Агрессия США и НАТО против Югославии, Ирака, Ливии, перспектива вторжения в Сирию ясно показали, что ко­нец «холодной войны» отнюдь не озна­чает наступления эпохи всеобщего мира.

Доказательством этого является и по­литика США в области развития своих вооруженных сил, в частности такого важного их компонента, как ВМС. Если в период «холодной войны» основной задачей ВМС США в случае возникнове­ния кризисной ситуации были действия против флота СССР на просторах Миро­вого океана и главный упор делался на борьбу с подводными лодками, то теперь центр внимания смещается к действиям флота в прибрежных водах.

Для осуществления этой доктрины ус­коренными темпами ведется разработка кораблей, предназначенных для действий «флот против берега». Одним из них является многоцелевой эсминец DD G-1000 «Замволт» (“Zumvalt”) .

DDG-1000 «ЗАМВОЛТ» – ЭСМИНЕЦ XXI ВЕКА

Эсминец «Замволт» появился из проекта более крупного корабля будущего – DD-21, который начал разрабатываться США в 90-х гг. прошлого века, но по финансовым причинам так и не был реализован в полной мере.

В 2011 г. был заложен первый эсминец серии DDG-1000 «Замволт». Эти многофункциональные корабли предназначены, в первую очередь, для выполнения широкого круга задач в прибрежной зоне: от огневой поддержки частей мор­ской пехоты и других наземных сил (ранее эту функцию выполняли ныне выведенные из состава флота линкоры типа «Айова»), противовоздушной и противоракетной обороны до эвакуации гражданского населения и обеспечения дипломатических миссий. При разработке эсминца акцент был сделан на возможности по завоеванию господства в прибрежной морской зоне, противовоздушной обороне и нанесению ударов по сухопутным объектам. Являясь составной частью комбинированных экспедиционных сил, эсминцы «Замволт» будут осуществлять передовое присутствие и «проекцию силы» США в любой точке земного шара.

После ввода в строй «Замволт» должен стать одним из самых эффективных боевых надводных кораблей в мире. В чем же заключаются те отличия, которые делают его «кораблем будущего»?

Прежде всего, при конструировании DDG-1000 во главу угла была поставлено максимальное снижение радиолокационной заметности. Это достигается рядом инженерных решений: максимально гладкая палуба без лишних деталей, «рубленый» корпус с пирамидальной надстройкой из композитных радиопоглащающих материалов, параллельность всех линий. Особая конструкция выхлопной системы и полный отказ от мачт также снижают заметность корабля в радиолокационном и инфракрасном спектрах. Корпус DDG-1000 имеет очертания, характерные для кораблей начала XX столетия: заваленные внутрь борт и необычный нос-волнорез. Это сделано для того, чтобы радиоволны, попадая на корпус корабля, отражались в небо, а не на воду. В результате эффективная площадь рассеяния эсминца при облучении радаром снизилась до уровня ЭПР рыбацкой шхуны. Таким образом, «Замволт» становится в значительной степени «невидимым» для современных средств радиоэлектронной разведки.

Отдельно следует остановиться на архитектуре надстройки, которая несет в себе ряд новшеств. Надстройка выполнена без выступающих частей. При этом в нее интегрированы все излучатели радаров и антенны связи. Вращающиеся части полностью отсутствуют.

Единая общекорабельная компьютерная сеть будет связывать все узлы и системы эсминца, обеспечивая управление кораблем, оружием, техническим обслуживанием и т.д. При этом DDG-1000 спроектирован по принципу «открытой архитектуры». На «Замволте» впервые применена так называемая «общая вычислительная корабельная среда», которая представляет собой практическую реализацию «Стратегии открытой архитектуры ВМС США». Последняя позволит ВМС США в будущем полностью перевести свои корабли на использование стандартизированного программного обеспечения, которое станет, вне зависимости от применяемого компьютерного «железа», универсальной базой для управления любым кораблем.

Продуманная интеграция корабельных систем, дальнейшая автоматизация и максимальное упрощение управления позволили сократить экипаж корабля до 148 человек – примерно вдвое меньше, чем на эсминце предыдущего поколения «Орли Берк».

ВООРУЖЕНИЕ ЭСМИНЦЕВ «ЗАМВОЛТ»

Роль артиллерии главного калибра в вооружении «Замволта» особенно важна, так как «эсминец будущего» позиционируется как корабль огневой поддержки наземных сил и морской пехоты. Нереализованные проекты DD-21 и «корабль-арсенал» должны были иметь более серьезные возможности по огневой поддержке. После того, как линкоры «Айова», выполнявшие данные функции, были выведены из состава флота, части морской пехоты США могут рассчитывать лишь на поддержку артиллерии небольших кораблей. Это вызвало серьезное беспокойство руководства Корпуса морской пехоты США, которое начало настаивать на том, чтобы именно «Замволт» принял на себя функции огневой поддержки.

«Замволт» будет оснащен двумя 155-мм одноствольными артустановками нового типа AGS (Advanced Gun System) разработки “BAE Systems” Предполагае­мая дальность стрельбы по неподвижным наземным целям составит до 83 морских миль (около 154 км), со скорострельностью 10 выстр./мин на ствол и автоматической перезарядкой (боекомплект – 920 выстрелов, из них 600 – в автомате заряжания). По дальности стрельбы артиллерия «Замволта» значительно превосходит АУ всех существующих кораблей. Для сравнения: дальность артиллерийского огня эсминцев «Орли Берк» - всего 12 морских миль.

Применение активно-реактивных управ­ляемых боеприпасов повышенной точнос­ти LRLAP и использование глобальной системы определения места обеспечат беспрецедентную точность стрельбы. Предполагает­ся использовать как фугасные боеприпасы, так и снаряды с повышенной проникающей способностью для поражения высокозащищенных целей (бетонных бункеров и т.п.).

Для предотвращения перегрева орудийных стволов предусмотрено их водяное охлаждение. Кожухи орудий, как и все остальные элементы конструкции корабля, выполнены с использованием стелс-технологий. В целях радиолокационной маскировки стволы орудий выполнены убирающимися в башню.

Все это позволит «Замволту», двигаясь вдоль вражеского побережья, быстро и чрезвычайно эффективно поражать прибрежную инфраструктуру и военные объекты противника: портовые сооружения, военно-морские базы, укрепления и т.д. Дальность, точность и скорострельность делают всего две установки AGS эквивалентными по мощи батарее из 12 сухопутных гаубиц.

В перспективе, возможно, пороховые артиллерийские установки «Замволта» будут заменены рельсовыми.

Артиллерия ближнего боя «Замволта» представлена двумя автоматическими АУ Мk.110 калибра 57 мм. Их скорострельность составляет 240 выстр./мин. Эти АУ не представляют собой ничего особенного. Они считаются зенитной артиллерией, но их возможности явно недостаточны в борьбе с современными средствами воздушного нападения. Их присутствие в составе вооружения корабля скорее целесообразно для ближней самообороны в столкновениях с пиратами, контрабандистами и тому подобными элементами. Также корабль оснащен четырьмя пулеметными установками калибра 12,7 мм.

DDG-1000 сможет атаковать наземные, морские и воздушные цели с помощью ракет, размещенных в универсальной пусковой установке Mk.57 . Ее боекомплект, загружаемый в четыре 20-клеточные пусковые шахты (всего 80 ячеек), состоит из управляемых ракет «Томагавк» и «Тактический «Томагавк» (для ударов по наземным целям или кораблям), перспективных ракет FLAM для ударов по наземным целям, зенитных ракет ESSM, противолодочных ракет ASROC. Дальность поражения наземных целей ракетами «Тактический Томагавк» может составить до 2400 км. Боекомплект в 80 ракет – это меньше, чем на эсминце «Орли Берк» (96 ракет). Боекомплектом пришлось пожертвовать, во-первых, потому, что УВП Mk.57 рассчитана на более тяжелые пусковые контейнеры (до 4 тонн), а во-вторых, изменилась сама архитектура пусковой установки. Ее бронированные ячейки расположены по периметру палубы вдоль бортов. В случае поражения одной ячейки с ракетой это позволит избежать детонации боекомплекта и сведет к минимуму повреждения внутренних систем корабля.

Отдельного внимания заслуживают возможности «Замволта» в сфере ПВО/ПРО . Здесь, прежде всего, актуален вопрос оснащения эсминца ракетами типа «Стандарт»: SM-2, SM-3, SM-6, которые применяются для перехвата баллистических ракет.

