К большой радости, стихотворение Джанни Родари о рабочих профессиях уже не актуально на предприятиях лидера отечественного автопрома – ОАО «КАМАЗ». Рабочий персонал нынче не пахнет «маслом машинным» благодаря высокой квалификации и владению навыками кайдзен-культуры. Каждый год в его ряды вливается новый отряд молодых людей, для которых «КАМАЗ» становится точкой отсчета в трудовой биографии.

Предприятие не жалеет усилий и средств на подготовку специалистов, а с учетом возникшего в последние годы на «КАМАЗе» кадрового «голода» ищет и находит новые модели решения проблемы. Оперативно реагируя на рыночную конъюнктуру, компания выступила инициатором создания машиностроительного образовательного кластера, который сегодня заявлен на заводе в числе ключевых факторов развития ОАО «КАМАЗ».

Это факт – многие выпускники школ стремятся пополнить армию «белых воротничков», считая унизительным получить инженерную или рабочую специальность. Молодым людям невдомек, что после окончания вуза они могут остаться невостребованными: рынок труда заполнен юристами, экономистами, менеджерами, психологами и другими специалистами гуманитарного направления. А рабочих-профессионалов, грамотных инженеров – раз, два и обчелся. Бытует мнение, что карьеру на производстве «не сделаешь». Как бы не так! Вот лишь несколько примеров.

Нынешний начальник производства цветного литья литейного завода «КАМАЗ-Металлургия» Сергей Снарский вступил в должность в 31 год. Сейчас под его началом – сложнейшее производство и тысячи людей. Или Зульфат Валитов, начальник энергоремонтного цеха № 2 того же завода. Возглавил цех полгода назад, и сегодня ему «всего» 29 лет. В прошлом году генеральным директором ООО «КАМАЗавтотехника» был назначен 37-летний Лев Баланцов, ранее работавший в ОАО «КАМАЗ-Дизель» директором по качеству. В прошлом же году в корпорации сформировали резерв руководящих кадров ОАО «КАМАЗ» для высшего и среднего звена управления. После отбора в него вошли 77 лучших работников подразделений компании, большей частью – молодые люди. Очевидно, что желание стать лучшими в своей профессии определяет и готовность к соперничеству. Молодые люди на практике показывают, что являются высококвалифицированными специалистами, обладающими знаниями наукоемких технологий, управленческими навыками, умеющие ориентироваться в рыночной экономике.

Многие вопросы помогает решать и сотрудничество «КАМАЗа» с Инженерно-экономической академией (ИНЭКА). Оно выгодно для обеих сторон, считает заместитель гендиректора по развитию Ирек Гумеров. «КАМАЗ» решает ряд своих насущных проблем с помощью привлечения прикладной и фундаментальной научной базы, а ИНЭКА, в свою очередь, получает серьезную практическую базу и возможность дальнейшего трудоустройства выпускников.

60% принимаемого в компанию персонала составляет молодежь в возрасте до 30 лет. Ежегодно на «КАМАЗ» трудоустраивается около 300 выпускников профессиональных училищ, техникумов и колледжей (при потребности 1200 человек) и около 250 выпускников вузов. И в перспективе объемы привлечения молодежи будут возрастать. Молодые работники – профессиональные и творчески активные – большое подспорье автогиганту. В конкретные дела воплощается лозунг, стоящий в авангарде реформ, который выдвинул генеральный директор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин: «Заводу нужна агрессивная молодежь, которая умеет работать». Опытный и успешный менеджер Когогин понимает, что энергия и инициативность молодых, их устремленность в будущее – во многом станут залогом успеха инициатив возглавляемой им компании. Судите сами. Участниками проекта на улучшение той или иной сферы деятельности предприятия стали именно молодые камазовцы.

Например, работник кузнечного завода Александр Карнилов инициировал проект по блоку заместителя гендиректора ОАО «КАМАЗ» по развитию. Уже набрана проектная группа, и идея Карнилова вступила в стадию реализации. Другая участница – Юлия Габитова – предложила работу по бережливому производству в масштабах ОАО «КАМАЗинструментспецмаш», которая была включена в общий корпоративный проект. Сегодня уже воплощенный. И таких конкурентоспособных молодых людей на «КАМАЗе» десятки и десятки.

Для «КАМАЗа» наибольший интерес представляет работник, ориентированный на постоянное саморазвитие. И для компании имеют значение не только профессиональные навыки и хорошая теоретическая подготовка молодого специалиста. Важно, чтобы он видел себя инициативным членом команды единомышленников с единым корпоративным духом и культурой.

Чем же, помимо обещания престижной и перспективной работы, «КАМАЗ» может привлечь молодого человека? Здесь делается все, чтобы у молодых работников не болела голова по поводу бытовых проблем. Во-первых, соблюдаются все требования трудового законодательства, защищающие права работника. Производится социальное и пенсионное страхование. Будущие мамы могут не беспокоиться: им предоставляется оплачиваемый отпуск, а после рождения ребенка они возвращаются на прежнее место работы. Из фирменных камазовских «штучек» можно отметить выплату молодым денежной помощи: при первом вступлении в брак, рождении ребенка, так называемые «подъемные» при возвращении из армии, специалистам – при поступлении на работу. Дети камазовцев имеют возможность посещать детские сады, отдыхать в оздоровительных лагерях, а сами камазовцы – в санаториях и профилакториях.

Есть возможность застраховаться в пенсионном фонде «Первый промышленный альянс» и уже сейчас копить деньги на обеспеченную старость. «Работает» программа жилья для молодых специалистов. За четыре года, благодаря участию «КАМАЗа» в республиканской молодежной программе, справили новоселье 443 молодые семьи. В 2007 году улучшили свои жилищные условия 173 семьи.

Прошлый год был показательным в плане активности: членство в Союзе молодых ученых, очередной конкурс «Молодой новатор года», участие в различных выездных семинарах, научно-практических конференциях, организованных молодежным объединением, которым сейчас руководит Дмитрий Битков. Эту работу по достоинству оценил Сергей Когогин – проектный молодежный фонд по предложению генерального директора увеличен почти в 10 раз до 7 миллионов рублей. Камазовский генерал готов создать все условия для повышения квалификации и карьерного роста персонала.

