Выделяют два основных направления: государственное регулирование (со стороны государственных органов) и саморегулирование (со стороны общественных аудиторских организаций). В России система регулирования пока находится в процессе становления, в данный момент преобладает государственное регулирование, но в процессе реформирования появляется все больше элементов саморегулирования.

В статьях 18 и 19 Закона от 7 августа 2001 г. № 199-ФЗ «Об аудиторской деятельности» определяются функции уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности (Министерства финансов) и функции Совета по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе. Основными функциями Министерства финансов являются: 1) издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность; 2) организация разработки и представление на утверждение Правительству РФ федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности; 3) организация в установленном законодательством РФ порядке системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в РФ, лицензирование аудиторской деятельности; 4) организация системы надзора за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами лицензионных требований и условий; 5) контроль за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности; 6) определение объема и разработка порядка представления уполномоченному федеральному органу отчетности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов; 7) ведение государственных реестров аттестованных аудиторов аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, профессиональных аудиторских объединений и учебно-методических центров в соответствии с положением о ведении реестров, утверждаемым уполномоченным федеральным органом, а также предоставление информации, содержащейся в реестрах, всем заинтересованным лицам; 8) аккредитация профессиональных аудиторских объединений.

Совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе организован в целях учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности. В соответствии с Законом совет по аудиторской деятельности: 1) принимает участие в подготовке и предварительном рассмотрении основных документов аудиторской деятельности и проектов решений уполномоченного федерального органа; 2) разрабатывает федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, периодически их пересматривает и выносит на рассмотрение уполномоченным федеральным органом; 3) рассматривает обращения и ходатайства аккредитованных профессиональных аудиторских объединений и вносит соответствующие рекомендации на рассмотрение уполномоченного федерального органа; 4) осуществляет иные функции в соответствии с положением о совете по аудиторской деятельности.

Одним из субъектов рынка аудиторских услуг является уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности. Таким органом, согласно постановлению Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. N 80 "О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации", стало Министерство финансов РФ. Данному государственному органу законодателем переданы все полномочия по регулированию аудиторского рынка (до этого Министерство финансов РФ лицензировало общий, страховой и инвестиционный аудит, а ЦБ РФ - банковский).

Предшественником уполномоченного федерального органа была Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ, действовавшая на основании вышеназванного Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2263.

В Законе об аудиторской деятельности четко определены функции уполномоченного федерального органа, которые, на наш взгляд, можно объединить по двум принципиальным направлениям, а именно:

1) создание условий для организации и проведения аудита (организационное регулирование);

2) создание условий для развития аудита в РФ (стратегическое регулирование).

К группе организационного регулирования следует отнести полномочия федерального органа по организации системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов, лицензированию аудиторской деятельности, организации системы надзора за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами лицензионных требований и условий, ведению государственных реестров аттестованных аудиторов и профессиональных аудиторских объединений, а также их аккредитации (ст. 18).

В рамках стратегического регулирования уполномоченный федеральный орган наделяется функциями по организации разработки и представлению на утверждение Правительства РФ федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, определению объема и порядка представления отчетности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Новым по сравнению с Временными правилами является предусмотренное ст.19 Закона создание Совета по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе. Основной целью его деятельности является учет мнения профессиональных участников рынка аудиторских услуг.

Помимо этого Совет по аудиторской деятельности вправе принимать участие в подготовке, предварительном рассмотрении основных документов и проектов решений уполномоченного федерального органа, разрабатывать федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, рассматривать обращения и ходатайства аккредитованных профессиональных аудиторских объединений и вносить соответствующие рекомендации на рассмотрение федерального органа, а также осуществлять другие функции в соответствии с Положением о Совете по аудиторской деятельности (п.1, 2 ст.19).



Члены Совета утверждаются руководителем уполномоченного федерального органа по представлению аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, федеральных органов исполнительной власти, научных организаций и высших учебных заведений. При этом представительство аккредитованных профессиональных аудиторских объединений должно составлять не менее 51% от общего Состава совета (п.3 ст.19). В состав этого органа должны также входить представители государственных органов, ЦБ РФ, пользователей аудиторских услуг и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих регулирование профессиональной деятельности организаций, подлежащих обязательному аудиту.

