Социальная мобильность

Социальная мобильность делится на вертикальную и горизонтальную .

Вертикальная мобильность - продвижение человека по служебной лестнице вверх или вниз.

  • Восходящая мобильность - социальный подъём, движение вверх (Например: повышение в должности).
  • Нисходящая мобильность - социальный спуск, движение вниз (Например: разжалование).

Горизонтальная мобильность - переход индивида из одной социальной группы в другую,

расположенную на одном и том же уровне. Различают индивидуальную мобильность - перемещение одного человека независимо от других, и групповую - перемещение происходит коллективно. Кроме того, выделяют географическую мобильность - перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. В качестве разновидности географической мобильности выделяют понятия миграции - перемещения из одного места в другое с переменой статуса.

Существую следующие виды миграции по:

  • характеру - трудовая и по политическим мотивам;
  • продолжительности - временная (сезонная) и постоянная;
  • территории - внутренняя и международная;
  • статусу - легальная и нелегальная.

Социальные лифты

Социальный лифт - понятие, похожее на вертикальную мобильность, но чаще употребляется в современном контексте обсуждения теории элит в качестве одного из средств ротации правящей элиты.

Теория элит - концепция, предполагающая, что народ в целом не может управлять государством и эту функцию берет на себя элита общества.

Поколенная мобильность

Межпоколенная мобильность - сравнительное изменение социального статуса у различных поколений.

Внутрипоколенная мобильность (социальная карьера) - изменение статуса в рамках одного поколения. На вертикальную и горизонтальную мобильности влияют пол, возраст, уровень рождаемости, уровень смертности, плотность населения. В целом мужчины и молодые люди более мобильны, чем женщины и пожилые. Перенаселенные страны чаще испытывают последствия эмиграции, чем иммиграции. Там, где высок уровень рождаемости, население более молодое и поэтому более подвижное, и наоборот.

Лифты социальной мобильности

Выбор лифта социальной мобильности имеет большое значение при выборе профессии и при подборе персонала. Сорокин назвал восемь лифтов вертикальной мобильности, по которым люди перемещаются вверх или вниз по ступеням социальной лестницы в процессе своей персональной карьеры.

  • Армия;
  • Религиозные организации;
  • Школа и научные организации;
  • Политический лифт, то есть правительственные группы и партии;
  • Искусство;
  • Пресса, телевидение, радио;
  • Экономические организации;
  • Семья и брак.

1. Сущность этого понятия.

Пример вертикальной мобильности – это переход человека с должности рядового школьного учителя на должность директора школы. Пример горизонтальной мобильности – это переход с должности учителя в одной школе на должность учителя в другой школе. П. Сорокин стал основателем теории социальной мобильности и назвал основные лифты вертикальной мобильности.

2. Групповая мобильность

Делать карьеру можно в одиночку или группой. Существует индивидуальная и групповая мобильность. Когда существуют кастовые, расовые или сословные привилегии ограничения на индивидуальную мобильность, тогда представители низших каст, сословий и рас могут попробовать устроить бунт, чтобы добиться отмены этих ограничений и всей своей группой подняться вверх по ступеням социальной лестницы. Такой тип личности, как теоретик, всегда пытается делать карьеру в одиночку, поэтому он является наименее успешным в административной карьере. Примеры групповой мобильности :

· Конфликт клик за власть внутри бюрократической пирамиды, например, клика Берии и Маленкова победила клику Жданова в рамках «ленинградского дела».

· В Древней Индии каста брахманов (священников) добилась превосходства над кастой кшатриев (воинов). Это стало примером коллективного восхождения брахманов.

· Большевики до октябрьского переворота были изгоями, во время переворота они преодолели огромную социальную дистанцию, в результате они все вместе поднялись до статуса, который раньше занимала царская аристократия. Это служит примером коллективного восхождения большевиков.

· Социальный статус Римского папы и епископов за последние три столетия понизился. Это служит примером коллективного снисхождения.

· Статус афро-американцев в Америке повысился за последние 150 лет в результате отмены рабства и получения ими гражданских прав.

· Статус женщин в развитых странах мира повысился за последние 100 лет в результате получения ими гражданских прав.

· Статус рабочего класса за последние 100 лет повысился в результате получения его представителями гражданских прав, права на забастовку и различные пособия (по безработице, по болезни, по старости, по инвалидности).

3. Подвижные и неподвижные типы обществ.

В подвижном типе общества степень вертикальной мобильности очень велика, а в неподвижном типе общества очень мала. Пример второго рода – кастовый строй в Индии, хотя степень вертикальной мобильности никогда не равна 0, даже в Древней Индии. Степень вертикальной мобильности должна быть ограничена. На каждом «этаже» должно существовать «сито», просеивающее индивидов, иначе на руководящих постах могут оказаться непригодные для этой роли люди, и всё общество может из-за этого погибнуть во время войны или в результате отсутствия реформ. Степень вертикальной мобильности можно измерить, например, по доле «выскочек» среди правителей и высших чиновников, вычисленной в процентах. Эти «выскочки» начали свою карьеру из среды бедняков и закончили правителями. Сорокин показал различие между странами по степени вертикальной мобильности:

Западная Римская империя -45,6%

Восточная Римская империя -27,7%

Россия до Октябрьского переворота -5,5%

Франция -3,9%

Англия -5%

США -48,3%

Президенты Франции и Германии -23,1%

4. Тестирование «ситом».

