этой причине при тоталитарных режимах происхо­дит поглощение гражданского общества государством, а при авторитарных существуют лишь некоторые его эле­менты. И только демократия создает режим наибольшего благоприятствования для возникновения и функциониро­вания гражданского общества. Этому способствуют сво­бодное развитие гражданских инициатив, создание раз­личных партий, массовых общественных движений, организаций, групп по интересам, убеждениям и другим признакам, деятельность свободной и независимой пре­ссы, самоуправление на различных уровнях и т.д. В ре­зультате именно гражданское общество обусловливает и определяет функции государства. Государство же, в свою очередь, обеспечивает условия существования и функцио­нирования гражданского общества. Таким образом, в ус­ловиях демократии государство и гражданское общество выступают как равноправные партнеры.

Перечислим условия для возникнове­ ния и развития гражданского общества:

В экономической сфере - это частная собственность и многоукладная рыночная экономика. Исторический опыт свидетельствует о том, что частная собственность создает необходимые условия для свободной и независимой тру­довой деятельности и она хорошо приспособлена для орга­низации мелкого бизнеса. Однако в современных услови­ях частная собственность не является превалирующей и в развитых странах. Так, в США, Англии, Франции значи­тельный процент составляет государственная собствен­ность, в Швеции до 70 % - кооперативная. Различные формы собственности, находясь в равных условиях и кон­курируя друг с другом, создают экономический фунда­мент гражданского общества.

В социальной сфере - это наличие мощного среднего класса, составляющего в демократических обществах до 60 - 70 % населения. Можно с сожалением констатиро­вать, что в странах СНГ процент этого слоя весьма незна­чителен В перспективе с переходом к рынку его удельный вес должен возрастать.

В политической сфере основой гражданского общес­тва является многопартийность, наличие массовых демок­ратических движений, организаций, ассоциаций и других групп по интересам. Все эти силы создают механизм об­ратной связи между населением и государством, контро­лируют деятельность государственных органов

В сфере духовной жизни необходим высокий уровень гражданского сознания и культуры, наличие плюрализма и свобод в области идеологии.

И наконец, гражданское общество может существовать только там, где государство в целом и каждый гражданин в отдельности находятся в одинаковом положении перед законом. Иными словами, гражданское общество может существовать только в связке с правовым государством. Только в таком случае государство займет отведенное ему место - быть лишь механизмом общества, функциониру­ющим под его всесторонним контролем

В основе правового государства лежат два основопола­ гающих принципа:

1) порядок и стабильность в государ­стве;

2) защищенность человека. Власть должна осущес­твляться во имя всеобщего блага и опираться на право. Следовательно, в самом общем виде правовое государ­ ство - это государство, основывающееся на правовом за­коне, перед которым равны все: и правители, и рядовые граждане. Право не тождественно закону. Его следует по­нимать как некую справедливую, исторически изменяю­щуюся, объективную меру (норму) свободы и справедли­вости. Следовательно, движение в сторону правового государства предполагает наполнение законов правовым содержанием.

Термин "правовое государство" был введен в научный обиход лишь в первой половине XIXв. немецкими юрис­тами Р. фон Молем и Т.К Велькером, хотя его идея воз­никла в глубокой древности.

Философское обоснование теории правового государ­ства наиболее полно представлено в трудах И.Канта, рас­сматривавшего государство как объединение множества людей, подчиненных праву. Им выдвинута идея "катего­рического императива", который понимается как всеоб­щий обязательный нравственный закон, которому все люди, независимо от их происхождения, социального по­ложения должны подчиняться. Категорический импера­тив предписывает: поступай так, чтобы твое поведение могло служить образцом всеобщего законодательства. Только соединенная воля всех лиц, образующих народ, по мнению И.Канта, может быть источником закона в право­вом государстве.

Очень точно суть правового государства отразил не­мецкий философ К.Ясперс, охарактеризовав его как госу­дарство, где власть преодолевается правом и в конечном итоге служит праву.

Выделим отличительные черты правового государ­ ства :

    приоритет права, закона во всех сферах общества. Это находит юридическое закреп­ление в Конституции (Основном Законе) страны. Конституция является как бы текстом общественного договора между гражданами и государством. Этот доку­мент регулирует всю общественную жизнь, имеет высшую юридическую силу и обязателен к исполнению для всех.

    незыблемость свободы личности, ее прав и свобод, чести и достоинства, их охрана и гарантированность. Причем неверно думать, что пра­ва и свободы гражданам дарованы государством. Человек от природы обладает правом на жизнь, на достойное су­ществование, на личную безопасность, на защиту чести и доброго имени и т.д., а государство обязано гарантировать их соблюдение

    В правах человека выражаются возможности его дей­ствий в различных сферах: политической, экономической, социальной, культурной. В правовом государстве все за­конодательные акты согласуются с правами человека, подчинены принципу их нерушимости. Разумеется, про­стое декларирование прав и свобод граждан еще не озна­чает соблюдение их в реальной жизни.

