Мы встретились с академиком, Героем социалистического труда, почетным гражданином Петербурга Игорем Спасским , накануне юбилея - сегодня, 2 августа, Игорю Дмитриевичу исполнилось 90 лет. Юбиляр пригласил нас в гости в Шалово – тихую деревеньку в 130 километрах от Северной столицы. Прежде чем начать разговор, хозяин проводит для нас экскурсию по участку. Зелень, цветы, яблони... На углу стоит миниатюрная кирпичная баня.

– Малогабаритная она только с виду, – загадочно говорит Игорь Дмитриевич и вставляет ключ в замок.

За дверью скрывается... целый банный комплекс! Здание разделено на три этажа, один из которых подземный. Там есть душевая, парилка, сауна, бассейн...

– Неужели после подводных лодок я не спроектирую себе достойную баню? – смеется ученый.

ТАЙНАЯ «РУКА» ИЗ МОСКВЫ

2 августа академику Спасскому исполнится 90 лет. Ученый, долгое время возглавлявший Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин», является создателем около 200 советских и российских подводных лодок. Как атомных, так и дизельных.

– Ну, что вы... Я никогда не говорил и никогда не скажу, что я – «создатель той или иной подводной лодки». Заявить об этом мне не позволят моя культура и совесть. Подводная лодка – сооружение многодельное и сложное. Создать ее может только коллектив. Так что вы явно преувеличиваете мои заслуги, – скромничает академик.

Игорь Дмитриевич ушел с должности генерального конструктора ЦКБ МТ «Рубин» в 2006 году. Он руководил организацией 33 года. За это время у него накопилось больше двадцати неотгулянных отпусков - почти два года чистого времени!.

– Никогда не любил отпуска: после отдыха очень трудно входить в рабочий ритм. А так вкалываешь себе и вкалываешь... Так даже и легче, – говорит академик.

Игорь Спасский (справа) руководил конструкторским бюро более 30 лет. ФОТО: ЦКБ МТ "Рубин"

– Игорь Дмитриевич, большую часть своей жизни вы посвятили подводным лодкам. Как и многие конструкторы, вы наверняка заинтересовались субмаринами еще в детстве?..

– Отнюдь, ведь я жил в Советском союзе! Никто не спрашивал, какие у меня интересы и предпочтения... Я окончил «Дзержинку» и получил диплом инженера-механика. В 1949 году я попал на строящийся крейсер «Фрунзе ». Но прослужил там всего три месяца. В один прекрасный день к нам пришла телеграмма из столицы: «Просим откомандировать лейтенанта Спасского в Москву ». Командир крейсера вызвал меня и спросил: «Ты что, в Москве «руку» свою имеешь?!». Но я даже не понял, о чем он, – пожимает плечами Игорь Дмитриевич. – Из Москвы меня перенаправили в ленинградский «Рубин» (тогда он назывался ЦКБ-18). По образованию я был чистым надводником. Но жизнь решила свести меня с подводными лодками...

Кто был инициатором перевода в Ленинград , академик не знает до сих пор.

– Все есть случайность, – философски замечает он.

СПАСИБО ЕЛЬЦИНУ

По мнению Игоря Спасского, «Рубин» всегда был ведущим конструкторским бюро, проектирующим подводные лодки. При этом компания зарабатывала и зарабатывает на своем производстве. За это покойный губернатор Петербурга Анатолий Собчак называл Игоря Дмитриевича «Героем... капиталистического труда».

– Как вы познакомились с Собчаком?

– Очень просто. Когда нас с ним избрали народными депутатами СССР , то распределили в одну и ту же ячейку. Почему? Да потому что у нас фамилии с одной буквы! – объясняет Спасский. – Анатолий Александрович был очень сложным человеком. Я сразу понял, что с ним можно только начистоту. Но мы сработались, подружились.

Академик был на короткой ноге со многими известными политиками. Например, с первым президентом России Борисом Ельциным .

– Я искреннее благодарен Борису Николаевичу. Он первый руководитель государства, от которого я услышал заветную фразу: «Работайте так, как считаете нужным». Нас наконец-то выпустили за границу! Во время правления Ельцина я побывал в 28 странах, – вспоминает Игорь Дмитриевич. – Появилась хоть какая-то возможность раскрепоститься. Дело в том, что во времена СССР за нами очень жестко следили. Шаг влево, шаг вправо – расстрел. Все это было глупо... Ученые из разных стран должны контактировать друг с другом, какими бы секретными данными они ни обладали... Люди моего опыта и класса не сказали бы и слова лишнего, хоть ты нас железом каленым пытай. Наоборот, мы бы только тумана напустили...

– Есть что-то, чтобы бы вы хотели вернуть из советского прошлого?

– Безусловно. Это дух коллективизма. То, что мы практически утратили, потеряли, – отвечает академик. – Как бы там ни было, советских людей всегда тянуло к дружбе и взаимопомощи. А теперь... Мы стали жить по западной модели «я – индивидуум».


