"Фото-монстр" - это большой обучающий портал для фотографов. Ваш ждут 800+ статей и 220+ видеоуроков по съемке и обработке фотографий. Уже более 95 000 человек подписаны на рассылку проекта, а в группе VK уже 85 000 человек.
Присоединяйтесь!

"Videosmile" - это большой обучающий портал для видеографов. Все что касается обработки видео, монтажа, спецэффектов, моушен-графики, все это ждет вас на проекте Videosmile!

"Жизнь в стиле Кайдзен" - видеоблог Евгения Попова о саморазвитии. Это своеобразная база знаний проверенных техник, позволяющих жить более счастливой и гармоничной жизнью. Живое питание, осознанность, долголетие, продуктивность, трансерфинг, иностранные языки. Если вам все это близко, то добро пожаловать на данный проект.

Если вам нужен хостинг для сайта, но вы боитесь нарваться на кота в мешке, то добро пожаловать в мой независимый рейтинг хостинг-провайдеров, который включает в себя уже более 90 хостеров из разных стран. График надежности, мощности, отзывы, видеоуроки по каждому хостеру.

Часто основным сдерживающим фактором у начинающего предпринимателя бывает страх перед сложностью предстоящей работы и неспособность удержать в голове не только весь необходимый объем информации, но и собственно само видение структуры бизнес-плана.

Одним из простых и действенных решений этой проблемы может быть использование интеллект-карт. Для тех, кто не знает, интеллект-карты или mind maps — это очень эффективный и визуально понятный инструмент для решения таких задач, как структурирование и запоминание больших объемов информации, подготовка и проведение презентаций, проведение мозговых штурмов и принятие решений, тайм-менеджмент, разработка сложных проектов, и многих других.

Давайте посмотрим, как mind maps могут помочь предпринимателю в составлении бизнес-плана. Как мы знаем, бизнес-план имеет четкую иерархическую структуру, а такие структуры описывать с помощью интеллект-карт особенно эффективно.

Возьмем в качестве примера стандарт бизнес-планирования, рекомендованный Федеральным Фондом поддержки малого предпринимательства и представим его в виде интеллект карты. Ниже я привожу два скриншота интеллект-карты, описывающей данный стандарт.

На первом скриншоте показан только первый уровень — разделы содержания бизнес-плана.

На втором полная интеллект-карта со всей необходимой для работы информацией. Для просмотра в более читаемом масштабе просто кликните по картинке и увеличьте ее.

Помимо того, что вы одним взглядом можете видеть все блоки и их необходимое содержание, вы также можете очень удобно контролировать процесс создания бизнес-плана, отмечая различные состояния готовности разделов и подразделов — готовые, проблемные, важные или, наоборот, ненужные для планируемого проекта. Тогда, открывая всего один файл, вы будете полностью видеть полную картину текущего состояния вашего бизнес-плана. Также вы можете дополнительно прикреплять к любой ветви интеллект-карты всевозможные файлы и добавлять примечания и дополнения.

Если вы ранее уже использовали mind maps, то создание интеллект-карты вашего бизнес-плана не составит никакого труда. Если же нет, то сделав ее, вы получите опыт, который может очень сильно пригодится вам в дальнейшем, так как сферы применения интеллект-карт безграничны и они являются одним из лучших инструментов структурирования любой информации.

Что касается программного обеспечения для работы с mind maps, то его на сегодняшний день более, чем достаточно. Для создания показанных выше интеллект-карт я использовал бесплатную версию программы Xmind, которую вы можете скачать с ее официального сайта . Функционала бесплатной версии вполне хватает для решения большинства задач, плюс данная программа является кроссплатформенной и работает под Windows, Mac OS и Linux. А значит вы сможете использовать свои интеллект-карты практически на любом компьютере.

2. В разделе «» отправьте запрос и укажите тему: «Пришлите пример в Xmind».

После этого я отправлю эту интеллект-карту на указанный вами e-mail адрес.

«Ментальная карта… Опять эзотерика?» - подумала я, впервые прочитав это название больше полугода назад. Потом вникла, попробовала нарисовать в таком формате свои планы на неделю. Получилось на удивление легко и интересно.
Здесь бы я могла написать, что с тех пор я стала пользоваться картами постоянно, но это не так. Я про них забыла. И вспомнила лишь в августе, когда планировала поездку в отпуск. Вот что из этого получилось.

