«Роль помощника воспитателя в образовательном процессе».

Взаимосвязь воспитателя и помощника воспитателя в педагогическом процессе и повседневной жизни детей.

Педагог - это звучит гордо!

Однако согласно мировым исследованиям работа с детьми является одной из наиболее сложных и ответственных занятий. Причина этого скрывается в хрупкости и ранимости детской психики, формирование которой частично ложится на плечи его воспитателя. «Два в одном! Три в одном! А точнее сказать: Пять в Одном! » Именно пять разных людей сливаются в одного воспитателя. Добрая - добрая воспитатель МАМА. Умная и строгая воспитатель - учительница. Яркая и непредсказуемая воспитатель - артистка (она так зажигательно смеётся, изображая любого сказочного героя). Заботливая и внимательная воспитатель - психолог (она заглянет в детскую душу, увидит то, что не разглядел никто и поможет раскрыться). Талантливая воспитатель - художник (она всё нарисует, научит многому, ведь детки так любят мастерить и рисовать) .

Немного из истории.

История профессии воспитателя зародилась в Древней Греции. В те времена воспитанием ребёнка занимался раб, который отводил его в школу и нёс все необходимые принадлежности для его учёбы. В остальное время раб следил за развитием ребёнка, оберегал его от опасностей и невольно формировал поступки ребёнка и его поведение в целом. Некоторое время спустя дело раба продолжил домашний воспитатель, а в последствии после популяризации общественного образования появилась профессия воспитателя. Профессия воспитателя появилась относительно недавно в начале прошлого века.

Профессия современности.

Постоянное общение с ребёнком - важнейшая служебная функция воспитателя. На множество вопросов воспитатель должен суметь дать ответ с учётом возраста. От того, как правильно и насколько быстро воспитатель найдёт подход к каждому ребёнку, сумеет организовать, жизнь детей в условиях дошкольного учреждения зависит, будут ли дети спокойными, ласковыми и общительными или же они вырастут беспокойными, настороженными, замкнутыми.

Перед воспитателем стоит нелёгкая задача - будучи взрослым человеком, который развивает и обучает ребёнка, понимать и чувствовать детский мир, сочетать в себе строгость и доброту, уважение к маленькому человеку и требовательность.

Главный метод в обучении, развитии и воспитании детей - это игра. Мудрые воспитатели мало запрещают и много играют. Ведь дети живут в игре, на собственном опыте убеждаясь, как неприятно, когда обижают слабого, и как радостно получить помощь, когда ты в ней нуждаешься.

Работая с детьми, воспитатель занимается непосредственной организацией их жизни в условиях определённого дошкольного учреждения, выполняя все предусмотренные мероприятия.

Чтобы все виды деятельности осуществлялись на хорошем педагогическом уровне, большое значение имеет согласованность в работе воспитателя и помощника воспитателя. Взаимоотношения детей и взрослых выступают в качестве важнейшего условия психического развития детей. В процессе этой связи взрослый передаёт ребёнку способы использования предметов, организует соответствующим образом его действия, осуществляет контроль и коррекцию психического развития. Вот почему характер взаимодействия детей со взрослыми имеет особое значение. В. А. Сухомлинский писал, что от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его ум и сердце с окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

Говоря о роли взрослых в дошкольной жизни детей, чаще всего мы имеем в виду родителей и воспитателей, забываем про помощника воспитателя, которая непосредственно или косвенно воздействует на развитие личности ребёнка. Круг её обязанностей в детском дошкольном учреждении раньше сводился в основном к санитарной уборке посещения, получение и раздачи пищи, выполнение режима дня, гигиенического ухода детей (умывание, переодевание, кормление и т. д.) .

Когда изменилось название профессии и няня стала называться помощником воспитателя, должностные обязанности начали носить некоторую педагогическую направленность.

Характеристики помощника воспитателя.

1. Помощник воспитателя работает под руководством и в тесном контакте с воспитателем группы.

2. Под руководством воспитателя участвует в организации воспитательно - образовательной работы с детьми и в режимных процессах:

*понимает, признаёт и принимает личность ребёнка, это значит, умеет становиться на позицию ребёнка, считаться с его точкой зрения и не игнорировать его чувства и эмоции;

*поддерживает натуральную эмоционально - стабильную обстановку в группе в течении дня;

*наблюдает за самостоятельной деятельностью дошкольников, по мере необходимости участвует в руководстве игровой, трудовой, самостоятельной их деятельностью;

*участвует в подготовке и организации занятий;

*формирует у детей культурно - гигиенические навыки, самостоятельность;

*сопровождает детей на целевых прогулках, экскурсиях, в пеших походах;

*раздевает и одевает детей;

*кормит и укладывает спать.

