Что же представляет из себя рекультивация? Согласно определению, зафиксированному в , рекультивация земель - это комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народно-хозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды в соответствии с интересами общества.

Вся процедура проведения этого процесса утверждена и прописана в приказе Минприроды РФ и Роскомзема № 525/67 от 22.12.1995 «Об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» .

Рекультивация проводится в два этапа: технический и биологический. Технический этап включает в себя несколько мероприятий по подготовке земель к последующему использованию в сельском хозяйстве, это:

Полный перечень работ, входящих в технический этап рекультивации, описан в п. 1.9 .

Биологический этап направлен на улучшение свойств почвы (агрофизических, биохимических и других). Этот этап проводится только после полного завершения технического этапа.

Для чего нужен проект?

Проект рекультивации земель (сокращенно его называют ПРЗ и КРЗ) описывает комплекс мероприятий, которые будут проведены для восстановления состояния , в рамках этапов, описанных выше (технический и биологический), на данном конкретном участке.

Важно! Отсутствие проекта рекультивации сельскохозяйственных земель при проведении строительных, горнодобывающих, эксплуатационных и других работ является грубым нарушением закона.

Весь перечень видов деятельности, при которых необходима подготовка и реализация проекта рекультивации земель, перечислен в статье № 78 Земельного кодекса РФ № 136-ФЗ .

Составление

Проект рекультивации может быть разработан организацией, которая проводит работы на земельном участке, самостоятельно либо сторонней организацией, которая специализируется в этой нише. Второй способ позволит снизить временные затраты на подготовку проекта и риск возникновения ошибок и недочетов в проекте.

Цена подготовки ПРЗ индивидуальна: она зависит от технологических параметров местности, предоставленных заказчиком. Как правило, стоимость подготовки такого проекта начинается со 100 тысяч рублей.

Разработка ПРЗ состоит из четырех этапов.

В составе проекта входят следующие разделы:

  1. Описание природно-климатических, гидрогеологических и геоморфологических условий района размещения объекта.
  2. Данные о почвенно-растительном покрове, сведения о прогнозе нарушений земельных угодий.
  3. Описание проектных решений по проведению рекультивации – отдельно технического, отдельно биологического этапов.
  4. График проведения рекультивационных работ и их сметная стоимость.
  5. Описание мероприятий по обеспечению техники безопасности и непосредственно природоохранных мероприятий.
  6. Технологические карты и сроки приема-передачи рекультивационных участков землевладельцам.

Утверждение

Согласование

До того, как ПРЗ будет утвержден, он должен быть согласован со всеми заинтересованными сторонами. Конкретного перечня, утвержденного в законодательстве, нет. Все зависит от того, кто является собственником земли – государство или частная организация.

Именно с собственником нужно утвердить перечень сторон, с которыми требуется согласование. Это могут быть, помимо собственника, местные органы власти, организации, обслуживающие территорию (Водоканал, Лесхоз и другие), соседние организации, имеющие общие границы, пути сообщения, инженерные сети).

После того, как заинтересованные стороны согласовали ПРЗ, он направляется на утверждение. Никакую государственную пошлину за этот процесс платить не надо. Обычно экспертиза проводится не более месяца, один из экземпляров проекта рекультивации после экспертизы остается в ведомстве.

Кто утверждает?

В некоторых регионах этим занимается Росреестр, чаще всего – природоохранные ведомства. Вопрос согласования и утверждения ПРЗ весьма индивидуален в каждом отдельном случае, поэтому прежде чем приступать к подготовке проекта, необходимо ознакомиться с региональным законодательством на этот счет. Актуальную информацию можно узнать в местном уполномоченном органе, связанном с природопользованием.

Сейчас утвердить проект во многих регионах можно при помощи многофункциональных центров государственных услуг. Для того чтобы понять, доступна ли эта услуга в вашем регионе, нужно найти соответствующую информацию на сайте МФЦ региона.

Перечень документов

Несмотря на то, что утверждение ПРЗ регулируется в каждом регионе отдельно, перечень документов является стандартным в большинстве случаев и включает в себя следующие документы:

  • Кадастровый номер земельного участка.
  • Местоположение земельного участка.
  • Разрешение на использование земельного участка.
  • Информацию об общей площади земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, которые подлежат рекультивации.
  • (ОКАТО) территории, на которой расположен земельный участок.
  • ОГРН, ИНН, выписка из ЕГРЮЛ относительно юридического лица-заявителя.
  • Номер и дата решения (распоряжения, постановления) о предварительном согласовании места размещения объекта.
  • Выписка из государственного кадастра недвижимости относительно сведений о земельном участке, подлежащего рекультивации, или кадастровый паспорт такого земельного участка.
  • Документы, подтверждающие полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя.
  • Решение о предварительном согласовании места размещения объекта.
  • Утвержденная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
  • Локальный сметный расчет на проведение работ по рекультивации земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель.
  • Проект рекультивации в двух экземплярах.

Проект утверждается, как правило, в течение месяца.

Что делать дальше?

Что происходит после утверждения проекта рекультивации ?

После того, как ПРЗ утвержден, он может быть реализован. Реализация мероприятий, прописанных в проекте, должна происходить под строгим контролем заказчика (если работы по рекультивации проводит подрядчик) и собственника земель.

По окончанию работ собственник либо уполномоченные органы в области землеустройства в регионе (зависит от того, является ли участок земли частным или государственным) производят приемку работ, о чем составляется акт. Итоговая сдача объекта не может быть произведена без этих работ.

Проведение рекультивации по проекту, который не был согласован и утвержден, влечет за собой штрафные санкции от государства, кроме того, такие действия могут нанести непоправимый ущерб природе и состоянию сельскохозяйственных земель в регионе.

Штрафы за несвоевременно или неправильно произведенную рекультивацию могут составить от 400 до 700 тысяч для юридического лица, поэтому средства, потраченные на подготовку ПРЗ специалистами, в любом случае окупятся.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Определенные виды промышленной, добывающей и строительной деятельности могут нанести серьезный вред почвенному покрову. Нарушение экологических и агротехнических свойств не позволяет использовать землю в сельскохозяйственных целях. В частности, к таким последствиям может привести прокладка коммуникационных систем, сооружение линейных объектов, разработка карьеров для добычи полезных ископаемых и т. д. Исправить ситуацию может только рекультивация сельскохозяйственных земель, которая представляет собой комплекс восстановительных мероприятий.

Что такое рекультивация?

Как правило, рекультивация предполагает восстановление первоначальных свойств и характеристик почвенного слоя для его последующего использования в сельскохозяйственных нуждах. Однако подобные мероприятия могут применяться и в других целях. Например, для восстановления рекреационных и лесохозяйственных параметров обрабатываемого участка. Иными словами, рекультивация земель – это совокупность мероприятий, направленных на обеспечение необходимых экологических и агротехнических свойств почвы.

При этом данный процесс вовсе не означает, что покров должен восстанавливаться для повышения утраченной плодородности. Например, в работе с лесохозяйственными землями производится формирование лесных заповедников за счет новых насаждений. Но преимущественно рекультивации подвергаются именно земли сельскохозяйственного назначения. Правда, и в этой сфере существуют разные направления. К примеру, рекультивация земли может предусматривать и организацию многолетних пастбищ, и создание площадей для будущих пашен, а также подготовку почвы для садов и сенокосов.