Что такое интеллект-карты
После первой встречи с картами прошло несколько месяцев. Я планировала свое время: звенел таймер Pomodoro, работала матрица Эйзенхауэра, календарь пополнялся делами и раскрашивался в разные цвета. Но было ощущение, что есть еще какой-то классный метод, только вспомнить его не могу.

И вдруг, случайно наткнувшись на обзор сервисов для майнд-карт, я поняла, какого инструмента мне не хватает. Пазл сложился и понеслось – карта для похода в магазин, для планирования жизненных целей, для работы. Карты, карты, карты…Они были синими и разноцветными, в mindmaps и на альбомных листах. Сейчас эйфория схлынула, и я более трезво пользуюсь ими. Расскажу, как и когда.

Интеллект-карты и я
Эти штуковины эффективны там, где требуется набросать общее видение ситуации и поэтапно детализировать ее. С помощью карт мои коллеги составляют семантические ядра, проектируют карту сайта, проводят маркетинговые исследования, генерируют идеи, готовятся к презентациям, организовывают мероприятия, планируют бюджет и просто составляют список дел на неделю.

Где можно пользоваться картами

1. Работа с информацией (презентации, выступления)

Что делаю я
С помощью карт собираю информацию, сортирую ее. Что мне известно о предмете: свойства, недостатки, особенности, использование – все это легко укладывается в схему интеллект-карты.

Что делать вам
Замените нудную лекцию простой презентацией, и вы привлечете внимание аудитории. Замените интересной презентацией –завоюете еще и уважение слушателей.

2. Обучение и запоминание

Что делаю я
То же самое, что и в предыдущем пункте: выделяю основной вопрос, раскладываю его по полочкам. Огромный плюс карт – можно дорисовывать ветки, если вдруг в голову пришла новая мысль. Поэтому рисую всегда с запасом. С сервисами у меня не очень пока складывается дружба, я предпочитаю белоснежный лист и цветные фломастеры.

Что делать вам
Создавайте конспекты лекций или книг, пишите различные тексты (курсовые, диссертации, статьи), анализируйте текст. Можно использовать детальные карты (1 карта-1 вопрос), можно записывать основные схемы.
Кстати, большинство из вас видело подобие интеллект-карт в учебниках – это блок-схемы основных вопросов курса.

3. Мозговой штурм.

Что делаю я
Придумываю идеи (что подарить на праздник), решаю проблемы (где найти время на занятия) – так карты помогают при мозговом штурме. Могу рисовать карты одна или с коллегами, в любом случае это эффективно.

Что делать вам
Карты для брейнсторминга рисуются как обычно. В центре – проблема, крупные ветки – решения, мелкие – особенности или последствия. Если нужно генерировать идеи, то в центре будет тема, а сами идеи – это крупные ветки.

4. Принятие решений.

Что делаю я
Я логик до мозга костей. Интуитивные решения – не мой конек. И тут у меня возникают расхождения с Тони Бьюзеном, основоположником метода интеллект-карт. Считается, что рисование, использование символов стимулируют творческое мышление, а значит, мозг настраивается на поиск эффективного и нестандартного выхода из ситуации (с тим не спорю). А еще в такие моменты включается интуиция и мы на ее основании принимаем решение (вот тут закавыка).
Поэтому я просто в центре листа пишу проблему, ветками 2 уровня обозначаю все возможные решения, а ветками 3 уровня – последствия этих решений.

Что делать вам
Записываете проблему и крутите ее со всех сторон, параллельно записывая все, что в голову придет. Упорядочили мысли – увидели решение. Кому легче оперировать фактами и цифрами, тот пишет их на ветках. А кто полагается на интуицию, тот сделает ставку на ассоциативность карт.

5. Планирование.

Планируйте рабочие и личные проекты, бюджет или время.

Что делаю я
Сначала на карте я записала все книги, которые хочу прочитать. Потом от книги выделила форму, в которой буду усваивать материал (конспект, саммари). И создала аналогичную цель на SmartProgress .
И тут вылез жирный такой недостаток карт - их трудно привязывать к срокам. На диаграмме Ганта, например, четко видно, какое событие и когда должно идти, видна временнАя взаимосвязь событий. А на майнд-карте можно только подписать срок, до которого нужно выполнить задачу. В SmartProgress можно ставить промежуточные сроки, там есть напоминания о дедлайнах. Так что в связке эти два инструмента работают хорошо.