3. Осуществляет санитарно - гигиенический досмотр детей.

4. Обеспечивает санитарное содержание помещений, оборудования, инвентаря.

5. Получает и раздаёт еду.

6. Принимает участие в оздоровительных и закаливающих мероприятий, которые направлены на укрепление здоровья детей.

Помощник воспитателя должен знать.

1. Правила внутреннего трудового распорядка.

2. Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста, педагогические методы и приёмы организации их деятельности, руководство детьми и воздействие на них.

3. Правила присмотра детей.

4. Распорядок дня.

5. Санитарно - гигиенические нормы поддерживания помещений, оборудования, инвентаря.

6. Правила санитарии и гигиены.

В образовательном процессе детского сада большое внимание уделяется организации быта детей. Основная особенность бытовой деятельности заключается в том, что она - постоянная сфера воспитательного влияния. Быт создаёт самые разнообразные условия для систематического упражнения детей в нравственных поступках, воспитания у них культурно-гигиенических навыков, пробуждения их интересов, выявления способностей и их совершенствования.

Важнейшие условия для организации быта детей:

*точное соблюдение режима дня;

*рациональное распределение обязанностей воспитателя и помощника воспитателя.

Координация действий воспитателя и помощника воспитателя.

I . Организация утреннего приёма детей

Обязанности воспитателя

Общие правила приёма: необходимо, чтобы посещение детского сада было привлекательным, радостным, а расставание с родными не приносило детям огорчения

1. Готовит групповое помещение к приёму детей: проветривает, следит за температурным режимом воздуха, создаёт уютную обстановку.

1. Проводит влажную уборку помещения.

2. Создаёт тёплую, дружескую атмосферу для встречи с каждым ребёнком.

2. Поддерживает тёплую, дружескую атмосферу в группе.

3. Осуществляет приём детей.

3. Помогает воспитателю осуществлять приём детей: присматривает за детьми, которые играют, занимается с прибывшим ребёнком, в то время когда воспитатель принимает других детей.

4. Проводит индивидуальные беседы с родителями, короткие консультации. Осуществляет гигиенический уход за детьми.

5. Проводит индивидуальную работу с детьми:

*Формирует у детей культуру поведения, знакомит их с правилами общения, с формами вежливого обращения друг с другом;

*Проводит работу по закреплению знаний и умений детей, развитию их психических процессов;

*Регулирует двигательную активность каждого ребёнка.

5. Под руководством воспитателя принимает участие в работе с родителями: беседует с ними о состоянии здоровья, сна, аппетита, одежды детей в группе.

6. Организует и руководит трудовой деятельностью детей. Совместно с воспитателем и под его руководством регулирует двигательную активность каждого дошкольника.

7. По мере необходимости организует, в ненавязчивой форме руководит самостоятельной и игровой деятельностью детей, регулирует внутри коллективные отношения дошкольников.

7. Под руководством воспитателя по мере необходимости в ненавязчивой форме руководит самостоятельной, игровой и трудовой деятельностью детей; регулирует внутри коллективные отношения дошкольников.

II . Подготовка и организация прогулки

Обязанности воспитателя Обязанности помощника воспитателя

1. Оказывает детям помощь в процессе одевания на прогулку и раздевания по её окончании

2. Воспитывает у детей самостоятельность, чувства взаимопомощи, формирует навыки личной гигиены

2. В сотрудничестве с воспитателем и под его руководством воспитывает у детей самостоятельность, чувство взаимопомощи, формирует навыки личной гигиены

3. Планирует содержание деятельности детей на прогулке с учётом поры года, погоды, предыдущих занятий, интересов, возрастных и индивидуальных возможностей детей

3. Помогает воспитателю вывести детей на прогулку

4. Организует и проводит на прогулке наблюдения, экскурсии, занятия, игры, трудовую деятельность и индивидуальную работу с детьми

4. Участвует в организации продолжительных целевых экскурсий, пеших походов

5. Организует рациональную двигательную активность; содействует развитию физических качеств детей. Следит за равномерным распределением физической нагрузки

5. Совместно с воспитателем проводит закаливающие мероприятия (воздушные, солнечные, водные ванны)

6. Создаёт условия для организации самостоятельной деятельности детей

6. По окончании прогулки по мере необходимости просушивает одежду детей

7. Наблюдает за самостоятельной деятельностью детей на участке, а в случае необходимости осуществляет ненавязчивое руководство этой деятельностью

8. Организует и проводит закаливающие мероприятия (воздушные, солнечные, водные ванны)

III . Подготовка и организация кормления, сна, закаливания детей

Обязанности воспитателя Обязанности помощника воспитателя

1. Осуществляет подготовку, создаёт благоприятную обстановку перед приёмом пищи, сном детей