Аудиторская деятельность в России организуется с учетом мирового опыта. В мировой практике можно выделить две концепции регулирования, аудиторской деятельности. Первая из них получила распространение в Австрии, Испании, Франции, Германии, где аудиторская деятельность строго регламентируется централизованными органами на них фактически возлагается функции государственного контроля за аудиторской деятельностью. Вторая концепция развита в англоязычных странах США и Великобритания, где аудиторская деятельность в некотором виде, саморегулируется. Аудит в этих странах ориентирован в основном на потребности акционеров, инвесторов, кредиторов и других хозяйствующих субъектов. Аудиторская деятельность здесь регулируется преимущественно общественными аудиторскими объединениями.

В России регулирование аудиторской деятельности проводится как органами государственного регулирования (Министерством Финансов РФ, Банком России), так и общественными саморегулируемыми организациями аудиторов. Приоритет в этом отношении принадлежит Министерству Финансов Российской Федерации, хотя намечается расширение функций и общественных аудиторских объединений.

В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» №307-ФЗ от 30.12.2008г. вступивший в силу с.01.01.2009г. Функции государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации. Функции уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности возложены на Министерство финансов Российской Федерации . Министерство Финансов России возложил выполнение данных функций на созданный в этом министерстве Департамент регулирования государственного финансового контроля аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности. Основной задачей департамента является государственное регулирование аудиторской деятельности и разработка единой политики в области аудита.



Функциями государственного регулирования аудиторской деятельности является:

1. выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности;

2. нормативно ‑ правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности в том числе:

‑ утверждение федеральных стандартов аудиторской деятельности;

‑ правил независимости аудиторов и аудиторских организаций;

‑ принятие в пределах своей компетенции иных нормативно – правовых актов регулирующих аудиторскую деятельность.

3. ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов;

4. анализ состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации;

5. иные предусмотренные настоящим Федеральным законом функции.

В целях обеспечения общественных интересов в ходе осуществления аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе создан совет по аудиторской деятельности осуществляющий следующие функции:

1. рассматривает вопросы государственной политики в сфере аудиторской деятельности;

2. рассматривает проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности и иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, и рекомендует их к утверждению уполномоченным федеральным органом;

3. одобряет порядок разработки проектов федеральных стандартов аудиторской деятельности, а также кодекс профессиональной этики аудиторов;

4. оценивает деятельность саморегулируемых организаций аудиторов по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов и при необходимости дает рекомендации по совершенствованию этой деятельности;

5. вносит на рассмотрение уполномоченного федерального органа предложения о порядке осуществления им внешнего контроля качества работы аудиторских организаций.

Состав совета по аудиторской деятельности утверждается руководителем уполномоченного федерального органа.

В состав совета по аудиторской деятельности входят:

1) 10 представителей пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности;

2) два представителя уполномоченного федерального органа;

3) по одному представителю:

‑ от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности;

‑ от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков:

‑ от Центрального банка Российской Федерации;

4) два представителя от саморегулируемых организаций аудиторов.

Председатель совета по аудиторской деятельности избирается на первом заседании совета из представителей пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, входящих в состав совета.

Решения совета по аудиторской деятельности принимаются простым большинством голосов членов совета, участвующих в его заседании. В целях подготовки решений совета по аудиторской деятельности создается его рабочий орган. Состав рабочего органа по аудиторской деятельности и его численность утверждаются уполномоченным федеральным органом. Сведения о деятельности совета по аудиторской деятельности и его рабочего органа должны быть открытыми и общедоступными.

1 декабря 2007 года издан федеральный закон Российской Федерации № 315 ФЗ «О саморегулируемых организациях» вступивший в силу 17.12.2007 года. Саморегулируемой организацией аудиторов признается некоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности при условии: объединения в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее 700 физических лиц или не менее 500 коммерческих организаций.Требованиями к членству аудиторских организаций в саморегулируемой организации аудиторов являются:

1. коммерческая организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества, государственного или муниципального унитарного предприятия;

2. численность аудиторов, являющихся работниками коммерческой организации на основании трудовых договоров, должна быть не менее трех;

3. доля уставного (складочного) капитала коммерческой организации, принадлежащая аудиторам и (или) аудиторским организациям, должна быть не менее 51 процента;