В любом обществе есть много желающих продвижения наверх, но достичь этой цели удаётся немногим, т.к. этому препятствуют «сита» на каждом этаже социальной иерархии. Когда человек приходит устраиваться на работу, его оценивают по нескольким критериям:

· Семейное происхождение . Хорошая семья способна дать своему ребёнку хорошую наследственность и хороший уровень образования. На практике этот критерий применялся в Спарте, Древнем Риме, Ассирии, Египте, Древней Индии и Китае, где сын наследовал статус и профессию отца. Современная семья нестабильна, поэтому, сегодня начинает складываться норма оценивать личность не по семейному происхождению, а по личным качествам. Ещё Пётр 1 в России ввёл табель о рангах, согласно которому продвижение по службе зависело не от «породы», а от личных заслуг.

· Уровень образования . Функция школы состоит не только во «вливании» знаний, но и в том, чтобы при помощи экзаменов и наблюдений определить, кто талантлив, а кто нет, чтобы отсеять последних. Если школа тестирует интеллект учеников, то церковь – моральные качества. Еретиков и язычников не допускали до ответственных постов.

Профессиональные организации перепроверяют соответствие способностей человека записи в дипломе об образовании, они тестируют специфические качества людей: голос для певца, силу для борца и т.д. На работе каждый день и каждый час становятся для человека экзаменом на профпригодность. Этот тест можно считать окончательным.

5. К чему приводит перепроизводство или недопроизводство элиты?

Существует оптимальное соотношение количества людей в элите и всего населения. Перепроизводство количества людей в элите приводит к гражданской войне или революции. Например, султан в Турции имел большой гарем и много сыновей, которые безжалостно начинали уничтожать друг друга после смерти султана в борьбе за престол. Перепроизводство элиты в современном обществе приводит к тому, что неудачники из элиты начинают организовывать подпольные организации с целью вооружённого захвата власти.

Недопроизводство элиты из-за низкой рождаемости среди высших слоёв приводит к необходимости отдать часть элитарных позиций людям, не прошедшим селекцию. Это вызывает социальную нестабильность и глубокие противоречия внутри элиты между «вырожденцами» и «выскочками». Например, противоречия между «выскочками» (Екатерина 1, Меньшиков, Головкин, Ягужинский, Толстой) и «вырожденцами» (князья Долгорукие, Голицыны, Репнин) после смерти Петра 1 привели к череде вооружённых дворцовых переворотов. Слишком строгий контроль при отборе элиты часто приводит к полной остановке «лифтов», к вырождению элиты и к «подрывной» деятельности низко стоящих правителей по призванию, которые не могут сделать легальную карьеру и стремятся физически уничтожить «вырожденцев» и занять их элитарные позиции.

6.Выбор лифтов вертикальной мобильности для различных типов личности.

Выбор лифта социальной мобильности имеет большое значение при выборе профессии и при подборе персонала. П. А. Сорокин назвал восемь лифтов, по которым люди перемещаются вверх или вниз по ступеням социальной лестницы в процессе своей персональной карьеры. Теория о типах личности позволяет сделать рекомендации по выбору этих лифтов. Психолог и техник являются полными противоположностями друг другу, спикер и теоретик тоже являются противоположностями друг другу, поэтому технику категорически запрещено выбирать лифты, рекомендованные для психолога, а спикеру – лифты для теоретика. В крайнем случае, спикер может выбирать лифты, рекомендованные для психолога и техника, но спикер будет всегда несколько уступать этим типам в профессиональном отношении при использовании их лифтов. Другие типы – соответственно.

Таким образом, существует восемь лифтов вертикальной мобильности:

· Армия . 36 римских императоров (Цезарь, Август и др.) из 92 достигли своего положения благодаря службе в армии. 12 византийских императора из 65 достигли своего статуса по той же причине. Этот лифт предназначен для спикеров. Спикеры лучше других типов личности умеют управлять солдатами, имеют склонность к авантюризму, умеют принимать правильное решение в сжатые сроки и в условиях отсутствия полной информации об обстановке. Все великие полководцы были спикерами – Александр Македонский, Цезарь, Наполеон, Александр Невский, Суворов, Кутузов, Кромвель, Жуков. Появление в современной армии большого количества сложной техники открыло возможности для трудоустройства техников на второстепенных ролях.

· Церковь . Значение этого лифта достигло апогея в Средние века, когда епископ был одновременно лендлордом, когда Римский папа мог отправлять в отставку королей и императоров, например, Римский папа Григорий 7 в 1077 г. низложил, унизил и отлучил от церкви германского императора Генриха 7. Из 144 римских пап 28 были простого происхождения, 27 вышли из средних классов. Институт целибата запрещал католическим священникам жениться и иметь детей, поэтому после их смерти освободившиеся позиции занимали новые люди, что препятствовало образованию потомственной олигархии и ускоряло процесс вертикальной мобильности. Пророк Мухаммед сначала был простым купцом, а затем стал правителем Аравии. Этот лифт предназначен для психологов. В церкви на роль священников подбирают исключительно мужчин, поэтому женщины-психологи вынуждены реализовать свои способности в монастыре, секте, занятии колдовством и чёрной магией. Психологи в отличие от других типов личности обладают склонностью к духовности и фанатической вере в сверхъестественные силы. К руководству церковью иногда проникают спикеры, полностью лишённые фанатизма. Все основатели религии – Христос, Мухаммед, Будда – были психологами.