1. Осуществляет санитарно - гигиенический уход за детьми (следит за чистотой одежды, лица, рук)

2. Следит за правильной сервировкой столов, организацией дежурства по столовой, распределяет трудовые поручения

2. Совместно с воспитателем воспитывает у детей самостоятельность, формирует навыки культуры приёма пищи, культурно - гигиенические навыки

3. Воспитывает самостоятельность, навыки культурного приёма еды, культурно - гигиенические навыки

3. Получает и раздаёт пищу

4. По мере необходимости докармливает детей

4. Сервирует столы, совместно с воспитателем руководит дежурством детей по столовой

5. Помогает детям подготовиться ко сну, укладывает детей спать

5. Поддерживает благоприятную, спокойную обстановку во время приёма пищи и сна

6. Следит за температурным режимом в спальне и игровой комнате, создаёт спокойную обстановку во время сна детей, наблюдает за их сном

6. Совместно с воспитателем организует и проводит закаливающие мероприятия

7. Осуществляет постепенный подъём детей после сна

8. Организует и проводит закаливающие мероприятия с учётом индивидуальных особенностей детей

IV . Игровая деятельность

Обязанности воспитателя Обязанности помощника воспитателя

1. Наблюдает, организует, в ненавязчивой форме руководит игрой детей

1. Наблюдает за игрой детей, которые находятся вне поля зрения воспитателя. По мере необходимости в ненавязчивой форме руководит игрой

2. Создаёт игровое пространство, подбирает необходимый материал согласно возрастным и индивидуальным особенностям детей

2. Поддерживает созданное воспитателем и детьми игровое пространство (игровую ситуацию)

3. Создаёт эмоционально-стабильную обстановку во время игры

3. Поддерживает эмоционально-стабильную обстановку во время игры детей

4. Содействует формированию игрового коллектива (игровых групп) и становлению в этом коллективе личности каждого ребёнка

4. Оказывает воспитателю помощь в санитарно-гигиенической обработке оборудования для игры и игрушек

5. Вызывает интерес к тому или иному событию жизни, влияет на воображение и чувства детей в процессе руководства игрой

6. Расширяет игровые умения и навыки, обогащает содержание игр, используя разнообразные истоки, формы, методы и приёмы

7. Повышает культуру поведения, формирует устойчивый интерес к игре

8. Через игру углубляет и закрепляет интерес детей к разнообразным профессиям, воспитывает уважение к труду

9. Осуществляет связь игры с другими видами деятельности

10. Изготавливает по мере необходимости материал для игр, проводит совместно с родителями и помощником воспитателя мелкий ремонт игрушек

V . Изобразительная деятельность

Обязанности воспитателя Обязанности помощника воспитателя

1. Формирует у детей интерес к изобразительной деятельности

1. Оказывает воспитателю помощь в подготовке необходимого для занятий оборудования и материала, помогает убирать его по окончании занятия

2. Развивать наблюдательность детей, целенаправленно, путём специальных наблюдений формирует у детей знания и представления об окружающей действительности. Постепенно и последовательно развивает восприятие и воображение детей

2. Во время индивидуальной работы воспитателя с детьми, наблюдает за самостоятельной деятельностью детей, по мере необходимости в ненавязчивой форме, руководит этой деятельностью

3. Создаёт эмоционально-стабильную атмосферу во время наблюдений и в процессе изобразительной деятельности

3. Оказывает воспитателю помощь в организации выставок детских работ

4. Знакомит детей с произведениями изобразительного искусства

5. Руководит и целенаправленно обучает детей способам изображения, технике рисования, лепки, аппликации

6. Содействует развитию творческих способностей и инициативе детей

7. Создаёт условия для самостоятельной изобразительной деятельности детей

VI . Трудовая деятельность

Обязанности воспитателя Обязанности помощника воспитателя

1. Добиваться формирования необходимых предпосылок трудовой деятельности. Формирование, необходимые для данного возраста, трудовых навыков, положительного отношения к труду

1. Совместно с воспитателем и под его руководством формирует необходимые для данного возраста трудовые навыки, положительное отношение к труду

2. Формирует у детей знания о труде взрослых

2. В сотрудничестве с воспитателем и под его руководством осуществляет контроль и руководит дежурством детей по столовой

3. Организует труд дошкольников, учитывая потребности и возможности каждого ребёнка

3. Учитывая личные нужды и возможности каждого ребёнка, поручает трудовые поручения, привлекает детей к совместному хозяйственно-бытовому труду (убрать посуду, вытереть пыль с полок и т. д.)