– Все зависит от вас, – заявляет Сергей Когогин. – Не забывайте, каждый из вас оценивается по тому, что умеет. Вы себя нам продайте, мы готовы купить, даже дорого.

Позиция Сергея Когогина равнозначна стратегии «КАМАЗа» в глобальном мире: автокорпорация целенаправленно движется к экономике знаний через развитие инноваций и образования. Примером тому является развитие новых, конкурентоспособных производств, продукция которых востребована на внешних рынках. А этого невозможно достичь без новых технологий, без внедрения современных моделей менеджмента, ориентированных на работу в условиях глобальных конкурентных рынков. Формирование мирового научно-технологического пространства в рамках «КАМАЗа» происходит за счет таких составляющих международной научно-инновационной инфраструктуры, как стандарты, системы сертификации, механизмы охраны прав интеллектуальной собственности. Это предъявляет жесткие требования к коллективу «КАМАЗа» и, в первую очередь, к молодежи. Чтобы стать успешными, необходимо постоянно овладевать новыми знаниями, работать над собой, быть амбициозными.

ПАРАДИГМЫ ДНЯ СЕГОДНЯШНЕГО

Время стремительно, оно диктует новые правила и никого не ждет. Во всем мире компании, заинтересованные в собственном развитии, вкладывают значительные средства в разработку новой и постоянное совершенствование уже производимой продукции, учитывают мировые тренды в развитии, стремятся быть «на переднем крае». Остро встает вопрос конкурентоспособности и качества продукции, обеспечивать которые могут лишь компетентные сотрудники. Таким образом, знания становятся наиболее ценным и всегда востребованным ресурсом, а повышение интеллектуального компонента рабочей силы путем обучения становится критически важным.

Конкурентоспособность «КАМАЗа» – одна из самых влиятельных концепций, поскольку охватывает не только сугубо экономические показатели, но и оценивает экономические последствия важных неэкономических явлений. Например, такой формулы, которую на предприятии вывели в 2004 году и назвали «золотой серединой».

Активная профориентационная работа и сотрудничество с учебными заведениями всех видов включают в себя ряд долгосрочных мероприятий. Назовем некоторые из них. Например, «КАМАЗ» спонсирует акцию «Дневник первоклассника» (1 сентября первоклассникам вручаются памятные сувениры с символикой «КАМАЗа») и издание книжки-раскраски об автомобилях КАМАЗ; для школьников, учащихся ПТУ, студентов вузов организованы бесплатные экскурсионные маршруты по предприятиям ОАО «КАМАЗ»; в ежегодном конкурсе профессионального мастерства среди рабочих специальностей участвуют учащиеся профлицеев и училищ; учащиеся и студенты учебных заведений города и некоторых иногородних заведений могли проходить любой вид практики (производственную, технологическую, дипломное проектирование и пр.) на предприятиях «КАМАЗа». Свою роль на успешное реноме предприятия играет и цикл фильмов «Знаю, как…», знакомящий с наиболее востребованными на «КАМАЗе» профессиями.

Компания постоянно проводит конкурсы среди учебных заведений различного профиля: вузы, технические колледжи, школы, Центры детского технического творчества – на инновационные гранты ОАО «КАМАЗ». Их основная цель – стимулирование инновационной деятельности школьников, студентов, аспирантов, преподавателей среднего, среднеспециального и профессионального образования, ИНЭКА, КГТУ им. Туполева и молодых работников ОАО «КАМАЗ» и поддержка их творческих начинаний. Так в 2006 году инновационные гранты в сумме 300 тыс. рублей и 200 тыс. рублей получили НГПИ и ПУ № 57.

За казалось бы простыми мероприятиями опять-таки стоит глобальная цель – «КАМАЗ» должен быстро адаптироваться к требованиям нового века и быть готовым к жесткой конкуренции.

Как известно, наиболее комплексно теория конкурентоспособности развита в работах профессора Майкла Портера, которая основывается на так называемых детерминантах, формирующих национальную конкурентоспособность. Портером был обобщен опыт тех стран, которые в ХХ веке сумели стать наиболее процветающими. Применив теорию к автогиганту, мы получаем следующие выводы: во-первых, успешность и процветание предприятия не наследуются, а создаются, и, во-вторых, конкурентоспособность «КАМАЗа» определяется не столько набором факторов, сколько эффективностью их использования.

О чем это говорит? О том, что экономический уровень предприятия и его конкурентные позиции в мире в первую очередь зависят от качества его людей – человеческого капитала. Например, если рассмотреть работу современного инженера, сразу становится понятно, что он должен обладать широким объемом не только технических знаний, но и менеджерских навыков. Ведь он должен представлять, какой путь ему предстоит пройти от зарождения технической идеи, ее проработки, проектирования, экономического обоснования, оценки экологических последствий – до выпуска готового продукта.

По всему видно, что на «КАМАЗе» выбрана модель опережающего развития приоритетных направлений, создан кластер, имеющий экономический потенциал повышения конкурентоспособности автомобильной отрасли.

КЛАСТЕР КАК ПРОРЫВ

– Наверное, не будет ничего нового в моем утверждении о том, что сегодня образовательные учреждения выпускают рабочих и специалистов, которые по качеству знаний и навыков не удовлетворяют работодателей. Более того, налицо дисбаланс между потребностями экономики и выпуском специалистов по набору специальностей и количеству выпускников, – говорит первый заместитель премьер-министра Республики Татарстан Борис Павлов.

По его словам, развитие системы образования в Республике Татарстан имеет свои приоритеты. Принят путь создания образовательных кластеров. Реализация этой стратегии позволит республике не только обеспечить повышение качества образования, но и максимально сблизить предложения системы образования и реальную потребность предприятий и организаций областей экономики и социальной сферы.

Напомним, что термин «кластер» заимствован из английского языка (cluster, буквально – «расти вместе»). Кластер представляет собой группу географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенных сферах, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга.

По своей сути образовательный кластер объединяет в себе цепочку «школа – ПТУ – вуз – предприятие». Одна из особенностей образовательного кластера – непрерывность образования, студент может начать свое обучение в училище и продолжить затем его в вузе. Именно такая схема заложена в основу машиностроительного кластера, формирование которого началось в городе Набережные Челны. «КАМАЗ» совместно с коллективом КГТУ им. А.Н. Туполева (КАИ) ведет работу по программе будущего многоступенчатого образования.