· Школа и научные организации . В древнем Китае школа была главным лифтом в обществе. По рекомендациям Конфуция была построена система образовательной селекции (отбора). Школы были открыты для всех классов, лучших учеников переводили в высшие школы, а затем в университеты, оттуда лучшие ученики попадали в правительство и на высшие государственные и военные посты. Наследственная аристократия отсутствовала. Правительство мандаринов в Китае было правительством интеллектуалов, которые умели писать литературные сочинения, но не разбирались в бизнесе и не умели воевать, поэтому Китай не один раз становился лёгкой добычей для кочевников (монголов и маньчжуров) и европейских колонизаторов. В современном обществе главными лифтами должны быть бизнес и политика. Школьный лифт имел большое значение и в Турции при Сулеймане Великолепном (1522-1566 гг.) когда талантливых детей со всей страны отправляли в специальные школы, затем в корпус янычар, а затем – в гвардию и государственный аппарат. В древней Индии низшие касты не имели права на получение образования, т.е. школьный лифт двигался только по верхним этажам. Сегодня в США нельзя занимать государственную должность без университетского диплома. Из 829 британских гениев 71 были сыновьями неквалифицированных рабочих. 4% академиков России вышли из крестьян, например, Ломоносов. Этот лифт предназначен для теоретиков, именно они способны учиться от души. Ученики-спикеры не любят учиться или учатся только ради хороших отметок, поэтому именно спикеры являются организаторами срыва урока. Техники являются зубрилами. Психологи стремятся выпрашивать у учителя хорошие отметки. В науке существует следующее разделение труда: роль создателей теорий предназначена для теоретиков, роль экспериментатора – для техников. Спикерам, склонным к плагиату, остаётся роль организатора научных конференций, а психологам – роль утописта. Все великие учёные – Евклид, Архимед, Аристотель, Ньютон, Ломоносов, Конт – были теоретиками. Все изобретатели в области технических наук, например, Фарадей и Эдисон, были техниками. Все утописты, например, Платон и Маркс, были психологами.

· Политический лифт, т.е. правительственные группы и партии. Первым сортом в политике является спикер, вторым сортом – психолог, третьим сортом – техник, четвёртым сортом – теоретик. Именно спикеры умеют побеждать в таких видах политического конфликта, как выборы, восстание и гражданская война. Именно спикеры умеют управлять политической партией и командовать вооружённым отрядом. Психолог обладает самым высоким уровнем мастерства при организации заговоров, политических убийств, террористических актов, закулисной борьбы бюрократических клик. Роль тирана предназначена для психолога. Техник способен получить власть только по наследству или по протекции. Роль чиновника предназначена для техника. Роль советника правителя предназначена для теоретика. Спикеры в политике являются «львами», психологи – «лисами», техники – консерваторами, теоретики – реформаторами. Ельцин, Горбачёв, Хрущёв, Ленин, Пётр 1, Екатерина 2, Бил Клинтон, Черчилль, Муссолини, Жириновский, Лужков, Немцов являются примерами спикеров в политике. Сталин, Гитлер, Иван Грозный, Нерон, Калигула, Брежнев являются примерами психологов в политике. Путин, Молотов, Косыгин, Николай 2, Буш, Николай 1, Александр 3 являются примерами техников в политике. Гайдар, Греф, Новодворская, Сахаров, Собчак являются примерами теоретиков в политике.

· Искусство или, другими словами, шоулифт . Среди самых известных литераторов Франции 13% были из рабочей среды. Этот лифт предназначен для психологов и отчасти для спикеров.

· Печать, телевидение, радио . Газеты и телевидение могут обеспечить известность и продвижение. Этот информационный лифт и профессия журналиста предназначен для спикеров, которые в совершенстве владеют популярным стилем изложения, состоят в близком знакомстве с большим количеством людей, находятся в курсе всех слухов, обладают ораторскими способностями. Техники и психологи являются вторым сортом в журналистике. Технику можно доверить роль диктора, который способен с выражением прочитать чужой текст по бумажке. Психологу можно доверить сочувственное изложение биографий великих личностей, описание их внутреннего мира, обзор мира искусства. Информационный лифт является очень скользким и быстрым лифтом, с помощью этого лифта можно за один день взлететь вверх или скатится вниз. Например, многие звёзды эстрады становились популярными после исполнения по телевидению только одного шлягера, а некоторые министры лишались своих постов после показа по телевидению компрометирующих материалов об их похождениях в публичном доме или об их связи с мафией.

· Экономические организации или бизнеслифт . Накопление богатств – это самый надёжный путь наверх в условиях соблюдения законности, в условиях социальных катаклизмов богатство можно легко отобрать. Нищий аристократ не способен сохранить социальный престиж. В древнем Риме огромным влиянием пользовались такие богатые предприимчивые рабы, как Тримальхион, Палладий, Нарцисс. Царь Нумидии Югурта путём подкупа должностных лиц Рима добивался поддержки Рима в своей борьбе за престол в конце 2 в. до н.э. Изгнанный, в конце концов, из Рима, он называл «вечный» город продажным городом. Р. Грейтон писал о восхождении английской буржуазии: «Пока аристократия и земельное дворянство в 15 в. уничтожали и разоряли друг друга, средний класс шёл в гору, накапливая богатства. В результате нация однажды проснулась, узрев новых хозяев». Средний класс за деньги покупал все желаемые титулы и привилегии. Этот лифт предназначен для спикеров и отчасти - для техников и психологов. Примером спикера-предпринимателя является Брынцалов. В качестве примера психологов-олигархов можно указать на Березовского, Ходорковского и Гусинского. Создаётся впечатление, что эти психологи сумели путём махинаций и личных связей в Кремле присвоить значительную часть бывшей государственной собственности в период приватизации, а сегодня в период честного бизнеса и наведения порядка их ждёт банкротство.