4. Осуществляет контроль и руководит трудовой деятельностью детей

5. Подбирает необходимое оборудование для труда, расставляет его с учётом педагогической целенаправленности

6. Содействует созданию в группе трудовой атмосферы

VII . Учебная деятельность

Обязанности воспитателя Обязанности помощника воспитателя

1. Организует педагогически целенаправленные условия воспитания и обучения детей

1. В процессе проведения воспитателем индивидуальных занятий, занятий по подгруппам, диагностических исследований наблюдает за самостоятельной деятельностью дошкольников

2. Проводит диагностические исследования, направленные на изучение индивидуальных особенностей детей (познавательных процессов, личных качеств, положение детей в системе межличностных отношений)

2. По мере необходимости оказывает воспитателю помощь в подготовке оборудования и материала к занятиям, убирание их после занятий

3. Содействует установлению натурального стиля отношений с детьми и детей один до одного в процессе учебной деятельности и повседневной жизни

3. По мере необходимости участвует в организации и проведении занятий

4. Формирует интерес к приобретению знаний, к учебной деятельности

5. Формирует у детей навыки учебной деятельности, обеспечивает своим руководством своевременный переход детей на более высокий уровень развития и обучения

6. Воспитывает у детей умение наблюдать за действиями других детей, слушать один одного

7. Развивать интерес к народному творчеству, национальной культуре

8. Осуществляет подготовку к занятиям, организует и проводит их

9. Подготавливает пособия к занятиям

VIII . Самостоятельная деятельность

Обязанности воспитателя Обязанности помощника воспитателя

1. Подбирает и изготавливает необходимый материал для самостоятельной деятельности дошкольников, с педагогической целенаправленностью располагает его

1. В сотрудничестве с воспитателем поддерживает натуральную эмоционально-стабильную атмосферу в групп е

2. Создаёт натуральную атмосферу с целью сохранения психологического здоровья детей, культуры отношений. Регулирует внутриколлективные отношения

2. Наблюдает за самостоятельной деятельностью дошкольников, которые находятся вне поля зрения воспитателя. В случае необходимости, регулирует внутриколлективные отношения

3. Осуществляет ненавязчивое руководство при организации самостоятельной деятельности

Таким образом, мы видим, для того, чтобы добиться желаемого результата во всех видах деятельности и режимных моментах, необходима тесная взаимосвязь, взаимопонимание воспитателя и помощника воспитателя. Реализация программы дошкольного образования не возможна без взаимодействия всех работников дошкольного учреждения. Грамотный подход к планированию и организации работы воспитателя и помощника воспитателя позволит реализовать новые методики обучения детей дошкольного возраста. Их слаженные действия существенно снимут нагрузку на каждого из участников образовательного процесса и предоставят простор для творческой деятельности, учитывая интерес конкретного ребёнка и конкретной группы.

Современные детские сады – это организации, предоставляющие ребенку возможности для собственного развития и познания окружающего мира. В штат специалистов детского сада входят воспитатели, логопеды, психологи и прочие профессионалы. Их заслуги в заложении основ для будущего ребенка невозможно недооценить. Но есть и специалисты, работа которых незаметна, но очень важна. Это помощники воспитателя.

Обязанности помощника воспитателя

Главная задача помощника воспитателя – оказать необходимую помощь и поддержку своему более квалифицированному коллеге, тем самым позволив ему максимально продуктивно организовать деятельность детей в группе.

В перечень обязанностей данного специалиста необходимо внести следующее:

    проведение уборки и санитарной обработки помещений;

    помощь воспитателю при проведении занятий, подготовке к прогулке;

    обучение детей принципам сервировки стола, культуры питания;

    следить за состоянием детских полотенец и постельного белья, при необходимости заменять на новые;

    выход в качестве замены воспитателя;

    по мере возникновения необходимости оказание помощи старшему воспитателю, медсестре, а также руководству;

    следить за детьми во время тихого часа, оказание помощи.

Для того, чтобы исполнять свой трудовой функционал, помощник воспитателя должен знать:

    установленный в учреждении распорядок труда;

    принципы работы с детьми дошкольного возраста.

Необходимо также отметить, что данный специалист несет непосредственную ответственность за жизнь и состояние здоровье группы, за сохранность детских вещей, а также необходимого оборудования и инвентаря.

Требования к профессии помощник воспитателя

Работать в данной должности могут только совершеннолетние, прошедшие специальную подготовку и ознакомившиеся с перечнем обязанностей. Кроме того, для начала самостоятельной работы специалисту необходимо оформить медицинскую книжку (если ранее она не была оформлена, а если была – проверить актуальность, при необходимости вновь пройти специалистов).

В данной профессии есть и свои медицинские противопоказания, к которым относятся серьезные аллергические реакции и психические расстройства.

Кроме того, стоит отметить и тот факт, что на специалиста может быть оказано негативное влияние от следующих производственных факторов:

  • химические ожоги;

Помощник воспитателя должен обладать хорошими организаторскими навыками и уметь находить подход к детям. Без этих качеств он не сможет помочь коллеге проводить занятия и планировать распорядок дня дошкольников.