По словам премьер-министра РТ Рустама Минниханова, «новая система начального профессионального образования будет сначала отрабатываться в нескольких пилотных учебных заведениях. Но успех начинаний во многом будет зависеть от того, каким образом мы определим и закрепим базовые предприятия. Ответственность за подготовку рабочих специалистов будут нести именно они». Понятное дело, что такому предприятию как «КАМАЗ» можно доверять. Сегодня по его инициативе уже создано автономное образовательное учреждение на базе челнинского профессионального училища № 57, которое в ближайшие три года работы в новом статусе (статусе Набережночелнинского политехнического колледжа) должно подготовить для «КАМАЗа» 1000 специалистов. Кстати, софинансирование образовательной программы производится за счет ОАО «КАМАЗ» (15 млн. руб.) как работодателя выпускников учебного заведения.

– Теперь работодатели республики будут непосредственно вовлечены в процесс образования своих будущих работников, – подтверждает первый заместитель премьер-министра РТ Равиль Муратов. – Предполагаю, что создание кластеров повысит уровень и качество подготовки квалифицированных кадров, соответствующих потребностям работодателей.

Учащиеся колледжа получают двухступенчатое образование. Во-первых, начальное техническое образование повышенного уровня. Что это значит? На освоение профессии «станочник широкого профиля», «сварщик», «электрик», «электромонтер» и т. д. по стандарту определено три года обучения на базе девяти классов и один год обучения на базе одиннадцати. Повышенный уровень предусматривает срок обучения не три года, а четыре на базе девятого класса, и два – на базе одиннадцатого. Учащиеся получают сразу две профессии и выходят из колледжа наладчиками станков с ЧПУ. А это более востребованная профессия. Разряд станочника, сварщика на выходе установлен третий (четвертый – повышенный), а при повышенном начальном образовании молодые люди получают третий-четвертый разряд по основной профессии и плюс – четвертый-пятый разряд как наладчики. Наладчики сегодня – востребованная профессия на заводе. Но и это еще не все!

Ребята, получившие диплом о начальном профессиональном образовании с хорошей успеваемостью, получившие повышенный разряд, могут получить в тех же стенах и среднее профессиональное образование, получить, проучившись еще один год и десять месяцев по укороченной программе, профессию «технология машиностроения». В этом случае выпускники колледжа выходят в самостоятельную жизнь техниками. С двумя дипломами.

– «КАМАЗ» заинтересован в том, чтобы учащиеся прошли все ступени образования, рабочими, техниками, – отмечает замдиректора по учебно-производственной работе Набережночелнинского политехнического колледжа Галина Кулькова, – и потом могут получить высшее образование. Учащиеся колледжа получают «камазовскую» стипендию, а за практику – получают 100% заработную плату.

Цель кластера очевидна – удовлетворение потребностей ОАО «КАМАЗ» в высококвалифицированных кадрах, максимально готовых к работе на производстве, при одновременном сокращении сроков подготовки. Не секрет, что сегодняшние выпускники вузов приходят на производство «пустыми», и на том же «КАМАЗе» на переподготовку молодых специалистов уходит целых полгода.

– Мы вынуждены были их брать, – сетует директор Корпоративного университета ОАО «КАМАЗ» Светлана Михеева. – У них нет навыков решения проблем, они не умеют организовывать, налаживать отношения. Выпускники на производство приходят недоученными, такими и начинают работать. Мы очень много от этого теряем. С такой ситуацией «КАМАЗ» не стал мириться, поэтому начал искать возможность взаимовыгодного сотрудничества с образовательными учреждениями. КГТУ им. Туполева одним из первых понял, что отношение к высшему образованию надо менять серьезно и быстро. Именно с ним «КАМАЗ» взялся реализовать проект, который мы называем машиностроительный образовательный кластер КАМАЗ – КГТУ.

Машиностроительный образовательный кластер КАМАЗ – КГТУ в течение четырех лет дает студенту все три уровня профессионального образования (начальное, среднее и высшее), подтвержденные дипломом государственного образца Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева (КАИ). КАМАЗ – КГТУ предоставляет бюджетные места, пройдя на которые по конкурсу ЕГЭ, молодые люди получают бесплатное образование. Во время обучения студенты имеют возможность зарабатывать деньги, проходя производственную практику и участвуя в проектах совершенствования производства. «КАМАЗ» дает своим будущим кадрам возможность выбора работы, которая им и интересна и соответствует способностям. Кстати, студент может переходить на следующую ступень обучения не сразу, а через определенное время (год поучился – год поработал – продолжил обучение).

Институт развития менеджмента в Лозанне, выпускающий Мировой ежегодник конкурентоспособности, анализирует более 320 показателей и экспертных оценок, и в том числе уровень образования. Суть сводится к следующему: нации конкурируют не только товарами и услугами – они конкурируют системами общественных ценностей и системой образования, а также развитием человеческого капитала.

В этом смысле сегодня само понятие образования трансформируется и расширяется. Все в большей степени образование перестает отождествляться с формальным школьным и даже вузовским обучением. В современном мире, отмечают эксперты, «жизненный цикл» знаний и навыков очень короток. Как следствие этого, все более важными становятся непрерывность образования и регулярное повышение квалификации. В научной литературе США, к примеру, фигурирует особая единица измерения устаревания знаний специалиста – так называемый «период полураспада компетентности». Термин, заимствованный из ядерной физики, означает продолжительность времени после окончания вуза, когда в результате устаревания полученных знаний по мере появления новой информации компетентность специалиста снижается на 50%, поэтому сегодня перманентное овладение новыми знаниями становится для специалиста первостепенным условием сохранения квалификации.

«Молодость – это замечательная вещь, преступно растранжиривать ее…», – говорил Бернард Шоу. «КАМАЗ» своими достижениями показывает, что молодежь, работающая в компании, открыта новым идеям, мыслит глобально, думает категориями будущего. Для многих примером является Сергей Анатольевич Когогин, начинавший свою трудовую карьеру с работы фрезеровщиком на Казанском моторостроительном заводе! Глядя на молодых заводчан, я подумала, что «золотой век» в истории «КАМАЗа» может стать реальностью…

РЕНАТА ГРУШЕВА, «ИТ»

Ранее нигде не публиковавшаяся карта уникальных преступлений российских сотрудников милиции, которые не удалось повторить их коллегами из других регионов. Второму чтению закона «О полиции» посвящается. Продолжение календаря из журнала Esquire, пересекающееся с ним в некоторых случаях.


СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ



1. Архангельская область
Пьяные милиционеры избили трех работников пилорамы, принимая участие в профилактической операции «Лес».

2. Вологодская область
Три милиционера за один вечер несколько раз изнасиловали девушку - у входа в мужской монастырь, на стройке и напротив здания областного суда.

3. Калининградская область
Сотрудник ГИБДД причинил женщине сотрясение головного мозга, ударив ее шлагбаумом по голове.

4. Ленинградская область
Милиционер, награжденный медалью «За отличие в охране общественного порядка», разжигал через ЖЖ ненависть к евреям и представителям кавказских национальностей, не скрывая своего имени и рода деятельности.

5. Мурманская область
Начальник отделения уголовного розыска, расследуя исчезновение человека, вместе с родственниками пропавшего похитил другого человека, запер его в гараже и угрозами заставил признаться в убийстве, которого тот не совершал.

6. Ненецкий автономный округ
Пенсионер МВД перестрелял из ружья работников психиатрической клиники, желая из ревности отомстить своей любовнице, которая там работала.

7. Новгородская область
Милиционер разыскал подозреваемого, который совершил оскорбительный анонимный звонок по телефону доверия УВД, силой заставил его съесть два погона, презерватив и запить все этой мочой.

8. Псковская область
Пьяный милиционер накануне 9 мая разбил надгробия, сломал кресты и осквернил на городском кладбище одиннадцать могил, включая захоронения ветеранов войны.

9. Республика Карелия
Пьяный милиционер в компании трех друзей из поселка Чупа линчевал знакомого, который якобы повредил их охотничий домик.

10. Республика Коми
Милиционер избил служителя евангелическо-лютеранской церкви Ингрии, крича, что «тот служит в секте, что Россия это здоровое тело, а его церковь - гной на теле России, и что есть только одна правильная церковь - православная».

11. Санкт-Петербург
Женщина-следователь по особо важным делам ГУВД Петербурга подделала служебные документы и «выкрала» из СИЗО вора-рецидивиста, в которого была влюблена.



12. Белгородская область
Начальник областного ГИБДД объединил в одну сеть компьютеры подразделения по регистрации автомобилей и фирмы своей жены, которая работала в здании УВД и помогала автомобилистам заполнять документы, занижая мощность двигателей.

13. Брянская область
Инспектор ГИБДД догнал случайно толкнувшего его пешехода, прыснул ему в лицо слезоточивый газ, избил и ушел.

14. Владимирская область
Инспектор ГИБДД насмерть сбил велосипедистку, спрятал ее тело в придорожной канаве, а затем вместе со своими коллегами несколько дней принимал участие в поисках преступника.

15. Воронежская область
Милиционер оказался бывшим директором молочного завода, который устроился работать в милицию, чтобы скрыться от обвинений в невыплате заработной платы своим работникам.

16. Ивановская область
Начальник отдела по расследованию налоговых преступлений областного УВД предложил бизнесмену за 1 миллион рублей научить его, как надо вести себя на следствии по уголовному делу за неуплату налогов.

17. Калужская область
Начальник районного отдела внутренних дел заставил арестанта, отбывавшего трехдневное наказание за административное правонарушение, делать ремонт в квартире его жены.

18. Костромская область
Заместителя начальника районного ОВД подрался с прокурором из-за служебных разногласий, возникших в ходе осмотра места совершения преступления, а затем попытался поджечь его машину.


19. Курская область
Сотрудник вневедомственной охраны городского УВД проиграл в зале игровых автоматов 39 тысяч рублей казенных денег, а затем, чтобы сымитировать ограбление, разбил свою голову об стену.

20. Липецкая область
Сержант патрульно-постовой службы украл котлету у посетителя рюмочной «Чарка» и сбежал.

21. Москва
Милиционер случайно застрелил напарника, подражая компьютерной игре, в которую они незадолго до того играли в комнате отдыха в здании прокуратуры ЦАО Москвы.

22. Московская область
Милиционеры похитили цыгана, спрятали в психиатрической клинике «Белые столбы» и потребовали у его табора выкуп - 150 тысяч долларов.

23. Орловская область
Автоинспектор сам оплачивал фиктивные штрафы за переход улицы в неположенном месте, которые выписывал на случайных лиц из базы данных ГИБДД.

24. Рязанская область
Заместитель начальника городского РОВД во время уличной ссоры выстрелил в висок 18-летнему студенту, требуя у него извинений за якобы нанесенное оскорбление.

25. Смоленская область
Смоленский следователь, ушедший в отставку, в ответ на требование сдать свое служебное удостоверение попытался его съесть, но не смог прожевать корочку и сумел проглотить только свою фотографию с печатью.

26. Тамбовская область
Милиционеры, получив сообщение о семейной ссоре, прибыли на помощь сельской жительнице, которая жаловалась на мужа, и избили их обоих на глаза у детей.

27. Тверская область
Пьяные милиционеры - отец и сын - пытались расстрелять из охотничьего ружья и травматического пистолета односельчан, мстя им за жалобы на их поведение.

28. Тульская область
Подполковник милиции до смерти забил хирурга-онколога, который случайно задавил своей машиной его домашнего породистого голубя.

29. Ярославская область
Милиционер убил бомжа, подозреваемого в краже молока.

ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ



30. Астраханская область
Инспектор ГИБДД, подвозя девушку, под угрозой убийства изнасиловал ее, затем довез до дома и после отказа оплатить проезд - ограбил.

31. Волгоградская область
Сотрудники патрульно-постовой службы до смерти избили человека, который перешел дорогу на красный свет.

32. Краснодарский край
Милиционер из-за «низкой самооценки и ненависти к обществу» застрелил пятерых бомжей, своего младшего брата, и вместе с оператором местной телекомпании взорвал на улицах Сочи девять самодельных взрывных устройств.