· Семья и брак . По древнеримскому закону если свободная женщина выходила замуж за раба, то её дети становились рабами, сын рабыни и свободного человека становился рабом. Сегодня существует «притяжение» богатых невест и бедных аристократов, когда в случае брака оба партнёра получают взаимную выгоду: невеста получает титул, а жених – богатство. Семейный лифт предназначен для психологов и отчасти для спикеров. Спикер имеет максимальный успех в любви, а психолог способен поддерживать любовные связи с максимальным количеством представителей противоположного пола. Выйти замуж за богатого – это лучший способ сделать карьеру для психолога. Именно психолог способен отбить богатого мужа у своей соперницы. Этим способом сделали карьеру такие психологи, как Екатерина 1, Борис Годунов и отчасти спикер Екатерина 2. Для техника и теоретика, как для потенциальных жертв «роковой» любви, проблема заключить брак является самой серьёзной проблемой в жизни.

По нашему мнению, существует эволюция происхождения лифтов социальной мобильности, они возникали по очереди, после возникновения нового лифта значение ранее возникших лифтов снижалось, и они оказывались устаревшими, а новые лифты становились главными по значению. Семейный лифт возник первым ещё при первобытном обществе. Чтобы сделать карьеру с помощью семейного лифта, нужно было выйти замуж за вождя племени. Такие лифты, как армия, правительственные группы, церковь, искусство, школа и наука, возникли при рабовладении. Такие лифты, как бизнес и печать, возникли при капитализме. Таким образом, при первобытном обществе главным по значению лифтом был семейный, при рабовладении - армия и правительственные группы, при феодализме - армия, правительственные группы и церковь, при капитализме - бизнес, правительственные группы и печать.

Спикеры являются наиболее перспективными кандидатами при использовании четырёх лифтов (армия, политика, печать, бизнес) и отчасти перспективными кандидатами при использовании ещё двух лифтов (шоу и брак).

Техники являются вторым сортом при использовании четырёх лифтов (армия, наука, бизнес, шоу). Теоретик является наиболее перспективным кандидатом при использовании только одного научного лифта.

Можно сделать вывод, что только спикер способен сделать головокружительную карьеру и пересаживаться с одного лифта на другой. Спикер способен сделать несколько карьер в разных профессиях в течение жизни. Спикер демонстрирует максимальную предприимчивость в достижении цели даже с помощью преступных средств, его головокружительная карьера представляет собой последовательность неожиданных взлётов и катастрофических падений, примером может служить карьера Б.Ельцина.

Теоретики способны сделать карьеру с помощью только одного научного лифта за счёт малого количества достойных конкурентов, т. к. доля теоретиков в популяции – 3% - ничтожна. Карьера теоретика напоминает железную дорогу – от станции к станции, от этапа к этапу строго по расписанию, по долгосрочному плану. Но он не способен сделать никакой другой карьеры, кроме научной карьеры. Сделать карьеру в одиночку без поддержки друзей и соратников представляется трудной задачей.

Техники занимают стабильное среднее положение на социальной лестнице за счёт того, что они являются вторым, а не последним сортом при использовании многих важных лифтов. Техники делают свою карьеру медленно и верно, они старательно ползут вверх по ступеням социальной лестницы и никогда не пересаживаются с одного лифта на другой, они предпочитает получать власть по наследству.

8.Влияние других факторов на степень успеха в карьере.

Опираясь на результаты эмпирических исследований, можно утверждать, что на степень успеха в карьере влияют и другие факторы, например, раса и пол, наличие образования, род занятий родителей, размер семьи, место жительства. Более успешными в США являются представители белой расы, мужчины, имеющие высокий уровень образования. Исключением из этого правила служит карьера нынешнего президента США афро-американца Барака Обамы. Результаты исследования социальной мобильности между поколениями показывают, что 40% детей квалифицированных рабочих («синих воротничков») поднялись на ступеньку вверх и стали представителями среднего класса («белыми воротничками»). А 30% детей из среднего класса опустились на одну ступенью вниз и стали квалифицированными рабочими. В постиндустриальном обществе растёт количество «белых воротничков» и снижается количество «синих воротничков». Горизонтальная мобильность между поколениями равна примерно 80%, именно такая доля детей меняет профессию отца на другую профессию. Американская мечта – это надежда на головокружительный успех в карьере: «Из хижины – в президентский дворец». Начиная с 1970 г. в американской экономике начался период застоя из-за повышения цен на нефть и возросшей конкуренции в области автомобилестроения и электроники со стороны таких стран, как Япония, Южная Корея, Китай. Японские, китайские и корейские рабочие имеют более низкий уровень заработной платы и являются более трудолюбивыми по сравнению с американскими рабочими. Производство в этих отраслях переносится из США в эти страны, что приводит к оттоку рабочей силы в США из производства в сферу обслуживания, что в свою очередь сопровождается снижением заработной платы. Из-за этого в США возросло число людей, работающих в нескольких местах, и число молодых людей, которые не могут покинуть родительский дом, не могут купить собственный дом и вынуждены позднее вступать в брак.

Приложение к параграфу 40.

Степень успеха в административной карьере у различных типов личности .

В процессе исследования нельзя ограничиваться одними абстрактными рассуждениями, необходимо проводить эмпирические исследования, которые должны уточнить наши прогнозы, например, относительно степени успеха различных типов личности в административной карьере. Нами был проведен анализ карьеры 40 руководителей, которые являлись директорами учебных заведений или заведующими городским отделом образования. Проведение наблюдений за траекторией карьерного роста требует затраты большого количества времени, поэтому наши наблюдения проводились на протяжении последних 12 лет. Выборка была случайной. Со всеми респондентами мы были знакомы лично или работали в возглавляемых ими учебных заведениях, что позволило точно определить их тип личности и состояние учебного заведения. Процветание учебного заведения означает его хорошую репутацию в городском масштабе, рост контингента, хорошее состояние здания и оборудования, хорошее финансовое положение. Место проведения исследований: 9 руководителей - из Усольского района, 1 руководитель – из г. Екатеринбург, 1 руководитель - из г. Энгельс Саратовской области, 27 руководителей - из г. Березники, 1 руководитель - из г. Соликамск.