Где выучиться профессии помощник воспитателя?

На сегодняшний день для того, чтобы работать помощником воспитателя в дошкольном образовательном учреждении необязательно иметь профильное образование. Хотя диплом о наличии среднего специального или высшего образования может стать отличным подспорьем для развития карьеры в данной сфере.

Стоит отметить и тот факт, что все-таки предпочтение работодатель отдает кандидатам, которые имеют педагогические или психологическое образование. Достаточно часто на данную должность трудоустраивают студентов заочных отделений данных направлений. А уже после получения диплома они могут претендовать на другую должность.

Можно отметить и еще одну особенность данной профессии в рамках российских реалий. Раньше достаточно часто должность помощника воспитателя занимали матери детей. Это происходило из-за нехватки мест в детских садах.

Перспективы карьерного роста профессии помощник воспитателя

Любая деятельность в области педагогики и образования предполагает не только наличие профильного образования, но и своевременного подтверждения своей квалификации, освоения новых тенденций в области. Иными словами, для того, чтобы развиваться в области дошкольного образования необходимо получить соответствующее образование. Помощник воспитателя может стать младшим воспитателем, потом старшим воспитателем. Если же он получит образовать психолога, логопеда или дефектолога, ему предложат подобную должность.

И, конечно же, всегда есть возможности развиваться не в области образования, а управления дошкольным образовательным учреждением. Но опять-таки специалисту необходимо будет пройти соответствующую подготовку и получить должное образование.

При этом необходимо отметить, что внутри самой профессии помощник воспитателя какое-либо развитие не предусмотрено. Но на сегодняшний день представители данной профессии могут становиться участниками различных профессиональных конкурсов.

Личностные качества профессии помощник воспитателя

В первую очередь для того, чтобы работать с детьми необходимо любить детей. Без желания учить и воспитывать занимать данную должность невозможно.

Также в перечень необходимых качеств можно внести следующее:

    терпеливость;

    стрессоустойчивость;

    воспитанность;

    вежливость;

    коммуникабельность;

    ответственность;

    аккуратность;

    пунктуальность;

    умение работать в команде.

Средняя зарплата помощников воспитателя

Пусть работа помощника воспитателя и крайне ответственна, но представители данной профессии имеют низкий уровень дохода. В среднем помощник воспитателя зарабатывает около 20 000 рублей в месяц.

Плюсы и минусы профессии помощник воспитателя

К числу положительных аспектов профессии необходимо отнести следующее:

  • востребованность;
  • возможности карьерного роста;

    возможность работать без профильного образования или с незаконченным образованием.

Минусами профессии являются:

    большая ответственность;

    низкий уровень заработной платы.

Основные из них установлены Единым квалификационным справочником должностей работников образования, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 №761н, профессиональный стандарт для этой должности еще не разработан. Справочником установлены обязанности воспитателя и помощника воспитателя, определено, что должен знать работник, и требования к его квалификации. Все эти требования закрепляются в должностной инструкции работника, которая, хоть и не является обязательным документом, на практике считается основным документом, определяющим его трудовые права и обязательства.

Обязанности

Заполняя этот раздел должностной инструкции, необходимо четко определить, какие обязанности у помощника воспитателя. В соответствии со Справочником, к основным относятся:

Можно уточнить этот перечень или внести дополнительные пункты. Чем подробнее окажется этот список, тем легче будет организовать дальнейшую работу.

В Справочнике уточняется, что должность помощника воспитателя не относится к педагогической, а является должностью учебно-вспомогательного персонала. Это необходимо учитывать при наполнении этого и других разделов должностной инструкции.

До приема на работу от работника следует запросить справку о наличии (отсутствии) судимости, чтобы проверить соответствие требованиям, указанным в ст. 351.1 ТК РФ . В этой статье указано, что на работу с детьми не могут быть трудоустроены лица, имеющие судимость или подвергающиеся уголовному преследованию за преступления, указанные в этой статье.

Права

После того как определили, какие обязанности помощника воспитателя в детском саду, можно переходить к наполнению следующего раздела. Права тесно связаны с обязательствами и логически выводятся из них. К правам можно отнести:

Ответственность

В этом разделе указываются основные положения из , УК РФ, касающиеся дисциплинарной, гражданской и уголовной ответственности сотрудника. Например, за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязательств, а также за применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и(или) психическим насилием над личностью воспитанника, работник подлежит увольнению.