"Рубин" - ведущее конструкторское бюро. ФОТО: ЦКБ МТ "Рубин"

«БРАУНИНГ» НЕ ДЛЯ ПОДЛОДКИ

– На четверку с плюсом. Это высокая оценка, – говорит Спасский. – Россия , как и США , уже приступила к разработке подводных лодок пятого поколения. Это – грандиозная работа. Уже есть идеи и определенные разработки.

– Пятое поколение – это...

– Переход из поколения в поколение – что-то вроде процесса эволюции. Если какой-то «компонент» подлодки устаревает, то его заменяют чем-то новым, – начинает Игорь Дмитриевич. – Если объяснять на пальцах, то подводная лодка есть... подводная лодка. Корпус – это корпус. Тут что-либо поменять уже очень сложно. Но все зависит от «начинки» – механизмов, электронных систем, оборудования связи. Постепенно увеличивается глубина погружения, скорость... Сейчас вот материаловеды трудятся над разработкой высокопрочной стали. Усовершенствуется и оружие – его дальность, сила взрывных элементов. Пистолет «Браунинг» на подлодку не установишь – нужно что-нибудь эдакое! Тут работы еще на долгие и долгие годы, но лично я ожидаю сильный прирост качества уже в этом десятилетии.

– Вы сами часто плавали на подводных лодках?

– Приходилось... Да я и рад был. Я наплавал около 40 тысяч километров – экватор земного шара. Кстати! Я заметил такую вещь: экипаж подводной лодки очень сплочен. Как будто бы все – родственники, – считает экс-глава ЦКБ «Рубин». – Понимаете, конструкторы разрабатывали подводные лодки и были первыми, кто их тестирует. Это абсолютно нормальная практика. Субмарина – это несколько тысяч связанных элементов. Все надо как следует проверить. Я считаю себя ответственным за личный состав каждой подводной лодки, спроектированной под моим руководством. Непроверенных вещей для экипажа я старался не оставлять. Не дай бог что...

«КУРСК» МОГ РАЗВАЛИТЬСЯ

Трагедия случилась 12 августа 2000 года. Атомная подлодка «Курск » затонула в Баренцевом море из-за взрыва двух торпед. Погибло 118 человек. АПЛ класса «Антей» была спроектирована ЦКБ МТ «Рубин», когда Игорь Спасский был генеральным конструктором бюро.

– Вы вспоминаете об этой катастрофе?

– Каждая подводная лодка – это судьба (на минуту задумывается ). Судьба многих человек – отцов и мужей, детей и друзей. Произошедшее с «Курском» – это память на всю жизнь, рана на сердце все еще свежа, – признается Игорь Дмитриевич. – Так что вспоминаю.

В августе 2000 года академик Спасский несколько раз встречался с президентом России Владимиром Путиным в Кремле. Речь шла о возможности проведения судоподъемной операции.

– Одно из экстренных совещаний прошло в два часа ночи. Президент спросил меня, нужно ли поднимать «Курск». Я ответил: «Безусловно». Владимир Владимирович поднял вверх указательный палец, посмотрел мне в глаза и твердым голосом сказал: «Тогда вы и поднимайте». Стопроцентного результата я гарантировать не мог, но выполнить задачу пообещал, – вспоминает Игорь Дмитриевич.

Мужик сказал – мужик сделал. «Курск» был поднят в 2001 году. Операцией руководил Спасский.

– Больше всего я волновался из-за того, как подводная лодка оторвется от дна. В этот момент «Курск» мог развалиться, и тогда все наши старания пошли бы насмарку. Мы с Мишей (вице-адмиралом Барсковым , – прим. авт. ) следили за этим, затаив дыхание... К счастью, отрыв получился мягким, а за дальнейший ход операции мы и не беспокоились, – рассказывает академик. – Жалко, Миша два года назад скончался...

О ЛИЧНОМ

– Настроение у меня всегда хорошее. Хоть перед юбилеем, хоть в любой другой день, – делится Игорь Дмитриевич.

Академик Спасский известен не только своими разработками, но и благотворительностью. При его участии был выполнен капитальный ремонт Николо-Богоявленского Морского собора, проведена реставрация храма Св. Василия Великого в Лодейном поле и церкви Иоанна Предтечи XII в Старой Ладоге ... За филантропическую деятельность РПЦ наградила ученого орденом святого благоверного князя Даниила Московского.

– В Бога я... не верю. Отец пытался затащить меня в церковь, но я так и не проникся всем этим, – признается академик. – Однако вере я по мере сил и возможностей помогаю. Зачем?.. Потому что это нужно людям.

– Игорь Дмитриевич, вы следите за тем, что происходит в мире? Везде льется кровь...

– Слежу. Мне кажется, последний год должен открыть глаза руководителям многих стран. Если они не изменят свою политику и не прекратят заниматься ерундой, то грош им всем цена, – говорит ученый. – Вместо того чтобы оказывать давление на Россию, я бы посоветовал им навести порядок у себя на границах. Но пока что конца всему этому безумию я не вижу...

