Класс:

В целях повышения качества профессионального обучения, пропаганды рабочих профессий, совершенствования форм, методов и средств производственного обучения в училище был проведен конкурс профессионального мастерства, определяющий творческую молодежь, осваивающую рабочие профессии.

Основные задачи конкурса - повышение профессионального мастерства учащихся, выявление и поощрение лучших учащихся строительных специальностей; повышение значимости и престижа профессии строителя.

Конкурс профессионального мастерства среди учащихся училища проводился на основании приказа директора учреждения № 287 «О» от 05.12.2008 года. Этим же приказом утверждено Положение о конкурсе, состав оргкомитета, состав жюри план мероприятий и назначен ответственный администратор (зам. дир. по УПР). Сроки проведения конкурса с 08.12.2008 по 23.01.2009 года.

Подготовку и проведение конкурса профессионального мастерства осуществлял организационный комитет, в состав которого входили:

Для оценки результатов было создано жюри в составе:

Конкурс профессионального мастерства на выявление «Лучшего по профессии» среди учащихся проводится ежегодно. В 2008-2009 учебном году конкурс проходил в несколько этапов:

1) проведение конкурса профессионального мастерства среди учащихся внутри учебной группы;

2) проведение конкурса профессионального мастерства среди учащихся по каждой профессии в отдельности.

Открытие конкурса профессионального мастерства проводилось в торжественной обстановке 11 декабря 2008 года на общеучилищной линейке. Был оглашен приказ директора о проведении конкурса, состав жюри и оргкомитета, вывешен график мероприятий на стенде. Открытие сопровождалось мультимедийной презентацией, содержание которой регламентировало порядок проведения конкурса и исторические моменты прошлогодних конкурсов. Каждой группе был вручен символический «наряд» на участие в конкурсе.

При подготовке конкурсов профессионального мастерства по профессиям была проведена целая система организационно-педагогических мероприятий:

1. Совершенствование учебно-материальной базы мастерских, в частности закуплены строительные материалы для столяров – плотников (лист фанеры), приобретены перчатки для каменщиков, закуплены продукты для поваров – кондитеров.

2. Организационным комитетом конкурса был подобран рациональный набор учебно-производственных работ для участников конкурса на выявление лучшего по конкретной профессии.

3. Разработанные задания по теоретической подготовке участников конкурса профессионального мастерства содержали точную формулировку цели задания в соответствии с содержанием учебно-программной документации.

4. Четко были определены содержание и количество производственных работ, которые должны были быть выполнены участниками конкурса.

5. Установлены нормы времени на выполнение работ.

6. Учитывались возможности оборудования мастерских, степень подготовленности учащихся, востребованность изготовленных изделий в повседневной жизни училища, объем пройденного материала по спецпредметам.

7. Объем выполняемых работ был выбран из перечня пробных квалификационных работ по профессии для IV разряда.

8. Была разработана необходимая учебно-техническая документация. Каждый учащийся был ею обеспечен.

Перед началом каждого конкурса по профессии проводилось торжественное построение участников. Заместитель председателя жюри объявлял участникам конкурса задачи конкурса, вручал конверты с заданиями. Первоначальный этап включал теоретическое задание в виде теста на знание спецтехнологии, терминов, материаловедения по профессии, второй этап выполнение производственного задания.

Подведение итогов конкурса профессионального мастерства на лучшего учащегося по профессии осуществляло жюри, путем открытого голосования. Члены жюри конкурса давали оценку практическим работам участников конкурса, и уровня их теоретической подготовки в пределах, установленных конкурсными заданиями. В ходе конкурса члены жюри контролировали правильность трудовых приемов, технологическую грамотность ведения работ, время выполнения заданий, соблюдение требований охраны труда и техники безопасности.

Победители конкурса определялись по лучшим показателям выполнения конкурсных заданий. Основными критериями оценки результатов выполнения конкурсных заданий являлись:

  • производительность труда и качество выполненных заданий;
  • уровень теоретической подготовки;
  • применение рациональных приемов и методов труда;
  • выполнение ученических норм времени (выработки) на конкурсное задание;
  • степень производственной самостоятельности учащегося при выполнении конкурсных заданий; рациональность организации труда и рабочего места;
  • соблюдение требований безопасности труда при выполнении конкурсных заданий.

При равенстве установленных для конкурса показателях у двух участников предпочтение отдавалось учащемуся, имеющему лучший показатель по производственному обучению.

Жюри конкурса оформило девять протоколов об итогах проведения конкурса профессионального мастерства с сообщением результатов и указанием победителей.