Что делать вам
В центре листа обозначьте цель, например, «провести юбилей свадьбы». А дальше записывайте ассоциации. Выбор места проведения, список гостей, меню, бюджет, программа – вот ключевые линии вашей интеллект карты. От каждого крупного луча отходят еще несколько маленьких лучиков, конкретизирующих, кого и каким способом вы пригласите, какие элементы программы будут, и кто за них отвечает.

Почему выигрышна именно такая форма
Любая входящая информация должна сначала сформироваться в образ. Тогда она запомнится гораздо легче и на более долгий срок. Роль карт – упорядочивание, систематизация, наглядное представление информации. Неважно, планируете ли вы юбилей или организовываете командную работу над проектом, все основные данные можно уместить на одном большом листе.

Чем больший объем коры головного мозга подключается к восприятию информации, тем она лучше запоминается. Мозг мыслит не линейно, а ассоциативно, поэтому для большинства людей интеллект-карты – подходящий инструмент планирования или работы с большим объемом данных.

Плюсы и минусы интеллект-карт
О недостатках я уже писала – нет взаимосвязанности со сроками.

А теперь о достоинствах.

Мозг сначала фокусируется на ключевых направлениях проекта. Это помогает расставить приоритеты.
Наглядно видны все основные и вспомогательные этапы проекта. Заметны и противоречия, помехи, накладки.
Удобно помечать уже пройденные пути.
Легко дополнять проект, дорисовывая новые ветви.
На картах можно размещать неоднородные элементы: мегабайты дружелюбно соседствуют с количеством людей.

Что, если использовать майндмэппинг для планирования целей? В сочетании со SmartProgress получается вполне результативно. На карте определяются основные направления, а дисциплинирование происходит с помощью сервиса.

Как строить карты
Принципы рисования карт

В центре листа или чуть выше нарисуйте центральный образ (идею, цель, проблему). Отведите от него ветки первого уровня (под-идеи), с ассоциациями или ключевыми понятиями, немного раскрывающими центральный образ. От веток 1 уровня отведите ветки 2 уровня. Если необходимо, добавьте ветки 3 уровня.

12 советов по рисованию карт

1. Включайте образное, творческое мышление и ассоциативность. Это помогает мозгу с разных сторон подходить к проблеме и искать необычное, но эффективное решение.
2. Используйте разные цвета веток, чтобы разделять направления работы. Если это карта с заданиями для сотрудников, помечайте ветки конкретным цветом для каждого участника проекта. Цветов должно быть не больше 8, чтобы не растеряться. Самая высокая скорость восприятия у красного, желтого и оранжевого цветов. Самая низкая – у коричневого, голубого и зеленого.
3. Количество веток 2 и последующих уровней не должно быть больше 5-7.
4. Карта отражает стиль мышления, поэтому не стремитесь ее стандартизировать.
5. Утрированные примеры лучше запоминаются. Поэтому смело рисуйте необычные картинки.
6. Рисование от руки стимулирует мышление. Несмотря на разные удобные сервисы, не пренебрегайте белой бумагой и фломастерами.
7. Делайте образы яркими и запоминающимися, чтобы они вызывали эмоции. Это поможет мозгу работать в правильном направлении.
8. Выстраивайте структуру согласно иерархичности: важные понятия ближе к центру, детали – дальше. Можно пронумеровать ветки при необходимости.
9. Меньше слов, больше рисунков. Если несколько слов, то записывайте их в одну линию, чтобы глаз не совершал лишних движений.
10. Придумывайте свои символы. Молния – быстрый, глаз – контроль, лампочка – важное.
11. Линии первого уровня рисуйте толще, чтобы видеть важность действий. Длина линии равна длине слова. Изменяйте размер букв, чтобы подчеркнуть важность ветки.
12. Разграничивайте ветви, обводя их в блоки, соединяйте стрелками, чтобы показать взаимосвязь.

