В каких случаях не нужно свидетельство о допуске СРО в 2018 году?

Свидетельство о допуске СРО — это документ, выдаваемый саморегулируемой организацией своему члену, согласно статье 55.8 Градостроительного кодекса РФ (далее — ГрК РФ). Он необходим компаниям и ИП, которые планируют производить строительные, проектные и/или изыскательские работы в отношении капитальных построек. При этом наличие допуска (равно как и членство в СРО) необязательно для подрядчиков, которые не планируют вести строительные работы на объектах капстроительства.

Для того чтобы определить, требуется ли допуск на проведение конкретного вида деятельности, следует руководствоваться перечнем работ, который утвержден приказом Минрегионразвития «Об утверждении…» от 30.12.2009 № 624. Если в данном перечне планируемая к выполнению работа не указана, то и разрешение на ее выполнение не нужно.

Виды работ без допусков СРО

Важно помнить, что далеко не все возводимые постройки являются капитальными. Соответственно, на таких объектах подрядчик может иметь право проводить строительные или проектные работы без допуска СРО. Перечень конструкций, возведение или ремонт которых не требует допуска, указан в части 17 статьи 51 ГрК РФ.

К ним относятся:

  1. Постройка гаражей для личного пользования на принадлежащих гражданам участках.
  2. Строительство киосков, навесов, временных, подсобных или вспомогательных помещений, не имеющих фундамента.
  3. Проведение работ по реконструкции объектов капстроительства, если это не влечет угрозы их надежности и безопасности.
  4. Проведение ремонтных работ на объектах капстроительства, за исключением капремонта.

Исключения из приказа № 624

Пунктом 2 приказа Минрегионразвития № 624 также обозначен перечень объектов, работы на которых можно выполнять без соответствующего допуска:

Не знаете свои права?

  1. Обособленные и расположенные отдельно от других построек жилые дома, предназначенные для проживания не более 2 семей, имеющие по высоте не более 3 этажей.
  2. Многоблочные жилые дома не более 3 этажей в высоту со следующими характеристиками:
  • количество блоков — не свыше 10;
  • блок приспособлен для размещения 1 семьи;
  • каждая из секций имеет хотя бы 1 общую стену с другими блоками.
  1. Многоблочные жилые дома со следующими допустимыми параметрами:
  • высота — не более 3 этажей;
  • количество блок-секций, в которых располагаются квартиры и вспомогательные помещения, — не более 4, при этом обязательно наличие отдельного изолированного выхода во двор из каждой секции.

Проектные работы без допуска СРО

Рассматривая перечень разрешенных проектных работ, не требующих оформления допуска, важно помнить, что официального их списка законодательством не предусмотрено. Тем не менее практика позволяет сформировать примерные категории вариантов деятельности, которые допустимы, поскольку работы прямо не обозначены как требующие допуска.

К таковым относятся:

  • разбивочные работы на участке при подготовке его для строительства;
  • геодезический контроль за проведением измерений;
  • подготовка проектов демонтажа зданий и сооружений, строительства временных дорог, конструкций, инженерных сетей и т. д.;
  • проектирование ограждений;
  • проектно-монтажные работы по размещению наружных линий связи, внутренних систем кондиционирования, пожаротушения, водоснабжения, канализации, электроснабжения (до 1 кВт), а также технологического оборудования (насосов, систем автоматики, вентиляторов и т. д.);
  • создание проектов ландшафтного дизайна, декорирования и т. д.

Важно помнить, что данный перечень не распространяется на особо сложные или опасные объекты, обозначенные в статье 48.1 ГрК РФ (атомные станции, морские порты, метро и т. д.).

Не требующие допуска СРО виды строительных работ

По аналогии с перечнем проектных работ можно составить и примерный список строительных, проведение которых допускается без членства в СРО и соответствующего допуска.

Среди них:

  • демонтаж дорог, стен, перекрытий, инженерных сетей, расчистка участков и подготовка площадей для строительства;
  • проведение земельных работ (как вручную, так и с применением средств механизации), т. е. копка котлованов, отсыпка грунта, укрепление грунта и т. д.;
  • отделочные работы, в том числе облицовка, кладка фундаментов, подпорных стен, перегородок;
  • малярные и штукатурные работы;
  • работы по утеплению и гидроизоляции зданий;
  • устройство полов, стяжек, монтаж напольных покрытий;
  • остекление, монтаж инженерных систем, линий связи;
  • установка и пуск внутреннего оборудования для обслуживания зданий и т. д.

Подводя итог, остается отметить, что практикам для получения точного ответа на вопрос, нужен ли допуск для проведения той или иной работы, достаточно свериться с перечнем, утвержденным обозначенным выше приказом Минрегионразвития. Именно он является основным нормативным документом в данной сфере.

читайте также

На определенные виды работ выдача разрешения на строительство не требуется. Нужен ли допуск СРО для вашей организации можно понять, ознакомившись со списком указанным ниже.

Данные виды работ не требуют допуска СРО по двум причинам:

  • если они выполняются на простых объектах и НЕ проводятся на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах.
  • если эти работы в принципе не относятся к капитальному строительству. Перечень видов работ, относящихся к капитальному строительству можно посмотреть в 624 приказе Минрегионразвития от 30.12.2009г. Виды работ, НЕ относящиеся к кап. строительству, перечисленые на данной странице, составлены «от обратного», ссылыясь на 624 приказ и нигде в законодательстве не прописаны.

Перечень видов работ, не оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства и на которые не нужен допуск СРО

1.1.1. Устройство систем электроосвещения временных зданий.

1.1.2. Устройство временных защитных ограждений.

1.1.3. Геодезическая разбивочная основа для строительства.

1.1.4. Геодезический контроль точности геометрических параметров зданий (сооружений).

1.1.5. Разбивочные работы в процессе строительства (нужен допуск только при работе на особо-опасных объектах).

1.1.6. Уборка помещений и территории (клининг) после проведения строительных и ремонтных работ

1.2. Работы по сносу строений и разборке конструкций:

1.2.1. Разборка (демонтаж) зданий и сооружений, стен, перекрытий, лестничных маршей, площадок, ступеней, разборка оконных, дверных и воротных проемов, перегородок, подвесных потолков и иных конструктивных и связанных с ними элементов или их частей.(нужен допуск только при работе на особо-опасных объектах).

1.2.2. Разломка стен, массивов, перекрытий, пробивка гнезд.

1.2.3. Разборка наземной части производственных зданий.

1.2.4. Разборка тротуаров, полов, кровельных покрытий и облицовки.

1.2.5. Разборка промышленных печей.

1.2.6. Разборка обделки тоннелей из чугунных тюбингов.

1.2.7. Демонтаж металлических колонн, балок и рам.

1.2.8. Демонтаж опор контактной сети.

1.2.9. Расчистка территорий и подготовка их к застройке.

1.2.10. Установка и демонтаж инвентарных наружных и внутренних лесов, технологических мусоропроводов (нужен допуск только при работе на особо-опасных объектах).

1.2.11. Строительство временных: дорог; площадок; инженерных сетей и сооружений.

1.3. Работы по разработке выемок, вертикальной планировке, уплотнению грунтов естественного залегания и устройству грунтовых подушек:

1.3.1. Разработка грунта экскаваторами в выемках, котлованах, траншеях и отвал или насыпь.

1.3.2. Разработка грунта экскаваторами с погрузкой на железнодорожный или автомобильный транспорт и вывозом.

1.3.3. Разработка и перемещение грунта бульдозерами и скреперами.

1.3.4. Копка ям механизированным способом, рытье траншей экскаватором и канавокопателем.

