ПОРЯДОК

ПРОВЕДЕНИЯ САМООБСЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

1. Настоящий Порядок устанавливает правила проведения самообследования образовательной организацией (далее — организации).

2. Целями проведения самообследования являются обеспечение доступности и открытости информации о деятельности организации, а также подготовка отчета о результатах самообследования (далее — отчет).

3. Самообследование проводится организацией ежегодно.

4. Процедура самообследования включает в себя следующие этапы:

планирование и подготовку работ по самообследованию организации;

организацию и проведение самообследования в организации;

обобщение полученных результатов и на их основе формирование отчета;

рассмотрение отчета органом управления организации, к компетенции которого относится решение данного вопроса.

5. Сроки, форма проведения самообследования, состав лиц, привлекаемых для его проведения, определяются организацией самостоятельно.

6. В процессе самообследования проводится оценка образовательной деятельности, системы управления организации, содержания и качества подготовки обучающихся, организации учебного процесса, востребованности выпускников, качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы, функционирования внутренней системы оценки качества образования, а также анализ показателей деятельности организации, подлежащей самообследованию, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования <1>.

———————————

<1> Пункт 3 части 2 статьи 29 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

7. Результаты самообследования организации оформляются в виде отчета, включающего аналитическую часть и результаты анализа показателей деятельности организации, подлежащей самообследованию.

Отчет для образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного профессионального образования, организаций дополнительного образования составляется по состоянию на 1 апреля текущего года, а для общеобразовательных организаций и дошкольных образовательных организаций — по состоянию на 1 августа текущего года.

Отчет подписывается руководителем организации и заверяется ее печатью.

8. Размещение отчетов образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного профессионального образования, организаций дополнительного образования в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте организации в сети «Интернет», и направление его учредителю осуществляются не позднее 20 апреля текущего года, а для общеобразовательных организаций и дошкольных образовательных организаций — не позднее 1 сентября текущего года.


Самообследование образовательных организаций

(краткий обзор законодательства)

Что касается иных образовательных организаций, то следует руководствоваться следующим. В соответствии с п. 6 Порядка проведения самообследования образовательной организацией, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462 предметом самообследования выступает:

Образовательная деятельность,

Система управления,

Организация учебного процесса,

Качество кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы, функционирования внутренней системы оценки качества образования,

Анализ показателей деятельности образовательной организации.

Таким образом, в аналитическую часть отчёта целесообразно включить сведения о структуре управления деятельностью образовательной организации, контингенте обучающихся, реализуемых образовательных программах, результатах обучения за учебный год, результатах государственной итоговой аттестации, сравнение этих результатов с сопоставимыми показателями, сведения об участии образовательной организации в профессионально ориентированных семинарах, выставках, охвате учащихся дополнительным образованием и участии обучающихся в творческих конкурсах, спортивных мероприятиях, востребованности выпускников, организации профориентационной работы в образовательной организации и т.д.

Вторая часть отчёта должна содержать анализ нормативно установленных показателей. Показатели деятельности образовательной организации, которые подлежат анализу и должны быть представлены в отчете содержатся в приказе Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324 (ред. от 15.02.2017) "Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию" .

Следует обратить внимание на то, что итоговой целью составления отчёта о самообследовании является не сам отчёт как таковой, а грамотная обоснованная оценка достоинств и недостатков системы управления и организации деятельности образовательной организации для последующей выработки решений по выявленным недостаткам.

Отчет о самообследовании не может быть заменен публичным докладом. В отличие от публичного доклада отчет о самообследовании является обязательным для подготовки и размещения на официальном сайте документом. Данная обязанность установлена нормативными правовыми актами:

Приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462 (ред. от 14.12.2017) "Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией";

Приказом Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324 (ред. от 15.02.2017) "Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию".

В свою очередь, подготовка публичного доклада строго не регламентирована. К данной деятельности имеются рекомендации, направленные письмом Минобрнауки РФ от 28.10.2010 №13-312 «О подготовке публичных докладов» (вместе с Общими рекомендациями по подготовке публичных докладов региональных (муниципальных) органов управления образованием и образовательных учреждений) и письмом Минобрнауки России от 03.04.2015 №АП-512/02 «О направлении методических рекомендаций по НОКО» (вместе с Методическими рекомендациями по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденными Минобрнауки России 01.04.2015).