СПРАВКА «КП»

Игорь Спасский родился 2 августа 1926 года в Ногинске (Московская губерния). Участвовать в разработке подводных лодок Игорь Дмитриевич начал в 1950 году. В ЦКБ «Рубин» он прошел путь от простого инженера до генерального конструктора. Изобретенные им методы строительства субмарин не только снизили сроки и стоимость их возведения, но и значительно повысили их боевые характеристики.

x HTML-код

"Комсомолка" побывала в гостях у академика Спасского. Александр ГЛУЗ, Анатолий ЗАЙОНЧКОВСКИЙ

Спасский Игорь Дмитриевич – советский российский учёный, специалист в области организации проектирования и строительства подводных лодок, главный конструктор Ленинградского проектно-монтажного бюро «Рубин» Министерства судостроительной промышленности СССР, доктор технических наук.

Родился 2 августа 1926 года в городе Богородск (ныне – Ногинск) Московской области в семье служащего. Русский.

Окончил в 1949 году паросиловой факультет Высшего военно-морского инженерного училища имени Ф.Э.Дзержинского. С 1949 года - в Военно-Морском флоте СССР. С октября 1949 года служил на строящемся крейсере «Фрунзе» в городе Николаев. В 1950 году инженер-лейтенант И.Д.Спасский был откомандирован на работу в судостроительную промышленность с оставлением в кадрах ВМФ (уволен в запас в 1955 году по сокращению Вооружённых Сил в звании "старший лейтенант-инженер).

С 1950 года работал в СКБ-143 (ныне – ОАО «Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит»), участвовал в создании опытной подводной лодки с парогазовой турбинной установкой. С 1953 года работал в Центральном КБ-18: инженер-конструктор, с 1954 - начальник сектора, с 1956 - заместитель главного конструктора атомной подводной лодки. С 1968 года – главным инженером, в 1974 году возглавил Ленинградское проектно-монтажное бюро «Рубин» (КБ-18; ныне – ОАО «Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин»), сначала как главный конструктор, а с 1983 года – генеральный конструктор. На этом посту он находился до конца 2006 года.

Основополагающий вклад И.Д.Спасского в создание морской составляющей ракетно-ядерного потенциала СССР и России, базирующейся на подводных лодках Военно-Морского Флота широко известен. Им разработан ряд фундаментальных принципов, обеспечивающих как высокую эффективность, так и безопасность эксплуатации подводных лодок и их атомных энергетических установок; определён оптимальный объём автоматизации управления подводными лодками; разработаны принципиально новые технологические методы строительства подводных лодок, существенно снижающие сроки и стоимость их строительства и значительно повышающие их боевые характеристики. Вклад И.Д.Спасского в науку и технику реализовался в строительстве более двухсот подводных лодок, в том числе и в создании целого семейства самых малошумных и высокоэффективных дизель-электрических подводных лодок, завоевавших высочайшую репутацию на мировом рынке.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 января 1978 года главному конструктору Ленинградского проектно-монтажного бюро «Рубин» Спасскому Игорю Дмитриевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В период с 1950 по 2006 год он участвовал в создании четырёх поколений подводных лодок. В общей сложности по его проектам построено 187 субмарин (91 дизель-электрическая и 96 ядерных), которые составляли и составляют ядро советского и российского флотов. Он был главой ЦКБ, разработавшего атомную подводную лодку К-141 «Курск», последнюю субмарину класса «Антей», поступившей на вооружение ВМФ России. 12 августа 2000 года на борту подводной лодки произошёл взрыв торпеды, и она затонула. Большая часть экипажа погибла во время взрыва, но некоторые моряки выжили и прожили ещё несколько дней в девятом, хвостовом отсеке корабля. Спасательные работы потерпели неудачу. К тому моменту, когда спасатели добрались до отсека, моряки уже были давно мертвы. Во время спасательной операции И.Д.Спасский контролировал работы по разрезанию и поднятию лодки.

И.Д.Спасский умело сочетал научно-организационную и общественную работу. Он был председателем диссертационного совета при ЦКБ МТ «Рубин», заместителем председателя научного совета по волновым процессам РАН, членом Комиссии при Президенте РФ по Государственным премиям в области науки и техники, членом комиссии Совета безопасности РФ. Он был научным руководителем сборника «История отечественного кораблестроения» в 5 томах и научно-исторического справочника «Русские подводные лодки» в 3 томах, членом главной редакции серии справочника «История создания и развития ОПК России и СССР (1900-1963)».

Избирался депутатом и членом Исполкома Ленинградского горсовета, народным депутатом СССР в 1989-1991 годах.

Живёт в Санкт-Петербурге.

Награждён советскими 2 орденами Ленина (6.04.1970, 23.01.1978), орденами Октябрьской Революции (1.08.1986), Трудового Красного Знамени (28.04.1963), российскими орденами «За заслуги перед Отечеством» 2-й (2002) и 3-й степени, Почёта (29.12.2010), медалями, в том числе «За боевые заслуги» (26.10.1955), Почётной грамотой Правительства РФ (2001).

Лауреат Ленинской премии (1965), Государственной премии СССР (1983) и РФ (2007). Награждён золотой медалью имени А.П.Александрова РАН (2013, за основополагающий вклад в развитие атомного флота России).

Академик Академии наук СССР (1987). Доктор технических наук (1978). Профессор (1984). Член Межведомственного научного совета по судостроению Российской Академии наук.