33. Республика Адыгея
Милиционер организовал у себя дома цех по производству поддельной водки, самостоятельно разлив по бутылкам 250 литров воды со спиртом.

34. Республика Калмыкия
Участковый милиционер из Калмыкии похитил на астраханском рынке грузчика и продал его в ближайшей деревне за 2 тысячи рублей калмыкским чабанам.

35. Ростовская область
Сотрудник уголовного розыска создал из воров-рецидивистов две банды и грабил своих соседей - отбирал ордена у ветеранов войны, газеты у почтальонов и деньги у предпринимателей.


СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

36. Кабардино-Балкарская Республика
Милиционер, узнав, что его знакомая продала квартиру, вывез ее в лес, облил бензином и заживо сжег.

37. Карачаево-Черкесская Республика
Милиционер самостоятельно и самовольно срубил 240 елок и вместе с напарником-рецидивистом пытался вывезти их из леса, чтобы продать в Краснодарском крае.

38. Республика Дагестан
Два милиционера убили друг друга в результате переросшей в перестрелку ссоры, которая произошла после того, как один милиционер остановил автомобиль другого для проверки.

39. Республика Ингушетия
Милиционер, везя допрос в качестве свидетеля владельца оппозиционного сайта, смертельно ранил его «случайным выстрелом в голову» из пистолета, принадлежащего начальнику личной охраны президента Ингушетии.

40. Республика Северная Осетия-Алания
Милиционер патрульно-постовой службы из Ингушетии во время ссоры с участковым из Чечни ранил в живот отрикошетившей пулей жительницу североосетинского Моздока.

41. Чеченская Республика
Милиционер из-за неосторожного обращения с автоматом Калашникова убил одного человека и ранил другого на свадьбе у своего знакомого.

42. Ставропольский край
Милиционеры под пытками заставили подростка признаться в убийстве сестры, которая оказалась жива, и на три года отправили его на принудительное лечение в психиатрическую клинику.

43. Кировская область
Милиционер присвоил и продал 22 железнодорожных рельса, изъятых в качестве вещественного доказательства по уголовному делу о хищении рельс.

44. Нижегородская область
Милиционеры пытали мужчину, надевая ему на голову пакет, наполненный пивом, а затем попытались утопить его в Волге за то, что он «лысый» и «слишком здоровый».

45. Оренбургская область
Милиционеры отказывались принимать заявления о кражах сотовых телефонов и направляли потерпевших в частное сыскное агентство бывшего милиционера, который состоял в сговоре с сотрудником отдела безопасности сотовой компании (также бывшим милиционером).

46. Пензенская область
Милиционеры, переодетые в штатское, без предупреждения и объяснений открыли в лесу стрельбу по атаману казачьего войска и в ходе перестрелки убили его выстрелом в спину: тот стал отстреливаться, решив, что его заказали конкуренты по бизнесу.

47. Пермский край
Прапорщик милиции похитил 3 тысячи драгоценностей и ювелирных изделий, оставшихся на телах жертв авиакатастрофы, которая произошла в Перми в сентябре 2008 года.

48. Республика Башкортостан
Инспектору ГИБДД не понравился оставленный на дороге заглохший мотороллер, поэтому он разбил его с помощью молотка и отвертки, а затем засыпал в бензобак песок, пока хозяин-пенсионер искал в ближайшем селе буксир.

49. Республика Марий Эл
Милиционеры СИЗО за крупную взятку организовали побег двух осужденных, разрешив им выкопать подземный ход из камеры наружу.

50. Республика Мордовия
Сотрудник патрульно-постовой службы догнал встречный автомобиль и избил его водителя за то, что тот, по его мнению, ослепил его светом фар.

51. Республика Татарстан
Пьяный милиционер в течение часа избивал случайного прохожего за то, что тот «не отдал ему честь в День уголовного розыска».

52. Республика Удмуртия
Пьяный милиционер за то, что его не пустили на дискотеку, бросил в клуб светошумовую гранату, которую он привез из командировки в Чечню, и ранил 16 детей.

53. Республика Чувашия
Сотрудник ГИБДД избил человека за то, что тот заехал верхом на лошади на танцпол дискотеки, проходившей на открытом воздухе на территории базы отдыха.

54. Самарская область
Милиционер вместе с двумя безработными приятелями украл корову, уведя ее из хлева животноводческой фермы.

55. Саратовская область
Милиционеры заставили человека взять кредит, чтобы дать им взятку.

56. Ульяновская область
Эксперты-криминалисты городского УВД до полусмерти избили мужчину, который помешал им купить без очереди водку в кафе «Современник.

57. Курганская область
Милиционеры избили человека, который попросил их прекратить материться.

58. Свердловская область
Милиционер украл из квартиры в присутствии хозяев телевизор, объяснив им, что действует «в интересах следствия».

59. Тюменская область
Милиционер тюменского аэропорта «Рощино» незаконно создал во время службы собственную грузовую авиакомпанию.

60. Челябинская область
Милиционер и его безработный друг-наркоман убили в лесу двух туристов, которые попросили их не шуметь и перестать стрелять из ружья по пустым бутылкам.

61. Ханты-Мансийский автономный округ
Начальник отделения ГИБДД, чтобы улучшить свои показатели по административным правонарушениям, установил на дороге Сургут-Салехард 24 фальшивых дорожных знака и лишил прав 11 человек

62. Ямало-Ненецкий автономный округ
Пьяный милиционер разозлился, услышав 9 мая, как проходящая мимо девушка поет песню на английском языке, и открыл стрельбу из травматического пистолета на детской площадке.

СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ


63. Алтайский край
Заместитель начальника регионального Центра по противодействию экстремизму отдал торговцу оружием ручную гранату, взрыватель ручной гранаты и взрывчатое вещество.

64. Забайкальский край
Милиционеры, расследуя случаи пропажи домашнего скота, сами украли двух овец-маток и изнасиловали первых встречных жителей села Южное с помощью дубинки и гуталина.

65. Красноярский край
Начальник отделения по оказанию практической помощи отдела оперативного реагирования областного ГУВД незаконно выпускал из СИЗО на свободу подозреваемого в убийстве и возил его домой на свидания с женой.

66. Иркутская область
Милиционеры под видом спецопераций по борьбе с наркомафией грабили частные дома и квартиры: взламывали двери, стреляли по окнам, пускали слезоточивый газ и выносили все ценное.