    раз­ деление властей на три ветви - законодательную, ис­ полнительную и судебную. Каждая из них выполняет свои строго оговоренные функции. Сдерживая и уравно­вешивая друг друга, они тем самым выступают гарантом соблюдения прав и свобод граждан. Кроме того, форми­руя представительные органы через всеобщее избиратель­ное право, граждане имеют возможность контролировать власть и в случае необходимости вносить коррективы в их политику.

    нали­чие эффективных форм контроля за соблюдением закон­ности прав и свобод граждан как на внутригосударствен­ном, так и международном уровне. Такими формами являются судебные органы разных уровней, главными из которых являются верховные и конституционные суды. Основное требование к такого рода институтам - их неза­висимость в принятии решений и подчинение только Зако­ну.

    взаимная ответственность личности и государства. Это означает, что в правовом государстве весь властный механизм функционирует в инте­ресах человека, что государство, издавая законы, прини­мает на себя конкретные обязанности перед гражданами по защите их прав Однако следует иметь в виду, что предоставление прав предполагает и выполнение гражда­нином определенных обязанностей, например соблюдать законы, уважать права и свободы других лиц, платить на­логи и т д. Причем, чем ответственнее люди к этому подхо­дят, тем более широким диапазоном прав они обладают.

Значит, первооснова правового государства в его сов­ременном понимании не столько в законах, которые есть и при тоталитарных режимах, сколько в их уважении и соб­людении прав граждан со стороны государства.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что совершенствование фотоаппаратуры, появление экспрессных методов фотографии, позволяющих без дополнительной обработки получить готовые снимки в ходе осмотра, а также точность изображения и отсутствие какого бы то ни было разрушающего воздействия на фотографируемые объекты сделало фотосъемку весьма популярным средством фиксации доказательственной информации.

Звукозапись.

Важными достоинствами для фиксации хода и результатов осмотра обладает и звукозапись. При осмотрах звукозапись применяется в качестве технического средства, заменяющего черновые записи и позволяющего восполнить возможные пробелы в памяти. Доказательственного значения она не имеет. Если в ходе осмотра места происшествия участвующие в проведении этого следственного действия делают какие-либо объяснения наряду с фиксацией их в протоколе, по решению следователя, а также по просьбе этих лиц может быть применена звукозапись. При этом должны соблюдаться требования, установленные ст. 141 УПК РСФСР.

Однако, несмотря на несомненные достоинства звукозаписи, она имеет и свои недостатки: в ней обычно содержится много лишней, не относящейся к делу информации; пользование звукозаписью, ее длительное хранение затруднено, что делает этот способ фиксации не популярным среди следователей.

Киносъемка.

Среди методов фиксации хода и результатов осмотра необходимо упомянуть и о киносъемке. Киносъемка на месте происшествия в отличие от фотографии, способной передавать только отдельные статические элементы при проведении следственных действий, позволяет фиксировать объекты в действии, в динамике и тем самым решать совершенно новые задачи. При осмотре места происшествия целесообразно применение киносъемки для отображения сложной динамики обстановки, которую затруднительно описать в протоколе осмотра. Проведение киносъемки целесообразно поручать специалисту.

Для фиксации осмотра могут быть использованы:

· киносъемка с нормальной частотой кадров (16 кадров/1 сек., и 24 кадра/1 сек.);

· киносъемка ускоренная (частота 32,48 и 64 кадра/1 сек.);

· киносъемка с замедленной частотой (от 8 до 16 кадров/1 сек.) и покадровая съемка (1 кадр/1 сек и менее);

· панорамная киносъемка – съемка камерой, находящейся в движении (аналогично панорамной фотосъемке).

Киносъемка проводится с соблюдением требований ст. 141 УПК.

Рассмотрение киносъемки свидетельствует о ее больших возможностях фиксации хода осмотра, однако, сейчас такой способ фиксации практически перестал применяться. Связано это с отсутствием надежных портативных камер, необходимостью сложной (особенно при цветной съемке) обработки отснятого материала, а также отсутствием проекторов и специальных условий для демонстрации фильмов, как у следователей, так и в судах. Следует признать: киносъемка стала бесперспективным способом фиксации доказательств. Ее по всем показателям превосходит видеозапись, которой, очевидно, принадлежит будущее.

Видеозапись.

Видеозапись имеет явные преимущества перед киносъемкой. Она значительно проще, дешевле. К достоинствам видеозаписи следует отнести также синхронную запись изображения и звука, отсутствие какой то ни было обработки отснятого материала, возможность немедленного его воспроизведения, высокую точность и объективность фиксации. Наиболее эффективно применение видеозаписи при проведении осмотра места происшествия, особенно по пожарам, транспортным катастрофам, когда требуется оперативная фиксация всей возможной информации об обстановке.

Таким образом, на сегодняшний день видеозапись является самым эффективным средством фиксации хода и результатов осмотра. Сдерживает применение видеозаписи лишь относительная дороговизна аппаратуры для съемки и воспроизведения, и связанное с этим отсутствие видеокамер у большинства следователей.

Консервирование запахов.

Практикой накоплен немалый положительный опыт использования запаховых следов для изобличения преступников, что сделает такой способ фиксации результатов осмотра, как консервирование запахов, сравнительно распространенным.