Народный депутат СССР (1989-1991).

Почётный гражданин Санкт-Петербурга (22.05.2002).

Сочинения:
«Пять красок времени» (2001).

2 августа 1926 года родился Игорь Спасский, генеральный конструктор подлодок, экс-глава ЦКБ «Рубин».

Личное дело

Игорь Дмитриевич Спасский (89 лет) родился в подмосковном Ногинске в семье военного. «Я в детстве был очень стеснительным мальчиком — ужас, — вспоминал он впоследствии. — В магазин стеснялся сходить. Отец, кадровый военный, мне сказал: «Так из тебя человека не получится. Тебя надо на военную службу». И как раз перед войной в Москве открылась военно-морская спецшкола, туда после восьмого класса меня и определили».

После школы поступил в Высшее Военно-морское инженерное училище им. Ф. Э. Дзержинского. Окончив его в 1949 году, некоторое время служил на строящемся крейсере «Фрунзе» Черноморского флота, затем был направлен в КБ по созданию подводных лодок. «Пошел на факультет, который готовит надводников. Какая-то детская дикость была: дескать, за родину погибать надо под солнышком, не под водой. Но в жизни все дело случая. Когда я после учебы служил на крейсере, меня направили в конструкторское бюро в Ленинград. Я приезжаю, и главный инженер мне говорит: «Вы будете проектировать подводные лодки». — «Какие подводные лодки? Я же надводник!» Но делать нечего. Я вник в это дело, стал что-то генерировать — меня присмотрели, выдвинули. Я быстро пошел по ступенькам: главным инженером стал лет за двенадцать», — рассказывал Спасский.

С 1953 года работал в ЦКБ-18 (ныне ЦКБ морской техники «Рубин»). Участвовал в проектировании атомных подводных ракетоносцев первого и второго поколений. В 1956 году стал заместителем главного инженера, в 1968 — главным инженером, в 1974 году — руководителем Ленинградского проектно-монтажного бюро «Рубин» (с 1983 года глава бюро стал называться генеральным конструктором).

Также опубликовал ряд научных работ по теории строительства и устройства подлодок. В 1973 году стал кандидатом, в 1978 году — доктором технических наук, в 1984 году — был избран профессором и членом-корреспондентом Академии наук СССР, в 1987 году — действительным членом АН СССР.

С началом перестройки и с последующим распадом СССР резко снизился госзаказ на новые АПЛ. «Рубин» под руководством Спасского стал параллельно заниматься гражданскими проектами, среди которых выделялись разработка и постройка платформ для добычи нефти у острова Сахалин, в Охотском море и вблизи побережья Южной Кореи.

Другим важным проектом стал плавучий космодром «Морской старт», созданный из переделанной нефтяной платформы. Также Спасский руководил и небольшими проектами, приносившими КБ деньги, например, модернизацией городских трамваев. В 2006 году он так описывал сферу деятельности ЦКБ: «Сейчас кроме подводных лодок мы вынуждены заниматься бог знает чем: и платформами для арктических районов, и скоростными поездами. Но это все-таки техника. А пришлось и в совершенно непрофильной области работать: мы создали прекрасный бизнес-центр на Невском, недавно торгово-развлекательный комплекс «Планета Нептун» сделали. Это все тоже очень интересно, хотя и сложно».

В 2007 году отошел от управления «Рубином», оставшись в ЦКБ научным руководителем.

Игорь Спасский женат на коренной петербурженке Людмиле Петровне. У пары есть сын и дочь.

Чем знаменит

Знаменитый конструктор советских и российских атомных и дизельных подводных лодок. По его проектам было построено 187 субмарин (91 дизель-электрическая и 96 ядерных подлодки), которые составили ядро отечественного подводного флота. Это, в частности:

Атомные подводные крейсеры стратегического назначения проектов 667БДР «Кальмар», 941 «Акула», 667БДРМ «Дельфин»,

Атомные подводные ракетные крейсеры проектов 949 «Гранит» и 949А «Антей».

Под руководством изобретателя было создано целое семейство малошумных и высокоэффективных дизель-электрических подлодок, которые пользуются спросом на мировом рынке.

Во главе со Спасским узкоспециализированное ЦКБ «Рубин» стало головной организацией «Объединенной судостроительной корпорации» по проектированию платформ для освоения нефтегазовых месторождений на континентальном шельфе.

О чем надо знать

Игорь Спасский

ЦКБ «Рубин» разработало АПЛ «Курск», затонувшую из-за взрыва торпеды 12 августа 2000 года. Бóльшая часть экипажа погибла во время взрыва, выжившие моряки пытались спастись в хвостовом отсеке корабля, однако к тому моменту, когда спасатели добрались до отсека, моряки уже были мертвы.

Во время спасательной операции генеральный конструктор Спасский был консультантом, некоторые журналисты обвиняли его в неэффективном спасении экипажа.

По проекту ЦКБ «Рубин» часть подлодки была поднята на поверхность. Рубка АПЛ «Курск» превратилась в памятник погибшим подводникам в Мурманске.