1.3.5. Мощение откосов камнем и плитами с устройством упоров.

1.3.6. Укрепление водоотводных каналов лотками — желобами, досками, щитами и матами с устройством оголовков.

1.3.7. Уплотнение грунта катками, грунтоуплотняющими машинами или тяжелыми трамбовками.

1.3.8. Рыхление мерзлого грунта клин — бабой, рыхлителями и буровыми установками.

1.3.9. Обратная засыпка грунта вручную с уплотнением электро- или пневмотрамбовками.

1.4. Работы по сооружению опускных колодцев и кессонов:

1.4.1. Опускание колодца с механизированной разработкой грунта.

1.4.2. Опускание колодца вручную.

1.5.1. Сборка жилых и общественных зданий из деталей заводского изготовления комплектной поставки.

1.5.3. Сборка покрытий и перекрытий.

1.5.4. Установка деревянных конструкций, каркасов, стропил, стульев, балок, арок, ферм и панелей.

1.5.5. Установка козырьков, люфт — клозетов, пожарных ящиков, столов.

1.5.6. Установка ряжей, устройство и разработка стапелей.

1.5.7. Установка проводников, трапов лестниц, ходовых досок, барьеров.

1.5.8. Устройство стен из деревянных конструкций и деталей.

1.6. Работы по монтажу легких ограждающих конструкций:

1.6.1. Установка арболитовых и асбестоцементных плит и панелей стен, покрытий.

1.6.2. Устройство стен, перекрытий, перегородок и зонтов из асбестоцементных листов по готовому каркасу.

1.6.3. Монтаж блоков оросителя из асбестоцементных листов.

1.7. Работы по устройству каменных конструкций:

1.7.1. Устройство конструкций из кирпича, в том числе с облицовкой (нужен допуск только при работе на особо-опасных объектах).

1.7.2. Устройство перегородок из кирпича, керамических камней, штучных гипсовых и легкобетонных плит.

1.7.3. Установка перемычек.

1.7.4. Устройство конструкций зданий и сооружений из природных и искусственных камней, в том числе с облицовкой (нужен допуск только при работе на особо-опасных объектах).

1.7.5. Кладка стен из керамических камней, пенобетонных, газобетонных и керамзитобетонных блоков.

1.7.6. Кладка конструкций из природного и искусственного камня.

1.7.7. Установка кружал и опалубки для кладки арок, сводов и стен промышленных печей.

1.7.8. Кладка фундаментов, стен подвалов, подпорных стен, закладка выработок бутовым камнем.

1.7.9. Кладка кирпичная каналов, приямков, печей, очагов, дымовых труб с разделками.

1.8. Работы по экранированию помещений и устройству деформационных швов:

1.8.1. Герметизация горизонтальных и вертикальных стыков и швов между панелями, окнами, дверями.

1.8.2. Устройство деформационных и антисейсмических швов.

1.8.3. Экранирование полов, стенок, дверей, потолков медными или стальными листами и сеткой.

1.8.4. Установка защитных стальных сеток.

1.8.5. Обшивка стен и кровли выработок листовой сталью.

1.9.1. Устройство кровель из штучных и листовых материалов (нужен допуск только при работе на особо-опасных объектах).

1.9.2. Устройство наливных кровель (нужен допуск только при работе на особо-опасных объектах).

1.9.3. Устройство асбоцементных кровель.

1.9.4. Устройство кровель из черепицы с устройством обрешетки.

1.9.5. Устройство рулонных кровель (нужен допуск только при работе на особо-опасных объектах).

1.9.6. Устройство кровель из битумной мастики с прокладкой стеклосетки или стеклохолста.

1.9.7. Устройство мелких кровельных покрытий и обделок на фасадах из кровельного железа.

1.9.8. Устройство желобов со свесами и ограждений кровли перилами.

1.9.9. Огрунтовка оснований и устройство пароизоляции.

1.10. Работы по антикоррозийной защите строительных конструкций и оборудования:

1.10.1. Окраска поверхностей лаками, красками, эмалями.

1.10.2. Окраска стальных конструкций, в том числе, мостов, опор, мачт, башен.

1.10.3. Гидрофобизация и флюатирование поверхности.

1.10.4. Пропитка щебня мастикой «БИТУМИНОЛЬ Н-2».

1.11. Работы по теплоизоляции строительных конструкций, трубопроводов и оборудования:

1.11.1. Работы по теплоизоляции трубопроводов.

1.11.2. Покрытие поверхности изоляции трубопроводов асбоцементными кожухами, стеклоцементом, стеклопластиком, стеклотекстолитом.

1.11.3. Покрытие поверхности изоляции трубопроводов листовым металлом или алюминиевыми гофрированными листами.

1.11.4. Покрытие поверхности изоляции трубопроводов, обертывание и оклеивание изоляции пленками, тканями, рулонными материалами.


1.12. Нужен ли допуск СРО на сантехнические работы? Работы по устройству внутренних инженерных систем и оборудования, на которые не нужен допуск СРО:

1.12.1. Прокладка внутренней электропроводки.

1.12.2. Устройство системы электроснабжения напряжением до 1кВ включительно.

1.12.3. Монтаж вводно — распределительного устройства.

1.12.4. Монтаж щитков распределительных и осветительных, коробок клеммных и ответвителей.

1.12.5. Монтаж шкафов, пультов, стеллажей.

1.12.6. Монтаж рубильников, выключателей, автоматов воздушных, аппаратов штепсельных.

1.12.7. Монтаж аппаратуры пускорегулирующей и направляющей.

1.12.8. Установка электрических приборов и счетчиков.

1.12.9. Установка заземлителей.

1.12.10. Установка изоляторов.

1.12.11. Прокладка кабелей, закрепляемых на тросе или скобами.

1.12.12. Устройство электрических и иных сетей управления системами жизнеобеспечения зданий и сооружений.

1.12.13. Установка молниеотвода, кабельной площадки, люков, ступеней, контрольно — разрывного пункта на опорах и крышах зданий.

1.12.14. Установка деталей грозозащиты лучевого и контурного заземления.

1.12.15. Монтаж короткозамыкателей, разъединителей, выключателей, разрядников на напряжение до 750 кВ.

1.12.16. Установка аккумуляторов, щелочных батарей с зарядкой.

1.12.17. Установка электронагревательных приборов, электрических плит.

1.12.18. Установка закладных и отборных устройств систем автоматизации, установок пожаротушения, оборудования систем густой смазки.

1.12.19. Заполнение емкостей пенообразователем.

1.12.20. Монтаж вентиляторов и вентиляционных агрегатов, камер приточных орошения, обслуживания, выравнивания, рециркуляции.

1.12.21. Устройство и демонтаж системы вентиляции и кондиционирования воздуха.

1.12.22. Установка калориферов и воздухонагревателей.

1.12.23. Установка фильтров, скрубберов, циклонов.

1.12.24. Установка воздухосборников из стальных труб и воздухоотводчиков и гидравлических затворов.

1.12.25. Устройство и демонтаж системы отопления.

1.12.26. Монтаж отопительных водогрейных и пароводогрейных котлов.

1.12.27. Монтаж отопительных чугунных секционных паровых котлов.

1.12.28. Устройство и демонтаж системы водопровода и канализации.

1.12.29. Прокладка трубопроводов из пластиковых и металлопластиковых труб.

1.12.30. Прокладка трубопроводов из цветных металлов и чугуна.

1.12.31. Прокладка трубопроводов из стальных труб, со сваркой стыков и установкой отводов.

1.12.32. Прокладка трубопроводов из стальных труб с фланцами и сварными стыками из готовых узлов и деталей.