В соответствии с указанными рекомендациями публичный доклад - это аналитический публичный документ в форме периодического отчета органа управления образованием или образовательного учреждения перед обществом, обеспечивающий регулярное (ежегодное) информирование всех заинтересованных сторон о состоянии и перспективах развития системы образования или образовательного учреждения.

Требованиями к качеству информации, включаемой в публичный доклад, являются актуальность, достоверность, необходимость и достаточность.

Публичный доклад должен быть составлен таким образом, чтобы быть понятным широкому кругу читателей: представителям органов законодательной и исполнительной власти, обучающимся и/или их родителям, работникам системы образования, представителям средств массовой информации, общественным организациям и другим заинтересованным лицам. Иными словами, доклад может служить визитной карточкой образовательного учреждения, способствовать установлению диалога с потребителями образовательных услуг в условиях конкуренции. Публичный доклад демонстрирует достижения организации за отчетный период и может быть основан на сведениях, полученных в ходе самообследования.

Таким образом, направленность, стиль изложения и построения материала публичного доклада и отчёта о самообследовании будет различаться. Отчет должен давать полный анализ деятельности организации и предназначен, в первую очередь, для профессионалов в сфере образования, публичный доклад – раскрывать центральные темы и быть ориентированным на широкий круг читателей.

Порядок проведения самообследования образовательной организацией, который утвержден приказом Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 462 (далее – Порядок), ставит перед собой более широкий круг задач. Он вступил в силу 1 сентября 2013 года (вместе с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273?ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

В Законе № 273?ФЗ закреплен принцип открытости системы образования, который реализуется, в частности, путем доведения информации о деятельности образовательной организации через открытые источники, в том числе через интернет.

Информация о деятельности образовательной организации, в частности, доводится путем публикации (направления) отчета о результатах самообследования. Таким образом, основное назначение нового Порядка – обеспечение доступности и открытости информации о деятельности образовательной организации.

Отметим, что предоставление учредителю и общественности отчета о результатах самообследования отнесено к компетенции образовательной организации наряду с представлением ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств (п. 3 ч. 3 ст. 28 Закона № 273?ФЗ).

Аккредитация. Проведению госаккредитации предшествует проведение образовательным учреждением или научной организацией самообследования (п. 7 ст. 33.2 Закона № 3266-1). Материалы самообследования рассматриваются при проведении аккредитационной экспертизы.

Порядок проведения самообследования, а также показатели деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию, устанавливаются Минобрнауки России. В нем содержатся показатели деятельности для подлежащих самообследованию:

– образовательной организации высшего образования;

– профессиональной образовательной организации;

– организации дополнительного профессионального образования;

– общеобразовательной организации;

– организации дополнительного образования детей;

– дошкольной образовательной организации.

Таким образом, не подлежащие государственной аккредитации дошкольные образовательные организации, тем не менее, тоже должны заниматься самообследованием и составлять отчет по его результатам.

Периодичность самообследования образовательного учреждения

Эта процедура проводится ежегодно. Таким образом, регулярное самообследование мало связано со сроками обновления аккредитации образовательной организации.

Согласно Порядку, сроки, форма проведения самообследования, состав лиц, привлекаемых для его проведения, определяются организацией самостоятельно. Очевидно, все эти данные следует отразить в Положении образовательной организации о самообследовании.

Этапы проведения самообследования образовательного учреждения

Самообследование образовательного учреждения включает следующие этапы:

– планирование и подготовку работ по самообследованию организации;

– организацию и проведение самообследования в организации (в том числе в ее обособленных структурных подразделениях);

– обобщение полученных результатов и на их основе формирование отчета о самообследовании организации.

Рассмотрение и утверждение отчета о самообследовании осуществляется органом управления организации, к компетенции которого относится решение данного вопроса.