Какие земли подлежат рекультивации?

Наиболее распространенная категория подверженных участков относится к землям, на которых производилась прокладка трубопроводов, а также выполнялись строительные работы. С точки зрения сложности восстановления стоит отметить площади, которые использовались в качестве полигонов для захоронения и складирования опасных отходов. В таких случаях проводится специальная рекультивация загрязненных земель, сроки которой могут исчисляться годами – в зависимости от характера отходов и тяжести их воздействия на окружающую среду. Негативное влияние на почвенный слой оказывает и разработка месторождений в комплексе с изыскательными и геологоразведочными мероприятиями. Так или иначе, для каждого случая разрабатывается специальный проект рекультивации.

Что учитывается в проекте рекультивации?

В первую очередь специалисты берут во внимание первичные данные о природных условиях местности. Учитываются климатические, вегетационные и гидрологические факторы. Далее анализируется фактическое состояние земель на момент рекультивации. На этом этапе определяется площадь, интенсивность зарастания, форма рельефа, характер использования земли, степень загрязнения, а также состояние почвенного покрова. Кроме этих данных, проект рекультивации земель также содержит сведения о химическом и гранулометрическом составе почвы, ее агрофизические и агрохимические параметры. Оцениваются в документации и возможные сроки эксплуатации земли уже после проведения рекультивации. Вместе с этим учитывается риск повторного нарушения оптимального состояния почвенного покрова.

Техническая рекультивация земли

На этой стадии выполняется планировка, создание откосов, а также снятие и обновление почвенного слоя. В зависимости от требований проекта могут быть организованы гидротехнические и мелиоративные устройства. В целом же это основная часть мероприятий, направленных на подготовку земли к дальнейшему целевому использованию. Работы ведутся по нескольким направлениям, среди которых теплотехнические, гидротехнические и химические операции. Теплотехническая рекультивация земель – это обогрев почвы за счет мульчирования, которым покрывается плодородный слой. Использование гидротехнических технологий ставит целью избавление площади от лишней влаги, а также изменение периодичности затопления земель. Химические средства позволяют восстановить первоначальные свойства и характеристики почвы благодаря внесению таких компонентов, как известь, глина, гипс, сорбенты и т. д.

Биологическая рекультивация земель

На этапе выполнения биологической рекультивации задействуются агротехнические и фитомелиоративные процедуры, которые должны улучшать биохимические, агрохимические, агрофизические и прочие характеристики земли. В отличие от технических мероприятий, в данном случае предполагается работа с наиболее тяжелыми нарушениями. В частности, рекультивация земли такого рода помогает возобновить территории, которые были повреждены под воздействием опасных промышленных отходов. Речь может идти и о полном уничтожении естественных природных компонентов флоры и фауны. Современные средства биологического восстановления показывают эффективность рекультивации, но по времени и финансовым затратам они также могут значительно превышать традиционные технические средства обновления почвы.

Результат проведения рекультивации

О качестве выполнения рекультивации можно судить по нескольким параметрам. В первую очередь это отсутствие на территории лишних объектов, среди которых могут быть обломки пород, строительный мусор и производственные конструкции. Также участок должен иметь цельную структуру ландшафта без наличия явных завалов, котлованов, водоотводных каналов, провалов шахт и насыпей. Кроме этого, рекультивация земли в обязательном порядке должна способствовать полному или частичному обновлению почвообразовательного процесса. Современные технологии позволяют существенно повышать способность почвы к самоочищению. На фоне таких процессов происходит нормализация биологического состояния земель.

Заключение

Даже если не брать во внимание целесообразность использования земель в сельскохозяйственных нуждах, восстановление способности к плодородию оказывает благоприятное воздействие на связанные с территорией природные компоненты. По этой причине рекультивация должна проводиться в обязательном порядке независимо от ее дальнейшего применения. Разумеется, если у заинтересованного лица есть план по конкретной эксплуатации территории, то следует изначально скорректировать проект рекультивации под обозначенные цели. В таких случаях мероприятия по восстановлению не только помогают устранить последствия от вредных воздействий на почву, но и по возможности обогатить ее необходимыми компонентами, значимыми с точки зрения будущего использования.

Российская Федерация

Рекультивация земель

Данный комплекс работ проводится согласно требованиям российского законодательства. Проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова и рекультивацией земель, а также соблюдение установленных экологических и других стандартов, правил и норм при рекультивации земель являются обязательными.

Рекультивируемые земли могут быть использованы для создания продуктивных сельскохозяйственных угодий, лесов, водоемов различного назначения, объектов отдыха и санитарных зон, мест застройки, поэтому так важно проводить это мероприятие.

Рекультивация нарушенных земель является одной из важнейших проблем земледелия, т. к. порой возникает много трудностей в ее решении. У природопользователей возникают вопросы: какие требования предъявляются к работам по рекультивации земель, из каких этапов состоит рекультивация почв, с кем согласовывать проект рекультивации земель, нужна ли экологическая экспертиза для проекта рекультивации почвенного покрова и т. д. Справка поможет сократить временные затраты на подготовку к процедуре рекультивации, а также избежать замечаний и штрафных санкций.

Штраф!

  • разработке месторождений полезных ископаемых открытым или подземным способом, а также добыче торфа;
  • прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геолого-разведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова;
  • ликвидации промышленных, военных, гражданских и иных объектов и сооружений;
  • складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов;
  • строительстве, эксплуатации и консервации подземных объектов и коммуникаций (шахтные выработки, хранилища, метрополитен, канализационные сооружения и др.);
  • ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы;
  • проведении войсковых учений за пределами специально отведенных для этих целей полигонов.

Этапы рекультивации земель

Этапы рекультивации земель - последовательно выполняемые комплексы работ по рекультивации земель (ГОСТ 17.5.1.01-83).

Рекультивацию земель выполняют в два этапа:

1. Технический - этап рекультивации земель, включающий их подготовку для последующего целевого использования в народном хозяйстве.

Техническая рекультивация - этап рекультивации земель, включающий их подготовку для последующего целевого использования в народном хозяйстве (планировка, формирование откосов, снятие, транспортирование и нанесение почв и плодородных пород на рекультивируемые земли, при необходимости - коренная мелиорация, строительство дорог, специальных гидротехнических сооружений и др.) (ГОСТ 17.5.1.01-83).

Работы на этапе технической рекультивации

При проведении технического этапа рекультивации земель в зависимости от направления рекультивируемых земель должны быть выполнены следующие основные работы (п.1.9 ГОСТ 17.5.3.04-83):

  • грубая и чистовая планировка поверхности отвалов, засыпка нагорных, водоподводящих, водоотводных каналов; выполаживание или террасирование откосов; засыпка и планировка шахтных провалов;
  • освобождение рекультивируемой поверхности от крупногабаритных обломков пород, производственных конструкций и строительного мусора с последующим их захоронением или организованным складированием;
  • строительство подъездных путей к рекультивированным участкам, устройство въездов и дорог на них с учетом прохода сельскохозяйственной, лесохозяйственной и другой техники;
  • устройство при необходимости дренажной, водоотводящей оросительной сети и строительство других гидротехнических сооружений;
  • устройство дна и бортов карьеров, оформление остаточных траншей, укрепление откосов;
  • ликвидация или использование плотин, дамб, насыпей, засыпка техногенных озер и протоков, благоустройство русел рек;
  • создание и улучшение структуры рекультивационного слоя, мелиорация токсичных пород и загрязненных почв, если невозможна их засыпка слоем потенциально плодородных пород;
  • создание при необходимости экранирующего слоя;
  • покрытие поверхности потенциально плодородными и (или) плодородными слоями почвы;
  • противоэрозионная организация территории.