С 1953 г. деятельность Игоря Спасского неразрывно связана с ЦКБ-18 (ныне ЦКБ МТ "Рубин"). Участвуя в работах по созданию атомных подводных ракетоносцев первого и второго поколений, он прошел по всем ступеням конструкторских должностей от конструктора до главного инженера конструкторского бюро.

В 1974 г. Спасский возглавил Центральное конструкторское бюро "Рубин" сначала как главный, а с 1983 г. - как генеральный конструктор предприятия.

Спасский разработал ряд фундаментальных технических направлений, обеспечивающих эффективность и безопасность эксплуатации подводных лодок и их атомных энергетических установок. Вклад Спасского в науку и технику реализован в строительстве почти 200 атомных и дизель-электрических подводных лодок различных проектов.

Позиция Спасского определила в свое время сохранение в составе ВМФ дизель-электрических подводных лодок и создание целого семейства малошумных и высокоэффективных ДЭПЛ, которые пользуются стабильным спросом на мировом рынке вооружений.

Под руководством Спасского узкоспециализированное конструкторское бюро превратилось в современное многопрофильное предприятие. При нем ЦКБ МТ "Рубин" начало проектировать морскую технику для освоения шельфа.

С 2007 г. Спасский отошел от административной работы и сосредоточился на проблемах создания передовой военно-морской техники. В настоящее время академик Спасский является научным руководителем работ по специальной тематике ОАО "ЦКБ МТ "Рубин".

Доктор технических наук (1978 г.), профессор (1984 г.), в 1987 г. Игорь Спасский стал действительным членом Академии наук (АН СССР - РАН).

Деятельность Спасского неразрывно связана с Санкт-Петербургом. При его самом непосредственном участии:

Воссозданы музей-квартира А.С.Пушкина и Литературное кафе (Вольф и Беранже),
- выполнен капитальный ремонт Николо-Богоявленского Морского собора,
- проведена реставрация храма Св. Василия Великого в Лодейном поле и церкви Иоанна Предтечи XII века в Старой Ладоге,
- созданы современные высококлассные международные деловые центры на Невском проспекте и Обводном канале; первый в России океанариум.

Петербург украсили музей-памятник "Подводная лодка "Д-2" - филиал ЦВММ, памятники "Слава Российскому флоту", "От "Дельфина" до "Тайфуна", разработкой проектов и созданием которых руководил Спасский. По его инициативе оказывается постоянная адресная помощь ряду культурных центров, детским, медицинским и спортивным учреждениям. Академик Игорь Спасский, член Общественного Совета города, удостоен высшего знака признания петербуржцев - звания "Почетный гражданин Санкт-Петербурга" (2002 г.).

Деятельность Спасского отмечена присуждением Ленинской премии (1965 г.), Государственной премии СССР (1983 г.), Государственной премии РФ (2007 г.), присвоением звания Героя Социалистического Труда (1978 г.). Он награжден двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, "За заслуги перед Отечеством" II степени, "Знак Почета", медалями, многочисленными орденами и высшими знаками различных отраслевых и общественных организаций, Русской православной церкви.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Из тысячи "потаенных судов", созданных в России за 110 лет подводного кораблестроения, как минимум, 840 построено по проектам КБ "Рубин". И 260 из них связаны с именем академика Игоря Спасского.

Его жизнь - как инженера, ученого, руководителя большого конструкторского бюро - неразрывна с городом на Неве, где он теперь Почетный гражданин. Но родился Игорь Спасский совсем не в Петербурге, а в подмосковном Ногинске - 2 августа 1926 года, когда сам этот город именовался Богородск. Много лет спустя академик Владимир Фортов, нынешний президент РАН, с удивлением обнаружит, что и он сам, и будущий конструктор атомных субмарин появились на свет в одном и том же Глуховском роддоме. Только с разницей в двадцать лет.

Из Богородска в 1928 году семья Спасских, где росли два сына и дочь, переехала на станцию Кучино - это 20 км от Москвы. В начале 30-х, когда Игорю едва исполнилось шесть лет, отец перевез их в Москву - поселились на улице Кирпичной в районе Измайлово. Здесь же Преображенское, Семеновское, Лефортово. Места, в которых рос и мужал создатель Российской империи и ее военно-морского флота Петр Великий.

Как теперь понимаешь, случайных совпадений не бывает. А сам академик Спасский сказал об этом так: "На формирование человека в детстве, когда закладывается характер, влияет огромное количество факторов. Но главное - не в том, где ты родился, а в каких условиях рос, как тебя воспитывали родители, как на тебя влияла среда обитания. На Кирпичной улице такой средой обитания для нас были семья, двор, улица и школа…Мы тогда жили во дворе в его классическом исполнении".

Игорь Спасский всегда настаивал: нужно просчитывать перспективу. Благодаря этому сегодня строятся корабли четвертого поколения и ведется работа над следующим этапом. Фото: из личного архива

Именно оттуда, с Кирпичной улицы, выпускник седьмого класса школы №445 Сталинского района Игорь Спасский отвез документы в только что созданную и единственную в Москве Специальную военно-морскую школу Наркомпроса РСФСР. Внизу на его заявлении была сделана приписка: "К просьбе сына присоединяемся. Дмитрий Спасский, Клавдия Спасская, 1/VI-41 г." . А сверху, после тщательных проверок, медкомиссии и конкурса оценок появилась резолюция "Зачислен. 20/VI-41г.".