В свое время в США разрабатывался проект перспективного крейсера ПВО CG(X). Однако в январе 2005 года Джон Янг, помощник министра ВМС по исследованиям и разработкам будучи полностью уверенным в возможностях, которые дает новая РЛС «Замволта», заявил, что не видит необходимости в отдельном крейсере ПВО. Возобладало мнение о том, что новый «супер-эсминец» сможет полностью закрыть и эту нишу.

Однако 31 июля 2008 года вице-адмирал Барри Маккалоу (шеф по морским операциям и интеграции ресурсов и возможностей) и Эллисон Стиллер (заместитель помощника министра военно-морского флота по судовым программам) заявили, что «Замволт» не в полной мере может обеспечивать противовоздушную оборону, так как не может применять ракеты SM-2, SM-3 и SM-6. На это представители «Рэйтеон» (одной из основных фирм-разработчиков) заявили, что радар и боевая система DDG-1000, по сути, такие же, как и у кораблей, совместимых с ракетами SM-2, а значит, принципиальных препятствий для использования ракет типа «Стандарт» нет.

В действительности, когда США начали разработку своей системы ПРО, корабли оснащались только БИУС «Иджис» фирмы «Локхид Мартин», и естественно, что все программное обеспечение для целей ПРО создано и функционирует на базе последней. «Замволт» оснащен уже другой боевой информационно-управляющей системой – TSCE-I. Таким образом, хотя обе платформы – и DDG-1000, и DDG-51 («Орли Берк») – совместимы с ракетами «Стандарт», для целей стратегической ПРО (перехвата баллистических ракет) пока пригодна лишь платформа DDG-51. Систему TSCE-I только планируется доработать в этом направлении..

Авиационная группа эсминца может включать один противолодочный вертолет MH-60 или два противолодочных вертолета SH-60, а также несколько БЛА вертолетного типа Fire Scout. Беспилотники будут обеспечивать сбор разведывательной информации, оценку результа­тов огневых уда­ров и, возможно, даже наносить уда­ры по некоторым целям. Авиагруппа будет базироваться в просторном вертолетном ангаре, а посадочная площадка займет всю кормовую часть палубы.

СИСТЕМЫ РАЗВЕДКИ И БОЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ

Практически все описанное выше оружие не представляет собой ничего принципиально нового, за исключением некоторых образцов перспективных ракет. В чем же тогда состоит боевое преимущество «эсминца будущего» над обычными надводными кораблями? Ответ становится очевиден при рассмотрении электроники «Замволта».

Тактико-технические характеристики эсминцев DDG-1000 «Замволт»

Водоизмещение

Бронирование

Защита пусковых ячеек

Силовая установка

2хГТУ Rolls Royce Marine Trent-30 мощностью 78 МвТ (105000 л.с.)

Скорость

30 узлов (55,56 км/ч)

148 человек

Вооружение:

Ракетное

УВП Mk.57 4х20 ячеек

Артиллерия главного калибра

2х155-мм АУ AGS

Артиллерия ближнего боя

2х57-мм АУ Mk.110

4х12,7-мм пулеметных установки

Авиагруппа

1-2 противолодочных вертолета, несколько БЛА

Электроника

Многофункциональная РЛС AN/SPY-3

Система борьбы с подводным противником IUSW

Огромным преимуществом DDG-1000 является его многофункциональный радар AN/SPY-3. Впервые на американском боевом корабле будет установлена РЛС с активной фазированной антенной решеткой – шесть плоских фазированных решеток, обеспечивающие трехмерный обзор воздушной и надводной обстановки в диапазоне азимутов 360° вокруг эсминца.

Но в полной мере преимущества AN/SPY-3 проявляются при ведении боя управляемыми ракетами. Дело в том, что все современные корабли, даже оснащенные БИУС «Иджис», способны одновременно обстреливать лишь ограниченное количество целей, так как каждая выпущенная ракета нуждается в отдельном сигнале от радара подсветки цели. На эсминце типа «Орли Берк» имеется три таких радара, на крейсере «Тикондерога» - четыре, на крейсере пр. 1164 «Атлант» - всего один. Одновременно в воздухе может находиться не больше ракет, чем имеется радаров подсветки цели на корабле.

«Замволт», оснащенный новейшим радаром с фазированными антенными решетками AN/SPY-3, свободен от указанных ограничений. Активные фазированные решетки AN/SPY-3 состоят из тысяч излучающих элементов, сгруппированных в несколько сотен приёмопередающих модулей. Каждый такой модуль позволяет сформировать узконаправленный луч для исследования определенного квадранта пространства. Радар «Замволта» эквивалентен сотням обычных радаров, а возможности вычислительных систем превышают все возможные потребности. Таким образом, «Замволт» может одновременно обстреливать сотни воздушных целей, баллистических и крылатых ракет, выпуская свои ракеты, как из пулемета.

Кроме функций обзора, сопровождения и распознавания целей, активные фазированные решетки AN/SPY-3 предназначены для непосредственного управления оружием корабля: программирования автопилотов ракетных систем, подсветки целей для полуактивных головок самонаведения зенитных ракет «Стандарт-2» и ESSM, управления артиллерийским огнем.

Также AN/SPY-3 способен выполнять функции навигационного радара, автоматически сканировать морскую поверхность в поисках плавающих мин и перископов подводных лодок, вести контрбатарейную борьбу и радиоэлектронную разведку.

Одна многофункциональная РЛС AN/SPY-3 сможет заменить сразу несколько типов радаров, применяемых сегодня на кораблях ВМС США, в том числе:

  • радар освещения воздушной обстановки AN/SPY-1 системы «Иджис»,
  • РЛС подсветки цели AN/SPG-62,
  • навигационный радар AN/SPS-67,
  • РЛС управления артиллерийской стрельбой AN/SPQ-9.

При массе преимуществ у AN/SPY-3 имеется единственный недостаток – чрезвычайно высокая стоимость.

Так как DD-1000 придется дейст­вовать в прибрежных зонах, где особую опасность представляют мины и дизель-электрические ПЛ, то для противодействия этому разработаны новые технологии по программе IUSW-21 (Integrated Undersea Warfare), т.е. «Замволт» будет первым американским кораблем, специаль­но спроектированным и оснащенным для борьбы с подводным противником в при­брежной зоне. Система IUSW объединяет две группы сонаров: высокочастотные сонары предназначены для уклонения от морских мин, а среднечастотные (AN/SQQ-90) – для обнаружения и борьбы с подводными лодками, а также защиты от торпедных атак.

Система сонаров «Замволта» в лучшей степени, чем сонары эсминца «Орли Берк», приспособлена для действий не мелководье, но уступает последним по эффективности в глубоководных районах.

«Общая вычислительная корабельная среда» «Замволта» включает 16 одноплатных компьютеров под управлением Unix-подобной системы LynxOS (разработки компании LynuxWorks), помещенных в высокопрочные контейнеры, защищенные от ударов, вибраций и электромагнитных полей.

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА

Энергетическая система корабля питается от двух газотурбинных силовых установок фирмы «Роллс-Ройс» Marine trent-30 суммарной мощностью 78 МВт. Двигательная установка судна основана на базе современных асинхронных электродвигателей, которые позволят «Замволту» развивать скорость до 30 узлов (около 55 км/ч).

По мере совершенствования и усложнения боевых кораблей затраты энергии собственно на движение корабля будут составлять все меньшую часть от общего их количества. Все больше энергии будет уходить на функционирование корабельных систем и механизмов. Беспрецедентные характеристики радаров, вычислительных и других электронных систем потребуют соответствующей мощности энергетической установки корабля.

Тем не менее, энергетическая установка «Замволта» обладает требуемыми характеристиками. Более того, в перспективе предусмотрена возможность установки на корабле вместо нынешних артустановок рельсовых или лазерных орудий, работа которых потребует еще больших энергозатрат.

В отличие от существующих боевых кораблей, «Замволт» будет оснащен интегрированной энергетической установкой IPS (Integrated Power System) , которая сможет перераспределять энергию между различными системами корабля, исходя из их текущих потребностей. «Замволт» уже назвали «полностью электрическим кораблем». Отличительными чертами IPS являются пониженный уровень шума и экономичность.

ЖИВУЧЕСТЬ

Корабль оснащен автономной системой пожаротушения AFSS (Autonomic Fire Suppression System) . Она включает датчики, камеры и средства автоматического пожаротушения и позволяет в течение минимального времени среагировать на опасное событие. Это повышает живучесть корабля как в мирное, так и в военное время, при одновременном уменьшении количества членов экипажа, необходимого для проведения ремонтно-восстановительных работ.