Решающее значение для возможности использования запаховых следов в целях раскрытия преступлений является своевременное изъятие с места происшествия таких следов. Отбор запаховых следов рекомендуется производить в резиновых перчатках на хлопчатобумажные салфетки размером 10х15 см путем приведения их в плотный контакт с предметом на время не менее одного часа. Образцы запаха от проверяемого субъекта берутся с его личных вещей или тела, в последнем случае с выдерживанием в контакте в течение 30 минут. Чтобы лучше сохранить пробы и образцы запахов, изъятые на хлопчатобумажные салфетки, целесообразно упаковать из в 3 – 4 слоя алюминиевой фольги или в стеклянные банки. Помимо образца для сравнительного исследования необходимо изготовить эталонный запаховый след проверяемого лица. Упаковки со следами запаха, отобранного на месте происшествия, образцами для сравнительного исследования и эталонным запаховым следом направляются в одорологическую лабораторию, например, ЭКЦ МВД РФ.

Отождествление лица по запаху производится обычно в форме экспертизы, путем применения биодетекторов, которыми становятся специально подготовленные собаки. Практика производства такого рода экспертиз позволяет считать точность одорологического отождествления сопоставимой с точностью дактилоскопической идентификации.

Однако это утверждение далеко не бесспорно, так как в криминалистической литературе высказаны и другие мнения, результаты которых подтверждены практикой. Так, в теории и на практике имеют хождения два мнения: запах человека индивидуален, а второе – запах человека не меняется. Оба эти утверждения не являются несомненными. Теория, утверждающая, что запах человека неповторим, имеет в РФ много сторонников, среди которых недавно умерший профессор А. Винберг и профессор Р. Белкин. Однако были и есть, которые относятся к ней более чем сдержано. Это профессор Строгович и доцент Шиканов, например, первый из них писал, что ничем не доказано, что запах каждого человека совершенно индивидуален. Исследования, проводимые в Болгарии дали следующие результаты: собаки установили качественное различие между исследуемыми парами супругов. В опытах «родители – дети»: собаки приняв запах ребенка, подходили к его отцам или матери, из чего можно сделать вывод, что дети без изменения наследуют характерные особенности запаха своих родителей. Таким образом, результаты подтвердили, что закон о наследственности, выведенный крупным чешским ученым – монахом Грегором Мендалем, в полной мере действителен в отношении человеческих запахов. Согласно этому закону в семье, состоящей из 4-х человек – отец, мать, дочь и сын – при нормальной наследственности дети получают от своих родителей равное количество наследуемой информации, в том числе и запаховой. Но, несмотря на выявленные результаты, отказываться от криминалистической одорологии не стоит. Скорее наоборот, необходимо признать ее большой вклад в дело борьбы с преступностью, так как с ее помощью можно установить, по меньшей мере, двух в отдельных случаях четырех заподозренных лиц, а затем последовательно проверять у них наличие или отсутствие алиби. Теперь, что касается второго принципа криминалистической одорологии, выдвинутого профессором А. Винбергом. Тот считал, что в консервированном запахе, изъятом на месте преступления, не наступают изменения и его, таким образом, можно использовать спустя месяцы и годы. Результаты последних проведенных исследований опровергают утверждения профессора А. Винберга и свидетельствуют о том, что в зависимости от множества факторов внутренних и внешних, биологических и химических, действующих в человеческом теле (или в его части), запах человека изменчив.

Русский

Английский

Арабский немецкий английский испанский французский иврит итальянский японский голландский польский португальский румынский русский турецкий

На основании Вашего запроса эти примеры могут содержать грубую лексику.

На основании Вашего запроса эти примеры могут содержать разговорную лексику.

Перевод "вышесказанного можно сделать вывод" на английский

Другие переводы

Из о том, что заявление о толковании никоим образом не может изменить положения договора.

It may be deduced from the foregoing that an interpretative declaration may in no way modify the treaty provisions.">

Из вышесказанного можно сделать вывод , что закон возлагает на семьи ответственность за образование и воспитание своих несовершеннолетних детей и считает это основной обязанностью семьи.

It can readily be appreciated from the foregoing that the Law imposes on families an obligation to educate their minor children, and gives the family primary responsibility for their education.

It can readily be appreciated from the foregoing that the Law imposes on families an obligation to educate their minor children, and gives the family primary responsibility for their education.">

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что туризм оказывает значительное воздействие на окружающую среду.

Conclusion to be drawn from the above is that tourism exerts significant pressure on the environment.">

Из вышесказанного можно сделать вывод о нецелесообразности отказа от всех оценочных корректировок и сосредоточении работы на формировании более эффективных выборов.

Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод о том, что вклад Комитета в развитие международного права в области прав человека является весьма заметным.

It could be concluded from the foregoing that the Committee"s contribution to the evolution of international human rights law had been remarkable.">

С учетом вышесказанного можно сделать вывод о том, что вследствие единодушного признания важного значения упрощения процедур торговли и электронных деловых операций эта деятельность включена в программу работы большинства стран и экономических образований Азиатско-Тихоокеанского региона.

From the above, it may be concluded that the trade facilitation and electronic business activities have been integrated into the work programme of most of the countries and the economies in the Asia -Pacific region as a result of recognition of its importance by everyone.