Сервисы для интеллект-карт
Если вы не любите рисовать от руки (и очень зря!), то выбирайте платные или бесплатные программы для рисования карт на компьютере. Они отличаются дизайном, способами экспорта изображений, возможностью подключать To-do List, совместимостью с платформами.
Я пользуюсь онлайн-сервисом MindMeister. Он совмещается с Meistertask (планировщиком). Плюс можно подключать платные PRO-пакеты. Данные хранятся на облаке, поэтому я могу с любого ноута подгружать карты. Яркий, много возможностей для творчества, интуитивно понятный в управлении. Шаблоноы есть, не знаю, кому как, мне пока хватает.

Психологи считают, что лучше всего рисовать от руки, максимально активизируя творческое мышление, тогда вы будете думать и решать проблемы гораздо эффективнее. А современный ритм жизни предлагает использовать любой понравившийся сервис. Что ж, решать вам. Но интеллект-карты - это инструмент действительно классный, рекомендую.

Интеллект-карта (mind map, известная также как майнд-карта, карта мыслей и ментальная карта) - это аналитический инструмент, который используют, если необходимо найти максимально эффективное решение задачи. Применять интеллект-карты можно с самыми разными целями: чтобы генерировать идеи, готовиться к презентациям, организовывать и проводить различные мероприятия, конспектировать лекции, запоминать большие объемы информации, планировать рабочий день, ход работы над проектом или свободное время и многое, многое другое.

Радиантное мышление

Тони Бьюзен: «Изучая структуру головного мозга, я обнаружил то, что так настойчиво искал. Меня вдохновил тот факт, что мозг человека состоит примерно из 100 миллиардов клеток, каждая из которых вносит свой вклад в мыслительный процесс. Строение нейронов не могло не вызывать восхищения: от центра клетки во все стороны отходят отростки, напоминая разветвленное дерево. Меня осенило, что с помощью диаграммы на основе этой модели можно создать универсальный мыслительный инструмент. Это стало отправной точкой для развития теории радиантного мышления, что в итоге привело к созданию техники построения карт мыслей»

Если коротко, интеллект-карта представляет собой сложную диаграмму, которая копирует древовидную структуру нейрона и строится на основе ассоциаций. При этом с момента появления - а произошло это в середине 1960‑х годов - техника составления интеллект-карт доказала, что служит не только отличным способом ведения записей, но и представляет собой эффективный инструмент мышления. Теория стремительно развивалась и нашла применение в самых разных областях - от стимулирования творческого мышления до улучшения памяти и борьбы с деменцией.

Этапы создания интеллект-карты

У хорошей интеллект-карты три основные составляющие.

1. Центральный образ, передающий тему (предмет) изучения.

Так, если интеллект-карта нужна вам для планирования проекта, в центр можно поместить изображение канцелярской папки. При этом от вас не требуется особых художественных навыков.

2. Толстые основные ветви, отходящие от центрального изображения.

Эти ветви представляют ключевые темы, относящиеся к предмету изучения. Каждая из ветвей должна иметь свой цвет. В свою очередь, основные ветви делятся на «побеги» второго и третьего уровня, которые представляют подтемы.

3. Единственное ключевое слово или изображение на каждой ветви.

Итак…

Шаг 1

Разместите лист бумаги перед собой горизонтально (как если бы вы решили нарисовать пейзаж). В центре с помощью хотя бы трех разных цветов изобразите предмет, который вы хотите изучить. В нашем примере это пьесы Уильяма Шекспира. Если не хотите рисовать портрет великого поэта, нарисуйте перо с чернилами или любой другой символ. Центральный образ стимулирует воображение и вызовет ассоциации. Если в центр нужно поместить слово, пусть оно выглядит объемно и сопровождается изображением.

Шаг 2

Выберите цвет и нарисуйте толстую ветвь, отходящую от центрального изображения, как ветка от ствола дерева. Придайте ветви естественный изгиб, так как визуально это более привлекательно для мозга и повысит вероятность запоминания информации на этой ветви. Закрасьте ветвь. Ее толщина символизирует важность этой ассоциации в иерархии интеллект-карты.

Шаг 3

Подпишите ветвь одним словом или заглавной буквой. В нашем примере интеллект-карта посвящена пьесам Шекспира, а значит, первую ветвь можно назвать «КОМЕДИЯ», «ТРАГЕДИЯ» или «ИСТОРИЯ». Вместо слова можно нарисовать маску комедианта, кинжал или корону.