Можно сделать вывод, что нашёл экспериментальное подтверждение наш прогноз о том, что спикеры являются наиболее успешными в административной карьере, техники по степени успеха находятся на втором месте, психологи – на третьем, теоретики оказались полностью непригодными на роль руководителя. Именно спикеры составляют большинство среди руководителей, в первую очередь поднимаются вверх с должности директора школы на должность руководителя Гороно, а затем на должность руководителя Облоно, способны пересесть с одного лифта на другой и привести своё учебное заведение к процветанию. Крах в карьере психолога становится окончательным, например, мне известны два примера, когда один психолог оказался в местах лишения свободы сроком на 1 год за продажу аттестатов, а другой психолог допустил растрату финансовых средств, но этот скандал удалось замять и с трудом избежать возбуждения уголовного дела. Реформа в образовании требует от руководителей учебного заведения наличия предпринимательских качеств, поэтому в будущем следует ожидать увеличения среди них доли спикеров, которые умеют привести своё учебное заведение к процветанию на рынке образовательных услуг.

Таблица 2.

Вопросы, на которые мы постарались ответить в процессе наблюдения.

Коли чество руководителей

Психо лог.

Техник.

Спикер.

1. Сколько всего руководителей подвергнуто наблюдению?

12%

28%

60%

2. Сколько из них были руководителями высших учебных заведений?

29%

29%

42%

3. Сколько руководителей сумели подняться с должности директора школы на должность руководителя Гороно?

17%

83%

4. Сколько руководителей сумели подняться с должности руководителя Гороно на должность заместителя руководителя Облоно?

100%

5. Сколько руководителей имеют в карьере факт увольнения с должности за финансовые злоупотребления или за развал в работе?

13%

40%

47%

6. Сколько руководителей имеют в карьере факт чередования взлётов и падений, способность пересесть на другой лифт?

36%

64%

7. Сколько руководителей привели своё учебное заведение к процветанию?

92%

8. Сколько руководителей привели своё учебное заведение к упадку?

29%

42%

29%

9.Сколько руководителей привели своё учебное заведение к закрытию или банкротству?

50%

50%

10. Количество мужчин среди руководителей.

33%

59%

Вопросы для размышления.

1. К чему привела попытка в СССР дать всем ученикам среднее образование? Назвать негативные последствия.

2. Какой из вышеперечисленных лифтов был главным в СССР?

3. Каким лифтом вы планируете воспользоваться в своей будущей карьере?

Тема: Теория социальной мобильности (П. Сорокин)

Тип: Контрольная работа | Размер: 44.22K | Скачано: 36 | Добавлен 29.12.13 в 12:41 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: Финансовый университет

Год и город: Москва 2013


СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1.Сущность теории социальной мобильности 4
1.1. Интенсивность (или скорость) и всеобщность вертикальной социальной мобильности 8
1.2.Подвижные и неподвижные формы стратифицированных обществ 9
1.3. Демократия и вертикальная социальная мобильность 10
Заключение 12
Список используемой литературы 13

ВВЕДЕНИЕ
Мы постоянно перемещаемся. Наше общество называют мобильным и это неслучайно. Мы используем средства передвижения и редко задумываемся о том, что это сложный социальный феномен. Сейчас кажется очевидным, когда человек ездит на автомобиле, летает на самолете, может позвонить по телефону и связаться с кем-то, находящемся на другом конце планеты. Между тем, это в себе несет массу социальных проблем, и эти проблемы необходимо изучать.
Слово «мобильность» используется в социологии довольно давно и обычно в течение многих лет, даже десятилетий социологи говорили о социальной мобильности.
Социальная мобильность ярко раскрыта и представлена нам Питиримом Сорокиным. Он говорил о том, что существует социальное пространство и существует два вида мобильности в этом социальном пространстве, об этом я расскажу в моей теме.
Цель и задача моей работы: с помощью литературных источников углубиться и изучить данную тему, раскрыть сущность социальной мобильности, выделить ее основные аспекты.