ИСТОРИЯ ПРОЕКТА И ПЕРСПЕКТИВЫ СТРОИТЕЛЬСТВА

Программа «эсминца XXI века» DD-21 начала разрабатываться еще в 1991 г. После получения определенных наработок, в 2001 г. программа была остановлена, а на ее основе запущена новая программа DD(X), в результате которой и появился «Замволт». Контракт на разработку нового корабля получила фирма «Нортроп-Грумман», а «Рэйтеон» стала главным интегратором электронных и боевых систем.

В 2005 г. было одобрено строительство серии из первых семи кораблей DDG-1000. Всего планировалось построить 32 корабля. Однако острая нехватка финансов перечеркнула планы массового строительство дорогостоящих ($3,2 млрд. каждый, плюс $4 млрд. – стоимость жизненного цикла) «эсминцев будущего». После длительных колебаний было решено построить всего три корабля класса «Замволт». В настоящее время военно-политическое руководство США более целесообразной видит модернизацию уже существующих эсминцев «Орли Берк».

17 ноября 2011 г. был заложен головной корабль серии – DDG-1000 «Замволт». Строительство поручено фирме «Баз Айрон Воркс». Готовность на текущий момент составляет 80%. 29 октября 2013 г. корабль был спущен на воду. Сдача планируется в 2015 г.

Второй корабль – DDG-1001 «Майкл Монсур» – заложен 23 мая 2013 г. фирмой «Нортроп Грумман Шипбилдинг», готовность – 48%, сдача планируется в 2016 г.

Строительством третьего корабля DDG-1002 «Линдон Джонсон» также будет заниматься «Баз Айрон Воркс».

Все три корабля, вероятно, будут дислоцироваться на Тихом океане.

Несмотря на высокую боевую мощь «Замволтов», предельная малочисленность данной серии кораблей вряд ли позволит им существенно повлиять на расстановку сил в Мировом океане. В то же время концепции и технологии, примененные в эсминцах «Замволт», станут определяющими в военном кораблестроении США на ближайшие 50 лет.

(Подготовлено по материалам сайта http://www.raytheon.com для портала «Современная армия» www.сайт)

В конце октября на американском судостроительном заводе Bath Iron Works был спущен на воду головной эскадренный миноносец проекта Zumwalt. Корабль USS Zumwalt (DDG-1000), названный в честь адмирала Элмо Зумволта, является одним из самых смелых проектов американского военного кораблестроения последнего времени. На корабли нового проекта возлагаются большие надежды и предъявляются высокие требования. Приоритет проекта и атмосферу секретности, окружающую его, можно считать главными причинами того, что спуск построенного корабля на воду состоялся без пышных церемоний и прошел под покровом ночи. По имеющимся данным, все торжественные мероприятия должны состояться немного позже.


На пути к DDG-1000

Проекта Zumwalt восходит к началу девяностых годов. Тогда американские военно-морские силы разработали требования к перспективным кораблям, которые должны были войти в строй в начале XXI века. В связи с такими сроками начала службы кораблей перспективные программы получили обозначения CG21 (крейсер) и DD21 (эсминец). Немного позже программы разработки крейсеров и эсминцев были переименованы в CG(X) и DD(X). Требования к новым кораблям были достаточно высоки. И крейсера, и эсминцы должны были выполнять широкий спектр боевых и небоевых задач. В зависимости от обстановки и необходимости любой из перспективных кораблей должен был атаковать корабли или подлодки противника, защищать соединения от атаки с воздуха, эвакуировать население из опасных зон и т.д.

Уже первые подсчеты показали, что стоимость подобного универсального корабля может не уложиться в разумные рамки. В связи с этим Конгресс настоял на закрытии одной из программ. По результатам анализа было решено отказаться от крейсеров CG(X) и сосредоточить все усилия на создании эсминцев. Таким образом, после списания всех крейсеров типа Ticonderoga в составе ВМС США в качестве многоцелевых кораблей с ракетным вооружением предполагалось использовать эсминцы Arleigh Burke и DD(X).

По финансовым причинам один проект был закрыт, а вскоре начались проблемы у второго. Полное выполнение требований заказчика, согласно расчетам, должно было привести к значительному росту стоимость конструкторских работ и строительства кораблей. Первоначально планировалось построить 32 эсминца нового типа. Однако оценка их стоимости и возможностей бюджета привела к нескольким сокращениям планируемой серии. Несколько лет назад Конгресс сократил ассигнования на эсминцы «Зумволт» до уровня, достаточного для строительства лишь трех кораблей. Стоит отметить, что после этого появились предложения завершить строительство головного эсминца и закрыть чересчур дорогой проект, но Пентагон смог отстоять три корабля. Также необходимо отметить, что к моменту начала конструкторских работ по проекту Zumwalt требования были изменены в сторону упрощения. Из-за этого существующий перспективный проект имеет несколько крупных отличий от планировавшегося DD(X).

Подготовка к строительству головного корабля DDG-1000 началась осенью 2008 года, а церемония закладки состоялась в ноябре 2011-го. В конце октября 2013 года первый эсминец нового проекта был спущен на воду. Предварительные работы по строительству корпуса второго корабля DDG-1001 (USS Michael Monsoor) стартовали в сентябре 2009 года на заводе Ingalls Shipbuilding. В 2015 году предполагается сдать заказчику головной эсминец и продолжить строительство следующих кораблей. Заказ третьего эсминца DDG-1002 планируется на 2018 финансовый год.

По имеющимся данным, стоимость каждого из трех новых эсминцев, с учетом затрат на создание проекта, может преодолеть отметку в 7 млрд. долларов. Для сравнения, новые корабли проекта Arleigh Burke обходятся казне примерно в 1,8 миллиарда, что в три с лишним раза меньше стоимости «Зумволтов». При этом необходимо учесть, что сроки строительства третьего перспективного эсминца, который планируется заказать лишь в 2018 году, могут соответствующим образом сказаться на его цене. Таким образом, есть все основания полагать, что общая стоимость программы будет постоянно увеличиваться.

Облик корабля

Новые эсминцы типа Zumwalt будут служить в ВМС США в течение нескольких следующих десятилетий. Именно заделом на будущее объясняется множество оригинальных и смелых технических решений, которые сразу бросаются в глаза. Самая заметная особенность новых кораблей – их внешний вид. В последние несколько десятилетий инженеры стараются снижать заметность кораблей для радиолокационных систем и добились в этом определенных успехов. В случае с эсминцами «Зумволт» понижение заметности стало основной задачей при проектировании обводов корпуса и надстройки. Перспективный американский эсминец похож на длинную и узкую платформу, в середине которой размещена надстройка сложной формы. Все обводы надводной части корабля представляют собой сложную систему плоскостей, сопряженных друг с другом под разными углами.

Корпус корабля имеет сравнительно низкий борт, обеспечивающий уменьшение заметности. Также необходимо отметить, что борта наклонены внутрь. По причине использования низких бортов авторам проекта пришлось применить оригинальный форштевень характерной формы. Подобные обводы корпуса обеспечивают высокие ходовые характеристики и одновременно с этим уменьшают заметность корабля для радиолокаторов. В середине двухтысячных годов был построен катер-демонстратор AESD Sea Jet, на котором проверялись возможности корпуса оригинальной формы. Результаты испытаний экспериментального катера показали правильность расчетов. Тем не менее, до сих пор высказываются сомнения относительно реальных характеристик нового эсминца. Существуют подозрения, согласно которым нос корабля будет зарываться в воду.

Корабль USS Zumwalt (DDG-1000) получился крупным: длина корпуса около 183 метров, наибольшая ширина – 24,6 м. Водоизмещение эсминца примерно равно 14,5 тыс. тонн. Примечательно, что при таких габаритах и водоизмещении корабли «Зумволт» оказываются крупнее не только эсминцев «Орли Берк», но и крейсеров «Тикондерога».

По своим боевым возможностям перспективные корабли так же должны превосходить существующие крейсеры и эсминцы. Отказ от программы CG(X) привел к передаче эсминцам некоторых функций, ранее возлагавшихся на крейсера. Хотя в ходе определения технического и финансового облика проекта перспективный эсминец лишился некоторых элементов оборудования и вооружения, по своим характеристикам он должен опережать корабли существующих типов.