1.12.33. Установка запорной, регулирующей и предохранительной арматуры на внутренних сетях.

1.12.34. Установка водомерных узлов, узлов учета и счетчиков воды.

1.12.35. Установка компенсаторов.

1.12.36. Установка элеваторных узлов.

1.12.37. Установка приборов указательных (манометров, термометров, указателей уровня, кранов воздушных).

1.12.38. Установка регуляторов давления и редуцирования.

1.12.39. Монтаж центробежных насосов с обвязкой.

1.12.40. Установка при прокладке трубопроводов фильтров, водо- и маслоотделителей, компенсаторов, устройств перепускных.

1.12.41. Установка водяных фильтров, устройств умягчения и корректировки состава воды.

1.12.42. Установка водоподогревателей скоростных и емкостных, установка кипятильников.

1.12.43. Врезка и присоединение трубопроводов в действующие магистрали.

1.12.44. Монтаж стояков в готовых каналах на этажах с установкой щитков.

1.12.45. Установка гребенок паро- и водораспределительных из стальных труб.

1.12.46. Установка коробов раздаточных, отсосов от оборудования, кронштейнов, подставок, виброизолирующих оснований, клапанов, заслонок, герметичных дверей и люков.

1.12.47. Врезка штуцеров и тройников в действующие сети, отключение и заглушка газопроводов (при наличии специалистов, получивших разрешение Ростехнадзора на данный вид деятельности).

1.12.48. Испытание гидравлическое и пневматическое трубопроводов при соблюдении требований Ростехнадзора на данный вид деятельности.

1.13. Работы по монтажу наружных инженерных сетей и коммуникаций:

1.13.1. Устройство сетей электроснабжения напряжением до 1 кВ включительно.

1.13.2. Устройство наружных линий связи, в том числе телефонных, радио и телевидения.

1.13.3. Устройство трубопроводов методом горизонтально-направленного бурения.


1.14. Нужен ли допуск СРО на монтажные работы? Работы по монтажу технологического оборудования, на которые не нужен допуск СРО:

1.14.1. Монтаж электротехнических установок.

1.14.2. Монтаж компрессорных машин, насосов, насосных агрегатов общего назначения и вентиляторов.

1.14.3. Монтаж компрессорных агрегатов и детандеров поршневых, центробежных.

1.14.4. Монтаж вентиляционного оборудования.

1.14.5. Монтаж оборудования связи, телефонных станций и коммутаторов системы МБ директорской, диспетчерской и учрежденческой связи и телефонных и квазителефонных станций.

1.14.6. Монтаж приборов, средств автоматизации и вычислительной техники.

1.14.7. Установка индикаторов, датчиков, сигнализаторов различных параметров.

1.14.8. Установка аппаратуры оперативного контроля и управления, сбора и передачи исходной информации.

1.14.9. Установка панелей, щитов, штативов, пультов.

1.14.10. Монтаж систем видеонаблюдения.

1.14.11. Монтаж систем контроля и ограничения доступа.

1.14.12. Монтаж аппаратуры электрической тревожной, пожарной, вызывной и дистанционной сигнализации с блокировкой поверхностей.

1.14.13. Монтаж оборудования сельскохозяйственных производств.

1.14.14. Монтаж оборудования предприятий пищевой промышленности.

1.14.15. Монтаж оборудования предприятий промышленности средств связи.

1.15.16. Монтаж аппаратуры связи шахт и железнодорожного транспорта.

1.15.17. Монтаж оборудования предприятий электронной промышленности.

1.15.18. Монтаж оборудования предприятий и объектов бытового обслуживания и коммунального хозяйства.

1.15.19. Монтаж оборудования учреждений здравоохранения и предприятий медицинской промышленности.

1.15.20. Монтаж оборудования предприятий кинематографии.

1. 15. Нужен ли допуск СРО на пусконаладку? Работы пусконаладочные, на которые допуск СРО не требуется:

1.15.1. Пусконаладочные работы электротехнических устройств.

1.15.2. Пусконаладочные работы автоматики в электроснабжении.

1.15.3. Пусконаладочные работы автоматизированных систем управления, сигнализации и взаимосвязанных устройств.

1.15.4. Пусконаладочные работы программного обеспечения вычислительных комплексов.

1.15.5. Пусконаладочные работы автономной наладки систем.

1.15.6. Пусконаладочные работы комплексной наладки систем.

1.15.7. Пусконаладочные работы и испытание систем вентиляции и кондиционирования воздуха.

1.15.8. Пусконаладочные работы холодильных установок.

1.15.9. Пусконаладочные работы теплосилового оборудования.

1.15.10. Пусконаладочные работы водогрейных теплофикационных котлов.

1.15.11. Пусконаладочные работы котельно — вспомогательного оборудования.

1.16. Нужен ли допуск СРО на остекление? Работы по остеклению, на которые не нужен:

1.16.1. Установка оконных и дверных блоков.

1.16.2. Остекление двойное и тройное, включая стеклопакеты, оконных и балконных блоков.

1.16.3. Остекление одинарное, включая стеклопакеты, переплетов теплиц, промышленных зданий и перегородок.

1.16.4. Остекление дверных полотен и витражей витринным стеклом.

1.16.5. Покрытие кровли, стен, перегородок полимерными материалами.

1.16.6. Устройство входных групп.

1.16.7. Устройство офисных перегородок.

1.17. Нужен ли допуск СРО на отделочные и штукатурные работы? На работы, которые указаны ниже допуск СРО не нужен:

1.17.1. Штукатурка внутренних и наружных поверхностей зданий.

1.17.2. Выравнивание сплошное и подготовка поверхностей под окраску или оклейку обоями.

1.17.3. Штукатурка поверхностей фасадов по камню и бетону.

1.17.4. Оштукатуривание печей глиняным раствором.

1.17.5. Штукатурка и стяжка рентгенозащитная.

1.18. Устройство оснований, покрытий и полов:

1.18.1. Устройство стяжек.

1.18.2. Устройство полов из линолеума и пластиков.

1.18.3. Устройство полов паркетных, щитовых и дощатых.

1.18.4. Устройство полов из керамических, керамогранитных, гранитных и мраморных плит.

1.18.5. Устройство полов бесшовных, полимерных, полимерцементных.

1.18.6. Устройство эпоксидных наливных полов.

1.18.7. Устройство спортивных напольных покрытий.

1.18.8. Устройство искусственных газонов и спортивных покрытий стадионов и спортивных площадок.

1.18.9. Устройство полов и подоконников из бетонных и мозаичных плиток.

1.18.10. Устройство покрытий из булыжного камня и брусчатки.

1.18.11. Устройство грунтовых оснований, земляных и щебеночных покрытий.

1.18.12. Устройство полов из чугунных и стальных штампованных плиток.

1.18.13. Устройство покрытий асфальтобетонных и ксилолитовых.


1.19. Нужен ли допуск СРО на облицовочные работы? На данный список работ по облицовке допуск СРО не нужен:

1.19.1. Облицовка поверхностей гипсовыми и гипсоволокнистыми листами.

1.19.2. Облицовка поверхностей керамическими плитами.

1.19.3. Облицовка поверхностей мрамором, искусственным мрамором, гранитом, искусственным гранитом.

1.19.4. Установка навесных потолков.

1.19.5. Облицовка стен сайдингом.

1.19.6. Облицовка стен композитными материалами и пластиком.

1.19.7. Облицовка стен настенными и потолочными панелями, вагонкой, фальшбрусом.

1.19.8. Облицовка печей и очагов изразцами.

1.19.9. Облицовка каркасов стен и потолков акустическими плитами и материалами.