1. По итогам внутриучилищного конкурса «Лучший по профессии «Мастер отделочных строительных работ» среди первокурсников решено присвоить:

2. По итогам внутриучилищного конкурса «Лучший по профессии «Мастер отделочных строительных работ» среди II и III курса присвоить:

3. По итогам внутриучилищного конкурса «Лучший по профессии «Мастер общестроительных работ», среди учащихся II ,III курса присвоить на основании итоговой ведомости:

4. Учащиеся I курса (группы №2) отмечены поощрительными грамотами:

«За крепкие знания теории каменных работ»:

Григорьев Николай,
Волков Андрей,
Васильев Дмитрий.

«За стремление к победе»:

Никитин Сергей,
Крдышов Сергей,
Кудряшов Артур.

5. По итогам внутриучилищного конкурса «Лучший по профессии «Мастер столярно-плотничных работ», присвоить на основании итоговой ведомости:

6. По итогам внутриучилищного конкурса «Лучший по профессии «Автомеханик» среди II и III курса присвоить:

7. По итогам внутриучилищного конкурса «Лучший по профессии «Повар» присвоить:

Победители конкурса, занявшие призовые места награждены грамотами, им присвоено звание «Лучший по профессии» и вручены грамоты и ценные призы во время проведения финального конкурса «Радуга профессий».

Творческие конкурсы имели своей целью выявление талантливой молодежи через активизацию работы органа самоуправления в группе реализацию задач по сплочение ученического коллектива, раскрытию граней таланта учащихся, а так же формирование надпрофессиональных компетенций учащихся.

В конкурсе стенных газет «Моя профессия» места решили распределить следующим образом:

В номинации «Выставка технического творчества учащейся молодежи в рамках конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии-2009» места распределили следующим образом:

2. В конкурсе исследовательских работ

Традиция проведения конкурсов профессионального мастерства на предприятиях газовой отрасли существует давно: лучших по профессии выбирали в коллективах компаний на протяжении многих десятилетий.

В этом году состязания приобрели грандиозный масштаб: впервые в ПАО «Газпром» состоялся Фестиваль труда, собравший на конкурсных площадках лучших представителей основных отраслевых профессий из 47 дочерних обществ холдинга.

После церемонии открытия участники первого Фестиваля труда ПАО «Газпром» сделали снимок на память. Впереди их ждут два этапа состязания. | Фото: Егор Стыценко.

Игорь Крутиков: «Фестиваль показал: производство в надёжных руках!»

ООО «Газпром добыча Ноябрьск» – одна из конкурсных площадок

Фестиваль прошел одновременно в шести городах страны на семи производственных площадках. В масштабном мероприятии приняли участие несколько сотен специалистов отрасли. Компании «Газпром добыча Ноябрьск» были доверены организация и проведение конкурса на звание «Лучший оператор по добыче нефти и газа ПАО «Газпром». Коллектив Общества, по мнению гостей праздника –представителей администрации ПАО «Газпром», с поставленной задачей справился.

В состязании участвовали лучшие представители данной профессии из 9 добывающих предприятий группы «Газпром»: ООО «Газпром добыча Ноябрьск», ООО «Газпром добыча Краснодар», ООО «Газпром добыча Надым», ООО «Газпром добыча Ямбург», ООО «Газпром добыча Уренгой», ООО «Газпром добыча Оренбург», ООО «Газпром ПХГ», ООО «Газпром добыча шельф Южно-Сахалинск» и ООО «Газпром добыча Иркутск».

Предприятию выпала честь принимать у себя участников Фестиваля труда ПАО «Газпром» неслучайно. Достойная производственная и кадровая база, технический и интеллектуальной потенциал, большой опыт работы и высокий профессионализм сотрудников – все это позволяет Компании быть в авангарде российского топливно-энергетического комплекса.

Кроме того, в рамках Фестиваля труда ПАО «Газпром» состоялся традиционный внутрикорпоративный фестиваль профессионального мастерства ООО «Газпром добыча Ноябрьск» среди сотрудников Компании по пяти основным газовым профессиям: соревновались операторы по добыче нефти и газа, машинисты технологических компрессоров, слесари по контрольно-измерительным приборам и автоматике, электромонтеры по ремонту и обслуживанию электрооборудования, слесари аварийно-восстановительных работ.

Профессиональные состязания проходили с 17 по 20 сентября на Комсомольском, Губкинском и Западно-Таркосалинском газовых промыслах, а также в ЦСиТ «Ямал» в городе Губкинском.

Торжественное открытие: «Если вы есть – будьте первыми!»

Церемония открытия Фестиваля труда ПАО «Газпром» и корпоративных конкурсов профессионального мастерства ООО «Газпром добыча Ноябрьск» прошла 18 сентября в ДК «Нефтяник».

Дух корпоративного единства можно было ощутить уже в фойе Дворца культуры. Наряду с атмосферой праздника чувствовалось небольшое волнение от предстоящих конкурсных испытаний.