2. Биологический - этап рекультивации земель, включающий комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий по восстановлению плодородия нарушенных земель.

Биологическая рекультивация - этап рекультивации земель, включающий комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий по восстановлению плодородия нарушенных земель (ГОСТ 17.5.1.01-83).

Работы на этапе биологической рекультивации

  • внутренние и внешние отвалы;
  • карьерные выемки;
  • другие территории, нарушенные горной деятельностью.
  • обеспечение сохранности земной поверхности и сведение к минимуму деформации земельных участков;
  • снятие плодородного слоя почвы с земельных участков, предназначенных для размещения шахтных отвалов и подверженных деформации;
  • планировка поверхности прогибов, заполнение провалов горной породой с последующей планировкой и нанесением плодородного слоя почвы;
  • проведение мероприятий по предотвращению иссушения, заболачивания, развития эрозионных процессов;
  • отвод воды, откачиваемой из горных выработок и скважин предварительного осушения месторождений с таким расчетом, чтобы водоотводящие и другие коммуникации не препятствовали работе сельскохозяйственной и другой техники и не ухудшали мелиоративного состояния земель;
  • размещение вновь создаваемых шахтных отвалов, их формирование и рекультивация с учетом требований п.п.1.6 и 2.2 ГОСТ 17.5.3.04-83 ;
  • террасирование или выполаживание склонов при подготовке шахтных отвалов для биологической рекультивации с учетом обеспечения возможности проведения работ по их озеленению и уходу;
  • создание водоемов в шахтных прогибах или провалах производится в соответствии с требованиями п.6.3 ГОСТ 17.5.3.04-83 .

Подбор видов древесных, кустарниковых растений и трав должен осуществляться с учетом степени химического и физического выветривания поверхностного слоя отвалов шахтных пород.

Требования к рекультивации земель, нарушенных при добыче торфа

При рекультивации выработанных торфяников должны выполняться следующие требования (п.4.1 ГОСТ 17.5.3.04-83):

  • проведение рекультивации выработанных торфяников сразу после окончания эксплуатации залежей;
  • планировка и очистка площадей от пней и древесины;
  • срезка бровки у каналов на площадях, выработанных фрезерным способом;
  • обеспечение сохранности в исправном состоянии осушительной и водоотводящей сети, гидротехнических сооружений, используемых в период добычи торфа;
  • освоение торфяников, выработанных фрезерным способом, преимущественно под сельскохозяйственные угодья;
  • создание на выработанных торфяниках, непригодных для сельскохозяйственного использования, лесных насаждений, водоемов различного назначения и охотничьих хозяйств;
  • проведение противопожарных мероприятий.

Создание водоемов в карьерах выработанных торфяников производится в соответствии с требованиями, изложенными в п.6.3 ГОСТ 17.5.3.04-83 .

Требования к рекультивации земель, нарушенных при строительстве и эксплуатации линейных сооружений, выполнении геолого-разведочных, изыскательских и других работ

При строительстве, реконструкции и эксплуатации линейных сооружений (магистральных трубопроводов и отводов от них, железных и автомобильных дорог, каналов) должны быть рекультивированы (п.5.1 ГОСТ 17.5.3.04-83):

  • трассы трубопроводов;
  • притрассовые карьеры;
  • резервы;
  • кавальеры.

Рекультивация земельных участков, занятых сельскохозяйственными или лесными угодьями, предоставленных под строительство новых или реконструкцию действующих линейных сооружений, должна включаться в общий комплекс строительно-монтажных работ и обеспечивать восстановление плодородия земель.

Перед началом строительства магистральных трубопроводов, транспортных коммуникаций и каналов плодородный слой почвы должен сниматься, храниться во временном отвале, расположенном вдоль строительной полосы в пределах, предусмотренных нормативами отвода, и использоваться для рекультивации или землевания после окончания строительных и планировочных работ.

При бурении скважин должны создаваться резервуары (емкости) для хранения промывочных жидкостей и аккумулирования первых пробных порций нефти и конденсата.

Резервуары, которые устраиваются в углублении земной поверхности, должны быть экранированы.

После окончания геолого-разведочных, изыскательских и эксплуатационных работ должны проводиться следующие работы (п.5.9 ГОСТ 17.5.3.04-83):

  • удаление обустройств скважин, строительного мусора, нефтепродуктов и материалов, применяемых при бурении, в установленном порядке;
  • засыпка резервуаров и планировка поверхности;
  • выполнение необходимых мелиоративных и противоэрозионных работ;
  • покрытие поверхности плодородным слоем почвы.

При рекультивации земельных участков, загрязненных нефтью, нефтепродуктами и нефтепромысловыми сточными водами, необходимо осуществлять мероприятия по охране окружающей среды:

  • ускорить деградацию нефтепродуктов;
  • ликвидировать засоленность и солонцеватость почв.

Рекультивация земель по направлениям их целевого использования

Выбор направлений рекультивации определяется в соответствии с требованиями ГОСТ 17.5.1.02-85 "Охрана природы. Земли. Классификация нарушенных земель для рекультивации" .

Классификация нарушенных земель по направлениям рекультивации
в зависимости от видов последующего использования в народном хозяйстве

Группа нарушенных земель по направлениям рекультивации


Вид использования рекультивированных земель

Земли сельскохозяйственного направления рекультивации

Пашни, сенокосы, пастбища, многолетние насаждения

Земли лесохозяйственного направления рекультивации

Лесонасаждения общего хозяйственного и полезащитного назначения, лесопитомники

Земли водохозяйственного направления рекультивации

Водоемы для хозяйственно-бытовых, промышленных нужд, орошения и рыбоводческие

Земли рекреационного направления рекультивации

Зоны отдыха и спорта: парки и лесопарки, водоемы для оздоровительных целей, охотничьи угодья, туристические базы и спортивные сооружения

Земли природоохранного и санитарно-гигиенического направления рекультивации

Участки природоохранного назначения: противоэрозионные лесонасаждения, задернованные или обводненные участки, участки, закрепленные или законсервированные техническими средствами, участки самозарастания - специально не благоустраиваемые для использования в хозяйственных или рекреационных целях

Земли строительного направления рекультивации

Площадки для промышленного, гражданского и прочего строительства, включая размещение отвалов отходов производства (горных пород, строительного мусора, отходов обогащения и др.)

