Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Место курса «Экология человека. Культура здоровья» в группе дисциплин естественнонаучного цикла. «Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье». Г. Гейне Презентация Половниковой О.В., Учителя экологии МБОУ-СОШ №1 Р.п. Степное Советский район Саратовская область

В современном мире в возникновении болезней играют наибольшую роль следующие факторы: Гиподинамия Переедание Информационное изобилие Психоэмоциональный стресс

Болезни цивилизации Сердечно-сосудистые Онкологические Аллергические Психические

Экология человека (антропоэкология) Это комплексная наука, изучающая закономерности взаимодействия человека и окружающей его космопланетарной среды. Р. Парк, Э. Берджес – 1921 г.

Цель экологии человека Определить характер и направленность процессов, возникающих в результате воздействия окружающей среды на человеческие общности, и оценить их последствия на жизнедеятельность людей.

Здоровье (ВОЗ) - это отсутствие болезней, состояние физического и социального благополучия.

Социальные факторы, влияющие на здоровье: Отчисление ВНП на здравоохранение Доступность первичной медико-санитарной помощи Уровень иммунизации населения Состояние питания детей Уровень детской смертности Средняя продолжительность жизни Гигиеническая грамотность населения

Факторы, влияющие на здоровье

Факторы, отрицательно влияющие на здоровье ……… ……… ……… ……… ……… ……… ……..

Критерии общественного здоровья Медико-гигиенические Заболеваемость Первичная инвалидность Показатели физического развития Показатели психического здоровья

Домашнее задание Предложите план мероприятий по борьбе за здоровье населения, за увеличение продолжительности жизни. Что должен предпринять каждый из нас для того, чтобы быть здоровым? Стр. учебника


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕСТ по экологии человека "Расы человека" для 8 класса

ТЕСТ по экологии человека "Расы человека" в картинках с ответами, для 8 класса.Можно использовать как для закрепления материала, так и для опроса....

Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"
















1 из 15

Презентация на тему: Экология и человек

№ слайда 1

Описание слайда:

* Экологический менеджмент Лекция 1. Предмет курса – экологический менеджмент Изучение: основных физико-химических процессов, протекающих с участием абиотических компонентов биосферы в естественных условиях, изменений в этих процессах, связанных с влиянием антропогенных факторов. Изучает сложные и многогранные отношения в системе «общество - человек - техника - природная среда территорий», открывает общие законы взаимодействия и пути оптимизации и гармонизации отношений в системе «общество - природа» . 900igr.net

№ слайда 2

Описание слайда:

Экологический менеджмент Отношение человека к природе и взаимоотношения его с природой стали своеобразным узлом различных аспектов экономической, культурной и общественной жизни. Происходит переоценка всех ценностей: для человека нет привилегированного места в природе и космосе, на Земле может существовать только то общество, которое живет в органическом единстве с окружающей природной средой. *

№ слайда 3

Описание слайда:

* Экологический менеджмент Экология территорий базируется на основных законах и понятиях классической экологии, однако объектом исследования является биосфера территорий. Процессы, описывающие современное состояние биосферы - это физико-химические превращения в литосфере, гидросфере, атмосфере и живых организмах. Это предмет изучения таких областей химия, как геохимия, агрохимия, фотохимия, гидрохимия, биохимия и др. Глобальные процессы, происходящие в окружающей среде и обусловленные как природными, так и антропогенными факторами, свидетельствуют о тесной взаимосвязи между явлениями, протекающими с участием абиотических компонентов в различных геосферах, и биогеохимическими циклами. Эту взаимосвязь подчеркивал В. И. Вернадский в своей книге «Химическое строение биосферы Земли и ее окружения». Фактор абиотический - температура, свет, радиоактивное излучение, давление, влажность воздуха, солевой состав воды, ветер, течения, рельеф местности – это все свойства неживой природы, которые прямо или косвенно влияют на живые организмы. Фактор биотический - это формы воздействия живых существ друг на друга. Каждый организм постоянно испытывает на себе прямое или косвенное влияние других существ, вступает в связь с представителями своего вида и других видов - растениями, животными, микроорганизмами, зависит от них и сам оказывает на них воздействие. Окружающий органический мир - составная часть среды каждого живого существа.