Со сцены участников и гостей приветствовал генеральный директор ООО «Газпром добыча Ноябрьск» Игорь Крутиков:
– Фестиваль труда – замечательное мероприятие, и нам доверено в этом году организовать и провести конкурс операторов по добыче нефти и газа. Я хотел бы, чтобы эти три дня стали для конкурсантов незабываемыми, чтобы ребята показали лучшие профессиональные качества и свое мастерство.Для одних конкурс будет подтверждением их профессионализма, а для кого-то – ступенькой в карьерной лестнице. Желаю всем удачи и успехов!

С напутственным словом к участникам Праздника труда обратился и заместитель начальника департамента 715 ПАО «Газпром» Александр Шагов:

– У Роберта Рождественского есть такие строки: «Если вы есть – будьте первыми, первыми, кем бы вы ни были». Сегодня здесь собрались лучшие, чтобы определить лучшего из лучших, и они уже стали первыми, победив в отборочных турах.

В свою очередь временно исполняющий обязанности главы города Губкинского Роман Галкин отметил, что ценность подобных мероприятий заключается в том, что они повышают престиж рабочих профессий и являются замечательным стимулом для развития профессионального мастерства конкурсантов.

В церемонии открытия конкурса профессионального мастерства приняли участие артисты и творческие коллективы из Москвы, Екатеринбурга, Ноябрьска и Губкинского.

Укротить волнение в себе

После завершения церемонии открытия начался теоретический этап конкурса, который прошел на двух площадках.


В ЦСиТ «Ямал» состязались операторы по добыче нефти и газа (ДНГ), машинисты технологических компрессоров (ТК) и слесари по контрольно-измерительным приборам и автоматике (КИПиА), а на Западно-Таркосалинском газовом промысле – слесари аварийно-восстановительных работ (АВР) и электромонтеры по ремонту и обслуживанию электрооборудования (РиОЭО) ООО «Газпром добыча Ноябрьск».


Конкурсная комиссия в составе Ю. Зинько, В. Агеева и М. Сапарова оценивает мастерство операторов по добыче нефти и газа ООО «Газпром добыча Ноябрьск». | Фото: Игорь Ружицкий, «Губкинская неделя».

Свои знания в ЦСиТ «Ямал» проверяли и 9 участников конкурса операторов ДНГ ПАО «Газпром». Теоретический этап для них длился полтора часа, они должны были ответить на двадцать вопросов, прочитать чертеж и решить задачу.

А на следующий день началась практическая часть состязаний: выступления участников шли одновременно на базе нескольких газовых промыслов: Губкинского (ГГП), Комсомольского (КГП) и Западно-Таркосалинского (ЗТГП).

День второй: от теории к практике

19 сентября на Губкинском газовом промысле выступали претенденты на звание лучшего оператора по добыче нефти и газа ПАО «Газпром».
Им предстояло показать все свое мастерство, выполнив задачу, суть которой стала им известна непосредственно перед практическим этапом – произвести пуск дегазатора в работу после ремонта. Вроде бы звучит привычно и несложно, но это порядка 70 технологических позиций.

– На фестиваль приехали лучшие операторы по добыче нефти и газа, и все они хорошо подготовились, – отмечает, подводя первые итоги конкурса, председатель конкурсной комиссии главный инженер, первый заместитель генерального директора ООО «Газпром добыча Ноябрьск» Алексей Кононов. – Нам очень важно, чтобы люди приходили в эту профессию и были заинтересованы ее осваивать, чтобы наше производство было обеспечено трудовыми ресурсами и мы не испытывали в них дефицита. Тогда мы сможем гарантировать стабильно высокое качество подготовки газа.

– Это мероприятие – словно Олимпийские игры, – приводит сравнение заместитель генерального директора по управлению персоналом ООО «Газпром добыча Ноябрьск» Андрей Колесниченко. – Полагаю, что участникам было очень сложно, но это того стоит, и возможность победы – это всегда толчок к развитию.

На Комсомольском газовом промысле ООО «Газпром добыча Ноябрьск» свое мастерство показывали 12 операторов по добыче нефти и газа.

Судьи оценивали не только выполнение всех необходимых действий по работе с оборудованием, но и соблюдение требований охраны труда и пожарно-промышленной безопасности. Максимальная оценка за выполнение задания – 110 баллов. А вот ноль баллов получить практически невозможно, заверили судьи. Кстати, о конкурсной комиссии. Ее председатель, заместитель начальника производственного отдела по добыче и подготовке к транспорту нефти, газа и газового конденсата Василий Агеев, рассказал, что и сам когда-то принимал участие в подобных конкурсах:

– Для победы в конкурсе нужно, чтобы сошлись звезды – это и успех, и везение. Я бы даже сказал, что это иногда рулетка. Но, главное, в этих соревнованиях невозможно победить без теоретических и практических знаний.