В детском саду - воспитатели, в школе - учителя, это знает каждый. А кто такой помощник воспитателя? Попробуем разобраться во всех тонкостях данной профессии и понять, кому она подходит по-настоящему. Народное название этой должности - нянечка, в представлении обывателей данный работник является чем-то средним между уборщицей и низшим педагогом. В целом это верное мнение, так как в обязанности младшего воспитателя входит и помощь в организации быта, досуга детей и поддержание чистоты в выделенной группе.

Кто такой помощник воспитателя?

Обычно группа в муниципальном детском саду состоит из 20-30 человек. Следить за таким количеством дошкольников и удовлетворять требования каждого воспитатель в одиночку не способен чисто физически. Именно поэтому существует должность помощника воспитателя (нянечки). Так как речь идет об учреждении дошкольного образования, большое внимание должно уделяться соблюдению санитарно-гигиенических норм и обеспечению безопасности воспитанников. В детском саду малыши проводят полноценный день с приемами пищи, прогулками, сном, учебно-развивающими занятиями и гигиеническими процедурами. Соответственно, удовлетворить потребности всех членов одной группы и организовать их слаженную деятельность в каждом из процессов один человек (воспитатель) просто не способен. Именно поэтому и была введена должность помощника воспитателя, альтернативные наименования которой - младший воспитатель, нянечка - в быту.

Обязанности младшего воспитателя: санитария и гигиена

Помощник воспитателя должен обеспечивать чистоту в помещениях, выделенных группе, и проводить необходимые мероприятия, направленные на достижение этой цели соответственно графику, установленному в учреждении. Ежедневно должна проводиться влажная уборка столовой, спальной, игровой зон, а также коридора и прочих помещений, занимаемых группой, - и это обязанность няни. Важное условие: убирать категорически запрещается в присутствии детей. Помощник воспитателя обязанности имеет различные, среди них также помощь в сервировке стола перед трапезами, уборка в столовой после приемов пищи, мытье посуды. Также нянечка помогает воспитателю следить за личной гигиеной детей, умывает и подмывает их при необходимости, помогает переодевать.

Обязанности младшего воспитателя: уход за малышами и педагогическая деятельность

Помощник воспитателя обязанности имеет разнообразные, но при этом нянечка также должна быть всегда готова прийти на помощь воспитателю или даже заменить его на некоторое время. Соответственно, в обязанности данного работника входит помощь в организации досуга, учебных занятий и прочих мероприятий. Кроме того, помощник воспитателя по просьбе воспитателя сопровождает группу на прогулке. Также этот сотрудник должен помогать переодевать детей (в том числе при организации прогулок или во время подготовки ко сну и после него). Если воспитатель приглашается на какие-то мероприятия заведующей дошкольного учреждения, его помощник должен его заменить и обеспечить порядок в группе, а также занять воспитанников согласно распорядку дня.

Важная информация о профессии

Помощник воспитателя подчиняется заведующей детского сада, воспитателю своей группы, а также может выполнять работу подсобного рабочего на кухне или иные разовые поручения, не относящие напрямую к его деятельности. Во многих садах сегодня нянечки замещают дворников или уборщиков общих помещений сада. Нельзя недооценивать также педагогические функции помощника воспитателя. Этот сотрудник дошкольного учреждения также должен стараться создавать позитивную атмосферу в детском коллективе, регулировать отношения между воспитанниками, помогать воспитателю работать с малышами и их родителями.

Как стать помощником воспитателя?

Чаще всего работать на низшие должности в детские сады устраиваются родители детей, посещающих конкретное учреждение дошкольного образования. Помощник воспитателя в детский сад - это вакансия, открытая во многих регионах. Для того чтобы попасть в конкретный сад, проще всего напрямую обратиться к заведующей. Существует особый документ - инструкция помощника воспитателя, его соискатель должен внимательно изучить перед трудоустройством и запомнить все основные положения. Требования к кандидату на данную должность минимальны - возраст от 18 лет и прохождение медицинской комиссии с получением соответствующего заключения о возможности работы в учреждении дошкольного образования. Помощник воспитателя может получить 2-ю или 1-ю первую категорию за трудовой стаж и успехи в работе. Опыт работы в профессии может помочь устроиться в более престижное учреждение или даже получить прибавку к зарплате. Соответственно, помощник воспитателя первой категории - человек, проработавший в профессии более 3 лет, а помощник воспитателя 2-й категории имеет стаж от 1 года.

Зарплата младшего воспитателя

Работа нянечки привлекательна удобным для мам дошкольников графиком и возможностью всегда находиться рядом со своим ребенком. Зарплата помощника воспитателя же не всегда радует: если речь идет о муниципальных учреждениях, расположенных в регионах России, рассчитывать обычно приходится на 6-10 тысяч рублей. В Москве нянечки зарабатывают примерно 10-15 тысяч рублей в месяц. Немного больше платят частные учреждения дошкольного образования, но и требования к сотрудникам в них, как правило, выше. Заработать больше можно и в муниципальной организации. Как только вы найдете подходящую вакансию «помощник воспитателя в детский сад», обсудите с заведующей вопрос дополнительного заработка. Обычно руководство идет навстречу и предлагает совмещение нескольких должностей с повышенным окладом соответственно.