№ слайда 4

Описание слайда:

* Экологический менеджмент Экология - объединяющее начало всей разумной человеческой деятельности на Земле, способствующее нахождению рациональных решений в ведении любой хозяйственной деятельности человека и рассмотрении его достижений и успехов не в сиюминутном потребительском аспекте, а в установлении их права на жизнь лишь в том случае, если они базируются на мягких воздействиях хозяйственной деятельности человека на природную и окружающую среду и не приносят прямых и косвенных ущербов человеку как личности, здоровью и благосостоянию настоящих и будущих поколений людей на Земле. Экология - наука о способах ограничения потребления ресурсов биосферы для удовлетворения потребительских нужд хозяйственной деятельности человека, или, иными словами, наука ограничительных прогнозов в хозяйственной деятельности человека на Земле.

№ слайда 5

Описание слайда:

* Экологический менеджмент и социальная экология В настоящее время бурно развивается экологизация различных дисциплин, под которой понимается процесс неуклонного и последовательного внедрения систем технологических, управленческих и других решений, позволяющих повышать эффективность использования естественных ресурсов и условий наряду с улучшением или хотя бы сохранением качества природной среды на локальном, региональном и глобальном уровнях. Экологию по размерам объектов изучения делят на географическую или ландшафтную экологию, объектами изучения которой являются крупные геосистемы, географические процессы с участием живого и их средой; глобальную экологию-учение о биосфере Земли. По отношению к предметам изучения экологию подразделяют на экологию микроорганизмов, грибов, растений, животных, человека, сельскохозяйственную, прикладную, инженерную и общую экологию - теоретически обобщающую дисциплину. По средам и компонентам различают экологию суши, пресных водоемов, морскую, Крайнего Севера, высокогорную, химическую. По подходам к предмету исследования выделяют аналитическую и динамическую экологию. Во временном аспекте различают историческую и эволюционную экологию. В системе экологии человека выделяют социальную экологию, изу чающую взаимоотношения как элементарных социальных групп общества, так и человечества в целом со средой жизни. Различие экологии территорий и социальной экологии, в которых объектом изучения является человек, заключается в том, что социальная экология не охватывает биологическую сторону человека, проявляющуюся в воздействии природных факторов на здоровье человека и его популяций.

№ слайда 6

Описание слайда:

№ слайда 7

Описание слайда:

* Сбалансированность взаимоотношений человека с окружающей средой Сбалансированность взаимоотношений человека с видами, популяциями и сообществами может быть достигнута за счет комплексных усилий со стороны человека через экологическую регламентацию хозяйственной деятельности, направленного, экологически оправданного воздействия на виды, популяции и экосистемы, экологического воспитания подрастающих поколений. Этим может быть достигнуто решение многих народнохозяйственных проблем: интенсификация производства ряда отраслей; сохранение и экономия дорогостоящего сырья; охрана исторических и архитектурных памятников; продление сроков службы промышленных и жилых комплексов; увеличение продолжительности жизни и уменьшение заболеваемости людей в условиях урбанизированной среды; совершенствование механизмов взаимодействия общества и природы.

№ слайда 8

Описание слайда:

* Экосистемы. Биосфера. К живой природе относятся: растения, животные, микроорганизмы, а к неживой природной среде относятся: атмосфера, гидросфера и литосфера. Для тех отношений, которые складываются между живой и неживой природой в конкретном пространстве, принято употреблять понятие - «экосистема». Экосистема - основная функциональная единица в экологии, так как охватывает собой организмы и живую природу, влияющие на свойства друг друга и необходимые для поддержания жизни на Земле (понятие экосистемы ввел английский фитоценолог А. Тенсли в 1935 г.). Функция экосистем - специфическое соединение форм жизни, входящих в экосистему, и природной среды. Экосистема поддерживает циркуляцию и движение материи через серию процессов по использованию и переработке различных минеральных и органических веществ и тем самым, образуя цепь питания. В экосистеме при ее функциональном единстве, возникающем в результате взаимодействия организмов и всех элементов среды, заключены прошлое, настоящее и будущее. Единство всех экосистем живой и неживой природы представляет единое целое (гигантскую экосистему), называемую биосферой. Биосфера - это поверхностная оболочка вокруг Земли, где существует (вместе с человеком) весь живой мир. Она как единство живых организмов и Земли представляет собой систему, потребляющую солнечную энергию, преобразующую ее в химическую с помощью фотосинтеза и распределяющую ее таким образом, что обеспечивается функциональная структура биосферы. В биосфере каждая экосистема равновесна и взаимосвязана, что обусловлено взаимодействием энергий и веществ. Фактически биосфера состоит из различных не изолированных друг от друга экосистем. Они в большей или меньшей степени связаны между собой различными типами отношений интегрированы в сложные комплексы высшего порядка.