Своими впечатлениями от участия в конкурсе поделились и сами конкурсанты. Оператор по добыче нефти и газа Станислав Коев отметил, что его во время проведения конкурса могло подвести только волнение:

– В выполнении своей повседневной работы нет ничего сложного, но когда тебя оценивают – это уже совсем другое. Поэтому мы тщательно тренируемся и серьезно готовимся к конкурсу.


С тем, что волнение – главный враг всех конкурсантов, согласился лучший оператор по добыче нефти и газа этого года Виктор Бруяко. Молодой человек принимает участие в подобном конкурсе уже третий раз, и он оказался для него счастливым.

– Главное – справиться с волнением. Если ты его поборешь, то результат обязательно будет достойным.

Участники фестиваля отмечают, что задания отличаются от прошлогодних конкурсов. Но, несмотря на это, никто не растерялся, ведь для победы есть хороший стимул: получить более высокий разряд и даже подняться по карьерной лестнице.

На Западно-Таркосалинском газовом промысле соревновались в профессиональном мастерстве слесари аварийно-восстановительных работ и электромонтеры по ремонту и обслуживанию электрооборудования.

Практические задания выполнялись на двух соседствующих площадках. Была видна хорошая подготовка конкурсантов, однако в силу характера каждого из них кто-то работал четко и уверенно, у других же при прохождении ответственного испытания сказывалось волнение.

Электромонтеры выполняли подготовку рабочего места и допуск бригады к производству работ на условно действующей электроустановке.


– Мы готовились к конкурсу, но волнение, конечно же, было, – поделился своими ощущениями после выполнения задания электромонтер по РиОЭО Губкинского газового промысла Марат Тимерханов . – И сейчас оно осталось, потому что адреналина выплеснулось много. Но это пройдет, и теперь будем ждать результатов.

Марат не первый раз выступает в конкурсе профмастерства: два года назад он уже выходил на соревновательную площадку. Но тогда удача ему не улыбнулась, а ныне благодаря профессионализму и опыту участия в таком же состязании он стал призером – занял II место в конкурсе.

Впрочем, волновались не только участники, но и члены конкурсных комиссий.

– Да, я прекрасно понимаю волнение и конкурсантов, и членов комиссий. Все осознают, что это большая ответственность, ведь люди готовятся к этому серьезно, по нескольку месяцев. Но в то же время все, в том числе конкурсанты, уверены, что мы непредвзято относимся к оценке действий каждого и претензий к нам быть не может. А на вопрос о том, что ответственнее – судить или участвовать в конкурсе, сложно ответить. Наверное, когда тебе двадцать лет, судить еще нельзя, а когда ближе к сорока – выступать поздновато, – прокомментировал председатель двух конкурсных комиссий Леонид Московкин , главный энергетик ООО «Газпром добыча Ноябрьск».

Слесарям аварийно-восстановительных работ предстояло выполнить регулировку гидравлической пяты центробежного насоса ЦНС, проще говоря, произвести ремонт центробежного насоса высокого давления. Все без исключения считали, что справились с работой грамотно, но призовые места достались, разумеется, только троим.

Победили сильнейшие

Незаметно пролетели конкурсные дни, позади остались испытания, а волнение все не покидало конкурсантов. Развеиваться оно стало лишь на закрытии Фестиваля труда, когда стали объявлять имена победителей.

Подводя итоги конкурсов профессионального мастерства, генеральный директор общества «Газпром добыча Ноябрьск» Игорь Крутиков подчеркнул, что все участники показали отличные результаты, а это означает, что производство находится в надежных руках!


Переходящий кубок победителя конкурса профмастерства начальнику КГП ООО «Газпром добыча Ноябрьск» Ю. Зайцеву вручил генеральный директор Общества И. Крутиков. | Фото: Дмитрий Самойленко, «Губкинская неделя».

Победители Фестиваля труда ПАО «Газпром» по профессии «оператор по добыче нефти и газа» К. Прибылов, Д. Салихов и А. Ефремов. | Фото: Дмитрий Самойленко, «Губкинская неделя».