В качестве главной энергетической установки на корабле USS Zumwalt используются два газотурбинных двигателя Rolls-Royce Marine Trent-30 общей мощностью 105 тыс. л.с. Двигатели соединены с электрогенераторами, которые снабжают энергией все системы корабля, в том числе и два электромотора, вращающие гребные винты. Подобная архитектура энергетической установки позволила обеспечить сравнительно высокие ходовые характеристики корабля. Заявленная максимальная скорость эсминца превышает 30 узлов. Кроме того, два генератора обеспечивают электроэнергией все корабельные системы. Параметры электросистемы позволяют в будущем, в рамках модернизации, оснастить корабли новым оборудованием и вооружением.

Основное вооружение эсминцев «Зумволт» – универсальная вертикальная пусковая установка Mk 57. Эта система является дальнейшим развитием аналогичной пусковой установки Mk 41, используемой на современных крейсерах и эсминцах. Корабль Zumwalt будет нести по 20 модулей Mk 57, размещенных в разных частях корпуса. Каждый из модулей имеет четыре ячейки для ракет. Ячейка пусковой установки может вмещать от одной до четырех ракет, в зависимости от их габаритов. В 80 ячеек пусковых установок предлагается загружать ракеты различных типов: зенитные, противолодочные и т.д. Конкретный состав боекомплекта будет определяться в соответствии с задачами, которые должен выполнить корабль.

Основным зенитным боеприпасом эсминцев Zumwalt станет ракета RIM-162 ESSM. Ранее утверждалось, что в боекомплект кораблей включат ракеты SM-2, SM-3 и SM-6, однако на данный момент новая информация о подобном вооружении кораблей отсутствует. Возможно, сейчас продолжаются работы по подготовке ракетных комплексов к использованию на перспективных эсминцах, а расширение доступной номенклатуры вооружений состоится только после принятия головного корабля в состав ВМС. Для атаки подводных лодок противника эсминцы типа «Зумволт» будут нести противолодочные ракеты RUM-139 VL-ASROC.

Интересной особенностью комплекса вооружений эсминцев Zumwalt является тот факт, что на данный момент отсутствуют какие-либо сведения об использовании противокорабельных ракет. Очевидно, имеющиеся ракеты RGM-84 Harpoon посчитали непригодными для использования на перспективных эсминцах. Подобный подход применен и при формировании требований к последней на данный момент серии эсминцев типа Arleigh Burke.

В носовой части эсминца DDG-1000 предполагается установить две артиллерийские установки AGS с орудиями калибра 155 мм. Система AGS представляет собой орудийную башню с развитыми подпалубными агрегатами. Интересной особенностью этой артиллерийской установки являются боеприпасы. Несмотря на калибр, система AGS не сможет использовать существующие 155-мм боеприпасы. Специально для новой корабельной артиллерийской установки создан снаряд LRAPS. Активно-реактивный боеприпас похож на ракету: его длина превышает 2,2 метра, а после выхода из ствола он должен раскладывать крылья и стабилизатор. При собственной массе 102 кг снаряд сможет нести 11-килограммовую боевую часть. Используя инерциальную и спутниковые системы навигации, снаряд LRAPS сможет поражать цели на дальности не менее 80 км.

Общий боезапас двух артиллерийских установок составит 920 снарядов. В укладках автомата заряжания обеих систем AGS будет находиться 600 боеприпасов. Большая длина снаряда заставила применить несколько интересных решений в конструкции и работе автоматики заряжания. Так, боеприпасы будут подаваться к орудию в вертикальном положении. Для этого перед заряжанием ствол орудия должен подниматься в вертикальное положение. Стрельба возможна с возвышением от -5° до +70°. Оригинальный автомат заряжания, по официальным данным, обеспечивает темп стрельбы на уровне 10 выстрелов в минуту. Заявлена возможность стрельбы длинными очередями.

В прошлом утверждалось, что эсминцы Zumwalt могут стать первыми в мире кораблями, несущими электромагнитную пушку. Подобные разработки уже существуют, но все они далеки от применения на военной технике. Одной из главных проблем этого перспективного является его колоссальное энергопотребление. При использовании электрогенераторов, установленных на новых эсминцах, для стрельбы из электромагнитной пушки пришлось бы на некоторое время отключать почти все электронные системы. Вполне понятно, что подобные особенности работы ставят крест на применении таких систем на практике.

Артиллерийское вооружение перспективных эсминцев состоит из двух установок AGS и двух зенитных орудий Bofors Mk 110 шведского производства. Примечательно, что калибр этих орудий значительно больше калибра ранее применявшихся зенитных систем. Причиной использования 57-мм орудий можно считать тот факт, что могущество 20- и 30-мм снарядов недостаточно для гарантированного уничтожения современных и перспективных противокорабельных ракет. Таким образом, большее могущество снарядов калибра 57 мм может компенсировать меньший темп стрельбы на уровне 220 выстрелов в минуту.

В кормовой части кораблей Zumwalt предусмотрен ангар для вертолетов и беспилотных летательных аппаратов. Эсминцы смогут нести один вертолет SH-60 или MH-60R, а также до трех беспилотников MQ-8. Таким образом, небольшая авиационная группа сможет обеспечить наблюдение за окружающей обстановкой и взять на себя часть функций радиоэлектронного комплекса корабля.

Для наблюдения за обстановкой и управления оружием эсминцы типа «Зумволт» получат многофункциональную радиолокационную станцию Raytheon AN/SPY-3 с активной фазированной антенной решеткой. Ранее планировалось устанавливать на новые корабли вторую РЛС Lockheed Martin AN/SPY-4, но в дальнейшем от нее отказались. Использование сразу двух станций, работающих в разных диапазонах, сочли слишком дорогим и не обеспечивающим соответствующего повышения характеристик. Таким образом, строящиеся корабли будут оснащаться лишь одной радиолокационной станцией.

Эсминцы Zumwalt смогут искать подлодки и мины. Для этого их оснастят тремя гидроакустическими комплексами AN/SQS-60, AN/SQS-61 и AN/SQR-20. Первые два устанавливаются в корпусе корабля, третий имеет буксируемую гидроакустическую станцию. Утверждается, что характеристики гидроакустических комплексов новых эсминцев будут значительно выше, чем у оборудования существующих кораблей типа Arleigh Burke.

Качество и количество

Исходя из имеющихся данных, можно предполагать, что перспективные эсминцы типа Zumwalt станут наиболее совершенными среди всех кораблей ВМС США. Тем не менее, имеющиеся плюсы технического и боевого характера при определенных обстоятельствах могут полностью нивелироваться существующими минусами. Главный недостаток нового проекта – высокая стоимость. Стоимость головного корабля с учетом затрат на разработку оценивается в 7 млрд. долларов. Таким образом, новый эсминец стоит примерно столько же, сколько стоил последний американский авианосец типа Nimitz – USS George H.W. Bush (CVN-77). Столь большая стоимость эсминцев стала причиной кардинального сокращения планируемой серии.

Даже если конгрессмены, придерживающиеся позиций строгой экономии, не продавят отказ от одного или даже двух эсминцев типа «Зумволт», то общее количество этих кораблей в военно-морских силах США останется слишком малым. Всего три эсминца – даже если по своим характеристикам они на голову превосходят все существующие корабли – вряд ли смогут оказать серьезное влияние на общий потенциал ВМС. Иными словами, новейшие эсминцы рискуют стать тем, что принято называть белым слоном или чемоданом без ручки. Дорогой проект, стоимость которого в свете последних сокращений финансирования может выглядеть неразумно высокой, при сохранении существующих взглядов не сможет дать ожидаемые результаты в отношении боеспособности флота.

В контексте проекта Zumwalt интересно выглядят планы Пентагона на корабли проекта Arleigh Burke. Согласно заявлениям последних лет, строительство этих эсминцев продолжится, а служить они будут до семидесятых годов XXI века. Сколько будут служить эсминцы «Зумволт», пока не вполне ясно. Тем не менее, даже без учета сроков службы можно уверенно говорить, что большая часть боевой работы ляжет на корабли старого проекта.

В оправдание новых кораблей следует сказать, что в проекте Zumwalt применено большое количество новых технических решений и технологий. Поэтому перспективные эсминцы станут платформой для отработки оснащения, вооружения и технологий, которые будут применяться на кораблях будущего.












По материалам сайтов:
http://globalsecurity.org/
http://naval-technology.com/
http://raytheon.com/
http://navyrecognition.com/
http://navweaps.com/
http://baesystems.com/

Плавучая пирамида Хеопса, словно прибывшая из другого измерения. Какой из эпох принадлежит этот корабль? Кто и зачем создал эту диковинную конструкцию? Возможно, все гораздо проще. Облик отражает суть - грандиозная финансовая пирамида, поглотившая за раз свыше 7 млрд. долларов.