За два дня до начала войны. Эту школу, несмотря на все потери и перипетии военного лихолетья, Игорь закончил. И стал курсантом Высшего военно-морского инженерного училища им. Дзержинского, которое находилось в эвакуации в Баку. В июле 44-го вернулись в Ленинград.

А потом, уже после Победы, первые практики на боевых кораблях. После третьего курса Игорь Спасский стажировался на крейсере "Адмирал Макаров". Летом 49-го, уже став офицером, получил назначение на крейсер "Фрунзе" Черноморского флота. Там, будучи вахтенным дежурным, он впервые встретит адмирала Горшкова и будет докладывать ему обстановку.

Служба на корабле для инженера-лейтенанта Спасского оказалась недолгой. В самом начале 50-го его приказом вызвали сначала в Москву, в отдел кадров морского наркомата, а оттуда, в составе специально отобранной группы недавних выпускников, откомандирован в Ленинград для работы в конструкторском бюро СКБ-143. В то самое, которое после нескольких реорганизаций стало нынешним ЦКБ МТ "Рубин".

Прямая речь

Игорь Вильнит, генеральный директор - генеральный конструктор 
ЦКБ МТ "РУБИН":

Я пришел на работу в ЦКБ "Рубин" в 1979 году, когда Игорь Дмитриевич уже был руководителем предприятия. Еще до того, как я стал непосредственно с ним взаимодействовать, мое личное впечатление о Спасском как директоре было как о выдающемся, крайне целеустремленном и крайне эффективном руководителе. Это было не только моим, но и общим ощущением в бюро, совершенно искренним.

Первое мое рабочее взаимодействие с Игорем Дмитриевичем было связано не с проектированием подводных лодок, а с гражданской тематикой. Платформа "Приразломная" и скоростной поезд "Сокол". Я работал над проектированием кузова "Сокола" и однажды пришел с коллегами на доклад к Игорю Дмитриевичу. Стал рассказывать, насколько наше техническое предложение будет лучше иностранных аналогов. Директор внимательно слушал, а потом спросил: сколько времени займет запуск этой технологии в производство? Он имел в виду, что промышленность не была готова, надо было бы новое производство создавать под наши предложения. Вы, говорит, поняли мой вопрос? Чтобы завтра принесли то же самое, но сделанное из комплектующих, которые сегодня выпускаются в России. То есть Игорь Дмитриевич всегда видел суть задачи и единственно возможные пути ее решения. Не было ни одного документа, который бы Игорь Дмитриевич просто так, машинально, подмахнул. Он всегда вникал в глубину процесса и требовал всесторонних обоснований, прежде чем наше бюро предлагало какой-либо проект заказчику.

Академик Игорь Спасский и нынешний гендиректор "Рубина" Игорь Вильнит на Военно-Морском салоне в Петербурге. Июнь 2015-го. Фото: Пресс-служба ЦКБ "Рубин".

Он жесткий руководитель. Если приносишь ему проект, проект должен быть детально просчитан и обоснован до мелочей. Игорь Дмитриевич всегда настаивал, чтобы мы просчитывали перспективу и постоянно были в курсе лучших российских и зарубежных конструкторских достижений. Благодаря этому сегодня строятся корабли четвертого поколения и ведется работа над следующим этапом.

Когда погиб "Курск" и "Рубину" была поставлена задача в кратчайшие сроки поднять корабль, я занимался техническими средствами подъема, обеспечением, корпусными проблемами. Основной задачей было минимизировать средства подъема и, соответственно, стоимости работ. И вот в финальный момент, когда директору был представлен документ с обозначением количества точек подъема, Игорь Дмитриевич предложил некую корректировку. Мне она показалась рискованной, я возразил, естественно, с обоснованиями. Но Спасский принял свое решение. Однако через некоторое время Игорь Дмитриевич сам позвонил мне по телефону: "Знаешь, ты меня убедил, оставляй, как есть". Впоследствии я не раз убеждался, что Игорь Дмитриевич готов быстро изменить свою позицию ради правильного решения, если видел, что другая точка зрения обоснована.

В 90-е годы благодаря Игорю Дмитриевичу "Рубин" стал работать над гражданской тематикой. Это значит, что он нас заставил более широко думать. Да, подлодка - это очень сложное техническое средство, но умение решать разные задачи как в военном, так и в гражданском сегменте позволяет привнести что-то новое, нетрадиционное в оба эти сегмента. Именно это понимание и военной, и гражданской тематики дает возможность "Рубину" оставаться на передовых рубежах во многих областях.

Как это было

К-278: поднять нельзя оставить

С Игорем Дмитриевичем Спасским мы познакомились четверть века назад, когда в Норвежском море погибла единственная в своем роде глубоководная АПЛ "Комсомолец". Она была спроектирована в конструкторском бюро "Рубин", которым руководил академик Спасский, и там же, в "Рубине", готовились варианты ее подъема. Но такой проект, увы, не был реализован в своем первоначальном замысле. Что этому помешало и почему, в откровенной беседе рассказал сам Игорь Дмитриевич, который держал под личным контролем работы своего КБ в этом направлении. Тема, конечно, не юбилейная, но во всех отношениях важная и не ушедшая с повестки дня.