При самообследовании ежегодно производится оценка образовательной деятельности, системы управления организации, содержания и качества подготовки обучающихся, организации учебного процесса, востребованности выпускников, качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы, функционирования внутренней системы оценки качества образования, а также анализ показателей деятельности организации, устанавливаемых Минобрнауки России.

Форма отчета о самообследовании

Отчет для образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного профессионального образования, организаций дополнительного образования составляется по состоянию на 1 апреля текущего года, а для общеобразовательных организаций и дошкольных образовательных организаций – по состоянию на 1 августа текущего года.

Образовательная организация должна разместить отчет в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на ее официальном сайте в интернете, и направить его учредителю не позднее 20 апреля текущего года. Это касается профессиональных образовательных организаций, организаций высшего образования, дополнительного профессионального образования, дополнительного образования. А для общеобразовательных организаций и дошкольных образовательных организаций этот срок иной – не позднее 1 сентября текущего года.

Размещение сведений в интернете

Отчет о результатах самообследования образовательное учреждение обязано размещать на своем официальном сайте в интернете. Это установлено пунктом 5 статьи 32 Закона № 3266-1. Обновлять данные сведения нужно в течение 30 дней со дня внесения в них соответствующих изменений.

Согласно пункту 3 части 2, части 3 статьи 29 Закона № 273?ФЗ, сроки размещения сведений об образовательной организации, включая отчет о результатах самообследования, сокращены до 10 рабочих дней со дня их создания, получения или внесения в них соответствующих изменений.

Отметим, что каких-либо исключений в отношении дошкольных образовательных организаций требование о создании официального сайта в интернете и размещении на нем сведений, включая отчет о результатах самообследования, закон об образовании не содержат.

Самообследование как компетенция образовательной организации

Компетенция самообследования утверждена в рамках внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО). дает следующую формулировку этой компетенции: "проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования".

Можно говорить, что отчет о самообследовании – это документ, посредством которого образовательная организация демонстрирует, что в ней создана и функционирует внутренняя система оценки качества образования. Комплекс процедур ВСОКО в части содержания, условий и результатов реализации основных образовательных программ (ООП) – условие и необходимый инструмент самообследования. Текущие оценочные процедуры обеспечивают итоговые показатели, которые заносятся в отчет о самообследовании.

Регламентация порядка самообследования на федеральном уровне и требования к содержанию отчета о самообследованиия означают, что процедуры ВСОКО и используемые в ней критерии и показатели должны быть сориентированы на внешнюю оценку качества образования.

Внутренняя оценка нужна, прежде всего, для того, чтобы "подготовиться" к внешней оценке, вовремя обнаружить проблемы в качестве предоставляемых образовательных услуг, установить причины этих проблем и предпринять необходимые меры по их устранению.

Поскольку оценке подвергают качество образования, которое законом определено как соответствие федеральным стандартам и запросам потребителей, самообследование охватывает все три основные характеристики образовательной деятельности: условия, содержание, результаты.

Самообследование проводится организацией ежегодно ().

Процедура самообследования включает в себя следующие этапы:

  • планирование и подготовку работ по самообследованию образовательной организации;
  • организацию и проведение самообследования в образовательной организации;
  • обобщение полученных результатов и на их основе формирование отчета;
  • рассмотрение отчета органом управления образовательной организации, к компетенции которого относится решение данного вопроса.

Сроки, форма проведения самообследования, состав лиц, привлекаемых для его проведения, определяются организацией самостоятельно и закрепляются локальным актом – Положением о порядке проведения самообследования.

Самообследование призвано установить уровень соответствия образовательной деятельности образовательной организации требованиям действующих федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования.

По итогам самообследования:

  • выявляют позитивные и (или) негативные тенденции в объектах оценивания (самооценивания), в образовательной системе образовательной организации в целом, резервы ее развития;
  • определяют причины возникновения отклонений состояния объекта изучения и оценивания от параметров ВСОКО, формируемых с учетом требований действующего законодательства РФ в сфере образования;
  • определяют меры по коррекции выявленных негативных тенденций образовательной деятельности образовательной организации;
  • вносят коррективы во ВСОКО.