4. безупречная деловая репутация;

5. наличие и соблюдение правил осуществления внутреннего контроля качества работы;

6. уплата взносов в саморегулируемую организацию аудиторов в размерах и порядке, которые устанавливаются ею

Требованиями к членству аудиторов в саморегулируемой организации аудиторов являются следующие требования:

1. наличие квалификационного аттестата аудитора;

2. безупречная деловая (профессиональная) репутация;

3. уплата взносов в саморегулируемую организацию аудиторов в размерах и порядке, которые устанавливаются ею;

Аудиторская организация, аудитор могут являться членами только одной саморегулируемой организации аудиторов. Для вступления в члены саморегулируемой организации аудиторов в качестве аудиторской организации коммерческая организация подает в саморегулируемую организацию аудиторов заявление о вступлении.

Для осуществления деятельности в качестве саморегулируемой организации аудиторов некоммерческой организацией должны быть созданы специализированные органы, осуществляющие контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации аудиторов требований настоящего Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов и рассмотрение дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации аудиторов мер дисциплинарного воздействия. Саморегулируемая организация аудиторов наряду с функциями, установленными Федеральным законом "О саморегулируемых организациях", разрабатывает и утверждает стандарты саморегулируемой организации аудиторов, принимает кодекс профессиональной этики аудиторов, разрабатывает проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности, участвует в разработке проектов стандартов в области бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности, организует прохождение аудиторами обучения по программам повышения квалификации. Саморегулируемая организация аудиторов наряду с правами, установленными Федеральным законом "О саморегулируемых организациях", имеет право устанавливать в отношении аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, которые являются ее членами, дополнительные к требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, требования, обеспечивающие их ответственность при осуществлении аудиторской деятельности, разрабатывать и устанавливать дополнительные к мерам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, меры дисциплинарного воздействия на ее членов за нарушение ими требований настоящего Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов, организовывать профессиональное обучение лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью.

Практические задания к теме 1.2. Правовые основы аудиторской деятельности

Задание 1. Дайте ответы на следующие вопросы темы:

1. Какова организация аудиторской деятельности в Российской Федерации.

2. Нормативно ‑ правовое регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации.

3. Характеристика Федерального закона «Об аудиторской деятельности» №307 – ФЗ от 30 12 2008 года.

4. Полномочия органов государственной власти и саморегулируемых организаций аудиторов в регулировании аудиторской деятельности Российской Федерации.

5. Роль, значение и задачи уполномоченного федерального органа исполнительной власти в регулировании аудиторской деятельности

6. Саморегулируемая организация аудиторов и ее роль в регулировании аудиторской деятельности

7. Совет по аудиторской деятельности, его функции.

8. Права, обязанности, ответственность аудируемого лица.

9. Права, обязанности аудитора (аудиторской организации).

10. Аудиторская тайна. Ответственность аудитора (аудиторской организации).

Задание 2. Тесты

Для осуществления аудита требуются наличие нормативных актов и система органов, на которые возложены контрольные функции по проверке соблюдения аудиторами требований законодательства Российской Федерации.

Аудиторскую деятельность регулируют следующие нормативные акты.

1. Законы и иные нормативные акты Российской Федерации:

· Федеральный закон от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;

· постановление Правительства РФ от 29.03.2002 № 190 «О лицензировании аудиторской деятельности», действует до 01.07.2006; приказ Минфина России от 12.09.2002 № 93н «Об утверждении временного положения о системе аттестации , обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации»;

· иные нормативные акты, не противоречащие Федеральному закону от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

2. Федеральные , утвержденные Правительством РФ.

3. Отраслевые нормативные акты:

· внутренние правила (стандарты), действующие в аккредитованных профессиональных аудиторских объединениях;

· Кодекс профессиональной этики аудиторов, действующий в аккредитованных профессиональных аудиторских объединениях.

4. Внутрифирменные правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в аудиторской организации , у индивидуального аудитора.

Основным нормативным актом, регулирующим аудит в России, является Федеральный закон от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». В нем дано понятие аудита, аудиторских услуг, определены права, обязанности, ответственность аудируемых лиц, аудиторской организации; раскрыты требования по аттестации, лицензированию ; определены органы, на которые возложены контрольные функции за соблюдением требований законодательства в области аудита.