Нянями или помощниками воспитателя называют специалистов, основная деятельность которых напрямую связана с организацией обслуживания детей. Причем речь идет о дошкольном возрасте. В основном такие работники нужны в детских дошкольных организациях.

Работодатели больше внимания уделяют порядочным претендентам с высокой степенью ответственности. Сотрудник должен быть морально устойчив, честен, уметь сопереживать и совершать бескорыстные поступки. Помимо этого, высоко ценится коммуникабельность, организованность, тактичность, аккуратность и сдержанность.

Навыки

Рассматривая вакансии помощника воспитателя, стоит обратить внимание, что работодатели часто требуют от претендентов уметь быстро принимать важные решения, быть активными и культурными. Предпочитаются обычно жизнерадостные сотрудники с развитой интуицией. Очень важными качествами считаются любовь к детям и психологическая устойчивость.

Для этой работы не подойдут люди, у которых есть медицинские противопоказания, такие как нарушения функций речи, слуха или серьезные проблемы со зрением. Не возьмут человека с эпилепсией, судорогами и склонностью к обморочным состояниям. Противопоказана такая работа при серьезных сердечно-сосудистых заболеваниях, расстройствах вестибулярного аппарата. Такую работу не получат люди с психическими расстройствами.

Общие положения

Помощник воспитателя - это технический исполнитель, который подчиняется ряду сотрудников, в зависимости от масштаба и направления учреждения. Его может принять или уволить с работы руководитель организации в соответствии с действующим законодательством страны. Чтобы получить эту работу, необходимо иметь среднее образование и получить профессиональную подготовку в сфере педагогики и образования.

Работодатели крайне редко требуют от сотрудников наличия трудового стажа. В своей воспитателя руководствуется имеющимися в учреждении организационно-распорядительными материалами и прочими локальными актами. Кроме того, он учитывает внутренние правила, законы по охране труда и ТБ, приказы своего непосредственного руководства, а также должностную инструкцию.

Знания

Принимаемый на работу в детский сад помощник воспитателя должен знать действующее законодательство, все нормы и акты, которые напрямую касаются его деятельности. Он обязан изучить конвенцию о правах детей, знать основы психологии, педагогики, разбираться в гигиене, возрастной физиологии, первой помощи при несчастных случаях, а также изучить теорию и практику воспитательной работы с дошкольниками.

Его знания должны включать правила охраны детской жизни, ухода за ребенком, о том, в каком состоянии должны содержаться помещения, оборудование и инвентарь с точки зрения санитарной гигиены. Также ему следует знать трудовой распорядок, охрану труда и правила пожарной безопасности.

Функции

Вакансия "помощник воспитателя" в детском саду предполагает, что работник будет выполнять определенные функции, в том числе принимать участие в создании плана и организации мероприятий жизнедеятельности детей, выполнять повседневные поручения, которые ему дает воспитатель. Они помогут воспитанникам получить социально-психологическую реабилитацию, а также адаптироваться в социуме и трудовом коллективе.

Также он должен обеспечивать здоровье детей, сотрудничая с медицинскими работниками, для этого контролируя соблюдение дневного режима и проводя мероприятия, способствующие психическому и физическому развитию воспитанников. Работник должен помогать детям обслуживать себя в мере, допустимой их возрастной категорией и обучить их необходимым навыкам трудовой дисциплины.

Обязанности

Работа помощника воспитателя предполагает, что этот сотрудник обязан проводить профилактические мероприятия, предотвращающие возникновение вредных привычек у детей и выявлять, предотвращать отклонения в поведении. Помимо этого, он должен обеспечивать чистоту помещений и инвентаря в соответствии с санитарными нормами. Он следит, чтобы во время обучения здоровью и жизни детей ничего не угрожало. Этот работник должен взаимодействовать с родителями и опекунами воспитанников, а также выполнять устав учреждения.

Основные права

Помощник воспитателя в детском саду вправе получить все предусмотренные государством социальные гарантии. Сюда входит возможность работы по сокращенному графику, получение дополнительного образования в сфере его деятельности минимум раз в три года, а также предоставление ежегодного отпуска, более длительного, чем у других рабочих профессий, в соответствии с трудовым законодательством. Помимо этого, он вправе получать отпуск продолжительностью двенадцать месяцев, если работает в сфере воспитания детей не менее десяти лет без перерыва.