Требования к рекультивации земель при сельскохозяйственном направлении

  • формирование участков нарушенных земель, удобных для использования по рельефу, размерам и форме, поверхностный слой которых должен быть сложен породами, пригодными для биологической рекультивации;
  • планировку участков нарушенных земель, обеспечивающую производительное использование современной техники для сельскохозяйственных работ и исключающую развитие эрозионных процессов и оползней почвы;
  • нанесение плодородного слоя почвы на малопригодные породы при подготовке земель под пашню;
  • использование потенциально плодородных пород с проведением специальных агротехнических мероприятий при отсутствии или недостатке плодородного слоя почвы;
  • выполнение ремонта рекультивируемых участков;
  • проведение интенсивного мелиоративного воздействия с выращиванием однолетних, многолетних злаковых и бобовых культур для восстановления и формирования корнеобитаемого слоя и его обогащения органическими веществами при применении специальных агрохимических, агротехнических, агролесомелиоративных, инженерных и противоэрозионных мероприятий;
  • получение заключения агрохимической и санитарно-эпидемиологической служб об отсутствии опасности выноса растениями веществ, токсичных для человека и животных.

Требования к рекультивации земель при лесохозяйственном направлении

  • создание насаждений эксплуатационного назначения, а при необходимости - лесозащитного, водорегулирующего и рекреационного назначения;
  • создание рекультивационного слоя на поверхности откосов и берм отвалов из мелкоземистого нетоксичного материала, благоприятного для выращивания леса;
  • определение мощности и структуры рекультивационного слоя в зависимости от свойств горных пород, характера водного режима и типа лесонасаждений;
  • планировку участков, не допускающую развитие эрозионных процессов и обеспечивающую безопасное применение почвообрабатывающих, лесопосадочных машин и машин по уходу за посадками;
  • создание в неблагоприятных почвенно-грунтовых условиях лесонасаждений, выполняющих мелиоративные функции;
  • подбор древесных и кустарниковых растений в соответствии с классификацией горных пород, характером гидрогеологического режима и других экологических факторов;
  • организация противопожарных мероприятий.

Требования к рекультивации земель при водохозяйственном направлении

  • создание водоемов различного назначения в карьерных выемках, траншеях, деформированных участках шахтных полей;
  • комплексное использование водоемов преимущественно для водоснабжения, рыбоводческих и рекреационных целей, орошения;
  • строительство соответствующих гидротехнических сооружений, необходимых для затопления карьерных выемок и поддержания в них расчетного уровня воды;
  • мероприятия по предотвращению оползней и размыва откосов водоемов;
  • экранирование токсичных пород, ложа и бортов водоемов и пластов, склонных к самовозгоранию, в зоне переменного уровня и выше уровня воды;
  • защиту дна и берегов от возможной фильтрации;
  • мероприятия по предотвращению попадания в водоемы кислых или щелочных подземных вод и поддержанию благоприятного режима и состава воды в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;
  • мероприятия по благоустройству территории и озеленению откосов.

Требования к рекультивации земель при санитарно-гигиеническом направлении

  • выбор средств консервации нарушенных земель в зависимости от состояния, состава и свойств слагаемых пород, природно-климатических условий, технико-экономических показателей;
  • согласование всех мероприятий по технической и биологической рекультивации при консервации нарушенных земель с органами санитарно-эпидемиологической службы;
  • применение вяжущих материалов для закрепления поверхности нарушенных земель, не оказывающих отрицательного воздействия на окружающую среду и обладающих достаточной водопрочностью и устойчивостью к температурным колебаниям;
  • нанесение экранирующего слоя почвы из потенциально плодородных пород на поверхность промышленных отвалов, сложенных непригодным для биологической рекультивации субстратом;
  • выполнение мелиоративных работ;
  • консервацию шламоотстойников, хвостохранилищ, золоотвалов и других промышленных отвалов, содержащих токсичные вещества, с соблюдением санитарно-гигиенических норм;
  • закрепление промышленных отвалов техническими, биологическими или химическими способами.

Требования к рекультивации земель при рекреационном направлении

  • вертикальное планирование территории с минимальным объемом земляных работ, сохранение существующих или образованных в результате производства работ форм рельефа на стадии технического этапа;
  • обеспечение стабильности грунтов при строительстве сооружений для отдыха и занятий спортом;
  • проектирование, строительство и эксплуатацию зон рекреации водных объектов для организованного массового отдыха и купания. Эти мероприятия должны проводиться в соответствии с требованиями ГОСТ 17.1.5.02-80 "Охрана природы. Гидросфера. Гигиенические требования к зонам рекреации водных объектов" и с учетом требований, предусмотренных п.п.6.2 и 6.3 ГОСТ 17.5.3.04-83 .

Проект рекультивации земель

При разработке проекта рекультивации из возможных направлений рекультивации нарушенных земель выбирают оптимальное и разрабатывают комплекс мероприятий по охране и воспроизводству земель и эффективному использованию плодородного слоя почвы.

  • природных условий района (климатических, педологических, геологических, гидрологических, вегетационных);
  • расположения нарушенного (нарушаемого) участка;
  • перспектив развития района разработок;
  • фактического или прогнозируемого состояния нарушенных земель к моменту рекультивации (площади, формы техногенного рельефа, степени естественного зарастания, современного и перспективного использования нарушенных земель, наличия плодородного слоя почвы и потенциально плодородных пород, прогноза уровня грунтовых вод, подтопления, иссушения, эрозионных процессов, уровня загрязнения почвы);
  • показателей химического и гранулометрического состава, агрохимических и агрофизических свойств, инженерно-геологической характеристики вскрышных и вмещающих пород и их смесей в отвалах в соответствии с требованиями ГОСТ 17.5.1.03-86 "Охрана природы. Земли. Классификация вскрышных и вмещающих пород для биологической рекультивации земель" ;
  • хозяйственных, социально-экономических и санитарно-гигиенических условий района размещения нарушенных земель;
  • срока использования рекультивированных земель с учетом возможности повторных нарушений;
  • охраны окружающей среды от загрязнения ее пылью, газовыми выбросами и сточными водами в соответствии с установленными нормами ПДВ и ПДК;
  • охраны флоры и фауны.

Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка.

В состав Постоянной комиссии включаются представители:

  • землеустроительных;
  • природоохранных;
  • водохозяйственных;
  • лесохозяйственных;
  • сельскохозяйственных;
  • архитектурно-строительных;
  • санитарных;
  • финансово-кредитных и других заинтересованных органов.

Материалы для приемки-передачи рекультивированных земель

Приемка-передача рекультивированных земель осуществляется в месячный срок после поступления в Постоянную комиссию письменного извещения о завершении работ по рекультивации, к которому прилагаются следующие материалы (п.17 Основных положений):

  • копии разрешений на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, а также документов, удостоверяющих право пользования землей и недрами;
  • выкопировка с плана землепользования с нанесенными границами рекультивированных участков;
  • проект рекультивации;
  • данные почвенных, инженерно-геологических, гидрогеологических и других необходимых обследований до проведения работ, связанных с нарушением почвенного покрова, и после рекультивации нарушенных земель;
  • схема расположения наблюдательных скважин и других постов наблюдения за возможной трансформацией почвенно-грунтовой толщи рекультивированных участков (гидрогеологический, инженерно-геологический мониторинг) в случае их создания;
  • проектная документация (рабочие чертежи) на мелиоративные, противоэрозионные, гидротехнические и другие объекты, лесомелиоративные, агротехнические и иные мероприятия, предусмотренные проектом рекультивации, или акты об их приемке (о проведении испытаний);
  • материалы проверок выполнения работ по рекультивации, осуществленных контрольно-инспекционными органами или специалистами проектных организаций в порядке авторского надзора, а также информация о принятых мерах по устранению выявленных нарушений;
  • сведения о снятии, хранении, об использовании, о передаче плодородного слоя, подтвержденные соответствующими документами;
  • отчеты о рекультивации нарушенных земель по форме № 2-ТП (рекультивация) за весь период проведения работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на сдаваемом участке.