1. Сущность теории социальной мобильности.
Социальная мобильность – это явление перемещения индивида внутри социального пространства, под которым П. Сорокин понимает некую вселенную, состоящую из народонаселения Земли. Определить положение человека или какого-либо социального явления в социальном пространстве означает определить его (их) отношение к другим людям и другим социальным явлениям, взятым за определенные «точки отсчета».
Набор «точек отсчета», согласно П. Сорокину, таков:
1) указание отношений человека к определенным группам;
2) отношение этих групп друг к другу внутри популяции;
3) отношение данной популяции к другим популяциям, входящим в человечество.
Таким образом, чтобы определить социальное положение человека, необходимо знать его семейное положение, гражданство, национальность, отношение к религии, профессию, принадлежность к политическим партиям, экономический статус, его происхождение и т. д. Кроме того, необходимо также знать положение человека в пределах каждой из основных групп населения конкретного государства. Когда наконец определено положение населения государства среди всего человечества, тогда, по П. Сорокину, можно считать в достаточной степени определенным и социальное положение индивида.
Итак, П. Сорокин резюмирует:
социальное пространство - это народонаселение Земли;
социальное положение - это совокупность его связей со всеми группами населения, внутри каждой из этих групп, т. е. с ее членами;
положение человека в социальной вселенной определяется путем установления этих связей;
совокупность таких групп, а также совокупность положений внутри каждой из них составляют систему социальных координат, позволяющую определить социальное положение каждого индивида.
Социальная вселенная имеет два основных класса координат - горизонтальный (например, социальные группы католиков, демократов, промышленников) и вертикальный (например, епископ - прихожанин, партийный лидер - рядовой член партии, управляющий - рабочий) параметры социального пространства. В дальнейшем речь пойдет больше о социальных явлениях в их вертикальном измерении: высоте и профиле социальных структур, их дифференциации по социальным слоям, перемещении населения по вертикали. Иными словами, речь пойдет о социальной стратификации и вертикальной социальной мобильности.
В зависимости от возможности (невозможности или затруднительности) социальных перемещений П. Сорокин выделяет два типа социальных структур:
1) закрытый, в котором социальные перемещения невозможны или затруднены (препятствуют перемещениям сословный или кастовый характер социальной структуры общества);
2) открытый, характерный для современного классового общества. В открытых социальных структурах имеет место социальная мобильность – совокупность социальных перемещений людей в обществе, связанная с изменением их статуса
Основные типы мобильности
Существует два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная.
Под горизонтальной социальной мобильностью подразумевается переход индивида (социального объекта) из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (например, из одного гражданства в другое, из одной семьи в другую, из одной организации в другую и т. д.). Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются отношения, возникающие при перемещении индивида (социального объекта) из одного социального слоя в другой.
В зависимости от направления перемещения существует, согласно П. Сорокину, два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, т. е. социальный подъем и социальный спуск.
Восходящие и нисходящие течения существуют в двух формах: проникновение индивида из нижнего слоя в более высокий или создание индивидами новой группы и проникновение всей группы в более высокий социальный пласт (например, большевики в России), и наоборот.
Ситуацию в целом П. Сорокин обобщает так, как показано на рис. 1.
>
Рис. 1. Социальная мобильность и ее формы (по П. Сорокину)
1.1. Интенсивность (или скорость) и всеобщность вертикальной социальной мобильности
С количественной точки зрения следует разграничить интенсивность и всеобщность вертикальной мобильности.
Под интенсивностью понимается вертикальная социальная дистанция или количество слоев - экономических, профессиональных или политических, - проходимых индивидом в его восходящем или нисходящем движении за определенный период времени.
К примеру, некий индивид за год поднимается с позиции человека с годовым доходом в 500 долларов до позиции с доходом в 50 тысяч долларов, а другой за тот же самый период с той же исходной позиции поднимается до уровня в 1000 долларов, то в первом случае интенсивность экономического подъема будет в 50 раз больше, чем во втором. Для соответствующего изменения интенсивность вертикальной мобильности может быть измерена и в области политической и профессиональной стратификации.
Под всеобщностью вертикальной мобильности подразумевается число индивидов, которые изменили свое социальное положение в вертикальном направлении за определенный промежуток времени. Абсолютное число таких индивидов дает абсолютную всеобщность вертикальной мобильности в структуре данного населения страны; пропорция таких индивидов ко всему населению дает относительную всеобщность вертикальной мобильности.
Наконец, соединив интенсивность и относительную всеобщность вертикальной мобильности в определенной социальной сфере (скажем, в экономике), можно получить совокупный показатель вертикальной экономической мобильности данного общества. Сравнивая, таким образом, одно общество с другим или одно и то же общество в разные периоды своего развития, можно обнаружить, в каком из них или в какой период совокупная мобильность выше. То же можно сказать и о совокупном показателе политической и профессиональной вертикальной мобильности.

1.2. Подвижные и неподвижные формы стратифицированных обществ
На основании вышесказанного легко заметить, что социальная стратификация одной и той же высоты, а также одного и того же профиля может иметь разную внутреннюю структуру, вызванную различиями в интенсивности и всеобщности горизонтальной и вертикальной мобильности. Теоретически может существовать стратифицированное общество, в котором вертикальная социальная мобильность равна нулю. Это значит, что внутри такого общества отсутствуют восхождения и нисхождения, не существует никакого перемещения членов этого общества, каждый индивид навсегда прикреплен к тому социальному слою, в котором он рожден. В таком обществе оболочки, отделяющие один слой от другого, абсолютно непроницаемы, в них нет никаких "отверстий" и нет никаких ступенек, сквозь которые и по которым жильцы различных слоев могли бы переходить с одного этажа на другой. Такой тип стратификации можно определить как абсолютно закрытый, устойчивый, непроницаемый или как неподвижный. Теоретически противоположный тип внутренней структуры стратификации одной и той же высоты, а также одного и того же профиля - тот, в котором вертикальная мобильность чрезвычайно интенсивна и носит всеобщий характер. Здесь перепонка между слоями очень тонкая, с большими отверстиями для перехода с одного этажа на другой. Поэтому, хотя социальное здание также стратифицировано, как и социальное здание неподвижного типа, жильцы различных слоев постоянно меняются; они не остаются подолгу на одном и том же "социальном этаже", а при помощи огромнейших лестниц они передвигаются "вверх и вниз". Такой тип социальной стратификации может быть определен как открытый, пластичный, проницаемый или мобильный. Между этими основными типами может существовать множество средних или промежуточных типов.
Выделив типы вертикальной мобильности и социальной стратификации, обратимся к анализу различных обществ и временным этапам их развития с точки зрения вертикальной мобильности и проницаемости их слоев.