Контроль за соблюдением норм законодательства, стандартов аудита и профессиональной этики может осуществляться как уполномоченным государственным органом, так и профессиональными аудиторскими объединениями. В международной практике сложились различные подходы к регулированию аудиторской деятельности: от жестко централизованной со стороны государства системы во Франции, где Корпорация экспертов -бухгалтеров (действующая с 1945 г.) находится под патронажем Министерства финансов, а Объединение комиссаров по счетам (действующее с 1968 г.) ¾ Министерства юстиции и судебных органов, до системы саморегулирования посредством профессиональных общественных аудиторских объединений в англоязычных странах (США, Великобритании). В первом случае пользователями результатов аудита , представленных вместе с финансовой отчетностью, является государство, во втором ¾ инвесторы , собственники. 1 В англоязычных странах происходят изменения тенденции развития контроля за аудиторской деятельностью, осуществляемой со стороны государства, что свидетельствует об усилении роли государственного контроля в отношении профессиональных объединений.

К органам, осуществляющим контроль за аудиторской деятельностью в России, относятся:

· уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определенный Правительством РФ;

· аккредитованные профессиональные аудиторские объединения.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 07.08.2001 № 199-ФЗ «Об аудиторской деятельности» на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в лице Минфина России возложены следующие функции:

· издание нормативных актов в пределах своей компетенции;

· организация разработки и представления на утверждение Правительству РФ правил (стандартов) аудиторской деятельности;

· организация системы аттестации , обучения, повышения квалификации, лицензирования ;

· организация системы надзора за соблюдением лицензионных требований;

· осуществление контроля за соблюдением федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

· определение объема и порядка предоставления отчетности об аудиторской деятельности, финансовой отчетности (с 1999 г. формируется банк данных по отчетности, направляемой аудиторскими организациями в соответствии с приказом Минфина России от 27.10.1999 № 69н 2);

· ведение реестра аудиторов, аудиторских фирм;

· осуществление аккредитации профессиональных аудиторских объединений.

Профессиональные аудиторские объединения в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» являются саморегулируемыми и создаются с целью обеспечения условий аудиторской деятельности своих членов, осуществления контроля за качеством выполняемых ими профессиональных услуг, защиты их интересов, действуют на некоммерческой основе.

Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения имеют право:

· участвовать в аттестациина право осуществления аудиторской деятельности;

· разрабатывать в соответствии с квалификационными требованиями учебные программы, планы, осуществлять профессиональную подготовку аудиторов ;

· проводить проверки качества работы своих членов самостоятельно или по поручению уполномоченного федерального органа;

· применять меры по итогам проверок;

· обращаться в уполномоченный федеральный орган с ходатайством в отношении своих членов а) о наложении взыскания за несоблюдение законодательства; б) о выдаче претендентам, приостановлении действия, аннулировании квалификационных аттестатов аудиторов; в) о выдаче, приостановлении действия, аннулировании лицензии ;

· обращаться с предложениями по регулированию аудиторской деятельности;

· содействовать развитию профессии аудитора и повышению эффективности аудиторской деятельности в Российской Федерации;

· защищать профессиональные интересы аудиторов в органах государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, судах, правоохранительных органах;

· разрабатывать и издавать литературу по аудиту и сопутствующим услугам;

· представлять интересы аудиторов в международных профессиональных организациях аудиторов;

· осуществлять иные функции.

Профессиональные аудиторские организации должны:

· получить аккредитацию в уполномоченном федеральном органе;

· установить обязательные для своих членов правила (стандарты) осуществления профессиональной деятельности;

· определить требования к профессиональной этике;

· осуществлять систематический контроль засоблюдением профессиональных и этических норм.

