Метод обучения - это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достиженМетод обучения - это система последовательных
взаимосвязанных способов работы педагога и
обучаемых детей, которые направлены на достижение
дидактических задач
Такое определение метода подчеркивает
двусторонний характер процесса обучения,
отражается взаимосвязанная деятельность
педагога и детей, подчиненная решению
дидактической задачи.
Каждый метод состоит из определенных приемов
Прием обучения направлен на решениеболее узкой учебной задачи.
Сочетание приемов образует метод
обучения.
Одни и те же приемы могут входить в
разные методы обучения.Как
вы думаете, от чего зависит
выбор методов обучения?Выбор метода обучения зависит
- от цели и содержания предстоящего
занятия;
- от оснащенности педагогического
процесса;
- от личности педагога;
- от его способностей, ответственности.
Классификация методов обучения
В дошкольной педагогике в основуклассификация положены основные
формы мышления дошкольников:
наглядно-действенное и нагляднообразное мышления.
главные методы обучения дошкольников
являются практические, наглядные,
словесные, игровые методы.
Наглядные методы
Наблюдение - это- умение всматриваться в явления
окружающего мира,
- выделять в них существенное,
основное,
- замечать происходящие изменения,
- устанавливать их причины,
- делать выводы.
Виды наблюдений
кратковременныедлительные
повторные
сравнительные
Дидактические требования к наблюдению (Е. А.Флерина, Е.И.Радина, П.Г.Саморукова и др.)
объект наблюдения должен быть интересен для детейпроводить наблюдения в естественной обстановке
педагог намечает цель наблюдения, определяет круг новых
знаний, продумывает, как их связать с опытом детей
детям дается целевая установка для наблюдения
усвоенные в процессе наблюдения знания должны
получить свое дальнейшее развитие в деятельности детей
наблюдение следует сопровождать точным конкретным
словом: называть предметы, их признаки, действияЕсли обучение, недостаточно
опирающееся на наблюдение,то это ведет к
образованию у ребенка формальных
знаний, не имеющих под собой
чувственной основыДемонстрация
(рассматривание)
картин, репродукций,
диафильмов, слайдов,
видеофильмов и других наглядных
средств
Наглядные приемы обучения основаны на подражании детей
показ способов действий:на физкультурных, музыкальных занятиях, на
занятиях по изобразительной деятельности, в
трудовом обучении
показ образца
используется в обучении изобразительной
деятельности, труду, особенно ручному,
художественному
.
Практические методы
Упражнение - многократное повторениеребенком умственных или практических
действий заданного содержания
Опыты и экспериментирование ребенок воздействует на объект с целью
познания его свойств, связей и т. п.
Моделирование
Метод моделирования (Д.Б.Эльконин, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Н. Н. Поддьяков)
мышление ребенка развивают с помощью специальныхсхем, моделей, которые в наглядной и доступной для
него форме воспроизводят скрытые свойства и связи
того или иного объекта.
В основе метода моделирования лежит принцип
замещения:
реальный предмет ребенок замещает другим предметом,
его изображением, каким-либо условным знаком.
Игровые методы
дидактическая игра выполняютвоображаемая ситуация в развернутом
виде: с ролями, игровыми действиями,
игровым оборудованием.
Например, для совершенствования знаний
о растениях, развития связной речи
проводится игра «Магазин цветов», для
уточнения знаний о родном городе - играпутешествие и др.
Игровые приемы
внезапное появление объектов, игрушек (вдруг раздалсястук в дверь и вошел Винни-Пух, Мишка и пр.)
выполнение воспитателем различных игровых действий:
воспитатель «превратился» в Лисичку
загадывание и отгадывание загадок,
введение элементов соревнования (в старших группах),
создание игровой ситуации («Покажем мишке наши
игрушки»; «Научим Петрушку мыть руки»; «Поможем
зайчику разложить картинки»).
Словесные методы
Рассказ педагогаБеседы различаются:
по содержанию этические и
познавательные.
по дидактическим целям вводные и
обобщающие (итоговые)
Чтение художественной литературы
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Особенности обучения детей дошкольного возраста Презентацию подготовила: педагог-психолог МОУ лицея №4 Клёнина Д.А.
2 слайд
Описание слайда:
3 слайд
Описание слайда:
Особенности образовательной работы с детьми-дошкольниками Образовательная работа с детьми-дошкольниками складывалась в определенных формах соответственно требованиям времени. Формы и средства образовательной работы с детьми дошкольного возраста в дидактике Коменского, Песталоцци применительно к условиям воспитания в семье, к трудовым процессам, которые осуществлялись в семье, иные, чем в педагогике и дидактике Оуэна и Фребеля, где они связаны с процессами воспитания детей в детском учреждении.