Определенно, «Замволту» есть чем гордиться: самый крупный и дорогой эсминец за всю историю существования данного класса кораблей. И этот рекорд сохранится как минимум до начала 2030-х годов. Его зловещий силуэт не оставляет равнодушным. Но какие секреты таятся внутри этого «звездолета»?

Стелс? Рельсотрон? Linux?

Ракетно-артиллерийский стелс-корабль строится с применением новейших технологий, многие из которых были впервые внедрены на военно-морском флоте. Ключевым направлением было выбрано снижение заметности в радиоволновом диапазоне ЭМ-спектра, в котором работает большинство средств обнаружения. В архитектуре и облике «Замволта» агрессивно проступают черты технологии «стелс».

Пирамидальная надстройка. Мощный завал бортов - благодаря чему радиоволны отражаются в сторону неба, что исключает их повторное отражение от поверхности воды. Стелс-кожухи артиллерийских орудий. Полное отсутствие мачт, радиоконтрастных механизмов и оборудования на верхней палубе. Нос-волнорез, позволяющий не «всходить на волну», как это делают обычные корабли, но, наоборот, прятаться от вражеских радаров среди гребней волн. Наконец, весь корпус «Замволта» отделан ферромагнитными красками и радиопоглощающими покрытиями.

Данные приёмы хорошо известны среди кораблестроителей по всему миру. Российские корветы и фрегаты нового поколения (например - «Стерегущий»), французские корабли «Лафайет», шведские стелс-корветы типа «Висбю»… Но в случае с «Замволтом» дело обстоит особым образом: впервые в истории флота все элементы технологии «стелс» были реализованы в столь грандиозном, всеохватывающем объеме на столь крупном корабле.

14,5 тысяч тонн - размерам эсминца «Замволт» позавидует иной крейсер (в качестве сравнения: полное водоизмещение флагмана ЧФ, ракетного крейсера «Москва» составляет «всего лишь» 11 тыс. тонн)

В эффективности приемов по снижению заметности для вражеских радаров сомневаться не приходится: технология «стелс» широко применяется при создании военно-морской и авиационной техники по всему миру.

Гораздо больший интерес вызывает сама концепция «Замволта». Ракетно-артиллерийский эсминец с габаритами крейсера - это не 600-тонный шведский корвет. Как спрятать такого «слона» посреди открытой местности?

Создатели «Замволта» объясняют, что речь идет не о полной невидимости, а всего лишь о снижении заметности - в результате «Замволт» сможет обнаружить противника раньше, чем тот заметит стелс-эсминец. В официальных пресс-релизах отмечается, что эффективная площадь рассеивания (ЭПР) 180-метрового эсминца соответствует ЭПР небольшой рыбацкой фелюги.

Артиллерия

Впервые за 50 лет был построен артиллерийский ганшип. «Замволт» - первый и пока единственный из современных крейсеров и эсминцев, что вооружен пушками калибром свыше 5 дюймов . В носовой части эсминца установлена пара 155 мм (6,1 дюйма) автоматизированных установок Advanced Gun System (AGS), стреляющих высокоточными боеприпасами на дальность 160 км. Общий боекомплект установок - 920 снарядов.

Возрождение морской артиллерии - прямое следствие дискуссии об оказании огневой поддержки морским десантам и нанесению ударов по побережью противника (как никогда актуальных в эпоху контртеррористических операций и локальных войн).

Артиллерийский снаряд имеет ряд важных преимуществ перед авиационной бомбой или крылатой ракетой :
- всепогодное применение;
- быстрая реакция на вызовы - уже через пару минут указанное место сровняют с землей;
- неуязвимость для систем ПВО противника;
- отсутствие необходимости в сверхдорогом носителе (многоцелевом истребителе 4/5 поколений и подготовленном пилоте) - как и отсутствие риска потерять носитель по пути к цели;
- гораздо меньшая стоимость снарядов по сравнению с крылатой ракетой «Томагавк» - при одинаковых возможностях в деле оказания огневой поддержки морским пехотинцам.

Притом, что точность современных артиллерийских снарядов с системой наведения по GPS или лазерному лучу, ни в чем не уступает аналогичным авиационным и ракетным боеприпасам.

Примечательно, что в качестве вспомогательной артиллерийской системы для самообороны эсминца вновь была выбрана система с необычно большим калибром - автоматическая 57 мм установка «Бофорс» SAK-57 Mk.3 (пара таких пушек установлена в кормовой части надстройки «Замволта»).

В отличие от традиционных скорострельных , SAK-57 делает всего 3-4 выстрела в секунду, но при этом стреляет особыми «интеллектуальными» боеприпасами, чьи взрыватели инициируются при пролете вблизи цели. А могущества её снарядов достаточно не только для самообороны в ближней зоне, но и для применения в морском бою против катеров и др. средств противника на дальности до 18 км.

Радары

Изначально для «Замволта» создавался «навороченный» радиолокационный комплекс DBR с шестью АФАР, работавшими в сантиметровом и дециметровом диапазонах. Это обеспечивало беспрецедентную дальность и точность при обнаружении любых типов воздушных, морских или заатмосферных целей на орбите Земли - в пределах зоны обзора радара DBR.

К 2010 году, когда стало ясно, что «Замволты» получаются слишком дорогими и не могут заменить собой существующие эсминцы - концепция радара DBR подверглась кардинальному сокращению. В составе средств обнаружения «Замволта» остался лишь многофункциональный радиолокатор сантиметрового диапазона AN/SPY-3 с тремя плоскими активными ФАР , размещенными на стенках надстройки эсминца.

– первого журналиста, побывавшего на борту революционного эсминца ВМС США Zumwalt (DDG 1000), называемого экспертами «линкором XXI века». В репортаже содержится много новых сведений о корабле и ряд эксклюзивных фото. Мы делаем эксклюзивный обзор данного материала, дополнив его информацией, дающей максимально полную информацию о судне.

Кристофер Кавас побывал на ходовых испытаниях 16 000-тонного эсминца 23 марта. Как и раньше, они прошли в районе Портленда, штат Мэн, откуда отчалил корабль. По завершении тестирований судно вошло в реку Кеннебек и отправилось на судостроительную верфь города Бат – место своего «рождения».

Как и многие другие американские военные суда, Zumwalt должен пройти через целую серию испытаний и доработок перед тем, как начнётся его полноценная эксплуатация. Приёмочные испытания пройдут в апреле. Если они будут успешными, 20 мая корабль официально передадут его экипажу - в распоряжение Военно-Морских Сил США. В сентябре, после нескольких месяцев обучения команды, судно покинет верфь. На 15 октября запланирована официальная церемония ввода в состав ВМС (город Балтимор, Мэриленд), а в декабре эсминец прибудет на базу флота в Сан-Диего, штат Калифорния – место своего постоянного базирования.

В соответствии с планом 2007 года, на протяжении шести месяцев, начиная с января, корабль будет находиться на техобслуживании в Сан-Диего: будет осуществляться доработка с учётом опыта и сведений, полученных специалистами в предыдущие месяцы. В Калифорнии будет сделано главное: в 2017 году на Zumwalt завершат установку систем вооружения, сенсоров и программных обновлений. В штате Мэн были построены корпус судна, его механические и электрические системы, но практически всё оружие на нём разместят уже в Сан-Диего. Боевые системы испытают только в начале 2018 года, и лишь после этого самый большой в истории ВМС Соединённых Штатов эсминец будет готов к использованию. Двухэтапное производство предполагалось с момента подписания контракта.

Корабль имеет длину 185 м, ширину 24,6 м и водоизмещение 13 200 тонн. Эсминцы Zumwalt – самые крупные современные неавианесущие боевые корабли в мире после советских атомных ракетных крейсеров проекта 1144, построенных на Балтийском Заводе с 1973 по 1989 годы (их водоизмещение – 26 000 тонн)

На данный момент Zumwalt является собственностью Bath Iron Works (BIW) – судостроительной верфи General Dynamics, город Бат, где с 2008 года строился корабль. Работа над его концепцией началась ещё раньше. Во время испытаний Zumwalt управлялся командой гражданских инженеров и кораблестроителей BIW во главе с капитаном Эрлом Уокером, который имеет опыт работы свыше 30 лет. Также присутствовали специалисты оборонной компании Raytheon (основного поставщика боевых систем Zumwalt) и других производителей оружия.