67. Кемеровская область
Начальника отдела по борьбе с экономическими преступлениями УВД по Прокопьевску заранее предупреждал о милицейских проверках шахтеров, нелегально добывающих уголь.

68. Новосибирская область
Сотрудник ГИБДД с одобрения начальства убил в родном селе более 30 уличных собак, расстреливая их ради развлечения в свободное от работы время.

69. Омская область
Сотрудник уголовного розыска транспортной милиции поджег здание областной прокуратуры, чтобы уничтожить уголовное дело против себя.

70. Республика Алтай
Милиционер подделал 19 ведомостей и расписок, присвоив себе 40 тысяч рублей, которые полагались для выплаты вознаграждений за добровольно сданное незаконное оружие.

71. Республика Бурятия
Милиционеры от злости разбили кувалдой трактор, водитель которого не остановился по их требованию, и скрылись с места преступления.

72. Республика Тыва
Пьяный милиционер Кызыла зашел в школу-интернат для сирот, беспричинно избил четырех подростков, а затем несколько раз ударил воспитательницу металлическим ведром по голове.

73. Республика Хакасия
Сотрудники патрульно-постовой службы Абакана остановили случайный автомобиль, заставили его водителя собрать дикорастущую коноплю, а затем пытались привлечь его к ответственности за распространение наркотиков, чтобы выманить взятку.

74. Томская область
Милиционер «из-за домашнего стресса» до смерти избил пациента медицинского вытрезвителя, выстрелив ему в задний проход из травматического пистолета.


75. Амурская область
Милиционер СИЗО города Тында в свой обеденный перерыв ограбил банк.

76. Еврейская автономная область
Милиционеры, сопровождавшие поезд «Хабаровск-Чегдомын», обманом выманили 16 тысяч рублей у десяти корейцев, не говорящих по-русски.

77. Камчатский край
Майор ГИБДД, специально разогнав свой джип на пирсе, улетел в Тихий океан и погиб.

78. Магаданская область
Пьяный милиционер в День победы насиловал женщину, пока та не умерла.

79. Республика Саха (Якутия)
Командир отряда милиции специального назначения организовал оцепление, чтобы воры могли спокойно совершить кражу

80. Приморский край
Милиционеры патрульно-постовой службы Находки подсмотрели PIN-код банковской карты, когда ее владелец снимал деньги в банкомате, а затем тайно похитили ее у потерпевшего и обналичили.

81. Сахалин
Милиционер, опасаясь за свою жизнь, дважды, не прицеливаясь, выстрелил из травматического пистолета по группе молодых людей, которые бросили в его автомобиль снежок, и выбил одному из них глаз.

82. Хабаровский край
Капитан транспортной милиции потребовал у рыбаков отдать ему весь улов корюшки, а когда те отказались - попытался в одиночку похитить 210 килограммов рыбы.

83. Чукотский автономный округ
Милиционер сфабриковал подложные квитанции для оплаты за проживание в гостинице и попытался получить по ним деньги в бухгалтерии своего УВД.

Все сообщения о совершении преступлений датированы 2000-мы годами. Источники по каждому конкретному случаю можно легко найти самостоятельно через поиск яндекса по новостям.


У каждого дела есть запах особый:
В булочной пахнет тестом и сдобой.
Пахнет маляр скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик оконной замазкой.
Пахнет кондитер орехом мускатным.
Доктор в халате — лекарством приятным.
Рыхлой землею, полем и лугом
Пахнет крестьянин, идущий за плугом.
Рыбой и морем пахнет рыбак.
Только бездельник не пахнет никак.

Оригинал Д. Родари:
(в переводе Б.Заходера)

Чем пахнут ремесла?

В булочной пахнет сгоревшею сдобой...
Мясом протухшим пахнет мясник.
Газом угарным пахнет печник.
Пахнет молочник прокисшей сметаной.
Пахнут шахтеры горелым метаном.
Пахнет газетчик как дохлая утка,
Как парфюмерный отдел - проститутка.
Пахнет хирург неудачным наркозом.
Пахнет доярка вечерним навозом.
Содранной шкурой пахнет скорняк.
Ассенизатор... Знаете как.
Пахнет кухарка капустою кислой.
Пахнет сестра медицинская клизмой.
Тещи, как правило, пахнут блинами,
Все на таможне - большими деньгами.
Пахнет партиец как красные флаги.
Нянечка пахнет подгузником Хагги.
Пахнет сапожник густым гуталином,
А популярный певец - кокаином.
Консул английский пахнет овсянкой,
Школьный учитель разит валерьянкой.
Пахнет несвежим солдат сапогом.
Пахнет горячим браток утюгом.
Пахнет ревматик озокеритом.
Пахнет любитель рывков динамитом.
Килькой в томате пахнет турист,
Йодом с зеленкой - спортсмен альпинист.
Пахнет священник святою водою.
Пахнут раввины кошерной едою.
Азбукой Морзе пахнет радист.
А героином - контрабандист.
Нефтью разлитой пахнет моряк.
Лишь программисты... не пахнут никак

Чем пахнет Студия Артемия Лебедева...

Кодеры пахнут жасмином и елью.
Пахнут бухгалтеры пятой «Шанелью».
С переговоров вернувшись усталым,
Менеджер пахнет белым сандалом.

Пахнут дизайнеры деревом с кожей
И арт-директоры пахнут похоже.
Если понюхать технолога шею -
Шея технолога пахнет шалфеем.

Дымом табачным, травой и абсентом
Пахнут довольные сайтом клиенты.
«Сантосом» пахнет студийная кошка
(Кто-то животное сбрызнул немножко).

С неувядающей дерзкою силой
Пахнет Воронежский свежей текилой.
(Можно к дисплею принюхаться: тонко
Пахнет текилою даже иконка.)

Ночью склонясь над релизом для прессы,
Пахнет пресс-служба «Коричневым лесом».
Вкусно, негромко и призрачно-тайно
В студии пахнет отдел промдизайна.

Лебедев только не пахнет никак,
Мрачно взирая на этот бардак.