4 слайд
Описание слайда:
Изменяющиеся условия воспитания определяют и изменение форм и средств образовательной работы с детьми. Поэтому правомерно рассматривать как формы, так и средства образовательной работы в их развитии, видеть в них устаревшее и те новые черты, которые вызываются новыми задачами и условиями воспитания.
5 слайд
Описание слайда:
Образовательная работа с детьми может вестись самыми различными средствами в зависимости от целей, ради которых она проводится. Это могут быть цели общего развития ребенка без притязаний на программный характер. Тогда образовательная работа может быть выполнена в условиях игры, труда, индивидуального общения взрослого с ребенком и т. д.
6 слайд
Описание слайда:
Рассматривая средства образовательной работы, мы встречаемся с понятием дидактики и по отношению к дошкольному возрасту (дидактические игры, дидактический материал, дидактический метод). Это важно подчеркнуть. Требования дидактики помогают отделить от общего хода воспитательного процесса то, что в образовательной работе связано с обучением.
7 слайд
Описание слайда:
Дидактические средства образовательной работы можно разделить на две группы: -первая группа характеризуется тем, что обучение ведет взрослый, -во второй группе обучающее воздействие передается дидактическому материалу, дидактической игре, построенной с учетом образовательных задач. Это различие носит принципиальный характер и определяет различие в требованиях к детям.
8 слайд
Описание слайда:
Рассмотрим характер обучения в таких дидактических условиях, когда обучающая роль принадлежит взрослому. Главным здесь является психологическое влияние взрослого на ребенка, на группу детей. Создается обстановка совместной деятельности взрослого и ребенка; чем ближе взрослый к ребенку, тем больших результатов он достигает. Вполне правомерно определить здесь ту роль, которая отводится активности ребенка.
9 слайд
Описание слайда:
Интересные высказывания о роли активности ребенка мы находим у Л. Н. Толстого и К. Д. Ушинского в связи с критикой занятий по фребелевской системе. В этих высказываниях содержится такая мысль: там, где в ребенке видят лишь объект воздействия, а не существо, способное в меру своих детских возможностей мыслить самостоятельно, иметь свои суждения, способное что-то выполнить своими силами, воздействие взрослого теряет свою ценность; там же, где эти способности ребенка принимаются во внимание и на них опирается взрослый, эффект получается иной.
10 слайд
Описание слайда:
Другая группа средств образовательной работы основана на принципе автодидактизма. Обучающее воздействие здесь принадлежит дидактическому материалу, дидактической игре, учебно-игровым заданиям, которые автоматически ведут дидактический процесс, направляют силы ребенка, дают ему возможность самообучения.
11 слайд
Описание слайда:
В дидактической игре, наиболее популярном средстве дошкольного обучения, ребенок учится счету, речи и т. п., выполняя правила игры. Взрослому остается только следить за ходом игры и вносить в нее поправки. К этой группе средств относится и образовательная работа с детьми по принципу задания. Процесс овладения знаниями и умениями здесь опирается на собственные силы ребенка. Предполагается, что дети таким способом могут освоить чтение, письмо и счет.
12 слайд
Описание слайда:
Роль взрослого проявляется косвенно: в подготовке методических учебно-игровых заданий, в организации обстановки этих игр, в смене заданий в процессе игры, в индивидуальных уроках. При таком характере образовательной работы со всей очевидностью обнаруживается тенденция целиком опереться на самостоятельность детей, отстранить прямое влияние взрослого, свести его функции к ряду операций, опосредствованного значения. Впечатление от живого процесса такой игры-учения, конечно, очень приятное: все дети заняты серьезной игрой, рамки заданий действительно делают такие игры дидактически содержательными.
13 слайд
Описание слайда:
Характерной чертой автодидактизма является то, что ребенку предоставляется возможность в большей или меньшей мере самообучаться. В дидактической игре его направляют правила игры, игровые действия, в учебно-игровых заданиях – инструкция для выполнения такого задания, подсказанные действия, в дидактическом материале – способ действия с ним. В рамках предложенного ребенок самостоятелен.
14 слайд
Описание слайда:
В учебно-игровых занятиях за взрослым остается разработка заданий, контроль за их выполнением и индивидуальные уроки в случае обнаружения затруднений. Обучать знаниям и умениям он не может непосредственно, ребенок должен идти тем путем, который подсказывает ему задание.
15 слайд
Описание слайда:
Средства образовательной работы с дошкольниками Дети могут приобретать знания и умения в языке, счете, рисовании, конструировании и т.д. только при условии обучения этим видам деятельности. При этих условиях опыт в виде знаний и умений станет достоянием всех детей, окажет влияние на их развитие. Эти задачи не следует связывать с какой-то особой одаренностью детей.