А вот и имена победителей:

в номинации «Лучший оператор по добыче нефти и газа ООО «Газпром добыча Ноябрьск» победа присуждена Виктору Бруяко (КГП), в связи с этим переходящий кубок победителя конкурса профмастерства вручен начальнику Комсомольского газового промысла ООО «Газпром добыча Ноябрьск» Юрию Зайцеву. Второе место завоевал Никита Логинов (Вынгаяхинское газопромысловое управление – ВГПУ), третье – Карп Курдюков (ГГП);

лучшим машинистом технологических компрессоров общества «Газпром добыча Ноябрьск» стал Иван Коваленко (ГГП), второе место занял Максим Ширинкин (ВГПУ), третье – Кирилл Барышев (КГП);

лучшим электромонтером по ремонту и обслуживанию электрооборудования признан Сергей Фёдоров (ВГПУ), на втором месте Марат Тимерханов (ГГП), на третьем – Эдуард Семёнов (ВГПУ);

в конкурсе на звание «Лучший слесарь аварийно-восстановительных работ» диплом первой степени получил Дмитрий Кучеренко (ВГПУ), второй степени – Александр Тютеньков (ЗТГП), третьей степени – Евгений Сологуб (ГГП);

лучшим слесарем по контрольно-измерительным приборам и автоматике назван Пётр Прохоров (Камчатское газопромысловое управление (КГПУ)), на втором месте Александр Масалин (ГГП), на третьем – Рустем Балтекеев (ВГПУ).

Кульминацией Праздника труда стало объявление и награждение победителей конкурса операторов по добыче нефти и газа ПАО «Газпром». На третью ступень пьедестала взошел Константин Прибылов (ООО «Газпром добыча Оренбург»), на вторую поднялся Алексей Ефремов (ООО «Газпром добыча Уренгой»). А победителем первого Фестиваля труда ПАО «Газпром» по профессии «оператор по добыче нефти и газа» стал Динис Салихов , представитель ООО «Газпром добыча Ноябрьск», оператор ДНГ Западно-Таркосалинского газового промысла!

В завершение церемонии награждения выступили начальник отдела профильного департамента 307 Сергей Лазарев и председатель ОППО «Газпром добыча Ноябрьск профсоюз» Иван Самборский . Они отметили высокий уровень организации и проведения Фестиваля труда, подчеркнув, что среди конкурсантов не было проигравших: выиграл каждый, став примером для подражания, а также продолжателем славных традиций, заложенных предыдущими поколениями газовиков.

    Основная цель данной работы - помочь мастерам производственного обучения разработать и провести конкурсы профессионального мастерства по профессиям: «Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования», «Мастер отделочных строительных работ».

    Работа будет интересна для руководителей учреждений СПО с точки зрения организации конкурсов, а также мастеров п/о и преподавателей для повышения качества профессиональной подготовки обучающихся.

    2. Из истории проведения конкурсов профессионального мастерства.

    Конкурс (от латинского concursus - стечение, столкновение) - соревнование для выявления наилучших из числа участников, представленных работ и т.п.

    Кто лучше всех выполнит работу? Под этим девизом возникли, видимо, стихийно соревнования на заре развития ремёсел. В России традиционные ярмарки, например - Нижегородская, всегда превращались в праздники. Здесь были и балаганы, и карусели и игры. Зачастую на ярмарках устраивали и трудовые турниры - конкурсы столяров, кузнецов. Правда, были у этих турнирах свои особенности: каждый соревнующийся ревниво оберегал свои секреты, показывал лишь конечный результат.

    И сейчас во многих странах мира ежегодно проводятся соревнования, например - пахарей. Существует даже Всемирная организация по проведению конкурсов на лучшее качество вспашки. На главном трофее «Золотой плуг», которым награждается победитель, начертан девиз «Пусть мир обрабатывает землю».

    В нашей стране ежегодно проводились Всесоюзные, а сейчас проводятся Всероссийские, конкурсы на звание лучшего токаря, фрезеровщика, шофёра, кулинара, строителя, электромонтёра, портного и т.д. В Российской Федерации порядок проведения конкурса с 1973 года конкретизировался решениями коллегиями Госпрофобра РСФСР, ежегодными приказами и распоряжениями. В системе профобразования с этого времени до начала 90-х годов конкурсы носили массовый характер. Сейчас в связи с финансовыми проблемами порой трудно провести эти мероприятия, но интерес обучающихся к конкурсам не пропал, т.к. они отвечают психологическим потребностям молодёжи, её естественному стремлению утвердить себя в жизни, они открывают широкие возможности для развития талантов, мастерства, любви к профессии, рабочей смекалки, формирует профессиональную ответственность, профессиональную честь - высокие нравственные качества специалиста.

    Профессиональное мастерство, развиваясь и совершенствуясь, выполняет как личные, так и общественные потребности, и одновременно является средством самовыражения личности. «Дело в том, что умение хорошо выполнять свою работу даёт большое удовлетворение, а признание твоего умения другими становится основной формой утверждения личности в коллективе».