Above, it may be concluded that the trade facilitation and electronic business activities have been integrated into the work programme of most of the countries and the economies in the Asia -Pacific region as a result of recognition of its importance by everyone.">

С учетом вышесказанного можно сделать вывод о том, что по сравнению с предыдущей конституцией Конституция Федеративной Республики Бразилии 1988 года является более прогрессивной, поскольку в ней признаются основные права.

In view of the above-mentioned, it may be inferred that, in relation to the previous Constitutions, the 1988 Constitution of the Federative Republic of Brazil is quite advanced, since it acknowledges substantive rights.

Above-mentioned, it may be inferred that, in relation to the previous Constitutions, the 1988 Constitution of the Federative Republic of Brazil is quite advanced, since it acknowledges substantive rights.">

С учетом вышесказанного можно сделать вывод , что у киприотов-греков нет оснований жаловаться на нарушения прав человека на Кипре.

In view of the foregoing , the Greek Cypriots are in no position to complain about human rights issues in Cyprus.

Foregoing, the Greek Cypriots are in no position to complain about human rights issues in Cyprus.">

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что за прошедшие годы международное право получило значительное развитие и стало в большей мере учитывать гендерную проблематику.

As can be seen from the above , international law has developed considerably over the years to become more gender-inclusive.">

Из вышесказанного можно сделать вывод , что население имеет довольно размытое представление о том, какие структуры в государстве непосредственно занимаются данной проблемой и куда, в случае возникновения потребности, можно обратиться.

В свете вышесказанного можно сделать вывод о том, что наличие еще одной работы на полной ставке в дополнение к основной работе является крайне редким явлением.

In the light of this, it may be concluded that it is very rare to have another full-time job in addition to one"s regular job.

This, it may be concluded that it is very rare to have another full-time job in addition to one"s regular job.">

На основании всего вышесказанного можно сделать вывод , что удалось достичь важных успехов в деле правового обеспечения равноправия женщин, равно как и в повсеместном учете гендерного фактора в работе различных секторов.

Из вышесказанного можно сделать вывод , что в начале 2000 года согласованные ранее специальные механизмы были расширены, однако специальные чрезвычайные правила и процедуры еще не приняты.

It is concluded from the above that, early in 2000, the special arrangements agreed upon earlier had been expanded but that special emergency rules and procedures had not been adopted as yet.

It is concluded from the above that, early in 2000, the special arrangements agreed upon earlier had been expanded but that special emergency rules and procedures had not been adopted as yet.">

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что эпоха электроники оказывает глубокое воздействие на национальные статистические системы и ставит мировое статистическое сообщество перед проблемой выбора, в каком направлении двигаться дальше.

From the foregoing, it can be seen that age of electronics is having profound impact on national statistical system and has placed statistical community worldwide at crossroads and demanding for a direction.

Foregoing, it can be seen that age of electronics is having profound impact on national statistical system and has placed statistical community worldwide at crossroads and demanding for a direction.">

С учетом вышесказанного можно сделать вывод , что одной из наиболее острых проблем, вызывающих обеспокоенность, является слабость учреждений и системы управления в ряде стран с экономикой переходного периода.

In view of the above , a major concern is the weakness of institutions and governance system in a number of countries with economies in transition.

Above, a major concern is the weakness of institutions and governance system in a number of countries with economies in transition.">

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что статья 14 Конвенции включена в состав законодательства Болгарии, закреплена в нем и не требует принятия других нормативных актов.

На основе всего вышесказанного можно сделать вывод , что на ядерные государства в особенности возлагается очевидный нравственный долг проявлять ответственный подход и воздерживаться от любых действий, которые могут привести к подрыву международного мира и безопасности в результате сохранения у них ядерного оружия.

On the basis of the foregoing , there is a clear moral responsibility on the part of the nuclear-weapon States in particular to conduct themselves responsibly and refrain from any action that may tend to undermine international peace and security by their continued possession of nuclear weapons.

Foregoing, there is a clear moral responsibility on the part of the nuclear-weapon States in particular to conduct themselves responsibly and refrain from any action that may tend to undermine international peace and security by their continued possession of nuclear weapons.">

На основе вышесказанного можно сделать вывод о том, что последовательные рамки сотрудничества, укрепляющие совместную деятельность - это такие рамки, которые позволяют вести содержательный диалог между частным сектором и правительствами.

It flows from this that a consistent framework of cooperation that strengthens collaboration is one which allows a meaningful dialogue to develop between the private sector and Governments.

Flows from this that a consistent framework of cooperation that strengthens collaboration is one which allows a meaningful dialogue to develop between the private sector and Governments.">

Из вышесказанного можно сделать вывод , что Конституция Кувейта охватывает широкий диапазон принципов, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека и в других соответствующих международных документах, включая Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

From the above one can deduce that the Kuwaiti constitution encompassed a vast range of the principles in the Universal Declaration of Human Rights and other related international instruments, including the International Covenant on Economic, Social and Cultural Rights.

Above one can deduce that the Kuwaiti constitution encompassed a vast range of the principles in the Universal Declaration of Human Rights and other related international instruments, including the International Covenant on Economic, Social and Cultural Rights.">

На основе вышесказанного можно сделать вывод о том, что в отношении лиц, относящихся к двум последним категориям, т.е. лиц в возрасте от 13 до 18 лет и от 13 до 16 лет, применяется принцип частичного освобождения от ответственности.