1.3. Демократия и вертикальная социальная мобильность
Одна из самых ярких характеристик так называемых демократических обществ - большая интенсивность вертикальной мобильности по сравнению с недемократическими обществами. В демократических структурах социальное положение индивида, по крайней мере теоретически, не определяется происхождением; все они открыты каждому, кто хочет занять их; в них нет юридических и религиозных препятствий к подъему или спуску по социальной лестнице. А это все лишь способствует "большей вертикальной мобильности" ("капиллярности" - по выражению Дюмона) в таких обществах. Большая социальная мобильность, вероятно, одна из причин веры в то, что социальное здание демократических обществ не стратифицировано или менее стратифицировано, чем здание автократических обществ. Ранее мы видели, что это мнение не подтверждается фактами. Такая вера суть своего рода помрачение ума, случившееся с людьми по многим причинам, в том числе и оттого, что социальный слой в демократических группах более открыт, в нем больше отверстий и «лифтов» для спуска и подъема. Естественно, все это производит впечатление отсутствия слоев, хотя они, конечно же существуют.
Выделяя значительную мобильность демократических обществ, следует сделать оговорку, что не всегда и не во всех «демократических» обществах вертикальная мобильность больше, чем в «автократических». В некоторых недемократических обществах мобильность была большей, чем в демократических. Это не всегда заметно, так как «каналы» и методы подъема и спуска в таких обществах не столь явные, как, скажем, «выборы» в демократических обществах, да и еще существенно от них отличаются. В то время как «выборы» суть заметные показатели мобильности, другие выходы и каналы часто упускаются из виду. Поэтому создается подчас ложное впечатление устойчивого и неподвижного характера всех «невыборных» обществ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На мой взгляд, сегодня важнейшим, главенствующим каналом социальной мобильности, к сожалению, являются деньги и материальные ценности. Мы живем по принципу «у кого собственность, у того и власть», то есть с помощью денег человек может добиться почти любого социального положения. Главной целью людей стало накопление богатства, впрочем, так было всегда. В идеале, у Питирима Сорокина, человек продвигается по социальной лестнице благодаря своему таланту и способностям. Но, к сожалению, все совершенно иначе. Главенствующую роль заняли деньги, на сегодня они являются основным каналом вертикальной циркуляции.
Я считаю работы Питирима Сорокина о социальной мобильности и социальной стратификации наиболее важными за всю историю русской социологии. Он затронул самые главные проблемы общества, которые до него еще никто не затрагивал. Я со всей уверенностью могу заявить, что Питирим Сорокин является самым главным русским социологом, чьи труды продолжают иметь огромное значение в современной не только русской, но и зарубежной социологии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология: В 3 т. Т. 2: Социальная структура и стратификация. – М., 2000.
2. Ритцер Дж. Современные социологические теории. – СПб., 2002.
3. Сорокин П. А. Долгий путь: Автобиогр. роман / пер. с англ. П. П. Кротова, А. В. Липского. - Сыктывкар: Союз Журналистов Коми АССР: Шыпас, 1991. - 304 с. - С. 48.
4. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992.
5. Юдина Т. Н. Социология миграции. – М., 2006.

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

1. Деление общества на группы называется:

1) социальным перемещением

2) социальной стратификацией

3) социальной адаптацией

4) социальным поведением

2. К «социальным лифтам» П. Сорокин относит:

2) церковь

4) все перечисленное

3. Маргиналами называют:

1) наиболее богатых членов общества

2) наиболее бедных членов общества

4) пограничные слои и группы

4. Социальный статус приобретается в результате:

1) трудовой деятельности

2) процесса обучения

3) семейного воспитания

4) социализации

5. Верно ли суждение?

А. Страты выделяют по одному существенному признаку.

Б. В основу стратификации общества положено множество критериев.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

6. Верны ли следующие суждения по поводу социальной мобильности?

А. В современном обществе возможна горизонтальная мобильность.

Б. В современном обществе возможна вертикальная мобильность.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

7. Верны ли следующие суждения о ситуации в России?

А. В последнее десятилетие в России возросла социальная дифференциация населения.

Б. Острой социальной проблемой в России стало падение статуса многих массовых интеллектуальных профессий.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

8. Какая из перечисленных социальных групп не имеет общего социально значимого признака?

2) пожилые люди

3) мужчины

4) молодежь

9. Самостоятельное регулирование индивидом своего поведения согласно общепринятым социальным нормам - это:

1) самоконтроль

2) самообразование

3) социализация

4) самореализация

10. К показателям предписанного статуса личности относится:

1) карьера

2) возраст

3) квалификация

4) образование

11. Что является примером горизонтальной социальной мобильности?

1) повышение по служебной лестнице

2) разжалование офицера в солдаты

3) получение второй рабочей специальности

4) понижение в должности.

12.Выберите пример восходящей социальной мобильности.

1) Актер перешел из одного театра в другой

    Футбольный тренер перешел из одной команды в другую

    Помощник режиссера получил приглашение занять должность главного режиссера

    Офицер был разжалован в рядовые

13. Социальный статус личности – это

1) поведение, ожидаемое от индивида

2) положение человека в обществе

3) оценка занимаемой индивидом позиции

4) характеристика социальных качеств личности

14. Установите соответствие понятий, приведенных в первом столбце, определениям, приведенным во втором.

Понятие Определение

1.Горизонтальная мобильность А. Перемещение из одной страты

в другую.

2.Социальная дифференциация. Б. Положение человека в

обществе.

3.Социальный статус. В. Разделение общества на

группы, занимающие разное

положение.

4.Вертикальная мобильность. Г. Переход индивида из одной

группы в другую,

расположенную на одном

и том же уровне

Ответ: 1-Г 2-В 3-Б 4-А


Реферат

С социальной мобильностью. 2. Понятие социальной мобильности и её виды Термин социальная мобильность введён П. Сорокиным в работе 1927г. Сорокин ... относятся к обществам, где школы доступны всем его членам. В таком обществе «социальный лифт » движется...

  • Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050715. 65 Специальная психология красноярск 2013

    Учебно-методический комплекс

    11. Социальные институты, способствующие социальной мобильности, называются: Социальными лифтами . Социальными группами. Социальными отношениями. Социальными классами. 12. К «социальным лифтам » П. Сорокин относил : 1) Армию...