№ слайда 9

Описание слайда:

№ слайда 10

Описание слайда:

№ слайда 11

Описание слайда:

№ слайда 12

Описание слайда:

* Биологический ритм Биосфера существует более 3,8 млрд. лет. Обновление всего живого вещества Земли осуществляется в среднем за 8 лет. Различают две ее формы деятельности: периодическую - это ритмы одинаковой длительности (время оборота Земли вокруг оси); циклическую - ритмы переменной деятельности. Периодичность в биосфере проявляется во многих процессах - тектонических, осадконакопления, климатических, биологических и многих других. Ритмы бывают разной продолжительности: геологические, вековые, внутривековые, годовые, суточные и т.д. Ритмичность - это форма своеобразной пульсации биосферы как целостной системы, причем ритмы, как и круговороты веществ, замкнуты в себе. Знание и учет ритмических явлений необходимы при рациональном природопользовании и охране естественных ресурсов нашей планеты. Биологический ритм - это один из механизмов, позволяющий организму приспосабливаться к меняющимся условиям жизни. Подобная адаптация происходит в течение всей нашей жизни, ибо постоянно происходит и изменение внешней среды. Сменяют друг друга времена года, циклон приходит на смену антициклона, нарастает и уменьшается солнечная активность, бушуют магнитные бури, люди переезжают из степной зоны в Заполярье - и все это требует от организма способности к адекватному приспособ лению.

№ слайда 13

Описание слайда:

* Биологический ритм Биологические ритмы различны. В одном случае биоритм должен быть устойчивым к случайным воздействиям внешней среды, даже независимым от них, а в другом - обеспечивать адаптацию организма, подстраиваясь к конкретным условиям среды. Известный хронобиолог Ф.Хальберг (хронобиология исследует механизмы биологической временной структуры, включая ритмические проявления жизни) разделил биологические ритмы на три группы: высокой, средней и низкой частоты повторяемости процессов. Ритмы высокой частоты с периодом, не превышающим получасового интервала. Это ритмы сокращения сердечной мышцы, дыхания, биотоков мозга, биохимических реакций, перистальтики кишечника. Ритмы средней частоты характеризуются периодами от получаса до семи суток. Сюда входят смена сна и бодрствования, активности и покоя, суточные изменения в обмене веществ, колебания температуры, артериального давления, частоты клеточных делений, колебаний состава крови. Низкочастотные ритмы - с периодом от четверти месяца до одного года: недельные лунные и сезонные ритмы. К биологическим процессам этой периодичности относятся эндокринные изменения, зимняя спячка, половые циклы.

№ слайда 14

Описание слайда:

* Космос и биологическая ритмичность человека Сообразуясь с природой, человек и сам обрел внутреннюю, биологическую ритмичность: с определенным периодом у него сокращается сердце, осуществляются вдохи и выдохи, распространяются импульсы по нервам в центре мозга. Каждый орган человека имеет свое время наибольшей и наименьшей активности. Сердце наиболее активно с 13 до 15 часов; желудок - с 9 до П часов; печень - с 1 до 3 часов; почки - с 19 до 21 часа. Артериальное давление самое низкое наблюдается около полуночи и в ранние утренние часы, а максимальное - с 16 до 20 часов. Сердце наименее активно в 1 час ночи и в 21 час. Установлено, что в течение суток у человека в определенное время наступает сонливость: в 9, в13 и в 17 часов. Часы повышенной активности органа врачи стараются использовать для его лечения. Подобно суточным колебаниям активности органов происходят и сезонные колебания. Наибольшую активность физиологические процессы имеют, как правило, в светлое время года - летом, наименьшую - в темное, холодное время года - зимой. Ритмично, в такт сезонным изменениям всей природы на земле меняется весь организм человека, состояние его кожи и волос. Ученые выдвинули специальную гипотезу о существовании у человека физического (Ф), эмоционального (Э) и интеллектуального (И) циклов, которые непосредственно связаны с Космосом, движением Луны по эллиптической орбите вокруг Земли.