1.19.10. Облицовка поверхностей стен, колонн, пилястр природным и искусственным камнем.

1.19.11. Облицовка поверхностей стен и потолков древесно-стружечными, древесно-волокнистыми плитами и фанерой.

1.19.12. Облицовка стен и потолков дюралюминиевыми листами.

1.19.13. Работы по монтажу стен из панелей типа «СЭНДВИЧ» и полистовой сборки.

1.19.14. Устройство вентилируемых фасадов.

1.20. Нужен ли на лепные работы? На те, что указаны ниже — нет

1.20.1. Установка полимерных, гипсовых и цементных погонажных деталей.

1.20.2. Установка полимерных, гипсовых и цементных штучных деталей, розеток, капителей, баз, шишек, сухарей, кронштейнов, решеток, ваз, гербов.

1.21. Прочие отделочные, малярные и обойные работы:

1.21.1. Установка дверей, оформление дверных проемов.

1.21.2. Устройство натяжных потолков.

1.21.3. Установка торгового оборудования, стеллажей и ограждений.

1.21.4. Устройство складского оборудования.

1.21.5. Монтаж светильников и осветительного оборудования.

1.21.6. Монтаж приборов наружного освещения зданий и сооружений.

1.21.7. Установка сантехнической гарнитуры.

1.21.8. Устройство сантехнических перегородок.

1.21.9. Установка сейфов.

1.21.10. Окраска фасадов и наружных поверхностей зданий.

1.21.11. Окраска наружных поверхностей железобетонных конструкций.

1.21.12. Окраска внутри помещений.

1.21.13. Оклейка стен, потолков обоями, линкрустом, тканями, пробкой и другими материалами

1.22. Нужен ли допуск СРО на устройство ограждений и оград? На устройство ограждений, находящихся в списке допуск СРО не нужен

1.22.1. Устройство ручных, механических и автоматических шлагбаумов, ворот, калиток, турникетов, цепных барьеров.

1.22.2. Устройство защитных и декоративных ограждений, заборов, ворот из различных материалов кроме защитных ограждений и элементов об стройства автомобильных дорог и ограждающих конструкций зданий и сооружений.

1.22.3. Устройство защитных и защитно-декоративных ограждений окон.

1.22.4. Установка снеговых щитов и заборов с их изготовлением.

1.22.5. Установка дополнительных железобетонных столбов.

1.23. Озеленение, защитные и плодовые насаждения, благоустройство территорий:

1.23.1. Посадка деревьев и кустарников с подготовкой посадочных мест и посадочного материала.

1.23.2. Посадка саженцев и сеянцев.

1.23.3. Лесопосадка сеянцев и саженцев механизированная.

1.23.4. Устройство газонов, цветников и уход за ними.

1.23.5. Аэросев деревьев хвойных пород.

1.23.6. Уход за деревьями и кустарниками.

1.23.7. Обработка почв, в том числе, с внесением удобрений.

1.23.8. Устройство систем полива и орошения.

1.23.9. Установка и демонтаж шпалер, стоек, столбов, якорей и раскосов.

1.23.10. Покрытие терасс деревянным и композитным настилом.

1.23.11. Устройство теплиц из различных материалов.

1.23.12. Обустройство детских площадок, мест досуга и отдыха, мест общественного пользования.

1.23.13. Установка малых архитектурных форм, фонтанов, искусственных водоемов.

1.23.14. Устройство мусорных контейнерных площадок.

1.24. Устройство дорожных оснований и покрытий за исключением автомобильных дорог и аэродромов:

1.24.1. Устройство брусчатых и мозаиковых мостовых, площадок, дорожек

1.24.2. Устройство бетонных плитных тротуаров и дорожек

1.24.3. Устройство выравнивающих слоев из асфальта

1.24.4. Устройство оснований и покрытий из асфальтобетонной смеси

1.24.5. Устройство цементно-бетонных оснований и покрытий

1.24.6. Установка бортовых камней

1.24.7. Устройство отмосток

1.24.8. Текущий ремонт и содержание дорог

1.24.9. Устройство оснований и покрытий из песчано-гравийной смеси

1.24.10. Устройство оснований и покрытий щебеночных

1.24.11. Устройство грунтобитумных и грунтоцементных оснований и покрытий

1.24.12. Мощение покрытий из природного камня

1.25. Нужен ли допуск СРО заказчику? Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), на которые допуск СРО не нужен:

1.25.1. Предприятия и объекты легкой промышленности

1.25.2. Предприятия и объекты пищевой промышленности

1.25.3. Предприятия и объекты сельского и лесного хозяйства

1.25.4. Предприятия и объекты общественного транспорта

1.26. Строительный инжиниринг:

1.26.1. Составление сметы на строительство и расчетов сметной стоимости объекта

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

РАБОТЫ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ, РЕКОНСТРУКЦИИ И КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ ОБЪЕКТОВ СТРОИТЕЛЬСТВА, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО НА СЛЕДУЮЩИХ ОБЪЕКТАХ, заказчик НЕ ИМЕЕТ ПРАВА требовать допуск СРО

  • строительство гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительство на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства (Объекты для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации);
  • строительство, реконструкция объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других) (Объекты для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации);
  • строительство на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования (Объекты для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации);
  • изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом (Объекты для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации);
  • в иных случаях, если в соответствии с Градостроительным Кодексом РФ, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется (Объекты для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации);
  • объектах индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания не более чем двух семей) (П. 2 Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 624);
  • жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки) (П. 2 Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 624);
  • многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования (П. 2 Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 624)


2.1. Нужен ли допуск СРО на земляные работы? Земляные работы, на которые допуск СРО не требуется:

2.1.1. Разработка грунта методом гидромеханизации.

2.1.2. Работы по искусственному замораживанию грунтов.

2.1.3. Механизированное рыхление и разработка вечномерзлых грунтов.

2.1.4. Укладка дренажных труб на строительных площадках.

2.2. Свайные работы. Закрепление грунтов:

2.2.1. Свайные работы, выполняемые с земли, в том числе в морских и речных условиях.

2.2.2. Свайные работы, выполняемые в мерзлых и вечномерзлых грунтах.

2.2.3. Устройство ростверков.

2.2.4. Устройство забивных и буронабивных свай.

2.2.5. Термическое укрепление грунтов.

2.2.6. Цементация грунтовых оснований с забивкой инъекторов.

2.2.7. Силикатизация и смолизация грунтов.

2.2.8. Погружение и подъем стальных и шпунтованных свай.

2.3. Устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций:

2.3.1. Опалубочные работы.

2.3.2. Арматурные работы.

2.3.3. Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций.

2.4. Монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций:

2.4.1. Монтаж фундаментов и конструкций подземной части зданий и сооружений.

2.4.2. Монтаж элементов конструкций надземной части зданий и сооружений, в том числе колонн, рам, ригелей, ферм, балок, плит, поясов, панелей стен и перегородок.

2.4.3. Монтаж объемных блоков, в том числе вентиляционных блоков, шахт лифтов и мусоропроводов, санитарно-технических кабин.

2.5. Монтаж металлических конструкций:

2.5.1. Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений.

2.5.2. Монтаж, усиление и демонтаж резервуарных конструкций.

2.5.3. Монтаж, усиление и демонтаж мачтовых сооружений, башен, вытяжных труб.

2.5.4. Монтаж, усиление и демонтаж технологических конструкций.

2.5.5. Монтаж и демонтаж тросовых несущих конструкций (растяжки, вантовые конструкции и прочие).

2.6. Защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов):

2.6.1. Футеровочные работы.

2.6.2. Кладка из кислотоупорного кирпича и фасонных кислотоупорных керамических изделий.