In view of the foregoing, we may affirm that the latter two categories of minors, namely, those between the ages of 13 and 18 and over 13 and under 16 respectively, are covered by qualified exemption from responsibility.

Foregoing, we may affirm that the latter two categories of minors, namely, those between the ages of 13 and 18 and over 13 and under 16 respectively, are covered by qualified exemption from responsibility.">

Возможно неприемлемое содержание

Показать

Примеры предназначены только для помощи в переводе искомых слов и выражений в различных контекстах. Мы не выбираем и не утверждаем примеры, и они могут содержать неприемлемые слова или идеи. Пожалуйста, сообщайте нам о примерах, которые, на Ваш взгляд, необходимо исправить или удалить. Грубые или разговорные переводы обычно отмечены красным или оранжевым цветом.

Больше примеров

Результатов: 3038 . Точных совпадений: 28 . Затраченное время: 183 мс

Предложить пример

нального и специального цикла возросла на

0,48 балла - 9,4 %. Во-вторых, использование информационной технологии обучения обеспечивает улучшение прочности знаний, навыков и умений и их сохраняемости на протяжении, как минимум, месячного срока на 3,0 %. В-третьих, сократилось в 1,2 раза время, отводимое на подготовку к контрольной работе и подготовку реферата. В-четвертых, активизировалась познавательная деятельность и повысилась мотивация обучающихся.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что все компоненты модели межпредметных связей учебной дисциплины находятся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости. Применение такой модели как части информационной технологии обучения является перспективным направлением совершенствования качества подготовки военных специалистов в вузе. Задача вышеназванной модели - обеспечить медпредметные

связи между изучаемыми дисциплинами на уровнях целепологания, отбора содержания, его структурирования, выбора форм, методов, средств обучения и т. д. Это, в свою очередь, позволит оптимизировать процесс обучения, сократить время на подготовку специалистов и гарантированно достигать цели обучения.

1. Виленский В.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе. Изд. 2-е / под ред. В. А. Сластенина. М., 2005.

2. Вербицкий А.А., Бакшаева Н.А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении: моногр. М., 2000.

3. Образцов П.И. // Военная мысль. 2004. № 10. С. 55-60.

4. Образцов П.И. // Военная мысль. 2003. № 12. С. 17-23.

Поступила в редакцию 11.01.2007 г.

АКТИВИЗАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ Л.Г. Инешина, С.В. Панина

Inyoshina L.G., Panina S.V. Activization of social and cultural potential as a condition of pupils’ personal self-determination in senior forms. The article states that it is necessary to work at the formation of flexible and open space, favorable microclimate of moral mutual relations, productive cooperation and dialogue of subjects of personal self-determination. At the same time formation of schoolchildren’ value system of relations, maintenance of conditions for growing persons to take social cultural values, getting personal sense of existence and life in society remain significant.

Современное российское общество провозглашает гуманистические и демократические идеи и ценности, которым соответствует постиндустриальная культурная парадигма образования, нацеленная на создание условий для развития, саморазвития и самоопределения личности, повышения эффективности и качества образовательного процесса . И, как отмечают многие исследователи, гуманизация социокультурной образовательной среды школы является важнейшим фактором бесконфликтного вхождения развивающегося человека во взрослую жизнь, формирования личной идентичности, позиции субъекта личностного самоопределения.

В этой связи необходимо разработать педагогическое обеспечение активизации личностного самоопределения учащихся с учетом особенностей социокультурной среды школы.

Прежде всего, необходимо выяснить смысл ключевых понятий исследования, опираясь на системный анализ их определений, истолкований, даваемых различными авторами в психолого-педагогической, социологической и философской литературе. Такими ключевыми понятиями являются «самоопределение», «личностное самоопределение», «социокультурная среда».

Термин «самоопределение» используется в различных областях человекознания - в

социологии, педагогике, психологии для обозначения процесса взросления личности, формирования жизненной перспективы, жизненных планов, выбора профессии. Так, Е.А. Климов характеризует понятие «самоопределение» как проектирование и построение учащимися своего жизненного пути, такого же взгляда придерживается Г.В. Данилова, В.В. Сафин выделяя процессуальную сторону самоопределения личности как овладение ею отдельными сферами жизни в жизнедеятельности в целом .

Попытка построения общего подхода к самоопределению личности была предпринята Г.П. Никовым. Он исходит из характеристики самоопределившейся личности, которая для него является синонимом социально-созревшей личности. Другой точки зрения придерживаются К.А. Абульханова-Славская, Р. Бернс, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, считающие ключевым моментом в понимании сути самоопределения отношение человека к самому себе, от которого зависит его отношение к окружающим и окружающих к нему. При этом подчеркивается, оттого как складывается система отношений, зависит самоопределение и общественная активность личности. Иной подход у Э.Д. Днепрова, Е.В. Маликиной и других, которые рассматривают понятие «самоопределение» как самостоятельный этап социализации, внутри которого индивид приобретает готовность к созидательной деятельности. Исследователи связывают самоопределение с осознанием личностью своих возможностей, причем рассматривают его как условие, а не как сущность самоопределения.