К прошедшему дню сисадмина))

Он пахнет вчерашней лапшой магазинной,
Некормленной кошкой, двухдневной щетиной,
Носком неопрятным, просроченной водкой,
Кофейною гущей, сгоревшей проводкой,

Он пахнет советским, столетним, ядреным
Тройным и убийственным одеколоном,
Бумагой измятой и пыльной дискетой,
Четыреста сорок восьмой сигаретой,

Но все же наивен и девственно чист
Наш милый и добрый дружок-программист,
Когда рядом с ним нарисуется мина
Немного обиженного сисадмина

Лишь программисты… не пахнут никак ?

«Лишь программисты не пахнут никак»,-
Подумать такое мог только дурак.
«С»-кодировщик пахнет структурой,
Visual Basic пахнет халтурой.
С++ пахнет полиморфизмом,
Оракл пахнет бюрократизмом,

Митингом нудным разит DBA,
Пахнет Main Frame, словно старый еврей.
Web-программист пахнет связью случайной,
Пахнут COBOL программисты отчаянием.
Пахнет PASCALщик чем-то забытым,
ACCESS разработчик — корытом разбитым.

Вместе все пахнут словно бардак -
Тестеры только не пахнут никак!
Это неправда! Понюхайте сами,
Тестеры вечно пахнут клопами…
Только зайдешь к ним и глянешь вокруг -
Так копошится какой-нибудь жук.

Над программистом, как муха жужжит.
— Тут не работает, там не стоит…
Даже админ отмахнуться не сможет,
Запах жука ему встанет дороже.
Не зная ни кода и не системы,
Тестеры пахнут общей проблемой!

С. В. Дегтярева
с. Баево, Алтайский край

«Все профессии важны,
все профессии нужны»

Коллективное творческое дело

Цели:
- дать представление и дополнить знания детей о различных профессиях;
- показать важность и необходимость любого труда;
- расширить общий кругозор учеников;
- воспитывать уважение к людям разных профессий.

Оборудование, оформление и реквизит:
- детская выставка рисунков, посвященная профессиям;
- сочинения о различных профессиях;
- карточки с заданиями;
- карточки с рисунками и названиями профессий.

Ведущий. Ребята, вы прекрасно знаете, что каждый человек от мала до велика должен трудиться, так как без труда нельзя прожить. Труд был, есть и будет основой на Земле. А чтобы стать хорошим специалистом, человек должен многое знать и уметь. Сегодня вы сидите за школьной партой, и ваше учение - это тоже труд и непростой. Быстро пройдут школьные годы, вы повзрослеете, и перед вами встанет серьезный вопрос «Кем быть?». Вы сейчас много мечтаете, а мы, взрослые, должны помочь вам выбрать профессию на всю жизнь и не ошибиться в выборе. Этот классный час мы назвали «Все профессии нужны, все профессии важны», возможно, он поможет вам в этой большой и сложной работе.

Звучит песня «Без труда не проживешь» (В. Агафонников - В. Викторов, Л. Кондратенко).

Каждый город, каждый дом
Создан радостным трудом.
Без работы, без труда
Не построить города.
Слышен грохот под землей -
Рудокоп пошел в забой.
Без работы, без труда
Не появится руда.
Экскаватор зашагал -
Будет рыть в степи канал.
Без работы, без труда
Не пойдет в поля вода.
В корпусах станки стучат -
Человек работе рад.
Поспевая, шепчет рожь:
«Без труда не проживешь».

Чтение стихотворения Джанни Родари «Чем пахнут ремесла».

У каждого дела
Запах особый:
В булочной пахнет
Тестом и сдобой.
Мимо столярной
Идешь мастерской -
Стружкою пахнет
И свежей доской.
Пахнет маляр
Скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.
Куртка шофера
Пахнет бензином.
Блуза рабочего -
Маслом машинным.
Пахнет кондитер
Орехом мускатным.
Доктор в халате -
Лекарством приятным.
Рыхлой землею,
Полем и лугом
Пахнет крестьянин,
Идущий за плугом.
Рыбой и морем
Пахнет рыбак.
Только бездельник
Не пахнет никак.
Сколько ни душится
Лодырь богатый, -
Очень неважно
Он пахнет, ребята!

Ведущий. Мы подсчитали, и оказалось, что в нашем классе учителями хотят стать 7 человек, милиционерами - 5, еще у нас есть 2 будущих врача, 2 шофера, 1 пожарный, 1 музыкант. А ведь есть еще столько профессий! Послушаем стихотворения о них, и, возможно, кто-то изменит свое решение о выборе будущей профессии.

Плотник.
Летят опилки белые,
Летят из-под пилы.
Это плотник делает
Рамы и полы.
Топором, рубанком
Выстругивает планки,
Сделал подоконники
Без сучка-задоринки.

Токарь.
Токарь склонился над умным станком -
Тонкая стружка бежит ручейком.
Слесарь.
Мне нужны такие вещи:
Молоток, тиски и клещи,
Ключ, напильник и ножовка,
А еще нужней - сноровка!

Водопроводчик.
- Эй, молодчик! Ты водопроводчик?
Загляни в квартиру пять:
Стало кухню заливать.
С краном кухонным беда,
Через край бежит вода.
- Кран закрутим, все устроим,
Воду быстро успокоим.

Маляр.
Маляры пришли втроем,
Обновили старый дом.
Был облезлый, скучный, голый,
Стал нарядный и веселый!
Все ребята со двора
Малярам кричат: «Ура!»

Сапожник.
Мастер, мастер, помоги -
Прохудились сапоги.
Забивай покрепче гвозди -
Мы пойдем сегодня в гости.

Шофер.
Шуршат по дорогам веселые шины -
Спешат по дорогам машины, машины.
А в кузове - важные, срочные грузы:
Цемент и железо, изюм и арбузы.
Работа шофера трудна и сложна,
Но как она людям повсюду нужна!

Почтальон.
Рано утром почтальон,
Обходя за домом дом,
К нам приходит в гости
И с собой приносит
Свежие газеты,
С письмами конверты,
Чтобы люди не скучали,
А на письма отвечали!

Машинист.
Как быстрый конь, несется
По рельсам тепловоз,
Все ближе раздается
Веселый стук колес.
Зеленые вагоны
На солнышке горят,
В кабине застекленной
Сидит мой старший брат.
Со свистом мчится поезд,
Не может опоздать.
Я стану машинистом!
А ты кем хочешь стать?