2.6.3. Гуммирование (обкладка листовыми резинами и жидкими резиновыми смесями).

2.6.4. Устройство оклеечной изоляции.

2.6.5. Устройство металлизационных покрытий.

2.6.6. Нанесение лицевого покрытия при устройстве монолитного пола в помещениях с агрессивными средами.

2.6.7. Антисептирование деревянных конструкций.

2.6.8. Гидроизоляция строительных конструкций.

2.6.9. Работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования.

2.6.10. Работы по огнезащите строительных конструкций и оборудования.

2.7. Устройство внутренних инженерных систем и оборудования зданий и сооружений (на указанных выше объектах):

2.7.1. Устройство и демонтаж системы газоснабжения (при наличии специалиста получившего разрешение Ростехнадзора на данный вид деятельности).

2.8. Монтажные работы (на указанных выше объектах):

2.8.1. Монтаж подъемно-транспортного оборудования.

2.8.2. Монтаж лифтов.

2.8.3. Монтаж оборудования котельных.

2.8.4. Монтаж водозаборного оборудования, канализационных и очистных сооружений.


2.9. Нужен ли допуск СРО по строительному контролю? Работы по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (на указанных выше объектах), где допуск СРО не требуется:

2.9.1. Строительный контроль за общестроительными работами.

2.9.2. Строительный контроль за работами в области теплогазоснабжения и вентиляции.

2.9.3. Строительный контроль за работами в области пожарной безопасности.

2.10. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) (на указанных выше объектах):

2.10.1. Жилищно-гражданское строительство.

2.10.2. Систем теплоснабжения.

2.10.3. Систем газоснабжения.

2.10.4. Систем водоснабжения и канализации.


Виталий Бородкин
старший юрист

Вместе с тем многим субъектам предпринимательской деятельности, осуществляющим, в частности, различного рода монтажные, отделочные и прочие работы, которые в принципе можно отнести к строительным, до сих пор неясно: всегда ли нужно им вступать в саморегулируемые организации и получать свидетельство о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов строительства?

Справочно. По данным Национального объединения строителей в России зарегистрировано около 400 СРО, в том числе 229 в области строительства. Если в 2008 году было выдано 260 тыс. лицензий, то сегодня получили допуск на производство СМР, лишь 85 тыс. строительных организаций .

Для того чтобы четко ответить на этот вопрос, прежде всего надо выделить основные критерии, которым нужно соответствовать для получения свидетельства о допуске.

Как следует из анализа статей 47, 48, 52 и 55.8 Градостроительного кодекса РФ, свидетельство о допуске выдается в случае проведения работ (инженерных изысканий, проектных, строительных работ), которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее — Перечень), утвержден приказом Минрегиона России от 30.12.2009 № 624 и вступил в силу с 1 июля 2010 года.

Напомним. Первый аналогичный перечень был утвержден на год раньше — приказом Минрегиона России от 09.12.2008 № 274, но с момента вступления в силу нового он был признан недействительным.

Следовательно, первым критерием необходимости получения свидетельства о допуске является проведение работ в отношении объекта капитального строительства. При этом необходимо понимать, что к таковым можно отнести не все объекты, которые стоят на земле.

Под объектами капитального строительства понимаются здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек .

В судебной практике по данному вопросу сложилось вполне определенная точка зрения: согласно статье 130 ГК РФ основным критерием отнесения вещи к недвижимости является ее прочная связь с землей, при которой перемещение вещи без несоразмерного ущерба ее назначению невозможно.

При создании недвижимого имущества к правоустанавливающим документам в соответствии с нормами земельного и градостроительного законодательства относятся акты об отводе земельного участка под капитальную застройку, разрешение на строительство, акт приемки законченного строительством объекта, удостоверяющий возможность безопасной эксплуатации капитального строения.

Таким образом, для того, чтобы объект строительства можно было считать объектом капитального строительства, необходимо соблюсти требования статьи 130 ГК РФ, а также иметь в наличии хотя бы акты об отводе земельного участка под капитальную застройку и разрешение на строительство .

Выходит, что если лицо строит, например, торговый павильон, но для его возведения не нужна разрешительная документация и в будущем его можно разобрать без несоразмерного ущерба для него, то этому лицу нет необходимости получать свидетельство о допуске к работам.

Второй критерий, собственно, указан в Перечне — это наличие разрешения на строительство. Данный критерий вытекает из предыдущего.

Перечень не включает в себя виды работ по подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с частью 17 статьи 51 ГрК РФ, а также в отношении, например, объектов индивидуального жилищного строительства; жилых домов с количеством этажей не более чем 3, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает 10 и каждый из которых предназначен для проживания 1 семьи (жилые дома блокированной застройки) .

И третий критерий — выполнение работ, которые прямо предусмотрены действующим Перечнем.

Кроме того, Минэкономразвития России дало разъяснения о необходимости вступления в СРО и получения свидетельства о допуске в отношении конкретных ситуаций.

Так, не требуется получать свидетельство о допуске, если юридическое лицо или ИП осуществляют деятельность по текущему ремонту зданий и сооружений . Это же касается и проектирования частных домов и детских площадок, а также проведения электромонтажных работ на готовом объекте или отсутствия проводимых на строящемся объекте работ в Перечне . В то же время, если лицо намерено производить работы по устройству охранной сигнализации и систем видеонаблюдения и эти работы включены Перечень и осуществляются при строительстве объекта или капитальном ремонте, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, лицо обязано иметь свидетельство о допуске к таким работам, выданное саморегулируемой организацией .

Рассматривая вопрос о необходимости получения застройщиком или заказчиком свидетельства о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, необходимо отметить следующее.

Лицами, выполняющими работы по инженерным изысканиям, проектированию и строительству объектов капитального строительства, являются застройщик либо привлекаемое на основании договора застройщиком или уполномоченным им лицом (заказчиком) физическое или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к таким видам работ .

Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, вправе выполнять определенные виды работ по подготовке проектной документации самостоятельно при условии соответствия требованиям, предусмотренным частью 4 статьи 48 ГрК РФ, и (или) с привлечением других соответствующих указанным требованиям лиц .

Из системного анализа норм следует, что, если застройщик или заказчик непосредственно выполняют работы, оказывающие влияние на безопасность объекта капитального строительства, они обязаны получить свидетельство о допуске.

При рассмотрении указанного вопроса необходимо остановиться на разъяснении Минрегиона России, касающемся получения свидетельства о допуске к работам при осуществлении строительного контроля, а также при проведении работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта.

Так, застройщикам, осуществляющим работы по строительному контролю, необходимо получить свидетельство о допуске, выданное саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство 10 . Если строительный контроль осуществляется не силами застройщика или заказчика, а сторонней организацией, то соответствующее свидетельство о допуске должно быть у привлекаемой организации. Лицо, имеющее статус генерального подрядчика и осуществляющее вид работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, обязано иметь свидетельство о допуске на данный вид работ. В случае, когда у лица, имеющего статус генподрядчика, есть свидетельства о допуске в отношении всех видов работ, которые выполняются привлеченными им субподрядными организациями, ему также необходимо иметь свидетельство о допуске на вид работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта. В случае, когда лицо, имеющее статус генподрядчика и свидетельство о допуске на вид работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, планирует некоторые виды работ, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства, выполнить самостоятельно, ему необходимо иметь свидетельство о допуске на данные виды работ.

В соответствии с вышеизложенным застройщик может передавать на договорной основе сторонним организациям функции по ведению работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, при условии наличия у данных организаций необходимого свидетельства о допуске. Также он вправе осуществлять работы по проектированию и строительству самостоятельно, но опять же при наличии у него свидетельства о допуске.