В аккредитованном профессиональном аудиторском объединении должно быть не менее 1000 аттестованных аудиторов и (или) не менее 100 аудиторских организаций. В перспективе предполагается передать аккредитованным аудиторским объединениям широкие полномочия по организации и осуществлению внешнего контроля качества аудита в отношении аудиторских организаций и аудиторов. Предлагается, что каждая аудиторская организация, аудитор обязаны будут планово проходить внешний контроль качества работы не реже чем один раз в два, три года.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» при уполномоченном федеральном органе исполнительной власти определен Совет по аудиторской деятельности. Он создается для учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности и выполняет следующие функции:

· принимает участие в подготовке и предварительном рассмотрении основных документов аудиторской деятельности и проектов решений Минфина России;

· разрабатывает федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности , периодически их пересматривает и выносит на рассмотрение в Минфин России;

· рассматривает обращения и ходатайства аккредитованных профессиональных аудиторских объединений и вносит соответствующие рекомендации на рассмотрение в Минфин России.

В соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» большая роль в организации внешнего контроля качества и развитии аудита в России предоставляется профессиональным аудиторским объединениям.

1 Аудит / Ю. А. Данилевский, С. М. Шапигузов, Н. А. Ремизов и др. М.: ИД ФБК ПРЕСС, 2002.

2 Приказ Минфина России от 27.10.1999 № 69н «Об утверждении порядка представления отчета аудиторскими организациями и аудиторами, имеющими лицензии на осуществление аудиторской деятельности в области общего аудита, аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, а также аудита страховщиков» // Финансовая газета. 1999. № 51.

Что такое аудит?

Ауди́т или ауди́торская прове́рка

Сколько уровней нормативно-законодательных актов по аудиту в России?

Правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации определены Федеральным законом № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности». Аудиторская деятельность в РФ осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом. Федеральным законом от I декабря 2007 г. № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях», другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ постоянно реформируется. На современном этапе она включает несколько уровней и в общем виде представлена в табл. 1.2.



Действующая в России система нормативного регулирования аудиторской деятельности включает пять уровней:

Первый уровень:
1. Федеральный закон РФ от 30.12.2008 №307 – ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
Федеральный закон определяет правовые основы аудиторской деятельности в России с 1 января 2009 года и содержит:
- Формулировку понятия и цели аудиторской деятельности
- Перечень сопутствующих аудиту услуг, которые имеют право оказывать аудиторы и аудиторские организации;
- Требования к аудиторам и аудиторским организациям;
- Состав прав и обязанностей аудиторов (аудиторских организаций) и проверяемых экономических субъектов;
- Перечень организаций, для которых проведение ежегодного аудита является обязательным;
- Требование о соблюдении принципа конфиденциальности (аудиторская тайна) при проведении аудита;
- Требование об обязательном соблюдении принципа независимости при проведении аудита и ограничения для его обеспечения;
- Определение правил (стандартов) аудита и требования об их обязательном применении;
- Определение статуса аудиторского заключения и ответственность за предоставление ложного заключения;
- Требования к обязательному контролю качества аудита;
- Требования к аттестации аудиторов и условиях аннулирования аттестата;
- Требования к членству в саморегулируемой организации аудиторов;
- Определение компетенции федерального органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов;
- Требования к саморегулируемой организации аудиторов, необходимые для включения ее в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов;
- Требование к аудиторским организациям об обязательном страховании рисков ответственности за нарушение условий договора при проведении обязательного аудита.

2. Федеральный закон РФ от 07.08.2001 №119 – ФЗ «Об аудиторской деятельности» (в действующей редакции);
Данный закон с 01.01.2009 года действует совместно с ФЗ РФ № 307-ФЗ от 30.12.2008 г. в части не противоречащей указанному закону и утратил силу с 1 января 2011 г.
3. Федеральный закон РФ от 01.12.2007 №315 –ФЗ «О саморегулируемых организациях»;
4. Другие федеральные законы;
5. Указы президента.

Второй уровень:
Постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты государственного регулирования аудиторской деятельности, министерств и ведомств, призванные обеспечить эффективное функционирование института отечественного аудита в рыночных условиях, его поступательное развитие и совершенствование, контроль за деятельностью аудиторов.

Третий уровень:
правила (стандарты) аудиторской деятельности, разрабатываемые с целью установления норм аудита, однозначно интерпретируемыми всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности.

Четвертый уровень :
методики аудиторской деятельности, регламентирующие порядок осуществления аудиторами проверок применительно с конкретными отраслями, по отдельным вопросам налогообложения, финансов и по специальным аудиторским заданиям.