Мультимедийные презентации в обучении дошкольников
Наверное, невозможно себе представить современное развитие общества и производства без информационно - коммуникационных технологий. Бесспорно, что владеть компьютером должен каждый образованный человек. ПК быстро входит в жизнь нашего ребенка. Практически все родители, развивая и обучая малыша, приобретают компьютерные программы. Сначала – это милые «клавиатурные барабанилки» для самых маленьких, которые любят барабанить по клавиатуре, но ещё не умеют пользоваться мышкой, затем – огромное многообразие компьютерных игр.
Компьютер – мощное средство обучения и саморазвития малыша!
Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей мультимедийные презентации, электронные детские книги и энциклопедии.
Какие же возможности в обучении дошколят таят в себе мультимедийные презентации?
В отличие от обычных средств обучения медиатехнологии значительно расширяют возможности родителей в сфере раннего развития, способствуют успешной реализации интеллектуальных и творческих способностей ребенка; позволяют не только насытить его большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и, что очень актуально в раннем детстве - учат самостоятельно приобретать новые знания!
«Презентация - это - обучающий мини мультик, это электронная звуковая книжка с красивыми картинками, это отличное пособие для мам рассказать своему ребенку об окружающем мире так, как она сама его видит, не выходя из дома и не летая в дальние страны» Виктория Кузнецова, автор сайта сайт
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников мультимедийные презентации обладают рядом преимуществ:
- Презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; формирует у малышей систему мыслеобразов. Маленького почемучку интересует масса вещей: с утра до вечера вопросы словно сыплются из него. Как объяснить, понятно рассказать и не оттолкнуть, не погасить детскую любознательность и пытливость ума? Взрослый человек принципиально отличается от малыша: чтобы что - то понять, ему достаточно прослушать устное объяснение, и развитое словесно – логическое мышление сделает свое дело. Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», прежде всего, о маленьком ребенке. Именно ему, с его наглядно - образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта
. Потому - то так важно при обучении дошкольника обращаться к тем каналам получения информации, которые открыты.
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.
- Компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни. Например, как показать ребенку процесс запуска ракеты или технологию производства бумаги?
- Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Многие мамы отмечают, что при этом значительно возрастает интерес детей к знаниям, повышается уровень познавательных возможностей.
- Все родители замечают, как нравится детям многократно спрашивать об одном и том же, читать «по сто раз» одну и ту же сказку. Но не надо раздражаться: у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно! Любимую презентацию ребенок может запускать сам, столько раз, сколько ему захочется, может повторять вслед за автором слова, выучивая их наизусть; удивлять взрослых объемом знаний, полученных самостоятельно.
- Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное.
- Осваивая детские электронные энциклопедии, дошколята активны. За счёт высокой динамики эффективно проходит усвоение материала, тренируется память, активно пополняется словарный запас, развивается воображение и творческие способности.
О чем же должен знать современный дошкольник? Что пишут в «детсадовских» программах?
Дошкольный образовательный стандарт - это требование времени. Важно, чтобы каждый ребенок с поступлением в школу имел равные стартовые возможности. Вот, что должен знать ребенок в отдельных образовательных областях на всех ступеньках дошкольного детства. Это так называемый минимум. Программа по ознакомлению дошкольника с окружающим миром. (скачать в формате doc) Подобранные электронные книги и энциклопедии позволяют решать поставленные программой задачи, а значит, систематически и целенаправленно готовить ребенка к школе.
Обучающие игры – презентации
Отдельно хотелось бы рассказать о компьютерных обучающих играх, которые выполнены в виде презентаций в программе Microsoft PowerPoint.
- Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; движения, звук, анимация надолго привлекает внимание ребенка;
- Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
- Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
- В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
- Компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.
- Игровые обучающие программы приучают дошкольника к самостоятельности, развивают навык самоконтроля.
- Маленькие дети требуют большой помощи родителей при выполнении заданий и пошагового подтверждения своих действий, а автоматизированный контроль берет эту функцию на себя, освобождает маму.
Здоровьесбережение детей при работе с компьютером
Говоря об использовании компьютера детьми дошкольного возраста, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения. Вопрос о "засиживании" за компьютером актуален. Разумно сделать ограничения занятий с ПК по времени - 10-15 минут. Нормально развивающийся ребенок в этом возрасте должен двигаться 70-80% времени бодрствования! Помните об этом!
В заключении отмечу, использование компьютера – еще одна сфера, где можно успешно сочетать получение полезных знаний с развитием интеллектуальных и творческих способностей.
Применение обучающих мультимедийных презентаций позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка, открывает новые возможности образования, постоянно поддерживает родителей в состоянии творческого поиска.