Помощник воспитателя имеет право досрочно получать пенсию по достижении определенного возраста, вне очереди получить социальное жилье, если у него есть такая необходимость, в соответствии с договором социального найма площади для проживания. Если детский сад находится в сельской местности, то работник вправе потребовать компенсации затрат на оплату жилой площади, в том числе отопления и электроэнергии. Помимо этого, он может требовать у учреждения оплаты социальной, медицинской или профессиональной реабилитации, если его здоровье ухудшилось из-за профессиональной болезни или несчастного случая в процессе выполнения им своих обязанностей.

Другие права

Помощник воспитателя в детском саду имеет право рассматривать решения руководства, которые затрагивают его трудовую деятельность, а также вносить собственные предложения по оптимизации его работы и деятельности самой организации, если это входит в его компетенцию. Если сотруднику потребуется какая-либо информация или документы, чтобы на должном уровне выполнять свои функции, он вправе запрашивать их у других структурных подразделений сам или по поручению начальника.

Работник может привлечь к выполнению своих обязанностей других сотрудников, если это необходимо. Он может потребовать от руководства создать ему в согласии с правилами и нормами, предусмотренными в трудовом законодательстве страны. В должностной инструкции могут быть также указаны другие права, в зависимости от направленности и устава учреждения, где трудоустроен воспитатель.

Ответственность

Рассматривая вакансии помощника воспитателя в детском саду, стоит ознакомиться с ответственностью, которую несет этот сотрудник. Он уголовно, материально, административно и дисциплинарно в ответе за ненадлежащее исполнение своих обязанностей. Его могут привлечь к ответу, если он не подчинится своему непосредственному начальнику, за невыполнение функций, возложенных на него и за неправомерное использование своих прав, превышение данных ему полномочий.

Помимо этого, он ответственен, если предоставил неверную информацию о выполненных задачах, если не принял меры, заметив нарушение правил организации, не обеспечил трудовую дисциплину. Кроме того, его могут привлечь к ответу за разглашение конфиденциальной информации, передачу документов, находящихся у него, а также за причинение материального ущерба учреждению. Наказание определяется в согласии с действующим законодательством страны.

Оценка работы сотрудника

Самая главная оценка трудовой деятельности помощника воспитателя осуществляется ежедневно его непосредственным начальником. Не реже, чем раз в несколько лет, его деятельность должна оценивать аттестационная комиссия, анализируя работу на основании данных, отображенных в документах учреждения. В качестве главного критерия оценки используется полнота, качество и своевременность выполнения задач, которые возложены на сотрудника согласно должностной инструкции.

Трудоустройство

В основном именно детские сады вакансию помощника воспитателя выставляют на трудовом рынке. Но иногда такие специалисты нужны в интернаты, специальные дошкольные учреждения и прочие компании, которые занимаются воспитанием и уходом за детьми младшего возраста. Чтобы получить эту работу, сотрудник должен не только иметь необходимую квалификацию, но и обладать определенными личностными качествами, без которых он не сможет должным образом выполнять свои прямые обязанности.

Помимо этого, есть очень много противопоказаний с медицинской точки зрения. Все-таки это работа с детьми, и на сотрудника возлагается очень большая ответственность. От качества его деятельности и профессионализма зависит будущее этих детей, которые станут полноправными членами общества.

Но в целом, на эту должность нет особой конкуренции, и получить данную работу при наличии всех необходимых навыков не составит труда в любой части страны. Специалисты данной сферы нужны всегда, и существует очень много учреждений, готовых принять такого специалиста на работу. Особенно стоит учитывать рост количества и популярности частных организаций, занимающихся дошкольным воспитанием малышей.

Заключение

Работа помощником воспитателя на первый взгляд совсем не сложная, и справиться с ней может каждый, но на самом деле это не так. Кроме навыков работы с детьми нужно также обладать рядом личностных качеств и крепким психологическим и физическим здоровьем. Карьерный рост в этой профессии предусматривает продвижение в образовательной сфере. Помимо этого, у данных сотрудников есть достаточно много социальных гарантий, что значительно упрощает обыденную сферу и позволяет больше времени и внимания уделять работе.

Иногда сотрудникам нужно смириться с ненормированным графиком, и, наверное, самое сложное в этой работе - постоянно общаться с детьми и не привязываться слишком сильно к ним. Ведь после окончания обучения они навсегда уходят из учреждения, и многие даже не вспоминают о проведенных в этих стенах годах.

Нужно действительно любить детей и иметь много терпения и доброты, чтобы научить их основам взрослой жизни, ведь в дошкольном возрасте многие дети медленно воспринимают информацию и не всегда хотят выполнять указания.

Все профессии, которые связаны с образовательным процессом, можно считать неотъемлемой частью характера и мировоззрения человека. Ведь это скорее призвание - учить детей.