Пятый уровень:
внутренние стандарты аудиторских организаций, подготавливаемые с целью разъяснения положений правил (стандартов) аудиторской деятельности, оказания помощи в их технической реализации, в выработке приёмов и способов выполнения конкретных аудиторских процедур. Они разрабатываются самими аудиторскими организациями и обеспечивают единый подход к проведению проверок и контролю их результатов в данной аудиторской организации.

Какие вы знаете виды аудита?

Критерии Виды
По отношению к пользователям информации Внешний Внутренний
По отношению к требованиям законодательства Обязательный Инициативный
По объектам аудита Банковский Аудит страховых организаций Аудит бирж, инвестиционных институтов и внебюджетных фондов Общий Государственный
По назначению Аудит финансовой отчетности Налоговый Аудит на соответствие требованиям Ценовой Управленческий (производственный) аудит Аудит хозяйственной деятельности Специальный (экологический, операционный и др.)
По времени осуществления Первоначальный Согласованный (повторяющийся) Оперативный
По характеру проверки Подтверждающий Системно-ориентированный Аудит, базирующийся на риске

Аудит - это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организации и индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с делением бухгалтерии на финансовую (внешнюю) и производственную (внутреннюю), аудит подразделяется на внешний и внутренний.

Внешний и внутренний аудит дополняют друг друга, но и имеют существенные различия.

Внутренний аудит – есть независимая деятельность в организации на (предприятии) по проверке и оценке ее работы в ее интересах.

Цель внутреннего аудита – помочь членам организации эффективно выполнять свои функции.

Деятельности?

Кто может быть аудитором?

Статья 4 Закона № 307-ФЗ определяет, что аудитор - физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

Физическое лицо признается аудитором с даты внесения сведений о нем в реестр аудиторов и аудиторских организаций.
Аудитор, являющийся работником аудиторской организации на основании трудового договора между ним и аудиторской организацией, вправе участвовать в осуществлении аудиторской организацией аудиторской деятельности, а также в оказании прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью.
Аудитор также может заниматься аудиторской деятельностью как индивидуальный предприниматель. В этом случае он должен пройти установленную процедуру регистрации.
Положения статьи 4 Закона № 307-ФЗ применяются только к физическим лицам, осуществляющим аудит в смысле этого закона – аудит бухгалтерской отчетности, на основании заключаемых с аудируемым лицом договоров. То есть, они неприменимы к другим видам аудита: аудиторам Счетной Палаты РФ, сотрудникам отдела досудебного аудита Федеральной налоговой службы, внутренним аудиторам, аудиторам, проводящим экологический аудит или аудит тарифов и т.д.

Кроме того, следует различать понятие «аудитор» в смысле закона и должность «аудитор». Например, физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов, является «аудитором» в смысле закона, но может работать на должности «Руководитель аудиторской организации. Физическое лицо, не имеющее квалификационного аттестата аудитора, может работать в должности «аудитор» департамента внутреннего контроля крупного предприятия, но не являться аудитором в смысле закона № 307-ФЗ.

Вопросы к зачету по Основам аудита.

Что такое аудит?

Ауди́т или ауди́торская прове́рка - процедура независимой оценки деятельности организации, системы, процесса, проекта или продукта. Чаще всего термин употребляется применительно к проверке бухгалтерской отчётности организаций с целью выражения мнения о её достоверности.

Различают операционный, технический, экологический, качества и прочие разновидности аудита. Отдельные виды аудита близки по значению к сертификации. Следует отличать эти виды аудита от аудита финансовой отчётности.

Кто осуществляет регулирование аудита в РФ?

Основным нормативным актом, регулирующим аудит в России, является Федеральный закон от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». В нем дано понятие аудита, аудиторских услуг, определены права, обязанности, ответственность аудируемых лиц, аудиторской организации; раскрыты требования по аттестации, лицензированию; определены органы, на которые возложены контрольные функции за соблюдением требований законодательства в области аудита.

Контроль за соблюдением норм законодательства, стандартов аудита и профессиональной этики может осуществляться как уполномоченным государственным органом, так и профессиональными аудиторскими объединениями

К органам, осуществляющим контроль за аудиторской деятельностью в России, относятся:

уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определенный Правительством РФ;

аккредитованные профессиональные аудиторские объединения.