№ слайда 15

Описание слайда:

Работу выполнили ученицы 10 «В» класса Надеева Миля и Калдина Анна

Экология человека - наука о взаимоотношении человека со средой обитания в различных аспектах (экономическом, техническом, физико-техническом, социально-психологическом) и призвана определить оптимальные условия существования человека, включая допустимые пределы его воздействия на окружающую среду. Взаимоотношения со средой человека, как организма, изучает аутэкология, экологию сообществ людей – синэкология. Ф. Бэкон

Химические загрязнения атмосферы промышленность бытовые котельные транспорт Основной источник пирогенного загрязнения: тепловые электростанции, металлургические и химические предприятия, котельные установки, (потребляющие более 70% ежегодно добываемого твердого и жидкого топлива.) Основные вредные примеси пирогенного происхождения: оксид углерода сернистый и серный ангидрид окислы азота сероводород и сероуглерод соединения фтора соединения хлора

Воздействие на человека сернистого и серного ангидрида Симптомы отравления: насморк, кашель, охриплость, першение в горле. При вдыхании высокой концентрации - удушье, расстройство речи, затруднение глотания, рвота, возможен острый отёк лёгких. Воздействие на человека окислы азота газ в смеси с кислородом применяют для наркоза Называют веселящим. количество симптомы Небольшие количества притупление болевой чувствительности. Малые количества чувство опьянения. Вдыхание чистого газа вызывает наркотическое состояние и удушье

погода и самочувствие человека Биоритм - множество ритмических процессов в организме (ритмы работы сердца, дыхания, биоэлектрической активности мозга). Суточные ритмы и биоритмы Изучение изменений в суточных ритмах позволяет выявить возникновение некоторых заболеваний на самых ранних стадиях Климат и здоровье XVII век – зародились основы научного направления в медицине о влиянии климатических факторов на здоровье человека 1725 год – начало изучения влияния климата, сезонов и погоды на человека в России

питание и здоровье человека Врачи утверждают, что полноценное рациональное питание - важное условие сохранения здоровья и высокой работоспособности взрослых, а для детей еще и необходимое условие роста и развития. Для нормального роста, развития и поддержания жизнедеятельности организму необходимы белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные соли в нужном ему количестве. Регулярное переедание, потребление избыточного количества углеводов и жиров - причина развития таких болезней обмена веществ, как ожирение и сахарный диабет. Многие продукты питания оказывают бактерицидные действия, подавляя рост и развитие различных микроорганизмов.

Окружающий ландшафт может оказывать различное воздействие на психоэмоциональное состояние. ландшафт как фактор здоровья Природа повышает жизненный тонус, успокаивает нервы. Одним из сильных воздействий на здоровье обладает лес, особенно лесной воздух. Отдых на природе полезен, городским жителям в связи с напряженным ритмом жизни и загрязненным воздухом, в том числе и шумовое загрязнение и в целом окружающей среды городов.

Спасибо за внимание!
















1 из 15

Презентация на тему: Экология и здоровье человека

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

ЗАДАЧИ УРОКА Образовательные: сформулировать понятие – экологические проблемы раскрыть роль окружающей среды на живые организмы Развивающие: содействовать развитию логического мышления в ходе урока развивать умение сравнивать, самостоятельно мыслить, обобщать, делать выводы Воспитательные: воспитание у современного поколения чувство бережного отношения ко всему живому, окружающей среде

№ слайда 4

Описание слайда:

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

ХОД УРОКА 1 Организационный момент цель: мобилизовать учащихся к уроку метод: словесный 2.Изучение нового материала постановка проблемного вопроса: влияет ли окружающая среда на живые организмы, на человека? (после просмотра фрагмента фильма « Экология 21 век»)

№ слайда 7

Описание слайда:

ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА Немаловажное значение оказывает на здоровье состояние окружающей среды: Эффект «Озоновой дыры» влияет на образование злокачественных опухолей Загрязнение атмосферы - на состояние дыхательных путей Загрязнение вод – на пищеварение, резко ухудшает общее состояние здоровья человечества, снижает продолжительность жизни

№ слайда 8

Описание слайда:

ВЛИЯНИЕ ЭКОЛОГИИ НА ЗДОРОВЬЕ В настоящее время экологическое сознание не в состоянии охватить всего многообразия факторов техногенного воздействия. Среди них на первый план уверенно выходят химические, число которых в настоящее время превысило 18 млн. Долговременное неблагоприятное воздействие на здоровье человека полностью оценено только лишь для менее чем 5% из приблизительно 70000 применяемых сегодня синтетических химических соединений. В ряде регионов антропогенные нагрузки давно превысили установленные нормативы.