Перечень указанных материалов уточняется и дополняется Постоянной комиссией в зависимости от характера нарушения земель и дальнейшего использования рекультивированных участков.

Приемку рекультивированных участков с выездом на место осуществляет рабочая комиссия, которая утверждается председателем (заместителем) Постоянной комиссии в 10-дневный срок после поступления письменного извещения от юридических (физических) лиц, сдающих земли.

Рабочая комиссия формируется из членов Постоянной комиссии, представителей заинтересованных государственных и муниципальных органов и организаций.

В работе комиссии принимают участие представители юридических лиц или граждане, сдающие и принимающие рекультивированные земли, а также при необходимости специалисты подрядных и проектных организаций, эксперты и другие заинтересованные лица.

В случае неявки представителей сторон, сдающих и принимающих рекультивированные земли, при наличии сведений об их своевременном извещении и отсутствии ходатайства о переносе срока выезда рабочей комиссии на место приемка земель может быть осуществлена в их отсутствие.

По результатам приемки рекультивированных земель Постоянная комиссия вправе продлить (сократить) срок восстановления плодородия почв (биологический этап), установленный проектом рекультивации, или внести в органы местного самоуправления предложения об изменении целевого использования сдаваемого участка в порядке, установленном земельным законодательством.

В случае если сдаваемые рекультивированные земельные участки требуют восстановления плодородия почв, утверждение акта производится после полного или частичного (в случаях поэтапного финансирования) перечисления необходимых средств для этих целей на расчетные (текущие) счета собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов, которым передаются указанные участки (п.23 Основных положений

Комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды в соответствии с интересами общества ГОСТ 17.5.1.01 83 Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Рекультивация - земель (от лат. re приставка, означающая возобновление, и cp. век. лат. cultivo обрабатываю, возделываю * a. land reclamation; н. Bodenrekultivierung, Bodenwiederurbarmachen; ф. remise en etat des sols, rehabilitation des sols; и.… … Геологическая энциклопедия

РЕКУЛЬТИВАЦИЯ - (от лат. re повторение и cultivo обрабатываю) восстановление почвенного покрова (завоз почвы) или, по крайней мере, планировка поверхности рельефа, нарушенного технической деятельностью человека, способствующая развитию процессов демутации… … Экологический словарь

рекультивация - сущ., кол во синонимов: 1 восстановление (50) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Рекультивация - искусственное восстановление плодородия почвы и растительного покрова после техногенного нарушения природы (открытыми горными разработками и т.п.). EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 … Словарь черезвычайных ситуаций

РЕКУЛЬТИВАЦИЯ - (от ре... и ср. век. лат. cultivo обрабатываю, возделываю) полное или частичное восстановление ландшафта, нарушенного предшествующей хозяйственной деятельностью (добычей полезных ископаемых, строительством, сведением лесов и т.п.). Включает… … Юридическая энциклопедия

рекультивация - rekultivavimas statusas Aprobuotas sritis gamtos apsauga apibrėžtis Kasybos atliekų įrenginio paveiktos žemės apdorojimas siekiant atkurti jos patenkinamą būklę, ypač atsižvelgiant į grunto kokybę, augaliją ir gyvūniją, natūralias buveines, gėlo… … Lithuanian dictionary (lietuvių žodynas)

рекультивация - rekultivacija statusas T sritis ekologija ir aplinkotyra apibrėžtis Antropogeninių ir gamtinių veiksnių pažeistų miškų ar dirbamos žemės plotų ankstesnės būklės atkūrimas. atitikmenys: angl. recultivation vok. Rekultivierung, f rus. рекультивация … Ekologijos terminų aiškinamasis žodynas

рекультивация - ж. Восстановление полное или частичное разрушенного плодородного слоя земли, растительности, рельефа местности и т.п. (возникших в результате прокладки дорог или трубопроводов, при разработке недр и т.п.). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

рекультивация - рекультив ация, и … Русский орфографический словарь

Книги

  • Рекультивация нарушенных земель. Учебник Купить за 1691 руб
  • Рекультивация нарушенных земель. Учебник. Гриф УМО вузов России , Голованов Александр Иванович, Зимин Федор Михайлович, Сметанин Владимир Иванович. В учебнике излагаются теория и практика рекультивации нарушенных земель, деградированных агрогеосистем, очистка загрязненных земель, основанные на принципах природообустройства. Приведены…

Досье на проект

Пояснительная записка

В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке проведения рекультивации и консервации земель.

2. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Правила возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 г. N 262 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 19, ст. 1843; 2015, N 14, ст. 2140).

3. Установить, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.

4. Признать утратившими силу постановление Правительства Российской Федерации от 23 февраля 1994 г. N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, N 10, ст. 779), постановление Правительства Российской Федерации от 2 октября 2002 г. N 830 "Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 47, ст. 4676).

5. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, будет осуществляться в пределах установленной численности работников, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных органам государственной власти и органам местного самоуправления в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации на руководство и управление в сфере установленных функций.

Утверждено
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 2017 г. N

Положение
о порядке проведения рекультивации и консервации земель

I. Общее положение

1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения рекультивации и консервации земель.

2. Для целей настоящего Положения используются следующие понятия:

нарушенные земли - земли и почвы, на которых в результате негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности, а также в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера произошло ухудшение качества земель и почв, в том числе, приводящее к невозможности использовать такие земли в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием;

деградация земель - ухудшение качества земель и почв по физическим, химическим, биологическим показателям в результате природного и (или) антропогенного воздействий (водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, захламления отходами производства и потребления);

способ рекультивации земель - комплекс мероприятий (работ), технических, инженерных, агрономических, экологических и иных решений и приемов, разрабатываемых в целях рекультивации земель и почв для каждого конкретного случая с учетом выбранного направления рекультивации;

проект рекультивации земель - комплект документов и материалов, в соответствии с которым проводится рекультивация земель и почв;

типовой проект рекультивации земель - комплект документов и материалов, в соответствии с которым проводится рекультивация земель, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, в одной природно-климатической зоне, нарушенных в результате одинаковых видов воздействия хозяйственной и иной деятельности либо одинаковых чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, которые после восстановления будут иметь аналогичное целевое назначение и разрешенное использование;

консервация земель - исключение, в том числе и временное, земель из хозяйственного оборота в целях предотвращения развития и прекращения деградации земель и почв,

плодородный слой почвы - верхняя гумусированная часть почвенного слоя, концентрация органического углерода (за исключением нефтепродуктов) в котором более чем на 50 % отличается от нее в нижележащих горизонтах;

3. Рекультивации подлежат земли, нарушенные при:

проведении работ, связанных с пользованием недрами на земельных участках, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

порче либо уничтожении плодородного слоя почвы при использовании земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на основании разрешений на их использование;

использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель без их перевода в земли иных категорий, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов;

сносе объектов лесной инфраструктуры после того, как отпадет надобность в них;

использовании земель для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры;

загрязнении нефтью земель, на которых расположены леса;

окончании использования болота при добыче торфа и других полезных ископаемых или его части;

строительстве, эксплуатации и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов, в том числе военных и оборонных объектов, за исключением чрезвычайных ситуаций, препятствующих соблюдению требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством Российской Федерации;

планировании и застройке городских и сельских поселений;

размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки;

нарушении земель при размещении отходов I - V классов опасности, в том числе земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности;

причинении вреда почвам, землям в результате их загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования, деградации и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

4. Нарушенные земли, подвергшиеся деградации подлежат консервации, если рекультивация указанных земель, предусматривающая приведение земель в состояние, пригодное для использования в соответствии с установленным видом разрешенного использования, невозможна.