Шаг 4

Нарисуйте второстепенные ветви, отходящие от главной. Затем ветви третьего уровня, отходящие от второго. Каждую ветвь подпишите одним словом, или символом, или комбинацией из того и другого. У каждого символа должна быть отдельная ветвь. Не торопитесь: оставьте несколько веток пустыми, это стимулирует мозг придумать, чем их заполнить.

Шаг 5

Выберите другой цвет и нарисуйте следующую основную ветвь, отходящую от центрального изображения. (Многим новичкам легче двигаться вокруг центрального изображения по часовой стрелке, но вы можете действовать как вам удобно.) Как и раньше, нарисуйте ветви второго и третьего порядка и подпишите каждую из них. Добавьте еще несколько основных ветвей, чтобы в итоге их получилось пять или шесть.

Шаг 6

Теперь, когда у вас появилась структура из основных ветвей, можно свободно передвигаться по всей интеллект-карте с ветви на ветвь, заполнять пропуски и добавлять новые дополнительные ветви по мере возникновения ассоциаций.

Шаг 7

При желании можно добавить стрелки, соединительные линии и звенья между основными ветвями, чтобы подчеркнуть взаимосвязь между ними. Вуаля - вы создали свою первую интеллект-карту!

Идем дальше

Можно продолжить работать над приведенным примером и расширить интеллект-карту, чтобы она включала, например:

Все 37 пьес Шекспира,

Его сонеты и поэмы,

А также основные факты, относящиеся к его жизни и исторической эпохе.

Запомнив информацию, представленную на карте, вы будете знать множество фактов о жизни и творчестве великого поэта и при случае сможете блеснуть этими познаниями. Поскольку в процессе создания интеллект-карт задействованы оба полушария головного мозга, эта техника многофункциональна и применима ко всем когнитивным функциям, включая память, творческое мышление, обучение и все формы мышления. Это одна из причин, почему эту технику называют «швейцарским армейским ножом для мозга».

Привет всем, ребята!

Сразу же публикую вторую часть статьи про создание интеллект карт.

Но в прошлый раз мы рассматривали легкий вариант с помощью онлайн сервиса. В этот же раз на страже атаки стоит программа для создания интеллект карт, а точнее 2 программы. Разберем 2 наиболее популярных решения в данной области.

Зачем нужны интеллект карты и что это вообще такое я писал в . Если вам нужны эти ответы, то жмите по предыдущей ссылке и осваивайте. А мы сразу прыгнем в воду и начнем рассматривать программы.

Программа Xmind

Программа неплохая. Основным достоинством является ее бесплатность. Можем спокойно пользоваться стандартным функционалом, не заплатив ни копейки. Есть же и версия PRO у программы, в которой доступны более продвинутые функции:

  1. Экспорт во все основные форматы
  2. Добавление модуля мозгового штурма
  3. Добавление бизнес инструментов и другие.

Как обычные пользователи, мы можем обойтись без этого. Экспорта нам будет достаточно в виде простой картинки, чтобы дать графическое изображение нашим посетителями или друзьям.

Функционал, который нам недоступен, будет помечен надписью Pro.

Скачать программу можно смело с официального сайта по этой ссылке , нажав на кнопку для загрузки.

Устанавливаем программу на компьютер, как и весь остальной софт. Процедура стандартная. Далее запускаем Xmind через ярлык, который по умолчанию добавляется на рабочий стол.


Первое, что мы видим после запуска - окно программы с возможность сразу создать новый проект в виде пустого шаблона, то есть создать интеллект карту с нуля, или же выбрать один из готовых шаблонов с индивидуальным оформлением.

Так как нам необходимо понять принцип создания интеллект карт, то мы выбираем пустой шаблон, чтобы начать все с нуля. Освоив основные функции вы без каких-либо проблем сможете редактировать, ранее предоставленные шаблоны.

После выбора шаблона на рабочем листе программы будет корневой раздел карты с названием "Центральный раздел". Чтобы его переименовать, нужно 2 раза кликнуть на него. Название выделится и можно будет изменить название. Назову его "Для примера".

Аналогично производится и переименование всех разделов с подразделами.