№ слайда 9

Описание слайда:

ВАШЕ ЗДОРОВЬЕ И ЭКОЛОГИЯ В наш технологический век человеческого организму приходится справляться с немалым количеством стрессов. Самый очевидный фактор такого стресса – это физическое загрязнение окружающей среды, ухудшение экологии. Как следствие – человеческий организм также, будучи продуктом окружающей среды, страдает от загрязнений экологии. До определенного момента тело человека справляется с вредными факторами, но когда их становится слишком много, может наступить болезнь. Не говоря уже о влиянии городской экологии на внешность человека, особенно на женскую красоту. Это влияние настолько очевидно, что достаточно сравнить внешний вид двух ровесников, ведущих относительно здоровый образ жизни, но один из которых живет в городе, а другой – в деревенских условиях.

№ слайда 10

Описание слайда:

ЭКОЛОГИЯ ПОМЕЩЕНИЯ И ЗДОРОВЬЯ Источники загрязнения: Бюджетная мебель из отходов производства, шкафы из ДСП, мебель из полимерных материалов, некоторые строительные и отделочные материалы, токсичные чистящие средства. Механизм загрязнения: В процессе старения полимерных материалов выделяются вредные летучие химические соединения. Они обладают мутагенной и аллергенной активностью. Многие чистящие средства, например, стиральные порошки содержат фосфатные соединения. Поверхностно-активные вещества (ПАВ), которые образуются при использовании такого порошка, не отстирываются и при многократном полоскании. Воздействие на здоровье человека: Химические вещества, если вы подвергаетесь их воздействию изо дня в день, имеют тенденцию накапливаться в вашем организме. Болезни, которые могут при этом вызываться – астма, аллергия, нарушения нервной системы, онкология.

Описание слайда:

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ Современный мир благодаря быстрому развитию транспорта и средств связи становится все более целостным. События, происходящие в отдельной стране, могут оказать влияние и затрагивать интересы, как ряда стран, так и всего человечества. Дальнейшее развитие человечества зависит от того, как оно сможет решить глобальные проблемы, к которым относятся проблемы политического характера - войны и мира, прав человека, расизма, национализма и т.д., экономического - экономические кризисы, экологического - защиты окружающей среды, истощения природных ресурсов. Рассмотрим подробнее ряд экологических проблем и их влияние на человечество. Научно-технический прогресс с его резкими социально-экономическими изменениями привел к возникновению глобальной медико-биологической проблемы: выживание человечества в условиях деформированной человеком окружающей среды. Медико-социологические и гигиенические исследования подтвердили причинно-следственную связь между образом жизни, окружающей средой и здоровьем человека.

№ слайда 13

Описание слайда:

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА Возникновению экологического кризиса, способствуют следующие факторы: хищническое отношение к природе, получение прибыли любой ценой, хотя природные ресурсы не безграничны. Именно это привело к тому, что в настоящее время потери кислорода в атмосфере в год составляет 10 - 12 млрд.т. В России объем добычи, и переработки полезных ископаемых удваивается каждые 8 лет, в остальном мире - каждые 15 лет; многофункциональность использования природных ресурсов (в экономическом, биологическом и социальном плане); несовершенство технологических процессов, когда из добываемого природного вещества только 10% используется человеком с пользой, а остальные в непотребном виде возвращаются природе, загрязняют воздух и почву;l экологическая безграмотность общества, незнание законов экологии; нравственное оскудение общества, потеря гражданской ответственности за последствия его деятельности по отношению к своей среде обитания; недостаточность средств на природоохранные мероприятия.

Описание слайда:

ВЫВОД УРОКА: Человек не противостоит природе – он сам неотделимая часть природы Экология – проблема нравственная Загрязняя природу мы не только портим её , но и здоровье человека. Так давайте же чтобы сохранить здоровье и нашу жизнь, не будем загрязнять природу ведь она очень красивая!!!