Специалисты Bath Iron Works. Фото: Кристофер Кавас, Defense News.

Журналист рассказал о хронологии, ходе, специфике испытаний, а также некоторых уникальных особенностях и возможностях корабля, основная часть сведений о котором строжайше засекречена.

Испытания первого этапа, названного «Альфа», прошли в начале декабря и длились около недели – полноценное тестовое плавание впервые состоялось 7 декабря. Без критически важного первого этапа не имело смысла переходить ко второму, названному «Браво». Тогда, во время «альфа»-испытаний, прошла демонстрация около 20 базовых функций и задач корабля, сообщил капитан Джеймс Дауни, руководить посвящённой DDG 1000 программы PMS 500 Командования Военно-Морских Систем ВМС США (NAVSEA). Zumwalt несколько раз возвращался в Портленд для смены инженеров на борту.

Декабрьские испытания прошли проверку службы ВМС по контролю качества (INSURV) и были признаны успешными. Нестандартная разбивка процесса на две стадии была обусловлена беспрецедентным количеством высокотехнологического оборудования: около 10 больших «hi-tech-групп» и десятки более мелких элементов.

Фото: Кристофер Кавас, Defense News.

Кавас побывал на третьем ночном выходе корабля в море, во время второй серии морских испытаний, состоявшейся 21 – 24 марта. Они прошли успешно. В ходе тестирований этапа «Браво» было выполнено свыше 100 задач, сообщил капитан Джеймс Кёрк, который станет первым командиром (commanding officer, CO) Zumwalt.

Эсминец вышел из бухты Каско в Атлантический океан. Zumwalt сопровождал Moray, небольшой катер Береговой охраны США. Как правило, это делается из соображений безопасности, но на этот раз на нём находилась команда из NAVSEA, занимавшаяся проверкой стелс-качеств. Это не менее важно, чем правильная работа двигателей.

Как пишет Кавас, белый ходовой огонь находится на носу корабля, а не на мачте, как это принято, – стелс-дизайн эсминца позволяет разместить его только там, поскольку одна из особенностей судна - это как раз максимально гладкая поверхность корпуса без лишних выступающих на нем элементов. Единственное, что возвышалось над ровной, плоской передней палубой – это огромные носовые башни, в которых «прячутся» две 155-миллиметровых пушки Advanced Gun System (AGS) – самые крупные (за последние десятилетия) морские пушки, установленные в качестве стандартного оборудования корабля.

По краям корабля и вдоль кормовой полётной палубы находится несколько рядов из 80 ячеек для ракет. Они расположены в новом порядке, призванном обеспечить защиту судна при помощи «взрывных щитов» (blast shields) ракетных ячеек (они защищают ракеты во время боя), оставляя срединную линию свободной для артиллерийской системы.

При движении на корабле нет ограждений и спасательных тросов, хотя во время пребывания в порту можно в ручном режиме установить стойки с перилами. Те, кто отважится выйти на палубу в море, должны крепко схватиться за страховую оттяжку.

Эсминец вышел из бухты с навигационным радаром, радиолокатором сантиметрового диапазона AN/SPY-73, вращавшимся на верху мачты передней палубы. Однако в море мачта была убрана в корпус наподобие перископа – из соображений малозаметности.

Во время выхода в море, описанного Defense News, на борту присутствовало около 130 членов будущего экипажа эсминца, что весьма необычно для испытаний, проводящихся кораблестроительными верфями. В ближайшие месяцы Zumwalt станет для экипажа вторым домом, но уже сейчас BIW позволила военным получить первый опыт управления судном. Будущий экипаж был очень воодушевлён этой возможностью, и ему удалось справиться даже с бóльшим количеством задач, чем было запланировано. Этот уникальный опыт дал ему особые преимущества – позволил лучше изучить сложнейшее, революционное устройство корабля, оснащённого новейшими технологиями, – и, что особенно важно, это происходило при непосредственном участии людей, которые разрабатывали, строили и испытывали эсминец.

«Мы ждали этого 33 месяца», – сказал команд-мастер-старшина (CMDCM, Command Master Chief) Дион Бошам .

Экипаж побывал на борту Zumwalt во второй раз. Впервые ему позволили посетить корабль во время первого, декабрьского этапа испытаний. Тогда военные присутствовали на эсминце меньшее время. Теперь же они участвовали в управлении Zumwalt на протяжении более 22 часов. Судно, как и тогда, вышло из Портленда, а по завершении тестирований прибыло на верфь. Но в этот раз корабль вернулся в Бат только на следующий день, и его испытания продлились почти сутки.

В своём эксперименте BIW пошла ещё дальше: помимо команды испытываемого эсминца, на судне присутствовало несколько инженеров из будущего экипажа строящегося второго корабля класса Zumwalt – USS Michael Monsoor (DDG-1001). Они ознакомились с силовой установкой.

Напомним, что планируется построить ещё два корабля серии Zumwalt. Третьим в серии станет Lyndon B. Johnson (DDG-1002), на который через два года могут установить «научно-фантастическую» рельсовую пушку. На ранних этапах американские ВМС заявляли о возможном строительстве 32 эсминцев этого типа, но из-за сложности новейших технологий, используемых на Zumwalt, их число сократили до 3.

Члены экипажа DDG-1000 участвовали в проведении целого ряда операций и тестов, управляли судном, изучали функционирование двигателей. Они осмотрели и проверили работу якоря: он и связанные с ним механизмы находятся полностью внутри судна. Якорь выдвигается вниз через дно корабля.

Члены экипажа проверяют работу якоря. Фото: Кристофер Кавас, Defense News.

По словам Бошама, различные системы эсминца так глубоко интегрированы, что экипаж учился не просто управлению отдельными элементами оборудования, а оперировал огромной «системой систем». Общая длина программного кода – около 6 000 000 строк.

Бошам очень опытен: ранее он служил на авианосце, крейсере и двух фрегатах, но, по словам команд-мастер-старшины, даже ему пришлось изучить и освоить 19 новых технологий для будущей работы на Zumwalt.

Требования для экипажа, по словам Бошама, очень высоки: туда принимают только моряков, показавших наилучшие результаты. При этом лишь один член экипажа моложе 21 года.

Главный специалист по управлению огнём Дейв Эйткен также находился на корабле, однако он отошёл от своих привычных обязанностей, так как боевые системы Zumwalt ещё не установлены и начнут функционировать только через два года. Во время данных испытаний основное внимание уделялось корпусу эсминца, механике, инженерным аспектам, поэтому для Эйткена и его команды нашлись другие задачи, включавшие работу с инженерами BIW.

«Моряки учились у ребят из Raytheon, – сказал Эйткен. – Во время испытаний человек из Raytheon стоял у них за спиной и следил за их работой с консолями».

Элетромагнитый рельсотрон для эсминцев класса Zumwalt. Фото: MC2 Kristopher Kirsop/Navy.

Люди Эйткена участвовали в работе IT-отделения с «компьютерной» инфраструктурой эсминца, оперировали интегрированными системами, включая системы связи. В будущем, после установки вооружений, отдел управления огнём будет лучше понимать, каким образом они встроятся в «систему систем» Zumwalt.

Во время учений эсминец фунционировал исправно, все запланированные цели и показатели были достигнуты. Какие бы то ни было неполадки отсутствовали, отметил Дауни. Команда BIW теперь изучит полученную информацию и будет готовиться к приёмочным испытаниям. По сути, как отметил руководитель PMS 500, мартовское тестирование было их «репетицией». В апреле INSURV оценит работу корабля и, по всей вероятности, будет рекомендовать его к официальному принятию в состав ВМС.

Погодные условия во время испытаний были сложными, но корабль продемонстрировал высокий уровень устойчивости. Его разгоняли до скорости выше 30 узлов (более 55 км/ч) – при максимальной скорости 33,5 узла (62 км/ч). При резком повороте угол крена составлял 7-8 градусов. Это очень впечатлило Кёрка, ожидавшего гораздо большего наклона. Корпус судна с его необычным завалом (он сужается выше ватерлинии на 8°) невероятно устойчив – такая форма обуславливается необходимостью снижения ЭПР (эффективной площади рассеяния) - главного показателя, определяющего уровень заметности судна.

Дауни отметил, что у него нет никаких сомнений относительно стелс-качеств эсминца и его ЭПР. По его словам, всё выглядит даже «слишком хорошо». «Засечь» Zumwalt радарам очень сложно. Примечательно, что на время испытаний из соображений безопасности судоходства на корабль установили отражатели. Таким образом, гражданские суда могли видеть стелс-эсминец на своих радарах.