Решение о консервации земель принимается с учетом возможности достижения качества нарушенных земель и почв, при котором возможно их использование в соответствии с установленным видом разрешенного использования при применении выбранных способов рекультивации.

5. Собственники, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, нарушенные земли и почвы которых подлежат рекультивации или консервации, направляют уведомление об этом в органы, осуществляющие государственный земельный надзор, в целях проверки соблюдения требований земельного законодательства при проведении рекультивации и консервации земель.

II. О порядке рекультивации земель

6. Рекультивация земель проводится собственниками, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков.

7. Проведение рекультивации земель включает:

а) разработку и утверждение проекта рекультивации земель;

б) проведение работ по рекультивации земель в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель;

в) приемку работ по рекультивации земель.

Рекультивация земель, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, в одной природно-климатической зоне, нарушенных в результате одинаковых видов воздействия хозяйственной и иной деятельности либо одинаковых чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, которые после восстановления будут иметь аналогичное целевое назначение и разрешенное использование, может проводиться в соответствии с типовым проектом рекультивации земель.

8. Рекультивация земель проводится по следующим направлениям, учитывающим необходимость приведения нарушенных земель в состояние, соответствующее их целевому назначению и разрешенному использованию:

а) сельскохозяйственное направление - приведение нарушенных земель в состояние, пригодное для ведения сельского хозяйства,в том числе создание на нарушенных землях плодородного слоя почвы, характеризующегося содержанием органического углерода, иными физико-химическими и агрохимическими показателями, необходимыми для ведения сельскохозяйственного производства, создание защитных лесных насаждений, а также для целей аквакультуры (рыбоводства);

б) лесохозяйственное направление рекультивации - приведение нарушенных земель в состояние, пригодное для ведения лесного хозяйства;

в) природоохранное направление - приведение нарушенных земель в состояние, пригодное для использования в природоохранных целях.

9. Работы по рекультивации земель направлены на восстановление нарушенных земель, обеспечивающее достижение, тех нормативов качества окружающей среды по физическим, химическим (в том числе нормативов предельно допустимых концентраций), биологическим показателям и (или) их совокупности, которые отражают последствия нарушения земель, или в случае их отсутствия, - обеспечивающие достижение значений физических, химических, биологических показателей и (или) их совокупности почв и земель на фоновом участке территории (далее - целевые показатели) и, допускающее вовлечение земель в хозяйственный оборот по целевому назначению в соответствии с разрешенным видом хозяйственного использования.

Фоновым участком территории является земельный участок, расположенный в одной и той же со сравниваемым участком природно-климатической зоне в пределах особо охраняемой природной территории той категории, для которой установлен наибольший режим охраны, либо - при отсутствии соответствующей особо охраняемой природной территории - иной земельный участок, на котором минимально присутствуют антропогенные воздействия на компоненты окружающей среды и не нарушены основные экологические функции оцениваемого компонента.

10. Работы по рекультивации земель осуществляются в соответствии с проектом рекультивации земель последовательно в два этапа: технический и биологический.

11. Технический этап предусматривает комплекс работ по ликвидации источников и последствий негативного воздействия на земли и почвы, перемещение грунтов и горных пород, планировку рельефа, снятие и нанесение плодородного слоя почвы и (или) почвогрунтов, устройство гидротехнических и мелиоративных систем, а также проведение других работ, создающих необходимые условия восстановления нарушенных земель, допускающее вовлечение в хозяйственный оборот по целевому назначению в соответствии с разрешенным видом хозяйственного использования данных земель, и обеспечение достижения целевых показателей.

12. Биологический этап предусматривает комплекс агрохимических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.

13. Технический и биологический этапы рекультивации земель могут осуществляться путем поэтапного проведения работ по рекультивации земель при наличии в проекте рекультивации земель выделенных этапов работ, для которых определены содержание, объемы и график работ по рекультивации для каждого этапа работ, сметные расчеты (локальные и сводные) затрат на проведение работ по рекультивации для каждого этапа работ.

14. Разработка проектов рекультивации земель осуществляется с учетом:

а) масштаба и характера нарушенных земель, выявленных в результате проведенного обследования земель и почв;

б) экологических, санитарно-гигиенических, строительных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов для достижения целевых показателей состояния почв и земель по окончании рекультивации земель;

в) планируемого целевого назначения и разрешенного использования нарушенных земель после их рекультивации.

15. Проект рекультивации земель должен содержать следующие разделы:

а) пояснительную записку;

б) эколого-экономическое обоснование направления рекультивации земель;

г) сметные расчеты (локальные и сводные) затрат на проведение работ по рекультивации земель.

16. Раздел "Пояснительная записка" должен содержать:

а) описание исходных условий рекультивируемого земельного участка, его площадь, месторасположение, источник и характер нарушения земель;

б) сведения о целевом назначении земель и разрешенном использовании земельного участка до момента нарушения земель, подлежащих рекультивации;

17. Раздел "Эколого-экономическое обоснование направления рекультивации земель" должен содержать:

а) экологическое и экономическое обоснование выбора направления рекультивации земель;

б) обоснование предлагаемых мероприятий и технических решений по рекультивации земель в связи с выбранным направлением рекультивации земель на основании целевого назначения и разрешенного использования земель после завершения рекультивации;

в) описание требований к параметрам и качественным характеристикам работ по рекультивации земель;

г) обоснование достижения целевых показателей состояния почв и земель по окончании рекультивации.

18. Раздел "Содержание, объемы и график работ по рекультивации земель" должен содержать:

а) обследования земель и почв, которое проводится в объеме, необходимом для обоснования состава работ по рекультивации, включая почвенные и иные обследования, лабораторные исследования, в том числе измерения физических, химических и биологических показателей состояния почв, в отношении которых устанавливаются целевые показатели, а также результатов инженерно-геологических изысканий;

б) состав работ по рекультивации земель в объемах, необходимых для достижения целевых показателей состояния земель и почв по окончании рекультивации земель, определяемый на основе результатов обследования земель и почв;

в) обоснование достижения по результатам рекультивации восстановления нарушенных земель, допускающего вовлечение в хозяйственный оборот по целевому назначению в соответствии с разрешенным видом хозяйственного использования данных земель, и обеспечение достижения целевых показателей;

г) последовательность и объем выполнения работ по рекультивации земель;

д) сроки проведения работ по рекультивации земель с разбивкой по этапам проведения отдельных видов работ;

е) планируемые сроки окончания сдачи работ по рекультивации земель.

19. Раздел "Сметные расчеты (локальные и сводные) затрат на проведение работ по рекультивации" должен содержать локальные и сводный сметные расчеты затрат по видам и составу работ по рекультивации земель.