Чтобы добавить ответвления в виде подразделов, необходимо 2 раза кликнуть в пустой области. Добавится блок с названием "Плавающий раздел". Но тут одна пометка. Между блоками может не быть связей, если они находятся далеко друг от друга.


Как видим, связь (соединение) между ними отсутствует. Если мы немного ближе подвинем плавающий раздел к центральному разделу, то появится связь.


Программа сама определяет к какому разделу будет привязан подраздел. Она выбирает наименьший путь. К какому разделу ближе, к тому и подлежит подраздел. Так и нужно соединять все блоки в программе. Просто мышкой перетаскиваем все блоки и соединяем между собой.

Может показаться, что это сложно. Но все, проще некуда. Убедитесь в этом сами.

Выполнив несложные махинации я создал еще 3 подраздела и в каждом из них добавил по 4 ответвления, чтобы далее показать возможность оформления интеллект карт в Xmind.


Вот и весь принцип создания интеллект карт в данной программе. Осталось только рассмотреть некоторые моменты оформление, чтобы придавать красивый вид нашей информации.

Для этого в правой области программы имеется 2 панели:

  • Панель со вкладкам "Схема" и "Обзор", в которых мы можем видеть иерархию разделов в созданной интеллект карте, и перемещаться по карте соответственно;

  • Панель со вкладками "Свойства" и "Маркеры", где мы и можем настраивать внешний вид и структуру mind map.

Во вкладке все довольно просто. Оформление осуществляется следующим образом. Сначала мы выделяем нужный элемент в карте, потом идем во вкладку "Свойства" и ставим там, что хотим. Меняем рифт, размер, рамку и цвет заливки раздела. Это все понятно и объяснять не вижу смысла.

Интересным лишь является пункт "Структура", который определяет расположение разделов и подразделов в интеллект карте.

Каждый раз мы можем делать различные по структуре майнд мепы, чтобы было разнообразие. Данный момент стоит учитывать.

Вкладку маркером также стоит применять для украшения. Используя их можно дать последовательность действиям в карте и показывать прогресс выполнения задач. Вот для примера я наметил такой план с помощью маркеров.


После создания карты, нужно произвести ее экспорт, чтобы иметь готовый файл на компьютере. Это делается через меню "Файл - экспортировать".

После этого на компьютере появится изображение интеллект карты, которое можно дать своим друзьям или загрузить на сайт. Ну или просто использовать в своих нуждах.

По данной программе все основные моменты я вам рассказал и показал. Сложно нет абсолютно ничего. Создали разделы - соединили их между собой - оформили.

Теперь можно переходить ко второму софту, который можно смело назвать "монстром интеллект карт".

Программа MindManager

Я не просто так назвал ее монстром. Ведь это лидер на рынке по своему функционалу. Да и цена устрашающая - порядка 400 евро за обычную версию программы. Имеется 30ти дневная бесплатная версия программы, которую можно скачать здесь .

Стоимость программы просто запредельна и нет смысла ее приобретать только лишь для составление интеллект карт.

Если же интеллект карты - инструмент, без которого вы обойтись не можете и вся ваша деятельность (структурирование информации, составление планов, подготовка и так далее) базируется на них, то подумайте о приобретении софта. Один раз потратились и используете интеллектуальные карты на всю катушку, как раньше никогда не использовали.

В общем, даже если вы не будете приобретать MindManager, я все равно рекомендую его установить и 30 дней попользоваться. К тому же я сейчас объясню основные моменты в работе с ней. Сможете наделать себе кучу интеллект карт.

Продублирую тут еще ссылку для скачивания программы с официального сайта. Можете скачать данный инструмент именно с него, а можно с любого другого ресурса. В рунете море сайтов, где она лежит. Просто на официальном сайте необходимо вводить данные для скачивания. Да и может найдете какую-то ломанную версию (на свой страх и риск), что позволит пользоваться ею без ограничений.

Теперь, пожалуй, запустим программу и создадим интеллект карту.


Кстати, что еще особенного в программе, почему я назвал ее монстром? Да она жрет ресурсы компьютера. Даже на моем мощном ноутбуке она немного тормозит время от времени.

При первом запуске программы будем приветственное окно. Желательно поставить чек-бокс в нижней области программы, чтобы оно больше не выводилось, так как при частом использовании софта будет напрягать.


Больше эта область не будет мозолить глаза нам не будет.