    Профессиональное мастерство включает в себя не только высокие качественные показатели выполненной работы при соблюдении заданной технологии и правил безопасности труда; но и такие характеристики, как скорость выполнения операций, минимально возможный расход материалов, энергии, бережное отношение к инструменту и оборудованию, умение помочь и заменить товарища, что наиболее важно при бригадных формах организации труда. Естественно, что труд каждого рабочего является только частицей в общей технологической цепочки участка, цеха, предприятия, но от его результатов зависит конечный результат работы коллектива. Здесь нужно учитывать, что качество выполнения операции рабочим сказывается на эксплуатационных характеристиках изготавливаемых изделий, т.е. на показателях, которые так важны не столько предприятию-изготовителю, сколько потребителю. Конечно, составляющая профессионального мастерства и их иерархия различны для тех или иных профессий.

    3. Разработка и проведение конкурса профессионального мастерства по профессиям: «Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования», «Мастер отделочных строительных работ».

    Проведению конкурса профессионального мастерства предшествует большая организационная работа, который начинается не менее, чем за 1 месяц до даты проведения. Для организации и проведения конкурса приказом директора создаётся оргкомитет, в состав которого входят: зам. директора по УПР, Зам. директора по УВР, преподаватели профессионального цикла, наиболее опытные мастера производственного обучения. Профессиональный конкурс проводится в кабинете и мастерских техникума в течение 1 дня. Участие в нём принимают по 3-5 обучающихся от каждой группы, которые отбираются по результатам групповых конкурсов. Оргкомитетом разрабатывается положение конкурса (приложение № 5), утверждаемые на заседаниях предметно-цикловых комиссии, в нём отражается:

  • цели конкурса;
  • организация и проведение конкурса;
  • подведение итогов, поощрение участников;
  • состав жюри.

Основными целями являются: совершенствование организации учебного процесса, определение качества и повышение уровня профессиональной подготовки, развитие творческой активности обучающихся, развитие интереса к изучаемой профессии, углубление знаний по спецпредметам, выявление и поощрение наиболее талантливых обучающихся.

Конкурс профессионального мастерства состоит из 3 этапов: подготовительного, самого конкурса, подведения итогов и награждения победителей.

Подготовительный этап включает в себя:

  • разработку оргкомитетом положения о конкурсе;
  • разработку практических и теоретических заданий мастерами п/о и преподавателями спецдисциплин, согласование заданий с оргкомитетом;
  • разработку критериев оценок конкурсных заданий мастерами п/о, согласование с оргкомитетом (максимальная сумма баллов в теоретической части не должна превышать сумму баллов в практической);
  • подготовку и проверку оборудования, материалов;
  • праздничное оформление мастерских техникума.

(Это необходимо для того, чтобы в ходе конкурса создать доброжелательную товарищескую обстановку и хороший психологический настрой).

Сам конкурс должен быть праздником, поэтому он начинается с торжественной линейки и приветствия директором или зам. директора по УПР. Затем участников конкурса знакомят с порядком проведения. Каждый участник вытягивает эмблему с его номером, которая прикалывается на грудь. Участники проходят в кабинет для выполнения теоретического задания, а после 20 минутного перерыва в мастерские, где проводится практическая часть.

Теоретическое задание конкурса - тест, состоит из 10-15 вопросов по МДК, материаловедению и черчению.(приложения 1.1 - 1.6) Практическое задание соответствует учебным планам и требованиям квалификационной характеристики соответствующего разряда. Все участники выполняют одинаковые задания на однотипном оборудовании собственным инструментом. Определяются нормы времени на выполнения практического задания. Отрабатываемые заранее критерии оценок по каждому элементу сообщаются на вводном инструктаже.

Основная задача членов жюри - следить за соблюдением обучающимися в процессе работы техники безопасности, организацией рабочего места, дисциплиной технологической последовательности, правильности выполнения трудовых приёмов и работ. Они записывают все нарушения, допущенные конкурсантами. Жюри подводит итоги согласно критериев оценок.(приложение 3.1) В случае равенства баллов учитывается время сдачи практических заданий.

Награждение победителей производится в торжественной обстановке в актовом зале вручением почётных грамот и ценных подарков.

Результаты конкурса учитываются при присвоение выпускникам квалификационных разрядов.

В условиях рыночной экономики возрастает значение профессионального мастерства работников и необходимость в высококвалифицированных конкурентоспособных специалистах. В настоящее время основными критериями оценки качества подготовки выпускника являются наличие не только профессиональных знаний, умений и навыков, но и профессиональных и общих компетенций. Одним из эффективных способов повышения компетенции, активизации познавательной деятельности студентов становятся конкурсы профессионального мастерства. Конкурсы профессионального мастерства создают оптимальные условия для творческой самореализации личности, ее профессиональной и социальной адаптации, для становления конкурентоспособного специалиста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В условиях рыночной экономики возрастает значение профессионального мастерства работников и необходимость в высококвалифицированных конкурентоспособных специалистах.