В декабре 89-го специальным решением правительства "Рубину" были даны права головной организации по судоподъему. Срок прошел немалый. Тогда номером один был "Комсомолец" - а теперь?

Игорь Спасский: Когда заключалось соглашение о подъеме с голландским консорциумом, специально организованным под этот проект, мы исходили из того, что подводная лодка абсолютно цела. Но экспедиции 1991-го и особенно 1992 года на судне Академии наук "Мстислав Келдыш", детальное обследование затонувшего корабля с использованием глубоководных обитаемых аппаратов "Мир", фото- и телесъемки показали, что в прочном корпусе есть серьезные разрушения. Трещины и деформации в носовой части идут от первого до третьего отсека. Скорее всего, это результат взрыва газов аккумуляторной ямы, которая была разрушена после погружения, и, видимо, детонации одного или двух боезарядов обычных торпед, лежащих на стеллаже. Взрыв создал ударную волну высокой интенсивности, которая не только повредила прочный корпус, но и сорвала крепление многих механизмов. В частности, в ограждении рубки был обнаружен показательный факт: тумба репитера компаса стоит вроде бы на штатном месте, но болты крепления - как ножом срезаны. Это подтверждает, что вдоль прочного корпуса прошла ударная волна короткого импульса, но очень высокой энергии...

Мне доводилось слышать и другие версии о происхождении этих разрушений...

Игорь Спасский: Нам тоже задают вопросы: откуда они взялись? Ведь их не обнаружили сразу после аварии, когда "Миры" в первый раз обследовали погибшую лодку. Высказывают догадки: может быть, это кто-то потом, сознательно, чтоб замести следы. Даже пытаются определить, КТО... Я на сто процентов исключаю такую возможность - уж больно операция технически сложна.

А почему, собственно? Предположим, кто-то из наших соперников овладел методом неконтактного подрыва боеприпасов да и решил проверить его на одной из торпед "Комсомольца"...

Игорь Спасский: Предварительно подложив туда взрывчатки?

Зачем? Вся штука в том, чтобы инициировать взрыв, скажем, на лодке противника, не проникая на ее борт, а дистанционно...

Игорь Спасский: Ну, знаете... Если вашей логике следовать, надо было с ядерной торпеды начинать. Но кто, какие силы в этом заинтересованы? Я их не нахожу. И абсолютно исключаю какие-либо подозрения на этот счет.

Сообщалось, что операторам "Мира" во время одного из погружений удалось обнаружить и поднять часы, находившиеся с внешней стороны лодки. Откуда они там взялись?

Игорь Спасский: Думаю, это прямое следствие газового взрыва: в верхней части первого отсека вырван огромный кусок прочного корпуса.

Я бы на дне не оставлял ни одну подводную лодку, независимо от того, изрыгает она грязь или не изрыгает

Удивительно, что этого не обнаружили при погружениях еще в 1989 году. Новые сведения резко меняют общую ситуацию?

Игорь Спасский: Да. Мы вынуждены были пересмотреть исходные данные и признать, что первоначальный вариант подъема не годится. Собственно подъемное устройство, предложенное голландцами, не предусматривало захватов по всему "телу" лодки, они концентрировались в ее средней части, а реальное состояние прочного корпуса, как выяснилось, требует при подъеме наибольшей страховки носовых отсеков, в первую очередь - торпедного. Иначе при подъеме поврежденная носовая оконечность под собственным весом может отломиться. Мы, разумеется, взяли крайний случай - да и обязаны были это сделать, как иначе? Сразу потребовалась корректировка проекта, с тем, чтобы захваты распределить по всему корпусу и поднимать лодку как в люльке. Это резко увеличило общий вес погружаемой конструкции, потребовало более мощных плавкранов и так далее.

Технически такой проект реализуем?

Игорь Спасский: В принципе, да. Но стоимость его резко возрастает.

А как ведут себя реактор и ядерные торпеды? Их состояние дает вам время на выбор вариантов?

Игорь Спасский: Радиационная обстановка в районе "Комсомольца" сегодня довольно хорошо изучена, существует и прогноз ее изменения в ближайшие годы. Должен сказать, что к этой работе была привлечена солидная наука. Военные работали рука об руку с гражданскими специалистами. Интегральная оценка сводится к следующему. Состояние реактора серьезных опасений сегодня не вызывает, выход радиоактивности из него зафиксирован только на уровне микродоз, и со временем этот процесс не должен ускориться. Напротив, как показывают наблюдения, отверстия, через которые происходит утечка цезия-137, начинают обрастать микроорганизмами, что естественно в морской среде. Кроме того, в этом месте моря и на этой глубине довольно сильное течение - все моментально перемешивается.

Смешать или разбавить - это ничего не меняет по сути. Так... местное обезболивающее.