В завершение статьи отметим, что Перечень по-прежнему требует доработки. В частности, представляется возможным конкретизировать и закрепить в нормативном акте перечень видов работ, которые по своему содержанию могут выполняться только на особо опасных и технически сложных объектах. В настоящее время такой перечень изложен в письме Минрегиона России от 27.09.2010 № 33838-КК/08, которое носит разъяснительный характер.

Необходимо также устранить ситуацию, когда одни и те же виды работ в одном случае влияют на безопасность объектов строительства, а в другом — не влияют. Ведь безопасность зданий, строений и сооружений определяется по совершенно другим критериям, нежели влияние тех или иных работ на безопасность объектов строительства.

Бюллетень Национального объединения строителей, 2010, № 6, стр. 45

С 01.07.2017 вступают в силу изменения в ГрК РФ, внесенные Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ. С названной даты не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства на основании свидетельства о допуске, выданного саморегулируемой организацией (далее - СРО). Кроме того, с 1 июля лицо будет иметь право осуществлять работы по выполнению инженерных изысканий, подготовку проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по договору с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, если оно является членом соответствующей СРО и иное не установлено ГрК РФ. С 01.07.2017 заказчики не вправе устанавливать требование о наличии свидетельства о допуске у участников закупки.
Каким образом с 01.07.2017 заказчики должны устанавливать требования к участникам контракта по закупке работ, по выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства? Какие необходимо требовать документы, если цена контракта превышает 3 млн. руб.?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Заказчик при закупке конкурентным способом работ по выполнению инженерных изысканий, или подготовке проектной документации, или по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства с начальной (максимальной) ценой контракта свыше 3 млн. рублей обязан установить требование о необходимости по общему правилу членства участника закупки в объединяющей лиц, выполняющих соответствующие работы, саморегулируемой организации, в которой сформирован компенсационный фонд, обеспечивающий обязательства по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в предельном размере, исходя из которого участником закупки был внесен взнос в указанный фонд, превышающем размер обязательств этого участника закупки по договорам, ранее заключенным с использованием конкурентных способов, на сумму не менее начальной (максимальной) цены контракта, который должен быть заключен по итогам проводимой закупки.
В качестве подтверждения соответствия данному требованию заказчик вправе требовать предоставления в составе заявки:
- выписки из реестра членов вышеуказанной саморегулируемой организации, предоставленной не более чем за месяц до подачи заявки на участие в закупке и содержащей сведения о наличии у этого участника закупки права выполнять работы, являющиеся предметом закупки по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, и об уровне ответственности члена СРО по обязательствам по договорам такого рода;
- декларации участника закупки о том, что общая сумма его обязательств по договорам, ранее заключенным с использованием конкурентных способов, меньше предельного размера соответствующих обязательств, обеспеченных вышеуказанным компенсационным фондом, на сумму не менее начальной (максимальной) цены контракта, который должен быть заключен по итогам проводимой закупки.

Обоснование позиции:
В соответствии с , Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть установлено требование о соответствии участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. К таким требованиям относится, прежде всего, необходимость получения специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации (далее - СРО) или получения свидетельства СРО о допуске к определенному виду работ для осуществления определенных законом видов деятельности ( ГК РФ). В отношении права на выполнение работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, соответствующие требования устанавливаются нормами РФ (далее также - ГрК РФ).
При этом, действительно, с 1 июля 2017 года вступили в силу изменения в РФ, внесенные от 03.07.2016 N 372-ФЗ (далее - Закон N 372-ФЗ), в связи с которым в соответствии с Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", внесенной в указанный Закон Закона N 372-ФЗ, с 1 июля 2017 года не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного СРО свидетельства о допуске к определенному виду или видам соответствующих работ.
Соответственно, с 1 июля 2017 года заказчики не вправе устанавливать требование о наличии вышеуказанных свидетельств у участников закупки.
В соответствии с ГрК РФ, ГрК РФ, ГрК РФ в редакции N 372-ФЗ выполнение инженерных изысканий, работ по подготовке проектной документации, а также выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства (далее - строительных работ) по договору с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами СРО, осуществляющих соответствующие виды деятельности (далее - СРО в области строительства), если иное не установлено нормами РФ.
Исключения установлены в отношении нижеперечисленных категорий работ для следующих лиц:
- в отношении выполнения любых вышеуказанных работ - для лиц, перечисленных в , ГрК РФ в редакции N 372-ФЗ, а именно государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий, иных коммерческих организаций, созданных публично-правовыми образованиями или в уставном капитале которых публично-правовые образования или вышеперечисленные юридические лица владеют более 50%, при условии выполнения ими таковых работ по договорам с органами государственной власти или органами местного самоуправления соответствующих публично-правовых образований;
- в отношении выполнения строительных работ:
для любых подрядчиков по договорам, размер обязательств по которым не превышает 3 млн. рублей ( ГрК РФ в редакции N 372-ФЗ);
для физических лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт индивидуального жилого дома ( ГрК РФ);
для любых лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов, на выполнение работ по которых не требуется разрешения на строительство в соответствии с ГрК РФ ( ГрК РФ).
Дополнительные требования к выполнению всех вышеуказанных работ (далее также - работы в области строительства) по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, выдвигает ГрК РФ в редакции Закона N 372-ФЗ, согласно которой член СРО имеет право выполнять работы в области строительства по таким договорам при соблюдении в совокупности следующих условий:
1) наличие у СРО, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со и ГрК РФ;
2) если совокупный размер обязательств по указанным выше договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с ч.ч. 11 или 13 ГрК РФ (количество таких договоров не ограничивается).
При этом в силу ч. , ГрК РФ компенсационные фонды обеспечения договорных обязательств формируются СРО в области строительства только по заявлению 15 ее членов или 30 - для СРО, объединяющих лиц, осуществляющих строительные работы, о намерении принимать участие в заключении соответствующих договоров с использованием конкурентных способов заключения ( , ГрК РФ).
Из вышесказанного следует, что заказчик при закупке любых работ в области строительства, в том числе строительных работ с начальной (максимальной) ценой контракта (далее - НМЦК) свыше 3 млн. рублей, конкурентным способом по общему правилу должен установить следующие требования, выполняемые в совокупности:
- членство участника закупки в СРО в области строительства, объединяющих лиц, выполняющих соответствующие работы;
- наличие у данного СРО компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств;
- подтверждение того, что предельный размер обязательств, исходя из которого участником закупки был внесен взнос в указанный компенсационный фонд, превышает размер обязательств этого участника закупки по договорам, ранее заключенным с использованием конкурентных способов, на сумму не менее НМЦК, который должен быть заключен по итогам проводимой закупки, поскольку контракт в случае признания такой закупки несостоявшейся может быть заключен именно по такой цене (ч. 1 ст. 55, п. 4 ч. 1, п. 4 ч. 2, п. 4 ч. 3 ст. 71, ч. , Закона N 44-ФЗ).
Данные требования не применяются в отношении лиц, перечисленных в , ГрК РФ в редакции N 372-ФЗ, в ситуациях, описанных в вышеперечисленных нормах.
В связи с этим следует иметь в виду, что, во-первых, сведения о СРО в области строительства согласно ч. ГрК РФ, Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Закон N 315-ФЗ) вносятся в государственный реестр СРО, а сведения, содержащиеся в данном реестре, являются открытыми и общедоступными ( Закона N 315-ФЗ).
Во-вторых, в силу ГрК РФ, Закона N 315-ФЗ каждая СРО обязана вести реестр ее членов, сведения из которого согласно ч. , Закона N 315-ФЗ должны размещаться на официальном сайте этой СРО в сети Интернет. Ведение реестра членов СРО в области строительства в соответствии с ГрК РФ может осуществляться в составе единого реестра членов саморегулируемых организаций при условии размещения СРО такого реестра ее членов на своем сайте. Причем согласно ГрК РФ в реестре членов СРО в области строительства в отношении каждого ее члена должны содержаться, помимо прочего, сведения о наличии у него права выполнять соответствующие работы в области строительства по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, и об уровне его ответственности по обязательствам по договорам такого рода, в соответствии с которым им внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. По логике из приведенных норм следует, что указанные сведения вносятся в реестр членов СРО только при условии, что в СРО уже сформирован компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, и член СРО уже внес в него соответствующий взнос.
При этом СРО обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов СРО в срок не более чем 3 рабочих дня со дня поступления указанного запроса, срок действия выписки из реестра составляет 1 месяц с даты ее выдачи ( ГрК РФ). Форма выписки в силу ГрК РФ устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями, на основании этой нормы такая форма утверждена Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.02.2017 N 58.
Таким образом, заказчик в качестве подтверждения членства участника закупки работ в области строительства, в том числе строительных работ с НМЦК свыше 3 млн. рублей, в соответствующей СРО, формирования в ней компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств и внесения в этот фонд участником закупки соответствующего взноса вправе требовать предоставления выписки из реестра членов СРО, предоставленной не более чем за месяц до подачи заявки и содержащей сведения о наличии у этого участника закупки права выполнять работы, являющиеся предметом закупки по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, и об уровне ответственности члена СРО по обязательствам по договорам такого рода.
Достоверность сведений, указанных в выписке, может быть проверена по реестру членов СРО, размещенному на ее официальном сайте, а правомочность СРО давать такого рода выписки - по данным государственного реестра СРО.
Превышение же предельного размера обязательств, исходя из которого участником закупки был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, над общей суммой обязательств этого участника закупки по договорам, ранее заключенным им в качестве подрядчика с использованием конкурентных способов, на сумму не менее НМЦК, который должен быть заключен по итогам проводимой закупки, может быть подтвержден при подаче заявки только декларацией самого участника. Вместе с тем достоверность данных такой декларации может быть проверена путем сличения данных выписки об уровне ответственности и данных реестра контрактов, предусмотренного Закона N 44-ФЗ, о заключенных данным участником контрактах на выполнение аналогичных работ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Голубев Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Во второй половине 2017 года произошла масштабная реформа работы саморегулируемых организаций, действующих в строительной отрасли. Она вызвана разработкой и вступлением в силу существенных корректировок в российское законодательство, содержащихся в №372-ФЗ. Обновленные правила работы сделали актуальным вопрос о том, кому нужно вступать в СРО в 2020 году.