Интересен подход к проблеме самоопределения личности у Л.И. Божович, которая рассматривает данную проблему в возрастном аспекте и характеризует самоопределение как личностное новообразование, связанное с формированием внутренней позиции человека .

В общем виде под самоопределением личности понимается сознательный акт выявления или утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях, «центральный механизм становления личностной зрелости, состоящий в осознанном выборе человеком своего места в системе многообразных социальных отношений» . Самоопределение означает умение гибко и быстро реагировать

на все культурные и социальные изменения в обществе, адаптироваться к ним через овладение необходимыми знаниями и навыками. Проанализировав различные истолкования понятия «самоопределение», мы прослеживаем три особенности в определениях этого термина. Самоопределение рассматривается как: проектирование жизненного пути; система отношений человека к самому себе; окружающим и окружающих к нему; самостоятельный этап социализации.

В литературе феномен «личностное самоопределение» рассматривается как нахождение самобытного «Образа - Я», постоянное развитие этого образа и утверждение его среди окружающих людей. Важным для нас является высказывание Н. С. Пряжникова о том, что «человек не просто овладевает ролью, а создает новые роли и в каком-то смысле даже занимается социально-психологическим мониторингом, когда окружающие могут сказать не просто о хорошем «семьянине», «учителе», «руководителе», а «уважаемом человеке», чья жизнь в глазах окружающих является целым событием» .

Проблема формирования личностного самоопределения растущего человека во многом зависит от тех условий, в которых происходит социализация учащихся. В настоящее время социокультурная среда во многом определяет траектории развития личности. Для выявления возможностей социокультурной среды для личностного самоопределения необходимо вначале рассмотреть понятие «социокультурная среда».

Под социокультурной средой понимается определенная система «среда - личность», так как в ней существует внутренняя связь условий и деятельности, их взаимопроникновение. Функции данной системы показывают ее двойственность: с одной стороны, дают представление о возможном направлении и содержании процесса развития личности, с другой стороны, определяют происходящие структурно-организационные изменения самой среды в результате взаимодействия с личностью, усложнение этих взаимодействий. Личность ребенка находится в центре социокультурной среды, поскольку только в этом случае возможно произвести оценку социокультурной среды с позиции наличия в ней воспитательного потенциала .

В целях изучения эффективности взаимодействия школы и социокультурной среды и решения намеченных задач обеспечения взаимодействия всех заинтересованных институциональных и неинституциональных образований были проанализированы возможности средней общеобразовательной школы № 5 г. Якутска, где осуществлялась опытно-экспериментальная работа, для формирования личностного самоопределения учащихся.

Анализ обследования показал, что содержание образования определенным образом нацеливает воспитательный процесс учреждений на организацию успешного формирования личностного самоопределения во взаимодействии с социокультурной средой. В учебно-воспитательном плане образовательного учреждения СОШ № 5 г. Якутска заложены определенные возможности для организации формирования и развития личности школьника и взаимодействия школы с социокультурной средой и предусмотрен следующий комплекс мер: обеспечение интеллектуального и личностного формирования детей на основе демократизации и гуманизации учебно-воспитательной деятельности; формирование духовного и нравственного облика учащихся; усиление физического и трудового воспитания учащихся; воспитание и формирование творческой личности, способной к самоопределению и самореализации в обществе; совершенствование методов и средств по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних; активизация работы с родительским социумом. При выборе основных направлений экспериментальной работы учитывались следующие противоречия, имеющиеся в практике работы средних образовательных учреждений:

Между стремлением общества выйти на новый уровень экономического, социального и политического развития и несоответствием воспитательно-образовательной системы этому стремлению;

Между унифицированной системой школьного образования и необходимостью учета в воспитании и обучении личностных особенностей развития школьников;

Между потребностями растущего человека в личностном самоопределении и отсутствием целостной системы педагогического обеспечения данного процесса.

Перестройка учебно-воспитательной работы школы предполагала учет потребностей микросоциума, преобразование его в открытую социально-педагогическую систему

(создание и расширение Совета родителей и Попечительского совета), организацию работы учителей по педагогизации среды, локальное использование потенциальных возможностей городского быта, богатства народной педагогики, отработку содержания и организацию разнообразных видов деятельности детей в микрорайоне школы (в мастерских, студиях, лабораториях, подростковых клубах и т. д.).

В качестве основных направлений опытно-экспериментальной работы нами выбраны: 1) организация систематического взаимодействия всех субъектов личностного самоопределения учащихся (школы, личности, семьи, дошкольных и внешкольных учреждений и культурных центров микрорайона, неформальных и этнических общностей и др.); 2) функционирование школы как открытой и целостной самоорганизующейся социокультурной системы; 3) ориентация педагогического процесса на духовность как необходимый компонент гуманизации и гуманитаризации образования; 4) популяризация культуры народов мира, России и республики, использование школой нравственных социокультурных ценностей, национальных традиций, обычаев, народного творчества, традиционных видов деятельности; 5) преподавание элективных и базовых культурологических курсов, синтезирующих гуманитарные знания и гуманистические представления о человеке, природе, обществе; 6) поэтапное ознакомление учащихся с технологией личностного самоопределения путем преподавания учебных курсов «Я в мире людей» (1-4 кл.), «Познай себя» (7-8 кл.), «Психология общения» (9 кл.), «Технология личностного самоопределения» (10-11 кл.) и др.; 7) осуществление психолого-педагогической поддержки формирования личностного самоопределения старшеклассников с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся; 8) организация разнообразной внеучебной деятельности учащихся старших классов по приобщению к мировой, российской и этнической культурам.