Основным результатом деятельности системы среднего профессионального образования, является высококомпетентный работник, готовый к социальной и профессиональной мобильности, непрерывному образованию, саморазвитию и самосовершенствованию своих компетенций, ускоренному усвоению инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира. В настоящее время основными критериями оценки качества подготовки выпускника являются наличие не только профессиональных знаний, умений и навыков, но и профессиональных и общих компетенций. Однако, несмотря на проводимые в профессиональном образовании перемены, в системе подготовки специалистов можно выявить ряд проблем.

Одной из важнейших среди них является проблема некомпетентности выпускников среднего профессионального образования: они не могут быстро адаптироваться к изменениям в обществе, не используют в работе новейшие образовательные технологии, не могут в полной мере проводить анализ собственной профессиональной деятельности.

Одна из причин некомпетентности выпускников заключается в отсутствии интереса к профессии и к учебной деятельности в целом. Преподаватели образовательных учреждений среднего профессионального образования задаются вопросом, как поднять уровень мотивации учебной и, в том числе, самостоятельной, творческой деятельности студентов. Высокая оценка, похвала педагога, победа в конкурсе - действительно приносят удовлетворение и являются хорошей наградой за труд, за потраченные время и усилия.

Таким образом, одним из эффективных способов повышения мотивации к обучению, активизации познавательной деятельности студентов становятся конкурсы профессионального мастерства. Проведение конкурса профмастерства - это увлекательная форма соревнования среди обучающихся. Студенты учатся организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Именно конкурсы профмастерства создают оптимальные условия для творческой самореализации личности, ее профессиональной и социальной адаптации.

В конкурсе профмастерства участвуют все группы одной профессии. Учащиеся поставлены в одинаковые условия, и их задача - показать свое профессиональное мастерство. Как правило, конкурс состоит из теоретической части (тестовые задания) и выполнения практического задания. Работу студентов оценивает жюри, в состав которого входят специалисты данных профессий. В процессе участия в конкурсе, студенты стремятся выполнить свою работу максимально качественно, так как намерены завоевать призовое место. В то же время, после подведения итогов конкурса, каждый из его участников может узнать, за что были снижены баллы. Это позволяет выполнить самоанализ работы и избежать подобных ошибок в дальнейшей деятельности. Участие в конкурсах подобного рода позволяет студентам не только усовершенствовать свои профессиональные навыки, но и оценить себя в сравнении со своими сокурсниками, что, в свою очередь, служит стимулом формирования потребности в профессиональном совершенствовании, что способствует профессиональному становлению будущего специалиста .

Те же, кто не принимал участия в подобных состязаниях, видят успехи своих сокурсников и тоже стремятся дотянуться до их уровня, понимая, что это возможно. В конкурсе практически каждый студент может показать высокий результат. Для этого нужны знания, сноровка, умение работать уверенно, быстро и качественно.

Участнику, занявшему первое место, присваивается звание «Лучший по профессии». На заключительном мероприятии подводятся итоги всей работы, проходит награждение наиболее активных участников, членов редколлегии, победителей, участников конкурсов профмастерства и т.д. Эти мероприятия всегда массовые, с привлечением большого количества ребят данной профессии. Обычно готовят номера художественной самодеятельности, и между заданиями по профессии проходит мини-концерт. Присутствующие получают много познавательной информации, которая расширяет кругозор учащихся, стимулирует рост профессионального мастерства, укрепляет желание учиться и совершенствоваться.

Таким образом, образовательная среда, где конкурсная деятельность интегрируется с учебой, способствует подготовке качественно нового типа специалиста, востребованного современным производством – конкурентоспособного специалиста – профессионала, готового адекватно ситуации и времени найти оптимальный и эффективный метод решения, выполнения задачи.

Иван Костров,
BodroGordo, Креативный директор

В небольших компаниях люди соревнуются, как привило, за собственный процент от продажи или бонус от реализации плана и достижения общего успеха компании. Соревновательность в небольших организациях имеет смысл, когда соперничают представители одной и той же профессии. В другом случае "конкурс" будет нечестным.
В некоторых крупных компаниях, в особенности с демократичным способом управления, существует практика соревнований внутри отделов или всей организации. Особенно примечательно то, что конкурсом или соревнованием это прямо не называется, а аккуратно вмонтировано в корпоративную культуру. И это, вероятно, лучшее, что я видел внутри организаций. Давайте рассмотрим, как это реализует шведская компании IKEA, где на сегодняшний день работает около 20 тыс. человек, а в каждом магазине примерно от 300 сотрудников.