20. Проекты рекультивации земель разрабатываются и утверждаются собственниками, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков.

21. Для уведомления органов, осуществляющих государственный земельный надзор на землях соответствующего целевого назначения и разрешенного вида хозяйственного использования (далее - уполномоченные органы по рекультивации), в целях проверки соблюдения требований земельного законодательства при проведении рекультивации земель, собственники, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, нарушенные земли и почвы которых подлежат рекультивации, направляют письменное заявление с приложением проекта рекультивации земель в соответствующие уполномоченные органы по рекультивации по месту нахождения земельного участка, для которого разработан проект рекультивации земель.

Проекты рекультивации земель по сельскохозяйственному направлению направляются в Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору; проекты рекультивации земель по лесохозяйственному направлению направляются в органы государственной власти и органы местного самоуправления, уполномоченные в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации на организацию использования лесов, владение, пользование, распоряжение лесными участками; проекты рекультивации земель по природоохранному направлению направляются в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.

В заявлении необходимо указать:

для юридических лиц: их реквизиты, почтовый адрес и перечень прилагаемых документов;

для индивидуальных предпринимателей и физических лиц: фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), место регистрации, реквизиты основного документа, удостоверяющего личность, и перечень прилагаемых документов.

22. К заявлению прилагается проект рекультивации земель (1 экземпляр на бумажном носителе и 1 экземпляр на электронном носителе).

23. Завершение работ по рекультивации нарушенных земель подтверждается документацией, содержащей результаты проведения измерений, обосновывающие достижение целевых показателей, выполненных с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений в границах распространения компонента природной среды подвергшегося нарушению.

24. Собственники, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, с момента завершения работ по рекультивации земель, несут ответственность за соответствие показателей качества почв и земель целевым показателям, установленным проектом рекультивации и за подтверждение их соответствия.

25. В ходе проведения уполномоченным органом по рекультивации земель мероприятий по государственному земельному надзору собственники, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, осуществившие рекультивацию земель, обязаны предоставить документы, подтверждающие проведение данного вида работ:

а) пояснительная записка о проведенных работах по рекультивации земель;

б) результаты проведения измерений, обосновывающие достижение целевых показателей, выполненных с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений в границах распространения компонента природной среды, подвергшегося нарушению, выполненные с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

в) копии договоров с подрядными и проектными организациями, в случае, если работы по рекультивации земель были выполнены такими организациями полностью или частично, акты приемки выполненных работ;

г) финансовые документы, подтверждающие закупку материалов, оборудования, материально-технических средств;

д) иные документы, подтверждающие выполнение работ по рекультивации земель, по усмотрению собственника, землепользователя, землевладельца, арендатора земельного участка.

26. В случае недостижения по итогам выполнения работ по рекультивации земель целевых показателей, установленных проектом рекультивации, и восстановления нарушенных земель, до состояния, допускающего вовлечение земель в хозяйственный оборот по целевому назначению в соответствии с разрешенным видом хозяйственного использования рекультивация земель считается невыполненной правообладателем земельного участка.

27. Собственники, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, при обосновании по результатам разработки проекта рекультивации отсутствия способов рекультивации, обеспечивающих восстановление нарушенных земель, до состояния, допускающего вовлечение земель в хозяйственный оборот по целевому назначению в соответствии с разрешенным видом хозяйственного использования, и обеспечения достижения целевых показателей, готовят предложения по консервации нарушенных земель.

Для уведомления уполномоченных органов по рекультивации о консервации земель, собственники, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, нарушенные земли и почвы которых не подлежат рекультивации, направляют письменное предложение о консервации земель с приложением обоснования отсутствия способов рекультивации, обеспечивающих достижение целевых показателей и восстановление нарушенных земель, до состояния, допускающего вовлечение земель в хозяйственный оборот по целевому назначению в соответствии с разрешенным видом хозяйственного использования.

III. О порядке консервации земель

28. Консервация земель проводится на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган по консервации), осуществляющего управление земельными ресурсами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

29. Предложения о консервации земель представляются в уполномоченный орган по консервации собственниками, землепользователями, землевладельцами, арендаторами нарушенных земельных участков, подвергшихся деградации.

30. В предложении о консервации земель указываются:

а) сведения о состоянии земельного участка, предлагаемого к консервации, выявленные в ходе обследования земель, с приложением подтверждающих документов, об источнике и характере нарушения земель с указанием причин, приведших к их деградации;

б) сведения о целевом назначении земель и разрешенном использовании земельного участка до момента нарушения земель, подверженных деградации;

в) информацию о правообладателях земельных участков;

г) сведения о наличии в границах земельного участка территорий с особыми условиями использования: защитных и охранных зон, устанавливаемых в соответствии с положениями статьи 52 Федерального закона N 7-ФЗ; зон с особыми условиями, установленными в соответствии с пунктом 4 статьи 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ.

д) сведения о границах территории (площадь, местоположение), подлежащей консервации в виде их схематического изображения на кадастровом плане территории.

31. Уполномоченный орган по консервации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления предложения о консервации земель, указанного в пункте 29 настоящего Положения, принимает решение об отказе в консервации земель в случае, если в таком предложении предлагается:

а) консервация земель, в отношении которых проводятся рекультивация земель в соответствии с проектом рекультивации, обосновывающим достижения целевых показателей состояния почв и земель по окончании рекультивации и вовлечение земель в хозяйственный оборот по целевому назначению в соответствии с разрешенным видом хозяйственного использования;

б) консервация земель, на которых осуществляется хозяйственная деятельность либо проведение работ, связанных с нарушением земель и почв, в случае, если такой вид деятельности допускается в соответствии с видом разрешенного использования земельных участков;

в) консервация земель, на которой осуществляется вывод из эксплуатации зданий, строений, сооружений проектом вывода из эксплуатации которых не предусмотрена их консервация.

32. При отсутствии оснований для отказа в консервации земель, уполномоченный орган по консервации организует за счет собственника земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков подготовку проекта консервации земель. Указанный проект должен быть подготовлен в течение шести месяцев со дня получения предложений о консервации земель.

33. Проект консервации земель должен содержать следующие разделы:

а) пояснительную записку;

г) сметные расчеты (локальные и сводные) затрат на проведение работ по консервации земель.

34. Раздел "Пояснительная записка" должен содержать:

а) описание исходных условий земельного участка, подлежащего консервации, его площадь, местоположение, источник и характер нарушения земель;

б) сведения о целевом назначении земель и разрешенном использовании земельного участка до момента нарушения земель, подлежащих консервации;

в) информацию о правообладателях земельных участков;

г) причины, вызвавшие необходимость консервации земель;

д) значения физических, химических, биологических показателей состояния почв и земель и (или) их совокупности, при которых либо достигается восстановления нарушенных земель, допускающего вовлечение в хозяйственный оборот по целевому назначению в соответствии с разрешенным видом хозяйственного использования данных земель, и обеспечение достижения целевых показателей, либо возможно проведение рекультивации.