Мы исходили из того, что замена действующей в современных условиях дисципли-

нарно ориентированной модели обучения на модель проектно-созидательную, разработанную на основе гуманистического подхода, изменит традиционное понимание учителей о процессах овладения детьми знаниями об окружающем мире и месте индивида в нем. Логика такой модели базируется на идее формирования и развития целостной мировоззренческой картины посредством совершенствования системы образования: моделирования, интегрирования, конструирования, проектирования инновации, творческого исследования.

С первых дней работы в школе в экспериментальном режиме ее деятельность строилась на принципах гуманистической направленности, культуросообразности, преемственности, интеграции, вариативности. Продуктом образовательной деятельности для нас выступал выпускник - физически здоровый, духовно богатый, высокоинтеллектуальный, адаптированный к современной жизни. Мы стремились в своей деятельности воплотить идею воспитания личности, гармонично взаимодействующей со средой и природой.

Школа в ходе эксперимента сформулировала следующие воспитательные задачи: 1) помочь учащимся в личностном самоопределении; 2) создать максимально благоприятные условия реализации личностного потенциала учащихся в социокультурной среде.

Участие в экспериментальной работе по созданию благоприятных условий для формирования личностного самоопределения старшеклассников в социокультурной среде, кроме внедрения новых элементов в деятельность школы, потребовало модернизации и обновления уже имеющихся структур. Начало этому процессу было положено организацией специальных семинаров для группы педагогов-экспериментаторов, а затем к этой работе подключился весь коллектив.

Обновление содержания воспитательного процесса, выстраиваемого на основе единой программы воспитания, рассматривалось в ходе специальных занятий с педагогами школы и включало следующие вопросы: цель, закономерности, принципы, программа воспитания, организация воспитательного процесса, отношение как содержание воспитания, социокультурная среда как средство

формирования личностного самоопределения школьников, методика создания индивидуальных вариантов программы воспитания.

Новое содержание воспитательного процесса обеспечивалось обновленными методическими формами работы с учащимися, поэтому вторым направлением подготовки педагогов к осуществлению экспериментальной работы стали занятия по овладению современными методиками работы со школьниками. Эти занятия проходили в форме «мастер-классов»: педагог, освоивший новую методику, демонстрировал ее коллегам на примере работы со своим классом, позже обсуждалось увиденное, отмечались особенности проведения подобного мероприятия, достоинства и недостатки.

Третьим направлением профессиональной подготовки были занятия педагогической технологии. В содержательном плане рассматривались такие вопросы, как: технология педагогического общения, педагогические требования, оценки конфликта, информативного воздействия, создание психологического климата, ситуации успеха, этической защиты и другие.

В целом, проведенная работа с педагогами позволила внедрить в воспитательный процесс новые методики работы с учащимися, а в содержательном рассмотрении учебной информации на уроках перейти от информационно-репродуктивной системы - к поисково-творческой.

В процессе учебной деятельности мы старались направить педагогический процесс в старших классах на формирование у школьников ответственного отношения к учебе как основному труду, развитие учебных и познавательных интересов, творческих способностей. Этому способствовало проведение различных олимпиад по учебным предметам, познавательных конкурсов, развивающих игр, факультативных занятий, спецкурсов.

Для индивидуализации обучения учителями освоены инновационные технологии и методы обучения. Использование их в учебном процессе позволило построить индивидуальные образовательные траектории в следующих направлениях: содержательном (вариативные учебные планы и образовательные программы); деятельностном (специальные педагогические технологии); процессуальном (организационный аспект).

В качестве педагогической поддержки использовались различные технологии и инновационные методы обучения. Так, в начальной школе учителя применяли дидактическую систему развивающего обучения Л.В. Занкова, образовательную систему «Школа - 2000», в среднем звене - интегрированное обучение, игровые технологии, педагогические технологии на основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев) и др., в старших классах - модульное обучение, технологию Шаталова, метод «проектов», технологию коммуникативного обучения иноязычной культуре.

Для формирования индивидуальных траекторий образовательного маршрута учащихся педагогическим коллективом школы на выбор школьникам стали предлагаться следующие спецкурсы: «Риторика», «Лингвистика английского языка», «Психология личности», «Практикум решения задач по физике для поступления в технические вузы», «Комплексная подготовка к сдаче ЕГЭ», «Технология проектирования моделей одежды», «Речевая стилистика», «Теория и практика сочинений разного жанра», «Информационная культура личности», «Граждановедение», «Искусство делового общения», «Я и мир профессий», «Я и моя профессиональная карьера», «Познай себя», «Проектная деятельность», «Организация научно-исследовательской работы с учащимися», «Психология общения» и др.