Лесник.
Чтобы сосны, липы, ели
Не болели, зеленели,
Чтобы новые леса
Поднимались в небеса,
Их под звон и гомон птичий
Охраняет друг лесничий.
Листик дуба на фуражке,
За плечом ружье,
На ладонь садятся пташки,
Ластится зверье.
Знает стежки и тропинки,
Даже маленькой травинке
Друг и брат - лесник.

Пекарь.
В белоснежном колпаке,
Перепачканный в муке,
Булки сдобные печет
И ребятам раздает.
Продавец или аптекарь?
Нет, конечно, это - пекарь!

Повар.
Я насыпал в миску риса
И залил его водой.
Рис поднялся, разварился,
Дышит, пышет, как живой.
Из-под крышки пар клубится,
Крышка прыгает, звеня.
Приходите поучиться
Кашеварить у меня.

Фотограф.
Нелегко снимать зверей,
Заяц просит: «Поскорей!»
Мышь пищит: «Боюсь немножко,
Что увидит снимок кошка!»
«Уколю, - грозится еж, -
Если снимок не пришлешь!»

Пожарный.
С огнем бороться мы должны -
Мы смелые работники,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы?.. Пожарники.

Библиотекарь.
Есть у книжки добрый лекарь,
Верный друг - библиотекарь!
Он заклеит те страницы,
Что порвали ученицы,
Пятна грязные сотрет,
Том на полку уберет!
Книжка, отдохни в тиши
И подольше послужи.

Учитель.
Учитель щедро учит нас тому,
Что очень нужно будет в жизни:
Терпенью, чтенью, счету и письму,
Верности родной Отчизне!

Дизайнер.
Дизайнер украшает дом,
Чтобы уютно было в нем!
Шкаф подвинет в уголок,
Разукрасит потолок
И подскажет маме,
Как ей быть с цветами,
Где картины разместить,
Куда коврик положить!
Он конструктор красоты.
Пригласи его и ты!

Археолог.
Кто лопатой и совком
Ковыряется в песочке
И, сметая пыль веков
С пожелтевших черепков,
Извлекает из песка
Утварь, храмы, города?
Не шахтер и не геолог,
А историк-археолог!

Архитектор.
Мальчик в беленькой панамке
Возле речки строит замки,
Воздвигает из песка
Сказочные города!
Пробежит за годом год -
Архитектор подрастет
И построит города
Из бетона и стекла.

Ветеринар.
Наша кошка заболела:
Ей до бантика нет дела,
Не царапает нам пятки,
Ну а бабушкин клубок
Закатился в уголок.
Видимо, у Мурки жар -
Нужен ей ветеринар!

Дрессировщик.
Учит он решать задачку,
Правильно считать собачку,
Бегемота - танцевать,
А слона - в футбол играть,
Кольца хоботом бросать
И гантели поднимать.
Он - учитель для зверей.
Назови его скорей!

Клоун.
Он жонглирует словами,
Улыбаясь мне и маме.
Убегая от собачек,
В зрителей кидает мячик
И, конечно, их пугает,
Слезы струйками пускает,
На коне верхом несется,
Заразительно смеется -
Для того чтоб я и ты
Надорвали животы.
Синоптик.
Кто за ветром наблюдает,
В небо зонды запускает,
Знает множество примет -
Будет дождик или нет,
Чтобы люди не гадали,
А сапожки надевали?
Он зимою даст прогноз
Нам про завтрашний мороз
И присмотрит, без сомненья,
За погоды поведеньем!

Геолог.
В глубине планеты нашей
Что таится? Он расскажет,
Изучив за слоем слой
Под корой подземной!
Ищет злато-серебро,
Все подземное добро:
Минералы, нефть и газ,
Очень нужные для нас!
Труден путь его и долог,
Потому что он - геолог!

Астроном.
Вглядываясь в небеса,
Там находит чудеса
И проводит звездочет
Всем открытиям учет.
Новая звезда горит
Иль летит метеорит -
В небо звездное влюблен
Тот ученый-астроном!

Спелеолог.
Я пещеры изучаю,
На вопросы отвечаю:
Почему пеньком стоит
Под ногами сталагмит?
А над головой висит,
Как сосулька, сталактит?
И еще - в каком местечке
Дом пещерных человечков?

Водолаз.
Я под воду опускаюсь
На большую глубину,
Не плыву и не купаюсь,
А хожу-брожу по дну.
Здесь сокровища зарыты
Затонувших кораблей.
Под водою мне открыты
Тайны речек и морей.

Врач.
Водолазу хорошо,
а доктору -
лучше,
я б детей лечить пошел,
пусть меня научат.
Я приеду к Пете,
я приеду к Поле.
- Здравствуйте, дети!
Кто у вас болен?
Как живете,
как животик? -
Погляжу
из очков
кончики язычков.
- Поставьте этот градусник
под мышку, детишки.
И ставят дети радостно
градусник под мышки.
- Вам бы
очень хорошо
проглотить порошок
и микстуру
ложечкой
пить понемножечку.
Вам
в постельку лечь
поспать бы,
вам -
компрессик на живот,
и тогда
у вас
до свадьбы
все, конечно, заживет.

Ведущий. На этом классном часе и при подготовке к нему мы провели конкурс рисунков, написали сочинение на тему «Кем быть?», каждый из вас рассказывал в стихах о профессии, которая нравится. А вот какое стихотворение о профессиях написал поэт Юлиан Тувим:
Каменщик строит жилища,
Платье - работа портного.
Но ведь портному работать
Негде без теплого крова!
Каменщик был бы раздетым,
Если б умелые руки
Вовремя не смастерили
Фартук, и куртку, и брюки.
Пекарь сапожнику к сроку
Сшить сапоги поручает.
Ну а сапожник без хлеба
Много ль нашьет, натачает?
Стало быть, так и выходит:
Все, что мы делаем, - нужно.
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно.
Хорошо, что есть на свете
Камень, глина и песок.
Хорошо, что есть на свете
Клещи, гвозди, молоток.
Нитки есть и есть лопата -
Можно шить, можно рыть.
Уважайте труд, ребята,
Приучайтесь труд любить!