35. Раздел "Содержание, объемы и график работ по консервации земель" должен содержать:

б) перечень мероприятий по предотвращению развития и прекращению деградации земель и почв (далее - мероприятия по консервации) и очередность их проведения;

в) сроки осуществления каждого из мероприятий по консервации земель;

г) планируемые сроки окончания сдачи работ по консервации земель;

д) предложения по использованию земель после завершения мероприятий по консервации земель либо по их рекультивации.

36. Раздел "Сметные расчеты (локальные и сводные) затрат на проведение работ по консервации" должен содержать: локальные и сводный сметные расчеты затрат по видам и составу работ по консервации, а также предварительный расчет убытков, понесенных в результате деградации земель и (или) нарушения почвенного слоя.

37. В решении о консервации земель, которое принимается не позднее восьми месяцев со дня представления предложения о консервации земель, указываются:

а) площадь земель, подлежащих консервации;

б) срок выполнения всех мероприятий по консервации земель, перечень которых определен проектом консервации земель;

в) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, находящихся в границах земель, подлежащих консервации (при их наличии);

г) ссылка на проект консервации земель, размещаемый на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) (за исключением сведений, составляющих государственную тайну);

д) указание на перечень мероприятий по консервации, определенный проектом консервации;

е) запрещение любой хозяйственной деятельности, за исключением мероприятий по консервации, предусмотренных перечнем, определенным проектом консервации.

38. К решению о консервации земель прилагается схема границ земель, подлежащих консервации, составленная на кадастровом плане территории.

39. Решение о консервации земель должно содержать указание на утверждение проекта консервации земель.

40. В течение десяти календарных дней со дня принятия решения о консервации земель уполномоченный орган по консервации, принявший такое решение:

а) осуществляет размещение решения о консервации земель и проекта консервации земель на своем официальном сайте в сети "Интернет" (за исключением сведений, составляющих государственную тайну);

б) направляет решение о консервации земель с приложениями в уполномоченные органы по рекультивации;

в) направляет копию решения о консервации земель правообладателям земельных участков, находящихся в границах земель, подлежащих консервации (при их наличии), а также лицам, деятельность которых привела к необходимости консервации земель;

г) направляет решение о консервации земель в органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные устанавливать виды разрешенного использования земельных участков, находящихся в границах земель, подлежащих консервации.

41. Решение о консервации земель может быть обжаловано в судебном порядке.

42. Если в границах земель, подлежащих консервации, земельный участок находится частично, то такой земельный участок подлежит разделу с учетом границ земель, подлежащих консервации. Использование такого земельного участка до его раздела не допускается.

43. На основании решения о консервации земель в течение одного года со дня его принятия должны быть внесены изменения в документы территориального планирования и документы, определяющие вид разрешенного использования и целевое назначение земельных участков, находящихся в границах земель, подлежащих консервации, в целях запрета хозяйственной деятельности в границах таких земель.

44. Решение о консервации земель является основанием для заключения соглашения о порядке осуществления консервации земель между уполномоченным органом по консервации и лицом, деятельность которого привела к необходимости консервации земель (при его наличии). Предметом соглашения являются действия сторон по своевременному исполнению мероприятий по консервации земель, включенных в перечень, определенных проектом консервации, и имущественная ответственность лица, деятельность которого привела к необходимости консервации земель, за их неисполнение.

45. Решение о консервации земель является основанием для заключения соглашения о возмещении убытков между правообладателем земельного участка и лицом, деятельность которого привела к необходимости консервации земель, если деградация и (или) нарушение почвенного слоя земель были вызваны действием таких лиц.

46. В случае если соглашение о порядке осуществления консервации не подписано в течение месяца со дня его направления уполномоченным органом лицу, деятельность которого привела к необходимости консервации земель, или подписано, но не исполняется, уполномоченный орган по консервации вправе обратиться в суд с исками о понуждении к заключению и (или) исполнению соглашения о порядке консервации земель.

47. К соглашениям, указанным в пунктах 44 - 45 настоящего Положения, применяются правила гражданского законодательства о возмещении вреда, если иное не установлено федеральным законом.

48. В случае если деградация земель была вызвана действием природных сил, консервация земель обеспечивается исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными на осуществление деятельности по охране земель.

49. Отказ лица, деятельность которого привела к необходимости консервации земель, от прав на земельный участок, находящийся в границах земель, подлежащих консервации, не освобождает его от обязанностей, вызванных решением о консервации земель и соглашением о порядке осуществления консервации земель.

50. После истечения срока выполнения мероприятий по консервации земель, указанных в проекте консервации земель, уполномоченный орган по консервации в течение трех месяцев обязан обеспечить обследование таких земель с подготовкой заключения о состоянии земель и необходимости продолжения мероприятий по консервации таких земель. Если цели консервации земель были достигнуты, то решение о консервации земель должно быть признано утратившим силу. В ином случае в проект консервации и решение о консервации земель вносятся необходимые изменения, обеспечивающие продление срока выполнения мероприятий по консервации земель.

51. Решения, указанные в пункте 50 настоящего Положения, подлежат опубликованию и направлению заинтересованным лицам в соответствии с пунктом 40 настоящего Положения.

52. После завершения консервации земель уполномоченный орган по консервации обеспечивает внесение соответствующих изменений в документы территориального планирования и документы, определяющие разрешенное использование земельных участков, консервация которых была осуществлена.

Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от_______ 2017 г. N

Изменения
в Правила возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей,землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц

1. Подпункт "в" пункта 2 изложить в следующей редакции:

"в) решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о консервации земель, вызванной ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц;".

2. Подпункт "г" пункта 3 изложить в следующей редакции:

"г) решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о консервации земель, вызванной ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц;".

3. В пункте 5 слова "ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, определяется по соглашению сторон и рассчитывается в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми Министерством экономического развития Российской Федерации" заменить словами "в связи с необходимостью рекультивации или консервации земель определяются по соглашению сторон на основе методических указаний, утверждаемых Министерством экономического развития Российской Федерации, либо решением суда.".

4. Пункт 9 изложить в следующей редакции:

"9. Убытки, возникшие в связи с необходимостью рекультивации или консервации земель, собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, возмещаются, если необходимость рекультивации или консервации земель была вызвана деятельностью третьих лиц.

В состав указанных убытков включаются затраты на проведение работ по восстановлению качества земель, по уменьшению или предотвращению дальнейшего ухудшения свойств земли, убытки, в том числе упущенная выгода, возникающие в связи с рекультивацией или консервацией земель, а также рыночная стоимость прав на земельный участок (если срок консервации земель составляет более десяти лет) либо разница в рыночной стоимости прав на земельный участок до возникновения необходимости рекультивации или консервации земель и их предполагаемой стоимости после осуществления консервации или рекультивации земель (в иных случаях).".

Обзор документа

Планируется утвердить новое положение о порядке проведения рекультивации и консервации земель с учетом изменений, внесенных в Земельный и Лесной кодексы, Закон об охране окружающей среды и иные законы.

Так, предлагается установить, что правообладатели земельных участков при обосновании по результатам разработки проекта рекультивации отсутствия способов рекультивации, обеспечивающих восстановление нарушенных земель, готовят предложения по их консервации.

Так же устанавливаются требования к составу работ по консервации и рекультивации земель, требования к составу и содержанию проектов рекультивации и консервации, порядок их разработки и утверждения, а также порядок приемки работ (этапов работ) по рекультивации земель.

Действующий порядок признается утратившим силу.