Применение различных педагогических технологий и инновационных методов, преподавание курсов по выбору способствовали, с одной стороны, совершенствованию учебного процесса, с другой - организации личностного подхода к учащимся в процессе обучения. Курсы по выбору расширяли представления школьников об индивидуальнопсихологических особенностях, давали знания о технологии самопознания, актуализировали необходимость формирования образа «Я» и составления программы саморазвития. Построение индивидуальных траекторий образовательных маршрутов школьников в ходе опытно-экспериментальной работы создавало основу для формирования личностного самоопределения, вследствие использования индивидуального подхода к учащимся. Организация учебного процесса, основанного на гуманистических принципах, способство-

вала созданию необходимых предпосылок для успешной социализации школьников в социокультурной среде школы.

Для усиления активизации социокультурного потенциала среднего образовательного учреждения стала осуществляться работа по созданию гибкого и открытого пространства, благоприятного микроклимата нравственных взаимоотношений, продуктивного сотрудничества и диалога субъектов личностного самоопределения старшеклассников по принципу вариативности многообразных, кооперированных связей и отношений, организации социокультурной ориентированности совместных воспитательных дел, ресурсной поддержки социокультурных программ.

По результатам анкетирования учащихся и родителей, проведенного на констатирующем этапе педагогического эксперимента, установлено, что педагогизация социальной среды является насущной потребностью: около 30-40 % воздействий на детей и подростков приходится на школу и 60-70 % - на окружающую социокультурную среду.

Вследствие этого в экспериментальной деятельности выбрана ориентация на усиление воспитательного потенциала семейного социума. Поскольку мы считаем, что без изменения отношения к личности, без уважения к другим, без самоуважения невозможно оздоровление общества и реализуемого в нем посредством семьи и школы воспитательного процесса. Эффективность воспитательной работы повышается при условии сочетания активной позиции детей, педагогов, семьи, путем вовлечения их в процесс педагогического сотворчества.

Система воспитания в школе стала строиться с активной опорой на семейный социум, воспитательные возможности среды, богатство народной педагогики и традиций. При этом учитывалось взаимодействие воспитательных учреждений, материальная база воспитания. Ведущими идеями при реализации основных направлений работы стали следующие: 1) система непрерывного воспитания, ориентированная на различные возрастные группы, предполагает активное включение в эту работу общественности, населения, семьи; 2) деятельность всех воспитательных институтов направлена на формирование и развитие личности школьника по-

средством оздоровления социокультурной среды.

Проведенное нами изучение социальнопсихологического климата в семье показало, что только 23 % родителей проводят свое свободное время с детьми и интересуются, приходя в школу, удачами и проблемами детей в образовательном учреждении. Каждая шестая семья - неполная, 25 % неблагополучных семей. Более 77 % от общего числа учащихся микрорайона - это дети из семей рабочих промышленных предприятий города, только 25 % родителей имеют высшее и среднее специальное образование. Представленные данные коррелируют с информацией, полученной от детей о совместном проведении досуга с родителями: театры и художественные выставки вместе с родителями посещают менее 15 % детей; на праздники, проводимые в городе, ходят вместе с родителями, в основном, дети начальной школы; во время отпусков культурно-просветительные учреждения (театры, музеи и т. п.) посещает лишь десятая часть от опрошенных.

Таким образом, для усиления активизации социокультурного потенциала среднего образовательного учреждения необходимо осуществлять работу по созданию гибкого и открытого пространства, благоприятного микроклимата нравственных взаимоотношений, продуктивного сотрудничества и диалога субъектов личностного самоопределения старшеклассников по принципу вариативно-

сти многообразных кооперированных связей и отношений, организации социокультурной ориентированности совместных воспитательных дел. При этом значимым становится формирование у школьников ценностносмысловой системы отношений, обеспечение условий для интериоризации растущим человеком социокультурных ценностей, приобретения личностных смыслов собственного существования и жизнедеятельности в обществе.

1. Иванов А.В. Культурная педагогическая среда общеобразовательного учреждения как условие развития личности ребенка. М., 2005.

2. Рубцова С.Ю. Формирование готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению с учетом региональных особенностей: дис. ... канд. пед. наук. М., 2003.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

4. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.; Воронеж, 1996.

5. Губанова М. И. Педагогическое сопровождение социального самоопределения: теория и практика подготовки учителя. Кемерово, 2004.

6. Воспитательное пространство как объект педагогического исследования / под ред. Н.Л. Селивановой. Калуга, 2000.

Поступила в редакцию 28.12.2006 г.

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ И.Н. Скрипкин

Skripkin I.N. On the problem of profile training in contemporary Russian schools. The article reveals the difficulties hampering the profile training at schools and pedagogical conditions which will allow improving the efficiency of profile education. The author enumerates the ideas capable of becoming the basis for forming educational system in Russia.

Профильное обучение позволяет доби- чению имеет ряд трудностей, связанных как

ваться высоких результатов учебного труда организационными аспектами, так и с дидак-

за счет ориентации учебного процесса на по- тическими характеристиками самого про-

знавательные способности и интересы уча- фильного обучения и, прежде всего, с игно-

щихся. Однако переход к профильному обу- рированием познавательных возможностей