Сразу приступим к созданию интеллект карты. Делается это через меню "Файл - new" и, как всегда, присутствует 2 вариант создания:

  1. Пустой лист, то есть создание с нуля;
  2. Выбор из готового шаблона.

Выбираем пустой шаблон.


После создания пустого листа сразу же, как и во всех предыдущих случаях, будет присутствовать корневой раздел (Central topic), который можно переименовать, кликнув по нему 2 раза мышью.

Добавление подразделов делается точно также, как и в Xmind, двойным нажатием по пустой области. Только блоки уже автоматически будут связываться с центральным топиком. Создам 4 раздела.

Переименовывать я ничего не буду. При нужде сделаете это сами.

Чтобы добавлять ответвления более низшего уровня, то есть к подразделам, уже стоит воспользоваться панелью в верхней области Mindmanager, нажав на пиктограмму "Subtopic".

Для этого мы должны быть активны на том разделе, к которому нужно добавить подраздел. Вот, что я для примера создал, воспользовавшись этой кнопкой.


Таким образом мы можем создавать иерархию, наверное, из бесконечного числа уровней.

Полезной функцией является добавление заметки к разделам и подразделам. Это нужно, если вы делаете краткий план чего-то. Нужно написать основную мысль, какие-то спонтанные идеи и так далее. Делаете это просто. На вкладке "Insert" выбираем функцию "Notes", предварительно сделав активным нужный раздел, и вписываем заметку. После этого она будет доступна по клику на пиктограмму возле топика.


Тут же можно сделать какой-то топик активной ссылок на сайт или же папку на вашем компьютере.

Картинки добавляются тоже здесь. Можно выбрать, как из библиотеки программы, так и загрузить собственное.


  • Первый пункт для загрузки картинки с компьютера;
  • Второй - для вставки из библиотеки программы, которая будет доступна в правой области программы.

Иконки (маркеры) также находятся тут.

На следующей вкладке "Design" мы можем настроить внешний вид интеллект карты. Начиная от Фона листа, заканчивая линиями связей между разделами.

Загвоздкой может быть только отсутствие элементарных знаний английского языка. Но по картинкам все интуитивно понятно, за что отвечает каждая кнопка. Особенно интересна, как и в предыдущей программе, это настройка отображения структуры. Доступна она под кнопкой "Growth".

Эти же настройки отображения доступны из контекстного меню любого топика.


В каждой вкладке имеются определенные настройки каждой части топика. Структура, тип линии и ее толщина, фигура топика и его заливка - все это есть во вкладках.

Также стоит упомянуть обозначение топиков для расстановки приоритетов между ними и обозначения прогресса по каждому пункту (если это план). Делается это на вкладке "Home".

Основные функции программы я рассмотрел. Теперь вы знаете, как создать интеллект карту, оформить ее, и опционально имеете понятие о расстановке прогресса и приоритетов с помощью соответствующих пунктов для нужных задач. Если вы делаете какие-то планы в интеллект картах, то данный инструмент используйте.

Последним шагом осталось научиться экспортировать майнд карты в конечный файл. Делается это легко, через меню "Файл - Save as". Далее просто выбирается место сохранения, формат и вводится имя файла.


Если вам просто нужно создать интеллект карты для каких-то целей, то описанных вещей в 2х статьях вполне достаточно. Если же вам нужна полноценная методика, которая станет вашим помощником в видео этого инструмента, то необходимо уметь обращаться с программой MindManager "на ты".

В ближайшем будущем я начну работу над полноценным курсом, который будет посвящен интеллект картам. Разберу все возможности основных программ, предоставленных в этой статье, а также подобных аналогов. Будут рассмотрены не только основные функции, а и пример полноценного планирования задач с помощью этого инструмента. Покажу все и расскажу очень подробно.

Не очень хочу с вами прощаться, но приходится. Статья вышла большая и информативная. Представьте, если бы я совместил предыдущую и эту статью вместе. Вышло бы самое длинное руководство по создании майнд мепов в интернете.

В заключение хотелось бы услышать ваше мнение по поводу интеллект карт в целом. Может вы используете какие-то другие программы и сервисы? Если так, то пишите в комментариях. Будем рассматривать ваши инструменты в новых материалах.

Все, друзья! До свиданья!

С уважением, Константин Хмелев!