Игорь Спасский: Не спорю. Но если говорить в сравнении, гораздо большую опасность представляют сегодня две торпеды с ядерными зарядами, содержащими плутоний. Пока еще коррозионные процессы не дошли до самого, как говорится, ядра. Но развиваются они очень бурно - и внутри торпедных аппаратов, и собственно на торпедах, которые сделаны преимущественно из алюминиевых сплавов. А кругом ведь титан! Поэтому идет активная электрохимическая реакция. Два верхних аппарата, где находятся торпеды с ядерными зарядами, приоткрыты.

Это видно на фотоснимке...

Игорь Спасский: Еще нагляднее - на видеопленке, которую удалось получить. У других торпедных аппаратов крышки распахнуты или вовсе сорваны (вероятно, под действием взрыва), но они нас меньше беспокоят... Одним словом, среда в которой находится спецбоезапас, соединена с забортным пространством. По общей оценке, года через два начнется разрушение оболочки, в которой находится плутоний.

Чем это грозит?

Игорь Спасский: Плутоний не растворяется в морской воде. И если начнется его выход, он будет осаждаться на сравнительно небольшом участке морского дна. Считалось, что в этом месте нет ни рыбы, ни планктона, однако наши съемки показали: есть. Больше 20 представителей морской фауны - рыб, моллюсков, рачков - насчитали ихтиологи. Поэтому какая-то часть микрочастиц плутония будет переноситься и в верхние слои моря, и в прибрежные воды. В сравнении с сотнями килограммов плутония, осевшего в океане после ядерных взрывов, это, конечно, мизерные величины, но не считаться с ними нельзя.

Уже хотя бы потому, что это район активного рыболовства...

Игорь Спасский: Вы правы. И больше всего обеспокоены рыбопромышленники в Норвегии. Их конкуренты на европейском рынке сознательно стали распространять слухи, что рыба из Норвежского моря "заражена радиацией", ее не следует покупать. Это могло серьезно ударить по экономическим интересам наших соседей.

Поэтому правительство Норвегии стало требовать от руководства СССР, а затем и от российских властей ответа: что собираетесь делать с "Комсомольцем"? Первоначально существовал план подъема. А теперь?

Игорь Спасский: От подъема как кардинального решения проблемы мы не отказались. Я бы на дне такие вещи вообще не оставлял. Ни одну подводную лодку, независимо от того, изрыгает она грязь или не изрыгает. Но это, видимо, перспектива завтрашнего дня. А пока мы выступили с предложением решить проблему носовой части, где находятся ядерные заряды. Обсуждали это очень подробно и с норвежцами, и партнерами из Голландии.

Голландцы по-прежнему ваши партнеры? Но ведь их проект подъема не был реализован, и они, вероятно, понесли большие издержки?

Игорь Спасский: Почему же? За проектную часть мы рассчитались с ними сполна, а до железа дело не дошло...

Велика ли сумма неустойки?

Игорь Спасский: По контракту мы заплатили им где-то шесть-семь миллионов долларов.

А весь проект подъема как оценивался?

Игорь Спасский: Весь проект тянул примерно на 220 миллионов долларов. Но от него, повторяю, мы вынуждены отказаться. Вместо этого рассматривалось предложение отрезать часть корпуса вместе с торпедами и поднять. Определено и место безопасного "хирургического расчленения" - по приборному отсеку торпед. Сами торпедные аппараты предварительно должны быть загерметизированы. Операция эта - сверхсложная: на большой глубине, роботами, дистанционно... Предполагается там же, под водой, упаковать отрезанные торпедные аппараты с головными частями торпед в специальные контейнеры и только после этого поднимать на поверхность для последующей отправки на утилизацию или захоронение.

На рисунке запечатлен момент исследования затонувшей К-278 с помощью глубоководного аппарата "Мир". Фото: Риа Новости

Был и еще вариант?

Игорь Спасский: Да. Он тоже не легкий, но он все-таки проще в реализации. На носовую оконечность подводной лодки предлагали опустить защитный кожух и с его помощью, не поднимая ничего на поверхность, предотвратить опасность радиоактивного загрязнения.

Саркофаг под водой?

Игорь Спасский: Не совсем саркофаг, но похоже. Укрыть нужно было только носовые отсеки - до ограждения рубки. Это довольно объемная конструкция, и ее непросто будет опустить в нужную точку - и вес соответствующий, и парусность. Но голландцы нашли несколько оригинальных решений. В свободное пространство между кожухом и корпусом лодки, а также в разрушенный первый отсек специальными помпами будет намыт ил. Он и станет барьером на пути миграции радионуклидов...

Где-то в середине нашего диалога я задал академику Спасскому вопрос невпопад: "Если бы не распался Союз и в экономике сохранились директивные рычаги, лодку уже могли бы поднять?" Игорь Дмитриевич ответил уклончиво, в том смысле, что уж во всяком случае с повестки дня этот вопрос не ушел.

Увы! За два прошедших десятилетия со сцены одни ключевые фигуры ушли, появились другие. Однако место для запятой в сакраментальной фразе о судьбе погибшего корабля до сих пор не определили. Хотя слов об очистке арктических морей в последние годы сказано немало.