Наиболее важные корректировки, внесенные №372-ФЗ

Принятие указанного Федерального закона привело к тому, что заметно изменились практически все стороны деятельности органов саморегулирования в строительстве. Наиболее заметные корректировки законодательства можно разделить на несколько основных направлений, среди которых:

    отмена допусков СРО;

    изменение требований, делающих членство в СРО необходимым;

    увеличение числа участников рынка, для кого членство в профобъединении не требуется;

    новые требования для потенциальных участников профильных профобъединений;

    создание второго компфонда.

Каждое из перечисленных новшеств является крайне важным как для самих саморегулируемых организаций, так и для участников строительной отрасли. Это объясняется тем, что они затронули практически каждую подрядную, проектную или инженерно-изыскательскую компанию или предпринимателя. Поэтому целесообразно рассмотреть их более детально.

Введение нового разрешительного документа

Часто встречающийся вопрос о том, кому нужен допуск СРО в 2020 году, понятен любому человеку, связанному со строительной отраслью. Однако, с юридической точки зрения он является некорректным. Дело в том, что действовавший до июля 2017 года документ под названием “допуск СРО”, который выдавался на отдельные виды работ, положениями №372-ФЗ был отменен.

В настоящее время для того, чтобы заниматься деятельностью, которая требует членства в СРО, необходимо просто вступить в профессиональное профильное объединение. Оформлять какие-либо разрешительные документы больше не нужно, следует просто подтвердить факт участия путем предоставления выписки из реестра саморегулируемой организации. Этот документ выдается любому члену СРО и действует в течение 30 дней.

Очевидно, что такая разрешительная процедура проще и удобнее для участников рынка, чем действовавшая ранее. Тем не менее, несмотря на отмену документа, термин “допуск СРО” продолжает активно использоваться. Это объясняется не только привычкой, но и тем, что все прекрасно понимают, о чем в данной ситуации идет речь.

Для кого членство в СРО является обязательным

После описания действующего сегодня разрешительного документа вполне логично перейти к вопросу о том, кому нужно вступать в СРО в 2020 году обязательно, так как добровольно эту процедуру можно пройти абсолютно любая компания или ИП. №372-ФЗ достаточно четко очертил круг участников строительной сферы, для которых членство в профобъединении необходимо. В их число входят:

    подрядчики, изыскатели и проектировщики, которые работают напрямую с такими категориями заказчиков, как эксплуатирующие организации, застройщики, техзаказчики, действующие в регионах операторы общефедеральных программ и т.д. Однако, в Законе содержится еще одно уточнение, касающееся размера обязательств подрядных организаций по каждому из подобных контрактов - они должны превышать 3 млн. руб. При меньшей сумме вступление в строительную СРО не требуется;

    подрядчики, изыскатели и проектировщики, которые участвуют в различного рода госзакупках, проводимых в соответствии с требованиями №223-ФЗ или №44-ФЗ. Данное условие вызвало много вопросов и споров о правомочности, тем не менее, сегодня считается общепринятым;

    застройщики, если они планируют самостоятельно производить на собственных объектах инженерные изыскания, разработку проектной документации или осуществление работ по возведению зданий и сооружений;

    изыскатели, выполняющие работы на земельных участках, которые находятся в государственной или муниципальной собственности.

Приведенный перечень условий, делающих вступление в СРО необходимым мероприятием, намного короче, чем действовавший ранее. Особенно серьезное значение имеет требование о размере одного контракта в размере 3 млн. руб., установленное для подрядчиков. Именно его введение освободило от необходимости членства в СРО большое число ИП и организаций.

Кому вступление в СРО не нужно

Учитывая серьезность вносимых изменений, в №372-ФЗ содержатся отдельные пояснения, которые касаются того, кому из участников рынке вступать в СРО не нужно. Речь в данном случае идет о следующих организациях и ИП:

    подрядчики, осуществляющие работы по договорам генподряда и подряда, величина обязательств по любому из которых не превышает 3 млн. руб.;

    ГУП и МУП, участвующие в реализации контрактов на инженерные изыскания, проектирование или строительство в качестве исполнителей или заказчиков;

    коммерческие организации, более половины собственности которых принадлежат либо государственным и муниципальным органам, либо публично-правовым образованиям;

    физлица, которые занимаются выполнением работ по строительству, капремонту или реконструкции объектов, отнесенных к индивидуальной жилой застройке.

Ответственность за выполнение работ без допуска СРО

Прежде чем приступить к описанию остальных нововведений №372-ФЗ, целесообразно остановиться на теме ответственности, которая возникает при выполнении работ без допуска СРО, когда он необходимо в соответствии с положениями законодательства. Подобные нарушения встречаются на практике нередко, что объясняется предельно просто.