  • Социальная мобильность. Вопросы социальной стратификации не входили в круг интересов

    Документ

    ... социально -демографическим общностям относятся мужчины... социальная стабильность; социальное неравенство; социальное поведение; социальная мобильность. Вопросы социальной стратификации не входили в круг интересов П. Сорокина ... 4 социальный лифт сословие...

  • Урок

    Другие, называют каналами социальной мобильности или социальными лифтами . К ним относят армейскую службу, получение образования... отечественной и американской социологических школ П. А. Сорокина «Человек. Цивилизация. Общество». Если экономический...

  • Самое полное описание каналов вертикальной мобильнос­ти дано П. Сорокиным. Только он их называет «каналами вер­тикальной циркуляции». Он считает, что между стратами нет непроходимых границ. Между ними существуют различные «лифты», по которым индивиды перемещаются вверх и вниз.

    Особый интерес представляют социальные институты - армия, церковь, школа, семья, собственность, которые исполь­зуются в качестве каналов социальной циркуляции.

    Армия функционирует в качества канала вертикальной циркуляции больше всего в военное время. Крупные потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий и более низких чинов. В военное время солдаты продвига­ются благодаря таланту и храбрости.

    Известно, что из 92 римских императоров 36 достигли этого ранга, начав с низших чинов. Из 65 византийских императо­ров 12 выдвинулись благодаря армейской карьере. Наполеон и его окружение, маршалы, генералы и назначенные им коро­ли Европы вышли из простолюдинов. Кромвель, Грант, Вашинг­тон и тысячи других командующих достигли самого высоко­го положения благодаря армии.

    Церковь как канал социальной циркуляции перемес­тила большое число людей с низов до вершин общества. П. Сорокин изучил биографии 144 римских католических пап и установил, что 28 вышли из низов, а 27 - из средних слоев. Институт целибата (безбрачия), введенный в XI в. папой Григорием VII, обязывал католическое духовенство не иметь детей. Благодаря этому после смерти должност­ных лиц освободившиеся позиции заполнялись новыми людьми.

    Помимо восходящего движения, церковь стала каналом нисходящего движения. Тысячи еретиков, язычников, врагов церкви были отданы под суд, разорены и уничтожены. Сре­ди них было немало королей, герцогов, князей, лордов, аристократов и дворян высших рангов.

    Школа. Институты образования и воспитания, какую бы конкретную форму они не приобретали, во все века служили мощным каналом социальной циркуляции. В открытом обще­стве «социальный лифт» движется с самого низа, проходит по всем этажам и достигает самого верха.

    В эпоху Конфуция школы были открыты для всех клас­сов. Каждые три года устраивались экзамены. Лучшие уче­ники независимо от их семейного статуса отбирались и пере­водились в высшие школы, а затем в университеты, откуда они попадали на высокие правительственные посты.

    Таким образом, китайская школа постоянно возвыша­ла простых людей и препятствовала продвижению пред­ставителей высших слоев, если они не соответствовали тре­бованиям.

    Большие конкурсы в колледжи и университеты во многих странах объясняются тем, что образование является самым быстрым и доступным к риалом социальной циркуляции.


    Собственность наиболее ярко проявляет себя в виде накопленных богатства и денег. Именно они - один из самых простых и действенных способов социального продвижения.

    Семья и брак становятся каналами вертикальной цир­куляции в том случае, если в союз вступают представители раз­ных социальных статусов. В европейском обществе распрост­раненным был брак бедного, но титулованного партнера с богатым, но не знатным. В результате оба продвигались по социальной лестнице, получая то, что каждый хотел.

    Социальная структура современного российского общества. Определение социальной структуры современного российского общества затруднено из-за постоянной динамики социальных процессов.

    Вместе с тем, имеется ряд исследований, определяющих модель социальной структуры нашего общества.

    Так Н.М. Римашевская выделяет следующие социальные группы:

    1. «Общероссийский элитные группы»

    2. «Региональные и корпоративные элиты»

    3. Российский «верхний средний класс»

    4. Российский «динамический средний класс»

    5. «Аутсайдеры».

    6. «Маргиналы».

    7. «Криминалитет».

    Другую модель социальной структуры предложила акад. Т.И. Заславская.

    Наиболее привилегированным, но самым малочисленным (7%), является «верхний слой». К нему относятся элитные и субэлитные группы, занимающие важные позиции в системе государственного управления, а также в экономических и силовых структурах. При этом непосредственно правящая политическая и экономическая элита составляет лишь 0,5%, а остальная часть (6,5%) приходится на крупных и средних предпринимателей, директоров крупных и средних приватизированных предприятий.

    Следом за верхним идет «средний слой». Он включает в себя мелких предпринимателей, менеджеров средних и небольших предприятий, среднее звено бюрократии, офицеров, наиболее квалифицированных специалистов и рабочих.

    Наиболее многочисленным является «базовый слой». Его составляют интеллигенция, «полуинтеллигенция», служащие из технического персонала, работники массовых профессий в сфере торговли и сервиса, а также рабочие (около 60% населения нашей страны).

    «Нижний слой» представлен малоквалифицированными и неквалифицированными работниками, безработными, беженцами и др. Их удельный вес в структуре населения – 8%.

    И, наконец, «социальное дно» (5%). В него входят преступные и полуприступные элементы.

    В последнее десятилетие было отмечено серьезными количественными и качественными сдвигами в социальной структуре российского общества. Поэтому очень важен вопрос о том, какова траектория этих изменений, ин направления и темпы.

    По данным социологических исследований, в России сегодня явно доминирует нисходящая мобильность. Она затронула практически все классы и социальные группы.