Палубы не предназначены для постоянного пребывания людей, поэтому все те приспособления и конструкции, которые обычно встречаются на палубах военных кораблей, перенесены внутрь или максимально уменьшены. Всё необходимое для повседневной деятельности экипажа находится внутри эсминца. Это, как нетрудно догадаться, также связано с малозаметностью Zumwalt.

Радиопоглощающие материалы толщиной около дюйма, которыми обнесены корпус и надстройка, позволили минимизировать число выступающих антенн. Эта инновация вместе с другими стелс-компонентами делает эсминец максимально скрытным.

На корабле находилось 388 человек, хотя в будущем его экипаж будет составлять 147. За планируемые 40 лет эксплуатации USS Zumwalt такое количество людей на борту будет перевозиться очень и очень редко.

Необходимо отметить, что благодаря высокотехнологичной программно-аппаратной начинке работа эсминца максимально автоматизирована. Благодаря этому был уменьшен размер экипажа. 147 человек – это очень немного. Для сравнения: экипаж российского гвардейского ракетного крейсера «Москва», аналогичного по размерам Zumwalt, составляет порядка 500 человек.


Лазерное оружие.

Обширный мостик находится на втором уровне (O2) надпалубной надстройки. Стандартная вахта на мостике – три офицера. Там оборудованы места для двух младших вахтенных офицеров (Junior Officer of the Watch, JOOW, и Junior Officer of the Deck, JOOD). Для вахтенного офицера, OOD, сидение не предусмотрено: он должен стоять и ходить по мостику.

Между вахтенными сидениями располагается система ручного управления. Для всех мест оборудованы компьютерные панели. Курс судна может задаваться автопилотом или при помощи мыши и клавиатуры, или путём вращения «небольшой чёрной ручки», используемой как штурвал корабля.

Места, обустроенные на мостике, окружены консолями. Младшие вахтенные офицеры на своих местах следят за экранами, фиксирующими работу внутренних систем, и навигационными дисплеями. Окна и консоли разделяет довольно широкий проход.

Сверху по кругу расположены восемь крупных плоскопанельных дисплеев. Это одна из самых подробных и внушительных информационных систем, расположенных на мостиках сегодняшних военных кораблей. Там можно подключиться к любым данным: разнообразным сенсорам, секретным разведданным, камерам, показывающим разные участки эсминца.

По бокам от консолей младших вахтенных офицеров находятся отдельные места для командира и его старшего помощника (по правую сторону) или коммодора (по левую). Прямо над ними – три крупных плоскопанельных дисплея.

Сзади оборудованы места для людей, отвечающих за разведданные и планирование миссии.

В задней части рулевой рубки с обеих сторон находятся два «алькова», предназначенные для управления кораблём капитаном или вахтенным офицером во время входа в док, пополнения запасов судна и выхода из дока.

Имеются два широких открывающихся окна, через которые два человека могут смотреть далеко вниз, до ватерлинии корабля.

USS Michael Monsoor

Многозадачный Центр управления Zumwalt (SMC, Ship Mission Center) огромен и имеет две палубы в высоту. Он простирается из упрятанного в сталь уровня O2 в основание многокомпонентной надстройки, венчающей корабль (уровень O3). Три плоскопанельных дисплея в передней части помещения сразу же обращают на себя внимание. Там же 19 вахтенных управляют четырьмя рядами консольных станций.

Общее расположение консолей в определённой мере напоминает последнюю ПРО Aegis Baseline 9 (используются похожие дисплеи CDS и рабочие станции), но они занимают гораздо больше места. Первый и второй ряды отвечают за ракетные и артиллерийские системы, кибероперации, противолодочную войну. Позиции контроля и управления занимают третий ряд: там располагаются места для командира, офицера тактических действий и вахтенного инженера-механика. Четвёртым рядом консолей управляет персонал, отвечающий за двигатели, механику и IT-поддержку.

Сверху, в задней части SMC, находится застеклённая вторая палуба, предназначенная для командного состава или кадров, отвечающих за секретные данные или планирование миссии. Там они могут работать, не привлекая внимание вахтенных, которые находятся ниже, но следя при этом за теми же самыми дисплеями CDS.

С левой и правой стороны SMC располагаются дополнительные закрытые помещения, где также оборудованы консоли и панели, позволяющие заниматься детальным планированием миссии корабля или отдельных операций.

Кавас описывает и подпалубные помещения. Особенно примечателен располагающийся в глубине корпуса «Бродвей» - просторный проход с правой стороны судна, позволяющий легко перемещать амуницию и боеприпасы в места хранения.

Broadway. Фото: Кристофер Кавас, Defense News.

«Бродвей» достаточно широк, чтобы через него проезжали вильчатые подъёмники. Он похож на проходы, использовавшиеся в последнем поколении боевых линкоров США, где их называли точно таким же словом.

«Бродвей» продолжается вплоть до артиллерийских складов, обслуживающих пушки AGS. С противоположной стороны – просторное помещение, где можно разместить тренажёры по соседству с комнатой для отдыха.

В середине корабля на второй палубе находятся кают-компании для офицеров и экипажа и помещения для чиф-петти-офицеров (goat locker). Они обслуживаются одним камбузом (на 100% «электрическим»).

Два машинных отделения включают две электростанции, состоящие из Advanced Induction Motors (AIM) и газовой турбины MT-30 Rolls-Royce, которые вместе производят 39 МВт – в общей сложности, 78 МВт (больше, чем любой американский эсминец). На судне реализован т.н. принцип «полностью электрического корабля», «электрохода», «Full Electric Propulsion»: используется общий первичный источник выработки электроэнергии, которая обеспечивает и движение судна, и электроснабжение всех без исключения систем корабля. Упомянутые выше мощные британские газовые турбины Rolls-Royce, построенные на базе современных асинхронных двигателей, приводят в действие электрогенераторы, после чего электроэнергия при помощи гребных электродвигателей снова преобразуется в механическую энергию. «Электроходы» – редкость для военно-морских сил. До этого единственным прецедентом «полностью электрического корабля» был британский «Дэринг».

Каждый Advanced Induction Motor напрямую связан с одним из двух гребных валов корабля, поэтому исчезает необходимость использования редуктора (что, в свою очередь, снижает уровень шума и вибраций). Машинные отделения управляются дистанционно. Высокая выработка электроэнергии понадобится для работы рельсовых пушек.

Кабели, подходящие к одному из Advanced Induction Motors. По центру соединяется с одним из гребных валов. Фото: Кристофер Кавас, Defense News.

С левой стороны кормовой части находится Дополнительный центр управления (Secondary Ship’s Mission Center, SSMC). Он способен выполнять аналогичные SMC и мостику функции, но в меньших масштабах, и будет использоваться как «пост живучести» (damage control center, DCC).

На корме находится лодочный отсек, обладающий достаточным объёмом для размещения двух 11-метровых жёстко-корпусных надувных лодок (RHIB). Сложный механизм из титановой «люльки» и пандуса используется для их спуска или приёма через кормовые ворота.

Лодочный отсек. Фото: Кристофер Кавас, Defense News.

Неподалёку находятся койки для 14 человек из группы специальных операций. Там же предусмотрено место, где они могут хранить оружие и личные вещи.

Полётная палуба не обрамлена предохранительными сетками. Вместо этого используется техническое новшество - «барьеры безопасности для персонала» (Personnel Safety Barriers, PSB). Они минимизируют сигналы от корабля. PSB автоматизированы, в отличие от тех сеток на кораблях и крейсерах, которые должны поднимать и опускать моряки. «Барьеры безопасности» нового эсминца поднимаются тогда, когда садящийся вертолёт оказывается «пойман» системой помощи в посадке вертолётов ASIST (The Aircraft Ship Integrated Secure and Traverse helicopter recovery and handling system). ASIST надёжно «вцепляется» в вертолёт и перемещает его в ангар, оснащённый мощной двойной дверью, которую, возможно, возьмут за основу для новых дверей на других кораблях.

«Она очень надёжна. Очень сложно в ней что-то нарушить, – говорит Дауни. – Этой дверью очень легко пользоваться».

Новейшая двойная дверь ангара. Фото: Кристофер Кавас, Defense News.

В будущем на борту Zumwalt разместится множество систем вооружения, включая 20 модулей универсальных вертикальных пусковых установок (УВП) нового типа Mk-57, которые придут на смену распространённой УВП Mk-41: суммарная ёмкость – 80 ракет различных классов: «Томагавк», либо противолодочные ракеты ASROC-VLS, либо зенитные ракеты средней дальности ESSM.