Дело в том, что членство в СРО является достаточно затратным с финансовой точки зрения мероприятием. Например, минимальный платеж в компфонды для строительной организации составляет 300 тыс. руб, а для проектной или изыскательской - 200 тыс. руб. Вдобавок к указанным суммам требуется перечислить еще и вступительные, а также членские взносы.

Именно поэтому некоторые нерадивые организации и предприниматели принимают решение не вступать в СРО, даже если это требуется по закону. В подобной ситуации они получают существенные конкурентные преимущества, по сравнению с добросовестными участника строительного рынка. Однако, им необходимо помнить о нескольких видах ответственности, возникающих в этом случае.

Административная

Данный вид ответственности предусматривается в том случае, если выполнение работ без соответствующего допуска не привело к серьезному ущербу государству или третьим лицам. В подобной ситуации первое правонарушение грозит штрафом в размере 40-50 тыс. руб.

При повторном нарушении, произошедшем в течение года, также накладывается штраф в размере 40-50 тыс. руб. Однако, в этом случае допускается другой вариант наказания - приостановка работы компании или ИП на срок до 3-х месяцев. Очевидно, что второй вид санкций в большинстве случаев оказывается весьма серьезным.

Уголовная

Уголовная ответственность наступает в том случае, если в результате незаконных действий подрядчика был нанесен крупный ущерб или получена аналогичных размеров прибыль. Речь в данном случае идет о сумме в пределах от 2,250 млн. до 9 млн. руб. В подобной ситуации предусмотрены следующие виды наказаний:

    арест должностного лица на срок до 6 мес.;

    обязательные работы, максимальная продолжительность которых составляет 480 часов;

    штраф на величину дохода виновного должностного лица за 2 года или в размере до 300 тыс. руб.

В случае, если нанесенный ущерб или полученная прибыль имеют особо крупный размер, превышающий 9 млн. руб., действующим УК РФ предусмотрены еще более суровые наказания, в частности:

    штраф в размере от 100 тыс. до полумиллиона рублей или на величину дохода признанного виновным должностного лица за 1-3 года;

    принудительные работы продолжительностью 5 лет;

    лишение свободы должностного лица на срок до 5 лет.

Принудительная ликвидация

При выявлении случаев работы без допуска СРО, когда он необходим, некоторые фискальные и контролирующие органы, например, ИФНС, Прокуратура или Ростехнадзор, имеют право обратиться в Арбитражный суд с иском о принудительной ликвидации предприятия, нарушившего закон. Основанием для подобных действий могут стать неоднократные грубые нарушения, которые, однако, не подпадают под уголовную ответственность.

Решение о принудительной ликвидации принимается исключительно судьей по итогам рассмотрения дела. В случае подтверждения систематических нарушений, продолжающихся в течение длительного времени, вероятность подобного решения весьма высока.

Финансовая

При выявлении нарушений, которые выражаются в работе подрядной организации без членства в СРО, когда это необходимо, принимается решение о расторжении незаконно заключенных договоров. Это ведет к возникновению еще одной разновидности ответственности - финансовой, причем как у подрядчика, так и заказчика.

Дело в том, что в большинстве случаев обе стороны учитывают НДС, который проходит по сделке, а также расходы, понесенные подрядчиком на приобретение материалов, выплату заработной платы и т.д., а заказчиком - на оплату аванса или актов выполненных работ. После принудительного расторжения договора все понесенные расходы и поставленный к зачету НДС станут незаконными, что потребует пересчета налоговых деклараций и других подобных действий.

Как следствие - необходимость доплат, которые могут оказаться весьма серьезными, в части налога на прибыль и НДС. Естественно, помимо суммы основного долга придется уплатить еще и немаленькие пени.

Новые требования для вступления в СРО

После детального описания возможных штрафных санкций за работу без членства в СРО, вполне логично перейти к новым требованиям, которые предъявляются к потенциальным участникам профессиональных профильных объединений. Они делятся на три категории - финансовые, квалификационные и связанные с предоставлением документации.

Финансовые

Проще всего разобраться с новой версией финансовых требований, так как нововведения в этой области являются, скорее, косметическими. Потенциальный участник СРО должен внести три вида взносов.

Первый - вступительный, как правило, небольшой по размеру, тем более, что выплачивается всего лишь один раз. Его размер зависит от внутренних правил СРО.

Второй вид взносов - членские. Перечисляются на счета саморегулируемой организации ежегодно или ежеквартально. Величина регулярного платежа участника профобъединения также устанавливается самой СРО и редко представляет собой серьезную сумму.

Основные проблемы доставляет третий вид взносов - выплаты для создания компенсационных фондов профобъединения. Минимальный размер платежа, как уже было отмечено выше, составляет для строителей 300 тыс. руб., а для изыскателей и проектировщиков - 200 тыс. руб. Величина взноса устанавливается законодательно, поэтому изменена быть не может.

Квалификационные

Главным нововведением, касающимся квалификационных требований к участникам СРО, стало создание НРС, как часто сокращенно называют два Национальных реестра специалистов. В первом объединены инженерные работники строительных специальностей, а контроль осуществляет НОСТРОЙ, второй же реестр включает изыскателей и проектировщиков, поэтому им занимается НОПРИЗ.

Для вступления в профильную СРО в штате организации или ИП должно состоять на постоянной основе, как минимум, два работника, включенных в профильный НРС. Более того, они должны занимать руководящие должности, а один из них - быть либо ГИПом, либо главным инженером подрядной организации.

Не изменилось, по сравнению со старой версией законодательства, требование по действующей аттестации руководителя и специалистов. Каждый из них должен иметь свидетельство о прохождении курсов повышения квалификации или переподготовки, полученное в течение последних 5 лет.

Еще одно квалификационное требование касается непосредственно руководителя организации или самого предпринимателя. Оно заключается в наличии профильного высшего образования и опыта работы по специальности или на руководящей должности в течение, как минимум, 5 лет.

Предоставление документации

Завершает перечень требований, предъявляемых к участнику СРО, предоставление обязательной документации. Минимальный набор требуемых для вступления в профобъединение документов установлен №372-ФЗ и включает в себя:

    Заявление. Оно оформляется в соответствии с внутренними правилами конкретной СРО, так как унифицированной формы документа, обязательной для всех попросту не существует.

    Информационный лист. Содержит основные сведения о потенциальном участнике СРО, а также предполагаемый размер планируемых к заключению договоров. Указанная информация имеет серьезное значение, так как определяет уровень ответственности члена профобъединения и, как следствие, величину взносов в компфонды.

    Устав или паспорт (соответственно - для ООО и ИП), а также документы о регистрации и постановке хозяйствующего субъекта на учет.

    Документы, которые свидетельствуют о соответствии соискателя предъявляемым к нему требованиям в части финансирования членства в СРО.

    Документы, которые свидетельствуют о соответствии соискателя требованиям, которые предъявляются к участнику СРО в части наличия квалификации и опыта сотрудников. К ним относятся дипломы об образовании, свидетельства об аттестации, трудовые книжки, трудовые контракты, должностные инструкции, штатное расписание и т.д.

Важным нюансом действующих сегодня правил работы СРО является тот факт, что описанные выше требования к участникам, установленные законодательно, выступают как минимальные. Каждая саморегулируемая организация имеет право дополнить или увеличить их так, как считает нужным. Естественно, любое подобное решение должно приниматься на общем собрании участников и соответствующим образом оформляться.

Например, некоторые СРО сохранили во внутренних правилах действовавшие ранее требования в части материально-технической базы потенциального члена профобъединения или заключения договора страхования гражданской ответственности. В подобной ситуации к приведенному выше перечню документации потребуется добавить документы, подтверждающие выполнение и этих требований.

Рассказать друзьям