Федеральным законом от 29.12.2012 года №273-ФЗ родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся предоставлено право выбора образовательной организации, форм получения образования и форм обучения. Для того, чтобы сделать правильный выбор образовательной организации, они должны иметь исчерпывающую информацию о ней: её инфраструктуре, педагогическом коллективе, реализуемых образовательных программах, результатах работы, уровне подготовки выпускников, достижениях обучающихся и т.д.

Обо всем этом родители (законные представители) обучающихся смогут узнать, ознакомившись с результатами ежегодного самообследования и публичным докладом (отчетом) образовательной организации, размещенных на её сайте.

Что такое самообследование образовательной организации?

Самообследование — это сбор информации и анализ состояния образовательной организации путем сравнения показателей (критериев), по которым проходит ее экспертиза. Самообследование проводится с целью обеспечения доступности и открытости информации о деятельности образовательной организации в форме отчета о результатах самообследования, а также для дальнейшего повышения её эффективности функционирования, самоорганизации и развития.

Самообследование выявляет уровень соответствия образовательной деятельности школы требованиям ФГОС.

Самообследование проводится по состоянию на 1 августа текущего года. Сроки и форму проведения, состав лиц, привлекаемых для его проведения, школа вправе определять самостоятельно.

Порядок проведения самообследования образовательной организацией утвержден приказом Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. N 462, а показатели деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию, — приказом от 10.12.2013 № 1324.

Результаты самообследования организации оформляются в виде отчета.

Отчет о самообследовании – это документ, отражающий официальную информацию о содержании, условиях и результатах образовательной деятельности организации по итогам учебного года.

Из отчета о самообследовании не только родители (законные представители), но и обучающиеся, педагогические работники, учредитель, органы местного самоуправления, федеральные государственные органы власти получают достоверную информацию об образовательной организации, в частности:

какое количество детей обучается в школе по уровням общего образования;

осуществляется ли в школе углубленное изучение отдельных учебных предметов, профильное обучение;

о качестве обучения — по численности обучающихся, успевающих на «4» и «5», а также обучающихся, имеющих неудовлетворительные отметки по результатам промежуточной аттестации; по результатам ГИА выпускников 9 и 11 классов; по участию школьников в олимпиадах, смотрах, конкурсах и т.д.;

о том, что представляет собой педагогический коллектив школы по образованию, стажу, квалификации;

об общей площади помещений, количестве компьютеров, экземпляров учебной и учебно-методической литературы в расчете на одного обучающегося; о наличии и техническом оснащении библиотеки, возможностей пользоваться широкополосным Интернетом (не менее 2 Мб/с) и др.

Отчет предварительно рассматривается, органом государственно — общественного управления школы в соответствии с её Уставом.

Отчет размещается на официальном сайте школы и направляется учредителю не позднее 1 сентября текущего года.

Что такое публичный доклад (отчет)?

Как сказано в рекомендациях Минобрнауки России, публичный доклад образовательной организации — это аналитический публичный документ в форме периодического отчета образовательного учреждения перед обществом, обеспечивающий регулярное (ежегодное) информирование всех заинтересованных сторон о состоянии и перспективах развития образовательного учреждения. Таким образом, публичный доклад — это отчет перед общественностью .

Из публичного доклада школы родители могут узнать:

по общей характеристике школы, что она собой представляет;

о характерных особенностях образовательного процесса в школе;

об условиях осуществления образовательного процесса;

о результатах деятельности школы и качестве предоставляемого образования;

о социальной активности школы и её внешних связях;

о результатах финансово-экономической деятельности школы;

о перспективах и планах развития школы.

Публичный доклад это своеобразная презентация образовательной организации, которая демонстрирует достижения за отчетный период, сообщает о результатах и способах их достижения в лаконичной, удобной и яркой для восприятия форме, как бы её визитная карточка.

Таким образом, ознакомившись с отчетом о самообследовании и с публичным докладом , родители при выборе школы будут уже руководствоваться не субъективными мнениями знакомых о той или иной школе, а вполне объективными данными.

При подготовке использованы материалы источников:

Самообследование и публичный доклад школы – объективная информация для родителей