Помимо упомянутых дальнобойных 155-мм артиллерийских установок, на палубе появятся 30-миллиметровые зенитные автоматы для обычных баллистических снарядов или управляемых сверхдальнобойных активно-реактивных боеприпасов повышенной точности LRLAP, способных поражать объекты на расстоянии до 100 км.

Как уже говорилось выше, на кораблях класса Zumwalt, вероятно, установят лазерное оружие и рельсотроны (рельсовые пушки).

Электромагнитный рельсотрон, электродный ускоритель масс, использует электроэнергию вместо взрывчатых веществ и разгоняет снаряд до скорости в 6-7 раз больше скорости звука (до 8,5 тысяч км/ч) с расстоянием запуска до 200 км, создавая достаточное количество кинетической энергии для уничтожения целей. Считается, что это - обречённая на огромный успех технология: можно будет создать эффективное и действенное оружие, потратив на это гораздо меньшие средства, чем на управляемые бомбы и ракеты.

На корабле могут базироваться, как минимум, один вертолёт и три БПЛА. Стоимость USS Zumwalt составила по разным оценкам от $3,5 млрд до $4,4 млрд.

МОСКВА, 13 дек — РИА Новости, Андрей Коц. Суперсовременные американские эсминцы "Замволт" словно преследует "фамильное проклятье". Не успели эксперты завершить обсуждения прошлогодней поломки головного корабля DDG-1000 в Панамском канале, как на этой неделе частично вышел из строя его "младший брат" — DDG-1001 "Майкл Монсур". . У корабля отказали фильтры гармоник, которые защищают чувствительное электрооборудование от колебаний мощности. В итоге "Майкл Монсур" временно лишился большей части своей высокотехнологичной электронной начинки. У американских военных моряков прибавилось головной боли: корабли, уступающие по цене лишь авианосцам, упорно не хотят избавляться от множества "детских болезней". О том, почему проект новейших эсминцев до сих пор буксует, — в материале РИА Новости.

Слишком продвинутый

Эскадренные миноносцы с управляемым ракетным вооружением Zumwalt должны были стать универсальными боевыми кораблями, но с упором на борьбу с береговыми и наземными целями. На "Замволты" планировали возложить задачи огневой поддержки морского десанта, ударов высокоточным оружием по войскам и инфраструктуре, а также атаки надводных кораблей противника. Программа по строительству перспективных эсминцев стартовала в 2007 году, когда на создание двух первых "Замволтов" конгресс выделил 2,6 миллиарда долларов. Всего же ВМС США рассчитывали получить 32 корабля этого типа и уложиться при этом в 40 миллиардов.

Однако стоимость кораблей этого проекта, которые американские инженеры пытались подтянуть под высокие требования военных, начала расти астрономическими темпами. Сначала заказ снизили до 24 эсминцев, потом до семи. В итоге в 2008 году флот решил ограничиться всего тремя кораблями. Каждый из них, по последним данным, обошелся казне в 4,4 миллиарда долларов, не считая стоимости обслуживания корабля на протяжении его жизненного цикла (итоговая стоимость может превысить семь миллиардов).

© AP Photo / Robert F. Bukaty

Первый "Замволт" вступил в состав ВМС США 16 октября 2016 года. Уже через месяц — 21 ноября — DDG-1000 заглох в Панамском канале на пути к порту в Сан-Диего. Морская вода проникла в два из четырех подшипников, соединяющих индукционные бортовые двигатели корабля с его приводными валами. Оба вала вышли из строя, и "Замволт" врезался в стены канала. Суперсовременному эсминцу пришлось позорно возвращаться в порт на буксире. Более того, в Сан-Диего на корабле обнаружили утечку в системе охлаждения смазки, но ее причину установить на тот момент не удалось. Как показали последние события, серьезные проблемы с силовой установкой испытывает и второй эсминец серии.

"Надо отдавать себе отчет в том, что американцы боевые корабли строить умеют, — рассказал РИА Новости военный эксперт Алексей Леонков. — И "Замволт" по всем своим параметрам — очень интересный, оригинальный проект. Особенно его необычная энергетическая установка, схожая с той, что применяется на стратегических подводных лодках класса "Огайо". Отличие лишь в том, что на "Замволте" вместо атомного реактора дизель-газотурбинный двигатель. Он соединен с электродвигателями, которые используются на малом и среднем ходу. В теории данный подход подразумевает экономию топлива, когда корабль идет в крейсерском режиме на одном электричестве. На практике же такая система резко удорожила двигательную установку и снизила ее надежность. Отсюда и поломки".

Алексей Леонков напомнил старую шутку: "Американцы всегда находят правильное решение, но лишь тогда, когда испробуют все неправильные". Эксперт подчеркнул, что такая же история была с изначально "сырыми" штурмовой винтовкой М-16 и истребителем F-16, которые в итоге довели практически до совершенства. Нет сомнений, что со временем отшлифуют и "Замволты". Вот только до сих пор неясно, какую нишу эти три корабля займут в Военно-морских силах.

Дыра для бюджета

Уильям Биман: эсминцы "Замволт" у берегов Китая – страх США перед КНР Причиной для принятия решения разместить новейшие вооружения у границ Китая является обеспокоенность США растущим влиянием КНР на Азиатско-Тихоокеанский регион. Так американский политолог прокомментировал недавнее заявление главы Пентагона.

Ударные возможности "Замволта" достаточно высокие, но не выдающиеся. Его основное вооружение — 80 крылатых ракет в шахтах вертикального пуска, размещенных вдоль бортов. Ноу-хау эсминца должно было стать артиллерийское вооружение. Изначально планировалось установить на него два электромагнитных рельсотрона. Однако проект был обречен на провал, так как это оружие съедало бы все энергетические мощности корабля. Вооруженный рельсотронами эсминец, по сути, превращался в плавучий лафет для пушки и "отключался от сети" после каждого выстрела.

Позже было решено остановиться на двух 155-миллиметровых артиллерийских орудиях AGS нетрадиционной активно-реактивной схемы с дальностью стрельбы до 148 километров. Применяемые в них снаряды LRLAP, по заявлениям разработчиков из концерна Lockheed Martin, настолько точны, что способны "поразить цели в каньонах прибрежных городов с минимальным сопутствующим ущербом". Все бы ничего, вот только стоимость одного боеприпаса такого типа уже превысила 800 тысяч долларов. Для сравнения: отлично обкатанная в десятках вооруженных конфликтов крылатая ракета "Томагавк" бьет на 2,5 тысячи километров и стоит лишь ненамного дороже — около миллиона. Командование ВМС США с 2016 года ищет альтернативу "золотым" снарядам для чудо-пушки, но пока безуспешно.

© AP Photo / Robert F. Bukaty Новейший эскадренный миноносец США типа "Замволт" (Zumwalt)


© AP Photo / Robert F. Bukaty

"Таким образом, у "Замволтов" остаются только по 80 "Томагавков" на корабль, — рассказал Алексей Леонков. — А теперь давайте проведем несложные расчеты. Один эсминец с 80 ракетами стоит 4,4 миллиарда долларов. Крейсер типа "Тикондерога" (до 122 "Томагавков") обходится американским налогоплательщикам примерно в миллиард. Эсминец класса "Арли Берк" (до 56 "Томагавков" плюс противокорабельные ракеты и система ПРО Aegis), по последним данным, стоит около 1,8 миллиарда. Оба этих корабля прекрасно испытаны в боевых условиях и давным-давно доведены до ума. Да, "Замволт" выполнен по технологии малозаметности. Но любой специалист по РЛС скажет вам, что все эти игры с невидимостью — это только игры. Можно лишь частично снизить заметность и в определенном диапазоне. Так не проще ли за те же деньги построить две АПЛ класса "Огайо", каждая из которых в нестратегическом варианте может нести по 154 "Томагавка"? Такой подводный крейсер уж точно менее заметен, чем "Замволт", а по своей ударной мощи превосходит его вдвое".

По мнению эксперта, "Замволт" так и не пойдет в крупносерийное производство, оставшись дорогостоящей и бесполезной "игрушкой". Как подчеркнул Леонков, реализация хотя бы трех кораблей этого типа "в металле" — прямое следствие усилий лоббистов проекта в правящих кругах США. Американская промышленность давно умеет строить более дешевые и эффективные корабли. Пусть и не такие высокотехнологичные и оригинальные внешне.