Вся компания поделена на департаменты, департаменты на отделы, отделы поделены на бизнес-зоны. Каждая из бизнес-зон имеет свой план на день, неделю (важнее дневного) и месяц, который объединен в общий план магазина. Сотрудники не имеют личного плана продаж, что позволяет не конкурировать друг с другом, а организоваться для достижения общей цели. Отдел может отличиться на фоне всего магазина, увеличив процент достижения недельной целей и внести вклад в общее дело - исполнение плана продаж всего магазина. Результат отдельного человека не будет заметен на фоне всего магазина и даже отдела, хотя рычаги влияния на совершение посетителями большего числа покупок у сотрудника в целом есть.

С определенной периодичностью сотрудники, в том числе и менеджеры и топ-менеджеры, участвуют в ротации и работают в соседних отделах одного департамента. И даже мигрируют по департаментам, например, глава мебели может поменяться местами с главой сопутствующих товаров. Тем самым все сотрудники становятся взаимозаменяемыми на случай, если какому-то из отделов нужна помощь для достижения опять же общей цели магазина. Это важный аспект, он воспитывает коллективизм.

Анна Молчанова, заместитель
исполнительного директора Национального кровельного союза

Цель участия в конкурсе - победить. Это как в спорте. И "натаскивание" участников на победу здесь не меньшее. Пример: в 2009 году в Санкт-Петербурге Национальный кровельный союз принимал Чемпионат IFD по кровельному мастерству. Все понимали наше технологическое отставание в номинации по черепице от лидеров - немцев, швейцарцев, австрийцев. Пригласили немецкого преподавателя, который приехал и занимался с нашей командой. Когда ребята взяли первое место - это был такой накал страстей, такое ликование! До сих пор вспоминают.

В какой степени связаны (и связаны ли вообще) Конкурсы профмастерства, мотивация и вовлеченность сотрудников? Напрямую. Собственно, целью и является мотивация. Другое дело, что некоторые конкурсы оказываются так безобразно организованы, настолько скучны и формальны, что эффект оказывается обратным. Здесь очень многое зависит от организаторов и их опыта.

Наряду с конкурсами профессионального мастерства, традиционные проводимые компаниями, существуют конкурсы и чемпионаты для студентов и молодых специалистов.
При подаче заявки на участие у каждого конкурсанта конкретная цель. Однако есть ключевые мотивационные факторы независимо от возраста и статуса: будь то студент-старшекурсник или специалист с опытом работы в компании. Эти «драйверы» зачастую имеют глубокие психологические корни.
Во-первых, это возможность проверить себя в «безопасной» обстановке. В условиях добровольного прохождения конкурса участники застрахованы от неизбежного получения оценки знаниям и навыкам. Идеальная ситуация, чтобы попробовать, не боясь ошибиться или «быть плохим». При этом, если результат конкурса удовлетворил самого участника, он может представить его заинтересованным сторонам (указать в резюме, показать работодателю или преподавателю на кафедре).
Во-вторых, это шанс показать себя, реализовать амбиции. Здесь может и не быть желания материального вознаграждения, достаточно получить признание умений и талантов. Ведь необходимость в похвале, одобрении и признании – базовая психологическая потребность человека.
В-третьих, это возможность зарекомендовать себя как профессионала и начать (а для уже практикующих специалистов – продолжить) успешную карьеру в интересующей области. Например, тем, кто покажет лучший результат в конкурсе ACCA-IFRS PROFESSIONAL Student, работодатели-партнеры предложат стажировки или даже вакансии. Таким образом, профессиональный конкурс становится «социальным лифтом»: за короткое время можно перейти из категории обычного студента в востребованного молодого специалиста

Константин Гозман, генеральный директор агрохолдинга
«Дороничи» Кировская область

Цель проведения любого конкурса профессионального мастерства - усовершенствование навыков специалиста, его профессиональных качеств, поднятие планки достижения определенных целей и задач бизнеса, разработка новых проектов и идей для развития бизнес-процессов плюс оценка профессиональных качеств с целью продвижения специалиста по карьерной лестнице.
Подход, несомненно, будет разным – если на менеджерских позициях и управленческих постах мы внедряем четкие KPI с определением показателей и установленными сроками их достижения, то для линейного персонала агросектора и предприятий переработки проводим бригадные и персонализированные конкурсы с четкой системой критериев. Все это работает на развитие корпоративной культуры холдинга, когда персонал не только индивидуально, но и в группе коллег может развиваться, применять новый передовой опыт и знания в бизнес-процессы и, что важно, поддерживать в людях огромное желание развития.

Правильно поставленная задача конкурса профессионального мастерства может способствовать развитию единства взглядов на бизнес-процессы, развитию командного духа и преданности предприятию в достижении результатов.